Законы и постановления РФ

Постановление городской Думы г. Дзержинска от 27.06.2007 N 221 “Об утверждении генерального плана городского округа город Дзержинск“

Вступил в силу с момента официального опубликования (пункт 4 данного документа).

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2007 г. N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДСКОГО

ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом городского округа город Дзержинск городская Дума постановляет:

1. Утвердить генеральный план городского округа город Дзержинск.

2. Администрации города:

1) опубликовать основные положения генерального плана и карты (схемы), на которых отображена информация, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, согласно приложению;

2) разместить на официальном сайте администрации города положения генерального плана и карты (схемы), на которых отображена информация, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ;


3) разработать и утвердить план реализации генерального плана в течение трех месяцев с момента принятия настоящего постановления.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по строительству, архитектуре и землепользованию.

Председатель городской Думы


И.А.ПОЛЯШОВ

Мэр города

В.В.ПОРТНОВ

Утвержден

постановлением


городской Думы г. Дзержинска

от 27.06.2007 N 221

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК

СОДЕРЖАНИЕ


Том I. Основные направления генерального плана

Введение

Глава 1. Анализ современного состояния

1.1. Положение города в системе расселения.

1.2. Природные условия.


1.3. Историческое развитие.

1.4. Анализ реализации предыдущего генерального плана.

1.5. Градостроительная оценка территории.

1.6. Эстетическая оценка территории.

Глава 2. Основные направления градостроительного развития

2.1. Демографический прогноз численности населения. Баланс трудовых ресурсов.

2.2. Проектная организация территории.

2.3. Зонирование территории.

2.4. Жилой фонд.

2.5. Предприятия обслуживания.


2.6. Природный комплекс, зеленые насаждения общего пользования.

2.7. Охрана историко-культурного наследия.

2.8. Производственный комплекс.

Глава 3. Улично-дорожная сеть и транспортное обслуживание

3.1. Внешний транспорт.

3.2. Уличная сеть и городской транспорт.

3.3. Сооружения транспортного обслуживания.

Глава 4. Инженерное оборудование

4.1. Водоснабжение.

4.2. Канализация.


4.3. Дождевая канализация.

4.4. Теплоснабжение.

4.5. Газоснабжение.

4.6. Электроснабжение и связь.

Глава 5. Инженерная подготовка территории

5.1. Существующее положение.

5.2. Проектные мероприятия.

Глава 6. Основные технико-экономические показатели проекта, ориентировочная стоимость I очереди строительства, баланс территории

Том II. Охрана окружающей среды

Глава 1. Основные проблемы охраны окружающей среды


Глава 2. Оценка состояния атмосферного воздуха и мероприятия по улучшению воздушного бассейна

2.1. Анализ состояния атмосферного воздуха.

2.2. Источники загрязнения.

2.3. Анализ полей приземных концентраций.

2.4. Характеристика и размеры санитарно-защитных зон.

2.5. Проектные предложения по улучшению состояния атмосферного воздуха.

Глава 3. Оценка состояния подземных и поверхностных вод

3.1. Оценка состояния водных объектов.

3.2. Водоохранные зоны водных объектов.

3.3. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.


Глава 4. Оценка состояния природного комплекса и предложения по улучшению ландшафта

4.1. Характеристика зеленых насаждений.

4.2. Особо охраняемые территории.

4.3. Животный мир.

Глава 5. Оценка состояния и мероприятия по охране почв

Глава 6. Оценка влияния физических факторов на окружающую среду

6.1. Шум.

6.2. Электромагнитные излучения.

6.3. Радиация, ионизирующее излучение.

Глава 7. Оценка размещения и эксплуатации коммунальных объектов

7.1. Кладбища.

7.2. Ветобъединение.

7.3. Скотомогильники.

Глава 8. Санитарная очистка территории

8.1. Бытовые отходы.

8.2. Промышленные отходы.

Глава 9. Санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка

Глава 10. Экологическое зонирование территории

Том III. Графические материалы

----T------------------------------T-------T------------T--------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Масштаб¦ Материал ¦ Гриф ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦Основные материалы ¦

+---T------------------------------T-------T------------T--------+

¦1. ¦Схема положения города в¦1:50000¦складень из¦секретно¦

¦ ¦системе расселения ¦ ¦4 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦2. ¦Схема современного¦1:10000¦складень из¦секретно¦

¦ ¦использования территории.¦ ¦4 частей ¦ ¦

¦ ¦Планировочные ограничения ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦3. ¦Основной чертеж ¦1:10000¦складень из¦секретно¦

¦ ¦ ¦ ¦4 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦4. ¦Сводный план инженерных¦1:10000¦складень из¦секретно¦

¦ ¦коммуникаций ¦ ¦4 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦5. ¦Схема зонирования территории ¦1:10000¦складень из¦секретно¦

¦ ¦ ¦ ¦4 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦6. ¦Схема архитектурно-¦1:5000 ¦складень, 1¦ НС ¦

¦ ¦пространственной композиции¦ ¦часть ¦ ¦

¦ ¦центра ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦7. ¦Схематический чертеж¦1:20000¦складень, 1¦ ДСП ¦

¦ ¦генерального плана ¦ ¦часть ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦8. ¦Схема развития транспортной¦1:10000¦ксерокопия ¦ секрет ¦

¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦из 5 частей ¦ но ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦9. ¦Схема экологических¦1:10000¦ксерокопия ¦секретно¦

¦ ¦ограничений ¦ ¦из 5 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦10.¦Схема инженерной подготовки¦1:10000¦ксерокопия ¦секретно¦

¦ ¦территории ¦ ¦из 5 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦11.¦Схема первой очереди¦1:20000¦ксерокопия ¦ ДСП ¦

¦ ¦строительства ¦ ¦из 3 частей ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦12.¦Предложения по перспективному¦1:20000¦фото, ¦ ДСП ¦

¦ ¦размещению инвестиционных¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦проектов ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦Дополнительные материалы в составе тома ¦

+---T------------------------------T-------T------------T--------+

¦1. ¦Анализ реализации предыдущего¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦генплана ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦2. ¦Историко-архитектурный анализ ¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦3. ¦Схема экологического каркаса ¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦4. ¦Схема природного комплекса ¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦5. ¦Схема природного комплекса¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦(центральная часть) ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦6. ¦Схема эстетической оценки¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦качества застройки ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦7. ¦Схема насыщенности природного¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦ландшафта визуальными¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦элементами ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦8. ¦Схема эстетической оценки¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦ландшафта ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦9. ¦Схема транспорта и улично-¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦дорожной сети ¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦10.¦Схема транспорта и улично-¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦дорожной сети (центральная¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦часть) ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦11.¦Схема организации санитарно-¦ б/м ¦фото, ¦ ¦

¦ ¦защитных зон центральной части¦ ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦12.¦Градостроительная оценка¦ б/м ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦территории. Градостроительная¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

