Законы и постановления РФ

Постановление Земского собрания Борского района от 15.12.2005 N 19 “О прогнозе социально-экономического развития Борского района на 2006 год“

Вступил в силу с 15 декабря 2005 года (пункт 3 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ БОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2005 г. N 19

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БОРСКОГО РАЙОНА НА 2006 ГОД

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Борского района на 2006 год, Земское собрание постановляет:

1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Борского района на 2006 год.

2. Утвердить показатели социально-экономического развития для расчета бюджета Борского района на 2006 год согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Глава местного самоуправления,


председатель Земского собрания

В.В.ТАРБЕЕВ

Приложение

к постановлению

Земского собрания


Борского района

от 15.12.2005 N 19

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БОРСКОГО РАЙОНА НА 2006 ГОД


ВВЕДЕНИЕ

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Нижегородской области N 199 издано 06.09.2005, а не 16.08.2005.

Итоги и содержание прогноза социально-экономического развития Борского района на 2006 год, а также общие подходы к его разработке регламентированы Федеральным законом РФ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ“, принятом Государственной Думой 23 июня 1995 г., законами Нижегородской области “О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области“ от 25.07.2003 N 66-З и “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области“ от 08.10.2001 N 207-З, а также постановлением Правительства Нижегородской области от 16.08.2005 N 199 “О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2006 год“ и приложением “Концепция бюджетной и налоговой политики и формирования межбюджетных отношений Нижегородской области на 2006 г.“.

Прогноз носит информационно-рекомендательный характер и является ориентиром социально-экономического развития Борского района на прогнозируемый год для хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.

Прогноз социально-экономического развития разработан отделом экономики и прогнозирования администрации Борского района с участием других подразделений администрации и района в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики РФ и области и Методическими указаниями министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области. При расчетах количественных показателей использовались индексы оптовых и потребительских цен Министерства экономического развития и торговли РФ на 01.08.2005. Прогноз предполагает проведение Правительством РФ умеренно жесткой кредитно-финансовой политики, позволяющей удержать рост потребительских цен (инфляции) на уровне 8,6% в среднегодовом исчислении, что соответствует 0,72% в среднемесячном исчислении.


Прогноз социально-экономического развития Борского района по основным бюджетообразующим показателям сформирован с учетом предложений структурных подразделений администрации и намерений крупнейших предприятий, расположенных на территории Борского района. Основные бюджетообразующие показатели (валовая продукция, фонд оплаты труда, прибыль и др.) являются основой для формирования бюджета Борского района на 2006 год.

К настоящему времени подведены итоги социально-экономического развития 2004 года, уточнена прогнозная оценка 2005 года, которые стали базой для формирования прогноза на 2006 год.

Администрация района может вносить коррективы в показатели прогноза и бюджета на 2006 год с представлением их на рассмотрение в Земском собрании района по результатам социально-экономического развития района в 2005 году, в случаях изменения социально-экономической ситуации в РФ и районе, а также принятия нормативных актов на федеральном и областном уровнях, влияющих на развитие экономики района.

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

Макроэкономическая ситуация


Общая социально-экономическая ситуация в районе за 9 месяцев 2005 года характеризуется следующими показателями (по сравнению с прошлым годом):

- индекс физического объема промышленного производства в сентябре 2005 г. - 103,8%;

- объем сельскохозяйственного производства в общественном секторе за январь - сентябрь 2005 г. в сопоставимых ценах составил 115%;

- в январе - сентябре 2005 года денежные доходы, полученные населением, сложились в сумме 4178,3 млн руб. (в 2004 г. за январь - сентябрь - 3602,0 млн руб.), темп роста составил 116,0% к доходам прошлого года;

- уровень официально зарегистрированной безработицы уменьшился на 0,06% (с 0,78% на 01.01.2005 до 0,72% на 01.10.2005);

- просроченная задолженность по зарплате составила на 01.10.2005 - 2789 тыс. руб., уменьшилась к январю 2005 г. на 1244 тыс. руб. и составила:

- в промышленности 344 тыс. руб. (ЗАО

“Строчевышивальная

фабрика“; ЗАО

“Торгмаш“)


- в сельском хозяйстве 889 тыс. руб.

- в жилищно-коммунальном хозяйстве 761 тыс. руб.

- на транспорте 795 тыс. руб.

В бюджетных организациях задолженности по зарплате нет.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА В 2006 ГОДУ

Бюджетная и налоговая политика

Основной задачей бюджетной и налоговой политики Борского района на ближайшие годы остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Борского района. Решение этой задачи возможно через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета района, повышение конкурентоспособности экономики Борского района, обеспечение социальной помощи нуждающимся.

Бюджетная политика района в 2006 году в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами муниципальной политики. В 2006 году будет продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства бюджета района и нижестоящих бюджетов.

Реформа бюджетной политики будет проведена параллельно с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений. На территории Борского района с 1 января 2006 г. будут образованы 10 муниципальных образований: 8 сельских поселений, 1 городское и 1 муниципальный район. Предпосылки для проведения этих реформ созданы в 2005 году. Принято и готовится к принятию значительное количество нормативных правовых актов Борского района, направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Борском районе, методик распределения финансовой помощи между поселениями.

Бюджетная и налоговая политика в 2006 году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих задач:

Увеличение налогового и неналогового потенциала Борского района:

- максимальное использование органами местного самоуправления Борского района возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;

- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.

Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Борского района:

- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;

- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.

Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами политики, проводимой на государственном и муниципальном уровнях:

- возможность стимулирования в 2007 - 2008 годах муниципальных образований Борского района, обеспечивающих проведение реформы бюджетной политики;

- формирование реестров расходных обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих не обеспеченные финансированием расходные обязательства;

- повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;

- построение бюджета на 2006 год и последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

- сохранение установленных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год: реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативно-правовыми актами Борского района, поддержка материнства и детства, дальнейшее развитие энергосберегающих технологий, проведение профилактики наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта, газификации сельских населенных пунктов района.

Бюджетная политика в области доходов

За основу формирования доходной части бюджета Борского района и бюджетов поселений на 2006 год будут взяты основные параметры социально-экономического развития района, прогнозируемые на 2006 год.

Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в местный бюджет Борского района, информации отраслевых министерств Нижегородской области, структурных подразделений администрации Борского района, прочих органов власти, находящихся на территории Борского района, а также предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в Борском районе.

По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2006 году 110,8%, в 2007 году - 107,9%, в 2008 году - 106,5%.

Формирование доходной части бюджета Борского района и бюджетов поселений на 2006 год будет производиться с учетом планируемых на федеральном и областном уровнях изменений налогового и бюджетного законодательств на 2006 год и мер по увеличению доходов бюджета района, принимаемых на уровне Правительства области, органов местного самоуправления Борского района.

