Законы и постановления РФ

Постановление Земского собрания Борского района от 28.01.2005 N 1 “О принятии районной программы экологического образования школьников “Ключи к экологии“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ БОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2005 г. N 1

О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ “КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ“

С целью создания условий, соответствующих развитию экологического образования школьников, оформлению экологического мировоззрения, экологической культуры детей Земское собрание постановляет:

принять районную программу экологического образования школьников “Ключи к экологии“.

Зам. председателя собрания

М.М.СЕРАФИМОВ

Глава местного самоуправления

В.А.ИВАНОВ

Утверждена

постановлением

Земского собрания

Борского района

от 28.01.2005 N 1

РАЙОННАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ “КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ“

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

------------------------T-----------------------------------------¬

¦Полное название¦Районная программа экологического¦

¦Программы ¦образования школьников “Ключи к экологи蓦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Заказчик Программы ¦Администрация Борского района ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Основной разработчик¦Управление народного образования ¦

¦Программы ¦ ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Цели Программы ¦Создание условий, способствующих развитию¦

¦ ¦экологического образования школьников,¦

¦ ¦формированию экологического¦

¦ ¦мировоззрения, экологической культуры¦

¦ ¦детей ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Задачи ¦Объединение позитивного творческого опыта¦

¦ ¦работы детских объединений экологической¦

¦ ¦направленности. ¦

¦ ¦Привлечение школьников к социально¦

¦ ¦значимой природоохранной деятельности¦

¦ ¦через организацию экологических акций ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Сроки реализации ¦2004 - 2007 гг. ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Исполнители основных¦Управление народного образования¦

¦мероприятий Программы ¦Образовательные учреждения ¦

¦ ¦Борское отделение общества охраны природы¦

¦ ¦Борский районный отдел по экологическому¦

¦ ¦контролю ¦

¦ ¦Борские лесхозы ¦

¦ ¦Борское информационное агентство ¦

¦ ¦Отдел культуры ¦

¦ ¦МУП “Благоустройство“ ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Объем и источник¦2005 г. - 102000 руб. (местный бюджет) ¦

¦финансирования ¦2006 г. - 91000 руб. (местный бюджет) ¦

¦ ¦2007 г. - 86000 руб. (местный бюджет) ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Ожидаемые результаты¦Расширение информационного пространства¦

¦реализации Программы ¦экологических проблемах, способах и путях¦

¦ ¦их решения ¦

¦ ¦Совершенствование навыков природоохранной¦

¦ ¦деятельности учащихся ¦

¦ ¦Распространение новых форм и методов¦

¦ ¦организации детского экологического¦

¦ ¦движения в районе ¦

¦ ¦Формирование сети детских и¦

¦ ¦педагогических коллективов,¦

¦ ¦задействованных в проектах экологической¦

¦ ¦направленности ¦

+-----------------------+-----------------------------------------+

¦Контроль за исполнением¦Администрация Борского района ¦

¦Программы ¦ ¦

L-----------------------+------------------------------------------

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатое столетие явилось периодом бурного развития научно-технического прогресса. Началось продолжающееся до настоящего времени интенсивное освоение космоса, глубин Мирового океана, атомной энергии, что неминуемо привело к росту антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Эффективное решение экологических проблем связано не только с внедрением в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий, но и с процессом воспитания нового экологического мышления человека. Особенно это актуально в России, где в период экономических реформ приоритет получают материальные ценности в противовес ценностям духовным, к числу которых можно отнести отношение к природе.

По мнению академика Г.А. Ягодина, цель экологического воспитания и образования - “научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя ее частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб и себе“. Наиболее эффективно развитие экологической культуры в молодом поколении. Экскурсии, летние экологические лагеря, практическое участие в созидательной деятельности экологического характера закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в школе, способствуют приобретению практических навыков общения с живой
природой.

Целью представленной Программы является создание условий, способствующих развитию экологического образования школьников, формированию экологического мировоззрения, экологической культуры детей. Программа реализуется через решение задач:

- объединение позитивного творческого опыта работы детских объединений экологической направленности;

- привлечение школьников к социально значимой природоохранной деятельности через организацию экологических акций;

- обучение школьников умению принимать экологически грамотные решения в области природопользования.

