Законы и постановления РФ

Постановление администрации КПАО от 18.04.2003 N 115 “Об утверждении Регионального плана действий по гигиене окружающей среды в Коми-Пермяцком автономном округе на период 2003-2004 гг.“

АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2003 г. N 115

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА

ПЕРИОД 2003 - 2004 ГГ.

В соответствии с Национальным планом действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 гг. постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Региональный план действий по гигиене окружающей среды в Коми - Пермяцком автономном округе на 2003 - 2004 гг.

2. Опубликовать настоящее Постановление в газете “Парма“.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы Администрации округа В.В.Рычкова.

Глава Администрации округа

Г.П.САВЕЛЬЕВ

Утвержден

Постановлением

главы администрации округа

от 18 апреля 2003 г. N 115

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ
- ПЕРМЯЦКОМ

АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2003 - 2004 ГГ.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все в большей степени признается тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которой живет нынешнее и будет жить будущее поколение людей.

Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия в Коми - Пермяцком автономном округе требуют выработки единой политики на региональном уровне.

Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация региональных целевых программ, которые содержат вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека.

В соответствии с Национальным планом действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 гг., в Коми - Пермяцком автономном округе разработан настоящий Региональный план действий по гигиене окружающей среды (далее - РПДГОС) на 2003 - 2004 гг.

Региональный план разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“, “Об охране окружающей среды“, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным документом.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО

ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ АВТОНОМНОМ

ОКРУГЕ

Целью РПДГОС является стабилизация и улучшение санитарно - эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния загрязненной окружающей и производственной среды на здоровье человека, предупреждение инфекционной и неинфекционной заболеваемости, снижение уровня травматизма от дорожно - транспортных происшествий и на производстве, улучшение других показателей состояния общественного здоровья.

В результате реализации РПДГОС должно быть достигнуто:

- обеспечение безопасности питьевой воды и атмосферного воздуха;

- обеспечение безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения;

- снижение уровня преждевременной смертности населения;

- снижение числа инфекционных заболеваний, связанных с использованием загрязненной питьевой воды и продуктов питания;

- снижение числа заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания.

Специальный раздел 6 РПДГОС, включает в себя первоочередные мероприятия на 2003 - 2004 гг.

Для координации деятельности реализации РПДГОС создается межведомственный совет, состоящий из ведущих специалистов заинтересованных организаций.

Основные разделы РПДГОС будут ежегодно корректироваться с учетом динамичности явлений, касающихся санитарно - эпидемиологической обстановки в Коми - Пермяцком автономном округе.

Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

3.1. Службы гигиены окружающей среды.

Государственная санитарно - эпидемиологическая служба Коми - Пермяцкого автономного округа представлена Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Коми - Пермяцком автономном округе (далее - ЦГСЭН в КПАО) и 6 Центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в районах округа.

В Коми - Пермяцком автономном округе кроме государственной санитарно - эпидемиологической службы деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие структурные подразделения Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Коми - Пермяцкому автономному округу - координация деятельности предприятий и организаций в области охраны окружающей природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (в т.ч. лесов), функционирование экологических информационных систем, экологическая экспертиза проектов на основании Федерального закона “Об экологической экспертизе“.

Управление ветеринарии Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов
животноводства в ветеринарно - санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Коми - Пермяцкого автономного округа - проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; контроль за количеством токсичных остатков средств защиты растений в растениеводческой продукции.

Государственная инспекция труда в Коми - Пермяцком автономном округе - проведение единой государственной политики по охране труда, профилактике и учету несчастных случаев, в т.ч. при применении химических веществ.

Управление здравоохранения Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - проведение организационных и лечебно - профилактических мероприятий по оздоровлению населения.

Отдел охраны окружающей среды Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа - координация деятельности муниципальных органов власти, предприятий и организаций Коми - Пермяцкого автономного округа в области охраны окружающей среды.

3.2. Системы информации по гигиене окружающей среды

На территории Коми - Пермяцкого автономного округа существуют различные системы информации по гигиене окружающей среды.

