Постановление мэра г. Арзамаса от 30.12.2004 N 86 “Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики в городе Арзамасе на 2005 г.“
МЭР ГОРОДА АРЗАМАСАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2004 г. N 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ АРЗАМАСЕ НА 2005 ГОД
В целях разработки проекта бюджета города Арзамаса на 2005 год и представления его на рассмотрение в городскую Думу:
1. Утвердить Концепцию бюджетной и налоговой политики в городе Арзамасе на 2005 год (приложение).
2. Департаменту финансов администрации города (Ю.А. Весновский):
2.1. Провести формирование городского бюджета на 2005 год в соответствии с Законом Нижегородской области “Об областном бюджете Нижегородской области на 2005 год“.
2.2. Провести согласование с отраслевыми департаментами по уточнению особенностей социально-экономического развития отраслей в прогнозе бюджета на 2005 год.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города
А.Н.МИГУНОВ
Утверждена
постановлением
мэра г. Арзамаса
от 30.12.2004 N 86
КОНЦЕПЦИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ АРЗАМАСЕ НА 2005 ГОД
I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ГОРОДЕ АРЗАМАСЕ НА 2005 ГОД
Главной задачей бюджетной и налоговой политики города Арзамаса на 2005 год остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения города. Решение этой задачи возможно через обеспечение роста доходов бюджета города, развитие предпринимательского климата, повышение конкурентоспособности экономики города Арзамаса.
Бюджетная политика в 2005 году в первую очередь будет направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг для населения города и повышение эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение социальной стабильности в городе.
Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход финансирования существующей сети бюджетных учреждений и финансированию конкретных бюджетных услуг.
Бюджетная и налоговая политика в 2005 году направлена на решение следующих задач:
- увеличение налогового и неналогового потенциала на территории города;
- обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы;
- расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, а именно:
стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих средства в экономику города;
выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности;
- создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики:
формирование реестров расходных обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих не обеспеченные финансированием расходные обязательства;
повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;
установление приоритетов бюджетных расходов на 2005 год: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечение развития отраслей образования, физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства;
- оптимизация муниципального долга в части стоимости и сроков заимствований.
II. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
За основу формирования доходной части бюджета города Арзамаса на 2005 год будут взяты основные параметры социально-экономического развития города, прогнозируемые на 2005 год.
Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в бюджеты Нижегородской области и города Арзамаса.
По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2005 году 109%, в 2006 году - 108%, в 2007 году - 107,5%.
Формирование доходной части бюджета города Арзамаса на 2005 год будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2005 год и мер по увеличению доходов бюджета, принимаемых на уровне Правительства области и администрации города Арзамаса.
При формировании прогноза поступлений налоговых доходов в бюджет города на 2005 год будут взяты бюджетообразующие показатели: валовая продукция, амортизация, прибыль, фонд оплаты труда, розничный товарооборот, платные услуги, производство алкогольной продукции, среднегодовая стоимость имущества.
Также будут учтены прогнозируемые на федеральном и региональном уровнях изменения налогового и бюджетного законодательства, а именно:
- индексация ставок акцизов на ликероводочные изделия на 8%;
- передача в федеральный бюджет 1,5 пункта региональной ставки налога на прибыль организаций;
- увеличение в 1,5 раза базовой доходности при исполнении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и расширение перечня видов деятельности, на которые распространяется действие единого налога на вмененный доход;
- изменение механизма начисления налога, уплачиваемого в порядке наследования и дарения;
- отмена льгот по налогу на имущество организаций в части мобилизационных мощностей;
- отмена налога на рекламу.
Формирование доходной части бюджета города будет производиться в соответствии с нормативами отчислений от регулирующих налогов, утвержденных законом Нижегородской области “Об областном бюджете на 2005 год“, а именно:
- по налогу на прибыль организаций 13,768% (вместо 10% в 2004 году)
- по налогу на доходы физических лиц 27,395% (вместо 51,4% в 2004 году)
- по акцизам на ликероводочную продукцию 9,733% (вместо 10% в 2004 году)
- единый налог на вмененный доход 100% (вместо 50% в 2004 году)
В 2005 году и на перспективу политика в области неналоговых доходов, как и ранее, будет направлена на повышение эффективности использования муниципальной собственности и увеличение бюджетной отдачи.
Повышение отдачи от использования муниципальной собственности является одним из приоритетных направлений экономической политики в сфере доходов на дальнейшую перспективу.
Основными источниками доходов от использования муниципальной собственности в городе Арзамасе являются:
- доходы от аренды земли;
- доходы от аренды нежилого фонда;
- доходы от муниципальных унитарных предприятий.
На формирование доходов от аренды земли существенное влияние оказывает процесс разграничения государственной собственности на землю.
Принцип разграничения земель, определенный федеральным законодательством, способствует передаче в федеральный бюджет в конечном итоге до 60% земель Нижегородской области.
Основным резервом увеличения доходов от аренды земли следует рассматривать выявление в процессе инвентаризации участков, не задействованных ранее в налогообложении и арендных отношениях, а также участков, фактически используемых в хозяйственном обороте, но значительно больших, чем указано в правоустанавливающих документах, а также снижение недоимки по арендным платежам в городской бюджет.
Наиболее значимыми направлениями развития арендных отношений и увеличения арендной платы за землю на ближайшую перспективу являются:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы имущественно-земельных отношений;
- выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ, направленных на создание системы учета объектов налогообложения и перехода на уплату земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости участка.
III. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
Политика в области расходов в 2005 году, как и в предыдущие годы, будет направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов, с учетом реальных возможностей доходов бюджета города Арзамаса.
Формирование расходов бюджета города Арзамаса будет осуществляться с учетом изменений в федеральном и областном законодательствах.
