Законы и постановления РФ

Постановление администрации Вадского района от 22.08.2007 N 91 “Об утверждении Методики расчета платежеспособности местного бюджета Вадского муниципального района с учетом действующих и планируемых долговых обязательств и Методики планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность местного бюджета Вадского муниципального района“

АДМИНИСТРАЦИЯ ВАДСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2007 г. N 91

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА С УЧЕТОМ

ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПЛАНИРУЕМЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И МЕТОДИКИ

ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ С УЧЕТОМ

ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В целях совершенствования системы управления муниципальным долгом Вадского муниципального района и в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов Вадского муниципального района на 2006 - 2008 годы, утвержденной постановлением главы местного самоуправления Вадского муниципального района от 03.08.2007 N 86 “Об утверждении Программы реформирования муниципальных финансов Вадского муниципального района Нижегородской области“, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 28.06.2007 N 208 “Об утверждении Методики расчета платежеспособности
областного бюджета Нижегородской области с учетом действующих и планируемых долговых обязательств и Методики планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета Нижегородской области“:

1. Утвердить Методику расчета платежеспособности бюджета Вадского муниципального района с учетом действующих и планируемых долговых обязательств согласно приложению 1.

2. Утвердить Методику планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность местного бюджета Вадского муниципального района согласно приложению 2.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района, начальника управления финансов И.С. Копнова.

Первый зам. главы администрации

Д.Б.РОМАНОВ

Приложение 1

к постановлению

администрации Вадского района

от 22.08.2007 N 91

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ

И ПЛАНИРУЕМЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

(далее - Методика)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данная Методика разработана в целях оценки платежеспособности местного бюджета Вадского муниципального района (далее - местного бюджета района) с учетом действующих и планируемых долговых обязательств, повышения эффективности управления муниципальным долгом Вадского района.

1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Вадского муниципального района (далее - расходные и долговые обязательства соответственно):

- кредитные соглашения и договоры;

- муниципальные займы Вадского района, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

- договоры и соглашения о получении Вадским районом бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении муниципальных гарантий Вадского района;

- соглашения и договоры, заключенные от
имени Вадского муниципального района, в том числе о реструктуризации долговых обязательств, возникших до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В данной Методике используются следующие понятия:

временной (расчетный) интервал, по которому оценивается платежеспособность местного бюджета района, состоит из:

- фактического периода, включающего завершенные расчетные периоды (месяц, квартал, полугодие) текущего года на момент планирования;

- планового периода - текущий год и последующие два года;

- прогнозного периода - от окончания планового периода до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения.

Интервал расчета платежеспособности местного бюджета района, кроме фактического периода, разбивается на годовые периоды;

платежеспособность местного бюджета района - финансовое состояние местного бюджета района, позволяющее полностью и своевременно исполнять свои расходные и долговые обязательства;

долговая емкость местного бюджета района (СДЕ) - это превышение доходов местного бюджета района над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание долговых обязательств в каждом периоде расчетного интервала;

свободная долговая емкость местного бюджета района (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и долговой емкостью в каждом расчетном интервале. Если значение свободной долговой емкости отрицательно, то оно показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходим. Если значение свободной долговой емкости положительно, то оно показывает, какой объем доходов местного бюджета района остается после покрытия текущих расходов и
расходов по погашению и обслуживанию долга, который может быть направлен на:

- финансирование капитальных расходов, осуществленных за предыдущие периоды;

- финансирование капитальных расходов текущего финансового года и досрочное погашение долговых обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет;

- финансирование капитальных расходов в плановом и прогнозном периодах, досрочное погашение обязательств, а также на погашение и обслуживание новых заимствований.

1.3. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:

- капитальные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) местного бюджета района;

- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности местного бюджета района в текущем периоде, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.

1.4. Расчет платежеспособности местного бюджета района проводится при формировании проекта местного бюджета района на очередной финансовый год, а также при возникновении необходимости привлечения заимствований или предоставлении гарантий в течение года, в том числе при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.