Информационная система государственной санитарно - эпидемиологической службы в Коми - Пермяцком автономном округе включает в себя сведения по II этапу социально - гигиенического мониторинга, в том числе следующие:

- данные о санитарном состоянии города Кудымкара и районов округа;

- данные о сети, штатах и кадрах Центров госсанэпиднадзора, развернутых в Коми - Пермяцком автономном округе;

- данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;

- данные о профилактических прививках против инфекционных заболеваний;

- экстренную информацию о зарегистрированных вспышках инфекционных заболеваний;

- информацию о состоянии объектов надзора, данные лабораторных и инструментальных исследований атмосферного воздуха, воды, продуктов питания;

- ретроспективную информацию о фактах эпидемий, вспышках инфекционных заболеваний;

- документы руководящих органов
Российской Федерации.

Наиболее развиты информационные системы по инфекционным заболеваниям. Лечебные учреждения сообщают о всех случаях инфекционных заболеваний в районные Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Эти системы работают в реальном режиме времени, и существующие данные используются для оценки связи между инфекционной заболеваемостью и факторами окружающей среды.

3.3. Методы контроля и борьбы

Меры борьбы и контроля за загрязнением окружающей среды населенных мест основываются на законодательстве Российской Федерации, санитарных нормах и правилах Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных стандартах и других нормативных документах.

Раздел 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Изменения в состоянии здоровья населения связаны с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания.

А. Смертность

-----T------------------T-----------------T-----------------¬

¦Ранг¦ Фактор ¦ Причина смерти ¦ Источник ¦

¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 1 ¦Дорожно - ¦Несчастные ¦Министерство ¦

¦ ¦транспортные ¦случаи ¦внутренних дел ¦

¦ ¦происшествия ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 2 ¦Загрязнение ¦Болезни органов ¦Экспертная ¦

¦ ¦атмосферного ¦дыхания и другие ¦оценка на основе ¦

¦ ¦воздуха ¦заболевания ¦использования ¦

¦ ¦взвешенными ¦ ¦методики оценки ¦

¦ ¦веществами ¦ ¦риска ¦

¦ ¦ ¦ ¦(Б.А.Ревич, ¦

¦ ¦ ¦ ¦А.А.Быков, ¦

¦ ¦ ¦ ¦1998 г.) ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 3 ¦Неблагоприятные ¦Производственный ¦Государственный ¦

¦ ¦условия труда на ¦травматизм ¦комитет ¦

¦ ¦производстве ¦ ¦статистики ¦

¦ ¦ ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 4 ¦Радон ¦Рак легкого ¦Министерство ¦

¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦ ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 5 ¦Микробное ¦Кишечные ¦Государственный ¦

¦ ¦загрязнение воды ¦инфекции (все) ¦комитет ¦

¦ ¦и продуктов ¦ ¦статистики России¦

¦ ¦питания ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 6 ¦Аварии в ¦Смертельные ¦Государственный ¦

¦ ¦промышленности ¦исходы в ¦комитет ¦

¦ ¦ ¦результате ¦статистики России¦

¦ ¦ ¦аварии ¦ ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 7 ¦Опасные ¦Смертельные ¦Государственный ¦

¦ ¦природные явления ¦исходы ¦комитет ¦

¦ ¦ ¦ ¦статистики России¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ Б. Заболеваемость ¦

+----T------------------T-----------------T-----------------+

¦ 1 ¦Микробное и ¦Острые кишечные ¦Статистические ¦

¦ ¦паразитарное ¦инфекции, ¦данные ¦

¦ ¦загрязнение ¦гельминтозы ¦Федерального ¦

¦ ¦продуктов питания,¦ ¦Центра ¦

¦ ¦питьевой воды и ¦ ¦госсанэпиднадзора¦

¦ ¦почвы ¦ ¦Министерства ¦

¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦ ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 2 ¦Загрязнение ¦Заболевания ¦Оценка на ¦

