Постановление Земского собрания Борского района от 28.01.2005 N 1 “О принятии районной программы экологического образования школьников “Ключи к экологии“
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ БОРСКОГО РАЙОНАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2005 г. N 1
О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ “КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ“
С целью создания условий, соответствующих развитию экологического образования школьников, оформлению экологического мировоззрения, экологической культуры детей Земское собрание постановляет:
принять районную программу экологического образования школьников “Ключи к экологии“.
Зам. председателя собрания
М.М.СЕРАФИМОВ
Глава местного самоуправления
В.А.ИВАНОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Борского района
от 28.01.2005 N 1
РАЙОННАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ “КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ“
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
------------------------T-----------------------------------------¬
¦Полное название¦Районная программа экологического¦
¦Программы ¦образования школьников “Ключи к экологи蓦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация Борского района ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Основной разработчик¦Управление народного образования ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Создание условий, способствующих развитию¦
¦ ¦экологического образования школьников,¦
¦ ¦формированию экологического¦
¦ ¦мировоззрения, экологической культуры¦
¦ ¦детей ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Задачи ¦Объединение позитивного творческого опыта¦
¦ ¦работы детских объединений экологической¦
¦ ¦направленности. ¦
¦ ¦Привлечение школьников к социально¦
¦ ¦значимой природоохранной деятельности¦
¦ ¦через организацию экологических акций ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2004 - 2007 гг. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители основных¦Управление народного образования¦
¦мероприятий Программы ¦Образовательные учреждения ¦
¦ ¦Борское отделение общества охраны природы¦
¦ ¦Борский районный отдел по экологическому¦
¦ ¦контролю ¦
¦ ¦Борские лесхозы ¦
¦ ¦Борское информационное агентство ¦
¦ ¦Отдел культуры ¦
¦ ¦МУП “Благоустройство“ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Объем и источник¦2005 г. - 102000 руб. (местный бюджет) ¦
¦финансирования ¦2006 г. - 91000 руб. (местный бюджет) ¦
¦ ¦2007 г. - 86000 руб. (местный бюджет) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты¦Расширение информационного пространства¦
¦реализации Программы ¦экологических проблемах, способах и путях¦
¦ ¦их решения ¦
¦ ¦Совершенствование навыков природоохранной¦
¦ ¦деятельности учащихся ¦
¦ ¦Распространение новых форм и методов¦
¦ ¦организации детского экологического¦
¦ ¦движения в районе ¦
¦ ¦Формирование сети детских и¦
¦ ¦педагогических коллективов,¦
¦ ¦задействованных в проектах экологической¦
¦ ¦направленности ¦
+-----------------------+-----------------------------------------+
¦Контроль за исполнением¦Администрация Борского района ¦
¦Программы ¦ ¦
L-----------------------+------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатое столетие явилось периодом бурного развития научно-технического прогресса. Началось продолжающееся до настоящего времени интенсивное освоение космоса, глубин Мирового океана, атомной энергии, что неминуемо привело к росту антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Эффективное решение экологических проблем связано не только с внедрением в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий, но и с процессом воспитания нового экологического мышления человека. Особенно это актуально в России, где в период экономических реформ приоритет получают материальные ценности в противовес ценностям духовным, к числу которых можно отнести отношение к природе.
По мнению академика Г.А. Ягодина, цель экологического воспитания и образования - “научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя ее частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб и себе“. Наиболее эффективно развитие экологической культуры в молодом поколении. Экскурсии, летние экологические лагеря, практическое участие в созидательной деятельности экологического характера закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в школе, способствуют приобретению практических навыков общения с живой природой.
Целью представленной Программы является создание условий, способствующих развитию экологического образования школьников, формированию экологического мировоззрения, экологической культуры детей. Программа реализуется через решение задач:
- объединение позитивного творческого опыта работы детских объединений экологической направленности;
- привлечение школьников к социально значимой природоохранной деятельности через организацию экологических акций;
- обучение школьников умению принимать экологически грамотные решения в области природопользования.
Данная Программа позволяет систематизировать различные направления экологической работы в рамках районного образовательного пространства. Программа строится по трем направлениям:
- практическая природоохранная деятельность;
- расширение теоретических представлений учащихся по основам экологии;
- массовая агитационно-просветительская деятельность.