Налоговые доходы

Налоговая система в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, достижение справедливости, прозрачности и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные с либерализацией налогового бремени уже осуществлены.

Тем не менее, отдельные изменения налогового и бюджетного законодательства по-прежнему будут оказывать существенное влияние на формирование доходной части бюджета района и бюджетов поселений на перспективу 2006 - 2008 годов.

Изменения коснутся налога на прибыль. Сохранится курс на либерализацию налогового бремени по данному доходному источнику. В частности, приняты отдельные изменения, расширяющие перечень расходов, относящихся на себестоимость: изменение с 30% до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных в предшествующих периодах; введение “амортизационной премии“ в виде отнесения на расходы и учета при исчислении налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости основных фондов.

При формировании прогноза поступлений налоговых доходов в бюджет Борского района на 2006 год будут учитываться следующие изменения законодательства на областном и федеральном уровнях:

1. Отмена зачислений в местные бюджеты части поступающих в настоящее время в бюджет Борского района нормативов по акцизам, по единому налогу, взимаемому в связи с упрощенной системой налогообложения, по налогу на игорный бизнес.

2. Зачисление в бюджет Борского района:

- налога на доходы физических лиц по нормативу 20% (при этом Законом Нижегородской области о бюджете на соответствующий год могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений);

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90%;

- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%;

- госпошлины по нормативу 100% в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%;

- налога на прибыль по нормативу 20%;

- налога на имущество юридических лиц по нормативу 20%.

3. Зачисление в бюджеты поселений:

- земельного налога по нормативу 100%;

- налога на имущество физических лиц по нормативу 100%;

- налога на доходы физических лиц по нормативу 10%;

- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%.

С 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимое имущество жилищного фонда. Налог на недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

С отменой в 2006 году налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, внесены некоторые изменения в порядок налогообложения по налогу на доходы физических лиц: имущество, облагаемое налогом при дарении, будет облагаться налогом на доходы физических лиц. При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.

С 2006 года изменяется порядок исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Установление ставок земельного налога становится прерогативой органов власти поселений и городских округов.

Реформирование земельного налога как одного из крупнейших среди платежей за природные ресурсы и значительного дохода местных бюджетов вызвало необходимость консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления и других субъектов земельных отношений. Для сглаживания последствий перехода на новую форму исчисления с 2006 года (от кадастровой стоимости) в максимально короткий срок необходимо создать исчерпывающий реестр земельных участков и их собственников вплоть до уровня поселений. При этом с целью сохранения на первом этапе достигнутого уровня поступлений земельного налога и на дальнейшую перспективу его роста необходим максимальный учет не задействованных ранее в хозяйственном обороте земель, а также земель, фактически используемых и “ушедших“ из-под налогообложения.

С приданием нового смысла понятию “налогового администрирования“ необходимо разработать систему мер, усиливающих ответственность каждого администратора за полноту, правильность и своевременность поступления администрируемых им платежей.

Неналоговые доходы

В 2006 году и на перспективу политика в области сбора неналоговых доходов, как и ранее, будет направлена на повышение эффективности использования муниципальной собственности и увеличение бюджетной отдачи.

Налоговым органам и администраторам налогов и сборов необходимо выстроить с налогоплательщиками работу по укреплению налоговой дисциплины, созданию условий, способствующих увеличению налоговых отчислений в бюджет района, отказу плательщиков от использования схем, приводящих к сокрытию и оптимизации налогов, выводу налоговых платежей в другие регионы.

По-прежнему значительное место будет отводиться регулированию вопросов управления муниципальной собственностью.

Главное место в вопросах собственности будет отводиться упорядочению арендных отношений на землю и на объекты нежилого фонда - как основных источников доходов от использования собственности. Обеспечение единства и последовательного развития методологической базы для исчисления ставок арендной платы должно обеспечить рост этих источников. Кардинального пересмотра потребует методология исчисления арендной платы за землю, что обусловлено изменением в исчислении земельного налога.

Необходимо довести до максимального упрощения и прозрачности процедуры оформления прав собственности на землю и иного землепользования, обеспечив тем самым приток внешних инвестиций.

На ближайшую перспективу необходимо провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам земельных отношений в Борском районе, обеспечив при этом максимальную доступность инвесторов к реестру свободных земель и эффективное использование земельных участков.

В условиях разграничения государственной собственности на землю в целях избежания потерь бюджета от изменения федерального и областного бюджетов зачисления арендных платежей особое внимание следует уделить определению критериев целесообразности приобретения земель в собственность района, а также по возможности создание преференций для организаций, выкупающих землю в собственность и переходящих на уплату земельного налога.

При реформировании муниципальных предприятий следует исходить из реальной возможности их интеграции в экономические процессы района, а также из их потенциальной способности обеспечивать отдельные функции муниципалитета.

В условиях сокращения объема полномочий органов местного самоуправления, дающих возможность увеличивать собственную доходную базу, необходимо в полной мере задействовать оставшиеся из них, в частности - в сфере регулирования ставок местных налогов: земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Развитию собственной доходной базы должно способствовать неуклонное исполнение разработанных мероприятий по развитию налогового и неналогового потенциала в Борском районе на перспективу до 2007 года с последующим их совершенствованием.

С учетом положительного опыта прошлых лет необходимо расширять спектр стимулирующих факторов, направленных на укрепление и расширение производственного потенциала организаций района, изыскивать новые формы стимулирования плательщиков, предусматривая в том числе стимулирование создания новых производств на длительную перспективу.

Одним из действенных механизмов реализации этой задачи может стать работа, проводимая на уровне местного самоуправления по привлечению в район инвесторов через систему заключения инвестиционных соглашений, создания в районе условий и преференций, привлекательных для развития инвестиционных процессов.

В качестве одного из факторов следует рассматривать реализацию механизма предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

С целью определения причин изменения налогооблагаемой базы, выявления предпосылок к умышленному банкротству и своевременного принятия мер к его недопущению следует обеспечить всеобъемлющий мониторинг финансовых и экономических показателей субъектов среднего и крупного предпринимательства.

Бюджетная политика в области расходов

1. Основные подходы к формированию расходной части

консолидированного бюджета района на 2006 год

Формирование расходной части местного бюджета на 2006 год будет проведено с учетом реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений. Расходная часть бюджета будет строиться с учетом возможности доходной части бюджета.

При формировании расходной части местного бюджета на 2006 год будут применены следующие подходы.

За основу формирования расходов бюджета Борского района будет взят прогноз расходов бюджета на 2005 год. Из общей суммы расходов будут пересчитаны расходы на заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы, на коммунальные услуги по бюджетной сфере, на выполнение полномочий, которые с 2006 года будут финансироваться из местного бюджета, на расходы, осуществляемые за счет субвенций из областного бюджета на обеспечение образовательного процесса, на предоставление гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Остальные расходы будут проиндексированы на плановый уровень инфляции. Отдельные статьи расходов останутся на уровне 2005 года исходя из возможности доходной части бюджетов.