¦ ¦атмосферного ¦органов дыхания ¦основании ВОЗ: ¦

¦ ¦воздуха ¦ ¦загрязнение ¦

¦ ¦взвешенными ¦ ¦атмосферного ¦

¦ ¦веществами и ¦ ¦воздуха ¦

¦ ¦диоксидом азота ¦ ¦обуславливает до ¦

¦ ¦ ¦ ¦7 - 10% всех ¦

¦ ¦ ¦ ¦случаев ¦

¦ ¦ ¦ ¦респираторных ¦

¦ ¦ ¦ ¦заболеваний, 3 - ¦

¦ ¦ ¦ ¦7% новых случаев ¦

¦ ¦ ¦ ¦хронических ¦

¦ ¦ ¦ ¦обструктивных ¦

¦ ¦ ¦ ¦заболеваний ¦

¦ ¦ ¦ ¦легких, 3 - 15% ¦

¦ ¦ ¦ ¦новых случаев ¦

¦ ¦ ¦ ¦бронхиальной ¦

¦ ¦ ¦ ¦астмы ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 3 ¦Неудовлетво- ¦Травмы на ¦Госкомстат ¦

¦ ¦рительные ¦производстве, ¦России ¦

¦ ¦условия труда на ¦профессиональные ¦Статистические ¦

¦ ¦производстве ¦заболевания и ¦данные ¦

¦ ¦ ¦профессиональные ¦Федерального ¦

¦ ¦ ¦отравления ¦Центра ¦

¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора¦

¦ ¦ ¦ ¦Министерства ¦

¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦ ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 4 ¦Радон ¦Рак легкого ¦Статистические ¦

¦ ¦ ¦ ¦данные ¦

¦ ¦ ¦ ¦Федерального ¦

¦ ¦ ¦ ¦Центра ¦

¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора¦

¦ ¦ ¦ ¦Министерства ¦

¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦ ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 5 ¦Загрязнение ¦Пищевые ¦Статистические ¦

¦ ¦продуктов ¦отравления ¦данные ¦

¦ ¦питания ¦ ¦Федерального ¦

¦ ¦химическими ¦ ¦Центра ¦

¦ ¦веществами ¦ ¦госсанэпиднадзора¦

¦ ¦природного ¦ ¦Министерства ¦

¦ ¦происхождения и ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦контаминантами ¦ ¦России ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 6 ¦Химическое ¦Отклонения в ¦Статистические ¦

¦ ¦загрязнение ¦состоянии ¦данные ¦

¦ ¦питьевой воды ¦здоровья, ¦Федерального ¦

¦ ¦Тяжелые ¦метгемоглобинемия¦Центра ¦

¦ ¦металлы: ¦ ¦госсанэпиднадзора¦

¦ ¦свинец, ртуть, ¦ ¦Министерства ¦

¦ ¦кадмий, мышьяк, ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦нитраты, ¦ ¦России, данные ¦

¦ ¦пестициды, фтор ¦ ¦мониторинга ¦

¦ ¦ ¦ ¦аттестованных ¦

¦ ¦ ¦ ¦лабораторных ¦

¦ ¦ ¦ ¦исследований ¦

¦ ¦ ¦ ¦(пермских ¦

¦ ¦ ¦ ¦научных ¦

¦ ¦ ¦ ¦организаций, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ЦГМС, ЦГСЭН) ¦

¦ ¦ ¦ ¦загрязнений ¦

¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦

¦ ¦ ¦ ¦КПАО ¦

+----+------------------+-----------------+-----------------+

¦ 7 ¦Загрязнение ¦Отклонение ¦Расчет по ¦

¦ ¦окружающей ¦нервно - ¦методике оценки ¦

¦ ¦среды свинцом ¦психического ¦риска ¦

¦ ¦ ¦развития детей ¦(Б.А.Раевич, ¦

¦ ¦ ¦ ¦А.А.Быков ¦

¦ ¦ ¦ ¦1998 г.) ¦

L----+------------------+-----------------+------------------

Выводы: на основании вышеизложенного в разделе 4, конкретные мероприятия по улучшению окружающей среды и предотвращению ее вредного влияния изложены в разделе 5.