Для расширения сети детских экологических объединений предполагается проведение ежегодного районного экологического смотра-конкурса “Охранять природу - значит охранять Родину“. Он включает в себя ряд проектов. Формы реализации проектов самые разнообразные: природоохранные акции, профильные экологические смены детских оздоровительных лагерей на базе учреждений дополнительного образования детей, создание эталонных экологических троп, экологические конкурсы, конференции, викторины, олимпиады.
Предполагаемые результаты реализации Программы:
- расширение информационного пространства об экологических проблемах, способах и путях их решения;
- совершенствование навыков природоохранной деятельности учащихся;
- распространение новых форм и методов организации детского экологического движения в районе;
- формирование сети детских и педагогических коллективов, задействованных в проектах экологической направленности.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап - подготовительный (апрель - октябрь 2004 г. - сентябрь 2005 г.):
- разработка программы экологического образования школьников Борского района;
- обсуждение Программы на совете руководителей образовательных учреждений;
- рассмотрение и утверждение Программы на заседании Земского собрания Борского района;
- организация и проведение совещания для педагогических работников с целью ознакомления с Программой;
- мотивация к деятельности всех участников Программы.
2 этап - основной (сентябрь 2005 г. - декабрь 2006 г.):
- реализация комплекса мероприятий районной программы “Ключи к экологии“;
- подведение промежуточных итогов, анализ результатов, коррекция Программы.
3 этап - итоговый (январь - май 2007 г.):
- подведение итогов деятельности, проведение рефлексивного анализа реализации Программы;
- проведение анализа выполнения образовательных программ детских объединений;
- постановка перспективных целей и задач на новый период.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного, кадрового, научно-методического, материально-технического, организационного, информационного обеспечения.
1. Нормативное обеспечение
-----------------------------T------------------------T----------¬
¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦1. Утверждение районной¦Земское собрание¦ 2004 г. ¦
¦программы экологического¦Борского района ¦ ¦
¦образования “Ключи к¦ ¦ ¦
¦экологии“ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦2. Разработка положения¦Управление народного¦Октябрь - ¦
¦ежегодного смотра-конкурса¦образования (далее -¦ ноябрь ¦
¦“Охранять природу - значит¦УНО), Центр детско-¦ 2004 г. ¦
¦охранять Родину“ ¦юношеского туризма и¦ ¦
¦ ¦экскурсий (далее -¦ ¦
¦ ¦ЦДЮТЭ), информационно-¦ ¦
¦ ¦диагностический центр¦ ¦
¦ ¦(далее - ИДЦ), Борское¦ ¦
¦ ¦отделение Всероссийского¦ ¦
¦ ¦общества охраны природы ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦3. Разработка положения об¦УНО, ЦДЮТЭ ¦Октябрь - ¦
¦эколого-просветительском ¦ ¦ ноябрь ¦
¦центре на базе ЦДЮТЭ ¦ ¦ 2004 г. ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦4. Разработка положения о¦УНО, ЦДЮТЭ ¦Октябрь - ¦
¦координационном совете по¦ ¦ ноябрь ¦
¦реализации программы¦ ¦ 2004 г. ¦
¦экологического образования¦ ¦ ¦
¦“Ключи к экологии“ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦5. Разработка положений¦УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ 2004 - ¦
¦конкурсов, акций и т.д. в¦отделение Всероссийского¦ 2007 гг. ¦
