Постановление администрации КПАО от 18.04.2003 N 115 “Об утверждении Регионального плана действий по гигиене окружающей среды в Коми-Пермяцком автономном округе на период 2003-2004 гг.“
АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2003 г. N 115
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА
ПЕРИОД 2003 - 2004 ГГ.
В соответствии с Национальным планом действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 гг. постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Региональный план действий по гигиене окружающей среды в Коми - Пермяцком автономном округе на 2003 - 2004 гг.
2. Опубликовать настоящее Постановление в газете “Парма“.
3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы Администрации округа В.В.Рычкова.
Глава Администрации округа
Г.П.САВЕЛЬЕВ
Утвержден
Постановлением
главы администрации округа
от 18 апреля 2003 г. N 115
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2003 - 2004 ГГ.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все в большей степени признается тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которой живет нынешнее и будет жить будущее поколение людей.
Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия в Коми - Пермяцком автономном округе требуют выработки единой политики на региональном уровне.
Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация региональных целевых программ, которые содержат вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека.
В соответствии с Национальным планом действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 гг., в Коми - Пермяцком автономном округе разработан настоящий Региональный план действий по гигиене окружающей среды (далее - РПДГОС) на 2003 - 2004 гг.
Региональный план разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“, “Об охране окружающей среды“, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным документом.
Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО
ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ АВТОНОМНОМ
ОКРУГЕ
Целью РПДГОС является стабилизация и улучшение санитарно - эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния загрязненной окружающей и производственной среды на здоровье человека, предупреждение инфекционной и неинфекционной заболеваемости, снижение уровня травматизма от дорожно - транспортных происшествий и на производстве, улучшение других показателей состояния общественного здоровья.
В результате реализации РПДГОС должно быть достигнуто:
- обеспечение безопасности питьевой воды и атмосферного воздуха;
- обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения;
- снижение уровня преждевременной смертности населения;
- снижение числа инфекционных заболеваний, связанных с использованием загрязненной питьевой воды и продуктов питания;
- снижение числа заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания.
Специальный раздел 6 РПДГОС, включает в себя первоочередные мероприятия на 2003 - 2004 гг.
Для координации деятельности реализации РПДГОС создается межведомственный совет, состоящий из ведущих специалистов заинтересованных организаций.
Основные разделы РПДГОС будут ежегодно корректироваться с учетом динамичности явлений, касающихся санитарно - эпидемиологической обстановки в Коми - Пермяцком автономном округе.
Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Службы гигиены окружающей среды.
Государственная санитарно - эпидемиологическая служба Коми - Пермяцкого автономного округа представлена Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Коми - Пермяцком автономном округе (далее - ЦГСЭН в КПАО) и 6 Центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в районах округа.
В Коми - Пермяцком автономном округе кроме государственной санитарно - эпидемиологической службы деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие структурные подразделения Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Коми - Пермяцкому автономному округу - координация деятельности предприятий и организаций в области охраны окружающей природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (в т.ч. лесов), функционирование экологических информационных систем, экологическая экспертиза проектов на основании Федерального закона “Об экологической экспертизе“.
Управление ветеринарии Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно - санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Коми - Пермяцкого автономного округа - проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; контроль за количеством токсичных остатков средств защиты растений в растениеводческой продукции.
Государственная инспекция труда в Коми - Пермяцком автономном округе - проведение единой государственной политики по охране труда, профилактике и учету несчастных случаев, в т.ч. при применении химических веществ.
Управление здравоохранения Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - проведение организационных и лечебно - профилактических мероприятий по оздоровлению населения.
Отдел охраны окружающей среды Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - координация деятельности муниципальных органов власти, предприятий и организаций Коми - Пермяцкого автономного округа в области охраны окружающей среды.
3.2. Системы информации по гигиене окружающей среды
На территории Коми - Пермяцкого автономного округа существуют различные системы информации по гигиене окружающей среды.
