Законы и постановления РФ

Постановление администрации КПАО от 26.10.2001 N 310 “О региональном плане действий по охране окружающей среды Коми-Пермяцкого автономного округа на 2002-2006 гг.“

АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2001 г. N 310

О РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 2002 - 2006 ГГ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, в целях реализации прав граждан округа на благоприятную окружающую среду в целях реализации конституционных прав населения округа на благоприятную окружающую среду постановляю:

1. Утвердить прилагаемый региональный план действий по охране окружающей среды (РПДООС) Коми - Пермяцкого автономного округа на 2002 - 2006 гг.

2. Объемы финансирования мероприятий плана предусматривать в бюджетах округа и органов местного самоуправления с ежегодной корректировкой.

3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

И.о главы Администрации

Коми - Пермяцкого
автономного округа

И.И.КАРПОВИЧ

Утвержден

постановлением

главы Администрации округа

от 26 октября 2001 N 310

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(РПДООС)

КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 2002 - 2006 ГОДЫ

Введение

Региональный план действий по охране окружающей среды Коми - Пермяцкого автономного округа на 2002 - 2006 годы (РПДООС) разработан для улучшения экологической обстановки и является неотъемлемой частью социально - экономической политики и развития Коми - Пермяцкого автономного округа.

Цели РПДООС округа - оздоровление окружающей природной среды, экологической обстановки округа, снижение влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, на биосферу округа и сохранение биоразнообразия, участие округа в международной и межрегиональной природоохранной деятельности Российской Федерации.

Основанием плана действий послужили положения Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды“, других законодательных актов Российской Федерации и Коми - Пермяцкого автономного округа, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, администрации округа.

Для реализации поставленных целей необходимо:

- решение экологических проблем во взаимосвязи с социально - экономическими проблемами развития округа;

- создание постоянно действующего механизма снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, в основе которого - требования и условия для субъектов хозяйственной деятельности с целью предотвращения или уменьшения ее негативных экологических последствий;

- совершенствование механизма привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации природоохранных мероприятий и проектов.

Для решения этих задач необходимо совершенствование действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики, нормативно - правовой базы, экономического и финансового обеспечения, государственного экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы. Необходимо проведение научных исследований для осознания и решения экологических проблем округа, формирования общественного экологического сознания.

Основные принципы и положения плана:

- приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений населения округа от неблагоприятных воздействий
факторов окружающей среды; уменьшение ущерба здоровью населения;

- приоритет охраны окружающей среды при принятии политических и экономических решений;

- совершенствование природоохранительного законодательства, нормативно - правовых актов округа, направленных на уменьшение нагрузки на окружающую среду, улучшение управления;

- развитие и совершенствование общественных, дисциплинарных, административных и экономических мер воздействия на природопользователей для предотвращения загрязнения и деградации окружающей природной среды округа;

- участие в решении федеральных, межрегиональных, международных и окружных программ по оздоровлению окружающей среды, возобновлению природных ресурсов, эффективному природопользованию, сохранению биоразнообразия и природно - культурного наследия, обеспечения экологической безопасности населения округа;

- воспитание общественного экологического сознания населения, экологического сознания хозяйствующих субъектов; введение непрерывного экологического образования населения округа;

- план действий по охране окружающей среды - средство стимулирования благоприятных для окружающей среды форм поведения природопользователей и органов управления исполнительной власти муниципальных образований округа;

- предусматривает условия для обмена опытом управления в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и возможность корректирования плана в зависимости от экологической ситуации в округе;

- учитывает возможность концентрации усилий, финансовых и экономических механизмов на выявление и устранение наиболее неблагоприятных проявлений воздействия факторов окружающей среды, качества природных ресурсов на социально - экономическое, экологическое состояние в округе всех участников реализации плана - природопользователей, муниципальные образования, органы законодательной и исполнительной власти, населения.

Раздел I. Анализ состояния окружающей природной среды

Коми - Пермяцкого автономного округа и экологическая

политика

1.1. Основные экологические проблемы.