Данная Программа позволяет систематизировать различные направления экологической работы в рамках районного образовательного пространства. Программа строится по трем направлениям:

- практическая природоохранная деятельность;

- расширение теоретических представлений учащихся по основам экологии;

- массовая агитационно-просветительская деятельность.

Для расширения сети детских экологических объединений предполагается проведение ежегодного районного экологического смотра-конкурса “Охранять природу - значит охранять Родину“. Он включает в себя ряд проектов. Формы реализации проектов самые разнообразные: природоохранные акции, профильные экологические смены детских оздоровительных лагерей на базе учреждений дополнительного образования детей, создание эталонных экологических троп, экологические конкурсы, конференции, викторины, олимпиады.

Предполагаемые результаты реализации Программы:

- расширение информационного пространства об экологических проблемах, способах и путях их решения;

- совершенствование навыков природоохранной деятельности учащихся;

- распространение новых форм и методов организации детского экологического движения в районе;

- формирование сети детских и педагогических коллективов, задействованных в проектах экологической направленности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап - подготовительный (апрель - октябрь 2004 г. - сентябрь 2005 г.):

- разработка программы экологического образования школьников Борского района;

- обсуждение Программы на совете руководителей образовательных учреждений;

- рассмотрение и утверждение Программы на заседании Земского собрания Борского района;

- организация и проведение совещания для педагогических работников с целью ознакомления с Программой;

- мотивация к деятельности всех участников Программы.

2 этап - основной (сентябрь 2005 г. - декабрь 2006 г.):

- реализация комплекса мероприятий районной программы “Ключи к экологии“;

- подведение
промежуточных итогов, анализ результатов, коррекция Программы.

3 этап - итоговый (январь - май 2007 г.):

- подведение итогов деятельности, проведение рефлексивного анализа реализации Программы;

- проведение анализа выполнения образовательных программ детских объединений;

- постановка перспективных целей и задач на новый период.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного, кадрового, научно-методического, материально-технического, организационного, информационного обеспечения.

1. Нормативное обеспечение

-----------------------------T------------------------T----------¬

¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦1. Утверждение районной¦Земское собрание¦ 2004 г. ¦

¦программы экологического¦Борского района ¦ ¦

¦образования “Ключи к¦ ¦ ¦

¦экологии“ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦2. Разработка положения¦Управление народного¦Октябрь - ¦

¦ежегодного смотра-конкурса¦образования (далее -¦ ноябрь ¦

¦“Охранять природу - значит¦УНО), Центр детско-¦ 2004 г. ¦

¦охранять Родину“ ¦юношеского туризма и¦ ¦

¦ ¦экскурсий (далее -¦ ¦

¦ ¦ЦДЮТЭ), информационно-¦ ¦

¦ ¦диагностический центр¦ ¦

¦ ¦(далее - ИДЦ), Борское¦ ¦

¦ ¦отделение Всероссийского¦ ¦

¦ ¦общества охраны природы ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦3. Разработка положения об¦УНО, ЦДЮТЭ ¦Октябрь - ¦

¦эколого-просветительском ¦ ¦ ноябрь ¦

¦центре на базе ЦДЮТЭ ¦ ¦ 2004 г. ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦4. Разработка положения о¦УНО, ЦДЮТЭ ¦Октябрь - ¦

¦координационном совете по¦ ¦ ноябрь ¦

¦реализации программы¦ ¦ 2004 г. ¦

¦экологического образования¦ ¦ ¦

¦“Ключи к экологии“ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦5. Разработка положений¦УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ 2004 - ¦

¦конкурсов, акций и т.д. в¦отделение Всероссийского¦ 2007 гг. ¦

¦рамках смотра-конкурса¦общества охраны природы ¦ ¦

¦“Охранять природу - значит¦ ¦ ¦

¦охранять Родину“ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦6. Составление плана работы¦УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ Ежегодно ¦

¦по экологическому¦отделение Всероссийского¦ ¦

¦образованию в рамках¦общества охраны природы ¦ ¦

¦воспитательной концепции¦ ¦ ¦

¦района ¦ ¦ ¦

L----------------------------+------------------------+-----------

2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

-----------------------------T------------------------T----------¬

¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦1. Создание координационного¦УНО, ЦДЮТЭ ¦ 2005 г. ¦