В расчет оценки платежеспособности местного бюджета района заложены следующие принципы:

- текущие расходы местного бюджета района должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше кризисного;

- новые заимствования должны
привлекаться только для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) местного бюджета района. Данный принцип должен соблюдаться для высокого и среднего уровней платежеспособности. Для удовлетворительного уровня платежеспособности допускается ограниченный объем вынужденного рефинансирования долговых обязательств в размере до 33% от общего уровня муниципального долга.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Определение уровня платежеспособности местного бюджета района включает следующие этапы:

- построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств;

- построение прогноза основных показателей местного бюджета района (доходы, расходы, дефицит или профицит) на весь интервал расчета;

- расчет платежеспособности местного бюджета района.

2.1. Построение графика платежей по обслуживанию и погашению

расходных и долговых обязательств, а также составление

прогноза параметров и показателей местного бюджета района

на весь интервал расчета

Временная структура расходных и долговых обязательств охарактеризована применением показателей, отражающих соотношение обязательств с различными сроками погашения, а также интегральных показателей, отражающих усредненные характеристики длительности обязательств (средний срок до погашения, дюрация и др.).

Одной из наиболее значимых характеристик временной структуры является платежный график:

j j j

Гпл = SUM (Рпог + Робсл) + SUM (Гарантия), где

i j i i k i

j

Рпог - расходы на погашение прямого обязательства j в i-м

i

периоде;

j

Робсл - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-м

i

периоде;

k

Гарантия - ожидаемый платеж по k-му условному обязательству в

i

i-ом периоде.

При расчете платежного графика ожидаемые выплаты по условному обязательству без права регрессных требований к принципалу, по необеспеченным условным обязательствам, а также по условным обязательствам с правом регрессных требований к принципалу и обеспеченные ликвидным залогом, по которым срок реализации права регресса или залога переходит на следующий финансовый год, учитываются в полном объеме. Ожидаемые выплаты по условным обязательствам с правом регрессных требований к принципалу и обеспеченные ликвидным залогом, срок реализации залога или права регресса по которым возможен в текущем финансовом году, могут не учитываться при расчете платежного графика.

График обслуживания и погашения существующих долговых и расходных обязательств Вадского муниципального района составляется на основании данных долговой книги Вадского муниципального района, а также в соответствии с условиями заключенных соглашений и договоров.

Составление
графика обслуживания и погашения по планируемым долговым обязательствам, а также планирование основных показателей местного бюджета района на плановый интервал расчета осуществляются в соответствии с перспективным финансовым планом Вадского муниципального района.

Составление графика обслуживания и погашения по прогнозируемым долговым обязательствам осуществляется на основании прогнозных показателей местного бюджета района.

Сводный график обслуживания и погашения долговых обязательств Вадского муниципального района составляется суммированием значений графиков существующих, планируемых и прогнозных в соответствующем временном интервале.

Для оценки равномерности выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств используется показатель дисперсии выплат, рассчитываемый по следующей формуле:

n __2

SUM (Пл - Пл)

i=1 i

D = --------------, где

n

D - дисперсия выплат;

Пл - объем платежей по обслуживанию и погашению долговых

i

обязательств в i-м периоде;

Пл - средний платеж за весь период по обслуживанию и

погашению долговых обязательств;

n - количество периодов, соответствующее максимальному сроку

действия долговых обязательств.

При составлении платежного графика следует стремиться к минимизации значения дисперсии.

Построение прогноза основных показателей местного бюджета района осуществляется на весь период расчетного интервала. Прогнозируются следующие основные показатели местного бюджета района:

- доходы местного бюджета района;

- безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- бюджет развития (капитальные расходы) местного бюджета района.

Прогноз основных параметров местного бюджета района на прогнозный период осуществляется простым умножением соответствующего основного параметра за предыдущий год на значение процента, равное среднему значению роста ВРП за три предыдущих года. Остальные параметры и показатели местного бюджета района на прогнозный период находятся расчетным путем.

Исходя из рыночной, инвестиционной ситуации и иных целей привлечения планируется величина свободной долговой емкости в каждом интервале планирования. Представление о свободной долговой емкости бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования дает сопоставление графика обслуживания обязательств с долговой емкостью бюджета, которая является важным показателем для управления и контроля над объемом привлекаемых средств:

ДЕ = СДЕ + Гпл

i i

В то же время долговая емкость бюджета определяется как превышение общих доходов бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени:

ДЕ = Д - Ртек, где

i i i

Д - доходы, поступившие в бюджет, в i-м периоде;

i

Ртек - текущие расходы бюджета без учета расходов на

i

обслуживание существующих долговых обязательств, произведенные в

i-м периоде.