¦ ¦ценность территории ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦13.¦Градостроительная оценка¦ б/м ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦территории. ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

¦ ¦Ландшафтно-архитектурный ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦анализ территории ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦14.¦Градостроительная оценка¦ б/м ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦территории. ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

¦ ¦Архитектурно-планировочная ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оценка территории ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦15.¦Градостроительная оценка¦ б/м ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦территории. Анализ социальных¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

¦ ¦условий развития города ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦16.¦Градостроительная оценка¦ б/м ¦компьютерная¦ ¦

¦ ¦территории. Анализ¦ ¦иллюстрация ¦ ¦

¦ ¦инженерно-геологических и¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦физико-геологических условий ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------+-------+------------+--------+

¦17.¦Схема размещения пожарных депо¦1:20000¦ксерокопия ¦ ¦

L---+------------------------------+-------+------------+---------

Том IV. Инженерно-технические мероприятия по ГО и ЧС

Введение

Глава 1. Положение города в системе расселения

Глава 2. Анализ возможных последствий воздействия средств поражения и ЧС

Глава 3. Существующее положение

Глава 4. Предложения по повышению устойчивости функционирования поселения

4.1. Планировочная организация.

4.2. Обеспечение пожарной безопасности.

4.3. Инженерное оборудование

1) газоснабжение;

2) водоснабжение;

3) электроснабжение, связь.

4.4. Инженерно-технические мероприятия по защите территорий, подверженных опасным воздействиям природных и техногенных процессов.

Глава 5. Инженерно-технические мероприятия ГО

5.1. Расчет эвакуации населения.

5.2. Предложения по эвакуации населения.

5.3 Защитные сооружения ГО.

5.4. Санитарная обработка людей, одежды и подвижного состава автотранспорта.

Глава 6. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению ЧС

Приложение. Задание на проектирование раздела ГО и ЧС Главного управления ГОЧС по Нижегородской области

Графические материалы в составе IV тома:

Лист 1. Схема “Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям“, М 1:10000

Лист 2. Схема эвакуации и рассредоточения, М 1:50000

Лист 3 (10). Схема инженерной подготовки территории, М 1:10000

Лист 4. Сводный план инженерных коммуникаций, М 1:10000

Дополнительные материалы к генеральному плану

1. Отчет по теме: “Разработка раздела ИПТ в составе проекта генерального плана г. Дзержинска (анализ современного состояния по карстоопасности)“.

Исполнитель: ГП “Противокарстовая и береговая защита“ - 2000 год.

2. Отчет по теме: “Разработка разделов экологической программы в составе проекта генерального плана г. Дзержинска, I, II, III этапы“.

Исполнитель: ЗАО “Полихимсервис“ - 2000 - 2003 годы.

В том числе:

I этап. Сбор и предварительная оценка исходных данных о видах и количестве техногенных воздействий на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды и земельные ресурсы - 2000 год.

II этап. Анализ современного состояния окружающей среды.

Эпидемиологическая обстановка. Оценка состояния здоровья населения - 2001 год.

III этап. Общая оценка экологической обстановки в г. Дзержинске.

Предложения и рекомендации по улучшению состояния окружающей среды в г. Дзержинске - 2003 год.

Приложение

к постановлению

городской Думы г. Дзержинска

от 27.06.2007 N 221

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК

ВВЕДЕНИЕ

Проект генерального плана г. Дзержинска разработан мастерской генеральных планов МП ИРГ “НижегородгражданНИИпроект“ на основании постановления городской Думы г. Дзержинска N 295 от 22.07.1999 и задания на разработку градостроительной документации, утвержденного заказчиком.

Предыдущий проект генерального плана г. Дзержинска был выполнен институтом “Гипрогор“, г. Москва, в 1973 году, утвержден 07.03.1973, к 2000 году истек срок реализации расчетного срока генерального плана.

В 1992 - 1993 гг. институтом “Гипрогор“ было выполнено технико-экономическое обоснование генерального плана.

В ТЭО рассматривались варианты территориального развития города и его инфраструктуры.

Однако дальнейшая разработка генерального плана не проводилась.

Изменение социально-экономической ситуации в стране в конце 90-х годов XX века, формирование новых отношений в сфере недвижимости и собственности явилось причиной возникновения новых требований в градостроительной политике и изменения законодательной базы.

Настоящий генеральный план разработан в соответствии с действующим законодательством, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Нижегородской области.

Основные задачи, решаемые генеральным планом:

- создает основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности;

- определяет направления и границы развития территорий города с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, прогноза изменения численности и демографического состава населения;

- устанавливает зонирование территории для различного функционального назначения и ограничения на использование территории для указанных зон;

- определяет основные направления и объемы развития инженерной и транспортной инфраструктуры;

- определяет принципиальное решение и размещение объектов социальной инфраструктуры городского значения;

- определяет основные принципы и направления производственного комплекса города, ориентируясь на достижения научно-технического прогресса и ресурсосберегающие технологии;

- устанавливает меры по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- определяет градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому санитарному благополучию;

- определяет прогнозные объемы и темпы жилищного строительства структуры жилья с учетом социально направленной экономической политики, ориентированной на рыночную экономику;

- определяет резервные территории для развития города.

Основными принципами, определяющими принятые решения генерального плана, являются:

- обеспечение устойчивого развития города во взаимосвязи с прилегающими территориями;

- ресурсный подход и принцип самодостаточности в определении возможностей развития города;

- компактное развитие городской застройки;

- ограничение территориального развития промышленных зон;

- создание условий для экологически благоприятного и безопасного проживания населения;

- создание условий и правовой базы развития предпринимательства и бизнеса в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

I. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Муниципальное образование Дзержинск - город областного значения входит в состав Нижегородской области.

В действующем Уставе Нижегородской области выделен Дзержинский округ, включающий в себя муниципальное образование Дзержинск. В границах существующей городской черты город занимает территорию 42 тыс. га.

Дзержинск расположен к западу от областного центра - Нижнего Новгорода - на левом берегу реки Оки в нижнем ее течении.

Дзержинск - второй по численности населения после Н. Новгорода город Нижегородской области. Он является одним из крупнейших центров химической промышленности России, одним из важнейших центров системы расселения Нижегородской области.

Районные центры прилегающих районов - г. Балахна, г. Володарск, г. Богородск - находятся в радиусе не более 20 км от границ г. Дзержинска и имеют с ним удобную транспортную связь.

С севера, северо-запада и запада к территории города прилегают земли лесов 1-й группы, входящие в состав Балахнинского лесхоза (Козинского, Лукинского, Московского лесничеств), а также Гороховецкого военлесхоза.

Городская черта муниципального образования г. Дзержинск фактически включает в себя пригородную зону города. В состав муниципального образования входят жилые, производственные, рекреационные и прочие зоны.

В состав муниципального образования г. Дзержинск входят подчиненные населенные пункты Бабинского, Пырского, Гавриловского, Горбатовского, Желнинского поселковых советов.