Информационная система государственной санитарно - эпидемиологической службы в Коми - Пермяцком автономном округе включает в себя сведения по II этапу социально - гигиенического мониторинга, в том числе следующие:
- данные о санитарном состоянии города Кудымкара и районов округа;
- данные о сети, штатах и кадрах Центров госсанэпиднадзора, развернутых в Коми - Пермяцком автономном округе;
- данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;
- данные о профилактических прививках против инфекционных заболеваний;
- экстренную информацию о зарегистрированных вспышках инфекционных заболеваний;
- информацию о состоянии объектов надзора, данные лабораторных и инструментальных исследований атмосферного воздуха, воды, продуктов питания;
- ретроспективную информацию о фактах эпидемий, вспышках инфекционных заболеваний;
- документы руководящих органов Российской Федерации.
Наиболее развиты информационные системы по инфекционным заболеваниям. Лечебные учреждения сообщают о всех случаях инфекционных заболеваний в районные Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Эти системы работают в реальном режиме времени, и существующие данные используются для оценки связи между инфекционной заболеваемостью и факторами окружающей среды.
3.3. Методы контроля и борьбы
Меры борьбы и контроля за загрязнением окружающей среды населенных мест основываются на законодательстве Российской Федерации, санитарных нормах и правилах Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных стандартах и других нормативных документах.
Раздел 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Изменения в состоянии здоровья населения связаны с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания.
А. Смертность
-----T------------------T-----------------T-----------------¬
¦Ранг¦ Фактор ¦ Причина смерти ¦ Источник ¦
¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 1 ¦Дорожно - ¦Несчастные ¦Министерство ¦
¦ ¦транспортные ¦случаи ¦внутренних дел ¦
¦ ¦происшествия ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 2 ¦Загрязнение ¦Болезни органов ¦Экспертная ¦
¦ ¦атмосферного ¦дыхания и другие ¦оценка на основе ¦
¦ ¦воздуха ¦заболевания ¦использования ¦
¦ ¦взвешенными ¦ ¦методики оценки ¦
¦ ¦веществами ¦ ¦риска ¦
¦ ¦ ¦ ¦(Б.А.Ревич, ¦
¦ ¦ ¦ ¦А.А.Быков, ¦
¦ ¦ ¦ ¦1998 г.) ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 3 ¦Неблагоприятные ¦Производственный ¦Государственный ¦
¦ ¦условия труда на ¦травматизм ¦комитет ¦
¦ ¦производстве ¦ ¦статистики ¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 4 ¦Радон ¦Рак легкого ¦Министерство ¦
¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 5 ¦Микробное ¦Кишечные ¦Государственный ¦
¦ ¦загрязнение воды ¦инфекции (все) ¦комитет ¦
¦ ¦и продуктов ¦ ¦статистики России¦
¦ ¦питания ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 6 ¦Аварии в ¦Смертельные ¦Государственный ¦
¦ ¦промышленности ¦исходы в ¦комитет ¦
¦ ¦ ¦результате ¦статистики России¦
¦ ¦ ¦аварии ¦ ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 7 ¦Опасные ¦Смертельные ¦Государственный ¦
¦ ¦природные явления ¦исходы ¦комитет ¦
¦ ¦ ¦ ¦статистики России¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ Б. Заболеваемость ¦
+----T------------------T-----------------T-----------------+
¦ 1 ¦Микробное и ¦Острые кишечные ¦Статистические ¦
¦ ¦паразитарное ¦инфекции, ¦данные ¦
¦ ¦загрязнение ¦гельминтозы ¦Федерального ¦
¦ ¦продуктов питания,¦ ¦Центра ¦
¦ ¦питьевой воды и ¦ ¦госсанэпиднадзора¦
¦ ¦почвы ¦ ¦Министерства ¦
¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 2 ¦Загрязнение ¦Заболевания ¦Оценка на ¦
¦ ¦атмосферного ¦органов дыхания ¦основании ВОЗ: ¦
¦ ¦воздуха ¦ ¦загрязнение ¦
¦ ¦взвешенными ¦ ¦атмосферного ¦
¦ ¦веществами и ¦ ¦воздуха ¦
¦ ¦диоксидом азота ¦ ¦обуславливает до ¦