Раздел 5. КОНКРЕТНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1. Вода.

Проблема обеспечения населения Коми - Пермяцкого автономного округа питьевой водой нормативного качества является одной из главных социально - гигиенических проблем.

Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляет государственная санитарно - эпидемиологическая служба.

В 2001 году в России принят новый нормативный документ СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества“, СанПиН 2.1.4.1175-02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников“.

В технологической цепочке источник - водоподготовка - водопроводная сеть, происходит изменение качества воды, которое обусловлено составом природных вод, соблюдением необходимых технологий при подготовке воды, наличием загрязняющих веществ, санитарно - техническим состоянием водопроводных сетей и уровнем санитарного благоустройства населенных мест.

Самая серьезная проблема - это крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации.

Более 60% водопроводных сетей находится в ветхом состоянии и требует замены, поэтому часты прорывы, аварии и отключения, и все вышеперечисленное приводит к загрязнению водной среды и нарушению санитарного благополучия населения.

50% населения округа пользуется питьевой водой из централизованных источников водоснабжения, которые эксплуатируются только из подземных водоносных горизонтов.

За последние 5 лет в целом по округу качество подаваемой населению питьевой воды остается на уровне 8 - 10% нестандартных проб по санитарно - химическим показателям; 14 - 20% - по микробиологическим показателям. Наиболее часто в питьевой воде превышены нормативные уровни железа и нитратов. 50% населения округа обеспечивается питьевой водой за счет децентрализованных источников. Качество воды в них не отвечает санитарным требованиям по санитарно - химическим показателям в 10 - 14% отобранных проб, по микробиологическим показателям - 25 - 35%.

5.2. Загрязнение воды и здоровье населения

Микробное и химическое загрязнение питьевой воды может быть причиной различных заболеваний населения.

Инфекционные агенты. С воздействием микроорганизмов связан целый ряд острых и хронических заболеваний: бактериальная дизентерия водного происхождения (шигеллез), вирусный гепатит “А“, брюшной тиф, холера.

Паразитарные заболевания: лямблиоз, описторхоз, дифиллоботриоз, которые являются эндемичными для нашей территории.

Химическое загрязнение питьевой воды.

ФТОР. Недостаток этого элемента в организме ведет к повышению растворимости зубной эмали и поражению зубов кариесом, при избытке появляется другое заболевание - флюороз.

ЙОД. Наша территория относится к местностям с недостаточным его содержанием в питьевой воде и, как следствие, у населения часто возникают йоддефицитные состояния.

ХЛОРИДЫ И СУЛЬФАТЫ. Высокое их содержание в питьевой воде определяет повышенный уровень заболеваемости желчной и мочекаменной болезнью, заболеваемости сердечно - сосудистой системы.

ЖЕЛЕЗО. Повышение его содержания в питьевой воде вызывает сухость, шелушение и раздражение кожи.

НИТРАТЫ И НИТРИТЫ. Повышенное их поступление в организм приводит к возникновению метгемоглобинемии.

НЕФТЕПРОДУКТЫ. Вследствие попадания их в организм человека, увеличивается патология желудочно - кишечного тракта у населения. В этой связи необходимо разрабатывать и принимать окружные целевые программы “Улучшение качества питьевого водоснабжения населения Коми - Пермяцкого автономного округа“ и “Гельминтозы и природно - очаговые заболевания Коми - Пермяцкого автономного округа“.

5.3. Воздух

В России регулирование качества атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируется Федеральными законами “Об охране атмосферного воздуха“ и “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ и СанПиН 2.1.6.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества воздуха населенных мест“.

Государственный надзор за качеством атмосферного воздуха, влиянием его на состояние здоровья населения осуществляет государственная санитарно - эпидемиологическая служба.