На территории Дзержинского лесхоза выделены государственные памятники природы областного значения: “Территория Желнино - Пушкино - Сейма“, “Болото Пырское с озером Пырским“.

Леса, расположенные в пределах городской черты, выполняют санитарно-защитную функцию.

Выгодное географическое расположение г. Дзержинска, его производственный потенциал являются предпосылкой к его перспективному экономическом развитию.

Климат г. Дзержинска умеренно континентальный с умеренно холодной зимой и теплым неустойчивым летом.

В процессе проведения градостроительной оценки выполнен анализ территории города по ряду факторов, нашедший отражение в схемах:

- “Ландшафтно-архитектурный анализ территории“;

- “Архитектурно-планировочная оценка территории“;

- “Анализ социальных условий развития города“;

- “Анализ инженерно-геологических и физико-геологических условий“.

По типам ландшафта на территории г. Дзержинска можно выделить урбанизированный ландшафт селитебной и промышленных зон и природный ландшафт лесных и пойменных территорий.

Зрительное восприятие ландшафта наиболее благоприятно в зоне р. Оки.

По ценности природного ландшафта можно выделить территорию зоны отдыха в пойме р. Оки, включающую государственный памятник природы областного значения “Территорию Желнино - Пушкино - Сейма“, а также земли, принадлежащие Дзержинскому лесничеству, и государственный памятник природы “Болото Пырское с озером Пырским“.

Градостроительное зонирование и оценочные показатели градостроительной оценки территории показаны на схеме “Градостроительная ценность территории“.

Предложенное зонирование территории по градостроительной ценности позволит администрации города во избежание непоправимых градостроительных ошибок запретить или ограничить размещение или приватизацию отдельных объектов в качественно различных по значению зонах города, приводящих к снижению качественного уровня среды.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Демографический прогноз численности населения

Население г. Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктов на 01.01.2003 составило, по данным Нижегородского областного комитета государственной статистики, 281,4 тыс. человек, в том числе:

- г. Дзержинска - 271,0 тыс. человек;

- подчиненных городу населенных пунктов - 10,4 тыс. человек.

Прогнозируемая численность населения проектом принимается:

на расчетный срок (2020 год):

- население (всего) - 275,0 тыс. человек,

в том числе:

- г. Дзержинск - 265,0 тыс. человек,

подчиненные городу населенные пункты - 10,0 тыс. человек.

2.2. Проектная организация территории

1) основные задачи и принципы разработки проекта

Основными задачами проекта являются:

- определить долгосрочные направления градостроительной деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие города и прилегающих территорий;

- показать возможность поэтапной реализации градостроительных и инвестиционных проектов, соблюдая баланс частных, общественных и государственных интересов.

В основу проектной организации территории города заложены следующие основные принципы:

- четкое функциональное зонирование;

- сохранение ценной исторической планировочной структуры и застройки;

- экономически обоснованный выбор направлений территориального развития;

- создание экологически благоприятных условий проживания населения;

- развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;

- сохранение и развитие природной экосистемы;

- формирование рациональной социальной инфраструктуры;

- обеспечение безопасности проживания населения;

2) архитектурно-планировочное решение

Предлагаемое в проекте архитектурно-планировочное решение учитывает сложившуюся градостроительную ситуацию.

Основными планировочными осями широтного направления, оказывающими определяющее влияние на формирование системы застройки территории г. Дзержинска, являются:

- берег р. Оки;

- железная дорога Москва - Н. Новгород;

- автодорога Москва - Н. Новгород.

Структура застройки города, подчиняясь этим основным направлениям, развивается вдоль центральной оси - железной дороги и ограничена с севера трассой Московского шоссе, с юга - берегом р. Оки.

В пределах городской черты четко определилось разделение на селитебные и промышленные зоны.

Селитебные зоны состоят из собственно городской застройки г. Дзержинска и нескольких небольших населенных пунктов.

Особую ценность представляет планировочная структура городского центра. В проекте предусматривается сохранение архитектурно-пространственной системы старой центральной части, ее масштаба.

Главным композиционным центром города остается площадь Дзержинского с расходящимися от нее лучами улиц.

Проспект Циолковского, проходящий параллельно железной дороге, - главная композиционная ось, связывающая старый и новый центры города, на которую нанизаны несколько существующих и новых площадей.

Получает дальнейшее развитие застройка юго-западных микрорайонов.

Из центральной части города предусматриваются дополнительные выходы к берегу р. Оки, где формируется зона отдыха и городских пляжей с использованием пойменных территорий, а также продолжение набережной.

Новое строительство в городе предусматривается как на имеющихся в небольшом количестве свободных территориях, так и на основе ветхой и реконструкции малоценной застройки, в том числе кварталов “народной стройки“.

На первую очередь предусматривается строительство микрорайона Комсомольский по ул. Буденного и завершение ранее начатого строительства по ул. Петрищева.

Резервные территории под секционную застройку расположены в западной части города на замыкании пр. Циолковского.

Система застройки г. Дзержинска характерна наличием небольших населенных пунктов, окружающих многоэтажную городскую застройку и промышленные зоны.

Вдоль Московского шоссе расположен ряд поселков. Наиболее крупный из них - Пыра с Пырскими двориками. Более мелкие - Лесной, Гнилицкие дворики, Северный, Лесная поляна. В каждом из этих поселков, тяготеющих к федеральной автотрассе, развивается система придорожного сервиса.

В юго-восточной части территории, к югу от восточной промзоны, у берега реки Оки расположены населенные пункты: Бабино, Колодкино, Юрьевец, Игумново, Петряевка, Ляхановка, Дачный. Эти населенные пункты сформировались на границе промышленной зоны как рабочие поселки, перемежающиеся массивами коллективных садов. Проектом предлагается упорядочение структуры застройки этих поселков, развитие системы обслуживания.

В юго-западной части территории расположен п. Желнино. Территориальное развитие этого населенного пункта ограничено природными факторами, новое строительство здесь ведется за счет уплотнения и обновления сложившейся застройки, с сохранением ценной исторической среды.

В восточной части территории обособленно расположены поселки Гавриловка и Горбатовка, примыкающие к городской черте Н.Новгорода. Предлагается развитие этих поселков и создание дополнительных связей с центром.

Площадка нового коттеджного строительства на первую очередь размещается в районе п. Свердлова.

На расчетный срок проектом предлагаются новые площадки коттеджного строительства в районе поселков Дачный, Юрьевец, Гавриловка, Горбатовка.

В комплексе с жилищным строительством в городе и во всех населенных пунктах предусматривается развитие структуры центров и подцентров обслуживания, объединенных системой транспортных и пешеходных связей.

Промышленные зоны складываются из Восточной промзоны, территория которой вытянута вдоль железной дороги, Западной промзоны, приближенной к Московскому шоссе, и примыкающих к застройке г. Дзержинска коммунально-складских зон.