¦совета по реализации¦ ¦ ¦

¦программы “Ключи к экологи蓦 ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦2. Проведение инструктивных¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ Ежегодно ¦

¦совещаний для директоров и¦отделение Всероссийского¦ ¦

¦заместителей директоров¦общества охраны природы,¦ ¦

¦образовательных учреждений,¦отдел культуры ¦ ¦

¦работников учреждений¦ ¦ ¦

¦культуры по реализации¦ ¦ ¦

¦районной программы “Ключи к¦ ¦ ¦

¦экологии“ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦3. Создание творческой¦ИДЦ ¦ Октябрь ¦

¦группы педагогов по¦ ¦ 2004 г. ¦

¦экологическому образованию¦ ¦ ¦

¦детей ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦4. Организация семинаров-¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦Два раза в¦

¦практикумов для педагогов,¦отделение Всероссийского¦ год в ¦

¦работников учреждений¦общества охраны природы,¦ течение ¦

¦культуры по вопросам¦Борский районный отдел¦ 2004 - ¦

¦экологического воспитания: ¦по экологическому¦ 2007 гг. ¦

¦- “Инновационные формы¦контролю, отдел культуры¦ ¦

¦деятельности. Обсуждение¦ ¦ ¦

¦перспектив общей¦ ¦ ¦

¦деятельности ¦ ¦ ¦

¦- “Дружите домами“.¦ ¦ ¦

¦Подведение итогов работы за ¦ ¦ ¦

¦год ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦5. Курсовая подготовка¦ИДЦ ¦ По плану ¦

¦педагогов по экологическому¦ ¦ УНО на ¦

¦направлению в Нижегородском¦ ¦ 2005 - ¦

¦институте развития¦ ¦ 2007 гг. ¦

¦образования ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦6. Установление деловых¦Координационный совет ¦ 2004 - ¦

¦контактов с потенциальными¦ ¦ 2007 гг. ¦

¦партнерами и спонсорами ¦ ¦ ¦

L----------------------------+------------------------+-----------

3. Научно-методическое обеспечение

-----------------------------T------------------------T----------¬

¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦1. Изучение передового опыта¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борский¦ 2004 - ¦

¦по экологическому¦краеведческий музей ¦ 2006 гг. ¦

¦образованию, создание¦ ¦ ¦

¦информационного банка¦ ¦ ¦

¦экологических программ и¦ ¦ ¦

¦учебно-методического ¦ ¦ ¦

¦комплекса по экологии ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦2. Разработка методического¦ЦДЮТЭ ¦ 2004 - ¦

¦материала для проведения¦ ¦ 2007 гг. ¦

¦семинаров педагогических¦ ¦ ¦

¦работников по проблемам¦ ¦ ¦

¦экологии ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦3. Разработка эталонных¦ЦДЮТЭ, ЦВР “Алиса“,¦ 2005 - ¦

¦экологических троп по¦Рустайская СОШ ¦ 2007 гг. ¦

¦территории г. Бор и района ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦4. Разработка и¦ЦДЮТЭ, Борское отделение¦ 2005 - ¦

¦распространение методических¦Всероссийского общества¦ 2007 гг. ¦

¦рекомендаций для проведения¦охраны природы, Борский¦ ¦

¦экологических экскурсий,¦районный отдел по¦ ¦

¦полевых исследований ¦экологическому контролю ¦ ¦

+----------------------------+------------------------+----------+

¦5. Организация выставок¦Библиотеки района ¦ Ежегодно ¦

¦научно-популярной литературы¦ ¦ ¦

¦по экологии ¦ ¦ ¦

L----------------------------+------------------------+-----------

4. Материально-техническое обеспечение

---------------------------------------T-------------T-----------¬

¦ Мероприятия ¦ Сумма ¦ Сроки ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦1. Создание эколого- просветительского¦ ¦ 2005 г. ¦

¦центра на базе ЦДЮТЭ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦2. Приобретение оборудования ¦ ¦ ¦

¦эколого-просветительского центра: ¦ ¦ ¦

¦- ксерокс ¦ 15000 руб. ¦ 2005 г. ¦

¦- фотоаппарат ¦ 2000 руб. ¦ 2005 г. ¦

¦- видеомагнитофон ¦ 4000 руб. ¦ 2007 г. ¦

¦- видеокамера ¦ 10000 руб. ¦ 2006 г. ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦Вспомогательные материалы для¦ 2000 руб. ¦ Ежегодно ¦