Нормативы бюджетного финансирования будут применены только по отдельным позициям:

- стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц;

- лимиты потребления тепло- и электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;

- нормативы по государственному и муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 09.10.2002 N 265.

Фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом двухпроцентной экономии на вакансии и больничные листы.

За основу расчета фонда оплаты труда по бюджетной сфере будет взят прогнозный фонд 2005 года, скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы Борского района. Фонд оплаты труда будет рассчитан с учетом повышения ставки первого разряда Единой тарифной сетки с 1 сентября 2005 года до 800 рублей в месяц и с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей в месяц.

Финансирование учреждений здравоохранения Борского района в 2006 году предполагается осуществлять из следующих источников: областного бюджета, бюджета Борского района и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области будет производиться за счет средств областного бюджета централизованно за все муниципальные образования Нижегородской области. За счет средств бюджета Борского района будут финансироваться следующие учреждения первичной медико-санитарной помощи:

- фельдшерско-акушерские пункты;

- станция скорой медицинской помощи;

- расходы по содержанию и ремонту учреждений здравоохранения.

2. Политика в области агропромышленного комплекса

С 2006 года поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) будет производиться только за счет средств областного бюджета.

3. Политика в области жилищно-коммунального хозяйства

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство района на 2006 год будут рассчитываться с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере 100 процентов от их стоимости.

Социальная защита населения района будет обеспечена через выплату низкодоходным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг через учреждения банков и почтовой связи.

Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг, будет принят в размере 18%.

Средства на выплату субсидий будут предусмотрены в областном фонде компенсаций и ежемесячно в виде целевых субвенций будут передаваться в бюджет района.

Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда будут рассчитаны исходя из стандартов стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утвержденных Правительством Нижегородской области.

В 2006 году будет продолжена работа по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

4. Политика в области муниципальных закупок

В 2006 году будет продолжено совершенствование системы муниципальных закупок, цель которой - повышение эффективности бюджетных расходов.

Закупки в 2006 году будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Каждый получатель бюджетных средств составляет план закупок продукции (товаров, работ и услуг) с указанием номенклатуры, объемов, суммы выделяемых средств, а также сроков. На основе планов закупок формируется план муниципального заказа на 2006 год.

Размещение муниципального заказа производится в соответствии с планом муниципального заказа.

Финансирование контрактов, заключенных по результатам размещения, осуществляется после их регистрации в реестре контрактов. При регистрации контрактов проверяется эффективность закупки продукции.

5. Тарифная политика

Тарифы на тепловую и электрическую энергию для формирования бюджета на 2006 год будут учитываться на основании данных региональной энергетической комиссии Нижегородской области о прогнозных уровнях тарифов с учетом утверждения Федеральной службой по тарифам предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2006 год.

Все тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), плата за снабженческо-бытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям определяются на основании экономически обоснованных расходов, понесенных энерго- и газоснабжающими организациями, обеспечения получения обоснованной нормы прибыли и учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются с 1 января 2006 года и действуют до 31 декабря 2006 года.

На местном уровне будут установлены тарифы на прочие виды коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО и т.д.).

6. Политика в области капитальных вложений

В капитальных расходах районного бюджета будут предусмотрены средства на финансирование целевой программы “Молодой семье - доступное жилье на 2004 - 2010 гг.“.

По вновь начинаемым объектам, включенным в план капитального строительства, подбор подрядной организации необходимо проводить на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В перечень объектов капитального строительства в приоритетном порядке должны включаться:

- переходящие с 2005 года стройки и объекты, подлежащие завершению строительством в 2006 году (т.е. вводные в 2006 году объекты);

- стройки и объекты, включенные в утвержденные областные целевые программы;

- переходящие стройки и объекты (пусковые комплексы), имеющие высокую степень технической готовности (более 70%).

Продолжится практика ипотечного кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для приобретения и строительства жилья и льготного кредитования населения на газификацию жилья с компенсацией части процентной ставки из средств областного бюджета и местных бюджетов.

7. Политика в области управления муниципальным

долгом Борского района

Управление муниципальным долгом Борского района в 2006 году будет осуществляться по следующим направлениям:

- бюджетная политика в части планирования объема и структуры муниципального долга Борского района;

- осуществление заимствований и проведение операций с муниципальным долгом, направленных на совершенствование структуры и сокращение расходов на его обслуживание;

- мобилизация собственных активов района и оптимизация управления этими активами. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях;

- использование механизма муниципальных гарантий в целях реализации проектов в приоритетных отраслях промышленности.

В рамках указанных направлений планируется решение следующих задач:

- определение и поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;

- равномерное распределение во времени связанных с долгом платежей;

- активизация мер по взысканию имеющихся задолженностей в местный бюджет. Уменьшение объема просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате;

- привлечение инвестиций в экономику района, стимулирование инновационной деятельности путем обоснованного предоставления муниципальных гарантий;

- совершенствование механизма контроля за состоянием объема и структуры муниципального долга.

8. Реформирование бюджетного процесса

Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 содержится в информационном банке СПС КонсультантПлюс: Эксперт-приложение.

В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов“ будут продолжены мероприятия по реформированию бюджетного процесса в Борском районе.

В 2005 году проведены следующие мероприятия по реформированию бюджетного процесса:

- формирование и исполнение бюджета района строится по новой бюджетной классификации. Бюджетная классификация интегрирована с единым планом счетов бюджетного учета. Вместо 27 разделов функциональной классификации введено 11;

- внесены изменения в постановление Земского собрания “Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Борском районе“.

Реформирование бюджетного процесса предполагается осуществить по следующим основным направлениям:

а) выделение при формировании бюджетов действующих и принимаемых обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

В аналитических целях при формировании районного бюджета на 2006 год планируется выделить бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств, не применяя такое выделение при утверждении и исполнении бюджета. К принимаемым обязательствам относятся: увеличение или введение новых трансфертов населению, увеличение заработной платы и денежного довольствия.

Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств;

б) применение среднесрочного финансового планирования. В целях повышения роли в бюджетном процессе перспективного финансового плана в 2006 году планируется разработать и утвердить перспективный финансовый план в текущем году. Утверждение перспективного финансового плана позволит повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета;

в) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Это основное направление реформирования бюджетного процесса, предполагающее переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В рамках этого направления в 2006 году необходимо будет провести следующие мероприятия:

- совершенствование методологии разработки и реализации целевых программ;

- использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;

- распределение части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию программ;

- расширение полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета;

- оптимизация расходов на содержание бюджетных учреждений.

