Законы и постановления РФ

Распоряжение мэра г. Арзамаса от 24.12.2004 N 5137-р “По подготовке органов управления, сил гражданской обороны, городской системы обеспечения пожарной безопасности и звена территориальной подсистемы РСЧС города Арзамаса Нижегородской области на 2005 год“

МЭР ГОРОДА АРЗАМАСА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 декабря 2004 г. N 5137-р

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ЗВЕНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС ГОРОДА АРЗАМАСА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД

В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны, городского звена территориальной системы обеспечения пожарной безопасности и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Арзамаса Нижегородской области (далее - РСЧС) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах предлагаю:

1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на 2005 год
считать совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения, повышения уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.

Руководителям организаций, председателям комиссий по ЧС и ОПБ местного и объектового уровней подготовку органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в 2005 году организовать по следующим основным направлениям:

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - обеспечение эффективной работы и повседневной готовности городского и объектовых звеньев РСЧС, их органов управления и сил в условиях разграничения сфер ответственности между органом местного самоуправления города и организациями в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий на основе соблюдения норм федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности;

в области обеспечения пожарной безопасности - реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров, внедрение новых систем вооружения и пожарной техники;

в области обеспечения безопасности людей на водных объектах - создание и развитие эффективных государственных систем профилактики безопасного поведения людей на воде, поиска и спасания людей, осуществление взаимодействия с органами управления и силами области при проведении работ по поиску и спасанию людей на водных объектах;

в области гражданской обороны
- организация выполнения в рамках комплекса общегосударственных мероприятий задач по заблаговременной подготовке и обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подготовке государства к ведению гражданской обороны на основе всестороннего обеспечения повседневной готовности органов управления и сил гражданской обороны города к переводу на работу в условиях военного времени и выполнению задач по предназначению в военное время. В том числе:

основные усилия по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году сосредоточить на:

повышении уровня персональной подготовки руководителей и специалистов гражданской обороны, системы обеспечения пожарной безопасности, РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований, подразделений ГПС, формирований гражданской обороны, их профессиональной выучки и практических навыков реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения задач гражданской обороны;

повышении эффективности способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также заблаговременной (в мирное время) подготовке к ведению гражданской обороны;

применении новых методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, экономических механизмов регулирования этой деятельности, комплексного применения новых технологий и технических средств защиты;

подготовке городского и объектовых эвакуационных органов (создаваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303) к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в ходе учений и тренировок задач по экстренной эвакуации рабочих и служащих организаций и неработающего населения в безопасные районы;

совершенствовании нормативной правовой и методической базы, механизмов обеспечения ее практической реализации, а также приведение ее в соответствие федеральному законодательству
по вопросам разграничения сфер ответственности между органом местного самоуправления и организациями в решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;

развитии нормативных правовых, научно-методических и организационных основ управления природными и техногенными рисками чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий;

реализации региональных программ развития систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в рамках мероприятий, запланированных на 2005 год;

формировании “культуры безопасности“ населения в условиях повседневной жизнедеятельности и в чрезвычайных ситуациях;

совершенствовании учебно-материальной базы курсов гражданской обороны города, учебных классов образовательных учреждений по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности“ и дисциплине “Безопасность жизнедеятельности“, строительстве и оборудовании учебных городков гражданской обороны, огневых полос психологической подготовки пожарных и спасателей;

восстановлении и оборудовании учебно-консультационных пунктов для неработающего и не занятого в производстве населения, изготовлении и распространении учебных плакатов по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

внедрении современных технических средств, предназначенных для подготовки и тестирования руководителей и специалистов органов управления гражданской обороны местного уровня;

проведении комплекса практических мероприятий по обучению населения, студентов, учащихся, популяризации знаний и практических навыков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Организовать подготовку руководителей и специалистов органов управления городского и объектовых звеньев РСЧС и гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и формирований гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“ и от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“,
а также утвержденными примерными программами обучения.

Обеспечить реализацию на местном и объектовом уровнях мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения в соответствии с решениями совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол N 4 от 13 ноября 2003 г.), а также территориальных (региональных) целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2010 года и совершенствования системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовку органов управления РСЧС и гражданской обороны местного и объектового уровней организовать с учетом комплексной оценки территориальных особенностей возникновения опасностей и угроз для критически важных объектов инфраструктуры и населения в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и необходимых мер по совершенствованию управления природной и техногенной безопасностью территорий.

Принять меры по совершенствованию подготовки (переподготовки) вновь назначенных руководителей структурных подразделений (работников) организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, создаваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 “О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны“. Усилить работу по развитию и совершенствованию учебной материальной базы для обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Продолжать целенаправленную деятельность по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по радиационной, химической и медико-биологической защите населения в мирное и военное время.