Коми - Пермяцкий автономный округ за последнее десятилетие в связи с переходным периодом экономики переживает социально - экономический кризис. Некоторая стабилизация в экономике округа наметилась в 1998 году и сохранилась в 1999 - 2000 гг. Однако экономический спад с
1992 года до настоящего времени влияет на социальные условия жизни населения. Экономическая нестабильность вызвала ухудшение демографических показателей (низкая рождаемость, высокая смертность и миграция населения), что ведет к снижению количества населения, росту заболеваемости. Рождаемость с 1991 года снизилась по округу к 2000 году в 1,5 раза, общая смертность возросла в 1,17 раза, детская смертность в 1,3 раза. Снизилось количество браков по округу в 3 раза. Произошло сокращение населения округа со 158 тыс. человек в 1990 году до 150 тыс. человек. Рост заболеваемости среди всех слоев населения, в том числе и среди работоспособного возраста, приводит к уменьшению важнейшего экономического потенциала - людских ресурсов округа. Сохранение демографических показателей на уровнях 1993 - 1999 гг. приведет в будущем к резкому сокращению работоспособного населения.

Несомненно, что на здоровье населения, кроме социальных и экономических факторов, влияет и качество окружающей среды.

Атмосферный воздух

За последние 10 лет в округе произошло снижение выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников в 2,5 раза, от передвижных источников - в 2,6 раза. При этом в крупных населенных пунктах изменился состав загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух. Это связано с применением других видов топлива для отопительных и промышленных котельных, которые перешли на новые виды топлива - нефтепродукты (сырая нефть, печное топливо, мазут), а также с увеличением транспортных потоков легкового автотранспорта, составом трансграничных переносов загрязняющих веществ.

Возможно, что этот фактор окружающей среды в первую очередь послужил причиной роста заболеваний органов дыхания, эндокринных систем, сердечно - сосудистой системы, врожденных аномалий, органов чувств.

Экспертных оценок зависимости заболеваемости от качества атмосферного воздуха населенных мест округа не проводилось.

В целом же Коми - Пермяцкий
автономный округ по структуре и объемам загрязнений атмосферного воздуха необходимо отнести к наименее загрязненным территориям России, а тем более - Урала.

Мероприятия по решению проблем загрязнения атмосферного воздуха округа должны быть направлены на:

- изучение трансграничных атмосферных загрязнений и их влияние на окружающую природную среду (растительный и животный мир, почву и водные ресурсы) и здоровье населения;

- дополнительное изучение загрязнений атмосферного воздуха г. Кудымкара, райцентров и крупных промышленных поселков;

- перевод отопительных и промышленных котельных на более чистые виды топлива;

- газификацию населенных пунктов;

- перевод автотранспорта (в первую очередь - коммунальных служб) на газовое топливо; регламентацию движения транспорта в населенных пунктах;

- соблюдение генпланов застройки и благоустройства населенных мест, транспортных магистралей и промышленных зон и объектов;

- максимальное сохранение зеленых насаждений населенных мест, зеленых зон, рекреационных объектов, их развитие в пределах нормативов.

Водные ресурсы

Важнейший фактор окружающей среды - водный, который влияет на качество сырья, продукции, производимой в округе, а также напрямую или опосредованно - на здоровье населения округа.

Водопотребление населения и экономической сферы округа за последние 10 лет снизилось с 30 млн. м куб/год до 3,5 млн. м куб/год, те в 8,6 раза. Большой объем снижения водопотребления падает на начало 90-х. Дальнейшее снижение водопотребления шло ввиду спада промышленного и сельскохозяйственного производства, связанного со снижением поголовья общественного скота, сокращением переработки сельхозпродукции - за последние 5 лет снижение составило 12%. Однако отсутствует учет и отчетность по государственной статистической отчетности ф. 2ТП (водхоз) крупных фермерских, крестьянских и индивидуальных хозяйств, многих вновь созданных промышленных предприятий и других предприятий и организаций различной формы собственности. Это не позволяет уверенно утверждать о сокращении объемов водопотребления и
водоотведения в последние годы. При анализе сравнительных данных числа природопользователей и зарегистрированных налогоплательщиков выясняется неполный учет водопользователей по статистической отчетности ф. 2ТП (водхоз).

В округе остается низким охват городского населения централизованным водоснабжением - на 1995 год он составлял около 54,0%, по канализованию жилья - 52,5%.

Наиболее высокий охват населения централизованным водоснабжением и канализованием приходится на г. Кудымкар - 69,5 и 68,4% соответственно.

Очень низким остается обеспечение централизованным водоснабжением (5,9 %) и канализованием (1,5 %) жилищного фонда в сельской местности. Кроме г. Кудымкара развитие централизованного водоснабжения и канализования не наблюдалось. Имеющиеся водопроводы и канализация в районах округа, ввиду неудовлетворительного финансирования на их содержание, приходят в аварийное состояние (с. Юрла, с. Кочево, с. Коса , п. Пожва, с. Юсьва и другие водопроводы и канализационные системы). Районами не используются средства предприятий, внебюджетные средства на содержание и развитие систем централизованного водоснабжения и канализования населенных мест, а также общественных колодцев и скважин.