Ценовая политика

1. Проведение мониторинга над уровнем цен и тарифов на продукцию, товарами и услугами на предприятиях и в организациях района независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

2. Контроль за изменением тарифов на важнейшие социальные услуги в соответствии с темпами роста доходов населения.

3. Недопущение необоснованного роста цен на:

- питание в детских садах и школьных столовых;

- жилищно-коммунальные услуги;

- детское питание;

- лекарственные средс“ва.

4. Выявление резервов снижения издержек услуг ЖКХ и т.д.

Инвестиционная политика и защита прав инвесторов

Одной из наиболее острых и наиболее актуальных проблем, сдерживающих темпы социально-экономического развития и негативно сказывающейся на инвестиционной привлекательности всей территории Борского района, является полная загруженность электрических сетей. За период с 1992 по 2004 г. в Борском районе прирост объемов производства составил 22,4%, построено жилья 430 тыс. кв. м (жилфонд увеличен на 15%). Однако за этот период инвестиций в развитие энергетических мощностей не производилось, в результате все существовавшие ранее резервы были исчерпаны.

В районе создан благоприятный инвестиционный климат, и только отсутствие свободных электрических мощностей препятствует реализации целого ряда проектов. Среди них:

- проект по производству пенобетона (ЗАО “Борский силикатный завод“);

- проект по производству архитектурного стекла (ООО “Интергласс-НН“);

- проект по производству макаронных изделий (ЗАО “Юроп Фудс ГБ“);

- проект по производству мороженого “Колибри“ и т.д.

В результате Борскому району в кратчайшие сроки для социально-экономического развития на ближайшие 5 - 10 лет и дальнейшего наращивания промышленного потенциала необходимо подведение дополнительных 100 МВт электроэнергии.

Кроме того, будет продолжена работа по привлечению и поддержке проектов:

- по строительству производства по переработке аккумуляторов;

- по модернизации оборудования по выпуску пустотелого силикатного кирпича и изделий из пенобетона на ОАО “Борский силикатный завод“;

- по выращиванию и переработке сельхозпродукции в ООО “Агрофирма “Золотой колос“ и ООО “Агрофирма “Борская“;

- по организации предприятий автомобилестроения;

- по строительству подвесной канатной дороги;

- по строительству торговых центров;

- по расширению банковского сектора;

- по подготовке инвестиционных площадок.

В современных условиях стремление бизнеса обмениваться быстрее товарами вследствие высокого развития телекоммуникационных связей ведет к увеличению объема грузоперевозок, неизбежно превышающему рост объемов производств и сферы услуг. В настоящее время темпы развития транспортной инфраструктуры резко отстают от темпов развития бизнеса. В связи с чем необходимо развитие дорожной инфраструктуры, строительство новых дорог, транспортных развязок и мостов.

Выгодное географическое положение Борского района создает благоприятные условия для развития транспортной сети. В районе налажено регулярное автобусное сообщение с областным центром, с селами и городами близлежащих районов. В летнее время между Нижним Новгородом и Бором функционирует водное сообщение. Объем строительства автомобильных дорог медленно, но неуклонно возрастает.

Узким местом автомобильного сообщения Нижний Новгород - Бор является двухъярусный (железнодорожно-автомобильный) мост через реку Волгу, для увеличения пропускной способности моста в летнее время наводится понтонный мост через реку. В связи с этим строительство второго моста через р. Волгу становится просто необходимостью.

Таким образом, усилия Борской районной администрации в 2006 г. будут направлены на решение энергетической и транспортной проблем, что в конечном итоге позволит в значительной мере повысить инвестиционную привлекательность Борского района и начать реализацию намеченных проектов.

Управление муниципальной собственностью

В 2006 году будет продолжаться совершенствование методов управления муниципальной собственностью с целью повышения поступления доходов в местный бюджет.

По прогнозным расчетам в 2006 году в местный бюджет будут направлены доходы от приватизации муниципального имущества в сумме 8,01 млн руб.; от аренды помещений - 3 млн руб.; от аренды земли - 10,78 млн руб.; от продажи земли - 1,6 млн руб.

Территориальная политика

Внутрирайонная территориальная политика будет направлена на:

- повышение реальных денежных доходов населения;

- создание условий для укрепления собственной экономической базы в районе, обладающей потенциальными внутренними резервами для саморазвития;

- увеличение собственных доходов;

- сохранение условий воспроизводства потенциала района (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации;

- содействие рациональному размещению отечественных и иностранных инвестиций в районе;

- оказание поддержки бюджетообразующим предприятиям;

- реализацию Программы содействия занятости населения и Программы по созданию и сохранению рабочих мест;

- Программу по развитию предпринимательства и малого бизнеса.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В 2006 ГОДУ

Валовой региональный продукт

В 2006 году объем отгруженной продукции в сфере материального и нематериального производства ожидается в сумме 13646 млн руб., в том числе в обрабатывающих производствах - 12135 млн руб., в сельском хозяйстве - 90 млн руб., в строительстве - 240 млн руб., на транспорте и связи - 180 млн руб., в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 552 млн руб.

Производство

Промышленность

За 9 месяцев 2005 года объем отгрузки товаров собственного производства составил 7068,3 млн руб., или 104,5% в действующих ценах к соответствующему периоду 2004 года.

В основу прогноза развития промышленности Борского района на 2006 г. заложены сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области и сценарные условия района, сформированные с учетом особенностей и тенденций развития промышленности Борского района, сложившихся за предыдущий период.

Характеристика основных бюджетообразующих

предприятий за январь - июнь 2005 г.

-------------------------------T-----------T-------------------¬

¦ Предприятия ¦ Объем ¦ Удельный вес ¦

¦ ¦отгруженной¦предприятия в общем¦

¦ ¦продукции, ¦объеме отгрузки, % ¦

¦ ¦ млн руб. ¦ ¦

+------------------------------+-----------+-------------------+

¦Всего по району ¦ 7068,3 ¦ 100,0 ¦

+------------------------------+-----------+-------------------+

¦ОАО “Борский стекольный заво䓦 3928,0 ¦ 55,6 ¦

+------------------------------+-----------+-------------------+

¦ОАО “Борский трубный завод“ ¦ 862,5 ¦ 12,2 ¦

+------------------------------+-----------+-------------------+

¦ЗАО “Юроп Фудс ГБ“ ¦ 817,4 ¦ 11,6 ¦

+------------------------------+-----------+-------------------+

¦ЗАО “Силикатный завод“ ¦ 244,9 ¦ 3,5 ¦

L------------------------------+-----------+--------------------

Структура промышленного производства

Борского района (оценка 2005 г.)

Диаграмма не приводится.

