Законы и постановления РФ

Распоряжение главы местного самоуправления Воскресенского района от 02.08.2007 N 609-р “О создании пункта временного размещения пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера“

ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 августа 2007 г. N 609-р

О СОЗДАНИИ ПУНКТА ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (в редакции от 18.12.2006)

1. Рекомендовать главе Богородского сельсовета (В.Н. Никулин), директору турбазы “Ветлуга“ (В.Е. Никуличев) создать пункт временного размещения населения (далее - ПВР) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района в срок до 30 сентября 2007 года.

2. Утвердить прилагаемое Положение о пункте временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера на территории района.

3. Сектору по делам ГОЧС администрации (В.М. Панков):

3.1. Оказать методическую помощь руководителям ПВР при разработке необходимой документации согласно методическим рекомендациям ГУ МЧС России по Нижегородской области по организации пунктов временного размещения.

3.2. Организовать обучение руководящего состава ПВР в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации района В.Н. Зеленова.

Глава местного самоуправления

В.В.ПРИВАЛОВ

Приложение

к распоряжению

главы местного самоуправления

Воскресенского района

от 02.08.2007 N 609-р

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПУНКТЕ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО

В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации по характеру источника делятся:

природные, техногенные, биолого-социальные и военные;

по масштабам - на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона бедствия - часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья,
понесшая материальный и моральный ущерб.

Жизнеобеспечение населения (ЖОН) - создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (виды ЖОН в зоне ЧС) - деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.

К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное.

Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации (первоочередное ЖОН в зоне ЧС) - своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС) - организационная структура системы жизнеобеспечения
населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.

Силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (силы ЖОН ЧС) - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.

Средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (средства ЖОН) - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС) - запасы материальных ресурсов, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации.

Общие положения организации работы пункта временного размещения населения при возникновении чрезвычайной ситуации.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.2. Основные принципы организации первоочередного

жизнеобеспечения населения в пунктах временного размещения

населения, пострадавшего во время возникновения чрезвычайной

ситуации природного и техногенного характера

1.2.1. Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

1.2.2. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

1.2.3. Вопросы первоочередного жизнеобеспечения, равно как и его защиты в чрезвычайных ситуациях, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.2.4. Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях являются создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.2.5. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.2.6. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

1.2.7. Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

1.2.8. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

1.2.9. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

1.2.10. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

1.2.11. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС при организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.3. Общие требования к организации первоочередного

жизнеобеспечения населения

1.3.1. Разработка планов мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях должна проводиться в режиме повседневной деятельности органов управления районного звена подсистемы РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф.

1.3.2. Органы управления РСЧС, уполномоченные на решение задач жизнеобеспечения населения, должны знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

1.3.3. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

1.3.4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения.

1.3.5. Все мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения
должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.3.6. При выборе мероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.

1.3.7. При организации первоочередного жизнеобеспечения населения по всем его видам органы управления территориальных подсистем РСЧС руководствуются основными положениями и требованиями законодательных и нормативных документов.

1.3.8. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного жизнеобеспечения населения разрабатываются на все возможные случаи возникновения чрезвычайной ситуации, а оценка ее возможностей и подготовленность - для наиболее крупномасштабной ЧС.

1.3.9. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения на территории чрезвычайной ситуации.

1.3.10. При планировании мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

1.4. Общие вопросы организации первоочередного

жизнеобеспечения населения

1.4.1. Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его
потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.4.2. Подготовка территории к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти (главные управления, комитеты, департаменты, отделы по делам ГО и ЧС). Органом управления в чрезвычайной ситуации является комиссия по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям каждого субъекта Российской Федерации состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации - председателем комиссии.

В связи со сложностью организации первоочередного жизнеобеспечения населения и многогранностью задач целесообразно в составе комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным чрезвычайным ситуациям.

1.4.3. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях являются
специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию жизнеобеспечения населения и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.

