Законы и постановления РФ

Постановление Земского собрания Чкаловского района от 30.11.2004 N 104 “Об экологической ситуации в Чкаловском районе и мерах по ее улучшению“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2004 г. N 104

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЧКАЛОВСКОМ

РАЙОНЕ И МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ

В соответствии с ФЗ “Об охране окружающей среды“, ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“, ФЗ “Об отходах производства и потребления“, Водным кодексом РФ Земское собрание постановляет:

1. Главам сельских и поселковых администраций при формировании бюджетов на 2005 год предусмотреть в бюджетах денежные средства на оформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лицензий на водопользование, разрешений на осуществление деятельности по обращению с отходами.

2. В целях обеспечения соблюдения установленных нормативов качества сбрасываемых сточных вод в водоемы рыбохозяйственного значения рекомендовать главам Пуреховской, Кузнецовской администраций принять меры
к восстановлению очистных сооружений.

3. Рекомендовать МУЗ “Чкаловская ЦРБ“ (гл. врач А.М. Макурин) принять меры по решению вопроса подключения больницы к городским канализационным сетям.

4. С целью защиты от загрязнения источников питьевого водоснабжения не допускать размещения новых хозяйственных объектов в водоохранных зонах водных объектов.

5. Рекомендовать администрации района совместно с заинтересованными службами разработать проект Программы по улучшению экологического состояния района и заслушать администрацию района по данному вопросу на первом заседании Земского собрания 2005 года.

6. Рекомендовать МУПП ЖКХ г. Чкаловска (ген. директор А.А. Пакин) привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства городскую свалку твердых коммунальных отходов.

7. Руководителям сельских и поселковых ЖКХ, администрации МУПП ЖКХ г. Чкаловска разработать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории района и города.

8. Администрации района продолжить работу по организации утилизации ядохимикатов, находящихся на хранении на сельскохозяйственных предприятиях района.

9. Администрации района организовать работу по экологическому воспитанию и образованию в школьных и дошкольных учреждениях района.

10. Администрации района организовать работу по экологическому просвещению взрослого населения через библиотечную систему и средства массовой информации района.

11. Администрации района при формировании сметы районного экологического фонда на 2005 год, за счет целевых переходящих остатков районного экологического фонда 2004 года, предусмотреть денежные средства на выполнение нижеперечисленных природоохранных мероприятий:

1. Утилизация 11 тонн ядохимикатов сельскохозяйственного назначения - 155 тыс. руб.

2. Установка систем доочистки питьевой воды в школьных и дошкольных учреждениях - 160 тыс. руб.

3. Экологическое образование и воспитание - 10 тыс. руб.

4. Ремонтно-восстановительные работы аэрационной системы БОС г. Чкаловска - 90 тыс. руб.

Председатель Земского собрания

С.И.СКОРОХОДОВ

Приложение

к постановлению

Земского собрания

Чкаловского района

от 30.11.2004 N 104

ИНФОРМАЦИЯ

СЕКТОРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РАЙОНА

Экологическая обстановка района характеризуется прежде всего степенью загрязнения
трех природных сред: атмосферного воздуха, водной среды и земельных ресурсов.

Атмосферный воздух. Источниками загрязнения атмосферного воздуха Чкаловского района являются: автотранспорт городской и транзитный, промпредприятия и предприятия ЖКХ. Большая часть предприятий города расположена в жилой зоне. На 16 предприятиях города и района имеются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с ЦГСЭН. Сводного тома ПДВ в Чкаловском районе нет. В Чкаловском районе нет стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Качество атмосферного воздуха можно оценить по статотчетности предприятий 2-ТП воздух с 1999 г. выбросы снизились в 3 раза (1999 - 1107 т/год, 2003 год - 333 т/год).