В условиях экономического кризиса и спада производства происходит уменьшение выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако увеличивается доля выбросов автотранспорта.

Качество атмосферного воздуха на автомагистралях и территории жилой застройки населенных пунктов Коми - Пермяцкого автономного округа исследуется на наличие сернистого газа, окислов азота, взвешенных веществ (пыль). Все пробы в пределах допустимых концентраций. Необходимо расширить перечень определяемых веществ и в первую очередь определить продукты сгорания топлива - свинец, 3-4 бенз(а)пирен и др., а для этого необходимо укомплектовать санитарно - гигиеническую лабораторию ЦГСЭН в КПАО атомно - абсорбционным спектрофотометром.

В этой связи необходимо разработать план (проект) основания и внедрения новых методик контроля загрязнения веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов округа: углеводороды, ПХБ, диоксины, помимо этого организовать проверку и принять меры по выполнению проектных решений по озеленению существующих и строящихся объектов, предприятий и организаций, населенных пунктов. “Положение“ о проектировании и организации зеленых зон населенных пунктов и промышленных предприятий Коми - Пермяцкого автономного округа принято Постановлением Главы Администрации N 361 от 13.11.2002 и реализация мероприятий начата в 2003 году.

5.4. Продукты питания

Одним из основных факторов, влияющих на здоровье населения, является питание. По данным статистического управления, в питании населения Коми - Пермяцкого автономного округа за последние 5 лет превалируют хлебобулочные и мукомольные продукты. В 2002 году несколько уменьшилось потребление кондитерских продуктов, и увеличилось потребление мясопродуктов. Стабильным остается потребление молокопродуктов.

В округе по-прежнему отсутствуют предприятия, выпускающие продукты, обогащенные макро- и микронутриентами. Улучшилось снабжение йодированной солью предприятий торговли и детских подростковых учреждений, в то же время отмечается большой процент соли с заниженным содержанием йода (9,4%), это можно объяснить неправильным ее хранением.

Недостаточное поступление в организм основных макро- и микронутриентов приводят к росту заболеваемости органов пищеварения. В 2002 году заболеваемость составила 90,3 на 1000 населения, в 2001 году была 115.4, в структуре общей заболеваемости болезни органов пищеварения занимают пятое место.

С 1998 года наметилась тенденция к уменьшению микробного загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья, хотя, в сравнении со среднероссийскими показателями, цифры остаются высокими, что объясняется слабой материальной базой объектов, и недостаточной санитарной грамотностью населения округа.

Пищевых отравлений на территории Коми - Пермяцкого автономного округа в 2002 году не зарегистрировано, из химических контаминантов, по-прежнему, на первом месте нитраты в овощах, хотя удельный вес проб с превышением ПДК в 2002 году снизился до 7,8% с 10,3 - в 2001 году. Проб с превышением ПДК по токсичным элементам, остаточным количествам ядохимикатов, микотоксинам и радионуклидам стронция-90 и цезия-134, 137 зарегистрировано не было.

5.5. Почвы и отходы

Содержание загрязняющих веществ в почве населенных пунктов контролировалось государственной санитарно - эпидемиологической службой, научными и агрохимическими лабораториями по договорам с Управлением природных ресурсов и охраной окружающей среды по Коми - Пермяцкому автономному округу. Основным источником загрязнения почвы на территории округа являются хозяйственно - бытовые отходы и объекты сельского хозяйства - животноводческие фермы. В 2001 году на основании Распоряжения Главы Администрации Коми - Пермяцкого автономного округа N 314-р от 10.09.2001 на территории округа проведена инвентаризация мест размещения отходов. Работа выполнялась совместно с кафедрой охраны окружающей среды Пермского государственного технического университета. Анализ полученных данных показал, что основную долю отходов округа представляют твердые бытовые отходы (ТБО). В результате инвентаризации выявлено 306 объектов длительного хранения промышленных отходов и ТБО, из них на 133 размещены отходы от населения, общий объем размещения - 641,63 тыс. тонн. 15 несанкционированных свалок, площадь которых превышает 100 кв. м, нет ни одного проекта, не ведется мониторинг окружающей среды в районах размещения свалок. С 2002 года Министерство природных ресурсов России проводит работы по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами.