В IV квартале 2004 года будет сформирован реестр расходных полномочий, предусмотренный действующим законодательством, и организована работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты в целях исключения нефинансируемых расходных обязательств.
При формировании расходной части бюджета города Арзамаса на 2005 год будут применены следующие подходы:
- нормативы бюджетного финансирования будут применены только по отдельным позициям, а именно:
стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц;
лимиты потребления тепло- и электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы.
Планирование расходов по отраслям будет производиться с учетом показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы.
Фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы будет просчитан с учетом повышения тарифных ставок с 01.01.2005 на 20% и 5% экономии на вакансии и больничные листы. В целях эффективного использования бюджетных средств будет проведена оптимизация численности работников учреждений бюджетной сферы.
Оплата труда работников органов местного самоуправления будет осуществляться, как и в 2004 году, по элементам структуры денежного содержания муниципальных служащих, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
При расчете начислений на заработную плату будет учтено планируемое на федеральном уровне снижение ставки единого социального налога с 35,6% до 26% (в том числе 20% - в Пенсионный фонд, 3,2% - в Фонд социального страхования, 2,8% - в Фонд обязательного медицинского страхования).
Оплата субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг будет производиться за счет целевой субвенции из областного бюджета.
Кроме того, в бюджете 2005 года предусмотрено выделение субвенции из областного бюджета на обеспечение образовательного процесса.
Финансирование здравоохранения города Арзамаса в 2005 году предполагается осуществлять из следующих источников: городского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд ОМС Нижегородской области будет производиться централизованно из областного бюджета.
В 2005 году будет продолжена реформа жилищно-коммунального хозяйства города Арзамаса.
Определение объемов финансирования расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство будет производиться на основе стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Социальная защита населения города будет обеспечена через выплату малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан будет установлен 16%.
Будет продолжен эксперимент по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов.
В расходах на благоустройство будут учтены суммы расходов на уличное освещение, озеленение, очистку города, а также на ремонт дорог и тротуаров.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов продолжится практика размещения заказов и централизованных закупок на конкурсной основе исходя из принципа гласности и равнодоступности.
В 2005 году будет сохранен целевой фонд развития инфраструктуры, который будет формироваться и использоваться в соответствии с Положением о целевом бюджетном фонде развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Продолжится практика льготного кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для строительства и приобретения жилья и льготного кредитования населения на газификацию жилья с компенсацией части процентной ставки из средств областного и городского бюджетов.
Расходы на местное самоуправление города Арзамаса будут формироваться на основе действующей структуры органов представительной и исполнительной власти в городе.
Общая численность работников органов власти и управления на 2005 год будет определяться по штатным расписаниям соответствующих структур, утвержденным в установленном порядке.
Видимо, имеется в виду Закон Нижегородской области от 10.10.2003 N 93-З, принятый постановлением ОЗС от 25.09.2003 N 664-III.
Формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих администрации города Арзамаса будет осуществляться в соответствии с Законом Нижегородской области “О денежном содержании лиц, занимающих муниципальные должности в Нижегородской области“ от 25.09.2003; Временным положением об оплате труда государственных служащих органов государственной власти Нижегородской области, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, утвержденным распоряжением Губернатора Нижегородской области от 28.01.2004 N 55-р.
Бюджет развития составит 2,75% от общих расходов городского бюджета.
Политика в сфере бюджетного учета будет направлена на дальнейшее реформирование системы бюджетирования.
Одним из главных шагов в практической реализации реформы бюджетной сферы является введение в действие с января 2005 года новой Инструкции по бюджетному учету. Переход на новый план счетов по исполнению бюджетов, соединивший план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию, потребует:
повышения уровня квалификации специалистов, занимающихся бухгалтерским учетом;
технического обеспечения учетного процесса.
В целях внедрения новой Инструкции по бюджетному учету требуется уделить особое внимание техническому оснащению бухгалтерских служб как программными продуктами, так и счетно-вычислительной техникой соответствующего уровня.
В 2005 году будет начата работа по внедрению системы казначейского исполнения городского бюджета.
Согласно основным положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, реформирование бюджетного процесса в городе Арзамасе предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.
Начиная с 2005 года, реформирование и исполнение бюджетов Российской Федерации, в том числе городского бюджета, будет строиться по новой бюджетной классификации. Бюджетная классификация будет интегрирована с единым планом счетов бюджетного учета. Вместо 27 разделов функциональной классификации будет 11;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования.
В 2005 году планируется разработать порядок формирования перспективного финансового плана, с тем чтобы, начиная с 2006 года, утвердить этот документ коллегией администрации города Арзамаса.
Это позволит повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Это одно из основных направлений реформирования бюджетного процесса, предполагающее переход к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования.
В свете реформирования межбюджетных отношений в 2005 году будет проведено четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями и органами власти, будет определен перечень бюджетных учреждений, передаваемых другим уровням бюджетной системы.
В связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ с 2005 года будут внесены изменения в межбюджетные отношения, существующие в 2004 году, в части делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления путем выделения целевых субвенций из областного бюджета:
- на обеспечение образовательного процесса;
- на выплату адресных субсидий населению;
- на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- на оплату за природный газ.
Субвенция на погашение задолженности за потребленную эл. энергию будет предусмотрена в объеме, предусмотренном соглашением на реструктуризацию этих долгов.
Все бюджетные учреждения будут наделены статусом юридического лица, что потребует организации составления баланса исполнения смет доходов и расходов отдельно по каждому юридическому лицу и предоставления отчетности в налоговые органы, во внебюджетные фонды.
Размер дефицита городского бюджета устанавливается в размере до 10% от объема доходов бюджета (без учета финансовой помощи из областного бюджета) и может быть увеличен на сумму поступлений от продажи муниципального имущества.