Развитие производственных зон предусматривается в пределах уже сформированных промышленных и коммунально-складских территорий.

Новые площадки отведены под мусороперерабатывающий завод и полигон ТБО.

Как резервная территория выделена площадка восточнее Нижегородского шоссе.

Для каждой промзоны устанавливается единая санитарно-защитная зона, учитывающая все источники и виды загрязнения внешней среды, исключая их влияние на жилую застройку.

За расчетный срок предусматривается преобразование территории примыкающей к берегу р. Оки коммунальной зоны в коммерческо-деловой центр с созданием благоустроенной озелененной набережной.

Рекреационные территории в пределах городской черты объединяются в единую систему, включающую существующие и проектируемые зеленые насаждения, в том числе парки, скверы, набережные, пойменные территории реки Оки, малые реки, леса и многочисленные озера.

Территория к северу от Московского шоссе, занятая лесами и болотами, сохраняет сложившееся использование.

Территориальное развитие города происходит в границах существующей городской черты.

2.3. Зонирование территории

На территории города Дзержинска выделены следующие зоны:

1) жилые зоны

В их состав входят территории, функционально используемые для постоянного и временного проживания населения, включающие жилую и общественную застройку.

Жилая зона включает в себя кварталы разноэтажной секционной, усадебной и коттеджной застройки с объектами культурно-бытового и коммунального обслуживания, с небольшими производственными предприятиями, не имеющими зон вредности.

К жилой зоне относятся также территории садоводческих товариществ;

2) общественно-деловые зоны

В их состав входят территории общественно-делового, коммерческого центра; территории объектов здравоохранения; территории образовательных учреждений; территории культовых и спортивных сооружений.

Кроме того, к ним же относятся территории общественно-деловых и коммерческих зон прибрежных поселков. В поселках, расположенных вдоль федеральной трассы М-7, выделены территории центров с элементами придорожного сервиса;

3) рекреационные зоны

В их состав входят территории зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные); леса Гослесфонда Дзержинского лесхоза и Гороховецкого военлесхоза; припойменные территории реки Оки, многочисленные водоемы (река Ока; малые реки Совец, Ржавка, Волосяница, Пыра; озера Пырское, Святое и другие).

Кроме того, в состав рекреационных зон входят учреждения отдыха, расположенные в припойменной территории реки Оки, а также дендрарий и питомник;

4) зоны инженерной и транспортной инфраструктуры

В их состав входят зоны внешнего автомобильного транспорта (автомагистрали М-7 Москва - Пекин, объездной дороги Н.Новгорода); зоны внутреннего автомобильного транспорта - коридоры автомагистралей городского и районного значения в границах красных линий улиц; полоса отвода железной дороги.

Кроме того, зона инженерной инфраструктуры включает территории взрывоопасной зоны от магистрального газопровода, коридоры ЛЭП, территории водозаборов, санитарно-защитные зоны, шумовые зоны;

5) производственные зоны

В их состав входят территории, занятые промышленными, коммунальными и складскими территориями;

6) охраняемые территории

К ним относятся территории памятника природы; охранная зона памятника природы; историко-архитектурная охранная зона; водоохранная зона; охранные зоны от магистральных сетей водовода; 1, 2, 3-й пояса “оны санитарной охраны источника водоснабжения;

7) зоны режимных территорий

В их состав в границах городской черты г. Дзержинска входят территории воинских частей и ИТК;

8) зоны спецназначения

В их состав в границах городской черты г. Дзержинска входят территории кладбищ, свалок и отстойников.

2.4. Жилой фонд

Жилой фонд г. Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктов в настоящее время составил 5290 тыс. кв. м общей площади, в том числе:

- г. Дзержинска - 5045 тыс. кв. м общей площади;

- подчиненных городу населенных пунктов - 245 тыс. м общей площади.

Средняя обеспеченность общей площадью на 1 человека - 19,6 кв. м, в том числе:

- в г. Дзержинске - 19,3 кв. м;

в подчиненных городу населенных пунктах - 25,8 кв. м.

В результате анализа современного состояния жилищного фонда можно сделать следующие выводы:

1) жилой фонд г. Дзержинска в основном каменный - 98,3%; в подчиненных городу населенных пунктах каменный жилой фонд составляет около 45%;

2) 4-5-этажный, а также 6-этажный и более жилой фонд г. Дзержинска превалирует и составляет 88,5%; в подчиненных городу населенных пунктах 1-этажный жилой фонд составляет более 80%, остальной - преимущественно 2-этажный;

3) по амортизации строений жилой фонд города в основном капитальный, ветхого жилья в настоящее время 7,5 тыс. кв. м, или 0,15%;

4) обеспеченность г. Дзержинска всеми видами инженерного оборудования - от 95% до 98%, в подчиненных городу населенных пунктах наибольший процент обеспеченности центральным отоплением - 84%, газом - более 50%, а канализацией и водопроводом - от 33% до 36%.

Таким образом, жилой фонд г. Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктов находится в хорошем состоянии.

Жилищное строительство предполагается вести как на свободных территориях, так и на реконструкции со сносом ветхого жилого фонда, а также с уплотнением уже сложившейся застройки.

Новое строительство предусматривается на следующих территориях:

Секционное:

1) микрорайон Комсомольский;

2) квартал в районе ул. Петрищева и проспекта Ленинского комсомола;

3) микрорайон Западный-3;

4) достройка микрорайонов Западный-2, Прибрежный;

5) выборочное строительство в г. Дзержинске.

Индивидуальное:

6) в районе п. Свердлова;

7) в поселках Горбатовка, Гавриловка, Петряевка, Дачный.

2.5. Предприятия обслуживания

Система обслуживания г. Дзержинска охватывает как селитебные территории города и подчиненных ему населенных пунктов, так и производственные территории, зоны отдыха, зоны внешнего транспорта.

Учреждения г. Дзержинска обслуживают население самого города и прилегающих поселков, а также соседнего Володарского района, имеющего с городом удобную транспортную связь.

Административный центр города сложился на центральной площади - пл. Дзержинского. В его состав входят: здания городской администрации, почтамт, торгово-промышленная палата и ряд других административных и деловых объектов.

Торговые центры сформировались вдоль одной из основных планировочных осей города пр. Циолковского на пересечениях его с ул. Гайдара, пр. Ленинского комсомола, бульвара Химиков.

Кроме того, в городе имеются учреждения и центры обслуживания:

- культурно-зрелищные (на пл. Дзержинского, пл. Свадебной, пл. Театральной, пл. Ленина и пр.);

- физкультурно-спортивные (на ул. Урицкого, ул. Галкина, мкрн Западный);

- лечебно-оздоровительные (больничный городок на ул. Пирогова, больничный комплекс на ул. Госпитальной и пр.);

- массового отдыха (в районе Дзержинского затона, на оз. Святое, в Центральном парке и пр.).

