Решение Земского собрания Лысковского района от 24.11.2004 N 487 “Об обеспечении граждан Лысковского района бесплатной медицинской помощью в 2004 году“
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНАРЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2004 г. N 487
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ В 2004 ГОДУ
В целях максимального обеспечения гарантий социальной защищенности населения района, совершенствования организации медицинской помощи Земское собрание решило:
1. Информацию заместителя главного врача ЦРБ Н.Ю. Жичиной “Об обеспечении граждан Лысковского района бесплатной медицинской помощью в 2004 году“ принять к сведению.
2. Рекомендовать районной администрации:
- рационально использовать финансовые ресурсы, направленные на лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
- своевременно заключать договоры страхования лекарственного обеспечения со страховыми компаниями.
3. Рекомендовать ЦРБ:
- совершенствовать организацию адресной лекарственной помощи.
4. Контроль над исполнением решения возложить на управление финансов (С.В. Карзаева), управление труда и социальной защиты населения (А.А. Мольков) и комиссию по выполнению решений Земского собрания (Н.М. Гребнев).
Председатель Земского собрания
Д.Н.СЕДОВ
Приложение
к решению
Земского собрания
Лысковского района
от 24.11.2004 N 487
КРАТКАЯ СПРАВКА
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НА 01.11.2004
Медицинская помощь в районе оказывается в ЦРБ: стационар на 355 коек и поликлиника на 600 посещений в смену, Валковской участковой больницей на 25 коек, 5 амбулаториями, три из которых не укомплектованы врачами, 24 фельдшерских пунктах и 3 здравпунктах (ЛЭТЗ и 1 и 2 корпус АТТ-98). Обеспеченность врачами составляет 19,7 на 10000 населения при среднеобластном показателе 39,7 на 10 тыс. населения. Средними медработниками - 59,0 на 10 тыс. населения при среднеобластном показателе 95,4 на 10 тыс. населения.
По медперсоналу ЛПУ района необходимы врачи: терапевты, офтальмолог, хирург, рентгенологи, стоматологи, врач по функциональной диагностике, лечебной физкультуре, невролог. Укомплектовать врачебные должности в настоящее время не представляется возможным из-за отсутствия распределения из Нижегородской медакадемии и невозможностью предоставить жилье.
Очень кратко о некоторых показателях деятельности
Рождаемость в районе 8,4 на 1000 населения при среднеобластном 8,0 на 1000 в 2002 году (за 2003 нет данных).
Смертность в районе 23,3 на 1000 населения при среднеобластном 19,1 на 1000 населения в 2002 году.
Естественный прирост в течение очень многих лет имеет отрицательное значение и составляет - 14,9 при среднеобластном - 11,1.
Среди причин смерти на 1-м месте находятся сердечно-сосудистые заболевания, на 2-м - онкологические, на 3-м - травмы и отравления.
Среди причин смерти лиц в трудоспособном возрасте лидируют травмы и отравления, а сердечно-сосудистые заболевания отошли на 2-й план.
Заболеваемость населения 975 на 1000 населения при среднеобластном 1276 на 1000 населения.
Первичная заболеваемость 574,1 на 1000 населения при среднеобластной 757,6 на 1000 коек.
Превышение областных показателей в нашем районе отмечается по онкологическим заболеваниям (409,8 на 100 тыс. населения) при среднеобластном 367,9 на 100 тыс. населения и туберкулезу - 78,4 на 100 тыс. населения при среднеобластном 72,1 на 100 тыс. населения.
Обеспеченность койками за 2003 год составляет 85,1 на 10 тыс. населения, по области - 117,7 на 10 тыс. населения.
Объем стационарной помощи составил за 2003 год 2668 койко-дней на 1000 жителей при областном 3762 койко-дней на 1000 жителей.
Показатель обеспеченности амбулаторно-поликлинической помощью за 2003 год составляет 4,3 на 1 жителя в год при среднерайонном 5,7 и областном 7,7 на 1 жителя в год.