Во всех районах наблюдается противозаконная практика строительства гидротехнических сооружений (прудов, дамб и т.п.) без проектной документации или без согласований при использовании на эти цели бюджетных и внебюджетных средств (чаще - экологических фондов).

Недостаточное внимание, уделяемое исполнительной и законодательной властью вопросам водообеспечения населения и объектов социально - культурного назначения, пищевой промышленности усугубляет состояние здоровья населения округа, зачастую напрямую вызывая рост заболеваемости (инфекционной и соматической). Сегодня крайне необходима окружная целевая программа “Вода питьевая“, обоснованием которой должна быть экспертная оценка заболеваемости в зависимости от качества потребляемой воды, санитарно - технического состояния сооружений водоснабжения.

Одной из основных причин ухудшения водоснабжения и канализования населенных мест (кроме г. Кудымкара) является отсутствие управленческих решений исполнительной власти
на местах, бесплатное использование водных ресурсов при переходе на рыночную систему экономики.

Мероприятия по решению проблем рационального использования и охраны вод округа должны быть направлены в первую очередь на:

- улучшение управления использования и охраны водных ресурсов (платность водопользования, лицензирование водопользования, создание окружного фонда охраны водных ресурсов, усиление государственного контроля водных объектов, улучшение нормативно - правовой базы округа в этом направлении);

- дополнительное изучение проблемы загрязнений поверхностных и подземных вод, мер по его предотвращению;

- обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;

- строительство новых и реконструкция существующих очистных сооружений сточных вод;

- приведение состояния водоохранных зон и прибрежных полос в полное соответствие требованиям Водного кодекса Российской Федерации, других нормативно - правовых актов федерального значения;

- полный запрет хозяйственной деятельности и строительства на водных объектах без лицензий и прошедших экоэкспертизу проектов, реализуемых на водных объектах и землях водного фонда;

- повышение знаний населения о значимости водных объектов для здоровья населения округа, для развития социально - экономической базы.

Почвы и земельные ресурсы

Земельный фонд округа составляет 3277,0 тыс. га, из них земли лесного фонда 2644,6 тыс. га (80,7%), сельскохозяйственного назначения 561,4 тыс. га (17,1%), земли населенных пунктов 32,4 (0,98%). Земли промпредприятий, водного фонда и запаса составляют остальную часть территории в размере 38,6 тыс. га (1,17%). Земли особо охраняемых территорий не выделены в особую категорию в нарушение земельного кодекса.

В округе преобладают подзолистые почвы, на севере - песчаные и супесчаные почвы, повсеместно пригодные для земледелия. Однако даже используемые пахотные земли, сенокосы и пастбища округа подвержены деградации в связи с нарушениями правил агротехники, недостаточным применением удобрений, бессистемным выпасом скота Около 20% кормовых угодий округа заболочено, сокращается
площадь пахотных земель ввиду их неудовлетворительного использования или вывода из пользования.

Геохимический состав почв не изучен, фоновые значения химического состава земель отсутствуют, что затрудняет прогнозирование землепользования на перспективу, в том числе для пахотных земель, развития социальной сферы, населенных пунктов и объектов производства. Геохимический состав земель и почв позволяет судить о качестве сельскохозяйственной продукции, растительного и животноводческого сырья округа, служит основой сертификации продукции. Начатые в 1998 году геохимические исследования в Кудымкарском районе не нашли своего продолжения ввиду отсутствия финансирования, хотя данные этих исследований могут послужить основой и для углубленных геологических изысканий.

Значительное влияние на состояние почв и земель оказывают природопользователи в процессе своей деятельности. Ухудшение почв и земель лесного фонда длительное время происходило ввиду перерубов расчетной лесосеки и недостаточного лесовосстановления, рубок в запретных водоохранных зонах. Это привело к размыву почв, особенно на песчаных и супесчаных территориях, ветровой эрозии. Вторая причина - применение тяжелой лесозаготовительной техники. Ухудшило лесовосстановление сильное загрязнение и захламление лесных земель отходами лесозаготовок, в том числе - нефтепродуктами, ломом черных и цветных металлов. В 1999 году образовалось отходов древесины 39,6 тыс. тонн, в т.ч. лесосечных - 17,2 тыс. тонн.