На основании величины долговой емкости бюджета определяется величина расходов без учета расходов на обслуживание долговых обязательств, которые можно осуществить в соответствующем временном периоде:

Ртек = Д - ДЕ, где

i i i

Полученная величина текущих расходов анализируется и в случае необходимости может корректироваться, что влечет за собой изменение уровня свободной долговой емкости. Корректировка текущих расходов должна проводиться таким образом, чтобы измененная величина свободной долговой емкости не составляла отрицательную величину.

2.2. Расчет платежеспособности местного бюджета района

2.2.1. Платежеспособность местного бюджета района может принимать следующие значения:

-------------------T---------------------------------------------¬

¦Уровень ¦Описание значения уровня потенциальной¦

¦потенциальной ¦платежеспособности местного бюджета района ¦

¦платежеспособности¦ ¦

¦местного бюджета¦ ¦

¦района ¦ ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦высокий ¦местный бюджет района способен обеспечивать¦

¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦

¦ ¦долга и достаточно высокий уровень¦

¦ ¦капитальных расходов с возможным привлечением¦

¦ ¦новых заимствований при соблюдении¦

¦ ¦соответствующих ограничений по муниципальному¦

¦ ¦долгу ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦средний ¦местный бюджет района способен обеспечивать¦

¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦

¦ ¦долга и достаточный уровень капитальных¦

¦ ¦расходов с возможным привлечением новых¦

¦ ¦заимствований при соблюдении соответствующих¦

¦ ¦ограничений по долгу ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦удовлетворительный¦местный бюджет района способен обеспечить¦

¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦

¦ ¦долга и минимально необходимого уровня¦

¦ ¦капитальных расходов с возможным привлечением¦

¦ ¦новых заимствований при соблюдении¦

¦ ¦соответствующих ограничений по долгу.¦

¦ ¦Возможно проведение небольшого объема¦

¦ ¦вынужденного рефинансирования ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦кризисный ¦средств местного бюджета района недостаточно¦

¦ ¦для покрытия текущих расходов и/или погашения¦

¦ ¦долга - долговая емкость и/или свободная¦

¦ ¦долговая емкость отрицательна. ¦

¦ ¦Невозможно доведение платежеспособности¦

¦ ¦местного бюджета района до более высокого¦

¦ ¦уровня с помощью проведения операций¦

¦ ¦резервирования, досрочного погашения или¦

¦ ¦осуществления новых заимствований при¦

¦ ¦соблюдении ограничений по долгу ¦

L------------------+----------------------------------------------

Уровень капитальных расходов определяется отношением объема капитальных расходов к доходам местного бюджета района. Достаточность уровня капитальных расходов определяется следующими значениями:

---------------------------------T-------------------------------¬

¦Достаточно высокий уровень¦ >15% ¦

¦капитальных расходов ¦ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Достаточный уровень капитальных¦ 10 - 15% ¦

¦расходов ¦ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Минимальный уровень капитальных¦ 5 - 10% ¦

¦расходов ¦ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Уровень капитальных расходов¦ <5% ¦

¦ниже минимального ¦ ¦

L--------------------------------+--------------------------------

Уровень платежеспособности местного бюджета района определяется по значению коэффициента платежеспособности местного бюджета района в соответствии с таблицей:

---------------------------T-------------------------------------¬

¦ Значение коэффициента ¦ Уровень фактической ¦

¦ платежеспособности ¦ платежеспособности ¦

¦ местного бюджета района ¦ местного бюджета района ¦

¦ +-------T--------T----------T---------+

¦ ¦высокий¦средний ¦удовлетво-¦кризисный¦

¦ ¦ ¦ ¦рительный ¦ ¦

+--------------------------+-------+--------+----------+---------+

¦Отношение суммы свободной¦ >15% ¦10 - 15%¦ 5 - 10% ¦ <5% ¦

¦долговой емкости и объема¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦заимствований к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦местного бюджета района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------+-------+--------+----------+----------

Уровни платежеспособности местного бюджета района соответствуют уровням капитальных расходов, определенным выше, поскольку коэффициент платежеспособности местного бюджета района равен отношению свободной долговой емкости (СДЕ) и заимствований (3), за счет которых должны осуществляться капитальные расходы, к доходам местного бюджета района, то есть отражает способность местного бюджета района обеспечить достаточный уровень капитальных расходов при надлежащем исполнении выплат по муниципальному долгу и текущих расходов, в том числе расходов по обслуживанию долга.

