Законы и постановления РФ

Постановление администрации Вадского района от 05.11.2004 N 73 “Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Вадского района“

Утратил силу с 1 января 2008 года в связи с изданием постановления администрации Вадского района от 04.06.2007 N 67.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВАДСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2004 г. N 73

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕДИНОЙ

ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ВАДСКОГО РАЙОНА

1. Утвердить прилагаемое Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Вадского района.

2. Пункт 2 постановления администрации района от 08.04.2003 N 22 “О создании единой дежурно-диспетчерской службы Вадского района“ считать утратившим силу.

Глава местного самоуправления

И.А.УРАЕВ

Утверждено

постановлением

администрации Вадского района

от 05.11.2004 N 73

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ВАДСКОГО РАЙОНА

(далее - Положение)

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.

Районная система предупреждения и ликвидации ЧС - местная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая включает в себя координирующий орган (комиссию по ЧС - КЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения, информационного обеспечения.

Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) Вадского района - дежурный или диспетчерский орган повседневного управления районной службой, входящий в районную систему предупреждения и ликвидации ЧС и имеющий силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Единый диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации Вадского района (ЕДЦРЧС) - орган повседневного оперативного управления районной системой предупреждения и ликвидации ЧС, входящий в состав МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“ (служба “001“), предназначенный для координации действий дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности.

Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Вадского района в чрезвычайных ситуациях - система обеспечения оперативного управления районной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляющая собой организационно-техническое объединение ДДС, входящая в состав ОСОДУ и обеспечивающая эффективность выполнения задач органами ДДС и ОДС как в повседневной их деятельности, так и в условиях ЧС и на особый период.

Пункт управления ЕДЦРЧС (ПУ ЕДЦРЧС) - здание (сооружение, помещение), оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения и предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала.

Комплекс средств автоматизации (КСА ЕДРЦЧС) - организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, вывода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных.

Автоматизированная система ЕДРЦЧС (АС ЕДРЦЧС) - совокупность взаимосвязанных систем и средств связи,
оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДРЦЧС.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Единая дежурно-диспетчерская служба Вадского района (далее - служба) является единым диспетчерским центром реагирования на чрезвычайные ситуации Вадского района, органом повседневного управления РСЧС, центральным звеном объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОС ОДУ) сельского района в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности администрации и служб сельского района к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств районных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

2.2. Служба входит в состав МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“.

2.3. Служба создана на штатной основе. Структура и штаты службы утверждаются главой местного самоуправления района.

2.4. Создание и функционирование службы не отменяет существующего до ее появления порядка приема районными ДДС сообщений от населения (по телефонам - 01, 02, 03, 04 и др.).

2.5. Общее руководство службой осуществляют глава местного самоуправления района и комиссия по чрезвычайным ситуациям.

2.6. Непосредственное руководство деятельностью службы осуществляют начальник МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“, главный специалист по ГО и ЧС, мобилизационной работе и бронированию администрации района.

2.7. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций служба руководствуется федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления района, комиссий по чрезвычайным ситуациям области и района, а также настоящим Положением, должностной инструкцией дежурного ЕДДС.

3. СОСТАВ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ СЛУЖБОЙ

3.1. Служба включает: дежурно-диспетчерский персонал и пункт управления со средствами связи, оповещения и автоматизации управления.

3.2. В составе дежурно-диспетчерского персонала службы
предусматриваются оперативные дежурные смены (ОДС) пункта управления ЕДРЦЧС из расчета несения круглосуточного дежурства.

3.3. Служба решает следующие основные задачи:

- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ДДС служб района полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

- информирование дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации (за сутки дежурства) о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

3.4. Дежурный смены ЕДРЦЧС (далее - дежурный) имеет право самостоятельно принимать решения по защите населения и территорий (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания)
входящим в ОСОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством Вадского района или комиссией по ЧС.

Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС дежурный докладывает по подчиненности и оперативному дежурному управления ГОЧС категорированного города Арзамаса, за которым закреплен район (приказ начальника ГО Нижегородской области от 18.03.1999 N 40).

Дежурный по вопросам несения службы подчиняется начальнику МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“ и главному специалисту по ГО и ЧС, мобилизационной работе и бронированию администрации района.

3.5. Дежурный обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и наряду с руководством администрации Вадского района и районных служб несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Пункт управления ЕДЦРЧС должен обеспечить:

- устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДРЦЧС;

- взаимодействие с органами управления ДДС Вадского района;

- сбор от ДДС и населения, осуществление контроля и наблюдение за окружающей средой и распространение между ДДС Вадского района полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС и районных служб;

- анализ и оценка поступившей информации и доведение ее до ДДС, оперативного дежурного управления ГОЧС категорированного города и руководства Вадского района;

- своевременное наращивание автоматизированной системы (АС) ЕДРЦЧС и системы связи при переводе в повышенные режимы функционирования;

- выполнение режима безопасности информации, обрабатываемой, хранящейся и передаваемой с использованием средств автоматизации;

-
несение постоянного дежурства, участие в планировании и проведении учений, тренировок по обеспечению взаимодействия ЕДРЦЧС с ДДС Вадского района.