Санитарно - эпидемиологической службой почва исследовалась на наличие пестицидов и яиц гельминтов, превышение ПДК по пестицидам не обнаружено, яйца гельминтов обнаружены в 0,9% отобранных проб почвы в селитебной зоне.

Поэтому нужно разработать координационный план мероприятий по организации регулярного контроля качества почв округа и организовать лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.

5.6. Ионизирующее излучение

Регулирование радиационной безопасности и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируются Федеральными законами:

- “О радиационной безопасности населения“ (1996 г.);

- “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ (1999 г.) и гигиеническими нормативами: “Нормы радиационной безопасности“ (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 и “Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности“ (ОСПОРБ-99) СП 2.6.1.799-99.

На территории округа радиационно - гигиенический мониторинг природных источников ионизирующих излучений проводится не в полном объеме, т.к. не реализуется программа “Радон“, и поэтому не проводится определение эквивалентной равновесной объемной активности радона.

Служба госсанэпиднадзора в Коми - Пермяцком автономном округе осуществляет надзор за 32 объектами, где применяются генерирующие источники ионизирующего излучения в лечебно - профилактических учреждениях (30 рентгено - диагностических и ФГ - кабинетов в ЛПУ округа) и 2 объектами промышленности.

Средний годовой уровень медицинского облучения населения КПАО в 2002 году составил 0.1 МЗВ, что в 10 раз меньше аналогичного показателя по России.

Для изучения действия радона на населения в Коми - Пермяцком округе необходимо принятие программы “Радон“.

5.7. Электромагнитные поля и излучения

Контроль уровня воздействия искусственных электромагнитных полей (ЭМП) в населенных пунктах проводит государственная санитарно - эпидемиологическая служба. Основным нормативным документом, регламентирующим допустимые уровни воздействия ЭМП, является СанПиН 2.2.4/2.1.8.989-00 “Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона“.

Основным источником ЭМП можно считать видеодисплейные терминалы, радиотелефоны, системы мобильной связи. Для снижения воздействия ЭМП на человека в Коми - Пермяцком автономном округе необходимо добиться на объектах гигиены детей и подростков на коммунальных объектах, объектах гигиены труда юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ в части контроля за ЭМП.

5.8. Шум. Вибрация

Допустимые уровни шума и вибрации, и предельно допустимые уровни для рабочих мест регламентируются санитарными правилами и нормами МЗ РФ. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки“, СН 2.2.4/2.1.8.566-96 “Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий“.

Основными источниками шума в жилой среде населенных пунктов являются транспорт, промышленные и коммунальные предприятия.

В этих отраслях Коми - Пермяцкого автономного округа регистрируются невысокие показатели профессиональной заболеваемости: вибрационная болезнь и тугоухость.

В этой связи нужно добиться внедрения на всех объектах надзора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями СП1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ в части уменьшения на работающих дополнительной шумовой и вибрационной нагрузки, которая превышает предельно допустимые уровни.

Раздел 6. ОСНОВНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА НА 2003 - 2004 ГОДЫ

----T--------------------T---------T-------------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственный ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 1 ¦Осуществить ¦ ¦Органы местного ¦

¦ ¦мероприятия по ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦обеспечению ¦ ¦(по согласованию) ¦

¦ ¦населения округа ¦ ¦ ¦

¦ ¦доброкачественной ¦ ¦ ¦

¦ ¦питьевой водой ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦1.1¦Разработать ¦В ¦Органы местного ¦

¦ ¦окружную целевую ¦течение ¦самоуправления ¦

¦ ¦программу ¦2003 - ¦(по согласованию) ¦

¦ ¦“Улучшение ¦2004 гг. ¦ ¦

¦ ¦качества питьевого ¦ ¦ ¦

¦ ¦водоснабжения ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения в КПАО“ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 2 ¦Разработать и ¦В ¦ЦГСЭН в районах, ¦