¦рамках смотра-конкурса¦общества охраны природы ¦ ¦
¦“Охранять природу - значит¦ ¦ ¦
¦охранять Родину“ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦6. Составление плана работы¦УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ Ежегодно ¦
¦по экологическому¦отделение Всероссийского¦ ¦
¦образованию в рамках¦общества охраны природы ¦ ¦
¦воспитательной концепции¦ ¦ ¦
¦района ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------------------------+-----------
2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
-----------------------------T------------------------T----------¬
¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦1. Создание координационного¦УНО, ЦДЮТЭ ¦ 2005 г. ¦
¦совета по реализации¦ ¦ ¦
¦программы “Ключи к экологи蓦 ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦2. Проведение инструктивных¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦ Ежегодно ¦
¦совещаний для директоров и¦отделение Всероссийского¦ ¦
¦заместителей директоров¦общества охраны природы,¦ ¦
¦образовательных учреждений,¦отдел культуры ¦ ¦
¦работников учреждений¦ ¦ ¦
¦культуры по реализации¦ ¦ ¦
¦районной программы “Ключи к¦ ¦ ¦
¦экологии“ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦3. Создание творческой¦ИДЦ ¦ Октябрь ¦
¦группы педагогов по¦ ¦ 2004 г. ¦
¦экологическому образованию¦ ¦ ¦
¦детей ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦4. Организация семинаров-¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борское¦Два раза в¦
¦практикумов для педагогов,¦отделение Всероссийского¦ год в ¦
¦работников учреждений¦общества охраны природы,¦ течение ¦
¦культуры по вопросам¦Борский районный отдел¦ 2004 - ¦
¦экологического воспитания: ¦по экологическому¦ 2007 гг. ¦
¦- “Инновационные формы¦контролю, отдел культуры¦ ¦
¦деятельности. Обсуждение¦ ¦ ¦
¦перспектив общей¦ ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦
¦- “Дружите домами“.¦ ¦ ¦
¦Подведение итогов работы за ¦ ¦ ¦
¦год ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦5. Курсовая подготовка¦ИДЦ ¦ По плану ¦
¦педагогов по экологическому¦ ¦ УНО на ¦
¦направлению в Нижегородском¦ ¦ 2005 - ¦
¦институте развития¦ ¦ 2007 гг. ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦6. Установление деловых¦Координационный совет ¦ 2004 - ¦
¦контактов с потенциальными¦ ¦ 2007 гг. ¦
¦партнерами и спонсорами ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------------------------+-----------
3. Научно-методическое обеспечение
-----------------------------T------------------------T----------¬
¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦1. Изучение передового опыта¦ЦДЮТЭ, ИДЦ, Борский¦ 2004 - ¦
¦по экологическому¦краеведческий музей ¦ 2006 гг. ¦
¦образованию, создание¦ ¦ ¦
¦информационного банка¦ ¦ ¦
¦экологических программ и¦ ¦ ¦
¦учебно-методического ¦ ¦ ¦
¦комплекса по экологии ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦2. Разработка методического¦ЦДЮТЭ ¦ 2004 - ¦
¦материала для проведения¦ ¦ 2007 гг. ¦
¦семинаров педагогических¦ ¦ ¦
¦работников по проблемам¦ ¦ ¦
¦экологии ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦3. Разработка эталонных¦ЦДЮТЭ, ЦВР “Алиса“,¦ 2005 - ¦
¦экологических троп по¦Рустайская СОШ ¦ 2007 гг. ¦
¦территории г. Бор и района ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦4. Разработка и¦ЦДЮТЭ, Борское отделение¦ 2005 - ¦
¦распространение методических¦Всероссийского общества¦ 2007 гг. ¦