Расходы на 1 жителя составили 1040 рублей, в том числе средства ОМС 782 руб., бюджета - 258 руб.
Оказание бесплатной медицинской помощи проводится в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2004 год, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области N 19 от 11.02.2004.
В этой Программе определены виды, объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи и за счет каких средств эти виды медпомощи оплачиваются, т.е. средства бюджета и ОМС.
В этой же Программе определены виды и условия оказания медпомощи, медуслуги, не входящие в Территориальную программу и финансирующиеся за счет средств граждан и предприятий (т.е. платные услуги).
Кроме того, определены нормативы объемов и стоимости медицинской помощи, применимые при планировании обеспечения населения бесплатной медпомощью.
Скажу только о наиболее значимых.
Стационарная медпомощь - 3468,8 койко-дней на 1000 человек (федеральный 2812,5), в т.ч. за счет средств ОМС 2728,0 койко-дней на 1000 жителей (федеральный 1942,5).
Амбулаторно-поликлиническая помощь - 9303,6 посещения на 1000 человек (федеральный 9198), за счет ОМС - 8099,5 на 1000 населения (фед. 8458).
Вызовов скорой медпомощи 331,4 на 1000 человек (фед. 318).
Подушевой норматив финансирования (расчетный) составляет в целом 2695 рублей, в том числе по Программе ОМС 1701,1 руб., по бюджету - 994,9 руб.
Фактический, исходящий из фактических объемов и имеющихся финансовых ресурсов, составляет 2297,03 руб., в т.ч. по Программе ОМС 1442,08 руб., по бюджету - 854,95 руб.
Отсюда при расчете стоимости Территориальной программы Нижегородской области дефицит финансирования фактической от расчетной составил 14,8%.
В нашем районе потребность в финансировании Территориальной программы, утвержденной за счет средств бюджета, должна составлять 29,2 млн руб., а утверждено 13,1 млн руб., т.е. дефицит составляет 55%; за счет средств ОМС должна быть сумма 66,7 млн руб., а предположено 50 млн руб., т.е. дефицит 25%.
Отсюда ясно, что, не говоря уже о других причинах, выполнение Программы представляет большие трудности.
Кассовые расходы за 10 месяцев текущего года составили 43,9 млн руб., в том числе средства - ОМС 33,1 млн руб. (75,4% от всех расходов), бюджет - 10,8 млн руб. (24,6%).
Расходы на 1 жителя составили 1013,9 рубля.
Заработная плата с начислениями 23,1 млн руб. (53%), в т.ч. средства - ОМС 17,8 млн руб., бюджет - 5,3 млн руб.
Медикаменты - 11,9 млн руб. (27,1%), в т.ч. средства ОМС - 11,8 млн руб., бюджет - 0,15 млн руб.
Питание - 3,1 млн руб. (7%), в т.ч. средства ОМС - 3,0 млн руб., бюджет - 0,1 млн руб.
Кредиторская задолженность по медикаментам на 01.01.2004 составляла 2,1 млн руб., на 01.11.2004 - 1,3 млн руб., в т.ч. за счет средств бюджета - 399 тыс. руб.
За счет средств ОМС в 2004 году финансируется 340 коек ЦРБ, т.е. 8 отделений, 18 профилей коек и 25 коек Валковской участковой больницы.
За счет средств бюджета - 15 коек туберкулезного отделения.
План работы койко-дней на 9 месяцев текущего года составляет 89780 койко-дней, в том числе ОМС - 85955 койко-дней, бюджет - 3825 койко-дней.
Фактическое выполнение за 9 месяцев составило 86553 койко-дня (96,4%), в т.ч. по ОМС - 82721 койко-день (96%), по бюджету - 3832 койко-дня (102%).
Расходы на питание 1 больного выражаются в сумме 28 рублей 37 копеек, в т.ч. за счет - ОМС 30 руб. 81 коп., бюджет - 22 руб. 18 коп.
