Постановление администрации Сокольского района от 18.04.2006 N 79 “Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Сокольского муниципального района“
АДМИНИСТРАЦИЯ СОКОЛЬСКОГО РАЙОНАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2006 г. N 79
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, постановлением Правительства Нижегородской области от 22 февраля 2006 года N 54 “Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области“ и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Сокольского муниципального района Нижегородской области (далее - Положение).
2. Отделу по делам ГО и ЧС района:
2.1. Отработать схему руководства сетью наблюдения и лабораторного контроля, а также порядок сбора данных об обстановке и согласовать его в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
2.2. Создать на своей территории сеть наблюдения и лабораторного контроля с включением необходимых организаций, деятельность которых утвердить соответствующими нормативными правовыми актами.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел по делам ГО и ЧС района.
Глава местного самоуправления
А.В.МАКАРОВ
Утверждено
постановлением
администрации Сокольского района
от 18.04.2006 N 79
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОКОЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Сокольского муниципального района Нижегородской области (далее - СНЛК).
СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля районного звена территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС). Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей (приложение 1) является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК (приложение 3).
Координацию деятельности СНЛК осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сокольского района Нижегородской области (далее - КЧС).
Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет отдел по делам ГО и ЧС района (в рамках своих полномочий). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК (далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации, включенные в структуру СНЛК.
Взаимодействие учреждений СНЛК строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с отделом по делам ГО и ЧС района.
Наблюдение и лабораторный контроль гражданской обороны в Сокольском муниципальном районе Нижегородской области организуется и проводится с целью:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов производства, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- своевременного обнаружения и индикации химического заражения в возвратных водах, промышленных выбросах, почвах и отходах производства;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно-химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории Сокольского муниципального района Нижегородской области. Координацию деятельности УСНЛК в районе осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного самоуправления.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ
ИНФОРМАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Функционирование СНЛК района осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;
- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС); о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в отдел по делам ГО и ЧС района.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Основу СНЛК составляют головные (наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.
Головные организации выполняют следующие задачи:
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6 - 8 часов.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Оснащение учреждений СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
Приборы радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека; исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц; лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды проводятся по методикам, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится организациями по планам и программам, согласованным с ГУ МЧС.
В целях совершенствования готовности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие организации по подчиненности в установленные сроки, а также в ГУ МЧС ежегодно до 10 января.
Финансовое обеспечение деятельности СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской области.
Финансирование мероприятий с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
к Положению об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны
Сокольского муниципального района
Нижегородской области
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ГУНО “Госветуправление Сокольского района“ и ВЛ “Госветуправление Сокольского района“:
- проведение ветеринарной разведки на объектах хозяйства района;
- установление наличия возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения ГУНО “Госветуправление Сокольского района“;
- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ;
- отбор для ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, БС, и в сомнительных ситуациях доставка их в областную ветеринарную лабораторию для исследований и проведения санитарно-ветеринарной экспертизы.
2. Филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения филиала;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и доставка их в лабораторию ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
3. Районная службы защиты растений:
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и АХОВ;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территорий сельскохозяйственных угодий;
- участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий.
4. Сокольский районный филиал ФГУ “Госсеминспекция по Нижегородской области“:
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- выявление зараженности семенного материала и болезни сельскохозяйственных растений.
5. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и их индикацию. На территории Сокольского муниципального района создаются три поста.
6. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное положение (инструкцию) о работе СНЛК;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждений с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения;
- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;
- перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и в комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии; в пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ;
- формализованные документы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в ГУ МЧС и комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Приложение 2
к Положению об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны
Сокольского муниципального района
Нижегородской области
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах.
2. Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области - головная организация.
3. Сокольская районная ВЛ ГУНО “Госветуправление Сокольского района“.
4. Районная служба защиты растений.
Приложение 3
к Положению об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны
Сокольского муниципального района
Нижегородской области
СТРУКТУРА
СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
--------------------------¬ ---------------------------¬
¦ ГУНО “Госветуправление ¦ ¦Филиал ФГУЗ “Центр гигиены¦
¦ Сокольского района“ +-¬ --+ и эпидемиологии в НО“ в ¦
L------------T------------- ¦ ---------------------¬ ¦ ¦Городецком, Ковернинском, ¦
¦ ¦ ¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦ ¦ Сокольском районах ¦
¦ ¦ ¦ Сокольского ¦ ¦ L---------------------------
¦ ¦ ¦ муниципального ¦ ¦
¦ ¦ ¦ района ¦ ¦
-------------+------------¬ ¦ L----------T---------- ¦
¦ВЛ ГУНО “Госветуправление¦ ¦ -----------+---------¬ ¦
¦ Сокольского района“ ¦ ¦ ¦ Глава местного ¦ ¦
L-------------------------- ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦ ---------------------------¬
L-+ Сокольского +-+-+ Управление сельского ¦
¦ муниципального ¦ ¦ хозяйства ¦
¦ района ¦ L-------------T-------------
L----------T---------- ¦
-----------+---------¬ --------------+------------¬
¦ Отдел по делам ¦ ¦ Семенная лаборатория ¦
¦ ГО и ЧС района ¦ L---------------------------
L---------------------