Большие площади сельхозугодий подвержены эрозии, до минимума сокращены площади осушаемых земель и составляют около 3 тыс. га, в 1997 году орошаемые земли переведены в богарные в связи с неудовлетворительным состоянием оросительных систем.

Озабоченность вызывает снижение плодородия почв ввиду негативных воздействий на почвы и сокращения объемов по их устранению. За последние пять лет объемы проведения агрохимических мероприятий сведены к нулю.

В 2000 году на 1 га обрабатываемой пашни внесено по 9 ц органических удобрений и 7
кг (в действующем веществе) минеральных, не проводятся известкование и фосфоритование земель, что ведет к истощению пашни. Содержание гумуса в них достигло предельного минимального уровня и составляет около 2%. Увеличиваются площади неиспользуемых земель, в 2000 году в коллективных хозяйствах заброшенные пашни составляли 13%, в фермерских - 27%. Поступающие платежи за земли из местных бюджетов не направляются на повышение плодородия земель.

Предусмотренное программой “Развитие земельной реформы в округе на 1999 - 2002 гг.“ финансирование на оценку земель не проводилось и в бюджетах районов не предусматривалось. Земельная реформа в округе осуществляется без учета социально - экономической и экологической значимости земель. Градостроительная документация на населенные пункты, кроме г. Кудымкара, не обновлялась за последние 10 лет. Многие населенные пункты не имеют проектов планировки и застройки, проектирование на 1995 - 2000 гг. бюджетами всех уровней не планировалось. Отсутствие зонирования земель по экономической ценности удешевляет использование земель, наносит ущерб бюджетам и сокращает возможность финансирования мероприятий по охране и рациональному использованию земель, улучшению сельхозугодий.

Мероприятия по улучшению охраны и использования земель округа должны быть направлены на:

- улучшение управления по использованию и охране земель округа (платность по экологическому и экономическому зонированию, выделение охраняемых территорий в натуре, улучшение нормативно - правовых актов округа по использованию и охране земель и др.);

- научно - исследовательские работы по определению геохимического состава почв и земель, зонированию в эколого - экономическом аспекте, влиянию качества почв и земель на здоровье населения и качество окружающей среды, растительного и животного мира округа, качество растительного сырья (древесины, ягод, кормов и т.п.) и животноводческой продукции в целях последующего сертифицирования; кадастровая оценка земель;

-
улучшение государственного контроля за использованием и охраной земель;

- повышение эколого - экономических знаний населения и землепользователей в вопросах землепользования, охраны и воспроизводства почвы.

Использование полезных ископаемых и охрана недр

Несмотря на более интенсивное изучение и разведку полезных ископаемых округа в последние 8 лет, минерально - сырьевая база округа требует дальнейшей разведки и определения промышленных запасов полезных ископаемых округа. Наиболее изученными являются общераспространенные полезные ископаемые (глина, песок, гравий). Слабо изучены подземные воды северных районов - Кочевского, Косинского, Гайнского, здесь также недостаточна разведка на нефть, редкие полезные ископаемые. Так, при геохимической разведке земель Кудымкарского района выявлены аномалии с высоким содержанием марганца, цинка, свинца и других химических элементов, требующих дополнительной геологоразведки этих мест. Подобного изучения в других районах не проводилось.

В связи с отсутствием геологической службы в округе до 2000 года организация государственной охраны недр за последние годы ослаблена, особенно по подземным водам.

Следует считать, что многие полезные ископаемые из разведанных и имеющих промышленное значение месторождений не востребованы экономикой округа.

Мероприятия по улучшению использования ископаемых округа необходимо направить на:

- улучшение управления богатствами недр округа, создание нормативно - правовой базы по недрам;

- создание окружного фонда по разведке, использованию и охране недр округа при платности пользования недрами, лицензировании добычи и других мероприятий, связанных с использованием недр;

- расширение научно - исследовательских работ и разведки полезных ископаемых, передачи месторождений в пользование;

- разработку долгосрочной программы по использованию и охране недр округа.

Растительный мир, в том числе леса

Растительный мир округа насчитывает более 900 видов растений, из них более 100 видов лекарственных.

Основным богатством округа являются леса, занимающие до 83% площади округа. За последние 10 лет рубки расчетной лесосеки округа стали составлять не более 30 - 35%. Увеличивается доля перестойных лесов, особенно лиственных пород, в северных районах округа (Гайнский, Косинский, Кочевский). Не решен вопрос использования низкосортной древесины. Недостаточно сил и средств для содействия естественному возобновлению и уходу за лесопосадками.

