Распоряжение администрации Сергачского района от 27.12.2004 N 1516-р “О подготовке органов управления и сил гражданской обороны, районной системы обеспечения пожарной безопасности и звеньев территориальной подсистемы РСЧС Сергачского района на 2005 год“
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГАЧСКОГО РАЙОНАРАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2004 г. N 1516-р
О ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗВЕНЬЕВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ
РСЧС СЕРГАЧСКОГО РАЙОНА НА 2005 ГОД
Во исполнение Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, организационно-методических указаний Губернатора Нижегородской области по подготовке органов управления и сил гражданской обороны, территориальной системы обеспечения пожарной безопасности и территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области на 2005 год:
1. Подготовку органов управления и сил гражданской обороны районной системы обеспечения пожарной безопасности и звеньев территориальной подсистемы РСЧС проводить в соответствии с прилагаемыми организационно-методическими указаниями на 2005 год.
2. Утвердить план основных мероприятий Сергачского района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2005 год.
3. Данное распоряжение довести до начальников ГО сельских администраций и объектов экономики во время сбоев по подведению итогов деятельности в 2004 году и постановке задач на 2005 год.
Глава местного самоуправления
Н.М.СУББОТИН
Утверждены
распоряжением
администрации Сергачского района
от 27.12.2004 N 1516-р
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗВЕНЬЕВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ
РСЧС СЕРГАЧСКОГО РАЙОНА НА 2005 ГОД
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны, районной системы обеспечения пожарной безопасности и звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Сергачского района (далее - РСЧС) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах предлагаю:
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на 2005 год считать совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения, действенному осуществлению государственного пожарного надзора и надзора за безопасностью на водных объектах в интересах социальной и экономической стабильности, повышения уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
Руководителям объектов экономики, главам сельских администраций, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного уровня подготовку органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в 2005 году организовать по следующим основным направлениям:
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - обеспечение эффективной работы и повседневной готовности звеньев РСЧС, их органов управления и сил в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- в области обеспечения пожарной безопасности - реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики;
- в области обеспечения безопасности людей на водных объектах - создание и развитие эффективных государственных систем профилактики безопасного поведения людей на воде, поиска и спасания людей во внутренних водах;
- в области гражданской обороны - организация выполнения, в рамках комплекса общегосударственных мероприятий, задач по заблаговременной подготовке и обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подготовке государства к ведению гражданской обороны на основе всестороннего обеспечения повседневной готовности органов управления и сил гражданской обороны к переводу на работу в условиях военного времени и выполнению задач по предназначению в военное время. В том числе:
основные усилия по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году сосредоточить на:
повышении уровня персональной подготовки руководителей и специалистов гражданской обороны, системы обеспечения пожарной безопасности, РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований, подразделений ГПС, формирований гражданской обороны, их профессиональной выучки и практических навыков реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения задач гражданской обороны;
повышении эффективности способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также заблаговременной (в мирное время) подготовке к ведению гражданской обороны;
применении новых методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, экономических механизмов регулирования этой деятельности, комплексного применения новых технологий и технических средств защиты;
подготовке объектовых эвакуационных органов (создаваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303) к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в ходе учений и тренировок задач по экстренной эвакуации рабочих и служащих организаций и неработающего населения в безопасные районы;
совершенствовании нормативной правовой и методической базы, механизмов обеспечения ее практической реализации, а также приведении ее в соответствие с федеральным законодательством по вопросам разграничения сфер ответственности между муниципальными органами местного самоуправления и организациями в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
формировании “культуры безопасности“ населения в условиях повседневной жизнедеятельности и в чрезвычайных ситуациях;
совершенствовании учебно-материальной базы учебных классов образовательных учреждений по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности“ и дисциплине “Безопасность жизнедеятельности“;
восстановлении и оборудовании учебно-консультационных пунктов для неработающего и незанятого в производстве населения в населенных пунктах, изготовлении и распространении учебных плакатов по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
проведении комплекса практических мероприятий по обучению населения, студентов, учащихся, популяризации знаний и практических навыков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Организовать подготовку руководителей и специалистов органов управления местных звеньев РСЧС и гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и формирований гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“ и от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, а также утвержденными примерными программами обучения.
Принять меры по совершенствованию подготовки (переподготовки) вновь назначенных руководителей структурных подразделений (работников) организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, создаваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 “О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны“.
Усилить работу по развитию и совершенствованию учебной материальной базы для обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Продолжить работу по обеспечению выполнения требований приказа МЧС России от 27.05.2003 N 285 по проверке в организациях, использующих и накапливающих материальные средства в интересах гражданской обороны, вопросов учета, хранения и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также создания и содержания запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны. Не допускать сокращения и принимать меры к освежению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля.
Организовать проверку полноты и качества отработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектовых звеньев, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий, а также оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и прогнозируемых материальных, социальных и экономических последствий их возникновения.
В целях дальнейшего развития единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС):
организовать развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по обеспечению функционирования телефона “01“ как единого для вызова населением всех спасательных служб и сокращению времени экстренного реагирования аварийно-спасательных служб и подразделений ГПС на возникающие чрезвычайные ситуации.
В целях совершенствования готовности пунктов управления, функционирующих в системе управления РСЧС, их узлов связи ежемесячно проводить контрольные тренировки систем оповещения и связи.