Проектом предлагается расширение и развитие системы центров обслуживания.

Административно-деловой центр сохраняется на пл. Дзержинского, развиваясь в пределах исторической части (в границах ул. Октябрьской, Грибоедова, Маяковского, Клюквина).

Торговые и коммерческо-деловые центры сосредотачиваются на пересечении основных магистральных улиц и пешеходных связей.

Центры массового отдыха, физкультуры и спорта развиваются с учетом использования сложившейся структуры и перспективы развития застройки, использования природного ландшафта и рекреационных территорий.

В промышленных районах Западной и Восточной промзон предусматривается развитие сети учреждений обслуживания работающих на предприятиях. Центры обслуживания в промышленных зонах приближены к транспортным и пешеходным связям, остановкам общественного транспорта.

Одной из специфических особенностей планировочной структуры г. Дзержинска является прохождение по территории магистральной трассы дороги федерального значения - Московского шоссе.

В расположенных вдоль магистрали поселках - Пырские дворики, Гнилицкие дворики, Северный, Лесная поляна, Северный - размещаются учреждения обслуживания, относящиеся к системе придорожного сервиса: предприятия торговли и общественного питания, гостиницы, автосервис.

В целом проектом предлагается создание единой комплексной системы обслуживания населения, учитывая потребность и радиусы доступности учреждений всех уровней.

Расчет учреждений культурно-бытового обслуживания

эпизодического и периодического спроса

----T---------------------T----------T-------T-------T-----------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Един. изм.¦Сущест.¦ ВСЕГО ¦% обеспе- ¦

¦п/п¦ ¦ ¦сохран.¦ по ¦ченности (в¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦проекту¦настоящее ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦время) ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦1. ¦Внешкольные ¦Учреждения¦ 7 ¦ 8 ¦ 87,5 ¦

¦ ¦учреждения (худ.,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦муз. школы, дома¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детского творчества) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦2. ¦Общеобразовательные ¦ Мест ¦ 29947 ¦ 29947 ¦ 126,2 ¦

¦ ¦школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦3. ¦Больницы и прочие¦ Коек ¦ 1860 ¦ 2460 ¦ 103,3 ¦

¦ ¦стационары ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦4. ¦Поликлиники ¦ Посещ. в ¦ 3875 ¦ 6480 ¦ 93 ¦

¦ ¦ ¦ смену ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦5. ¦Станции скорой помощи¦ Бригад ¦ 24 ¦ 40 ¦ 92,3 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦6. ¦Санатории и¦ Мест ¦ 1300 ¦ 1400 ¦ Не ¦

¦ ¦профилактории ¦ ¦ ¦ ¦нормируется¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦7. ¦Спецшколы и спецдома¦ Мест ¦ 500 ¦ 500 ¦ Не ¦

¦ ¦(детские) ¦ ¦ ¦ ¦нормируется¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦8. ¦Детские дома ¦ Мест ¦ 191 ¦ 294 ¦ 64,9 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦9. ¦Высшие учебные¦ Мест ¦ 1500 ¦ 1500 ¦ Не ¦

¦ ¦заведения ¦ ¦ ¦ ¦нормируется¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦10.¦Средние специальные и¦ Мест ¦ 6460 ¦ 6460 ¦ Не ¦

¦ ¦профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦нормируется¦

¦ ¦учебные заведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦11.¦Бассейны крытые ¦ Кв. м ¦ 1750 ¦ 3350 ¦ 52 ¦

¦ ¦ ¦зерк. воды¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦12.¦Спортивные залы ¦ Кв. м ¦ 13750 ¦ 15910 ¦ 87 ¦

¦ ¦ ¦площ. пола¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦13.¦Стадионы ¦ Мест на ¦ 18500 ¦ 18500 ¦ 119 ¦

¦ ¦ ¦ трибунах ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦14.¦Театры ¦ Мест ¦ 875 ¦ 1044 ¦ 83,9 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦15.¦Кинотеатры ¦ Единиц ¦ 2 ¦ 3 ¦ 76 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦16.¦Дома культуры, клубы ¦ Единиц ¦ 1 ¦ 52 ¦ 1,9 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦17.¦Культурно- ¦ Мест ¦ 200 ¦ 1000 ¦ 20 ¦

¦ ¦развлекательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦комплексы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦18.¦Магазины ¦ Кв. м ¦ 21440 ¦ 51340 ¦ 136 ¦

¦ ¦продовольственных и¦ торг. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦непродовольственных ¦ площ. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦19.¦Предприятия ¦Пос. мест ¦ 350 ¦ 950 ¦ 52 ¦

¦ ¦общественного питания¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦20.¦Рынки ¦ Кв. м ¦ 3400 ¦ 5400 ¦ 138,2 ¦

¦ ¦ ¦ торг. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ площ. ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦21.¦Парки культуры и¦ Единиц ¦ 1 ¦ 3 ¦ 33 ¦

¦ ¦отдыха ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦22.¦Гостиницы ¦ Мест ¦ 600 ¦ 1100 ¦ 55 ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦23.¦Бани, ¦ Мест ¦ 350 ¦ 800 ¦ 43 ¦

¦ ¦банно-оздоровительные¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦комплексы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦24.¦Предприятия бытового¦Раб. мест ¦ 815 ¦ 1015 ¦ 65 ¦

¦ ¦обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+----------+-------+-------+-----------+

¦25.¦Пожарные депо, ВСЕГО ¦ Машин ¦ 76 ¦ 88 ¦ 86 ¦

¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- обслуживающие город¦ ¦ 18 ¦ ¦ ¦

L---+---------------------+----------+-------+-------+------------

2.6. Природный комплекс, зеленые насаждения

общего пользования

Территория природного комплекса подразделяется на три подсистемы:

- подсистемы непрерывного репродуцирования, регенерации природных факторов, создающих экологическое равновесие и улучшающих окружающую среду;

- подсистему “буферных зон“;

- подсистемы наибольшей хозяйственной активности.

Взаимоотношение трех подсистем должно приводить к экологическому равновесию и формированию оптимальных территориально-планировочных решений, опираясь на природный комплекс.

Современное состояние территорий природного комплекса г. Дзержинска можно считать неудовлетворительным.

Под воздействием промышленных, транспортных, сельскохозяйственных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха происходит деградация природных и озелененных территорий города.

Существующая территория природного комплекса составляет 21,85 тыс. га и включает:

- лесов и лесопарков - 19,3 тыс. га;

- озелененных территорий (парков, скверов, бульваров, спортивных зон) - 0,15 тыс. га;

- коллективных садов - 1,3 тыс. га;

- водных пространств - 1,1 тыс. га.

Особенностью застройки г. Дзержинска является функционирование двух крупных промышленных зон: Западной и Восточной. В первую входят ПО “Заря“, завод Свердлова; во вторую - преимущественно предприятия химического профиля: ПО “Корунд“, “Синтез“, “Пластик“, “Оргстекло“ и другие.

