Законы и постановления РФ

Справка Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.1999 N ФО1-ИАО-6 “О результатах обобщения практики рассмотрения споров, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

СПРАВКА

от 7 апреля 1999 г. по делу N ФО1-ИАО-6

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ

РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С УПЛАТОЙ

СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Обобщение практики рассмотрения споров, связанных с уплатой предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами - предпринимателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды показало, что Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в 1998 году разрешено их 29. Из них оставлены без изменения решения (постановления) по 26 производствам или 89,7 процентов от числа рассмотренных дел этой категории. Отменены полностью или частично судебные акты по трем делам (10,3 процента), в том числе по одному принято новое решение, по двум - дела переданы
на новое рассмотрение.

В 14 случаях споры возникали с участием территориальных управлений и отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, в 15 - территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Круг спорных вопросов, которые выявила судебная практика, довольно широк и касался как определения субъектов страхования, так и порядка, сроков уплаты страховых взносов, ответственности за правильность их исчисления.

Споры с участием территориальных управлений

и отделений Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Действующее законодательство не освобождает пенсионеров от уплаты страховых взносов с доходов от предпринимательской деятельности.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации предъявило иск о взыскании с гражданина - предпринимателя недоимки и пеней за просрочку уплаты страховых взносов в 1996 - 1997 годах.

Решением суда иск был удовлетворен.

Как следовало из материалов дела, причиной образования недоимки послужило то обстоятельство, что предприниматель, являясь пенсионером, полагал, что страховые взносы с доходов от предпринимательской деятельности им не оплачиваются.

Однако, согласно пункту 2 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями) предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации, обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.02.97 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“ индивидуальные предприниматели также являются плательщиками страховых взносов в указанный фонд, независимо от возраста.

Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.98 N 9-ФЗ установленный указанным выше законом порядок уплаты страховых взносов сохранен и в 1998
году.

Между тем, в обоснование своих возражений по иску гражданин - предприниматель указал на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.98 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.97 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“. Но из данного постановления видно, что вопрос об обязанности уплаты страховых взносов работающими пенсионерами не был предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд, на наш взгляд, принял правильное решение об удовлетворении иска.

Кассационная инстанция оставила его без изменения.

2. Общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, от уплаты страховых взносов освобождены.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, от уплаты которых оно было освобождено как предприятие, находящееся в собственности общественной организации инвалидов.

Взносы были сделаны по требованию главного уполномоченного Пенсионного фонда России, выдавшего истцу соответствующее предписание.

Решением суда иск был удовлетворен.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Как следовало из материалов дела, в связи с приведением организационно - правовой формы в соответствие с требованиями части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации бывший кооператив перерегистрировался в предприятие, что подтверждено постановлением главы администрации.

В процессе подготовки пакета учредительных документов кооператив и районное Правление Всероссийского общества инвалидов заключили договор о передаче имущества кооператива в собственность Всероссийского общества инвалидов, основанием для заключения которого было
соответствующее решение общего собрания членов кооператива и решение Президиума районного отделения Всероссийского общества инвалидов.

На основании утвержденного устава предприятия его учредителем и собственником являлось районное Правление Всероссийского общества инвалидов.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года“, действие которого было продлено по 1996 год включительно Федеральными законами от 10.01.95 N 3-ФЗ и от 21.12.95 N 207-ФЗ, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей (пункт 3).

Право предприятия на льготу подтверждено и статьей 3 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ.

Отсутствие в учетных документах общественной организации инвалидов сведений об имуществе созданного предприятия правового положения этого имущества, закрепленного в учредительных и иных документах, не меняет.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также подтвердил законность принятых по делу судебных актов, отказав в принесении протеста.

3. Поскольку законодательством на Пенсионный фонд Российской Федерации не возложена обязанность по исчислению страховых взносов и направлению их плательщикам соответствующих извещений, плательщики должны самостоятельно производить такой расчет и уплачивать страховые взносы в установленные сроки, а при их нарушении - и пени за каждый день просрочки.

Арбитражный суд удовлетворил иск Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с гражданина - предпринимателя сумм задолженности по уплате страховых взносов в 1994 - 1995 годах и пени за просрочку платежа.

Решением суда иск удовлетворен.

Не оспаривая арифметического расчета сумм задолженности по страховым взносам и пени, предприниматель
полагал, что обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации у него возникает только после получения извещения с расчетом суммы платежа от соответствующего территориального органа, а так как извещения ему не направлялись, оснований для начисления пени за просрочку платежа не имелось.

Нам представляется, что такой вывод не соответствует действующему законодательству.

Согласно пункту 4 “Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)“ (утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1) граждане - предприниматели уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Статьей 13 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ установлены следующие сроки платежей: 15 июля, 15 августа и 15 ноября. Разница между суммой налога, исчисленной за отчетный год, и суммой налога с совокупного годового дохода подлежит взысканию с плательщиков или возврату им не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты страховых взносов регулируется пунктом 62 Инструкции, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 N 258 “О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации“, в силу которого к 15 июля, 15 августа и 15 ноября текущего года плательщики взносов вносят по 1/3 годовой суммы взносов, исчисленной по доходам за истекший год, впервые привлекаемые к уплате взносов - по 1/3 суммы, исчисленной по предполагаемому доходу за истекший год, а при отсутствии сведений о предполагаемом доходе - по фактическому.

Начисление пени производится при несвоевременном поступлении взносов на счет Отделения
Пенсионного фонда России, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день поступления взносов на счет Отделения Пенсионного фонда России включительно, что и было сделано истцом (п. 83 названной инструкции).

Обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации по исчислению размера страховых взносов и направлению их плательщикам соответствующих извещений для уплаты страховых взносов законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенного судебные акты по делу оставлены без изменения, а кассационная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.

4. Перерасчет суммы пени с 0,3 до 0,12 процента на основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.97 N 1391 осуществляется в отношении только тех плательщиков страховых взносов, которые своевременно и в полном объеме осуществляют текущие платежи и погасили ранее имевшуюся просроченную задолженность до 01.05.98.

Арбитражный суд отказал акционерному обществу открытого типа в иске к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате излишне уплаченной суммы пени.

В кассационной жалобе предприятие утверждало о неправильном применении судом Указа Президента Российской Федерации от 31.12.97 N 1391.

Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации проведена камеральная проверка своевременности уплаты страховых взносов акционерным обществом открытого типа в 1998 году.

На основании составленного по ее результатам акта фонд списал с расчетного счета акционерного общества пеню из расчета 0,3 процента за каждый день просрочки уплаты взносов в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения“.

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.97 N 1391 “О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации“, изданным с целью создания условий для погашения просроченной задолженности организаций
по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, введен порядок (пункт 2), при котором для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасивших просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.05.98, начисленные на указанную задолженность суммы пеней пересчитываются с 0,3 до 0,12 процентов за каждый день просрочки платежа.

При наличии у заявителя просроченной задолженности на момент проверки есть все основания для начисления пеней по ставке 0,3 процента.

5. Лесхозы и иные территориальные органы Федеральной службы лесного хозяйства России уплачивают пеню за просрочку уплаты страховых взносов со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих организаций, учреждений.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации на основании пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации взыскало инкассовым распоряжением с лесхоза пени за каждый день просрочки уплаты страховых взносов в срок, установленный для оплаты труда за истекший месяц (пункт 4 названного порядка).

Лесхоз, считая данное списание противоречащим Указу Президента Российской Федерации от 11.09.97 N 1013, обратился в арбитражный суд с иском о возврате списанной суммы.

Решением суда иск удовлетворен.

Кассационная инстанция согласилась с выводами суда, руководствуясь пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 “О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“, предусматривающим начисление пеней за просрочку уплаты страховых взносов со дня фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 11.09.97 N 1013 “О распространении действия Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 “О начислении
пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней“ на организации некоторых федеральных органов исполнительной власти“ данный порядок начисления пеней распространен в том числе и на организации Федеральной службы лесного хозяйства России, которая в силу Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.98 N 173, осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, включающие в себя Управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы.

Следовательно, суд при этих условиях обоснованно распространил на лесхоз действие Указа Президента Российской Федерации от 11.09.97 N 1013 и возвратил ему неосновательно списанную сумму пени.

6. Выплаты работникам предприятия, находящимся в вынужденных отпусках, за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации носили компенсационный характер, поэтому страховые взносы на них не начислялись правомерно.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, проверив правильность расчетов с ним акционерного общества открытого типа за период с января 1995 года по июнь 1996 года, установило, что в фонд оплаты труда не были включены компенсационные выплаты работникам предприятия, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, выплаченные в мае - июле 1995 и феврале 1996 года. В этой связи с предприятия взысканы недоимки и финансовые санкции.

Акционерное общество обжаловало действия фонда в арбитражный суд.

В соответствии с требованиями статьи 100 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (в редакции изменений от 17.03.97 N 52-ФЗ) и пункта 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, страховые взносы начисляются
на все те виды оплаты труда, из которых согласно действующему пенсионному законодательству исчисляется пенсия.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы, производились не за трудовые результаты, а носили компенсационный характер, поэтому страховые взносы с них не начисляются.

Кассационная инстанция с таким выводом арбитражного суда согласилась.

В проверяемом периоде между акционерным обществом открытого типа и Центром занятости были заключены договоры, в соответствии с которыми для предотвращения массового высвобождения работников, сохранения кадрового потенциала и в целях материальной поддержки работников предприятия из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации предприятию выделялись финансовые средства на компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.

Эти договоры были заключены на основании Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, утвержденного приказом Федеральной службы занятости России от 06.03.95 N 44.

Принятыми в дальнейшем постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 153 и от 07.05.97 N 546 в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, включены выплаты, производимые за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Отсутствие в Кодексе законов о труде Российской Федерации и Законе Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ названного вида компенсаций не исключает возможности их фактической оценки как компенсационных.

7. Требования статьи 57 Конституции Российской Федерации распространяются и на законодательство, регулирующее взимание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ходе документальной проверки расчетов
работодателей и иных плательщиков страховых взносов, проведенной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации, было установлено, что товарищество с ограниченной ответственностью не начислило страховые взносы на суммы материальной помощи, выплаченные работникам предприятия 12.02.96.

По результатам проверки составлен акт, на основании которого инкассовым распоряжением с расчетного счета товарищества в бесспорном порядке списаны суммы недоимки и пеней за просрочку уплаты страховых взносов.

Обратившись в арбитражный суд с иском о возврате указанной суммы, товарищество указало, что на момент выплаты материальной помощи Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 153, еще не действовал, а ранее принятый нормативный акт, регулирующий начисление страховых взносов, - Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, не предусматривал начисления страховых взносов на суммы материальной помощи. По приложению N 7 к Инструкции “О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации“, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 N 258, материальная помощь относится к выплатам единовременного характера, на которые страховые взносы не начисляются.

Арбитражный суд, согласившись с данными доводами, требования истца в этой части поддержал.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не усмотрел оснований для ее удовлетворения.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.95 N 207-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год“, вступившего в силу с 01.01.96, предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации N 153 “О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации“ было принято только 19.02.96, (опубликовано 03.03.96), то есть после фактической выплаты истцом материальной помощи.

Перечень, утвержденный данным постановлением, значительно уменьшил число выплат, освобождаемых от страховых взносов, и тем самым ухудшил положение плательщиков.

По действующему законодательству, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных для обеспечения частных и публичных интересов по государственному пенсионному страхованию. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав и свобод граждан (части 2 и 3 статьи 55, статья 57 Конституции Российской Федерации).

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.

При таких обстоятельствах придание постановлению Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 153 обратной силы противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации.

Споры с участием территориальных фондов

обязательного медицинского страхования

1. Иски территориальных фондов обязательного медицинского страхования о взыскании с юридических лиц - плательщиков страховых взносов штрафов подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Центрального Банка Российской Федерации в лице его главного областного управления недоимок по страховым взносам, штрафов и пеней в связи с уклонением ответчика от исполнения соответствующих инкассовых поручений.

Арбитражный суд своим определением производство по делу прекратил, поскольку пунктами 28, 29 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Инструкция), предусмотрен бесспорный порядок уплаты страховых взносов.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа нашел действия суда обоснованными в части прекращения производства по делу о взыскании недоимок по страховым взносам, так как постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П “По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 “О федеральных органах налоговой полиции“ бесспорный порядок взыскания налоговых платежей и пени как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок признан соответствующим Конституции Российской Федерации.

В отношении взыскания штрафов указанный порядок не должен был применяться, ибо из названного выше постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что бесспорное взыскание штрафов за нарушение порядка уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды противоречит части 3 статьи 35, части 3 статьи 55, статье 57 Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным взыскание штрафа может быть произведено только в судебном порядке.

Определение суда в части прекращения производства по делу в отношении исковых требований о взыскании штрафов кассационной инстанцией отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

2. Военнослужащие в отставке, имеющие право на бесплатную медицинскую помощь в военно - медицинских учреждениях, не освобождены от уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования с доходов от предпринимательской деятельности.

Областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с гражданина - предпринимателя недоимки по страховым взносам, пеней за просрочку платежа и штрафа за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.

Предприниматель обжаловал его в кассационную инстанцию, так как полагал, что суд неправильно применил к возникшим правоотношениям статью 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон) и статьи 2 и 5 Закона Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 “О статусе военнослужащих“.

Выводы заявителя признаны ошибочными.

Статьей 2 Закона и пунктом 1 Инструкции установлено, что граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, являются плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.

От уплаты взносов в соответствии со статьей 17 Закона и пунктом 3 Инструкции освобождены только общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.

Следовательно, несмотря на то, что военнослужащий в отставке в силу статей 2, 5 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ имеет право на бесплатную медицинскую помощь в военно - медицинских учреждениях, он не освобожден от уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования с доходов, полученных от осуществления им предпринимательской деятельности.

3. Незнание закона не освобождает любого субъекта от ответственности за уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов и за их неуплату.

Арбитражный суд удовлетворил иск Территориального фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с гражданина - предпринимателя задолженности по уплате страховых взносов за 1996 год, пени за просрочку платежа и штрафа за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.

Обжалуя данное решение в кассационную инстанцию, гражданин - предприниматель указал на то, что не зарегистрировался в качестве плательщика страховых взносов по вине истца, направившего уведомление об этой необходимости только в конце июля 1997 года, а также администрации города, которая при выдаче ему свидетельства о регистрации в качестве гражданина - предпринимателя в ноябре 1995 года не предупредила об указанной обязанности.

Эти доводы заявителя были отклонены.

Согласно пункту 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“, плательщики страховых взносов подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

За неисполнение этой обязанности пунктом 9 названного Положения установлена ответственность в виде взыскания с плательщика штрафа в размере 10 процентов причитающихся к уплате страховых взносов.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены в пункте 5 того же Положения.

По их истечении невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Незнание закона не освобождает любого субъекта от ответственности за его неисполнение.

4. Премия, выплаченная работникам предприятия в зависимости от их трудового вклада, не является выплатой единовременного либо компенсационного характера, а потому на нее подлежат начислению страховые взносы.

В результате проведенной Фондом обязательного медицинского страхования проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов выявлена недоимка вследствие того, что при расчете подлежащих уплате страховых взносов не была учтена сумма премии, выплаченная работникам компании в декабре 1995 года.

Истец считал, что премия носила единовременный характер, а потому не подлежала учету при исчислении страховых взносов.

Суд исковые требования удовлетворил.

Между тем кассационная инстанция нашла принятое по делу решение ошибочным.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Инструкция), страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.

Не начисляются страховые взносы лишь на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер (пункт 9 Инструкции), например, материальную помощь, предоставленную по индивидуальным заявлениям отдельных работников в связи с личными (семейными) и прочими непредвиденными, чрезвычайными обстоятельствами.

То есть они не должны быть связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и производятся независимо от трудового результата.

Учитывая, что оспариваемая премия была выплачена всем работникам компании с учетом занимаемых ими должностей и личного трудового вклада, фонд правомерно начислил на нее страховые взносы.

Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила и в удовлетворении иска компании отказала.

5. Суммы возмещения сотрудникам предприятия расходов по найму жилья в связи со служебными командировками, составляющие разницу между расходами по оплате фактической стоимости жилья и средствами на командировочные расходы, выданными в пределах установленных нормативов на оплату жилья, носят компенсационный характер и страховыми взносами не облагаются.

В ходе проверки было установлено, что банк не начислял страховые взносы на суммы возмещения сотрудникам расходов по найму жилья в связи со служебными командировками, составляющие разницу между расходами по оплате фактической стоимости жилья и средствами на командировочные расходы, выданными в пределах установленных нормативов на оплату жилья.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования расценил эти выплаты как сокрытые суммы оплаты труда, начислил с них страховые взносы и выставил на счет банка инкассовые поручения о взыскании недоимок, пеней и штрафа.

По мнению суда, возмещенные банком расходы по оплате фактической стоимости найма жилья в связи со служебными командировками сотрудников относятся к компенсационным выплатам, не носящим регулярного характера, потому страховыми взносами не облагаются.

Предусмотренные абзацем 15 пункта 9 Инструкции компенсационные выплаты не ограничены предельными нормами, как это предусмотрено, например, для выплат суточных по командировкам (абзац 4 пункта 9 Инструкции).

Доводы кассатора о том, что согласно статье 116 Кодекса законов о труде Российской Федерации, письму Министерства финансов Российской Федерации от 27.05.96 N 48 установлена норма оплаты найма жилого помещения по фактическим расходам, но в пределах 145 рублей в сутки, не могут быть приняты во внимание, так как данные нормативные акты не регулируют правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.92 N 262 “О дополнении постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.92 N 122 “О нормах возмещения командировочных расходов“ предусмотрено, что дополнительные выплаты, связанные с командировками работников этих предприятий и организаций, могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет.

Решение суда первой инстанции оставлено Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа без изменения.

6. Органы исполнительной власти несут обязанность по уплате страховых взносов за неработающее население с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд за взысканием с администрации города задолженности по страховым взносам за неработающее население.

Суд в удовлетворении иска частично отказал.

Обжалуя решение суда, заявитель утверждал, что расчет исковой суммы был произведен им в полном соответствии с размером страховых взносов за неработающее население, установленным для администрации г. Александрова Законом Владимирской области “О бюдже“е Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год“.

Проверив законность решения суда, кассационная инстанция установила следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

Пунктом 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, предусмотрено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Поскольку представительным органом власти г. Александрова расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения утверждены в меньшей сумме, чем установлено Законом Владимирской области “О бюджете Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год“, а данный Закон не предусматривает компенсацию увеличения расходов местного бюджета в результате утверждения повышенных размеров страховых платежей, Фонд обязательного медицинского страхования не вправе требовать уплаты страховых взносов в размерах, предусмотренных областным законом.

Как видно из приведенных выше примеров, со стороны судов субъектов Российской Федерации, входящих в округ, в преобладающем большинстве случаев имело место единообразное понимание и применение положений законодательства, регулирующего правоотношения по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Вместе с тем у судов возникали трудности по определению размера подлежащих уплате страховых взносов гражданами - предпринимателями в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.98 N 7-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.97 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“ в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов“.

Этим постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов “б“ и “в“ статьи 1 указанного Закона, устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), а также статьи 5, придавшей обратную силу указанным выше положениям с 01.01.97.

Поэтому возник вопрос, должны ли перечисленные лица уплачивать страховые взносы за период с 01.01.97 по день опубликования постановления и если должны, то в каком размере.

Ответ на него дан самим Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 26.11.98 N 144-О.

На практике также возникали проблемы со сроками, в течение которых с юридических лиц могут быть взысканы недоимки по страховым взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования путем обращения взыскания на имущество должников, подсудности таких исков арбитражному суду.

Дело в том, что в пункте 30 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование указан трехгодичный срок исковой давности по взысканию недоимок, штрафов и иных финансовых санкций с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию недоимок, штрафов и иных финансовых санкций с юридических лиц не установлен.

Учитывая, что правоотношения по взысканию недоимок и финансовых санкций с юридических и физических лиц вытекают из применения законодательства, регулирующего вопросы обязательного медицинского страхования, а потому являются сходными, арбитражный суд на основании части 4 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел правильным применение трехгодичного срока исковой давности и в отношении юридических лиц.

Не ясно, следует ли вообще принимать такого рода иски к рассмотрению. При отсутствии денежных средств на счетах должников государственные внебюджетные фонды, на наш взгляд, не обращаясь в арбитражные суды, могут передавать свои неисполненные инкассовые поручения с соответствующими отметками банков для обращения взыскания на имущество непосредственно судебным приставам - исполнителям.

Инкассовые поручения этих фондов являются исполнительными документами согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Федерального закона “Об исполнительном производстве“.

Официальную позицию на этот счет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пока не высказал.

Заместитель председателя

Федерального арбитражного суда

Волго - Вятского округа

И.Г.МОИСЕЕВА