Продолжить работу по обеспечению выполнения требований приказа МЧС России от 27.05.2003 N
285 по проверке в организациях, использующих и накапливающих материальные средства в интересах гражданской обороны, вопросов учета, хранения и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также создания и содержания запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны. Не допускать сокращения и принимать меры к освежению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля.

Активизировать работу, направленную на сохранение государственной собственности и поддержание в готовности фонда защитных сооружений гражданской обороны на территории города. Принять действенные меры по возврату и закреплению в государственной собственности защитных сооружений гражданской обороны, незаконно включенных в имущественные комплексы приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий.

Подготовку сил гражданской обороны и РСЧС осуществлять на основе комплексного использования новых образцов спасательной и пожарной техники, применения современных технических средств и технологий аварийно-спасательных работ и боевых действий по тушению пожаров.

Организовать проверку полноты и качества отработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектовых звеньев, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий, а также оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и прогнозируемых материальных, социальных и экономических последствий их возникновения.

В целях дальнейшего развития единой дежурно-диспетчерской службы города (далее - ЕДДС):

организовать развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по обеспечению функционирования телефона “01“ как единого для вызова населением всех спасательных служб и сокращения времени экстренного реагирования аварийно-спасательных служб и подразделений ГПС на возникающие чрезвычайные ситуации;

спланировать и организовать реализацию мероприятий по дальнейшему развитию ЕДДС на 2005 год и в перспективе до 2007
года;

продолжить работу по формированию в местном бюджете необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС;

организовать работу по подготовке персонала ЕДДС на базе учебно-методического центра, учебного центра ГПС МЧС России, курсов гражданской обороны города;

организовать внедрение специального программного обеспечения в деятельность ЕДДС.

Обеспечить внедрение средств автоматизации в процессы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, дальнейшее развитие правовой основы и технической готовности ЕДДС как органа повседневного управления в чрезвычайных ситуациях местного уровня к приему информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и доведения ее до соответствующих аварийно-спасательных служб.

Обеспечить выполнение комплекса мероприятий по развитию, обеспечению устойчивого функционирования местных подсистем автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС на основе совершенствования их методического и технического обеспечения, создания единого информационного пространства с применением современных информационных технологий, развития дистанционных средств мониторинга окружающей природной среды.

В целях совершенствования готовности пунктов управления, функционирующих в системе управления РСЧС, их узлов связи ежемесячно проводить контрольные тренировки систем оповещения и связи, комплексов средств автоматизации АИУС РСЧС на пунктах управления, а также контрольные занятия по проверке готовности дежурного персонала органов и пунктов управления РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечить подготовку руководителей и специалистов оповещения и связи РСЧС всех уровней по задействованию систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях и в военное время, в том числе локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, обратив особое внимание на вопросы обеспечения оповещения населения, проживающего на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.

Обеспечить подготовку специалистов органов управления РСЧС местного и объектового уровней по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой целью:

совершенствовать нормативную правовую базу органа местного самоуправления в области создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на местном уровне;

активизировать работу по накоплению материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах;

обеспечить внедрение правовых и экономических механизмов, стимулирующих собственников предприятий и организаций создавать объектовые резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектового уровня.

Вести работу по повышению квалификации должностных лиц и специалистов в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, учебном центре ГПС МЧС России в соответствии с планами комплектования на 2005 учебный год.

Работу со средствами массовой информации по вопросам информирования общественности в условиях чрезвычайных ситуаций проводить на основе обеспечения оперативности, достоверности и своевременности информирования граждан о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, а также способах защиты.

Пропагандистскую работу среди населения направить на повышение уровня его безопасности на основе открытости, повышения качества информирования населения о достижениях в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания новых спасательных технологий.

При подготовке должностных лиц органа местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны отрабатывать практические навыки по укрытию населения в защитных сооружениях гражданской обороны, размещению оперативной группы органа местного самоуправления на запасном пункте управления, а также тренировке обслуживающего персонала защитных сооружений гражданской обороны по приведению в готовность в установленные сроки и обеспечению работы систем их жизнеобеспечения.

Приоритет в подготовке общественных спасательных формирований РСЧС отдавать подготовке и оснащению студенческих спасательных отрядов для действий в
чрезвычайных ситуациях, проведению городских соревнований учащихся “Школа безопасности“, полевых лагерей “Юный спасатель“ и общественных объединений (детско-юношеских обществ) Всероссийского добровольного общества пожарной охраны, обеспечению их материальной и финансовой поддержки.

При подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.

Обеспечить рассмотрение на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города (далее - комиссии по ЧС и ОПБ) не реже 1 раза в год вопросов состояния и совершенствования систем обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от различных опасностей, возникающих в мирное и военное время.