¦ ¦ ¦ ¦7 - 10% всех ¦
¦ ¦ ¦ ¦случаев ¦
¦ ¦ ¦ ¦респираторных ¦
¦ ¦ ¦ ¦заболеваний, 3 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦7% новых случаев ¦
¦ ¦ ¦ ¦хронических ¦
¦ ¦ ¦ ¦обструктивных ¦
¦ ¦ ¦ ¦заболеваний ¦
¦ ¦ ¦ ¦легких, 3 - 15% ¦
¦ ¦ ¦ ¦новых случаев ¦
¦ ¦ ¦ ¦бронхиальной ¦
¦ ¦ ¦ ¦астмы ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 3 ¦Неудовлетво- ¦Травмы на ¦Госкомстат ¦
¦ ¦рительные ¦производстве, ¦России ¦
¦ ¦условия труда на ¦профессиональные ¦Статистические ¦
¦ ¦производстве ¦заболевания и ¦данные ¦
¦ ¦ ¦профессиональные ¦Федерального ¦
¦ ¦ ¦отравления ¦Центра ¦
¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора¦
¦ ¦ ¦ ¦Министерства ¦
¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 4 ¦Радон ¦Рак легкого ¦Статистические ¦
¦ ¦ ¦ ¦данные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерального ¦
¦ ¦ ¦ ¦Центра ¦
¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора¦
¦ ¦ ¦ ¦Министерства ¦
¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 5 ¦Загрязнение ¦Пищевые ¦Статистические ¦
¦ ¦продуктов ¦отравления ¦данные ¦
¦ ¦питания ¦ ¦Федерального ¦
¦ ¦химическими ¦ ¦Центра ¦
¦ ¦веществами ¦ ¦госсанэпиднадзора¦
¦ ¦природного ¦ ¦Министерства ¦
¦ ¦происхождения и ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦контаминантами ¦ ¦России ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 6 ¦Химическое ¦Отклонения в ¦Статистические ¦
¦ ¦загрязнение ¦состоянии ¦данные ¦
¦ ¦питьевой воды ¦здоровья, ¦Федерального ¦
¦ ¦Тяжелые ¦метгемоглобинемия¦Центра ¦
¦ ¦металлы: ¦ ¦госсанэпиднадзора¦
¦ ¦свинец, ртуть, ¦ ¦Министерства ¦
¦ ¦кадмий, мышьяк, ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦нитраты, ¦ ¦России, данные ¦
¦ ¦пестициды, фтор ¦ ¦мониторинга ¦
¦ ¦ ¦ ¦аттестованных ¦
¦ ¦ ¦ ¦лабораторных ¦
¦ ¦ ¦ ¦исследований ¦
¦ ¦ ¦ ¦(пермских ¦
¦ ¦ ¦ ¦научных ¦
¦ ¦ ¦ ¦организаций, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЦГМС, ЦГСЭН) ¦
¦ ¦ ¦ ¦загрязнений ¦
¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦
¦ ¦ ¦ ¦КПАО ¦
+----+------------------+-----------------+-----------------+
¦ 7 ¦Загрязнение ¦Отклонение ¦Расчет по ¦
¦ ¦окружающей ¦нервно - ¦методике оценки ¦
¦ ¦среды свинцом ¦психического ¦риска ¦
¦ ¦ ¦развития детей ¦(Б.А.Раевич, ¦
¦ ¦ ¦ ¦А.А.Быков ¦
¦ ¦ ¦ ¦1998 г.) ¦
L----+------------------+-----------------+------------------
Выводы: на основании вышеизложенного в разделе 4, конкретные мероприятия по улучшению окружающей среды и предотвращению ее вредного влияния изложены в разделе 5.
Раздел 5. КОНКРЕТНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5.1. Вода.
Проблема обеспечения населения Коми - Пермяцкого автономного округа питьевой водой нормативного качества является одной из главных социально - гигиенических проблем.
Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляет государственная санитарно - эпидемиологическая служба.
В 2001 году в России принят новый нормативный документ СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества“, СанПиН 2.1.4.1175-02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников“.
В технологической цепочке источник - водоподготовка - водопроводная сеть, происходит изменение качества воды, которое обусловлено составом природных вод, соблюдением необходимых технологий при подготовке воды, наличием загрязняющих веществ, санитарно - техническим состоянием водопроводных сетей и уровнем санитарного благоустройства населенных мест.
Самая серьезная проблема - это крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации.
Более 60% водопроводных сетей находится в ветхом состоянии и требует замены, поэтому часты прорывы, аварии и отключения, и все вышеперечисленное приводит к загрязнению водной среды и нарушению санитарного благополучия населения.