2.2.2. Для расчета платежеспособности местного бюджета района по фактическому периоду вводится коэффициент платежеспособности местного бюджета района (ФП), равный отношению суммы свободной долговой емкости и объема заимствований к доходам местного бюджета района:

(СДЕ + З)

ФП = --------- x 100%, где

Д

СДЕ - свободная долговая емкость местного бюджета района в фактическом периоде;

Д - доходы местного бюджета района в фактическом периоде;

З - объем заимствований местного бюджета района в фактическом периоде.

Указанное соотношение показывает, на каком уровне могут быть профинансированы капитальные расходы местного бюджета района, осуществляемые как за счет доходов, так и за счет привлечения новых заимствований.

Уровень фактической платежеспособности местного бюджета района рассчитывается для оценки возможности осуществления новых заимствований до конца текущего года.

2.2.3. Расчет потенциальной платежеспособности местного бюджета района проводится в два этапа:

- определение исходного уровня потенциальной платежеспособности местного бюджета района;

- определение возможности повышения исходного уровня потенциальной платежеспособности местного бюджета района с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения и осуществления новых заимствований.

2.2.3.1. Исходный уровень потенциальной платежеспособности местного бюджета района определяется с помощью коэффициента исходной платежеспособности местного бюджета района (ППм), равного отношению свободной долговой емкости к доходам для каждого года анализируемого периода:

СДЕ

i

ППм = ----- x 100%, где

Д

i

i - порядковый номер года, i = 1, ..., N, где N - число лет в

анализируемом периоде;

СДЕ - свободная долговая емкость в i-м году;

i

Д - доходы местного бюджета района в i-м году.

i

Для каждого года анализируемого периода по полученным значениям данного коэффициента определяется уровень исходной платежеспособности местного бюджета района в соответствии с таблицей, указанной в п. 2.2.1 настоящей Методики.

Если значения коэффициента исходной потенциальной платежеспособности местного бюджета района соответствуют высокому уровню его платежеспособности для всех лет прогнозного периода, то общий уровень потенциальной платежеспособности местного бюджета района высокий.

2.2.3.2. Для расчета потенциальной платежеспособности местного бюджета района по плановому и прогнозному периоду вводится коэффициент платежеспособности (ППi), равный отношению суммы свободной долговой емкости и объема заимствований к объему доходов местного бюджета района для каждого года прогнозного периода:

(СДЕ + З)

i i

ППi = --------- x 100%, где

Д

i

i - порядковый номер года, i = 1, ..., N, где N - число лет в

анализируемом периоде;

СДЕ - свободная долговая емкость в i-м году;

i

Д - доходы местного бюджета района в i-м году;

i

З - объем заимствований местного бюджета района в i-м году.

i

Уровень потенциальной платежеспособности местного бюджета района определяется как максимально достижимое значение коэффициента платежеспособности местного бюджета района по всем годам анализируемого периода с учетом возможности проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований.

2.3. Регулирование платежеспособности

местного бюджета района

Возможность повышения уровня потенциальной платежеспособности местного бюджета района осуществляется путем последовательного применения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований с учетом результатов, полученных при расчете исходного уровня потенциальной платежеспособности.

2.3.1. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится поиск двух соседних лет, для которых коэффициент исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется резервирование средств с первого года на второй в объеме, выравнивающем коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов местного бюджета района в первом году и увеличение его доходов на эту же сумму во втором году. Причем каждый год может быть задействован в данной операции только один раз.

2.3.2. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств осуществляется следующим образом: производится поиск двух лет (не обязательно соседних) начиная с текущего года, для которых значение коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором, осуществляется досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей: удаляются досрочно погашенное обязательство (или его часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть).

