Законы и постановления РФ

Закон КПАО от 29.04.1996 N 14 (ред. от 01.12.1997) “О выборах должностных лиц муниципальных образований в Коми-Пермяцком автономном округе“ (принят ЗС КПАО 12.03.1996)

Утратил силу в связи с изданием Закона КПАО от 05.06.2000 N 18.

Изменения, внесенные Законом КПАО от 23.09.1996 N 40, вступили в силу 23 сентября 1996 года.

Изменения, внесенные Законом КПАО от 01.12.1997 N 51, вступили в силу со дня официального опубликования.

29 апреля 1996 года N 14

КОМИ - ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН

О ВЫБОРАХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В КОМИ - ПЕРМЯЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. Законов КПАО от 23.09.1996 N 40, от 01.12.1997 N 51)

Принят

Законодательным Собранием

Коми - Пермяцкого автономного округа

12 марта 1996 года

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы участия граждан в выборах

Выборные должностные лица муниципальных образований (должностные лица) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Статья 2. Законодательство о выборах должностных лиц муниципальных образований

Законодательство о выборах должностных лиц муниципальных образований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации“ и настоящий Закон.

Статья 3. Избирательные права гражданина Российской Федерации

Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, проживающий на территории муниципального образования или проживающий вне этой территории, но имеющий в ее пределах земельный участок, иную недвижимость, имеет право избирать должностных лиц муниципальных образований.

Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Назначение выборов должностных лиц муниципальных образований

Выборы должностных лиц муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления в порядке и сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 70 дней.

Статья 5. Право выдвижения кандидатов на должности выборных должностных лиц

Право выдвижения кандидатов на должности выборных должностных лиц принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.

Статья 6. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями

Подготовка и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Статья 7. Право на предвыборную агитацию

Органы государственной власти Коми - Пермяцкого автономного округа
и органы местного самоуправления обеспечивают гражданам Российской Федерации и общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с настоящим Законом.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосованию за или против того или иного кандидата.

Кандидатам на должность выборного должностного лица, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации.

Статья 8. Финансирование выборов должностных лиц местного самоуправления

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов должностных лиц местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Кандидаты на выборные должности создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов должностных лиц местного самоуправления

Подготовка и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления осуществляются открыто и гласно.

Все решения избирательных комиссий и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию.

Глава II

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 10. Избирательный округ

Выборы должностных, лиц местного самоуправления проводятся по избирательному округу, который включает в себя территорию соответствующего муниципального образования.

Статья 11. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки.

Избирательные участки образует руководитель исполнительного органа местного самоуправления или иное должностное лицо (орган) местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня выборов.

Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;

соблюдение границ муниципальных образований, находящихся в составе муниципального образования.

Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых
избирательных комиссий публикуются в местной печати или доводятся до избирателей иным общедоступным способом не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 12. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме руководителем исполнительного органа (иным должностным лицом или органом) местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Данные об избирателях направляются в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.

Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений,

Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.

Статья 13. Порядок включения граждан в списки избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерация, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей третьей настоящего Закона.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации или факт регистрации в органе местного самоуправления в качестве избирателя в случае, если он имеет на территории муниципального образования земельный участок или иную недвижимость.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по месту их нахождения.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.

Статья 14. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после
начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава IV

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 15. Система избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления обеспечивают избирательные комиссии:

территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований);

участковые избирательные комиссии.

Если на территории муниципального образования образуется один избирательный участок, то территориальная избирательная комиссия выполняет одновременно функции территориальной и участковой избирательных комиссий.

Статья 16. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 - 9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления.

Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии.

При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

Кандидаты на должность выборного должностного лица местного самоуправления вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 17. Порядок формирования участковой избирательной комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5 - 10 членов.

При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.

Кандидаты на должность выборного должностного лица вправе назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. В день голосования каждый кандидат на должность должностного лица,
каждое избирательное объединение (блок) вправе назначить в участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и знакомиться с заверенными копиями этих документов.

Статья 18. Статус члена избирательной комиссии

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должности выборных должностных лиц, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.

При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению представительного органа местного самоуправления в случаях:

подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

выезда члена избирательной комиссии на постоянное место жительства за пределы муниципального образования;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

Членам избирательной комиссии с правом решающего
голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Полномочия членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов должностных лиц местного самоуправления, в случае, если кандидаты, назначившие их, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах. Полномочия остальных членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов. Срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий участковых избирательных комиссий.

Статья 19. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий:

руководит деятельностью участковых избирательных комиссий;

осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;

обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должность должностного лица местного самоуправления;

выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения о регистрации;

устанавливает формы избирательных документов;

утверждает текст избирательного бюллетеня;

обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

устанавливает нумерацию избирательных участков;

распределяет средства, выделенные из бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов должностных лиц местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств;

контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;

оказывает организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;

рассматривает жалобы (заявления) на решения
и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов;

устанавливает лиц, избранных на должности выборных должностных лиц местного самоуправления и выдает им удостоверения об избрании;

обнародует итоги выборов, обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архивы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим

Законом.

Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после назначения очередных выборов на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;

составляет список избирателей по избирательному участку;

проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;

организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;

рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального обнародования общих итогов выборов.

Статья 21. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий праве присутствовать кандидаты на должность выборного должностного лица и их доверенные лица, представители средств массовой информации.

Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные и итоги голосования по каждому кандидату.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в
другие средства массовой информации, обнародуются иными способами в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Статья 22. Организация деятельности избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.

Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным и окружным законам, уставу муниципального образования и иным нормативным правовым актам местного самоуправления либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, а также по решению соответствующей избирательной комиссии и другие ее члены с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии на штатной основе. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса производится в пределах выделенных избирательной комиссии бюджетных средств в порядке и размерах, определяемых территориальной избирательной комиссией.

Статья 23. Содействие деятельности избирательных комиссий

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Статья 24. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Глава V

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 25. Понятие избирательного объединения

Избирательными объединениями в соответствии с настоящим Законом являются местные отделения общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений и местные общественные объединения, созданные в порядке, установленном федеральными законами, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов должностных лиц местного самоуправления.

Статья 26. Избирательные блоки

Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с частью первой статьи 25 настоящего Закона.

В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

Решение о вхождении в избирательный блок принимается высшим руководящим органом общественного объединения.

Избирательные блоки регистрируются территориальной избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в территориальную избирательную комиссию решений высших руководящих органов общественных объединений о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Статья 27. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока

Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах должностного лица местного самоуправления, в том числе и по финансовым вопросам.

Статья 28. Участие избирательных объединений избирательных блоков в выборах должностных лиц местного самоуправления

Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах должностных лиц местного самоуправления на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом.

Глава VI

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ

ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 29. Выдвижение кандидатов на должность выборного должностного лица избирательным объединением, избирательным блоком

Выдвижение кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления производится высшим органом избирательного объединения, избирательного блока. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата.

Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

Статья 30. Документы, представляемые избирательным объединением, избирательным блоком в территориальную избирательную комиссию

Одновременно с решением о выдвижении кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления избирательное объединение, избирательный блок представляют в территориальную избирательную комиссию заверенные надлежащим образом копию свидетельства о регистрации общественного объединения, копию устава, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, решения высших органов общественных объединений о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Статья 31. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями

Право выдвинуть свою кандидатуру на должность выборного должностного лица принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.

Право выдвинуть кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления принадлежит также избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории соответствующего муниципального образования.

Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.

Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого на должность выборного должностного лица местного самоуправления

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидатов на должность выборного должностного лица, осуществляют сбор подписей избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей данного муниципального образования.

Сбор подписей в поддержку кандидатов начинается со дня официального объявления о дне выборов, а для избирательных блоков - со дня регистрации избирательного блока территориальной избирательной комиссией.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены настоящим Законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.

Подписные листы изготавливаются по форме, устанавливаемой территориальной избирательной комиссией.

При сборе подписей в поддержку кандидата на должность должностного лица местного самоуправления в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата; при сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным блоком, избирательным объединением, помимо этого указываются наименование избирательного объединения, выдвигающего кандидата, и принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество; год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и лицом, выдвинутым в кандидаты, или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающих кандидата.

Статья 33. Регистрация кандидатов на должность выборного должностного лица

Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, избирательным объединением, избирательным блоком, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в территориальную избирательную комиссию представляются данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность выборного должностного лица местного самоуправления и решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата.

Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдают уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.

Территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей территориальная избирательная “омиссия организует соответствующую проверку подписных листов.

Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения, избирательного блока.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 15 дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в части пятой статьи 32 настоящего Закона.

В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, будет зарегистрирован только один кандидат либо не будет зарегистрирован ни один кандидат, выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 30 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

Если на день выборов останется менее двух кандидатов, выборы откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Глава VII

СТАТУС КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО

ЛИЦА

Статья 34. Равенство кандидатов на должность выборного должностного лица

Все зарегистрированные кандидаты на должность выборного должностного лица обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 35. Права и обязанности кандидата на должность выборного должностного лица

После регистрации кандидат на должность выборного должностного лица не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

После регистрации кандидат по личному заявлению может быть освобожден от работы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока территориальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере, установленном представительным органом местного самоуправления.

Кандидат на должность выборного должностного лица не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату на предвыборную агитацию.

Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией. Доверенные лица получают удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Глава VIII

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 36. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность выборного должностного лица, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

органам государственной власти Коми - Пермяцкого автономного округа, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

благотворительным организациям и религиозным объединениям;

членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);

путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должность выборного должностного лица либо их доверенными лицами.

Статья 37. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.

Статья 38. Предвыборная агитация через средства массовой информации

Должностные лица редакций периодических печатных изданий, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет средств окружного бюджета Коми - Пермяцкого автономного округа, местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности публикации агитационных предвыборных материалов для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, статьи, устанавливается территориальной избирательной комиссией.

Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, “круглых столов“, пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом избирательное объединение, избирательный блок, кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных средств массовой информации запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Статья 39. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления и доверенных лиц с избирателями.

Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией.

По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных или муниципальных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов на должность выборного должностного лица и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков.

Статья 40. Распространение агитационных печатных материалов

Избирательные объединения, кандидаты на должность выборного должностного лица вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.

Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.

Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в

любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.

Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.

Не позднее чем за 20 дней до дня выборов органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Каждому кандидату должна быть выделена равная площадь для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.

Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации.

Глава IX

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 41. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов должностных лиц местного самоуправления, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств местных бюджетов.

Статья 42. Избирательные фонды

Кандидаты формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату.

Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:

средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией;

собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз;

средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 150 раз;

добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Размер пожертвований физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100.

Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 1000 раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:

иностранных государств, организаций и граждан;

лиц, не имеющих гражданства;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;

международных организаций и международных общественных движений;

органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

воинских частей, военных учреждений и организаций;

благотворительных организаций и религиозных объединений.

Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход муниципального образования.

Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.

Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.

Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Территориальная избирательная комиссия может на основании соответствующего ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.

Статья 43. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность

Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, средств избирательных фондов кандидатов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Кандидаты на должность выборного должностного лица представляют в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов.

Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.

Территориальная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств местного бюджета представительному органу местного самоуправления не позднее через три месяца со дня официального опубликования общих итогов выборов.

Статья 44. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов

Кандидаты не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают территориальной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им соответствующей избирательной комиссией. Остатки денежных средств на счетах кандидатов, после окончания выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешения территориальной избирательной комиссии.

Глава Х

ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 45. Помещение для голосования

Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий исполнительными органами местного самоуправления.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех кандидатах. В информационных материалах о кандидатах, а также об их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилий кандидатов, баллотирующихся на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

Статья 46. Избирательные бюллетени

Для выборов должностного лица местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 28 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные, предусмотренные частью пятой статьи 32 настоящего Закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этих избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка “Против всех кандидатов“ с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.

Статья 47. Порядок голосования

В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии.

Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.

В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: “досрочное“ (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.

В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

(часть 6 в ред. Закона КПАО от 23.09.1996 N 40)

При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть. внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц, кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе “Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней“ с указанием своей фамилии.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.

В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов“.

Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения (блоки), доверенные лица кандидатов, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

На отдаленных и труднодоступных избирательных участках в связи с неблагоприятными погодными условиями может быть организовано досрочное голосование за 5 дней до выборов, при этом итоги голосования подводятся и оглашаются в день проведения выборов. Перечень отдаленных и труднодоступных избирательных участков устанавливается Законом автономного округа.

(абзац введен Законом КПАО от 01.12.1997 N 51)

Статья 48. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения (блоки), и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол вносятся следующие данные:

число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день“выборов;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число избирательных бюллетеней содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число действительных избирательных бюллетеней;

число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;

число голосов, поданных за каждого кандидата;

число голосов, поданных против всех кандидатов.

Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколами в целом или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протоколов территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) территориальной избирательной комиссии.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после подписания незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений (блоков), иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в территориальную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.

Статья 49. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов определяет результаты выборов.

Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Избранным признается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее числа голосов, поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Территориальная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если количество участвовавших в них избирателей оказалось меньше установленного уставом муниципального образования числа, которое не может быть менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий составляет протокол, в который вносятся следующие данные:

число участковых избирательных комиссий;

число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;

число избирателей, внесенных в списки избирателей;

число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

общее число действительных избирательных бюллетеней;

общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

фамилия, имя и отчество избранного кандидата.

Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Первый экземпляр протокола хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии.

Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов и членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

Избирательные бюллетени хранятся не менее года, протокол об итогах голосования и о результатах выборов - не менее года со дня назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев.

Статья 50. Повторные выборы

В случае, если выборы должностного лица признаны несостоявшимися или недействительными либо в результате голосования не был избран ни один кандидат, представительный орган местного самоуправления назначает повторные выборы должностного лица муниципального образования.

Выдвижение и регистрация кандидатов, другие действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом. При повторных выборах сроки избирательных действий сокращаются на треть.

Статья 51. Регистрация избранного выборного должностного лица местного самоуправления

Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность выборного должностного лица местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный на должность выборного должностного лица местного самоуправления, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом выборного должностного лица местного самоуправления.

Территориальная избирательная комиссия после официального опубликования итогов выборов проводит регистрацию избранного должностного лица местного самоуправления и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, установленных частью первой настоящей статьи.

Статья 52. Опубликование итогов голосования и результатов выборов

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по муниципальному образованию в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Территориальная избирательная комиссия публикует в местной печати, доводит до всеобщего сведения иным способом, предусмотренным в уставе (иных нормативных правовых актах) муниципального образования, данные протоколов всех участковых избирательных комиссий не позднее чем через 10 дней со дня выборов.

Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

Коми - Пермяцкого автономного округа

Н.А.ПОЛУЯНОВ

г. Кудымкар

29 апреля 1996 года

N 14