50% населения округа пользуется питьевой водой из централизованных источников водоснабжения, которые эксплуатируются только из подземных водоносных горизонтов.
За последние 5 лет в целом по округу качество подаваемой населению питьевой воды остается на уровне 8 - 10% нестандартных проб по санитарно - химическим показателям; 14 - 20% - по микробиологическим показателям. Наиболее часто в питьевой воде превышены нормативные уровни железа и нитратов. 50% населения округа обеспечивается питьевой водой за счет децентрализованных источников. Качество воды в них не отвечает санитарным требованиям по санитарно - химическим показателям в 10 - 14% отобранных проб, по микробиологическим показателям - 25 - 35%.
5.2. Загрязнение воды и здоровье населения
Микробное и химическое загрязнение питьевой воды может быть причиной различных заболеваний населения.
Инфекционные агенты. С воздействием микроорганизмов связан целый ряд острых и хронических заболеваний: бактериальная дизентерия водного происхождения (шигеллез), вирусный гепатит “А“, брюшной тиф, холера.
Паразитарные заболевания: лямблиоз, описторхоз, дифиллоботриоз, которые являются эндемичными для нашей территории.
Химическое загрязнение питьевой воды.
ФТОР. Недостаток этого элемента в организме ведет к повышению растворимости зубной эмали и поражению зубов кариесом, при избытке появляется другое заболевание - флюороз.
ЙОД. Наша территория относится к местностям с недостаточным его содержанием в питьевой воде и, как следствие, у населения часто возникают йоддефицитные состояния.
ХЛОРИДЫ И СУЛЬФАТЫ. Высокое их содержание в питьевой воде определяет повышенный уровень заболеваемости желчной и мочекаменной болезнью, заболеваемости сердечно - сосудистой системы.
ЖЕЛЕЗО. Повышение его содержания в питьевой воде вызывает сухость, шелушение и раздражение кожи.
НИТРАТЫ И НИТРИТЫ. Повышенное их поступление в организм приводит к возникновению метгемоглобинемии.
НЕФТЕПРОДУКТЫ. Вследствие попадания их в организм человека, увеличивается патология желудочно - кишечного тракта у населения. В этой связи необходимо разрабатывать и принимать окружные целевые программы “Улучшение качества питьевого водоснабжения населения Коми - Пермяцкого автономного округа“ и “Гельминтозы и природно - очаговые заболевания Коми - Пермяцкого автономного округа“.
5.3. Воздух
В России регулирование качества атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируется Федеральными законами “Об охране атмосферного воздуха“ и “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ и СанПиН 2.1.6.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества воздуха населенных мест“.
Государственный надзор за качеством атмосферного воздуха, влиянием его на состояние здоровья населения осуществляет государственная санитарно - эпидемиологическая служба.
В условиях экономического кризиса и спада производства происходит уменьшение выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако увеличивается доля выбросов автотранспорта.
Качество атмосферного воздуха на автомагистралях и территории жилой застройки населенных пунктов Коми - Пермяцкого автономного округа исследуется на наличие сернистого газа, окислов азота, взвешенных веществ (пыль). Все пробы в пределах допустимых концентраций. Необходимо расширить перечень определяемых веществ и в первую очередь определить продукты сгорания топлива - свинец, 3-4 бенз(а)пирен и др., а для этого необходимо укомплектовать санитарно - гигиеническую лабораторию ЦГСЭН в КПАО атомно - абсорбционным спектрофотометром.
В этой связи необходимо разработать план (проект) основания и внедрения новых методик контроля загрязнения веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов округа: углеводороды, ПХБ, диоксины, помимо этого организовать проверку и принять меры по выполнению проектных решений по озеленению существующих и строящихся объектов, предприятий и организаций, населенных пунктов. “Положение“ о проектировании и организации зеленых зон населенных пунктов и промышленных предприятий Коми - Пермяцкого автономного округа принято Постановлением Главы Администрации N 361 от 13.11.2002 и реализация мероприятий начата в 2003 году.
5.4. Продукты питания
Одним из основных факторов, влияющих на здоровье населения, является питание. По данным статистического управления, в питании населения Коми - Пермяцкого автономного округа за последние 5 лет превалируют хлебобулочные и мукомольные продукты. В 2002 году несколько уменьшилось потребление кондитерских продуктов, и увеличилось потребление мясопродуктов. Стабильным остается потребление молокопродуктов.