2.3.3. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью осуществления новых заимствований осуществляется следующим образом: определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде, исходя из требуемого уровня платежеспособности задается уровень коэффициента платежеспособности - выше, чем минимальное значение в прогнозном периоде (далее также - заданный уровень), и осуществляется доведение значений коэффициента платежеспособности по всем годам прогнозного периода до заданного уровня.

Для этого определяется год (начиная со следующего года от даты расчета), для которого значение коэффициента платежеспособности ниже заданного уровня. Вычисляется объем заимствований (З), необходимый для доведения коэффициента платежеспособности в этом году до заданного уровня:

З = дельта (ПП) x Д, где

дельта (ПП) - разница между заданным и минимальным значением коэффициента исходной платежеспособности в рассматриваемом году;

Д - доходы местного бюджета района в рассматриваемом году.

Далее проводится попытка построения графика погашения данного заимствования. Погашение заимствования распределяется на срок, на который возможно привлечение новых заимствований с рынка заимствований в данном году. Распределение погашения заимствования производится по принципу максимально возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности.

Если удалось построить график погашения для нового заимствования, аналогичная процедура проводится для следующих лет, имеющих коэффициент платежеспособности ниже заданного уровня. Если процесс построения новых заимствований не прерывается до конца прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности достижим. Принимается новое значение заданного уровня выше предыдущего и производится аналогичный расчет для коэффициента платежеспособности.

Если процесс построения новых заимствований прерывается на каком-либо году прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности недостижим. Максимально достижимый уровень платежеспособности определяется по значению предыдущего уровня коэффициента платежеспособности.

При этом на каждом этапе вычислений производится проверка соблюдения следующих ограничений:

--------------------------------------------------------T--------¬

¦ Наименование ¦Значение¦

+-------------------------------------------------------+--------+

¦Отношение накопленного долга к доходам местного бюджета¦ <40% ¦

¦района за вычетом финансовой помощи из бюджетов других¦ ¦

¦уровней ¦ ¦

+-------------------------------------------------------+--------+

¦Отношение выплат по погашению долга к доходам местного¦ <20% ¦

¦бюджета района за вычетом финансовой помощи из бюджетов¦ ¦

¦других уровней ¦ ¦

+-------------------------------------------------------+--------+

¦Отношение объема расходов на обслуживание долга к¦ <15% ¦

¦расходам местного бюджета района ¦ ¦

+-------------------------------------------------------+--------+

¦Отношение дефицита местного бюджета района к доходам за¦ <15% ¦

¦вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней ¦ ¦

L-------------------------------------------------------+---------

Приложение 2

к постановлению

администрации Вадского района

от 22.08.2007 N 91

МЕТОДИКА

ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ С УЧЕТОМ

ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методика планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность местного бюджета Вадского муниципального района (далее - местный бюджет района) (далее - Методика) представляет собой свод (алгоритм) основных методических процедур и определяет перечень мероприятий по планированию новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность местного бюджета района при исполнении Программы муниципальных заимствований Вадского муниципального района.

1.2. Целями настоящей Методики являются:

1.2.1. Установление методологии и общих принципов привлечения новых заимствований для регулирования платежеспособности местного бюджета района.

1.2.2. Повышение качества планирования и прогнозирования при исполнении местного бюджета района.

1.2.3. Сглаживание краткосрочных пиков платежей по финансированию не покрытых доходами расходов местного бюджета района, а также расходов на погашение муниципального долга Вадского муниципального района.

1.2.4. Достижение наиболее оптимальных условий привлечения заемных средств в местный бюджет района при выполнении Программы муниципальных заимствований Вадского муниципального района с учетом текущей конъюнктуры на рынках капитала.

1.2.5. Повышение эффективности бюджетной политики администрации Вадского муниципального района и снижение рисков при исполнении местного бюджета района в условиях неравномерности поступления доходов и финансирования расходов в течение финансового года.