1.4.4. Организационной основой решения этих задач первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями (указание МЧС России от 27.09.1993 N 114).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

Основным документом, регламентирующим работу пунктов временного размещения (далее - ПВР), является Положение о пункте временного размещения.

Положение о пункте временного размещения должно включать:

1. Общие положения, где определяются основные принципы организации работы в повседневной деятельности, при угрозе или возникновении ЧС, при получении распоряжения на развертывание ПВР и размещение пострадавших.

2. Состав и функциональные обязанности администрации ПВР при повседневной деятельности и при возникновении ЧС.

3. Перечень и образцы документов:

- выписка из решения (постановления) органа местного самоуправления о создании ПВР;

- приказ руководителя объекта (распоряжение руководителя органа местного самоуправления) о назначении администрации ПВР;

- календарный план работы администрации ПВР;

- схема размещения ПВР (поэтажный план);

- схема оповещения и сбора администрации ПВР;

- схема связи и управления;

- журнал учета прибывшего на ПВР и убывшего населения;

- журнал принятых и отданных распоряжений, донесений, докладов;

- телефонный справочник;

- бирки, указатели, повязки (бейджи).

Действия администрации ПВР при угрозе
и возникновении ЧС определяются календарным планом работы, где расписываются весь объем работ, время их исполнения и ответственные исполнители.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

Главной целью создания пунктов временного размещения для пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ЧС) является создание условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под пункты временного размещения отводятся здания, пригодные для жилья (санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, гостиницы т.д.), которые утверждаются постановлениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

В случае когда вместимость общественных зданий не позволяет разместить всех пострадавших даже по минимальным нормам жилья, то возможно строительство быстровозводимых зданий, отвечающих требованиям градостроительных нормативов и временных норм проектирования пунктов приема и городков для временного проживания эвакуируемого населения, разработанных ВНИИ ГОЧС в 1993 году для условий ЧС.

При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дороги, электро-, водо-, тепло- и канализационные сети) и социальной (медицинские учреждения, школы, предприятия торговли и общественного питания, коммунально-бытовые службы и т.п.) инфраструктур населенного пункта, в границах которого или рядом с ним будет определен ПВР.

При размещении временных пунктов в сельской местности необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения предприятиями и учреждениями ближайшего города.

Основные задачи пунктов временного размещения:

- прием, регистрация и временное размещение эвакуируемого населения;

- организация оказания медицинской помощи пострадавшим и заболевшим;

- информирование эвакуированного населения об изменениях в сложившейся обстановке;

- представление донесений в КЧС района (города) о количестве принятого эвакуированного населения;

- обеспечение и поддержание общественного порядка на пункте временного размещения;

- подготовка эвакуированного населения к отправке на пункты длительного проживания.

Пункты длительного проживания разворачиваются на базе оздоровительных учреждений. Работа на пунктах длительного проживания организуется так же, как и на пунктах временного размещения. Отличительной особенностью пункта являются ведение персонального учета каждого прибывающего и осуществление паспортного режима.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА ПУНКТА

ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

Штат администрации пункта временного размещения зависит от численности принимаемого пострадавшего населения в ЧС и предназначен для планирования, организованного приема и размещения эвакуируемого населения, а также снабжения его всем необходимым.

Штат администрации временного размещения назначается приказом руководителя организации, при которой создается пункт временного размещения. (Численность штата администрации ПВР устанавливает руководитель организации.)

Все лица, входящие в штат администрации пункта временного размещения, должны пройти теоретическую подготовку и практическую тренировку в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.

В штат администрации пункта временного размещения входят (вариант):

- начальник ПВР 1 чел.

- зам. начальника ПВР 1 чел.

- группа встречи, приема, регистрации и размещения 4 чел.

- группа ООП 4 чел.

- группа комплектования, отправки и сопровождения 2 чел.

- стол справок 1 чел.

- медпункт 1 врач; 2 м/с

- комната матери и ребенка 2 чел.

Личный состав пункта временного размещения должен твердо знать свои функциональные обязанности и добросовестно их выполнять.