При лесопатологических обследованиях выявлены большие площади больных лесов. Начата организация площадок мониторинга за состоянием лесов. Не изучено влияние трансграничных и региональных загрязнений атмосферного воздуха на качество лесов.

Требует упорядочения оплата побочного лесопользования, организация лицензирования в лесном хозяйстве округа, улучшение государственного контроля за арендаторами лесных площадей, за особо охраняемыми природными территориями, лесами населенных пунктов и I группой лесов других категорий. Неоспорима необходимость воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к богатствам леса, а также соблюдения правил лесопользования природопользователями округа.

Ставки за древесину, отпускаемую на корню, очень низкие, составляют не более 5% стоимости обезличенного кубометра древесины. Государство, как собственник лесов, недополучает при этом значительную часть ренты, неэффективно выполняя функции по извлечению дохода за лесные ресурсы.

В округе не осуществляется сертификация продукции и сырья в сфере растительных ресурсов, слабо развита переработка не только деловой древесины, но и сырья побочного лесопользования, что также снижает доходы бюджетов всех уровней и, соответственно, объемы средств, направляемых на охрану и восстановление лесов.

Для улучшения использования и охраны растительного мира округа необходимо:

- улучшение управления в сфере использования, охраны и воспроизводства растительных ресурсов округа, в т.ч. улучшение нормативно - правовой базы округа, введение лицензирования, сертификации, экологического страхования;

- научно - исследовательские работы в области использования, охраны и воспроизводства лесов и иной растительности;

- увеличение охраняемых территорий (ООПТ) лесов и иных растительных участков с редкими и исчезающими видами растений, лесов защитного значения (городских лесов, зеленых зон населенных пунктов, лесопарков, водоохранных зон и придорожных полос), отвод их в натуре;

- увеличение объемов использования низкосортной древесины и отходов производства в лесном комплексе; внедрение малоотходных технологий;

- улучшение видового состава лесов;

- введение мониторинга растительного мира округа, в т.ч. лесов;

- материально - финансовое обеспечение противопожарных мероприятий;

- воспитание населения в духе бережного отношения к растительному миру округа.

Животный мир, в том числе рыбные ресурсы

Животный мир округа недостаточно изучен. Зарегистрированы четыре вида земноводных, четыре вида пресмыкающихся, более 50 видов млекопитающих, 180 видов птиц, более 30 видов рыб. Совершенно не изучены насекомые, моллюски округа. Учет численности ежегодно проводится только по охотничьим видам животных. По данным этих учетов с 1993 года идет сокращение численности лося, почти исчез кабан, идет рост численности зайца, медведя, выдры. Снизилась численность тетеревиных птиц, несколько увеличилась численность водоплавающих птиц - наиболее многочисленных представителей животного мира округа - их в 1999 году было более 98 тыс. особей.

В округе обитают виды, занесенные в Красные Книги России и Среднего Урала: черный аист, беркут, краснозобая казарка, орлан - белохвост, сапсан, скопа, пискулька, чернозобая гагара, лебедь - кликун, обыкновенный турпан, болотный лунь, кобчик, большой подорлик, ястребиная сова, воробьиный сыч, филин, бородатая неясыть, из млекопитающих - северный кожанок, прудовая и водяная ночницы, европейская норка. Последняя вытесняется американской норкой. Из рыб, занесенных в Красную Книгу России, встречается бычок - подкаменщик, к редким видам рыб были отнесены стерлядь, таймень, но после прекращения молевого сплава численность их возросла и позволяет любительский лов на рр. Каме, Косе, Лолог, Весляне и других притоках Камы.

Наибольший урон животному миру округа нанесли в прошедшее десятилетие экономический спад и рост браконьерства.

В округе имеются программы по охране и воспроизводству охотничьих видов животных и охране, воспроизводству рыбных запасов.

Мероприятия этих программ выполняются частично ввиду крайне недостаточного финансирования, поэтому необходима их корректировка.

Кроме того необходимо:

- улучшение нормативно - правовой базы по охране и воспроизводству животного мира округа;

- принятие ряда управленческих решений по созданию резерватов в целях охраны и воспроизводства редких видов животных, птиц и отдельных видов рыб; по запрету охоты на отдельные виды на территориях некоторых административных образований;

- научно - исследовательская работа по изучению насекомых и беспозвоночных, по установлению истинной численности некоторых видов животных, птиц, рыб; разработке научно обоснованных мероприятий по воспроизводству животного мира округа.