Большая часть природного комплекса подвержена вредному влиянию выбросов химического производства.

Природный комплекс богат водными пространствами. Основной водной артерией, подчиняющей себе в визуальном отношении огромные пространства, является река Ока, образующая в районе города большую излучину.

В северной части среди лесов расположено озеро Пырское.

Значительные площади в пределах левобережья занимают болота.

Все леса Дзержинского лесхоза отнесены к 1-й группе. Практически вся территория 2 лесничеств (Дзержинского и Игумновского) находится в зоне воздействия промышленных выбросов химических предприятий. Кроме того, значительная рекреационная нагрузка на относительно неустойчивые лесные экосистемы требует увеличения лесопарковой части зеленой зоны.

Сложившуюся систему зеленых насаждений общего пользования составляют отдельные парки, скверы, бульвары, городские леса.

Проектом предлагается сохранение и развитие системы зеленых насаждений города.

Используя естественный природный комплекс, создается единая рекреационная система, объединенная элементами экологического каркаса.

Увеличение площади зеленых насаждений достигается за счет включения природного парка вдоль реки Оки от п. Желнино до затона Дзержинского. А также создание озелененной набережной реки Оки вдоль перспективного административно-делового центра, включая выход к реке п. Дачный.

Проектом предусматривается новое строительство территорий зеленых насаждений общего пользования - 380 га.

Кроме того, для кратковременного летнего и зимнего отдыха предполагается использовать территории лесов, входящих в городскую черту. Припойменные территории реки Оки также должны использоваться для кратковременного и длительного (в домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях) отдыха. На территории памятника природы должен соблюдаться режим эксплуатации памятника. В районе Дзержинского затона организуется благоустроенная пляжная зона.

2.7. Охрана историко-культурного наследия

Город имеет богатое историко-культурное наследие. Дзержинск выгодно отличается от многих городов тем, что его развитие осуществлялось целенаправленно и комплексно, согласно генеральным планам. В архитектурном облике города (старая его часть - постройки 30 - 50-х годов прошлого века) было достигнуто определенное композиционное единство.

Несмотря на то, что город не относится к разряду исторических городов, в границах городской черты выделены 3 историко-архитектурные охранные зоны: в центральной части города, в центральной части п. Желнино, п. Свердлова.

В настоящее время в государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области внесены:

- памятники истории - 10 единиц;

- памятники градостроительства и архитектуры - 29 единиц, включая 2 опоры ЛЭП архитектора Шухова в излучине реки Оки;

- памятники искусства - 3 единицы.

На территории п. Гариловка имеется 13 стоянок первобытного человека.

Всего в сводном перечне памятников истории и культуры г. Дзержинска по состоянию на 1 января 2001 года находится 45 объектов.

В процессе разработки генерального плана был выполнен анализ историко-культурного наследия. Территории и объекты, представляющие историко-архитектурную ценность, были учтены при определении градостроительной ценности территории и при проведении комплексной оценки территории.

Проектом предусматривается сохранение памятников истории и архитектуры, а также ценной городской среды, создающей своеобразный облик города. Предусматривается сохранение сложившейся ценной планировочной структуры, богатого природного ландшафта.

2.8. Производственный комплекс

Проектом предусматривается сохранение и развитие промышленного потенциала города.

Проектные предложения ориентируются на процесс стабилизации и последующий подъем экономики страны.

В проекте заложены следующие основные принципы развития промышленно-коммунальных территорий:

- упорядочение зонирования территории промышленных и коммунальных зон;

- ликвидация вредного воздействия на жилые и рекреационные зоны;

- вынос и перепрофилирование предприятий центральной части города;

- реконструкция предприятий прибрежной территории р. Оки с созданием непрерывной системы набережных;

- максимальное использование освобождаемых от предприятий территорий для создания системы центров обслуживания и озеленения;

- более интенсивное использование существующих производственных территорий для развития производственного и научного комплекса;

- резервирование территории в восточном промрайоне для размещения перспективных инвестиционных проектов, в т.ч. промышленных предприятий и логистических комплексов.

Характеристика промышленно-коммунальной зоны

----T---------------T-------------T------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Специализация¦ Возможность развития ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦1. ¦Западный промрайон, в том числе ¦

+---+---------------T-------------T------------------------------+

¦ ¦Промышленная ¦Промышленная,¦Расширение территорий¦

¦ ¦зона ¦НИИ ¦предприятий не¦

¦ ¦ ¦ ¦предусматривается. Развитие¦

¦ ¦ ¦ ¦производства и размещение¦

¦ ¦ ¦ ¦новых производств возможно в¦

¦ ¦ ¦ ¦пределах промплощадок ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ ¦Северо-западная¦Промышленно- ¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦коммунальная ¦коммунальная ¦рационального использования¦

¦ ¦зона ¦ ¦территории ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ ¦Западная ¦Коммунальная ¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦коммунальная ¦ ¦рационального использования¦

¦ ¦зона ¦ ¦территории ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦2. ¦Центральная ¦Промышленная,¦Требует выноса или¦

¦ ¦часть города ¦НИИ ¦перепрофилирования ¦

¦ ¦ ¦ ¦производств, оказывающих¦

¦ ¦ ¦ ¦вредное влияние на жилую¦

¦ ¦ ¦ ¦застройку ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦3. ¦Восточный промрайон, в том числе ¦

+---+---------------T-------------T------------------------------+

¦ ¦Промышленная ¦Промышленная,¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦зона, северная¦НИИ ¦рационального использования¦

¦ ¦часть ¦ ¦территории. Имеет резервы¦

¦ ¦ ¦ ¦развития ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ ¦Коммунальная ¦Промышленно- ¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦зона, северная¦коммунальная ¦рационального использования¦

¦ ¦часть ¦ ¦территории ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ ¦Промышленная ¦Промышленная ¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦зона, южная¦ ¦рационального использования¦

¦ ¦часть ¦ ¦территории ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦ ¦Коммунальная ¦Коммунальная ¦Требует упорядочения и более¦

¦ ¦зона, южная¦ ¦рационального использования¦

¦ ¦часть ¦ ¦территории ¦

+---+---------------+-------------+------------------------------+

¦4. ¦Предприятия ¦Промышленно- ¦Требует более рационального¦

¦ ¦поселков ¦коммунальная ¦использования территории ¦

L---+---------------+-------------+-------------------------------

На базе существующих предприятий предлагается создание комплекса с оптимальным соотношением крупного, среднего и мелкого производства с внедрением энергосберегающих технологий. Сохраняется многоотраслевое направление развития промышленного производства на предприятиях различной формы собственности.

Резервные площадки для размещения предприятий химической промышленности предусматриваются в Восточном промышленном районе.

На предприятиях предусматривается ликвидация источников вредности, влияющих на жилую застройку. Санитарно-защитные зоны от предприятий организуются с условием исключения влияния их на жилую застройку.