¦рекомендаций для проведения¦охраны природы, Борский¦ ¦
¦экологических экскурсий,¦районный отдел по¦ ¦
¦полевых исследований ¦экологическому контролю ¦ ¦
+----------------------------+------------------------+----------+
¦5. Организация выставок¦Библиотеки района ¦ Ежегодно ¦
¦научно-популярной литературы¦ ¦ ¦
¦по экологии ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------------------------+-----------
4. Материально-техническое обеспечение
---------------------------------------T-------------T-----------¬
¦ Мероприятия ¦ Сумма ¦ Сроки ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦1. Создание эколого- просветительского¦ ¦ 2005 г. ¦
¦центра на базе ЦДЮТЭ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦2. Приобретение оборудования ¦ ¦ ¦
¦эколого-просветительского центра: ¦ ¦ ¦
¦- ксерокс ¦ 15000 руб. ¦ 2005 г. ¦
¦- фотоаппарат ¦ 2000 руб. ¦ 2005 г. ¦
¦- видеомагнитофон ¦ 4000 руб. ¦ 2007 г. ¦
¦- видеокамера ¦ 10000 руб. ¦ 2006 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Вспомогательные материалы для¦ 2000 руб. ¦ Ежегодно ¦
¦множительной техники: ¦ ¦ ¦
¦- чернила, порошок ¦ ¦ ¦
¦- канцелярские товары (бумага писчая,¦ ¦ ¦
¦бумага для ксерокса, письменные¦ ¦ ¦
¦принадлежности) ¦ ¦ ¦
¦- фото- и видеопринадлежности¦ ¦ ¦
¦(кассеты, пленка) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦3. Создание и оборудование¦ ¦ ¦
¦экологической лаборатории: ¦ ¦ ¦
¦- приобретение класс-¦ ¦ ¦
¦комплект-лаборатории для экологических¦ ¦ ¦
¦исследований воды, воздуха, почвы ЭХБ¦ ¦ ¦
¦(экология, химия, биология): ¦ ¦ ¦
¦- набор для учителя с методическим¦ 10000 руб. ¦ 2005 г. ¦
¦руководством (1 шт.) ¦ ¦ ¦
¦- набор для обучающегося с комплектом¦ 15000 руб. ¦ 2005 г. ¦
¦карт-инструкций (5 шт.) ¦ ¦ ¦
¦- набор для обучающегося с комплектом¦ 21000 руб. ¦ 2006 г. ¦
¦карт-инструкций (7 шт.) ¦ ¦ ¦
¦- комплект-практикум экологический КПЭ¦ 22000 руб. ¦ 2007 г. ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦4. Создание и обновление банка¦ 1000 руб. ¦ Ежегодно ¦
¦научно-методической литературы ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦5. Премирование лучших коллективов¦ 45000 руб. ¦ Ежегодно ¦
¦школ - участников районного¦ ¦ ¦
¦экологического смотра-конкурса¦ ¦ ¦
¦“Охранять природу - значит охранять¦ ¦ ¦
¦Родину!“: ¦ ¦ ¦
¦- 1 место - 20000 руб. ¦ ¦ ¦
¦- 2 место - 15000 руб. ¦ ¦ ¦
¦- 3 место - 10000 руб. ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦6. Средства для проведения районных¦ 2000 руб. ¦ Ежегодно ¦
¦праздников по экологии ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------+-----------+
¦7. Средства для проведения¦ 10000 руб. ¦ Ежегодно ¦
¦экологических экскурсий для¦ ¦ ¦
¦победителей в отдельных конкурсах¦ ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+-------------+------------
5. Организационное обеспечение
------------------------------T------------------T---------------¬
¦ Мероприятия ¦Исполнитель ¦ Сроки ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦1. Планирование и организация¦УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,¦ Ежегодно ¦
¦смотра-конкурса “Охранять¦Борское отделение¦ ¦
¦природу - значит охранять¦Всероссийского ¦ ¦
¦Родину“ ¦общества охраны¦ ¦
¦ ¦природы ¦ ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦2. Организация работы¦ИДЦ, ЦДЮТЭ ¦ Сентябрь - ¦
¦творческой группы учителей по¦ ¦октябрь 2004 г.¦
¦экологическому образованию¦ ¦ ¦