Отходы производства и потребления

В 1998 году принят федеральный закон “Об отходах производства и потребления“, в соответствии с которым введена статистическая отчетность всех природопользователей, имеющих в своем обращении отходы. В 1999 году всеми администрациями (города и районов) округа приняты муниципальные программы по отходам. Однако положение по учету, отчетности природопользователей, по лицензированию в сфере обращения с отходами производства и потребления в округе остается сложным и не соответствует требованиям федерального законодательства.

За 1999 год, по неполной отчетности, образовалось 248 тыс. тонн отходов производства и потребления, в т.ч. токсичных (1 - 3 кл. опасности) - 352 тонны. Из них использовано в собственном производстве 164,2 тыс. тонн или 66,2% от общих объемов образования. Полностью обезврежено 34,3 тыс. тонн, передано другим природопользователям или на переработку и утилизацию 16,3 тыс. тонн (соответственно 13,8 и 6,6%). На территориях природопользователей осталось 34,2 тыс. тонн (13,4%), с учетом накопления предыдущих лет - 141,7 тыс. тонн.

Размещение отходов производится на 182 полигонах (свалках), из них только 134 санкционированы администрациями и природоохранными службами, но не имеют лицензии на этот вид деятельности. На 48 несанкционированных свалках размещено 156,8 тыс. тонн твердых бытовых отходов с примесью промышленных, в т.ч. токсичных, отходов. В округе отсутствуют полигоны для твердых бытовых отходов, отвечающих современным требованиям. Попытка проектирования полигона ТБО г. Кудымкара не завершена ввиду отсутствия достаточного финансирования.

Администрации муниципальных образований округа неудовлетворительно работают по вопросам исполнения федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В целях упорядочения по исполнению федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в округе необходимо:

- совершенствование и развитие законодательства и нормативно - правовых актов округа;

- улучшение управления отходами на всех уровнях государственной власти и органов самоуправления;

- проектирование объектов размещения и переработки отходов производства и потребления;

- усиление государственного контроля;

- внедрение малоотходных технологий производства, ресурсосберегающих технологий потребления природных ресурсов;

- 100% охват лицензирования в сфере обращения с отходами.

Раздел II. Организационные мероприятия

-----T--------------------------------T----------T-------------T-----------------------------------------T--------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦Ответственные¦ Размеры финансирования (тыс. руб.) ¦ Наименование ¦

¦ ¦ ¦исполнения¦за исполнение¦ ¦ целевых ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +------T------T------T------T------T------+ программ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ и комплексов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий ¦

+----+--------------------------------+----------+-------------+------+------+------+------+------+------+--------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦

+----+--------------------------------+----------+-------------+------+------+------+------+------+------+--------------+

¦2.1 ¦Заключить или обновить договоры ¦2002 г. ¦Окрадминист- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Улучшение ¦

¦ ¦и соглашения по взаимодействию ¦ ¦рация; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления ¦

¦ ¦с администрациями и другими ¦ ¦комитет прир.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природными ¦

¦ ¦органами управления Пермской ¦ ¦ресурсов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсами и ¦

¦ ¦области, Республики Коми, ¦ ¦КПАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраной ¦

¦ ¦Кировской области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей ¦

¦ ¦федеральными службами этих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды ¦

¦ ¦регионов по вопросам охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦окружающей среды, природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ресурсов и экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безопасности, всего, в т.ч.: ¦ ¦ ¦ 10,0¦ 10,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦

¦ ¦- смета ¦ ¦ ¦ 10,0¦ 10,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦

+----+--------------------------------+----------+-------------+------+------+------+------+------+------+--------------+

¦2.2 ¦Заключать Договоры с МПР России,¦2002 - ¦Комитет прир.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Департаментом природных ресурсов¦2006 г. ¦ ресурсов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Приволжского федерального ¦ ¦ КПАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦округа по финансированию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦инвестициям мероприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦охране и рациональному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦использованию природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ресурсов, охраны окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды и экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безопасности окружного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦федерального значения, всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ 60,0¦ 20,0¦ 10,0¦ 10,0¦ 10,0¦ 10,0¦ ¦

¦ ¦- смета ¦ ¦ ¦ 60,0¦ 20,0¦ 10,0¦ 10,0¦ 10,0¦ 10,0¦ ¦

+----+--------------------------------+----------+-------------+------+------+------+----“-+------+------+--------------+

¦2.3 ¦Разработать и утвердить правовые¦ ¦ Комитет ПР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Улучшение ¦

¦ ¦и нормативные акты округа: ¦ ¦ по КПАО ¦ ¦ ¦ ¦