¦множительной техники: ¦ ¦ ¦

¦- чернила, порошок ¦ ¦ ¦

¦- канцелярские товары (бумага писчая,¦ ¦ ¦

¦бумага для ксерокса, письменные¦ ¦ ¦

¦принадлежности) ¦ ¦ ¦

¦- фото- и видеопринадлежности¦ ¦ ¦

¦(кассеты, пленка) ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦3. Создание и оборудование¦ ¦ ¦

¦экологической лаборатории: ¦ ¦ ¦

¦- приобретение класс-¦ ¦ ¦

¦комплект-лаборатории для экологических¦ ¦ ¦

¦исследований воды, воздуха, почвы ЭХБ¦ ¦ ¦

¦(экология, химия, биология): ¦ ¦ ¦

¦- набор для учителя с методическим¦ 10000 руб. ¦ 2005 г. ¦

¦руководством (1 шт.) ¦ ¦ ¦

¦- набор для обучающегося с комплектом¦ 15000 руб. ¦ 2005 г. ¦

¦карт-инструкций (5 шт.) ¦ ¦ ¦

¦- набор для обучающегося с комплектом¦ 21000 руб. ¦ 2006 г. ¦

¦карт-инструкций (7 шт.) ¦ ¦ ¦

¦- комплект-практикум экологический КПЭ¦ 22000 руб. ¦ 2007 г. ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦4. Создание и обновление банка¦ 1000 руб. ¦ Ежегодно ¦

¦научно-методической литературы ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦5. Премирование лучших коллективов¦ 45000 руб. ¦ Ежегодно ¦

¦школ - участников районного¦ ¦ ¦

¦экологического смотра-конкурса¦ ¦ ¦

¦“Охранять природу - значит охранять¦ ¦ ¦

¦Родину!“: ¦ ¦ ¦

¦- 1 место - 20000 руб. ¦ ¦ ¦

¦- 2 место - 15000 руб. ¦ ¦ ¦

¦- 3 место - 10000 руб. ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦6. Средства для проведения районных¦ 2000 руб. ¦ Ежегодно ¦

¦праздников по экологии ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+-------------+-----------+

¦7. Средства для проведения¦ 10000 руб. ¦ Ежегодно ¦

¦экологических экскурсий для¦ ¦ ¦

¦победителей в отдельных конкурсах¦ ¦ ¦

¦Программы ¦ ¦ ¦

L--------------------------------------+-------------+------------

5. Организационное обеспечение

------------------------------T------------------T---------------¬

¦ Мероприятия ¦Исполнитель ¦ Сроки ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦1. Планирование и организация¦УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,¦ Ежегодно ¦

¦смотра-конкурса “Охранять¦Борское отделение¦ ¦

¦природу - значит охранять¦Всероссийского ¦ ¦

¦Родину“ ¦общества охраны¦ ¦

¦ ¦природы ¦ ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦2. Организация работы¦ИДЦ, ЦДЮТЭ ¦ Сентябрь - ¦

¦творческой группы учителей по¦ ¦октябрь 2004 г.¦

¦экологическому образованию¦ ¦ ¦

¦детей ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦3. Проведение смотра-¦УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,¦ Ежегодно ¦