О степени загрязнения водной среды можно судить прежде всего по загрязнению Горьковского водохранилища и малых рек района, являющихся частью гидрографической сети р. Волги. Возможное загрязнение воды носит характер случайного или аварийного поступления органических и химических загрязняющих веществ при сельскохозяйственном производстве, незаконном отведении стоков от животноводческих ферм, отдельных жилых зданий, поверхностного стока во время паводкового периода, аварийной ситуации на инженерных коммуникациях. Согласованный выпуск сточных вод в р. Санохту только у МУПП ЖКХ г. Чкаловска. Качество поверхностных водных источников контролируется Центром мониторинга ВВУГМС и Чкаловским центром Госсанэпиднадзора. Степень загрязнения колеблется от допустимого загрязнения (реки района) до умеренно загрязненного водного объекта (71% - Горьковское водохранилище, в черте г. Чкаловска). Сбросы г. Чкаловска не оказывали влияния на качество воды водоема. Очистные работают в проектных параметрах. Не работают очистные села.

С июня 2004 года наблюдается всплеск превышения допустимых значений содержания железа в Горьковском водохранилище. ГУ “Управление эксплуатации Горьковского водохранилища“ проведен анализ ситуации. Выяснилось, что источником превышения оказались сбросы ОАО “Комбината
“Томна“ г. Кинешмы.

В ГУ “Управление эксплуатации Горьковского водохранилища“ подана заявка на финансирование проектных работ по берегоукреплению водозабора и подключения МУЗ ЦРБ к гор. канализации.

В октябре 2004 года возобновлены работы по утилизации нефтеналивной баржи “Запад“: установлены 2 опилочных фильтра, начата откачка воды.

Всего за 2003 года забрано воды 1581 тыс. куб. м.

Водоотведение составило 1821 тыс. куб. м.

Прошло очистку на БОС г. Чкаловска 1514 тыс. куб. м.

Загрязнение земель районам можно оценить состоянием оборота накопленных и вновь образующихся промышленных и хозяйственно-бытовых отходов. В настоящее время на территории района расположено 8 мест размещения промышленных и бытовых отходов. Общее количество вывезенных отходов на свалку г. Чкаловска за 2003 год, составляет 12785 куб. м, по сравнению с 2002 годом - 14582,7 куб. м, 2001 годом - 18177,3 куб. м. Прослеживается уменьшение количества вывезенных отходов. И отсюда, как следствие, рост несанкционированных мест размещения отходов. За летний период 2004 года ликвидировано 750 куб. м свалок.

Промышленные отходы предприятий утилизируются и вывозятся самостоятельно. По состоянию на 01.01.2003 всего на предприятиях района находится 1 кл. - 0,477 тонны, 2 кл. - 6,1 тонны, 4 кл. - 7,1 тонны. За 9 месяцев 2004 года вывезены на утилизацию отходы 1 кл. опасности Чк. ПАП и ОАО “Гипюр“ в количестве 0,3 т.

На с/х предприятиях района хранится 21 тонна ядохимикатов 3 - 4 кл. опасности.

ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Г. ЧКАЛОВСКА И ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА

Важнейшим и приоритетным фактором, характеризующим санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, по-прежнему является состояние водоснабжения населенных мест.

Все последние годы усилия специалистов, санитарно-эпидемиологической службы района были направлены в первую очередь на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

Население Чкаловского района обеспечивается питьевой водой как
из поверхностных источников, так и из подземных.

Поверхностные водные ресурсы Чкаловского района сформированы Горьковским водохранилищем и бассейнами многих рек и ручьев, самыми протяженными являются р. Троца, р. Санахта, р. Юг.

По информации органов гидрогеологии подземные воды, используемые для питьевых целей расположены в пределах артезианских бассейнов подземных вод II порядка. Подземные воды на территории Нижегородской области находятся под интенсивным техногенным воздействием. На территории области выявлено 39 очагов загрязнения подземных вод, размеры отдельных составляют 100 кв. км:

- восточная промзона г. Дзержинска, учитывая, что Чкаловский район расположен в 80 км от г. Чкаловска, выявление этого источника на загрязнение исключить нельзя. В большинстве случаев определить точные границы очагов загрязнения подземных вод не предоставляется возможным ввиду отсутствия или недостаточности наблюдательной сети. На ряде эксплуатируемых водозаборов (колодцы, родники) часто выявляются случаи бытового загрязнения.