Оценка тенденций развития промышленности в 2005 г. с учетом финансово-политического положения во второй половине года дает возможность предполагать, что в 2006 году рост физических объемов отгрузки продукции составит 105% к уровню 2005 года. Рост ожидается в промышленности промстройматериалов и стекольной, в машиностроении и металлообработке, в легкой промышленности.

Прогнозируемый индекс физических объемов

отгрузки продукции по отраслям промышленности

в 2006 году по отношению к 2005 году

Диаграмма не приводится.

Объем отгруженной продукции в Борском районе в 2006 г. предполагается в объеме 12135 млн руб., или 105,0% к уровню 2005 г. (в сопоставимых ценах).

Рост экономических показателей работы промышленности повлек за собой улучшение финансового состояния предприятий. На начало 2005 года 40,0% предприятий являлись убыточными, на 01.10.2005 - 30%.

По итогам 9 месяцев 2005 года размер прибыли, полученной крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики, уменьшился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

По состоянию на 01.10.2005 дебиторская задолженность (1918,2 млн руб.) превышает кредиторскую (1501,3 млн руб.) в 1,28 раза. За аналогичный период прошлого года превышение составило 1,25 раза.

Отношение кредиторской и дебиторской задолженностей

предприятий Борского района

Диаграмма не приводится.

На 1 октября 2005 г. просроченная кредиторская задолженность по отношению к началу 2005 г. уменьшилась на 11%, просроченная дебиторская - на 3%. Задолженность предприятий по платежам в бюджеты всех уровней - 145,7 млн руб., что составляет 9,7% от общего объема кредиторской задолженности в целом по району, на 1 октября 2004 года - 186,8 млн руб. (или 14,8%).

Структура кредиторской задолженности

Диаграмма не приводится.

Структура дебиторской задолженности

Диаграмма не приводится.

Агропромышленный сектор

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах в 2006 году планируется в объеме 1040,3 млн руб.,

в том числе:

- в сельскохозяйственных предприятиях - 828,4 млн руб.;

- в крестьянско-фермерских хозяйствах - 1,9 млн руб.;

- в личных хозяйствах населения - 210,0 млн руб.

Темп роста объема валовой продукции сельхозпредприятий в 2006 году составит 106%, в сопоставимых ценах к 2005 г. - 101%.

Производство важнейших видов продукции с/х предприятиями района на 2006 год прогнозируется в следующих объемах:

зерна - 7,7 тыс. тонн, картофеля - 8,0 тыс. тонн, скота и птицы (выращивание в живом весе) - 16,5 тыс. тонн, молока - 5,1 тыс. тонн.

Намечено увеличить поголовье крупного рогатого скота на конец 2006 года на 150 голов. Планируется удой молока от 1 коровы 3200 кг.

Мероприятия, обеспечивающие прогнозируемое

производство продукции

1. Внесение минеральных удобрений довести до 50 кг д. в. на 1 га посевной площади, органических удобрений внести 1,7 т на 1 га пашни.

2. Коренное улучшение земель провести в следующих объемах:

- известкование на площади 1500 га;

- фосфоритование на площади 1000 га.

3. Проведение мероприятий по защите растений зерновых культур, картофеля, кормовых культур.

4. Совершенствование работы по семеноводству зерновых культур в ООО “Агрофирма “Борская“, СОАО “Останкино-С“, ООО “Агрофирма “Золотой колос“.

5. Проведение посевов высокопотенциальных сортов зерновых культур (тритикале, овса, яровой пшеницы, озимой ржи), картофеля.

6. Реализация программы по профилактике лейкоза КРС и лечения субклинических маститов в ООО “Агрофирма “Борская“ и ООО “Племсовхоз “Линдовский“.

7. Приобретение племскота: 100 голов телок из племенных хозяйств области в СОАО “Останкино-С“ и 15 голов племенных хряков в ООО “Агрофирма “Золотой колос“.

8. Рост поголовья свиней до 15 тысяч голов в ООО “Агрофирма “Золотой колос“.

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт

Основными видами продукции, вывозимыми в дальнее и ближнее зарубежье предприятиями района, являются: стекло полированное и триплекс.

Отгружено продукции на экспорт за 2004 г. на 370,1 млн руб., за 9 месяцев 2005 г. - на 398,0 млн руб.

В 2006 году планируется увеличить объем экспортных поставок к предыдущему году на 3%.

Импорт

Основную долю в импортируемой на территорию Борского района продукции занимают: оборудование, сахар, черные металлы, полимерные материалы, жиры и масла, фармацевтические продукты. Прогнозируется, что данная тенденция сохранится и в 2006 году.

Уровень жизни населения

Денежные доходы населения представляют собой один из наиболее обобщающих показателей экономического развития района и благосостояния населения. Наиболее точно отражают динамику уровня жизни населения показатели баланса денежных доходов и расходов населения, которые структурно включают в себя в доходной части:

- доходы по заработной плате, пенсиям, пособиям, стипендиям, а также доходы от продажи недвижимости, ценных бумаг, иностранной валюты, доходы от личных подсобных хозяйств, предпринимательской деятельности и др.

В расходной части:

- покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, сбережения во вкладах и ценных бумагах, расходы на покупку недвижимости, приобретение иностранной валюты и др.

Рост производства в 2005 году благоприятно отразился на доходах населения района и повышении его уровня жизни.

За 9 месяцев 2005 года среднедушевые денежные доходы населения составили 3817 руб., в соответствующем периоде прошлого года - 3196 руб., рост составил 20%.

Денежные доходы населения на 2006 год прогнозируются в объеме 6917,4 млн руб. Среднедушевые денежные доходы населения предусматривается увеличить с ожидаемых 4148 руб. по оценке 2005 года до 4764 руб. в 2006 году за счет намечаемых мероприятий по увеличению заработной платы, пенсий, стипендий, рост составит 15%.

Население на покупку товаров и оплату услуг будет тратить 40,4% своих доходов (за 9 месяцев 2005 г. - 35,6%).

Ожидается, что реальные денежные доходы возрастут в 2006 году на 7%. Фонд оплаты труда и смешанный предпринимательский доход - главные структурные элементы денежных доходов населения, определяющие ресурсы для последующего перераспределения доходов.

Фонд оплаты труда за 9 месяцев 2005 года составил 1882,3 млн руб. По оценке 2005 года он составит 2900 млн руб. Фонд оплаты труда на 2006 год прогнозируется в объеме 3573 млн руб. с увеличением к 2005 году на 23%. Численность занятых в экономике составит 41,4 тыс. чел. Среднемесячная заработная плата в 2006 году составит 8475 руб. против ожидаемых 6780 руб. в 2005 году (рост составит 25%).

Структура денежных доходов населения

Диаграмма не приводится.

Прогнозируется увеличение вкладов и приобретения валюты на 7%.

Рынок товаров и услуг

На территории Борского района обеспечение жителей продуктами питания и промтоварами осуществляется предприятиями стационарной и мелкорозничной торговли, предприятиями общественного питания, а также двумя городскими рынками.

На 01.10.2005 на территории Борского района функционирует 612 предприятий розничной торговли, в т.ч.:

- продовольственных магазинов и отделов “Продукты“ - 289

- магазинов “Промтовары“ и отделов “Промтовары“ - 206

- мини-магазинов - 67

- объектов мелкорозничной торговой сети - 50

Услуги общественного питания оказываются в:

- ресторанах - 1

- барах - 1

- кафе - 23

- магазинах “Кулинария“ - 2

- закусочных, пивных барах - 26

- столовых при предприятиях - 13

- столовых при учебных заведениях - 38

- столовых при учреждениях - 6

Всего предприятий общественного питания - 110

В ИФНС РФ по Борскому району зарегистрировано 2565 предпринимателей. У 1365 предпринимателей основной вид экономической деятельности - розничная торговля и услуги общественного питания, что составляет 52,8%.

В 2006 году прогнозируемый объем товарооборота составит 1200,0 млн руб., или 100% в сопоставимых ценах к уровню 2005 года.

Ценовая политика

1. Проведение мониторинга уровня цен на продукцию, выпускаемую предприятиями района независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

2. Контроль над изменением тарифов на важнейшие социальные услуги в соответствии с темпами роста доходов населения.

3. Недопущение необоснованного роста цен на:

- питание в детских садах и школьных столовых;

- детское питание;

- лекарственные средства;

- жилищно-коммунальные услуги.

4. Выявление резервов снижения издержек услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Платные услуги

Объем платных услуг в 2006 году прогнозируется в сумме 727 млн руб., индекс физического объема составит 106,3% к 2005 году.

В структуре платных услуг будут преобладать жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи.

Получат дальнейшее развитие услуги пассажирского транспорта за счет:

- расширения рынка транспортных услуг на основе оптимального соотношения между объемами пассажирских перевозок, выполняемых частными и государственными перевозчиками;

- применения автобусов малой вместимости типа “Газель“.

Предполагается дальнейшее развитие услуг связи.

В 2006 году планируется увеличить телефонную емкость в с. Линда на 300 номеров (общая 1600 номеров); сделать вынос из д. Ямново в д. Завражное на 160 номеров; установить новую цифровую станцию в п. Большое Пикино на 700 номеров.

Продолжится реализация Программы по развитию бытового обслуживания населения в Борском районе, которая предусматривает увеличение объема бытовых услуг, расширение ассортимента бытовых услуг, повышение их качества и доступности.

Демография, трудовые ресурсы

Динамика количества родившихся в Борском районе

за период 1994 - 2004 гг., чел.

График не приводится.

Демографическая ситуация в районе, как и в целом по Нижегородской области, характеризуется как неблагополучная. Это обусловлено возрастающей смертностью при незначительном увеличении рождаемости населения района, что характерно для многих регионов России, имеющих около 30% населения старше пенсионного возраста.

Естественная убыль населения в 2004 году в Борском районе составила 1523 чел. Наибольшие потери в численном составе по-прежнему имеет городское население, на долю которого пришлось почти 70% всей естественной убыли (1066 чел.). Потери от естественной убыли сельского населения составили 457 чел. Миграционный прирост населения составил за год 233 чел.

За 9 месяцев 2005 года в районе зарегистрировано 861 чел. родившихся (за 9 мес. 2004 г. - 868 чел.) и 2090 чел. умерших. Естественная убыль населения составила 1229 чел. Уровень смертности населения превысил уровень рождаемости в 2,4 раза (за 9 месяцев 2004 г. - в 2,3 раза).

За 9 месяцев 2005 г. прибыло в район 629 чел., выбыло 443 чел., миграционный прирост составил 186 человек (за 9 месяцев 2004 г. - 163 чел.).

Такая же демографическая тенденция сохранится до конца 2005 года и прогнозируется на 2006 год.

Расчетная численность постоянного населения на 01.10.2005 составила 120,7 тыс. чел.

В 2006 году численность трудовых ресурсов составит 63,6 тыс. чел. Численность занятых в отраслях экономики составит 43,8 тыс. чел., в т.ч. в материальном производстве - 29,9 тыс. чел., в непроизводственной сфере - 13,9 тыс. чел.

Занятость и рынок труда

Ситуация на рынке труда района будет определяться экономическим состоянием отраслей народного хозяйства.

В 2005 году уровень безработицы ожидается не более 1%. К концу 2006 года численность официально зарегистрированных безработных может достичь 400 человек. При этом потребность в рабочей силе будет составлять ежемесячно 1000 вакансий, в том числе по отраслям:

- промышленность - 350 чел.;

- сельское хозяйство - 50 чел.;

- транспорт и связь - 150 чел.;

- строительство - 150 чел.;

- торговля и общественное питание - 150 чел.;

- ЖКХ и бытовое обслуживание - 100 чел.;

- здравоохранение, образование, культура - 80 чел.;

- кредитование, финансирование, страхование - 20 чел.;

- другие отрасли - 30 чел.

По прогнозу на 2006 год в службу занятости обратятся 5,1 тыс. человек, ищущих работу.

Для осуществления эффективной политики занятости населения в Борском районе разработана Программа содействия занятости населения на 2004 - 2007 годы.

В качестве приоритетных направлений в ней определены следующие:

формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой через:

- повышение конкурентоспособности работников;

- развитие системы обучения кадров;

- смягчение социальных последствий высвобождения;

- совершенствование деятельности государственной службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан;

- повышение стимулов к активному поиску работы;

- целевую поддержку лиц, потерявших работу;

- развитие общественных и временных работ.

Социальная сфера

Социальная политика

1. В 2006 году планируется сохранить и совершенствовать действующую систему выплат пособий, доплат к пенсиям и компенсаций:

- субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- ежемесячное пособие на питание беременным женщинам;

- единовременное пособие на рождение ребенка;

- пособие на погребение умерших;

- доплату к пенсии участникам ВОВ;

- выплату почетным гражданам Борского района;

- доплату сельхозруководителям, вышедшим на пенсию;

- доплату военнослужащим последнего военного призыва;

- ежемесячное и единовременное государственное социальное пособие малоимущим семьям;

- выделение средств на приобретение школьной или спортивной формы многодетным семьям, имеющим 4 и более детей.

2. Продолжить практику проведения общерайонных мероприятий, посвященных Дню инвалида, Дню пожилых людей, Дню матери, Дню семьи, “Мыльниковские встречи“.

3. Поддерживать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет:

- организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних;

- обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних в социальном приюте;

- организации работы в группах дневного пребывания и в группах социализации.

Здравоохранение

Одним из основных направлений в области здравоохранения на 2006 г. будет выполнение Территориальной программы гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью в соответствии с Постановлением РФ от 11.09.1998 N 1096-г “Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью“.

