Законы и постановления РФ

Решение Земского собрания Тонкинского района от 21.05.2009 N 368 “Об утверждении Положения о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Тонкинскому муниципальному району, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности“ (вместе с “Положением о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Тонкинскому муниципальному району, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности“, “Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности“)

Вступил в силу с 21 мая 2009 года (пункт 2 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ТОНКИНСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N 368

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ

АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОНКИНСКОМУ

МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ, НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В целях повышения эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала (пакеты акций) которых находятся в собственности Тонкинского муниципального района, определения оснований для сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты, в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов, утвержденной постановлением администрации Тонкинского муниципального района от 25 июля 2006 года N 77 (с внесенными изменениями от 30 июля 2007 года
N 101 и от 1 августа 2008 года N 100), руководствуясь Уставом Тонкинского муниципального района, Земское собрание решило:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Тонкинскому муниципальному району, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности (далее - Положение).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Глава местного самоуправления

Т.Ф.КУЗНЕЦОВА

Утверждено

решением

Земского собрания

Тонкинского района

от 21.05.2009 N 368

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ И АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ,

ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОНКИНСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ, НА ОСНОВЕ

ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий Тонкинского муниципального района (далее - предприятия) и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Тонкинскому району (далее - организации), на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности и сохранения вышеуказанных объектов в составе муниципальной собственности Тонкинского муниципального района.

Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности, максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования, а также максимальное сокращение числа муниципальных предприятий, функции которых могут выполнять частные организации при предоставлении им соответствующих субсидий и субвенций на исполнение муниципальных функций.

2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий и организаций проводится балансовой комиссией (далее - Комиссия), созданной администрацией Тонкинского района, по
данным отчетности о деятельности и долговых обязательствах предприятий и организаций в случае необходимости принятия решения о сохранении предприятий и организаций в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика) (приложение).

3. Порядок и сроки представления отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий утверждаются в соответствующем постановлении администрации Тонкинского района.

4. В настоящем Положении под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия или открытого акционерного общества, акции которого принадлежат муниципальному образованию, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности Тонкинского муниципального района на эти объекты.

5. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий и акций открытых акционерных обществ, принадлежащих району (далее - критерии оценки), являются любые из нижеперечисленных:

а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат району;

б) бюджетная эффективность предприятий и организаций - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и (или) расходы местного бюджета;

в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат району, со стороны частных предприятий;

г) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и открытыми
акционерными обществами, акции которых принадлежат району, в случае прекращения их деятельности или в случае замены акционеров;

д) стабильность и величина выплаты дивидендов открытыми акционерными обществами, акции которых принадлежат району, в случае, если доля акций открытых акционерных обществ, принадлежащих району, превышает 50%;

е) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:

1) показатели рентабельности;

2) высокий процент использования основных средств;

3) положительное состояние расчетов с контрагентами;

4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности.

6. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) предприятием или организацией, соблюдается в том случае, если в распоряжении отдела экономики и прогнозирования администрации района (далее - Отдел) есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий.

Отдел при этом также обеспечивает проведение мониторинга предложений товаров, работ и услуг, аналогичных производимым (оказываемым) муниципальными предприятиями или открытыми акционерными обществами.

Отдел в рамках проведения мониторинга вправе обращаться с запросами в отраслевые органы администрации.

При отсутствии у Отдела документального подтверждения фактов альтернативного предложения товаров, работ, услуг устанавливается отсутствие данного предложения на рынке Тонкинского района.

7. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями и организациями, в случае прекращения деятельности предприятия или продажи акций, принадлежащих Тонкинскому муниципальному району, определяется Комиссией.

При этом Комиссия вправе
сделать запрос по поводу присутствия риска повышения цен в соответствующие отраслевые органы администрации района.

8. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:

а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия, а также медицинские услуги;

б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

г) услуги по перевозке пассажиров;

д) ритуальные услуги;

е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства;

ж) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;

з) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета;

и) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;

к) обеспечение топливом населения района;

л) жилищно-коммунальные услуги;

м) иные услуги по предложениям отраслевых органов администрации с приложением обоснований такого включения.

9. Критерии оценки используются для:

а) анализа деятельности муниципальных предприятий и управления находящимися в муниципальной собственности Первомайского района акциями открытых акционерных обществ;

б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащие району, на основании оценки бюджетной и социальной эффективности;

в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества (включая пакеты акций акционерных обществ);

г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер, направленных на повышение эффективности
использования муниципальной собственности.

10. В случае если муниципальные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых принадлежат району, не соответствуют критериям, указанным в настоящем Положении, Комиссия:

1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой формы муниципальных предприятий; о целесообразности смены руководства;

2) выдвигает предложения об отчуждении акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Тонкинскому муниципальному району;

3) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план (программу) приватизации;

4) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих субъектов или их перепрофилированию.

11. Результаты оценки эффективности деятельности предприятий и организаций, а также результаты оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащие району, представляются Комиссией главе администрации района.

12. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия и акции открытых акционерных обществ, принадлежащие району, принимается администрацией района на основании предложений Комиссии.

Приложение

к Положению

о системе критериев для сохранения

муниципальных унитарных предприятий и акций

открытых акционерных обществ, принадлежащих

Тонкинскому муниципальному району,

на основе оценки бюджетной

и социальной эффективности

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика) разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятия) и организаций, доли уставного капитала (акции) которых находятся в муниципальной собственности (далее - организации), при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты.

1.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий и
организаций проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДИКИ

2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия (организации) - влияние результатов деятельности предприятия или организации на доходы и расходы бюджета района.

2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия (организации) - социальные последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия (организации).

2.3. Общественная значимость деятельности предприятия (организации) - социально-экономические последствия деятельности предприятия или организации для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия или организации.

2.4. Общественная полезность деятельности предприятия (организации) - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия или организации, которая выражается в создании новых или повышении эффективности предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ.

3. ОБЩАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия (организации) определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия или общества.

Далее определяется эффективность деятельности предприятия (организации) с точки зрения
влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.

4. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Оценка общественной значимости деятельности предприятия (организации) осуществляется с использованием следующих инструментов:

1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников администрации района);

2) анализ содержания и частоты обращений в администрацию района населения по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия (организации);

3) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия (организации) со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости).

Общественная значимость деятельности предприятия (организации) определяется долей населения, являющегося потребителем производимых данным предприятием (организацией) товаров, работ, услуг.

Общественная полезность деятельности предприятия (организации), как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия (организации) могут применяться следующие показатели:

а) социальные последствия деятельности предприятия (организации), в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы;

б) влияние деятельности предприятия (организации) на экономическое развитие Тонкинского района (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);

в) создание новых товаров, работ, услуг;

г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг;

д) повышение качества товаров, работ, услуг;

е) обеспечение бесперебойности их предоставления;

ж) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия (организации) - расширение круга населения, имеющего к ним доступ.

Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия (организации) по отдельным показателям
не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей.

5. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия (организации).

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета;

б) дивиденды по принадлежащим Тонкинскому муниципальному району акциям общества.

К оттокам бюджетных средств относится:

а) предоставление бюджетных субсидий муниципальным предприятиям.

Отдельно учитываются:

а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы бюджета;

б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.

Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.