5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА ПУНКТАХ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

Для непосредственной подготовки, планирования и приема пострадавшего населения в ЧС и для распределения эвакуируемого населения по пунктам временного размещения в муниципальных образованиях органом местного самоуправления принимается постановление “О расчете приема эвакуируемого населения на пунктах временного размещения организациями и учреждениями муниципального образования“.

Администрации пунктов временного размещения для качественного жизнеобеспечения эвакуируемого населения обязаны составить заявки на материальные средства, продукты питания, а также заключить договоры с органами местного самоуправления муниципальных образований области на оплату проживания и питание эвакуированного населения в различных видах ЧС.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ПУНКТА ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

1) обязанности начальника пункта временного размещения

Начальник пункта временного размещения подчиняется эвакуационной комиссии муниципального образования, руководителю организации, при которой создан пункт временного размещения, и работает в контакте с органом управления, уполномоченным на решение задач в области ГОЧС муниципального образования.

Он является начальником всего личного состава пункта временного размещения, несет личную ответственность за организацию, подготовку и прием эвакуированного населения.

Начальник пункта временного размещения обязан:

- совершенствовать свои знания по руководящим документам приема и размещения эвакуируемого населения;

- знать количество принимаемого эвакуируемого населения;

- осуществлять контроль за укомплектованностью штата администрации пункта временного размещения;

- организовывать обучение и инструктаж членов пункта временного размещения;

- разрабатывать и доводить порядок оповещения членов пункта временного размещения;

- распределять обязанности между членами пункта временного размещения, организовывать их тренировку и готовить их к выполнению своих обязанностей при угрозе и с объявлением чрезвычайной ситуации;

- поддерживать связь с эвакуационными комиссиями муниципального образования.

2) обязанности заместителя начальника пункта временного размещения

Заместитель начальника пункта временного размещения подчиняется начальнику пункта временного размещения, а в его отсутствие исполняет обязанности начальника пункта временного размещения. Оказывает помощь начальнику пункта временного размещения в подготовке и практическом проведении приема эвакуируемого населения.

Он обязан:

- знать руководящие документы по организации приема и размещения эвакуируемого населения;

- организовать оповещение и сбор членов пункта временного размещения с началом эвакуационных мероприятий;

- в установленный срок привести в готовность к приему и размещению эвакуируемого населения личный состав, помещение, связь и оборудование пункта временного размещения;

- поддерживать связь с организациями, выделяющими транспорт для пункта временного размещения;

- представлять сведения о ходе приема эвакуируемого населения.

3) обязанности начальника группы встречи, приема, регистрации и размещения пункта временного размещения

Начальник группы встречи, приема, регистрации и размещения подчиняется начальнику и заместителю начальника пункта временного размещения. Он обязан:

- разработать необходимую документацию по учету и размещению прибывшего эвакуируемого населения;

- доводить своевременную информацию до эвакуируемых о всех изменениях в обстановке;

- распределять обязанности среди сотрудников группы;

- составлять списки эвакуируемого населения начальникам и старшим колонн при отправке их в пункты длительного проживания;

- докладывать начальнику пункта временного размещения о ходе приема и размещения прибывшего эвакуируемого населения.

4) группа охраны общественного порядка пункта временного размещения

Группа охраны общественного порядка пункта организовывает порядок на пункте временного размещения и обеспечивает безопасность граждан на территории пункта временного размещения.

5) медицинский пункт пункта временного размещения

Медицинский пункт оказывает первую медицинскую помощь заболевшим людям и следит за санитарным состоянием на пункте временного размещения.

6) комната матери и ребенка пункта временного размещения

Комната матери и ребенка организует прием, регистрацию и отправку специальным транспортом беременных женщин и женщин с малолетними детьми после получения ими ордера на подселение.

7) стол справок пункта временного размещения

Стол справок дает справки эвакуируемому населению о нахождении пунктов питания, медицинских учреждений, отделений связи и сберкасс, о порядке работы бытовых учреждений и их местонахождении.