Обеспечить подготовку специалистов органов управления РСЧС всех уровней по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой целью:
совершенствовать нормативную правовую базу муниципальных образований в области создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на местном уровне;
активизировать работу по накоплению материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах;
обеспечить внедрение правовых и экономических механизмов, стимулирующих собственников предприятий и организаций создавать объектовые резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечить работу по повышению квалификации должностных лиц и специалистов организаций и учреждений в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, учебном центре ГПС МЧС России в соответствии с планом комплектования на 2005 учебный год.
Работу со средствами массовой информации по вопросам информирования общественности в условиях чрезвычайных ситуаций проводить на основе обеспечения оперативности, достоверности и своевременности информирования граждан о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, а также способах защиты.
Пропагандистскую работу среди населения направить на повышение уровня его безопасности на основе открытости, повышения качества информирования населения о достижениях в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания новых спасательных технологий.
При подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.
Обеспечить рассмотрение на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссии по ЧС и ОПБ) не реже 1 раза в год вопросов состояния и совершенствования систем обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от различных опасностей, возникающих в мирное и военное время.
2. Задачи по оперативной подготовке. Основной задачей руководителей организаций, председателей комиссий по ЧС и ОПБ по оперативной подготовке на 2005 год считать повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к действиям и выполнению задач по предназначению.
Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2005 году считать:
учебно-методический сбор в категорированных городах и сельских районах по подведению итогов деятельности звеньев территориальной подсистемы РСЧС по выполнению мероприятий гражданской обороны в 2005 году и постановке задач на 2006 год.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны определить командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, а также сборы, групповые и практические занятия, тренировки.
Организация оперативной подготовки должна включать:
планирование оперативной подготовки;
подготовку и проведение мероприятий оперативной подготовки;
контроль хода оперативной подготовки;
обобщение опыта и внедрение его в процесс обучения.
Базовыми составляющими оперативной подготовки считать:
подготовку органов управления; профессиональную подготовку сотрудников ГПС и гражданского персонала.
Совершенствование знаний, умений и навыков руководителей и специалистов органов управления и формирований гражданской обороны по выполнению задач по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществлять в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений, тренировок, периодичность и продолжительность которых определить:
а) командно-штабные учения и штабные тренировки в организациях проводить 1 раз в год продолжительностью до 1 суток;
б) тактико-специальные учения в организациях с формированиями гражданской обороны общей готовности - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с формированиями гражданской обороны повышенной готовности - 1 раз в год;
в) комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводить исходя из периодичности: в организациях, имеющих опасные производственные объекты, - 1 раз в 3 года, в других муниципальных образованиях и организациях - тренировки продолжительностью до 8 часов - 1 раз в 3 года;
г) тренировки по тематике гражданской обороны проводить в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и профессионального образования 1 раз в год.
Подготовку членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовать в ходе проведения ежегодной штабной тренировки.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на объектах жизнеобеспечения, образования, здравоохранения, крупных промышленных предприятиях, а также при дорожно-транспортных происшествиях.
В ходе учебно-методических сборов по подведению итогов за год проводить:
на сборах, проводимых администрацией района, - практические занятия по отработке действий должностных лиц органов местного самоуправления и комиссий по ЧС и ОПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
на сборах, проводимых в организациях, - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации эвакуации рабочих и служащих;
на сборах, проводимых на предприятиях, в учреждениях, организациях с негосударственной формой собственности, - занятия с рабочими и служащими по отработке практических действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
Тематику командно-штабных, тактико-специальных (специальных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок определять с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Предусматривать комплексные темы учений с детальной отработкой на первом этапе - вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и ведения гражданской обороны.
При проведении практических занятий на местности и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к условиям чрезвычайных ситуаций. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде, в соответствии с порядком, установленным наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.
При проведении учений, тренировок и учебных сборов особое внимание уделить:
оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на объектах жизнеобеспечения, здравоохранения.
Начало учебного года для органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС - 10 января 2005 г., окончание учебного года - 30 ноября 2005 г.
3. Задачи по подготовке формирований гражданской обороны.
Подготовку формирований гражданской обороны организовать и проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“, а также организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.
Подготовку руководителей и специалистов формирований гражданской обороны осуществлять в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области.
Личный состав формирований гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы, а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне с учетом Примерной программы обучения личного состава формирований гражданской обороны, утвержденной первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 21 ноября 2003 г.
Личный состав медицинских формирований гражданской обороны по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам готовить непосредственно по месту работы, а также в ходе учений и тренировок в соответствии с Примерной программой обучения личного состава формирований гражданской обороны, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г.
При подготовке формирований гражданской обороны основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными формами подготовки формирований гражданской обороны считать проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике гражданской обороны в соответствии с утвержденными примерными программами обучения.
Проверять готовность формирований гражданской обороны на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по гражданской обороне, а также в ходе проверок состояния готовности гражданской обороны.
4. Задачи по подготовке аварийно-спасательных формирований РСЧС. Органам местного самоуправления, организациям в целях решения задач по подготовке аварийно-спасательных формирований РСЧС в 2005 году:
подготовку аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и утвержденными примерными программами обучения.
При планировании мероприятий по защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера учитывать возможности общественных спасательных формирований по ведению аварийно-спасательных работ, активнее привлекать их к профилактическим мероприятиям по обеспечению безопасности населения, особенно в периоды паводковой опасности, угрозы возникновения лесных пожаров в местах массового отдыха и туризма.
Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия, при этом особое внимание обратить на приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь; смотр готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и соревнований, в том числе в ходе подготовки к проведению дня гражданской обороны и дня спасателя.