¦конкурса “Охранять природу -¦Борское отделение¦ ¦

¦значит охранять Родину“¦Всероссийского ¦ ¦

¦(приложение 1) ¦общества охраны¦ ¦

¦3.1. Смотр-конкурс “Школьный¦природы, МУП¦ Сентябрь ¦

¦двор“, посвященный 60-летию¦“Благоустройство“,¦ ¦

¦Победы (1 этап) ¦государственный ¦ ¦

¦3.2. Акция “День защиты¦природный ¦ Октябрь ¦

¦животных“ ¦биосферный ¦ ¦

¦3.3. Районная олимпиада по¦заповедник ¦ Ноябрь ¦

¦экологии ¦“Керженский“, ¦ ¦

¦3.4. Конкурс природоохранных¦Борский ¦ Ноябрь ¦

¦проектов “Живи, Земля!“ ¦краеведческий ¦ ¦

¦3.5. Конкурс флористов¦музей, ¦ Декабрь ¦

¦“Новогоднее чудо“ ¦молодежный ¦ ¦

¦3.6. Акция “Ель-2005“¦общественный совет¦ Декабрь ¦

¦(соцопрос) ¦ ¦ ¦

¦3.7. Операция “Кормушка“ в¦ ¦ Январь ¦

¦рамках акции “Поможем птица쓦 ¦ ¦

¦3.8. Лекторий для учащихся¦ ¦ Февраль ¦

¦“Экологические проблемы¦ ¦ ¦

¦Нижегородской области“ ¦ ¦ ¦

¦3.9. Акции: ¦ ¦ ¦

¦“Пластиковый змей“ ¦ ¦ Март ¦

¦“День птиц“ ¦ ¦ ¦

¦3.10. Операции: ¦ ¦ ¦

¦“Первоцвет“ ¦ ¦ Апрель ¦

¦“Зеленые острова“ ¦ ¦ ¦

¦3.11. Акция “Марш паркоⓦ ¦ ¦

¦3.12. Экологический праздник¦ ¦ ¦

¦“День Земли“ ¦ ¦ ¦

¦3.13. Районный экологический¦ ¦ ¦

¦слет ¦ ¦ ¦

¦3.14. Смотр-конкурс “Школьный¦ ¦ Май ¦

¦двор“, посвященный 60-летию¦ ¦ ¦

¦Победы (2 этап) ¦ ¦ ¦

¦3.15. Акция “Травы жизн蓦 ¦ ¦

¦3.16. Акция “Зеленый наряд -¦ ¦ Июнь ¦

¦родному городу“ ¦ ¦ ¦

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом

документа.

¦3.16. Экскурсия в¦ ¦ ¦

¦особоохраняемую природную¦ ¦ ¦

¦территорию (заповедник,¦ ¦ ¦

¦заказник, национальный парк)¦ ¦ ¦

¦для учащихся образовательного¦ ¦ ¦

¦учреждения - победителя¦ ¦ ¦

¦смотра-конкурса “Охранять¦ ¦ ¦

¦природу - значит охранять¦ ¦ ¦

¦Родину“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦4. Организация работы¦Борское отделение¦Октябрь 2004 г.¦

¦эколого-просветительского ¦Всероссийского ¦ ¦

¦агитпункта на базе Борского¦общества охраны¦ ¦

¦краеведческого музея ¦природы, ЦВР¦ ¦

¦ ¦“Алиса“, Борский¦ ¦

¦ ¦краеведческий ¦ ¦

¦ ¦музей ¦ ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦5. Возобновление работы¦Плотинковская СОШ,¦ С 2004 г. ¦

¦школьных лесничеств ¦Краснослободская ¦ ¦

¦ ¦СОШ, ¦ ¦

¦ ¦борские лесхозы ¦ ¦

+-----------------------------+------------------+---------------+

¦6. Создание экологических¦УНО, ЦДЮТЭ,¦ 2005 г. ¦

¦бригад по сохранению¦Борское отделение¦ ¦

¦памятников природы района ¦общества охраны¦ ¦

¦ ¦природы, ¦ ¦

¦ ¦молодежный ¦ ¦

¦ ¦общественный совет¦ ¦

L-----------------------------+------------------+----------------

6. Информационное обеспечение

----------------------------T--------------------T---------------¬

¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦

+---------------------------+--------------------+---------------+

¦1. Выпуск информационных¦ЦДЮТЭ ¦ По итогам ¦

¦бюллетеней ¦ ¦ конкурсов, ¦

¦ ¦ ¦операций, акций¦

+---------------------------+--------------------+---------------+

¦2. Освещение в СМИ¦ЦДЮТЭ, Борское¦ Ежегодно ¦

¦мероприятий программы¦информационное ¦ ¦

¦“Ключи к экологии“ ¦агентство ¦ ¦

+---------------------------+--------------------+---------------+

¦3. Выпуск тематической¦ЦДЮТЭ, Борское¦ Ежегодно ¦

¦страницы по экологическому¦информационное ¦ ¦

¦просвещению в борских¦агентство, Борское¦ ¦

¦газетах ¦отделение общества¦ ¦

¦ ¦охраны природы ¦ ¦

L---------------------------+--------------------+----------------