Планируется:

1. Продолжить работу по реструктуризации и оптимизации работы коечного фонда, приведя его в соответствие с реальной потребностью населения при оказании стационарной медицинской помощи. Продолжить реорганизацию сети поликлинической службы сельских участковых больниц.

2. Продолжить реализацию программы мероприятий по внедрению стационарозамещающих технологий в ЛПУ района.

3. Продолжить работу по осуществлению ведомственного контроля качества медицинской помощи, обеспечив постоянный анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений на этапах оказания медицинской помощи.

4. Продолжить работу по развитию системы платных услуг в объемах, не обеспеченных бюджетным финансированием.

5. Организовать закупку медикаментов для ЛПУ района на конкурсной основе с целью экономии денежных средств.

6. Продолжить работу по укреплению материально-технической и лечебной базы учреждений здравоохранения, в том числе:

- перевести детскую консультацию Неклюдовской врачебной амбулатории с квартала Дружба на ул. Трудовую с проведением ремонта здания;

- продолжить обновление парка автомашин в ЛПУ района;

- продолжить приобретение нового медицинского оборудования для ЛПУ района.

7. Продолжить работу подразделений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования.

8. Развивать работу учреждений здравоохранения района в системе добровольного медицинского страхования.

9. Продолжить выполнение мероприятий районных программ:

- “Здоровье“;

- “Сахарный диабет“;

- “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом“;

- “Профилактика ВИЧ-инфекции“.

Образование

Деятельность системы муниципального образования Борского района направлена на реализацию Федерального закона “Об образовании“, областных программ и Программы развития образования района до 2008 года.

Основные задачи:

1. Приведение нормативно-правовой базы ОУ в соответствие с изменениями в законодательстве РФ и Нижегородской области.

2. Реализация на условиях софинансирования областных и федеральных целевых программ.

3. Переход на новый федеральный компонент государственного стандарта:

- введение нового регионального базисного учебного плана в 1, 5 и 10-х классах;

- организация методического сопровождения перехода на новое содержание образовательных областей и учебных предметов;

- мониторинг реализации регионального базисного учебного плана.

4. Мониторинг деятельности ОУ, аттестующихся в текущем учебном году.

5. Создание районного научного общества учащихся.

6. Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению интеграционных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии:

- отработка механизма организации обучения по специальным (коррекционным) программам;

- формирование базы данных о детях с отклонениями в развитии;

- создание банка данных о педагогическом опыте, результатах работы в области интегрированных подходов к образованию детей с отклонениями в развитии.

7. Создание организационно-методического сопровождения профориентационной работы в ОУ (внедрение профориентационных игр, проведение мотивационных тренингов).

8. Формирование банка данных о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Культура и искусство

В 2006 году в области культуры предусматривается:

1. Обеспечение функционирования действующей сети учреждений культуры.

2. Разработка и реализация программы развития культуры муниципального района (развитие сети учреждений культуры межпоселенческого характера).

3. Участие в реализации районных программ:

- “Молодежь Борского района“ (2005 - 2007 гг.);

- “Профилактика наркологических заболеваний и СПИДа среди несовершеннолетних и молодежи Борского района на 2005 - 2007 годы“.

4. Разработка и реализация целевых программ:

- “Сохранение и развитие народной традиционной культуры в Борском районе“ (2006 - 2008 гг.);

- “Детское чтение“ (2006 - 2008 гг.);

- “Музей и дети“ (2006 - 2008 гг.).

5. Реализация целевых программ:

- “ЦБС: вариант развития“ (проект развития библиотек Борского района на 2005 - 2008 гг.);

- “Библиотека и законодательство: система информационного обслуживания“;

- Формирование фондов массовых библиотек Борского района.

6. Участие в областных, региональных, президентских конкурсах социокультурных проектов.

Организовать и провести:

1. В рамках программы “Молодежь Борского района“:

- районный конкурс “Дед Мороз и Снегурочка - 2006“ (январь);

- “Созвездие молодых талантов“ - районный фестиваль народного творчества (ноябрь).

2. В рамках программы “Сохранение и развитие народной традиционной культуры“ - районный фольклорный праздник “О, Русь моя, храни себя, храни!“.

3. Цикл мероприятий “Живи, родник“ (работа с самобытными писателями и поэтами).

4. Цикл мероприятий “Мы - россияне!“ (в рамках музейной программы по краеведению).

Физическая культура, спорт и туризм

Основными направлениями деятельности администрации района на 2006 год в области физической культуры, спорта и туризма будут являться:

- создание благоприятных условий и стимулирование развития негосударственного сектора по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг в ФОК п. Октябрьский, ДС “Кварц“, центре внешкольной работы “Алиса“, стадионах “Спартак“, “Водник“, городском шахматном клубе;

- проведение спортивно-массовых мероприятий со всеми слоями населения района с целью привлечения их к систематическим занятиям физической культурой и спортом и формированию здорового образа жизни;

- создание необходимых условий ведущим спортсменам района для подготовки и выступления на областных, российских и международных соревнованиях;

- продолжение работы по укреплению материально-технической базы (пристрой стадиона “Водник“), укладка искусственного покрытия на футбольное поле стадиона “Спартак“.

Охрана окружающей среды

Основной задачей администрации района, предприятий и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды в 2006 году будет являться дальнейшая работа по стабилизации экологической ситуации за счет использования бюджетных, внебюджетных источников финансирования и средств природопользователей на природоохранные мероприятия.

Важнейшие направления работы в области охраны окружающей среды в 2006 году:

1. Уменьшение сброса загрязняющих веществ в водоемы за счет реконструкции очистных сооружений на территориях сельских и поселковых администраций.

2. Проектирование и строительство станций водоочистки в п. Ситники и в с. Останкино.

3. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет:

- перевода котельных на газовое топливо и децентрализации отопления в крупных населенных пунктах района;

- внедрения современных технологий газоочистки на промышленных предприятиях;

- проведения контроля соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу специально уполномоченными и общественными организациями.

4. Утилизация и размещение отходов потребления и производства:

- усиление контроля за недопустимостью образования несанкционированных свалок;

- рекультивация городской свалки.

5. Проведение работ по очистке и углублению водоемов.

6. Участие в реализации федеральных и областных экологических программ:

- “Отходы“;

- “Чистая вода - детям“.

7. Экологическое образование и воспитание населения: поддержка общественных экологических организаций и объединений.

8. Сохранение биологического разнообразия будет осуществляться через поддержку в районе системы существующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ): Государственный заповедник “Керженский“, охотничий заказник “Керженский“ и орнитологический заказник “Ситниковский“ и создание новых. В настоящее время площадь ООПТ в районе составляет около 19% от его общей площади. Сохранение биоразнообразия будет поддерживаться за счет строгого контроля за соблюдениями сроков охоты, а также закрепления охотугодий за объединениями охотников с обязательным требованием проведения биотехнических мероприятий.