Из общего количества выявленных случаев загрязнения основная их часть связана с деятельностью сельского хозяйства (фермы КРС, склады ядохимикатов и минеральных удобрений, свалки ТБО, склады ГСМ, АЗС), серьезной проблемой является использование Горьковского водохранилища не только в качестве источников водоснабжения, но и в качестве приемника сточных вод.

Основными загрязнителями водных объектов остаются предприятия ЖКХ, сельскохозяйственные предприятия, речной транспорт. Остается нерешенной проблема сброса в водоемы неочищенных ливневых стоков с территории населенных мест. Преобладающими веществами, загрязняющими водоемы, остаются фенолы, нефтепродукты, ПАВ, соединения азота, железо.

В течение 2004 года крупных капитальных вложений в реконструкцию очистных сооружений водозабора и канализации в Чкаловском районе не было проведено. Качество воды в Чкаловском районе поверхностных водоемов в местах водопользования в динамике с 2000 года % нестандартных проб.

-------T--------------T----------------¬

¦ Год ¦ Водоемы ¦
Водоемы ¦

¦ ¦ I категории ¦ II категории ¦

+------+--------------+----------------+

¦2001 ¦ 8 ¦ 7 ¦

+------+--------------+----------------+

¦2002 ¦ 8 ¦ 6 ¦

+------+--------------+----------------+

¦2003 ¦ 2 ¦ 25 ¦

L------+--------------+-----------------

Водозаборные сооружения в г. Чкаловске построены в 1954 году и в результате проведенных реконструкций водообеспечение с 1600 куб. м в сутки выросло до 7500 куб. м.

Зона строгого режима (1 пояс) установлена в 100 м, наземные сооружения огорожены забором.

Оголовок водоприемника не имеет освещения и не отмечен буями.

Не соблюдена ЗСО 2-го пояса, граница 2-го пояса принимается по акватории 3 км, боковая граница 500 м от уреза воды.

В ЗСО водозабора попадает выпуск БОС д. Котельницы в объеме 80 - 150 куб. м в сутки.

Водозабор представлен:

- двумя донными водоприемниками с самотечными линиями диаметром 200 мм (290 мм) и одной сифонной линией диаметром 400 мм (273 м), которая находится на глубине 12 м;

- фильтровальной станцией, состоящей из 7 фильтров, загруженных керамзитом. Высота 2 м;

- коагуляция воды проводится с помощью сернокислого алюминия. Дозатор коагулянта отсутствует;

- обеззараживание воды происходит с помощью жидкого хлора. В технологической
схеме хлораторной отсутствуют средства контроля, автоматика, сигнализация.

Хлораторное помещение приспособленное, что является нарушением санитарных требований. Отсутствует первичное хлорирование воды. При наличии керамзитовой загрузки в фильтрах возможно вторичное загрязнение.

Очищенная вода поступает в резервуары которых на ВОС - 2 по 400 куб. м. Через насосную станцию 2-го подъема вода идет двум 200-миллиметровым водопроводам в городскую сеть. Разводящая сеть тупиковая, протяженность 27 км. Водоразборных колонок 94.

Большая часть их не отвечает санитарным требованиям. Часть водопроводных сетей выполнена асбестоцементными трубами, проложенными более 50 лет назад, они пришли в негодность, внутри их имеются большие наросты. Это создает потенциальную угрозу ухудшения качества питьевой воды и может вызвать массовое заболевание среди населения города.

Производственный контроль за качеством подаваемой воды проводит лаборатория МУПП ЖКЖ, ежедневно контролируется РЧВ перед выходом в сеть, еженедельно отбираются пробы из разводимой сети.

Государственный контроль за качеством питьевой воды проводится ЦГСЭН района, еженедельно составляется график доставки проб воды из разных населенных пунктов района. При производственном и государственном контроле резервуара чистой воды % нестандартных проб на протяжении трех лет находится на одном уровне (7 - 8%), качество воды ухудшается непосредственно в сети. При проведении государственного контроля вода исследуется на колифаги, в источниках, положительных находок не было, в воде водопроводных сетей:

в 2001 году колифаги не выделены,

в 2002 году - в 1 пробе,

в 2003 году - в 2 пробах.

Патогенная микрофлора в пробах не выделена.