3.7. Функции узла связи ЕДРЦЧС возлагаются на районный узел связи (РУС), который должен решать следующие задачи:

- обеспечение устойчивой работы средств связи и оповещения:

- поддержание устойчивой связи согласно утвержденной схеме связи;

- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения.

3.8. РУС в соответствии с возложенными на него задачами как узел связи ЕДЦРЧС обеспечивает:

- передачу и прием распоряжений, сигналов управления и оповещения и другой оперативной информации в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;

- поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей;

- устойчивое функционирование средств связи и оповещения;

- эксплуатационно-техническое обслуживание средств связи и оповещения в части, их касающейся;

- внутреннюю связь на пункте управления ЕДРЦЧС;

- каналы связи между ЕДРЦЧС и вышестоящими органами управления, а также с ДДС Вадского района;

- прием информации по единому выделенному телефонному номеру районной телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов;

- радиосвязь со стационарными и подвижными объектами;

- безопасность передаваемой по каналам связи информации.

Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории России предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДРЦЧС - 112.

3.9. Оповещение населения района при возникновении ЧС осуществляется по команде начальника ГО района с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с использованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией.

4. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДРЦЧС ВАДСКОГО РАЙОНА

4.1. ЕДРЦЧС функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

4.2. В
режиме повседневной деятельности ЕДРЦЧС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДРЦЧС обеспечивает:

- прием от населения, организаций и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДРЦЧС на ЧС.

В режиме повседневной деятельности проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных ДДС с целью отработки их действий при переводе ЕДРЦЧС в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС под руководством главного специалиста по ГО и ЧС, мобилизационной работе и бронированию администрации района.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности единого диспетчерского центра реагирования на чрезвычайные ситуации Вадского района, операторами-диспетчерами ЕДРЦЧС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые операторы-диспетчеры идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются начальнику ГО района или лицу, его замещающему.

4.3. В режим повышенной готовности ЕДРЦЧС переводится по приказу начальника ГО района при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в ОСОДУ. В этом режиме ЕДРЦЧС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц комиссии по ЧС, ЕДРЦЧС, районных ДДС;

- усиление наблюдения и контроля за обстановкой
в районе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДРЦЧС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС Вадского района;

- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

4.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕДРЦЧС переводится по команде начальника ГО района при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДРЦЧС осуществляет решение задач в полном объеме.

4.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДРЦЧС Вадского района.

Для этого в ЕДРЦЧС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится службой до всех заинтересованных ДС.

4.6. Вся информация, поступающая в ЕДРЦЧС, обрабатывается и обобщается по направлениям. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДРЦЧС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

4.7. При всех ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность районная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которая берет на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких ситуациях служба обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной
информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями сил и средств, задействованных на ликвидацию ЧС.

Служба обязательно докладывает о ЧС в орган управления ГОЧС категорированного города (оперативному дежурному).

4.8. Все сообщения передаются в ЕДРЦЧС в формализованном виде.

Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.

При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.

В случаях поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурным смены ДДС.

5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ

5.1. Создание и функционирование службы в районе обеспечивается разработкой и утверждением администрацией района Положения о службе, Инструкции об обмене информацией между ЕДРЦЧС и районными ДДС, а также других необходимых нормативно-методических документов.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА

6.1. В пункте управления ЕДРЦЧС района организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен службы.

Состав и количество дежурных, их численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются начальником МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“ и отражаются в инструкциях по несению дежурства и других нормативных документах.

6.2. Дежурный работает по утвержденному графику.

6.3. Дежурный обязан знать обстановку в районе, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.

6.4. Порядок несения и смены дежурства определяется инструкцией о порядке несения дежурства на пункте управления ЕДРЦЧС, разрабатываемой главным специалистом по ГО и ЧС, мобилизационной работе и бронированию администрации района и утверждаемой начальником МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“.

7. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

7.1. Комплектование службы личным составом осуществляется под руководством начальника ГО района и должно производиться из специалистов, способных
грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.

7.2. Дежурный обязан твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, инструкции, планы-графики действий и другие), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру сельского района, особенности несения службы на подведомственных им участках.

7.3. Основными формами обучения должностных лиц службы являются тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления.

7.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профессиональной подготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом службы, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно, который после его согласования с соответствующими органами управления и службами утверждается главой местного самоуправления Вадского района.

7.5. Профессиональная подготовка должностных лиц службы должна проводиться непосредственно под руководством начальника ГО района, начальника МУ “Муниципальная пожарная охрана Вадского района“ и главного специалиста по ГО и ЧС, мобилизационной работе и бронированию администрации района.