Постановление администрации Семеновского района от 27.01.2005 N 6 “Об утверждении Положения по организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Семеновском районе“
Утратил силу в связи с изданием постановления администрации Семеновского района от 10.01.2008 N 1.АДМИНИСТРАЦИЯ СЕМЕНОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2005 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, В СЕМЕНОВСКОМ РАЙОНЕ
В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 64 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправления в Российской Федерации“, Законом Нижегородской области от 29 декабря 2004 года N 161-З “Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области“ администрация Семеновского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение по организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Семеновском районе.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района А.Е. Горохова.
Глава местного самоуправления
Н.А.КРАСНОВ
Утверждено
постановлением
администрации Семеновского района
от 27.01.2005 N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, В СЕМЕНОВСКОМ РАЙОНЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет полномочия и порядок взаимодействия администрации района, ее структурных подразделений, других учреждений по организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Семеновском районе.
1.1. Понятия, применяемые в данном Положении:
1) орган опеки и попечительства - администрация района;
2) функции по опеке и попечительству в администрации района осуществляют также отдел образования, образовательные учреждения, управление социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания, муниципальное учреждение “Семеновская центральная районная больница“;
3) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
4) дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
5) права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
6) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;
7) дети, находящиеся в социально опасном положении, - лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, а также не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;
8) дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в социально опасном положении;
9) опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
10) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
11) усыновление (удочерение) - юридический факт, закрепленный решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
1.2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства.
Правовую основу деятельности администрации Семеновского района по осуществлению опеки и попечительства над детьми составляет Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Нижегородской области, Устав Семеновского района и нормативные правовые акты органов местного самоуправления Семеновского района и настоящее Положение.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Основными задачами администрации района, других учреждений, выполняющих функции по опеке и попечительству, по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, являются:
1) выявление и учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, нуждающихся в государственной защите;
3) осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной защите;
4) защита имущественных и личных неимущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите.
3. ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Администрация района осуществляет следующие полномочия:
3.1. Координирует работу и осуществляет контроль за осуществлением полномочий по организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, отделом образования, образовательными учреждениями, управлением социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания, МУ “Семеновская ЦРБ“.
3.1.2. Принимает решение по вопросам:
1) о создании муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) о создании приемных семей;
3) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
4) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
5) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
6) о трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предприятиях района;
7) по другим вопросам в соответствии с законодательством.
3.1.3. Принимает правовые акты по следующим вопросам:
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
2) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) об установлении или об отмене опеки и попечительства;
4) о разрешении раздельного проживания попечителя с подопечным;
5) о разрешении несовершеннолетнему вступить в брак до достижения брачного возраста;
6) о признании несовершеннолетнего эмансипированным в установленном законодательством порядке;
7) об отобрании несовершеннолетнего у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
8) о разрешении на заключение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества несовершеннолетнего, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего;
9) о присвоении или изменении фамилии, имени, отчества несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных законодательством;
10) по иным вопросам в соответствии с законодательством.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.1.3. Заключает следующие договоры по вопросам защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
3.1.3.1. О передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
3.1.3.2. О доверительном управлении имуществом несовершеннолетнего.
3.1.3.3. Иные договоры в соответствии с законодательством.
4. ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Отдел образования и образовательные учреждения:
4.1. Участвуют на территории района в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без попечения родителей, и ведут их учет.
4.2. Проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
4.3. Осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для усыновления, установления опеки (попечительства), помещения в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - для помещения в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения.
4.4. В установленном порядке дают согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения.
4.5. В пределах своей компетенции участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей, а также осуществления мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
4.6. Дают заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения).
4.7. Осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
4.8. Осуществляют подбор лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, подготовку материалов, необходимых для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей.
4.9. Ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство.
4.10. В установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.
4.11. Готовят материалы о выделении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
4.12. Осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных.
4.13. Ведут учет граждан, проживающих на территории данного района, имеющих право выполнять обязанности усыновителя.
4.14. Осуществляют подбор лиц, имеющих право выполнять обязанности приемных родителей, подготавливают заключения о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи.
4.15. Оказывают помощь опекунам, попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных.
4.16. Дают заключения о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным.
4.17. Дают заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).
4.18. Решают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции.
4.19. Возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам.
4.20. Дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей, в том числе подопечных, защитой их личных и имущественных прав.
4.21. Проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей.
4.22. Осуществляют подготовку документов на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних.
4.23. Участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей.
4.24. Осуществляют защиту прав ребенка, зачатого при жизни наследодателя, при разделе наследственного имущества.
4.25. Привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства.
4.26. Рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
4.27. В установленном порядке посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами.
4.28. Запрашивают информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашают для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.
5. ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “СЕМЕНОВСКАЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА“, ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Муниципальное учреждение “Семеновская центральная больница“, ее структурные подразделения:
5.1. Изучают жизнедеятельность семей, имеющих детей; выявляют неблагополучные, многодетные, малообеспеченные семьи.
5.2. Выявляют новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей, и оформляют при этом соответствующие документы (письменное заявление родителей (матери) о согласии на усыновление ребенка; акт об оставлении ребенка, акт о подкинутом ребенке, свидетельство о регистрации в органах ЗАГСа; при необходимости готовят запросы в органы внутренних дел об установлении местонахождения родителей).
5.3. Своевременно устраивают детей в дома ребенка, приюты, детские дома и дома-интернаты (после определения социального статуса ребенок может находиться в стационаре только по медицинским показаниям).
5.4. Решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, лечения, защиты их интересов и прав.
5.5. Обеспечивают представление по форме, утвержденной приказом Минздрава РФ от 8 июля 2002 г. N 218, сведений о состоянии здоровья:
5.5.1. Детей, оставшихся без попечения родителей, в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью.
5.5.2. Детей, оставшихся без попечения родителей, у которых изменился диагноз, по мере поступления изменений, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
5.6. Дают заключение экспертной медицинской комиссии для заполнения медицинской части анкеты детей, оставшихся без попечения родителей.
5.7. Готовят и оформляют документы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимые при движении ребенка из одного ЛПУ в другое.
5.8. Участвуют в судебных заседаниях по делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.
6. ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Управление социальной защиты населения администрации района и учреждения социального обслуживания, находящиеся на территории района:
6.1. Выявляют детей, нуждающихся в государственной помощи или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказывают им социально-правовую и материальную помощь.
6.2. Обеспечивают временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
6.3. Оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
6.4. Организуют медицинское обслуживание и обучение детей, находящихся в учреждениях социальной защиты населения.
6.5. Оказывают отделу образования помощь в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или государственное учреждение: в подготовке документов по определению социального статуса, гражданства, оформлению социальных пенсий и пособий, розыске родителей.
6.6. Участвуют в судебных заседаниях по делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.
6.7. Рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
6.8. В установленном порядке посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами.
6.9. Запрашивают информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашают для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
Должностные лица администрации района, а также должностные лица воспитательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания несут ответственность за несоблюдение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством.