Законы и постановления РФ

Устав муниципального образования Белохолуницкий район Кировской области (принят решением Белохолуницкой районной Думы Кировской области от 15.07.1998 N 108) (ред. от 17.03.2004)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием решения Белохолуницкой районной Думы Кировской области от 22.06.2005 N 337.

Принят

решением

Белохолуницкой районной Думы

Кировской области

от 15 июля 1998 г. N 108

УСТАВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОХОЛУНИЦКИЙ РАЙОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. от 15.07.1998 N 108, 16.12.1998 N 127,

19.04.2000 N 15, 21.06.2000 N 27, 15.11.2000 N 56,

21.02.2001 N 71, 17.10.2001 N 33, 30.01.2002 N 48,

17.04.2002 N 72, 16.07.2003 N 165, в ред. решений

Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205,

от 17.03.2004 N 224)

Оглавление

Глава I. Общие положения.

Глава II. Наименование муниципального образования, границы и состав его территории.

Глава III. Вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования Белохолуницкого района.

Глава IV. Формы непосредственного
участия населения в осуществлении местного самоуправления и гарантии его осуществления.

Глава V. Органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования.

Глава VI. Выборный (представительный) орган муниципального образования - районная Дума.

Глава VII. Глава муниципального образования.

Глава VIII. Администрация муниципального образования.

Глава IX. Условия и порядок организации муниципальной службы.

Глава Х. Экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления.

Глава XI. Законность и правопорядок.

Глава XII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Глава XIII. Заключительные и переходные положения.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Настоящий Устав является основным правовым актом муниципального образования Белохолуницкий район, (далее муниципальное образование), закрепляющим правовые основы развития в муниципальном образовании экономических и социальных отношений, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организацию эффективного управления на территории муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций, исходя из интересов его населения.

Устав устанавливает вопросы местного значения, формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в целях реализации прав человека и гражданина.

2. Устав основывается на Конституции Российской Федерации, Уставе (Основном законе) Кировской области, федеральном и областном законодательстве, имеет высшую юридическую силу и прямое действие относительно правовых актов, принимаемых в муниципальном образовании при регулировании вопросов местного значения.

3. Нормативные правовые акты, принимаемые в муниципальном образовании, не должны противоречить Уставу муниципального образования Белохолуницкий район и подлежат обязательному исполнению на всей его территории.

4. Положения настоящего Устава обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами, проживающими на его территории.

5. Деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц
муниципального образования осуществляется в соответствии с принципами, установленными Конституцией Российской Федерации (федеральными законами и законами области), Уставом (Основным законом) Кировской области и настоящим Уставом.

Статья 2

1. Единственным источником власти в муниципальном образовании Белохолуницкий район в решении вопросов местного значения является его население.

2. Население осуществляет свою власть как непосредственно - путем местного референдума, а также в других формах прямого волеизъявления - через выборные и другие органы местного самоуправления.

3. Никто не вправе самоуправно присваивать и осуществлять полномочия органов местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава II

НАИМЕНОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ГРАНИЦЫ И СОСТАВ ЕГО ТЕРРИТОРИИ

Статья 3

1. Муниципальное образование имеет полное наименование - Белохолуницкий район Кировской области и сокращенное наименование - Белохолуницкий район.

2. Использование полного и сокращенного наименования муниципального образования в актах имеет равную юридическую силу.

3. Муниципальное образование Белохолуницкий район Кировской области - единая населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный (районный) бюджет и выборный (представительный) орган местного самоуправления - Белохолуницкая районная Дума.

Статья 4

1. Территория Белохолуницкого района образована в 1929 году, является частью единой территории Кировской области и устанавливается в пределах границ, существующих на день вступления в силу настоящего Устава.

2. Территория муниципального образования Белохолуницкий район Кировской области включает в себя территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление:

города Белая Холуница, поселка городского типа Дубровка, 13 сельских округов: Быдановского, Великопольского, Всехсвятского, Гуренского, Иванцевского, Климковского, Поломского, Прокопьевского, Подрезчихинского, Ракаловского, Сырьянского, Троицкого, Федосеевского.

Административным центром муниципального образования является город Белая Холуница.

3. Территорию муниципального образования составляют земли города Белая Холуница, поселка городского типа Дубровка, сельских округов, в которые входят населенные пункты, прилегающие к ним земли общего пользования; земли, необходимые
для развития поселений, и другие земли в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения. Общая площадь муниципального образования составляет 506395 га.

4. Описание границ муниципального образования с картографическими материалами закрепляется законом области. Границы его территории не могут быть изменены без учета мнения населения, проживающего в муниципальном образовании.

5. Порядок согласования изменений границ муниципального образования и их утверждение осуществляется в соответствии с Законом области “Об административно-территориальном устройстве Кировской области“.

6. Установление и изменение границ территориальных образований в муниципальном образовании, наименование и образование, преобразование и упразднение, их реорганизация, установление и перенесение административных центров территориальных образований осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области с учетом мнения населения соответствующей территории. Решение по этим вопросам принимается в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Статья 5

1. Территория муниципального образования является целостной: ее составляют все земли, находящиеся в границах муниципального образования, независимо от их целевого назначения и нахождения в той или иной собственности.

2. Целевое назначение земель определяется законодательством РФ и области в соответствии с территориальным устройством района.

3. Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменениями целевого назначения земель с учетом интересов граждан муниципального образования и в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

4. На территории района подтверждается многообразие и равенство государственной, муниципальной и частной собственности на землю. Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РФ и собственности области, определяемая федеральными и областными законодательными актами. Все остальные земли в границах района находятся в муниципальной собственности, собственности юридических и физических лиц. Границы земельных
участков всех категорий земель уточняются в ходе проведения инвентаризации земель, различных съемок, обследований и изысканий, являющихся базой данных для ведения земельного кадастра района.

5. Контроль за использованием земель в границах района осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также уполномоченными на то органами государственной власти РФ и области.

Статья 6

1. Территории, прилегающие к границе муниципального образования Белохолуницкого района и соседнего (граничащего) с ним муниципального образования, могут являться зоной совместных интересов двух или нескольких муниципальных образований.

2. Порядок использования земель, входящих в зону совместных интересов, определяется договором между этими муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Район вправе иметь символику, которая отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности района.

Глава III

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОХОЛУНИЦКОГО РАЙОНА

Статья 8

1. В ведении муниципального образования находятся следующие вопросы местного значения:

1) принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;

2) принятие и изменение нормативных правовых документов по вопросам местного значения, контроль за их исполнением;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

4) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

5) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

6) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего, полного среднего и профессионального образования, учреждений дополнительного образования и обеспечивает бесплатное их получение в пределах государственных образовательных стандартов;

(пп. 7 в ред. решения Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205)

8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения и эпидемиологического благополучия населения;

9) охрана общественного
порядка, профилактика правонарушений, координация этой деятельности на территории муниципального образования, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

10) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;

11) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

12) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

13) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства сооружений местного значения;

14) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, и водоснабжения, канализации;

15) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

16) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

17) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

18) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

20) организация и содержание муниципальных архивов;

21) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение услугами связи;

22) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

23) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

24) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

25) организация муниципальной информационной службы;

26) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

27) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

28) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

29) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

30) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

31) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании;

32) создание и организация деятельности органов опеки и попечительства;

33) организация работы с молодежью и подростками;

34) регулирование цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями.

2. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из его ведения действующим законодательством
и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств в соответствии с федеральным и областным законодательством. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству в соответствии с федеральными законами и законами области.

4. Органы местного самоуправления района могут принять полномочия органов местного самоуправления других муниципальных образований или передать им свои полномочия по договору.

Статья 9

1. В случае, если в границах территории района создаются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом области.

2. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Глава IV

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ГАРАНТИИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 10. Население муниципального образования реализует право на осуществление местного самоуправления путем:

а) местного референдума;

б) муниципальных выборов;

в) сходов (собраний), конференций граждан;

г) народной правотворческой инициативы;

д) обращений граждан в органы местного самоуправления;

е) территориального общественного самоуправления;

Статья 11

1. Местный референдум (далее референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, проводится для решения непосредственно наиболее важных вопросов местного значения.

В местном референдуме имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие правом на участие в референдуме в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Граждане участвуют в референдуме на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие является свободным и добровольным, контроль за волеизъявлением граждан исключается.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если эти военнослужащие до
призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местного референдума не включаются в списки участников местного референдума и не учитываются при определении числа участников местного референдума.

2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, и районной Думе. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается не менее 10 человек.

Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в районную Думу подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

3. Решение о проведении местного референдума принимается районной Думой по собственной инициативе или по требованию населения муниципального образования, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления или непринятия им решения о проведении референдума в установленный срок - судом.

4. Порядок подготовки, проведения, подсчета голосов, определение результатов местного референдума осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 12

1. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни,
на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

2. Голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

3. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории муниципального образования.

5. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Статья 13. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении
досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Статья 14

1. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, выборы которых предусмотрены настоящим Уставом.

2. Выборы депутатов выборного (представительного) органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами.

3. Право избирать органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (активным избирательным правом) обладают граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в соответствии с международными договорами - иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.

4. Не имеют права избирать граждане, в том числе иностранные, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

Статья 15

1. Выборы депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования являются обязательными и проводятся в соответствии с законами области.

2. Выборы депутатов представительного органа, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются районной Думой.

3. В отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.

Подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления, защиту конституционных и избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации, области, настоящим Уставом.

Территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет четыре года.

Статья 16

1. Для решения вопросов местного значения на части территории района (в городе, поселках городского типа и сельских округах, микрорайонах, кварталах, улицах, дворах, других территориях) могут созываться сходы (собрания) и конференции граждан.

2. Сход (собрание) граждан созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год:

а) главой администрации соответствующей территории;

б) старостой;

в) органами территориального общественного самоуправления.

3. С инициативой о созыве схода (собрания) граждан и вопросах, подлежащих рассмотрению на нем, могут выходить: граждане (не менее 10 процентов от числа проживающих на соответствующей территории), депутаты представительного органа местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, находящиеся на соответствующей территории.

В отдельных случаях, когда созыв схода (собрания) граждан затруднен, могут проводиться конференции жителей поселений (населенных пунктов), кварталов, улиц, жилых домов. Норма представительства на конференции граждан устанавливается представительным органом местного самоуправления. Конференцию считать правомочной при участии в ней не менее половины представителей (делегатов) жителей данной территории.

4. Дата проведения схода (собрания), конференции определяется уполномоченным должностным лицом местного самоуправления и обнародуется на соответствующей территории не позднее чем за 5 суток до дня их проведения.

5. Порядок проведения схода (собрания), конференции, их правомочность, принятие и изменение решений, порядок опубликования (обнародования) определяется Положением о сходе (собрании), конференции граждан, утверждаемым решением районной Думы в соответствии с областным законодательством.

Статья 17

1. Сход (собрание) является правомочным, если в нем приняли участие не менее 25 процентов от числа жителей, зарегистрированных на соответствующей территории и обладающих избирательным правом.

2. В работе схода (собрания) принимают участие граждане, достигшие 16-летнего возраста.

3. Если гражданин по состоянию здоровья не может принять участие в сходе (собрании), он вправе в письменной форме высказать свое мнение. В этом случае гражданин считается присутствующим на сходе и его голос вносится в протокол схода (собрания).

Статья 18

1. Решения схода (собрания) граждан принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на нем граждан и направляются должностным лицам органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на данной территории.

2. Решения, принятые сходом (собранием) в пределах его полномочий, не требуют дополнительного утверждения и являются обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, расположенных на соответствующих территориях независимо от организационно-правовых форм, а также для населения, проживающего на этой территории.

3. Решения схода (собрания) граждан и информация об их выполнении обнародуются через доски объявлений, средства массовой информации, иными способами.

4. Органы местного самоуправления соответствующей территории регулярно информируют население о выполнении решений сходов (собраний) граждан.

5. Решения могут быть изменены или отменены только решением соответствующего схода (собрания) либо признаны недействительными по решению суда.

Статья 19

1. Народная правотворческая инициатива осуществляется населением муниципального образования путем обращения граждан как индивидуально, так и коллективно по вопросам местного значения через депутата выборного (представительного) органа местного самоуправления, сходы (собрания), конференции, встречи в трудовых коллективах, обращения граждан в органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления и средства массовой информации и иные формы.

2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения таких правовых актов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 20

1. Граждане района имеют право на индивидуальное и коллективное обращение по вопросам местного значения в районную Думу, к главе района, иным должностным лицам органов местного самоуправления, в иные органы местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение 30 календарных дней после поступления обращения.

Статья 21

1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их постоянного или преимущественного проживания на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Система территориального самоуправления населения включает:

2.1. Общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами.

2.2. Органы территориального общественного самоуправления: Советы (комитеты) общественного самоуправления сельского, поселкового округа, населенного пункта, микрорайона, жилого комплекса, кварталов, улиц, дворов, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования, и иные органы ТОС, созданные по инициативе населения.

2.3. Уполномоченные выборные лица ТОС.

3. Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан представительным органом местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

Статья 22

1. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Положением об организации и осуществляется ТОС в муниципальном образовании, утвержденным решением районной Думы.

2. Порядок избрания, организация работы, компетенция, полномочия, права и обязанности органов территориального общественного самоуправления определяются Положениями об органах территориального общественного самоуправления, утвержденными решением районной Думы.

В соответствии с Положением органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.

Статья 23

1. Граждане и их объединения, находящиеся на территории муниципального образования, обладают правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования и другие массовые мирные акции.

2. Реализация данного права осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством при условии предварительного уведомления органа местного самоуправления.

Глава V

ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 24

1. В систему органов местного самоуправления муниципального образования входят:

1) представительный орган местного самоуправления - Белохолуницкая районная Дума (далее - районная Дума);

2) постоянно действующий высший исполнительный орган местного самоуправления - администрация Белохолуницкого района (далее - администрация района);

3) иные исполнительные органы местного самоуправления:

а) исполнительные органы местного самоуправления отраслевой компетенции:

- Управление сельского хозяйства и продовольствия Белохолуницкого района;

- Управление культуры администрации Белохолуницкого района;

- Управление образования администрации Белохолуницкого района;

- Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Белохолуницкого района.

Абзац исключен. - Решение Белохолуницкой районной Думы от 17.03.2004 N 224)

б) исполнительные органы местного самоуправления территориальной компетенции:

- администрация города Белая Холуница;

- администрация Дубровского поселкового округа;

- администрация Быдановского сельского округа;

- администрация Великопольского сельского округа;

- администрация Всехсвятского сельского округа;

- администрация Гуренского сельского округа;

- администрация Иванцевского сельского округа;

- администрация Климковского сельского округа;

- администрация Поломского сельского округа;

- администрация Прокопьевского сельского округа;

- администрация Подрезчихинского сельского округа;

- администрация Ракаловского сельского округа;

- администрация Сырьянского сельского округа;

- администрация Троицкого сельского округа;

- администрация Федосеевского сельского округа.

В соответствии с действующим законодательством могут образовываться другие (иные) исполнительные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования относится глава Белохолуницкого района (далее - гл“ва района).

Статья 25

1. В муниципальном образовании избираются следующие органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления:

выборный (представительный) орган муниципального образования - районная Дума;

глава муниципального образования - глава района.

2. Сроки полномочий устанавливаются:

для выборного (представительного) органа местного самоуправления - районной Думы - 5 лет;

главы муниципального образования - главы района - 5 лет.

3. Депутаты районной Думы, глава муниципального образования представляют интересы своих избирателей, строят свою деятельность в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, отчитываются о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в год.

Глава VI

ВЫБОРНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - РАЙОННАЯ ДУМА

Статья 26

1. Районная Дума - выборный (представительный) орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения муниципального образования и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

2. Районная Дума состоит из 28 депутатов, избираемых населением муниципального образования, обладающего активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Порядок проведения выборов в представительный орган определяется федеральным и областным законодательством.

4. Депутатом районной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года на день голосования.

5. Порядок деятельности районной Думы устанавливается Регламентом Думы, который принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы.

6. Абзац исключен. - Решение Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205.

Финансирование деятельности районной Думы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Статья 27

1. Районная Дума обладает полномочиями выборного (представительного) органа местного самоуправления, отнесенными к ее ведению законодательными актами Российской Федерации, Кировской области, а также настоящим Уставом.

2. В исключительном ведении районной Думы находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования.

3. В ведении районной Думы находятся вопросы:

1) принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

2) принятие планов и программ, финансирование которых осуществляется за счет местного бюджета;

3) принятие решений о внесении изменений и дополнений в решение районной Думы об утверждении местного бюджета;

4) установление цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий, организаций и учреждений;

5) утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и областными законами;

6) утверждение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) для населения в соответствии с федеральными и областными законами;

7) согласование по созданию и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, а также согласование по формированию уставного фонда муниципального предприятия;

8) согласование по ликвидации муниципального образовательного учреждения;

9) согласование по отчуждению объектов муниципальной собственности и приватизации муниципального имущества;

10) утверждение состава административных комиссий муниципального образования и утверждение положений;

11) утверждение состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования (далее - комиссия) и внесение изменений в ее состав;

12) принятие решений, связанных с административно-территориальным устройством муниципального образования в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленных действующим законодательством;

13) принятие отставки главы муниципального образования и назначение выборов главы муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;

14) принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в случае отзыва его населением и назначении выборов;

15) назначение выборов депутатов районной Думы, главы муниципального образования, местного референдума;

16) заслушивание ежегодного доклада главы муниципального образования о социально-экономическом положении района и основных направлениях деятельности администрации муниципального образования;

17) формирование системы органов местного самоуправления муниципального образования;

18) согласование по созданию и ликвидации органов местного самоуправления муниципального образования;

19) утверждение реестра объектов муниципальной собственности.

К иным полномочиям районной Думы относятся полномочия, переданные выборному (представительному) органу местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

(п. 3 в ред. решения Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205)

Статья 28

1. Районная Дума самостоятельно определяет свою структуру.

2. Районная Дума по отдельным направлениям своей деятельности образует из числа депутатов постоянные депутатские и временные комиссии, Совет Думы, рабочие группы с привлечением специалистов для подготовки проектов решений, предварительной проработки вопросов, отнесенных к ведению Думы.

3. Основной формой деятельности Думы являются заседания, созываемые не реже 1 раза в два месяца.

4. Порядок проведения очередных и внеочередных заседаний Думы, функции, полномочия и организация работы постоянных депутатских комиссий, Совета Думы, временных комиссий и рабочих групп районной Думы определяются ее Регламентом и Положением о постоянных депутатских комиссиях, утверждаемыми районной Думой.

Статья 29. Районная Дума избирает из своего состава заместителя председателя Думы. Порядок голосования по кандидатуре определяется Регламентом Думы.

Статья 30. Районная Дума собирается на свое первое заседание не позднее 15-дневного срока со дня официального опубликования результатов выборов депутатов районной Думы.

Первое заседание Думы открывает глава муниципального образования.

Статья 31. Право нормотворческой инициативы принадлежит:

- депутатам районной Думы;

- главе муниципального образования;

- главе администрации муниципального образования;

- главам администраций города, поселка городского типа, сельских округов;

- населению района в порядке, установленном статьей 19 настоящего Устава.

Статья 32. Районная Дума прекращает свои полномочия по следующим основаниям:

а) с момента начала работы вновь избранной Думы;

б) принятия Думой решения о самороспуске (принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа избранных депутатов);

в) роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Статья 33

1. Полномочия депутата районной Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава или иным основаниям и определяются Положением о статусе депутата районной Думы, принимаемым в соответствии с федеральным и областным законодательством и настоящим Уставом.

2. В случае принятия судом решения о признании результатов выборов недействительными полномочия депутата прекращаются со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ и муниципального образования.

3. Депутаты районной Думы осуществляют свои полномочия на общественных началах.

4. Полномочия депутата районной Думы прекращаются в случаях:

а) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону не совместимо с выполнением депутатских полномочий;

б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

в) письменного заявления о сложении полномочий;

г) вступления в законную силу в его отношении обвинительного приговора суда;

д) признания гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

е) признание гражданина, являющегося депутатом, недееспособным по решению суда, вступившим в законную силу;

ж) смерти депутата;

з) досрочного прекращения полномочий районной Думы;

и) отзыва населением.

5. Решение о прекращении полномочий депутата в случаях, указанных в подпунктах “а“ - “з“ пункта 4 настоящей статьи, принимается районной Думой.

6. Полномочия депутата прекращаются с момента принятия решения.

7. Порядок отзыва депутата представительного органа осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами.

Статья 34

1. Районная Дума осуществляет нормативное регулирование на территории муниципального образования в пределах своих полномочий, принимая нормативные правовые акты - решения.

2. Внесенные в районную Думу субъектами правотворческой инициативы проекты нормативных актов подлежат рассмотрению на заседаниях Думы в соответствии с ее Регламентом.

3. Нормативные правовые акты принимаются районной Думой большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения по вопросам, которые находятся в исключительном ведении районной Думы, принимаются районной Думой не менее двумя третями голосов от числа избранных депутатов.

4. Решения районной Думы подписываются главой муниципального образования в течение 5 дней со дня принятия решения и обнародуются им в течение семи дней в средствах массовой информации по вопросам, касающимся прав и законных интересов населения муниципального образования, вступают в законную силу со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено в правовом акте.

Иные решения районной Думы вступают в силу с момента их подписания главой муниципального образования, если иное не установлено самим решением.

5. Правовые акты Думы действуют на всей территории муниципального образования и обязательны для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых в пределах полномочий районной Думы, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Если Глава муниципального образования налагает “вето“ на решение Думы, оно направляется для повторного рассмотрения в районную Думу. Если при повторном рассмотрении решение принимается не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, оно считается принятым окончательно и подлежит подписанию главой муниципального образования. Глава муниципального образования вправе обжаловать решение районной Думы в суде.

7. Проекты нормативных правовых актов, внесенные главой муниципального образования, рассматриваются районной Думой в первоочередном порядке.

8. Проекты нормативных правовых актов о местном бюджете, установлении, отмене или изменении ставки налогов, другие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет местного бюджета, могут быть внесены в районную Думу только с заключением главы муниципального образования.

9. В необходимых случаях проекты решений, затрагивающие права и законные интересы населения муниципального образования, могут публиковаться в местной газете до рассмотрения на заседании Думы для изучения общественного мнения.

10. Решения районной Думы, принятые в нарушение действующего законодательства, могут быть изменены, отменены соответствующим решением Думы или признаны недействительными по решению суда.

Глава VII

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 35

1. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Официальное наименование указанного должностного лица - глава района.

2. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года.

3. Глава муниципального образования избирается населением территории муниципального образования, обладающим активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

4. Глава муниципального образования формирует организационно-распорядительный орган местного самоуправления - администрацию района и осуществляет руководство ее работой на принципах единоначалия.

5. Глава муниципального образования входит в состав районной Думы и является ее председателем на общественных началах. Порядок участия главы муниципального образования в работе районной Думы определяется Регламентом районной Думы.

6. Глава муниципального образования вступает в должность не позднее 20-дневного срока после официального объявления об его избрании.

При вступлении в должность глава муниципального образования приносит присягу:

“Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы муниципального образования, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, честно и добросовестно исполнять свои полномочия, осуществлять их в строгом соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, области и Уставом муниципального образования“.

7. Присяга приносится в торжественной обстановке на заседании районной Думы.

8. Порядок вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования определяется Положением, утвержденным решением районной Думы.

Статья 36. Глава муниципального образования:

1) обеспечивает на территории муниципального образования выполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Указов и иных актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и областного законодательства, решений районной Думы;

2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением Устава муниципального образования;

3) осуществляет координацию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;

4) представляет интересы населения муниципального образования в органах государственной власти области и других субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления других муниципальных образований, общественных объединениях, предприятиях и учреждениях различных форм собственности на территории муниципального образования;

5) подписывает нормативные правовые акты, принимаемые районной Думой;

6) подписывает от имени района договоры и соглашения;

7) принимает участие в разработке и реализации программ развития муниципального образования во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования;

8) осуществляет развитие муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры;

9) осуществляет распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования в порядке, предусмотренном районной Думой;

10) ежегодно представляет районной Думе отчет об исполнении бюджета муниципального образования;

11) выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, проживающих на территории муниципального образования, в соответствии с законодательством РФ и области, принимает меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях;

12) обеспечивает организацию деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществляет контроль за этой деятельностью;

13) осуществляет контроль за планировкой и застройкой территории муниципального образования;

14) контролирует использование земель на территории муниципального образования;

15) регулирует использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

16) контролирует развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

17) принимает решения по вопросам муниципальной службы в соответствии с федеральным и областным законодательством;

18) руководит деятельностью администрации района, разрабатывает и утверждает структуру администрации района;

19) решает другие вопросы обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в пределах своей компетенции.

Статья 37. Глава муниципального образования в установленном настоящим Уставом порядке подписывает и обнародует правовые акты, принимаемые районной Думой, и обладает правом отлагательного вето в их отношении.

Статья 38

1. Глава муниципального образования по вопросам своей компетенции, требующим нормативного регулирования, издает постановления, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.

2. Постановления главы муниципального образования, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, права и интересы юридических и физических лиц, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации и вступают в силу с момента опубликования, если иное не установлено в самих постановлениях.

3. Иные акты главы муниципального образования, принятые в пределах его компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.

4. Правовые акты должны содержать указания на нормативные, финансовые, материально-технические и организационные средства для обеспечения выполнения этого постановления или распоряжения.

5. Правовые акты главы муниципального образования, принимаемые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами, гражданами.

Статья 39

1. Полномочия главы муниципального образования прекращаются в случаях:

а) истечения срока полномочий со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования;

б) добровольной отставки, которая принимается районной Думой;

в) утраты гражданства Российской Федерации;

г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы муниципального образования;

д) признания гражданина, являющегося главой муниципального образования, безвестно отсутствующим или объявления его умершим по решению суда, вступившего в законную силу;

е) признание главы муниципального образования недееспособным на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) смерти главы муниципального образования;

з) отзыва населением;

и) отрешения от должности Губернатором области либо Президентом Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом;

к) выражения недоверия районной Думы (если глава муниципального образования избирается из состава депутатов районной Думы).

2. Полномочия главы муниципального образования прекращаются в случаях стойкой неспособности исполнять свои полномочия на основании медицинского заключения. Заключение дается специально создаваемой медицинской комиссией, порядок деятельности которой определяется районной Думой.

3. Отзыв главы муниципального образования осуществляется в порядке, предусмотренном законом области.

4. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования районная Дума не позднее чем через 14 дней принимает решение о назначении выборов главы муниципального образования на воскресенье не позднее шести месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

5. В случае отрешения от должности главы муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством новые выборы назначаются Указом Президента Российской Федерации либо Губернатором области.

6. На период до избрания главы муниципального образования его полномочия осуществляет один из заместителей главы администрации муниципального образования, назначенный районной Думой.

7. При возникновении обстоятельств, указанных в подпункте “к“ п. 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимается районной Думой не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа.

Предложения о выражении недоверия главе муниципального образования на рассмотрение районной Думе могут вноситься:

депутатами районной Думы, органами местного самоуправления, Губернатором области, органами территориального общественного самоуправления, сходами граждан, общественными объединениями (зарегистрированными в установленном порядке).

Статья 40. Глава муниципального образования ежегодно отчитывается о своей работе перед населением и районной Думой.

Статья 41

1. Статус главы муниципального образования, правовые и социальные гарантии его деятельности устанавливаются законом области.

2. Глава муниципального образования не может заниматься предпринимательской и какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, не может быть депутатом представительного органа местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим.

3. Глава муниципального образования в случае временного отсутствия, отпуска, болезни вправе поручить исполнение своих отдельных полномочий заместителям главы администрации муниципального образования или другому должностному лицу администрации муниципального образования.

Глава VIII

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 42

1. Администрация Белохолуницкого района (далее - администрация района) - постоянно действующий высший исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, который осуществляет организационно-распорядительные функции по обеспечению в пределах своей компетенции прав и законных интересов населения муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Администрацию района на принципах единоначалия возглавляет глава администрации района. Главой администрации района по должности является глава района.

Администрация района является юридическим лицом, имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы, действует на основании настоящего Устава.

(абзац в ред. решения Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205)

2. В структуру администрации района входят:

- глава администрации района;

- 1-й заместитель главы администрации;

- заместители главы администрации;

- управляющий делами администрации района;

- функциональные (структурные) подразделения администрации района.

Абзац исключен. - Решение Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205.

3. Для выполнения определенных функций по управлению или обеспечению жизнедеятельности муниципального образования администрация района может создавать муниципальные учреждения и предприятия.

4. Администрация муниципального образования осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет организационно-распорядительные функции, предусмотренные федеральным и областным законодательством;

- разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития территории, обеспечивает их выполнение после утверждения районной Думы, составляет отчеты об их исполнении;

- исполняет решения районной Думы, принятые в пределах ее компетенции;

- исполняет постановления и распоряжения, принятые главой муниципального образования;

- разрабатывает проект бюджета, исполняет бюджет;

- осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.

5. Администрация муниципального образования подконтрольна населению и Думе.

6. Глава администрации муниципального образования:

1) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением Устава района, а также федерального и областного законодательства;

2) принимает по трудовому договору и увольняет работников администрации муниципального образования, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий;

(пп. 2 в ред. решения Белохолуницкой районной Думы от 24.12.2003 N 205)

3) принимает по трудовому договору (контракту) и освобождает (увольняет) от должности глав администраций города, поселков городского типа, сельских округов, руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;

4) осуществляет разработку проекта местного бюджета и представляет его в районную Думу на рассмотрение и утверждение;

5) организует создание условий для реализации программы социально-экономического развития муниципального образования, в том числе в области культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

6) осуществляет содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, контролирует обеспечение санитарного благополучия населения;

7) обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, проживающих постоянно или преимущественно на территории муниципального образования, а также находящихся на территории муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

8) координирует деятельность соответствующих подразделений по охране общественного порядка;

9) контролирует планировку и застройку территории муниципального образования;

10) организует использование земель на территории муниципального образования;

11) организует использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

12) организует развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-и водоснабжения и канализации;

13) осуществляет содержание муниципальных архивов;

14) организует благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

15) ежегодно отчитывается о своей работе перед населением и районной Думой;

16) принимает решения по вопросам муниципальной службы в соответствии с федеральным и областным законодательством;

17) решает иные вопросы обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

6.2. Глава администрации района по вопросам своей деятельности издает правовые акты - постановления или распоряжения.

Правовой акт вступает в силу с момента его подписания, если иное не оговорено самим документом.

В случае нарушения действующего законодательства постановления и распоряжения главы администрации района могут быть отменены главой администрации района или признаны недействительными по решению суда.

Статья 43

1. Количественный состав заместителей определяется главой администрации района в соответствии со структурой администрации района.

2. Заместители главы администрации района (в том числе первый) принимаются главой администрации района по трудовому договору (контракту).

3. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы администрации района, в котором указываются органы и службы администрации района, в отношении которых каждый из заместителей осуществляет функции согласования и контроля, а также круг вопросов, входящих в компетенцию соответствующего заместителя.

4. Первый заместитель главы администрации района исполняет обязанности главы администрации района в его отсутствие на основании распоряжения главы администрации района о его замещении.

5. В случае невозможности исполнения обязанностей главы администрации района первым заместителем эти обязанности могут быть возложены на одного из заместителей главы администрации района.

6. Глава администрации района в случае его временного отсутствия, отпуска, болезни вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий.

7. В качестве совещательных органов при главе администрации района и его заместителях могут создаваться комиссии, коллегии или консультативные общественные советы. Полномочия и порядок их деятельности определяются соответствующими положениями, утверждаемыми главой администрации района.

Статья 44

1. Для выполнения функций управления и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования глава администрации создает функциональные (структурные) подразделения администрации района, статус, задачи и полномочия которых определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой администрации района.

2. Структурными подразделениями администрации района являются управления, отделы, комитеты и приравненные к ним другие органы и должностные лица администрации района, которые решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению.

3. Управления, отделы, комитеты осуществляют организационно-распорядительную (исполнительную) деятельность, направленную на исполнение федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства Российской Федерации, актов органов государственной власти Кировской области, решений районной Думы, актов главы администрации района.

4. Структурные подразделения администрации района содержатся за счет средств местного бюджета и могут наделяться правами юридического лица.

5. Управления, отделы, комитеты возглавляются начальниками управлений, заведующими отделами, председателями комитетов, которые в целях осуществления своих полномочий готовят проекты постановлений и распоряжений для главы администрации района, издают индивидуальные правовые акты в форме приказов в случае наделения их правами юридического лица.

6. Руководители структурных подразделений принимаются на должность и освобождаются от должности главой администрации района.

Статья 45

1. К иным исполнительным органам местного самоуправления относятся исполнительные органы местного самоуправления отраслевой компетенции и исполнительные органы местного самоуправления территориальной компетенции, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

2. Исполнительные органы местного самоуправления отраслевой компетенции создаются главой администрации района в форме управлений, комитетов, отделов, возглавляемых начальниками управлений, председателями комитетов, заведующими отделами.

3. Исполнительные органы местного самоуправления территориальной компетенции (далее - местные администрации) создаются главой администрации района в форме администраций города, поселка городского типа (далее - поселкового округа) и сельских округов, возглавляемых главами администраций города, поселкового и сельских округов (далее - главами местных администраций).

4. Статус, задачи, полномочия и функции иных исполнительных органов местного самоуправления определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми постановлением главы администрации района.

5. Иные исполнительные органы местного самоуправления являются юридическими лицами и создаются в организационно-правовой форме учреждений.

6. Руководители иных исполнительных органов местного самоуправления принимаются на должность и освобождаются от должности главой администрации района, а главы местных администраций назначаются на должность с учетом мнения населения соответствующей территории. С руководителями иных исполнительных органов местного самоуправления заключается труд“вой договор в соответствии с действующим законодательством.

Штатная численность работников и фонд оплаты труда иных исполнительных органов местного самоуправления определяются в пределах выделенных бюджетных ассигнований и утверждаются главой администрации района.

7. Основными задачами исполнительных органов местного самоуправления отраслевой компетенции являются:

1) проведение единой политики в соответствующей сфере жизнедеятельности по вопросам, образующим их компетенцию;

2) руководство деятельностью входящих в систему этих органов муниципальных учреждений и предприятий по вопросам, подведомственным этим органам;

3) координация деятельности органов местного самоуправления, юридических лиц и предпринимателей, функционирующих в подведомственных этим органам сферах жизнедеятельности муниципального образования или решающих подведомственные этим органам вопросы.

В пределах своих полномочий исполнительные органы местного самоуправления отраслевой компетенции вправе издавать правовые акты в форме постановлений, а руководители этих органов - правовые акты в форме распоряжений или приказов, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых они изданы.

8. Основными задачами исполнительных органов местного самоуправления территориальной компетенции являются:

1) проведение единой политики органов местного самоуправления в территориальных единицах и территориальных образованиях по вопросам, образующим их компетенцию;

2) координация деятельности юридических лиц и предпринимателей, функционирующих на подведомственной территории;

3) организация исполнения федерального, областного законодательства, настоящего Устава, решений районной Думы, постановлений и распоряжений главы администрации района на подведомственной территории.

9. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает нормативные акты в форме постановлений и распоряжений местной администрации. Постановления и распоряжения главы местной администрации, противоречащие действующему законодательству, могут быть отменены главой местной администрации или признаны недействительными по решению суда.

10. В качестве совещательных органов при главах местных администраций могут создаваться коллегии, общественные советы, советы старост. Полномочия и порядок деятельности таких органов определяются Положениями, утверждаемыми главами местных администраций.

Статья 46

1. Староста - выборное лицо местного самоуправления, избираемое сходом (собранием) граждан для решения неотложных нужд и проблем повседневной жизни населения, выполнения решений схода (собрания) граждан и органов местного самоуправления муниципального образования.

2. Староста избирается в поселении (группе поселений) из числа жителей, постоянно или преимущественно проживающих в данном поселении, достигших 18-летнего возраста, обладающих избирательным правом, сроком на 2 года.

3. Староста осуществляет свои полномочия на общественных началах.

4. Порядок избрания, полномочия, правовые и социальные гарантии деятельности старосты устанавливаются в соответствии с законодательством области и соответствующим Положением, принятым районной Думой.

Глава IX

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 47

1. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Правовое регулирование вопросов муниципальной службы муниципального образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом области, настоящим Уставом, а также принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, требования к должностям муниципальной службы, организация муниципальной службы, установление и обеспечение гарантий для муниципальных служащих, обеспечивающих эффективность муниципальной службы, права, обязанности и ответственность муниципального служащего устанавливаются Положением о муниципальной службе муниципального образования, утверждаемым районной Думой.

Статья 48

1. На муниципальных служащих распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, установленными федеральным и областным законами о муниципальной службе.

2. Глава муниципального образования занимает выборную муниципальную должность, установленную настоящим Уставом. Муниципальным служащим глава муниципального образования не является.

Статья 49

1. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования и штатное расписание органов местного самоуправления муниципального образования утверждается постановлением главы района в соответствии с законами и нормативными правовыми актами области.

2. Денежное содержание, размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу и иных выплат определяются постановлением главы района в соответствии с нормативными правовыми актами области.

3. Положение о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы утверждается решением районной Думы в соответствии с областным законодательством и нормативными правовыми актами области.

4. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается постановлением главы района в соответствии с областным законодательством и нормативными правовыми актами области.

5. Порядок проведения квалификационного экзамена, работы квалификационной комиссии, признания образования муниципального служащего равноценным устанавливается постановлением главы муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.

6. Организация работы кадровых служб в органах местного самоуправления муниципального образования осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым главой муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 50

1. В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.

Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами.

2. Стаж работы муниципального служащего на должностях муниципальной службы подтверждается постановлением главы района по представлению комиссии муниципального образования по установлению стажа муниципальной службы муниципального служащего, порядок деятельности которой устанавливается Положением, утверждаемым главой района.

Статья 51. На муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные действующим законодательством.

Глава Х

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 52

1. Муниципальная собственность муниципального образования Белохолуницкий район является достоянием населения муниципального образования, служит источником получения доходов и удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

2. Экономическую основу местного самоуправления в муниципальном образовании составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, и иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

Статья 53. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, заемные, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия, организации, муниципальные банки, финансово-кредитные организации, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, иное недвижимое и движимое имущество.

Статья 54

1. Муниципальное образование обладает правами собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

2. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами области и муниципального образования, по специальному поручению органов местного самоуправления и от их имени могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Статья 55. Органы местного самоуправления вправе передавать находящееся в муниципальной собственности имущество во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, сдавать его в аренду, отчуждать в установленном законодательством порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов в порядке, установленном законодательством.

Статья 56

1. В соответствии с Перечнем исключительной собственности, не подлежащей отчуждению, утверждаемым решением районной Думы, в исключительной собственности муниципального образования находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения муниципального образования, его населения и муниципального хозяйства, а также для сохранения историко-культурного наследия (парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, муниципальное водоснабжение и энергоснабжение, муниципальные дороги, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые).

2. Имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или за муниципальным учреждением на праве оперативного управления. Имущественные отношения в этих случаях определяются учредительным документом в соответствии с действующим законодательством.

Статья 57. Порядок использования муниципальных земель, природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается районной Думой.

Статья 58

1. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются районной Думой или населением непосредственно в соответствии с действующим законодательством.

2. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности полностью поступают в бюджет района.

Статья 59. Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся на договорной основе.

Статья 60

1. Органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной территории.

2. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на осуществление хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 61

1. Органы местного самоуправления вправе в порядке, предусмотренном законодательством РФ и настоящим Уставом, для решения вопросов местного значения и в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных районной Думой, проводить муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

2. Население муниципального образования может непосредственно, путем референдума, на сходах (собраниях) принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования решения вопросов местного значения. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению.

3. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования вправе создавать муниципальные предприятия, учреждения (в том числе банковские) и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, назначать и увольнять их руководителей. Отношения с руководителями строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

4. Администрация муниципального образования вправе выступать заказчиком на выполнение работ, оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств в порядке, определенном нормативным правовым актом главы муниципального образования.

Статья 62

1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

2. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования уполномоченными органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с настоящим Уставом.

3. Муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета области в соответствии с федеральным и областным законами.

4. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Уставом.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы местного самоуправления руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Сметы доходов и расходов отдельных территориальных образований (города, поселков городского типа, сельских округов) предусматриваются в местном бюджете в качестве составной части местного бюджета отдельной строкой.

5. Районная Дума определяет порядок составления, представления, рассмотрения и утверждения проекта местного бюджета, исполнения и уточнения бюджета, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета о его исполнении, направления, размеры расходов за счет средств местного бюджета в интересах экономического и социального развития муниципального образования, охраны общественного порядка и прав граждан в пределах, установленных законом.

6. Доходная часть местного бюджета состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, а также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства финансовой поддержки муниципальному образованию), средства по взаимным расчетам.

7. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов области, закрепленные за местным бюджетом постоянной основе.

8. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

9. К другим собственным доходам местного бюджета относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2) доходы от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с федеральными и областными законами;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с федеральным законодательством;

8) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

10. К собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, а также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством области.

11. Доходная часть муниципального бюджета формируется единой для всего муниципального образования.

12. Расходная часть местного бюджета включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством области;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные настоящим Уставом.

13. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого утверждаются районной Думой.

Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет местного бюджета, выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

14. Местные налоги и сборы, льготы по их уплате устанавливаются решением районной Думы в соответствии с действующим законодательством.

15. Районная Дума может принять решение об образовании муниципальных внебюджетных фондов, утверждает Положения о них и заслушивает отчет об исполнении их бюджетов.

За счет средств муниципального бюджета могут образоваться иные целевые фонды, объединяющие в необходимых целях средства юридических и физических лиц.

Положение о фонде устанавливает источники формирования, порядок управления, контроль за использованием средств и сроки отчетов. Управление фондами осуществляет администрация района.

16. Кассовое обслуживание местного бюджета муниципального образования, в том числе муниципальных внебюджетных фондов, организация финансирования муниципальных программ и проектов осуществляются уполномоченным банком в порядке, установленном федеральным законодательством. Уполномоченный банк выбирается из числа банков путем проведения открытого конкурса, Положение о проведении которого утверждается районной Думой.

Глава XI

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Статья 63

1. Органы местного самоуправления муниципального образования участвуют в выработке и реализации единой политики Российской Федерации и области по вопросам борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, разрабатывают и осуществляют собственные меры по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.

2. Органы местного самоуправления организуют выполнение федерального и областного законодательства в сфере охраны общественного порядка.

Статья 64. Руководство милицией в районе осуществляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с федеральным законом.

Глава XII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 65

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления наступает в соответствии с федеральными и областными законами в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, настоящего Устава.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения путем отзыва депутатов районной Думы, главы муниципального образования.

4. Депутат районной Думы, глава муниципального образования может быть отозван в случаях утраты доверия избирателей в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

5. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается на основании решения суда за счет средств бюджета муниципального образования.

Глава XIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 66

1. Устав района, внесение в него изменений и дополнений принимаются районной Думой не менее чем 2/3 голосов от числа избранных депутатов районной Думы или населением непосредственно.

2. Устав после его регистрации вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

3. Правовые акты, действующие на территории муниципального образования до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу муниципального образования.

4. Со дня официального опубликования настоящего Устава в новой редакции Устав района, принятый решением районного Собрания представителей от 19.07.1996 N 31 с последующими изменениями и дополнениями, считать утратившим силу.

Глава

Белохолуницкого района

Кировской области

Н.П.КОЕВ