При невозможности соблюдения этих требований предприятия намечаются к перепрофилированию, ликвидации или переносу на другую территорию.

III. УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

3.1. Внешний транспорт

Город Дзержинск расположен на важных железнодорожных, автомобильных и водных путях. По территории г. Дзержинска в широтном направлении проходит двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва - Нижний Новгород - Киров, протяжение линии в пределах городской черты составляет 22 километра. Пассажирооборот по остановочным пунктам, действующим в пределах города, составляет около 5,0 млн пассажиров в год.

Ближайший к городу аэродром расположен на юго-западной окраине г. Н.Новгорода, в 25 км от центра города Дзержинска.

Порт “Дзержинск“ расположен в черте города, на левом берегу реки Оки, на расстоянии 45 км от устья. В систему порта входит два грузовых района - Дзержинский, находящийся в створе ул. Черняховского; Игумновский, находящийся на берегу Бабинского затона.

Основные автодороги, подходящие к городу: Москва - Нижний Новгород, магистральная дорога международного значения федерального подчинения I технической категории (М7); Нижний Новгород - Казань, магистральная дорога международного значения федерального подчинения, является продолжением дороги Москва - Нижний Новгород, I технической категории. Проектом предлагается продолжение строительства объезда г. Н.Новгорода в северном направлении.

3.2. Уличная сеть и городской транспорт

Уличная сеть города Дзержинска представляет собой хорошо развитую радиально-полукольцевую систему улиц. Большинство улиц благоустроено, имеет асфальтовое покрытие проезжих частей и тротуаров.

Сложившаяся сеть магистральных улиц и дорог в городе не в полной мере отвечает современным требованиям организации движения транспорта и пешеходов.

Большинство существующих магистралей узкие, имеют недостаточную ширину проезжей части.

Отсутствие многоуровневых транспортных развязок на пересечениях напряженных магистральных улиц и пересечений с железными дорогами сказывается на снижении скорости транспортных потоков. Проектом предлагается расширение и совершенствование улично-дорожной сети.

--------------------------------------------T--------------------¬

¦ Значение магистралей ¦ Протяженность, в ¦

¦ ¦целом по городу (км)¦

¦ +---------T----------+

¦ ¦I очередь¦Расчетный ¦

¦ ¦ ¦ срок ¦

+-------------------------------------------+---------+----------+

¦Магистральные улицы общегородского значения¦ 84,5 ¦ 96 ¦

+-------------------------------------------+---------+----------+

¦Магистральные улицы районного значения ¦ 62 ¦ 78,5 ¦

+-------------------------------------------+---------+----------+

¦Жилые улицы ¦ 34,5 ¦ 37,5 ¦

+-------------------------------------------+---------+----------+

¦Итого ¦ 181 ¦ 212 ¦

L-------------------------------------------+---------+-----------

Предлагается строительство объезда города в западном направлении, продолжение Заревской объездной дороги за расчетный срок, которая выходит на Решетихинское шоссе. Протяженность составляет 13,9 км.

Проектом предусмотрено строительство двух транспортных развязок в разных уровнях на пересечении магистральных улиц с железной дорогой. На расчетный срок - в створе ул. Гайдара, за расчетный срок - при пересечении объездной дороги с железнодорожной магистралью.

В настоящее время в городе существует 4 вида общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, электрифицированная железная дорога в пределах городской черты.

Объем перевозок и распределение их по видам транспорта, согласно данным на исходный год разработки генплана, представлены в таблице:

----T------------------------T-----------------T-----------------¬

¦ N ¦ Вид транспорта ¦ Перевезено ¦ Удельный вес в ¦

¦п/п¦ ¦пассажиров, в млн¦ перевозках ¦

¦ ¦ ¦ пасс. ¦ пассажиров в % ¦

+---+------------------------+-----------------+-----------------+

¦1. ¦Трамвай ¦ 75,055 ¦ 45,2 ¦

¦2. ¦Троллейбус ¦ 65,855 ¦ 39,6 ¦

¦3. ¦Автобус ¦ 24,279 ¦ 14,6 ¦

¦4. ¦Электрифицированная ж/д ¦ 1,0 ¦ 0,6 ¦

+---+------------------------+-----------------+-----------------+

¦Всего по городу ¦ 166,189 ¦ 100 ¦

L----------------------------+-----------------+------------------

Дополнительно к перечисленному выше муниципальному транспорту в городе существует частный транспорт - маршрутные такси и арендные троллейбусы.

Для передвижений рабочих в часы пик в восточную промзону необходимо предусмотреть дополнительные маршруты.

В центральной части г. Дзержинска транспортная система обеспечивает нормальные условия обслуживания населения.

Внутригородские трамвайные перевозки пассажиров г. Дзержинска организованы на 4 маршрутах.

В городе имеется два трамвайных депо. Основной вид производства - перевозка пассажиров и ремонт подвижного состава.

На I очередь проектом предлагается демонтаж трамвайной линии по ул. Гайдара, ул. Чапаева до пр. Дзержинского общей протяженностью 4,7 км. Троллейбусное движение в г. Дзержинске организовано на 6 маршрутах. Протяженность линии троллейбуса - 24,5 км.

На I очередь проектом предлагается строительство троллейбусной линии по улицам, на которых демонтируется трамвайная линия, по ул. Гайдара от пр. Циолковского, по ул. Чапаева и по ул. Черняховского до пр. Дзержинского, общей протяженностью 3,8 км. На расчетный срок предлагается продлить линию троллейбуса от пр. Циолковского в западный район.

3.3. Сооружения транспортного обслуживания

В связи с тем, что потребность в строительстве новых машино-мест для индивидуального транспорта постоянно увеличивается и на I очередь возрастет в 1,6 раза по сравнению с существующим положением, а на расчетный срок более чем в 2,2 раза, строительство одноэтажных боксовых гаражей неэффективно.

Проектом предусматривается новое строительство гаражей в 2 - 3 уровня.

Размещение мест хранения автомобилей на территории коттеджной и малоэтажной застройки усадебной застройки предусматривается на индивидуальных приусадебных участках.

Во вновь строящихся секционных жилых домах по возможности предусматриваются подземные и полуподземные гаражи-стоянки.

IV. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.1. Водоснабжение

Проектом сохраняется существующая объединенная система хозяйственно-питьевого производственно-противопожарного водопровода.

Подача воды в систему городского водоснабжения будет осуществляться от существующих источников.

Для улучшения водоснабжения города проектом предусматривается:

1) реконструкция систем подготовки воды с применением современных и эффективных методов очистки воды в соответствии с действующим санитарным законодательством;

2) строительство второй очереди грунтового водозабора;

3) капитальный ремонт и реконструкция магистральных водоводов и разводящих сетей с учетом их санитарно-технического состояния;

4) строительство новых сетей.