На основе настоящего распоряжения:

организовать разработку и ввести в действие в установленном порядке приказы руководителей организаций по подготовке органов управления и сил гражданской обороны, объектовых систем обеспечения пожарной безопасности и объектовых звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также планы основных мероприятий организаций в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2005 год.

2. Задачи по оперативной подготовке. Основной задачей руководителей организаций, председателей комиссий по ЧС и ОПБ местного и объектового уровней по оперативной подготовке на 2005 год считать повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС к действиям и выполнению задач по предназначению.

Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2005 году считать:

учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности городского звена территориальной подсистемы РСЧС по выполнению мероприятий гражданской обороны в 2005 году и постановке задач на 2006 год.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС
и гражданской обороны определить командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, а также сборы, групповые и практические занятия, тренировки.

Организация оперативной подготовки должна включать:

планирование оперативной подготовки;

подготовку и проведение мероприятий оперативной подготовки;

контроль хода оперативной подготовки;

обобщение опыта и внедрение его в процесс обучения.

Базовыми составляющими оперативной подготовки считать:

подготовку органов управления и профессиональную подготовку гражданского персонала.

При планировании основных мероприятий по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС руководствоваться требованиями Методических рекомендаций по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России, 2002 г., с учетом особенностей учебной тематики по вопросам обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны.

Совершенствование знаний, умений и навыков руководителей и специалистов органов управления и формирований гражданской обороны по выполнению задач по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществлять в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений, тренировок, периодичность и продолжительность которых определить:

а) командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток в органе местного самоуправления - 1 раз в 3 года;

б) командно-штабные учения и штабные тренировки в организациях проводить 1 раз в год продолжительностью до 1 суток;

в) тактико-специальные учения в организациях с формированиями гражданской обороны общей готовности - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с формированием гражданской обороны повышенной готовности - 1 раз в год;

г) комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводить, исходя из периодичности: в городе и организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне и имеющих опасные производственные объекты, - 1 раз в 3 года, в других организациях - тренировки продолжительностью до 8 часов - 1 раз в 3 года;

д) тренировки по тематике гражданской обороны проводить в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 1 раз в год.

Подготовку членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовать в ходе проведения ежегодной штабной тренировки.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на объектах жизнеобеспечения, образования, здравоохранения, крупных промышленных предприятиях, а также при дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе учебно-методических сборов по подведению итогов за год проводить:

на сборе, проводимом органом местного самоуправления, - практические занятия по отработке действий должностных лиц органа местного самоуправления и комиссии по ЧС и ОПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

на сборах, проводимых в организациях, - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации эвакуации рабочих и служащих;

на сборах, проводимых на предприятиях, в учреждениях, организациях с негосударственной формой собственности, - занятия с рабочими и служащими по отработке практических действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

Тематику командно-штабных, тактико-специальных (специальных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок определять с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Предусматривать комплексные темы учений с детальной отработкой на первом этапе - вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и ведения гражданской обороны.

При проведении практических занятий на местности и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к условиям чрезвычайных ситуаций. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде, в соответствии с порядком, установленным наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

Спланировать перед началом характерных для города чрезвычайных ситуаций (весенний паводок, лесоторфяные пожары летом, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией, реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации.

При проведении учений, тренировок и учебных сборов особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, а также крупных промышленных предприятиях.

Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять на основе оперативных расчетов с использованием информации от городской ЕДДС и областного центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций о реально складывающейся на территории обстановке, с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.

Начало учебного года для органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС - 10 января 2005 г., окончание учебного года - 30 ноября 2005 г.

3. Задачи по подготовке формирований гражданской обороны.

Подготовку формирований гражданской обороны организовать и проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“, а также Организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.

Подготовку руководителей и специалистов формирований гражданской обороны осуществлять в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, учебном центре ГПС МЧС России и на курсах гражданской обороны города, обратив особое внимание на выработку умений и навыков по приведению в готовность личного состава к действиям по предназначению, выполнению специальных задач в ходе проведения АСДНР в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, возникающих при ведении военных действий.

Личный состав формирований гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы, а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне с учетом Примерной программы обучения личного состава, формирований гражданской обороны, утвержденной первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 21 ноября 2003 г.

Личный состав медицинских формирований гражданской обороны по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам готовить на курсах гражданской обороны непосредственно по месту работы, а также в ходе учений и тренировок в соответствии с Примерной программой обучения личного состава формирований гражданской обороны, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г.

При подготовке формирований гражданской обороны основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными формами подготовки формирований гражданской обороны считать проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике гражданской обороны в соответствии с утвержденными примерными программами обучения.