Вопрос обеспечения сельского населения района очень актуальный. В последние годы здесь практически не ведется строительство водопроводов, профилактические работы на сетях не проводятся, водоразборные колонки не ремонтируются. Отсутствуют службы по экстренному и плановому ремонту сетей.

Отдельно хочется отметить водоснабжение д.
Котельницы, с численностью населения около 650 человек, которое осуществляется из открытого источника. На данный момент водоочистные сооружения (озонаторная станция МВС-200) работает с грубейшими нарушениями технологического регламента и требований СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды...“, что создает потенциальную опасность для возникновения массовых вспышек ОКИ среди населения. Создавшаяся ситуация требует незамедлительного принятия мер к обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.

ЦГСЭН в Чкаловском районе предлагает обратить особое внимание в вопросе финансирования и распределения бюджетных средств на выполнение мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПО Г. ЧКАЛОВСКУ

----------T------------------------T--------------------------T------------------------T------------------------¬

¦ ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦

¦ +-----T-----T------T-----+-----T------T------T------+----T------T------T-----+----T-----T------T------+

¦ ¦Х.п. ¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦Х.п. ¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦Х.п.¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦Х.п.¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦

+---------+-----+-----+------+-----+-----+------+------+------+----+------+------+-----+----+-----+------+------+

¦Источник ¦11/2 ¦ 18 ¦ 15/2 ¦ 13,3¦12/2 ¦ 16 ¦ 15/3 ¦ 13,2 ¦13/8¦ 61 ¦ 13/1 ¦ 7,6¦11/3¦ 27,2¦ 12,1 ¦ 8,3 ¦

+---------+-----+-----+------+-----+-----+------+------+------+----+------+------+-----+----+-----+------+------+

¦ЧЧВ ¦12/2 ¦ 16,6¦230 ¦ 0 ¦12/2 ¦ 16,6 ¦250 ¦ 0 ¦12/3¦ 25 ¦ 13 ¦ 0 ¦12/3¦ 25 ¦ 13 ¦ 0 ¦

+---------+-----+-----+------+-----+-----+------+------+------+----+------+------+-----+----+-----+------+------+

¦Вод./сеть¦56/2 ¦ 3,5¦407/29¦ 7,1¦71/2 ¦ 2,8 ¦413/38¦ 9,2 ¦14/2¦ 14,2 ¦233/36¦ 13 ¦9/4 ¦ 44,4¦283/72¦ 25,4 ¦

L---------+-----+-----+------+-----+-----+------+------+------+----+------+------+-----+----+-----+------+-------

Хозяйственно-питьевое водоснабжение г. Чкаловска

(микробиологические показатели, %)

График не приводится.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение г. Чкаловска

(санитарно-химические показатели, %)

График не приводится.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ.

СЕЛЬСКИЕ ВОДОПРОВОДЫ

----------T-----------------------T-------------------T-------------------T---------------------¬

¦ ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦

¦ +-----T----T------T-----+----T----T----T----+-----T----T----T---+----T----T-----T-----+

¦ ¦Х.п. ¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦Х.п.¦ % ¦Б.п ¦ % ¦Х.п. ¦ % ¦Б.п ¦ % ¦Х.п.¦ % ¦ Б.п ¦ % ¦

+---------+-----+----+------+-----+----+----+----+----+-----+----+----+---+----+----+-----+-----+

¦Источник ¦50/2 ¦ 4 ¦ 70/5 ¦ 7,1 ¦49/1¦ 2 ¦63/8¦12,6¦51/12¦23,5¦45/4¦8,8¦57/9¦15,7¦76/14¦18,42¦

+---------+-----+----+------+-----+----+----+----+----+-----+----+----+---+----+----+-----+-----+

¦Вод.сеть¦50/4 ¦ 7,1¦201/11¦ 5,4 ¦46/2¦ 4,3¦96/8¦ 8,3¦42/3 ¦ 7,1¦48/4¦8,3¦37/8¦21,6¦88/18¦20,4 ¦

L---------+-----+----+------+-----+----+----+----+----+-----+----+----+---+----+----+-----+------

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ ПО ЧКАЛОВСКОМУ РАЙОНУ

--------------T---------------------------------------T---------------------------------------¬

¦ ¦Не отвечает гигиеническим нормам (%) по¦Не отвечает гигиеническим нормам (%) по¦

