Законы и постановления РФ

Письмо Отдела юстиции КПАО от 05.09.2001 N 875 <О применении законодательства службой судебных приставов РФ в связи с внесением изменений>

ОТДЕЛ ЮСТИЦИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПИСЬМО

от 5 сентября 2001 г. N 875

В связи с изменениями и дополнениями в законодательстве Российской Федерации доводится следующее:

1. Правительством РФ постановлением N 519 от 6.07.2001 г. утверждены Стандарты оценки, обязательные. к применению субъектами оценочной деятельности (РГ от 24.07.2001 г., Сборник законодательства РФ N 29 от 16.07.2001 г. ст. 3026).

При проведении оценки согласно ст. 52 ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“ (далее - ФЗ) необходимо руководствоваться указанными Стандартами, особенно при привлечении к оценке имущества специалиста, который обязан в документе об оценке указать сведения доказательственного значения.

При привлечении специалиста по оценке строго соблюдать требования ст. 41, 52 ФЗ - вынесение постановления
на основании заявления одной из сторон исполнительного производства с взысканием исполнительных расходов.

2. При планировании и проведении проверок у работодателей по исполнительным документам на работающих у них должников необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона РФ от 8.08.2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ (РГ от 11. 08. 2001 г., СЗ РФ N 33 ч. 1 от 13.08.2001 г. ст. 3436).

Служба судебных приставов не является органом государственного контроля (надзора). Однако в целях недопущения грубых нарушений при проведении проверок, поступления обоснованных жалоб предлагаем изучить с подчиненными закон и обеспечить его соблюдение, особенно в части обоснования проверок,(плановые и внеплановые), процедуры и оформления результатов проверок.

3. Конституционный суд РФ 30.07.2001 г. принял постановление N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 ФЗ “Об исполнительном производстве“ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой ООО “Разрез “Изыхский“.

Согласно Постановлению КС РФ необходимо:

3.1. Постановление о взыскании исполнительского сбора должно выноситься после истечения срока, данного для добровольного исполнения (п. 1 ст. 81 и п. 3 ст. 9 ФЗ). Нельзя руководствоваться п. 5 ст. 81 ФЗ.

3.2. Постановление о взыскании исполнительского сбора должно в обязательном порядке утверждаться старшим судебным приставом, аналогично постановлениям по наложению штрафов в порядке ст. 87 ФЗ.

3.3. Согласно Постановлению КС РФ исполнительский сбор в ФЗ установлен в максимальном размере и может быть снижен с учетом степени вины нарушителя (должника) и других факторов. Однако в ФЗ указан конкретный размер (7%
суммы, 5 и 50 минимальных размеров оплаты труда) и судебным приставам - исполнителям закон не предоставляет право на его изменение. Поэтому постановления выносятся согласно п. 1 ст. 81 ФЗ, но должнику необходимо разъяснять право обращения в суд о снижении суммы исполнительского сбора. Обращение в суд производится в порядке п. 1 ст. 90 ФЗ. В таком же порядке должник через суд доказывает уважительные причины пропуска сроков добровольного исполнения исполнительных документов, то есть нарушения ст. 9 ФЗ.

3.4. КС РФ признал п. 1 ст. 77 ФЗ не соответствующим Конституции России в части оплаты исполнительского сбора в первоочередном порядке, а требования взыскателя - в последнюю очередь, но не определил очередности распределения.

Исполнительский сбор, являясь федеральной собственностью, поступает в федеральный бюджет (30%) и во внебюджетный фонд. Законодательство не позволяет работникам службы судебных приставов по своему усмотрению распределять взысканные суммы. Поэтому при обращениях взыскателей необходимо разъяснять право обжалования в порядке ст. 90 ФЗ порядка (очередности) распределения взысканной с должника суммы.

Начальник Отдела Минюста

по Коми - Пермяцкому автономному округу

В.С.ЧУГАЙНОВ