В округе по-прежнему отсутствуют предприятия, выпускающие продукты, обогащенные макро- и микронутриентами. Улучшилось снабжение йодированной солью предприятий торговли и детских подростковых учреждений, в то же время отмечается большой процент соли с заниженным содержанием йода (9,4%), это можно объяснить неправильным ее хранением.
Недостаточное поступление в организм основных макро- и микронутриентов приводят к росту заболеваемости органов пищеварения. В 2002 году заболеваемость составила 90,3 на 1000 населения, в 2001 году была 115.4, в структуре общей заболеваемости болезни органов пищеварения занимают пятое место.
С 1998 года наметилась тенденция к уменьшению микробного загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья, хотя, в сравнении со среднероссийскими показателями, цифры остаются высокими, что объясняется слабой материальной базой объектов, и недостаточной санитарной грамотностью населения округа.
Пищевых отравлений на территории Коми - Пермяцкого автономного округа в 2002 году не зарегистрировано, из химических контаминантов, по-прежнему, на первом месте нитраты в овощах, хотя удельный вес проб с превышением ПДК в 2002 году снизился до 7,8% с 10,3 - в 2001 году. Проб с превышением ПДК по токсичным элементам, остаточным количествам ядохимикатов, микотоксинам и радионуклидам стронция-90 и цезия-134, 137 зарегистрировано не было.
5.5. Почвы и отходы
Содержание загрязняющих веществ в почве населенных пунктов контролировалось государственной санитарно - эпидемиологической службой, научными и агрохимическими лабораториями по договорам с Управлением природных ресурсов и охраной окружающей среды по Коми - Пермяцкому автономному округу. Основным источником загрязнения почвы на территории округа являются хозяйственно - бытовые отходы и объекты сельского хозяйства - животноводческие фермы. В 2001 году на основании Распоряжения Главы Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа N 314-р от 10.09.2001 на территории округа проведена инвентаризация мест размещения отходов. Работа выполнялась совместно с кафедрой охраны окружающей среды Пермского государственного технического университета. Анализ полученных данных показал, что основную долю отходов округа представляют твердые бытовые отходы (ТБО). В результате инвентаризации выявлено 306 объектов длительного хранения промышленных отходов и ТБО, из них на 133 размещены отходы от населения, общий объем размещения - 641,63 тыс. тонн. 15 несанкционированных свалок, площадь которых превышает 100 кв. м, нет ни одного проекта, не ведется мониторинг окружающей среды в районах размещения свалок. С 2002 года Министерство природных ресурсов России проводит работы по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами.
Санитарно - эпидемиологической службой почва исследовалась на наличие пестицидов и яиц гельминтов, превышение ПДК по пестицидам не обнаружено, яйца гельминтов обнаружены в 0,9% отобранных проб почвы в селитебной зоне.
Поэтому нужно разработать координационный план мероприятий по организации регулярного контроля качества почв округа и организовать лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
5.6. Ионизирующее излучение
Регулирование радиационной безопасности и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируются Федеральными законами:
- “О радиационной безопасности населения“ (1996 г.);
- “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ (1999 г.) и гигиеническими нормативами: “Нормы радиационной безопасности“ (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 и “Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности“ (ОСПОРБ-99) СП 2.6.1.799-99.
На территории округа радиационно - гигиенический мониторинг природных источников ионизирующих излучений проводится не в полном объеме, т.к. не реализуется программа “Радон“, и поэтому не проводится определение эквивалентной равновесной объемной активности радона.
Служба госсанэпиднадзора в Коми - Пермяцком автономном округе осуществляет надзор за 32 объектами, где применяются генерирующие источники ионизирующего излучения в лечебно - профилактических учреждениях (30 рентгено - диагностических и ФГ - кабинетов в ЛПУ округа) и 2 объектами промышленности.
Средний годовой уровень медицинского облучения населения КПАО в 2002 году составил 0.1 МЗВ, что в 10 раз меньше аналогичного показателя по России.
Для изучения действия радона на населения в Коми - Пермяцком округе необходимо принятие программы “Радон“.