9. Совершенствование системы экономического механизма рационального природопользования.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства

В 2006 году следует ожидать активизацию деятельности малого предпринимательства в производственной деятельности, прежде всего в промышленности и строительстве. Существует тенденция расширения торговыми предприятиями своей деятельности за счет развития производства.

Поскольку при существующей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест, основная стратегическая цель данного направления - создание условий, при которых вынужденно неработающие могли открыть собственный бизнес, а любой гражданин, желающий реализовать свои предпринимательские качества, имел возможность это сделать.

Можно выделить ряд основных стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства в Борском районе в 2006 году:

- совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;

- совершенствование и развитие деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- информационное обеспечение развития предпринимательства;

- реализация специальных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства Борского района.

В 2006 году в Борском районе будет продолжена реализация программы лизинга. Планируется передавать предпринимательским структурам с использованием механизма лизинга производственное оборудование и автотранспортные средства через ООО “Борская лизинговая компания“. Также будет продолжено осуществление программ микрокредитования малого предпринимательства и их совершенствование путем содействия в развитии микрофинансовой деятельности МУ “Борский фонд поддержки малого предпринима“ельства“ через возмещение части процентной ставки из бюджета Борского района по кредитам учреждения, взятым в банках на осуществление данных программ. Получит развитие программа компенсации процентных ставок по кредитам для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, предлагаемая Волго-Вятским банком Сбербанка России.

В 2006 году предполагается увеличение количества малых предприятий в 1,1 раза, в том числе по таким отраслям экономики, как промышленность, строительство, сфера бытовых услуг, транспорт. Количество работающих в малом бизнесе увеличится и составит около 18% от общего количества занятых в экономике района.

В 2006 году прогнозируется сохранение тенденции роста предпринимательского сектора и его вклада в экономику, а именно увеличение:

- объема произведенной продукции и услуг малых предприятий на 18 - 20%;

- доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 1,1 - 1,3 раза;

- инвестиций малых предприятий в основной капитал в 1,3 раза.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА БОРСКОГО РАЙОНА НА 2006 ГОД

Продолжить реализацию программы реформирования ЖКХ района, направленную на:

- снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг (программа децентрализации теплоснабжения в районе, перевод с твердых и жидких видов топлива на природный газ, внедрение передовых технологий);

- продолжение разделения функций заказчика и подрядчика в сельской местности;

- совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством района;

- смену формы собственности муниципальных унитарных предприятий;

- продолжение практики конкурсного отбора в предоставлении услуг населению для повышения ответственности поставщика и плательщика;

- продолжение работы по совершенствованию адресной социальной поддержки населения района путем предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов;

- продолжение разработки системы мониторинга результативности оказания услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Бор.

Водоснабжение и канализация:

- строительство объектов, обеспечивающих снижение затрат и улучшающих экологическую обстановку;

- реконструкция сетей.

Теплоснабжение:

- дальнейшая реализация программ перевода котельных на газ;

- уход от покупного тепла;

- децентрализация теплоснабжения, в том числе переход на индивидуальное отопление квартир.

Благоустройство г. Бор и района.

Основными направлениями благоустройства являются создание благоприятных здоровых условий жизни и досуга населения на территории города и района, надлежащее санитарное состояние территории, освещение, озеленение и создание внешнего облика города.

В 2006 году предполагается выполнение следующих работ в вопросах благоустройства:

1. Продолжить реконструкцию и установку наружного освещения.

2. Продолжить выполнение работ по озеленению города.

3. Обеспечить безопасность движения (капремонт а/дорог и тротуаров, замена бортового камня и т.д.).

4. Продолжить работы, направленные на:

- ликвидацию несанкционированных свалок;

- углубление пожарных водоемов;

- создание и благоустройство пляжей.

5. Совершенствовать методы обслуживания парковых зон и зон отдыха.

Утверждены

постановлением

Земского собрания

Борского района

от 15.12.2005 N 19

ПОКАЗАТЕЛИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ

РАСЧЕТА БЮДЖЕТА РАЙОНА НА 2006 ГОД

-------------------------------T---------T-------T-------T-------¬

¦ Показатели ¦ Единица ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦

¦ ¦измерения¦ год, ¦ год, ¦ год, ¦

¦ ¦ ¦ отчет ¦оценка ¦прогноз¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Материальное производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Отгружено товаров собственного¦млн руб. ¦10462,3¦11821,4¦13646,2¦

¦производства - всего, в¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦действующих ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦в том числе по каждому виду¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- обрабатывающие производства ¦млн руб. ¦ 9572,1¦10507,7¦12135 ¦

¦- индекс физического объема ¦ темп ¦ - ¦ 100,7¦ 105,0¦

¦ ¦роста, % ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- сельское хозяйство¦млн руб. ¦ 67,4¦ 73,3¦ 90 ¦

¦(общественный сектор) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- производство и распределение¦млн руб. ¦ 365,6¦ 499,4¦ 551,5¦

¦электроэнергии, газа и воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- строительство ¦млн руб. ¦ 167,2¦ 204,0¦ 240 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- транспорт и связь ¦млн руб. ¦ 148,2¦ 163,2¦ 179,8¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- торговля ¦млн руб. ¦ 11,8¦ 18,9¦ 21,6¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦- другие виды деятельности ¦млн руб. ¦ 130,0¦ 354,9¦ 428,3¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Амортизация - всего ¦млн руб. ¦ 386 ¦ 459 ¦ 485 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Прибыль - всего ¦млн руб. ¦ 1761,1¦ 1335 ¦ 1540 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦в том числе обрабатывающие¦ ¦ 1601,2¦ 1157,8¦ 1341,8¦

¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Капитальные вложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Капитальные вложения ¦млн руб. ¦ 905,0¦ 476,6¦ 527,1¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Труд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Фонд оплаты труда - всего ¦млн руб. ¦ 2378,1¦ 2900 ¦ 3573 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Внешнеэкономическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Экспорт (во внутренних ценах) ¦млн руб. ¦ 370,1¦ 387,7¦ 399,3¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Потребительский рынок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Розничный товарооборот ¦млн руб. ¦ 1458,1¦ 1100 ¦ 1200 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦ ¦ темп ¦ 95,8¦ 65,4¦ 100,0¦

¦ ¦ роста в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ сопост. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ц., % ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Платные услуги ¦млн руб. ¦ 475,2¦ 596,0¦ 727,3¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦ ¦ темп ¦ 102,8¦ 106,0¦ 106,3¦

¦ ¦ роста в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ сопост. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ц., % ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------+---------+-------+-------+--------