¦ ¦утвердить окружную ¦течение ¦ЦГСЭН в КПАО(по ¦

¦ ¦целевую программу ¦2003 - ¦согласованию), ¦

¦ ¦“Гельминтозы и ¦2004 гг. ¦управление ¦

¦ ¦природно - очаговые ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦заболевания в КПАО“ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦округа ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 3 ¦Внедрить в работу ¦В ¦Администрация ¦

¦ ¦II этап социально - ¦течение ¦округа, ЦГСЭН в ¦

¦ ¦гигиенического ¦2003 - ¦КПАО (по ¦

¦ ¦мониторинга на ¦2004 гг. ¦согласованию), ¦

¦ ¦территории КПАО ¦ ¦управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦округа, ¦

¦ ¦ ¦ ¦управление ¦

¦ ¦ “ ¦ ¦природных ¦

¦ ¦ ¦ ¦ресурсов по КПАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 4 ¦Организация ¦2003 - ¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦

¦ ¦действенного ¦2004 гг. ¦согласованию) ¦

¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦

¦ ¦санитарно - ¦ ¦ ¦

¦ ¦эпидемиологического ¦ ¦ ¦

¦ ¦надзора в округе, ¦ ¦ ¦

¦ ¦с применением ¦ ¦ ¦

¦ ¦лабораторных ¦ ¦ ¦

¦ ¦инструментальных ¦ ¦ ¦

¦ ¦методов ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 5 ¦Добиться внедрения ¦2003 - ¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦

¦ ¦на всех объектах ¦2004 гг. ¦согласованию) ¦

¦ ¦надзора юридическими¦ ¦ ¦

¦ ¦лицами и ¦ ¦ ¦

¦ ¦индивидуальными ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимателями ¦ ¦ ¦

¦ ¦СП 1.1.1058-01 ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Организация и ¦ ¦ ¦

¦ ¦проведение ¦ ¦ ¦

¦ ¦производственного ¦ ¦ ¦

¦ ¦контроля за ¦ ¦ ¦

¦ ¦соблюдением ¦ ¦ ¦

¦ ¦санитарных правил и ¦ ¦ ¦

¦ ¦выполнения санитарно¦ ¦ ¦

¦ ¦- противоэпидеми- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ческих ¦ ¦ ¦

¦ ¦(профилактических) ¦ ¦ ¦

¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 6 ¦Организовать среди ¦2003 - ¦Управление ¦

¦ ¦населения широкую ¦2004 гг. ¦здравоохранения ¦

¦ ¦разъяснительную ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦работу по вопросам ¦ ¦округа, ЦГСЭН в ¦

¦ ¦профилактики ¦ ¦КПАО (по ¦

¦ ¦заболеваний, ЗОЖ ¦ ¦согласованию) ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 7 ¦Организовать ¦Постоянно¦Природопользователи¦

¦ ¦проведение ¦ ¦ ¦

¦ ¦инвентаризации ¦ ¦ ¦

¦ ¦токсичных отходов ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦7.1¦Организация ¦С 2003 г.¦Управление ¦

¦ ¦лицензирования ¦ ¦природных ресурсов ¦

¦ ¦деятельности по ¦ ¦по КПАО (по ¦

¦ ¦обращению с ¦ ¦согласованию), ¦

¦ ¦опасными отходами ¦ ¦ЦГСЭН в КПАО(по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию), ¦

¦ ¦ ¦ ¦отдел охраны ¦

¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦округа ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 8 ¦Организовать ¦В ¦Органы местного ¦

¦ ¦проверку и принять ¦течение ¦самоуправления (по¦

¦ ¦меры по выполнению ¦2003 - ¦согласованию), ¦

¦ ¦проектных решений ¦2004 гг. ¦отдел охраны ¦

¦ ¦по озеленению ¦ ¦окружающей среды ¦

¦ ¦существующих и ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦строящихся ¦ ¦округа ¦