5.7. Электромагнитные поля и излучения
Контроль уровня воздействия искусственных электромагнитных полей (ЭМП) в населенных пунктах проводит государственная санитарно - эпидемиологическая служба. Основным нормативным документом, регламентирующим допустимые уровни воздействия ЭМП, является СанПиН 2.2.4/2.1.8.989-00 “Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона“.
Основным источником ЭМП можно считать видеодисплейные терминалы, радиотелефоны, системы мобильной связи. Для снижения воздействия ЭМП на человека в Коми - Пермяцком автономном округе необходимо добиться на объектах гигиены детей и подростков на коммунальных объектах, объектах гигиены труда юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ в части контроля за ЭМП.
5.8. Шум. Вибрация
Допустимые уровни шума и вибрации, и предельно допустимые уровни для рабочих мест регламентируются санитарными правилами и нормами МЗ РФ. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки“, СН 2.2.4/2.1.8.566-96 “Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий“.
Основными источниками шума в жилой среде населенных пунктов являются транспорт, промышленные и коммунальные предприятия.
В этих отраслях Коми - Пермяцкого автономного округа регистрируются невысокие показатели профессиональной заболеваемости: вибрационная болезнь и тугоухость.
В этой связи нужно добиться внедрения на всех объектах надзора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями СП1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ в части уменьшения на работающих дополнительной шумовой и вибрационной нагрузки, которая превышает предельно допустимые уровни.
Раздел 6. ОСНОВНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА НА 2003 - 2004 ГОДЫ
----T--------------------T---------T-------------------¬
¦ N ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственный ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 1 ¦Осуществить ¦ ¦Органы местного ¦
¦ ¦мероприятия по ¦ ¦самоуправления ¦
¦ ¦обеспечению ¦ ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦населения округа ¦ ¦ ¦
¦ ¦доброкачественной ¦ ¦ ¦
¦ ¦питьевой водой ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦1.1¦Разработать ¦В ¦Органы местного ¦
¦ ¦окружную целевую ¦течение ¦самоуправления ¦
¦ ¦программу ¦2003 - ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦“Улучшение ¦2004 гг. ¦ ¦
¦ ¦качества питьевого ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоснабжения ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения в КПАО“ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 2 ¦Разработать и ¦В ¦ЦГСЭН в районах, ¦
¦ ¦утвердить окружную ¦течение ¦ЦГСЭН в КПАО(по ¦
¦ ¦целевую программу ¦2003 - ¦согласованию), ¦
¦ ¦“Гельминтозы и ¦2004 гг. ¦управление ¦
¦ ¦природно - очаговые ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦заболевания в КПАО“ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦округа ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 3 ¦Внедрить в работу ¦В ¦Администрация ¦
¦ ¦II этап социально - ¦течение ¦округа, ЦГСЭН в ¦
¦ ¦гигиенического ¦2003 - ¦КПАО (по ¦
¦ ¦мониторинга на ¦2004 гг. ¦согласованию), ¦
¦ ¦территории КПАО ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦округа, ¦
¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ “ ¦ ¦природных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ресурсов по КПАО ¦
¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 4 ¦Организация ¦2003 - ¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦
¦ ¦действенного ¦2004 гг. ¦согласованию) ¦
¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦санитарно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦надзора в округе, ¦ ¦ ¦
¦ ¦с применением ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторных ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦методов ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 5 ¦Добиться внедрения ¦2003 - ¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦
¦ ¦на всех объектах ¦2004 гг. ¦согласованию) ¦
¦ ¦надзора юридическими¦ ¦ ¦
¦ ¦лицами и ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуальными ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателями ¦ ¦ ¦
¦ ¦СП 1.1.1058-01 ¦ ¦ ¦
¦ ¦“Организация и ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля за ¦ ¦ ¦
¦ ¦соблюдением ¦ ¦ ¦
¦ ¦санитарных правил и ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнения санитарно¦ ¦ ¦
