Законы и постановления РФ

<Информация> Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Кировской области от 14.10.2003 “О рассмотрении регистрирующими (налоговыми) органами жалоб, касающихся нарушения прав учредителей (участников), постоянно действующих исполнительных лиц юридического лица, в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц записей о государственной регистрации юридического лица“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 14 октября 2003 года

О РАССМОТРЕНИИ РЕГИСТРИРУЮЩИМИ (НАЛОГОВЫМИ)

ОРГАНАМИ ЖАЛОБ, КАСАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВ

УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ), ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СВЯЗИ

С ВНЕСЕНИЕМ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗАПИСЕЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих (налоговых) органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации.

Так, статья 23 Закона N 129-ФЗ устанавливает только два основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица:

- непредставление определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;

- представление
документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Как следует из вышеизложенного, регистрирующие (налоговые) органы не обладают правомочиями по осуществлению правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующие (налоговые) органы не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.

Вместе с тем, практика МНС России по осуществлению функций государственной регистрации юридических лиц выявила существование следующей проблемы.

В регистрирующие (налоговые) органы поступают жалобы физических и юридических лиц, пострадавших от неправомерных действий, совершение которых явилось причиной уменьшения уставного капитала юридического лица, лишения доли акционеров, участников юридического лица в участии организации, изменение руководящего состава юридического лица.

Зачастую лица, пострадавшие от неправомерных действий, обращаются в регистрирующие органы с требованием признать недействительной соответствующую запись.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее:

Регистрирующие (налоговые) органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений, ими не рассматриваются вопросы правомочности участия участников (акционеров) юридического лица при принятии решений о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица, о реорганизации, об избрании постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Указанная позиция МНС России соотносится с основными началами гражданского законодательства, устанавливающими недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

На основании вышеизложенного регистрирующие (налоговые) органы не вправе как признавать внесенную в ЕГРЮЛ запись недействительной, так и обращаться в суд с исковым заявлением о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи недействительной.

Обращаем внимание, что с 01.07.2002 налоговые органы не вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, арбитражные суды исковые заявления о признании недействительной государственной регистрации юридического лица в связи с совпадением в одном лице истца и ответчика.

Необходимо
отметить, что в случае поступления жалоб, касающихся нарушения прав юридических и физических лиц, регистрирующие (налоговые) органы проверяют изложенные в жалобах факты и в случае их подтверждения вправе осуществить следующие мероприятия:

- привлечь к административной ответственности должностное лицо юридического лица в порядке части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- направить исковое заявление в суд в случае выявления допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- направить указанную жалобу по принадлежности в правоохранительные органы в случае наличия в ней признаков состава преступления.

После осуществление вышеуказанных мероприятий регистрирующим (налоговым) органам необходимо извещать лицо, обратившееся с жалобой, о предпринятых мерах.

Кроме того, регистрирующие (налоговые) органы разъясняют пострадавшим лицам их права на обращение за судебной защитой в целях восстановления их нарушенных прав.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается судебная защита гражданских прав путем признания недействительным акта государственного органа.

Пресс-служба

УМНС России

по Кировской области

Сайт УМНС России по Кировской области:

www.r43.nalog.ru