1.3. В настоящей Методике используются следующие понятия и определения:

долг - муниципальный долг Вадского муниципального района;

долговые обязательства - муниципальные долговые обязательства Вадского муниципального района;

лимит муниципальных заимствований - предельно допустимый объем муниципальных заимствований Вадского муниципального района в отношении соответствующего долгового инструмента (ценные бумаги, кредиты) в расчете на отчетный период, который исходя из текущей и прогнозируемой конъюнктуры на рынках капитала не приводит к ухудшению существенных условий заимствований;

существенные условия заимствований - ставка привлечения средств в процентах годовых и правила ее изменения (в случае плавающих ставок), условия погашения (в частности, возможность досрочного погашения), возможный объем заимствований;

минимальный остаток средств бюджета - объем средств местного бюджета района на счетах по учету средств бюджета Вадского муниципального района;

временной интервал - месяц, квартал, год;

график платежей - составляемый управлением финансов администрации Вадского муниципального района график обслуживания и погашения долга;

кредитор - юридическое лицо (резидент или нерезидент), с которым заключены договоры (соглашения) о кредитовании бюджета;

ликвидность местного бюджета района - условие, при котором в каждом отчетном периоде в течение финансового года доходы местного бюджета района, в том числе от приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности Вадского муниципального района, муниципальные заимствования Вадского муниципального района, а также денежные средства, находящиеся на счетах по учету средств местного бюджета района покрывают все расходы местного бюджета района и платежи по погашению муниципального долга Вадского муниципального района, а также обеспечивают резерв предстоящих расходов местного бюджета района на первое число периода, следующего за отчетным;

платежеспособность местного бюджета района - способность своевременно и в полном объеме выполнять за счет средств бюджета принятые расходные обязательства, рассчитываться по долговым обязательствам, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности местного бюджета района.

Временной интервал, по которому планируются новые заимствования местного бюджета района, состоит из:- расчетного периода - период, на который проводятся расчетные и (или) плановые операции;

- фактического периода, включающего завершенные расчетные периоды (месяц, квартал, полугодие) текущего финансового года на момент планирования;

- отчетного периода, включающего незавершенные расчетные периоды (месяц, квартал, полугодие) текущего финансового года на момент планирования;

- планового периода - текущий год и последующие два года;

- прогнозного периода - от окончания планового периода до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения.

Временной интервал при расчете и планировании новых заимствований местного бюджета района разбивается на годовые периоды, кроме фактического и отчетного периодов.

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА НОВЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА С УЧЕТОМ

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ВАДСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1. План новых заимствований с учетом платежеспособности местного бюджета района составляется управлением финансов администрации Вадского муниципального района на весь финансовый год. При составлении плана новых заимствований с учетом платежеспособности местного бюджета района учитывается также фактическое исполнение предыдущих фактических периодов нарастающим итогом с начала финансового года.

2.2. При планировании Программы муниципальных заимствований в случае необходимости по соответствующим долговым инструментам устанавливается верхний лимит муниципальных заимствований Вадского муниципального района до конца года в расчете на каждый отчетный период.

2.3. Верхний лимит по видам муниципальных заимствований Вадского муниципального района определяется и устанавливается управлением финансов администрации Вадского муниципального района на основе анализа текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынках капитала, прогнозов изменения ликвидности банковской и финансовой системы, а также других факторов.

2.4. В целях недопущения превышения объемов привлечения заемных средств по итогам финансового года над фактической потребностью в результате перевыполнения плана по доходам и неполного освоения ассигнований бюджетными учреждениями при планировании и исполнении Программы муниципальных заимствований Вадского муниципального района объем привлечения заемных средств в течение первых одиннадцати месяцев не должен превышать 90 процентов от первоначального (уточненного) плана на финансовый год.

2.5. На основе полученной информации управление финансов администрации Вадского муниципального района составляет план новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность бюджета Вадского муниципального района. Оценка влияния вновь привлекаемых заимствований на платежеспособность бюджета Вадского муниципального района проводится в соответствии с Методикой расчета платежеспособности местного бюджета Вадского муниципального района с учетом действующих и планируемых долговых обязательств.

2.5.1. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в капитальных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.

Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в капитальных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.

2.5.2. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:

- проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;

- выбор заемных финансовых инструментов.

Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается информация о существенных условиях заимствования.

Определение видов долговых инструментов проводится исходя из минимального уровня рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом, доступности заимствований с приемлемыми сроками привлечения и стоимостью финансовых инструментов.

2.5.2.1. С точки зрения основных подходов к минимизации рисков выделяются такие риски, источники возникновения которых являются подконтрольными, включая кредитный риск, юридические риски и риск противозаконных действий, риск ликвидности, риск платежа, то есть риски данной категории могут быть уменьшены путем проведения соответствующих мероприятий или иных действий, и риски, связанные с внешними условиями, которые неподконтрольны: риск рефинансирования, риск процентной ставки, валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа.