¦детей ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦3. Проведение смотра-¦УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,¦ Ежегодно ¦
¦конкурса “Охранять природу -¦Борское отделение¦ ¦
¦значит охранять Родину“¦Всероссийского ¦ ¦
¦(приложение 1) ¦общества охраны¦ ¦
¦3.1. Смотр-конкурс “Школьный¦природы, МУП¦ Сентябрь ¦
¦двор“, посвященный 60-летию¦“Благоустройство“,¦ ¦
¦Победы (1 этап) ¦государственный ¦ ¦
¦3.2. Акция “День защиты¦природный ¦ Октябрь ¦
¦животных“ ¦биосферный ¦ ¦
¦3.3. Районная олимпиада по¦заповедник ¦ Ноябрь ¦
¦экологии ¦“Керженский“, ¦ ¦
¦3.4. Конкурс природоохранных¦Борский ¦ Ноябрь ¦
¦проектов “Живи, Земля!“ ¦краеведческий ¦ ¦
¦3.5. Конкурс флористов¦музей, ¦ Декабрь ¦
¦“Новогоднее чудо“ ¦молодежный ¦ ¦
¦3.6. Акция “Ель-2005“¦общественный совет¦ Декабрь ¦
¦(соцопрос) ¦ ¦ ¦
¦3.7. Операция “Кормушка“ в¦ ¦ Январь ¦
¦рамках акции “Поможем птица쓦 ¦ ¦
¦3.8. Лекторий для учащихся¦ ¦ Февраль ¦
¦“Экологические проблемы¦ ¦ ¦
¦Нижегородской области“ ¦ ¦ ¦
¦3.9. Акции: ¦ ¦ ¦
¦“Пластиковый змей“ ¦ ¦ Март ¦
¦“День птиц“ ¦ ¦ ¦
¦3.10. Операции: ¦ ¦ ¦
¦“Первоцвет“ ¦ ¦ Апрель ¦
¦“Зеленые острова“ ¦ ¦ ¦
¦3.11. Акция “Марш паркоⓦ ¦ ¦
¦3.12. Экологический праздник¦ ¦ ¦
¦“День Земли“ ¦ ¦ ¦
¦3.13. Районный экологический¦ ¦ ¦
¦слет ¦ ¦ ¦
¦3.14. Смотр-конкурс “Школьный¦ ¦ Май ¦
¦двор“, посвященный 60-летию¦ ¦ ¦
¦Победы (2 этап) ¦ ¦ ¦
¦3.15. Акция “Травы жизн蓦 ¦ ¦
¦3.16. Акция “Зеленый наряд -¦ ¦ Июнь ¦
¦родному городу“ ¦ ¦ ¦
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом
документа.
¦3.16. Экскурсия в¦ ¦ ¦
¦особоохраняемую природную¦ ¦ ¦
¦территорию (заповедник,¦ ¦ ¦
¦заказник, национальный парк)¦ ¦ ¦
¦для учащихся образовательного¦ ¦ ¦
¦учреждения - победителя¦ ¦ ¦
¦смотра-конкурса “Охранять¦ ¦ ¦
¦природу - значит охранять¦ ¦ ¦
¦Родину“ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦4. Организация работы¦Борское отделение¦Октябрь 2004 г.¦
¦эколого-просветительского ¦Всероссийского ¦ ¦
¦агитпункта на базе Борского¦общества охраны¦ ¦
¦краеведческого музея ¦природы, ЦВР¦ ¦
¦ ¦“Алиса“, Борский¦ ¦
¦ ¦краеведческий ¦ ¦
¦ ¦музей ¦ ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦5. Возобновление работы¦Плотинковская СОШ,¦ С 2004 г. ¦
¦школьных лесничеств ¦Краснослободская ¦ ¦
¦ ¦СОШ, ¦ ¦
¦ ¦борские лесхозы ¦ ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦6. Создание экологических¦УНО, ЦДЮТЭ,¦ 2005 г. ¦
¦бригад по сохранению¦Борское отделение¦ ¦
¦памятников природы района ¦общества охраны¦ ¦
¦ ¦природы, ¦ ¦
¦ ¦молодежный ¦ ¦
¦ ¦общественный совет¦ ¦
L-----------------------------+------------------+----------------
6. Информационное обеспечение
----------------------------T--------------------T---------------¬
¦ Мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦
+---------------------------+--------------------+---------------+
¦1. Выпуск информационных¦ЦДЮТЭ ¦ По итогам ¦
¦бюллетеней ¦ ¦ конкурсов, ¦
¦ ¦ ¦операций, акций¦
+---------------------------+--------------------+---------------+
¦2. Освещение в СМИ¦ЦДЮТЭ, Борское¦ Ежегодно ¦
¦мероприятий программы¦информационное ¦ ¦
¦“Ключи к экологии“ ¦агентство ¦ ¦
+---------------------------+--------------------+---------------+
¦3. Выпуск тематической¦ЦДЮТЭ, Борское¦ Ежегодно ¦
¦страницы по экологическому¦информационное ¦ ¦
¦просвещению в борских¦агентство, Борское¦ ¦
¦газетах ¦отделение общества¦ ¦
¦ ¦охраны природы ¦ ¦
L---------------------------+--------------------+----------------