¦ ¦объектов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий и ¦ ¦ ¦

¦ ¦организаций, ¦ ¦ ¦

¦ ¦населенных пунктов. ¦ ¦ ¦

¦ ¦Начать ¦ ¦ ¦

¦ ¦проектирование и ¦ ¦ ¦

¦ ¦организацию зеленых ¦ ¦ ¦

¦ ¦зон населенных ¦ ¦ ¦

¦ ¦пунктов ¦ ¦ ¦

¦ ¦рекреационных и ¦ ¦ ¦

¦ ¦водоохранных зон ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов, имеющих ¦ ¦ ¦

¦ ¦важное значение для ¦ ¦ ¦

¦ ¦охраны и ¦ ¦ ¦

¦ ¦восстановления ¦ ¦ ¦

¦ ¦здоровья населения ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦ 9 ¦Разработать ¦2003 - ¦Департамент ¦

¦ ¦координационный ¦2004 гг. ¦Агропромышленного ¦

¦ ¦план мероприятий по ¦ ¦комплекса и ¦

¦ ¦организации ¦ ¦продовольствия, ¦

¦ ¦регулярного ¦ ¦управление ¦

¦ ¦контроля качества ¦ ¦ветеринарии, отдел ¦

¦ ¦почв округа ¦ ¦охраны окружающей ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦округа, ЦГСЭН в ¦

¦ ¦ ¦ ¦КПАО (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию), ¦

¦ ¦ ¦ ¦управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦природных ресурсов ¦

¦ ¦ ¦ ¦по КПАО (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦10 ¦Организация ¦Постоянно¦Управление ¦

¦ ¦государственного ¦ ¦ветеринарии ¦

¦ ¦ветеринарного ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦надзора при ¦ ¦округа ¦

¦ ¦предоставлении ¦ ¦ ¦

¦ ¦земельного участка ¦ ¦ ¦

¦ ¦под строительство, ¦ ¦ ¦

¦ ¦реконструкцию, ¦ ¦ ¦

¦ ¦модернизацию и ввод ¦ ¦ ¦

¦ ¦в эксплуатацию ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий по ¦ ¦ ¦

¦ ¦производству, ¦ ¦ ¦

¦ ¦переработке и ¦ ¦ ¦

¦ ¦хранению продуктов ¦ ¦ ¦

¦ ¦животноводства ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦11 ¦Осуществление ¦Постоянно¦Комитет по ¦

¦ ¦мероприятий по ¦ ¦земельным ресурсам ¦

¦ ¦восстановлению ¦ ¦и землеустройству ¦

¦ ¦плодородного слоя ¦ ¦Коми - Пермяцкого ¦

¦ ¦почвы, возникшего в ¦ ¦автономного округа ¦

¦ ¦результате ¦ ¦(по согласованию) ¦

¦ ¦нарушения правил ¦ ¦ ¦

¦ ¦для здоровья людей ¦ ¦ ¦

¦ ¦и окружающей среды ¦ ¦ ¦

¦ ¦веществами ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+---------+-------------------+

¦12 ¦Разработать план ¦С 2003 г.¦ЦГСЭН в КПАО (по ¦

¦ ¦(проект) основания ¦ ¦согласованию) ¦

¦ ¦и внедрения новых ¦ ¦управление ¦

¦ ¦методик контроля ¦ ¦природных ресурсов ¦

¦ ¦загрязнения ¦ ¦в Коми - Пермяцком ¦

¦ ¦веществ в ¦ ¦автономном округе ¦

¦ ¦атмосферном ¦ ¦(по согласованию) ¦

¦ ¦воздухе населенных ¦ ¦ ¦

¦ ¦пунктов округа ¦ ¦ ¦

¦ ¦углеводороды, ПХБ, ¦ ¦ ¦

¦ ¦диоксины ¦ ¦ ¦

L---+--------------------+---------+--------------------