Для неподконтрольных рисков основным способом минимизации для вновь привлекаемых обязательств является отказ от привлечения заимствований, которым присуши значительные риски, а по уже существующим долговым обязательствам необходимой проводить их рефинансирование с учетом минимизации рисков.

По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.

2.5.2.2. Определение сроков заимствований проводится на основе анализа доступности на рынках капитала видов долговых обязательств с приемлемым уровнем риска и сроком погашения, для которого можно построить график платежей по принципу максимально возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности бюджета Вадского муниципального района. При этом для оценки равномерности выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств используется показатель дисперсии выплат, рассчитываемый по следующей формуле:

n __2

SUM (Пл - Пл)

i=1 i

D = -------------, где

n

D - дисперсия выплат;

Пл - объем платежей по обслуживанию и погашению привлекаемого

i

долгового обязательства в i-м периоде;

Пл - средний платеж за весь период по обслуживанию и погашению

существующих долговых обязательств;

n - количество периодов, соответствующее максимальному сроку

действия долговых обязательств.

Определение заимствований с приемлемыми сроками считается выполненным, если привлечение заемных средств не приводит к значительному снижению уровня платежеспособности местного бюджета района по регулируемым периодам при минимальном значении дисперсии. Заимствования, не соответствующие требуемому графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения.

2.5.2.3. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Определение стоимости финансовых инструментов проводится путем сравнения их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований. Для каждого из долговых обязательств (рефинансируемого и привлекаемого) на основании графика платежей рассчитывается приведенная стоимость расходов на обслуживание и погашение долга по следующей формуле:

(CF + F)

t t

PV = SUM ------------, где

i r

t T t

(1+ --- x ---)

100 B

PV - приведенная стоимость расходов на обслуживание и

i

погашение долга (present value) по долговому инструменту i;

CF - расходы на обслуживание долгового обязательства в период

t

t;

F - расходы на погашение долгового обязательства в период t;

t

r - ставка дисконтирования в процентах годовых;

t

n - общее количество периодов t в течение полного срока

обязательства;

Т - длительность периода t;

В - временная база для расчета (Т в днях - база 365/366, Т в

месяцах - база 12 и т.д.).

В качестве ставки дисконтирования принимаются значения из прогноза по инфляции на каждый из расчетных периодов.

Более привлекательным является вариант заимствования, для которого получено меньшее значение показателя приведенной стоимости.

2.5.3. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:

- ограничений местного бюджета района, задаваемых уровнями платежеспособности местного бюджета района;

- потребностей в заимствованиях, в том числе:

- на капитальные расходы;

- на рефинансирование действующих долговых обязательств.

Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности местного бюджета района, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности местного бюджета района. Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных и более низких, чем текущее значение платежеспособности местного бюджета района.

Корректировка объемов заимствований производится таким образом, чтобы по каждому долговому инструменту в соответствующем периоде выполнялось следующее условие:

i i

З <= З max, где

t t

i

З - объем привлечения заемных средств в местный бюджет района

t

Вадского муниципального района по долговому инструменту i в

расчетном периоде t;

i

З max верхний лимит заимствований по долговому инструменту i,

t

установленный на расчетный период t.

2.6. Если по соответствующему долговому инструменту i не установлен верхний лимит заимствований на отчетный период t, корректировка объема привлечения заемных средств по данному долговому инструменту не производится.

3. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН НОВЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА С УЧЕТОМ

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ВАДСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1. Внесение изменений в план новых заимствований Вадского муниципального района осуществляется одновременно с мероприятиями по оценке и регулированию платежеспособности местного бюджета Вадского муниципального района, а также по мере необходимости в порядке, установленном разделом 2 настоящей Методики.

3.2. Основаниями для внесения изменений в план новых заимствований Вадского муниципального района являются: изменение прогноза исполнения местного бюджета района по доходам и/или расходам, фактическое или ожидаемое изменение конъюнктуры финансовых рынков, внесение изменений в графики выборки заемных средств по кредитным соглашениям и другие обстоятельства.