Руководители формирований гражданской обороны могут готовиться по специальной подготовке методом сборов. Для каждого такого сбора необходимо разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области и (или) учебном центре ГПС МЧС России или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в организации).

Проверять готовность формирований гражданской обороны на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по гражданской обороне, а также в ходе проверок состояния готовности гражданской обороны.

Совершенствовать вопросы организации и обеспечения взаимодействия формирований гражданской обороны с соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны, поисково-спасательными и пожарно-спасательными формированиями МЧС России при планировании совместного выполнения задач гражданской обороны.

4. Задачи по подготовке аварийно-спасательных формирований РСЧС.

Руководителям организаций, председателям комиссий ЧС и ОПБ местного и объектового в целях решения задач по подготовке аварийно-спасательных формирований РСЧС в 2005 году:

подготовку аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и утвержденными примерными программами обучения;

оказывать методическую помощь и координировать деятельность молодежных общественных объединений, ведущих работу по подготовке спасателей, активизировать работу по созданию условий для подготовки и деятельности спасателей-общественников;

при планировании мероприятий по защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера учитывать возможности общественных спасательных формирований по ведению аварийно-спасательных работ, активнее привлекать их к профилактическим мероприятиям по обеспечению безопасности населения, особенно в периоды паводковой опасности, угрозы возникновения лесных пожаров в местах массового отдыха и туризма;

совершенствовать систему обеспечения безопасности туристов, для чего комитету гражданской защиты и пожарной безопасности совместно с департаментом административно-правовой работы города принять меры к созданию и развитию нормативной правовой базы, регулирующей туристическую деятельность на территории города, обеспечить тесное взаимодействие с организациями, занимающимися туристской деятельностью, и аварийно-спасательными формированиями по вопросам обеспечения безопасности туристов;

уделять пристальное внимание деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в части контроля за их созданием, организацией учебного процесса, аттестацией, регистрацией, готовностью к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведением работ по их ликвидации.

Не допускать деятельности аварийно-спасательных формирований, не прошедших в установленном порядке аттестацию и регистрацию. Совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований со спасательным центром МЧС РФ, подразделениями ГПС и ГИМС, общественными организациями спасательного профиля. Вырабатывать единые подходы в решении вопросов подготовки, обучения, оснащения и применения формирований.

Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия, при этом особое внимание обратить на приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь; смотр готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и соревнований, в том числе в ходе подготовки к проведению дня гражданской обороны и дня спасателя.

При планировании мероприятий по подготовке аварийно-спасательных формирований не менее 1 раза в период обучения проводить тренировки и учения по оказанию помощи туристам, терпящим бедствие в условиях природной среды, с учетом особенностей территорий.

При подготовке аварийно-спасательных формирований независимо от ведомственной принадлежности руководствоваться программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, уделив особое внимание специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в чрезвычайной ситуации.

5. Задачи по подготовке единой дежурно-диспетчерской службы города.

Обеспечить в 2005 году дальнейшее развитие правовой основы деятельности и готовности единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) к приему информации об угрозе и возникновении чрез“ычайных ситуаций и доведению ее до соответствующих аварийно-спасательных формирований территориальных звеньев РСЧС, обеспечивающих оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации.

Дальнейшее развитие ЕДДС организовать в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 10.09.2002 N 428, и планами развития ЕДДС на территории Нижегородской области и в муниципальных образованиях, разрабатываемыми территориальным органом МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 09.07.2004 N 336.

В работе по развитию ЕДДС основные усилия направить на:

оснащение ЕДДС современными средствами связи;

организацию прямых связей ЕДДС города с ЕДДС соседних муниципальных образований;

объединение системы связи ЕДДС в единую систему и включение в ведомственную цифровую сеть связи МЧС России;

внедрение специального программного обеспечения (СПО) ЕДДС по поддержке принятия решений на ликвидацию различных видов чрезвычайных ситуаций;

развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных информационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;

совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС, разработку (корректировку) алгоритмов работы, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС;

совершенствование алгоритмов взаимодействия диспетчерских служб, систем учета сведений о работе ЕДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями города, реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и происшествия.

Подготовку и обучение специалистов ЕДДС осуществлять на базе учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, учебного центра ГПС МЧС России и курсах гражданской обороны города. Переподготовку оперативно-диспетчерского персонала ЕДДС вести по программам обучения, разрабатываемым региональным центром.

Ежемесячно анализировать состояние дел по эксплуатации и совершенствованию ЕДДС, подготовке персонала.

6. Доведение распоряжения.

В целях своевременной и качественной подготовки на всех уровнях муниципального управления организационно-плановых документов по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в 2005 году настоящее распоряжение до 30 декабря 2004 года довести до руководителей организаций в части, касающейся установленным порядком.

Мэр города

А.Н.МИГУНОВ