¦ ¦ санитарно-химическим показателям ¦ микробиологическим показателям ¦

¦ +-------T-------T-------T-------T-------+-------T-------T-------T-------T-------+

¦ ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦ Источники централизованного водоснабжения ¦

+-------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------+

¦Нижегородская¦ 41,6 ¦ 42,8 ¦ 38,2 ¦ 43,2 ¦ 39,0 ¦ 13,47 ¦ 13,1 ¦ 14,5 ¦ 13,9 ¦ 13,67 ¦

¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Чкаловский ¦ 16,6 ¦ 9,8 ¦ 46 ¦ 54,7 ¦ 50,8 ¦ 5,2 ¦ 5,8 ¦ 11 ¦ 11,5 ¦ 15,9 ¦

¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦ Коммунальные водопроводы ¦

+-------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------+

¦Нижегородская¦ 25,6 ¦ 19,7 ¦ 22,9 ¦ 21,2 ¦ 21,6 ¦ 7,91 ¦ 7,6 ¦ 7,6 ¦ 6,7 ¦ 7,4 ¦

¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Чкаловский ¦ 0 ¦ 10,8 ¦ 6,8 ¦ 8,9 ¦ 26,0 ¦ 7,1 ¦ 7,4 ¦ 9,6 ¦ 14,0 ¦ 24,2 ¦

¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦ Ведомственные водопроводы ¦

+-------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------+

¦Нижегородская¦ 20,9 ¦ 19,8 ¦ 20,4 ¦ 20,9 ¦ 19,2 ¦ 12,7 ¦ 13,0 ¦ 12,4 ¦ 10,6 ¦ 11,1 ¦

¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Чкаловский ¦ 13,4 ¦ 6,45 ¦ 4,0 ¦ 4,17 ¦ 36,8 ¦ 8,0 ¦ 5,8 ¦ 7,0 ¦ 3,57 ¦ 8,3 ¦

¦район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

МЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

На основе наблюдений, изучения и анализа состояния окружающей природной среды сектором экологической службы определены наиболее приоритетные экологические проблемы, которые нашли отражение в Программе природоохранных мероприятий Чкаловского района (утверждена постановлением Земского собрания N 88 от 21.09.2004).

Решение проблемы загрязнения водной среды:

- внести изменения в программу природоохранных мероприятий района по доработке проекта МУЗ ЦРБ подключения к гор. канализации;

- проведение ремонтно-восстановительных работ аэрационной системы БОС г. Чкаловска;

- организация экологической экспертизы всех новых хозяйственных решений, способных повлиять на окружающую среду.

Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха за счет:

- строительства объездной дороги Шопша - Иваново - Н.Новгород;

- озеленения города;

- запрещения сжигания отходов;

- сохранения и воспроизводства лесов района.

Решение проблемы утилизации отходов за счет:

- проведения природоохранных мероприятий на городской свалке;

- ликвидации стихийных свалок бытовых отходов за счет развития сети контейнерных площадок;

- организации сбора и переработки отходов, являющихся вторичными ресурсами.

Решение проблемы ликвидации последствий загрязнения природной среды за счет:

- реконструкции действующих систем водоснабжения;

- развития сети систем доочистки питьевой воды.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5. Решение проблемы экологического воспитания, образования и просвещения населения района за счет:

- развития массовых форм работы по экологическому воспитанию и образованию в школах и дошкольных учреждениях района (экологические смотры-конкурсы, марафоны, викторины, фестивали, лекции, доклады), оказания им помощи в приобретении методической литературы и видеофильмов;

- организации работы по экологическому просвещению взрослого населения через библиотечную систему и средства массовой информации района.

6. Решение проблемы финансирования природоохранной деятельности за счет:

- формирования и развития финансовой основы природоохранных программ и мероприятий (экофонд, собственные средства юридических и физических лиц).

С 2005 года плата за пользование водными объектами, за счет которой проводилось финансирование мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов, будет консолидирована в ФБ, без сохранения целевого статуса. Плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2005 году планируется консолидировать в ОБ. Под финансирование мероприятий необходим проект.