Расходы на медикаменты на 1 больного составляют 127 руб. 50 коп., в т.ч. за счет ОМС - 126 руб. 47 коп., бюджет - 1 руб. 3 коп. Стоимость 1 койко-дня за 9 месяцев составила 366 рублей.
Одновременно хотелось бы обратить внимание, что финансирование по ОМС происходит по тарифу, который включает в себя финансирование по 5 статьям (из 21 необходимой): это заработанная плата с начислениями, медикаменты, питание, мягкий инвентарь.
Остальные статьи расходов в соответствии с Программой государственных гарантий должен обеспечивать бюджет (а там уже дефицит в размере 55%). Не стоит объяснять, что без отопления, электроэнергии, связи, воды, медицинская помощь оказана быть не может. Есть еще очень важные разделы в деятельности в ЦРБ:
- подготовка и переподготовка кадров.
Все медработники каждые 5 лет должны учиться и получить сертификат;
- одновременно должны проводиться мероприятия по укреплению материально-технической базы. Должно приобретаться медоборудование, например, рентгенологическое в нашей больнице эксплуатируется свыше 20 лет при нормативе 8-10 лет. Транспорт: из 23 единиц техническим условиям отвечают только 3.
А теперь буквально в нескольких словах о перспективах на 2005 год.
Смею думать, что из того, что я сказала выше, можно сделать вывод, что здравоохранение района выжило за счет работы коек круглосуточного пребывания, т.е. из 380 коек в районе ОМС финансировало 365. В 2005 году финансирование за счет средств ОМС значительно уменьшается. В связи со снижением налоговой ставки в едином социальном налоге с 3,6% до 2,1% и одновременным перераспределением в сторону увеличения отчислений ЕСН в федеральный фонд ОМС с 0,4% до 0,8%.
Таким образом, на территории Нижегородской области ожидается “выпадение“ доходов в размере 600 - 700 млн рублей, в то время как компенсация из федерального бюджета в виде субсидий планируется в размере 489 млн руб. Отсюда бюджет территориального фонда ОМС Нижегородской области планируется в объеме 2004 года.
И с 2005 г. не будут финансировать региональные программы (сах. диабет, по борьбе с ВИЧ-инфекциями и др.) и предложена реструктуризация коечной сети.
На 2005 год объем стационарной медпомощи на койках круглосуточного пребывания планируется из показателя 2140 койко-дней на 1000 жителей, т.е. за счет ОМС планируется финансировать всего лишь 300 коек круглосуточного пребывания (из 365 финансируемых в 2004), включая Валковскую участковую больницу, или в целом по району 92520 койко-дней.
С учетом значительного роста заболеваемости туберкулезом вынуждены с 01.01.2005 расширить туберкулезное отделение с 15 до 20 коек, и оставшиеся 60 коек практически остаются без финансирования (пока есть подтверждение о финансировании лишь заработной платы). На этих койках должны получать медпомощь лица, нуждающиеся в экстренной помощи, доставленные без документов, включая иностранных граждан, бомжи и лица, не застрахованные страховыми компаниями.
Что касается аттестованных сотрудников РОВД, прокуратуры и др., должны заключить с ЦРБ договоры с 01.01.2005.
Эту информацию необходимо учесть при утверждении бюджета здравоохранения на 2005 год.
Финансовое управление района информировано в июне текущего года и имеет соответствующие расчеты по этому поводу.
Выводы и предложения
1. Финансирование здравоохранения, несмотря на несколько источников, является недостаточным. Оказание бесплатной медицинской помощи - система дорогостоящая, и с учетом ухудшения здоровья населения требует все возрастающих затрат, а этого не происходит.
2. Кроме того, медицинскую помощь оказывают медработники, и с целью укомплектования ЦРБ врачебными кадрами необходимо целевое направление и обучение в НГМА, так как после 6 - 7 лет обучения получить заработанную плату в размере 1600 рублей в настоящее время не престижно. Одновременно прошу Земское собрание ходатайствовать перед городской и сельскими администрациями о системе предоставления жилья врачам на основании договора коммерческого найма сразу по приезде.