4.2. Канализация

Проектом сохраняется существующая схема канализации с отведением бытовых и производственных стоков на существующие районные очистные сооружения. Производственные сточные воды подаются на районные очистные сооружения только после их очистки на локальных очистных сооружениях.

Проектом предусматривается:

1) реконструкция районных очистных сооружений;

2) реконструкция и капитальный ремонт канализационных сетей с учетом их санитарно-технического состояния;

3) строительство сливной станции для приема стоков от индивидуальной жилой застройки;

4) выполнение комплекса технических и природоохранных мероприятий по ликвидации сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий в р. Оку и р. Пыру.

На расчетный срок строительства индивидуальную жилую застройку города и подчиненных ему населенных пунктов предлагается обеспечить централизованной канализацией.

4.3. Дождевая канализация

В настоящее время закрытой сетью дождевой канализации обеспечена лишь часть городских улиц, поверхностный сток с территории города без очистки сбрасывается в пойму р. Оки. В проекте принята раздельная закрытая система дождевой канализации с учетом существующей сети. Отвод основной массы поверхностного стока производится по схеме: лоток проезжей части, дождеприемник, соединительная ветка, местный водоток, главный коллектор, распределительная камера, очистные сооружения, выпуск в водоем.

4.4. Теплоснабжение

Существующие котельные в старой части города постепенно реконструируются, где это возможно, или строятся вновь. Некоторые из них имеют резервы по мощности, что позволяет подсоединять к ним намечаемые объекты к строительству, если они находятся вблизи данных источников тепла.

Ввиду большого износа магистральных сетей от ТЭЦ проектом предусматривается реконструкция теплосетей.

4.5. Газоснабжение

Газификация г. Дзержинска и подсоединенных городу населенных пунктов Горбатовка, Гавриловка, Петряевка и Дачный осуществляется на базе природного и сжиженного газа.

Газоснабжение перспективной застройки г. Дзержинска решается от существующих газопроводов. Дома повышенной этажности оборудуются электроплитами.

4.6. Электроснабжение и связь

Электроснабжение города осуществляется от местных источников (ТЭЦ) и от понизительных подстанций системы ОАО “Нижновэнерго“. В городе начато создание аналого-цифровой сети связи.

V. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ

По данным “Гидропроекта“, расчетные отметки максимальных уровней воды в р. Оке в створе у пристани в условиях Чебоксарского водохранилища составляет 78,2 мБС - 1% обеспеченности, 76,5 мБС - 10% обеспеченности.

Без учета “ебоксарского водохранилища - 77,54 мБС - 1% обеспеченности, 75,7 мБС - 10% обеспеченности.

Меженный уровень воды - 65,2 мБС.

На рассматриваемой территории наблюдается повышение уровня грунтовых вод. Активное подтопление грунтовыми водами тесно связано со значительным сокращением производительности водозаборов с 131,09 до 29,68 тыс. куб. м/сут. в течение 1970 - 2002 годов.

На рассматриваемой территории выделено несколько участков, подверженных подтоплению и затоплению:

- участок Чернореченской объездной дороги;

- участок по ул. Терешковой и железнодорожного вокзала и вдоль железнодорожного полотна примерно до п. Пушкино;

- участок, расположенный южнее производственных территорий ФГУП “Завод им. Я.М. Свердлова“, в 0,5 км севернее бывшего озера Щелоково;

- территория Восточной промзоны.

Повышение уровня грунтовых вод на рассматриваемой территории совпало с подъемом уровня подземных вод в 11-летнем цикле солнечной активности и в 100-летнем цикле наблюдений.

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА

Баланс территории

----T--------------------------T----------------T----------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Современное ¦ Проектное ¦

¦п/п¦ ¦ состояние ¦ решение ¦

¦ ¦ +----------T-----+----------T-----+

¦ ¦ ¦территория¦ % к ¦территория¦ % к ¦

¦ ¦ ¦ (га) ¦итогу¦ (га) ¦итогу¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦1. ¦Территория жилой застройки¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦ВСЕГО ¦ 1980 ¦ 4,7¦ 2078,0 ¦ 4,9¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦усадебная и коттеджная ¦ 722 ¦ 1,7¦ 768 ¦ 1,8¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦2. ¦Территория общественно-¦ 694 ¦ 1,6¦ 714 ¦ 1,7¦

¦ ¦деловой застройки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦3. ¦Территория ¦ 5674 ¦ 13,4¦ 5674 ¦ 13,4¦

¦ ¦производственной застройки¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦4. ¦Территория инженерной и¦ 1666 ¦ 4,0¦ 1725 ¦ 4,1¦

¦ ¦транспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦инфраструктуры. ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦железнодорожного ¦ 356 ¦ 0,8¦ 356 ¦ 0,8¦

¦ ¦транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦автомобильного транспорта ¦ 229 ¦ 0,5¦ 288 ¦ 0,7¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦5. ¦Территория под объектами¦ 544 ¦ 1,3¦ 594 ¦ 1,4¦

¦ ¦спец. назначения. ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦кладбища ¦ 102 ¦ 0,2¦ 152 ¦ 0,4¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦6. ¦Территория под военными¦ 5266 ¦ 12,5¦ 5266 ¦ 12,5¦

¦ ¦объектами и иными¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦режимными территориями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦7. ¦Территория ¦ 3767 ¦ 8,9¦ 3559,5 ¦ 8,5¦

¦ ¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦назначения. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦садоводческие и дачные¦ 1071 ¦ 2,5¦ 1071 ¦ 2,5¦

¦ ¦кооперативы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ ¦коллективные и¦ 265 ¦ 0,6¦ 265 ¦ 0,6¦

¦ ¦индивидуальные земли¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦огородничества и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦животноводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦пашни ¦ 1309 ¦ 3,1¦ 1309 ¦ 3,1¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦прочие сельхозугодья ¦ 1122 ¦ 2,7¦ 1055 ¦ 2,6¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦8. ¦Водные пространства ¦ 1096 ¦ 2,6¦ 1096 ¦ 2,6¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦9. ¦Городские леса ¦ 19341 ¦ 45,9¦ 17719 ¦ 42,0¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦10.¦Зеленые насаждения общего¦ 150 ¦ 0,4¦ 530 ¦ 1,3¦

¦ ¦пользования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦11.¦Неудобные земли (овраги,¦ 1340 ¦ 3,2¦ 1340 ¦ 3,2¦

¦ ¦карьеры, болота и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦12.¦Прочие территории ¦ 635 ¦ 1,5¦ 95 ¦ 0,2¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦13.¦Территории под размещение¦ - ¦ - ¦ 1762,5 ¦ 3,2¦

¦ ¦инвестиционных зон. ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+----------+-----+----------+-----+

¦ - ¦ИТОГО территорий в¦ 42153 ¦100,0¦ 42153 ¦100,0¦

¦ ¦границах городской черты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+--------------------------+----------+-----+----------+------