¦ ¦- противоэпидеми- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих ¦ ¦ ¦
¦ ¦(профилактических) ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 6 ¦Организовать среди ¦2003 - ¦Управление ¦
¦ ¦населения широкую ¦2004 гг. ¦здравоохранения ¦
¦ ¦разъяснительную ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦работу по вопросам ¦ ¦округа, ЦГСЭН в ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦КПАО (по ¦
¦ ¦заболеваний, ЗОЖ ¦ ¦согласованию) ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 7 ¦Организовать ¦Постоянно¦Природопользователи¦
¦ ¦проведение ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвентаризации ¦ ¦ ¦
¦ ¦токсичных отходов ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦7.1¦Организация ¦С 2003 г.¦Управление ¦
¦ ¦лицензирования ¦ ¦природных ресурсов ¦
¦ ¦деятельности по ¦ ¦по КПАО (по ¦
¦ ¦обращению с ¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦опасными отходами ¦ ¦ЦГСЭН в КПАО(по ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦ ¦ ¦отдел охраны ¦
¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦
¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦округа ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 8 ¦Организовать ¦В ¦Органы местного ¦
¦ ¦проверку и принять ¦течение ¦самоуправления (по¦
¦ ¦меры по выполнению ¦2003 - ¦согласованию), ¦
¦ ¦проектных решений ¦2004 гг. ¦отдел охраны ¦
¦ ¦по озеленению ¦ ¦окружающей среды ¦
¦ ¦существующих и ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦строящихся ¦ ¦округа ¦
¦ ¦объектов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦населенных пунктов. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Начать ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирование и ¦ ¦ ¦
¦ ¦организацию зеленых ¦ ¦ ¦
¦ ¦зон населенных ¦ ¦ ¦
¦ ¦пунктов ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекреационных и ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоохранных зон ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов, имеющих ¦ ¦ ¦
¦ ¦важное значение для ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны и ¦ ¦ ¦
¦ ¦восстановления ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья населения ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦ 9 ¦Разработать ¦2003 - ¦Департамент ¦
¦ ¦координационный ¦2004 гг. ¦Агропромышленного ¦
¦ ¦план мероприятий по ¦ ¦комплекса и ¦
¦ ¦организации ¦ ¦продовольствия, ¦
¦ ¦регулярного ¦ ¦управление ¦
¦ ¦контроля качества ¦ ¦ветеринарии, отдел ¦
¦ ¦почв округа ¦ ¦охраны окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦среды ¦
¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦округа, ЦГСЭН в ¦
¦ ¦ ¦ ¦КПАО (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦природных ресурсов ¦
¦ ¦ ¦ ¦по КПАО (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦10 ¦Организация ¦Постоянно¦Управление ¦
¦ ¦государственного ¦ ¦ветеринарии ¦
¦ ¦ветеринарного ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦надзора при ¦ ¦округа ¦
¦ ¦предоставлении ¦ ¦ ¦
¦ ¦земельного участка ¦ ¦ ¦
¦ ¦под строительство, ¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкцию, ¦ ¦ ¦
¦ ¦модернизацию и ввод ¦ ¦ ¦
¦ ¦в эксплуатацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий по ¦ ¦ ¦
¦ ¦производству, ¦ ¦ ¦
¦ ¦переработке и ¦ ¦ ¦
¦ ¦хранению продуктов ¦ ¦ ¦
¦ ¦животноводства ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦11 ¦Осуществление ¦Постоянно¦Комитет по ¦
¦ ¦мероприятий по ¦ ¦земельным ресурсам ¦
¦ ¦восстановлению ¦ ¦и землеустройству ¦
¦ ¦плодородного слоя ¦ ¦Коми - Пермяцкого ¦
¦ ¦почвы, возникшего в ¦ ¦автономного округа ¦
¦ ¦результате ¦ ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦нарушения правил ¦ ¦ ¦
¦ ¦для здоровья людей ¦ ¦ ¦
¦ ¦и окружающей среды ¦ ¦ ¦
¦ ¦веществами ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+---------+-------------------+
¦12 ¦Разработать план ¦С 2003 г.¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦
¦ ¦(проект) основания ¦ ¦согласованию) ¦
¦ ¦и внедрения новых ¦ ¦управление ¦
¦ ¦методик контроля ¦ ¦природных ресурсов ¦
¦ ¦загрязнения ¦ ¦в Коми - Пермяцком ¦
¦ ¦веществ в ¦ ¦автономном округе ¦
¦ ¦атмосферном ¦ ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦воздухе населенных ¦ ¦ ¦
¦ ¦пунктов округа ¦ ¦ ¦
¦ ¦углеводороды, ПХБ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦диоксины ¦ ¦ ¦
L---+--------------------+---------+--------------------