Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 28.09.2009 по делу N А31-6603/2009 Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является основанием для привлечения данных лиц к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. по делу N А31-6603/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Стрельникова Ольга Александровна,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО “Заволжье“

к Государственной жилищной инспекции Костромской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности N 35-11-09 от 06.08.2009 г.

протокол вел: секретарь судебного заседания Шорохова С.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Меркулова В.Н., доверенность N 1344 от 31.12.2008 г.

от ответчика: Хромова Н.А., доверенность от 16.10.2008 г., удостоверение N 03708 от 29.01.2009 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Заволжье“, (далее по тексту
- Общество, управляющая организация), г. Кострома, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области N 35-11-09 от 06.08.2009, которым оно привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

ООО “Заволжье“ на основании договора управления МКД является управляющей организацией по отношению к жилому дому N 50 по ул. 1-ой Загородной в г. Костроме.

Государственной жилищной инспекцией Костромской области 23.07.2009 по жалобе жителей проведена проверка дома N 50 по ул. 1-я Загородная в г. Костроме, в ходе которой выявлены следующие нарушения, допущенные Обществом, являющимся управляющей организацией требований пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.2.3.1, 4.6.1.25, 4.7.1, 5.5.6, 4.6.2.3 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170; требований пп. 10 (а, б, г), 11(з) “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 N 491, а именно: выявлена неисправность (просвет, недостаточный напуск друг на друга) шиферного кровельного покрытия, наличие следов протечек в кв. 12, 13, 15,
нарушение примыкания вентиляционных труб с кровлей 2-го подъезда, разрушение штукатурного слоя цоколя; отсутствие жалюзийных решеток на слуховом окне 2-го подъезда; отпадение участка штукатурки по периметру дверного проема (L = 1,2M) входной двери тамбура, разрушение штукатурного слоя кирпичной кладки вентиляционных и газодымоходных труб на кровле 2-го подъезда.

По результатам проверки составлен акт проверки N 103-11 от 23.07.2009 предписание N 137-11 от 23.07.2009 об устранении нарушений, в отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении N 35-11 от 23.07.2009 г.

Рассмотрев материалы административного дела, начальник Государственной жилищной инспекцией Костромской области установил в действиях управляющей организации состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и постановлением N 35-11-09 от 06.08.2009 привлек виновное лицо к ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Как указывает заявитель, ремонт шиферного кровельного покрытия является капитальным.

На общем собрании жильцов было принято решение о подаче заявки на участие в Федеральной программе по ремонту жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ на 2010 г., но дом в
перечень домов муниципальной адресной программы включен не был.

Ремонт кровли за свой счет управляющая организация не производила, так как денежные средства на это отсутствуют.

Остальные выявленные недостатки были устранены.

В соответствии п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре содержания и обслуживания многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ действия осуществляются одной стороной (управляющей организацией) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.). В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений, из чего следует, что вся полнота функций по управлению многоквартирным домом принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Следовательно, собственники вправе самостоятельно по своему усмотрению определять, какие виды работ текущего или капитального характера проводить за счет собственников в многоквартирном доме. Жилищное законодательство РФ не устанавливает возможности возникновения ответственности за содержание общего имущества в многоквартирном доме на основании предписание контролирующего органа. Кроме того, ООО “Заволжье“ не может в одностороннем порядке установить дополнительный перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условия их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти
положения должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 Жилищного кодекса РФ указаны в заключенном договоре. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 от 12.08.06 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 162-164 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 18 ФЗ N 189 объем ответственности управляющей компании не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с ООО “Заволжье“.

Что касается объективной стороны правонарушения, то это должны быть противоправные действия или бездействие ООО “Заволжье“, выражающиеся в нарушении правил содержания общего имущества многоквартирного дома, указанно в договоре.

Кроме того в протоколе N 35-11 от 23.07.09 включены услуги и работы, которые предусмотрены Правилами и нормами N 170 от 27.09.2003, которые являются обязательными только в том случае, если они указаны в договоре содержания и обслуживания. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты

таких услуг и работ (п. 29, 35 Правил содержания). Отсутствие обязанности выполнить не заказанные и не оплаченные услуги и работы свидетельствует об отсутствии в
действиях ООО “Заволжье“ состава административного правонарушения.

Административный орган с требованием заявителя не согласен, в обоснование своей позиции представил отзыв.

ООО “Заволжье“ является управляющей организацией по отношению к жилому дому N 50 по ул. 1-я Загородная в г. Костроме на основании договора управления многоквартирным домом (МКД). В соответствии с указанным договором управляющая организация приняла на себя обязательства в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме (подпункт 1.1).

В договоре управления определен перечень общего имущества в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ по содержанию общего имущества МКД и перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД (Приложения N 1, 3, 4 к договору) и размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД (Приложении N 2 к договору).

В соответствии с Приложением N 1 в перечень общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление входят, кроме прочего и крыша, ограждающие несущие и не несущие конструкции дома.

В соответствии с Приложением N 4 в перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД входит кроме прочего и устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, заделка и герметизация стыков, восстановление архитектурных элементов.

Общество о неудовлетворительном состоянии общего имущества дома знало, однако всех зависящих от него
мер для приведения общего имущества в технически исправное состояние не принимало.

В материалах дела имеется заявка жителей дома от 12.11.2008 с перечнем работ, которые необходимо выполнить. Управляющая компания данную заявку оставила без внимания. В акте весеннего осмотра 2009 года указанные недостатки отражены самой управляющей организацией, однако в план текущего ремонта дома на 2009 год включены только работы по выборочному ремонту штукатурки цоколя здания.

В силу части 2 статьи 158 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Пунктом 2.3.5 Договора Обществу предоставлено право инициировать проведение общего собрания собственников по вопросам капитального ремонта общего имущества дома для принятия решения о финансировании подобных работ.

Кроме того пунктом 2.4.2 Договора Обществу предоставлено право самое самостоятельно определять перечень первоочередных работ, услуг.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены “Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда“, утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Довод заявителя
о том, что “Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда“ не являются обязательными для исполнения, основан неправильном толковании норм материального права. Поскольку обслуживание содержание, эксплуатация, ремонт должны соответствовать целям защиты жизни или здоровья граждан, то требование установленные указанными Правилами подлежат обязательному исполнению.

Доводы Общества о том, что в июле 2009 года им выполнены работы устранению всех других нарушений, выявленных в ходе проверки и отраженных протоколе об административном правонарушении не могут быть приняты внимание, поскольку они выполнены после проверки и будут учтены при проверке исполнения предписания от 23.07.2009 N 137-11.

На данном основании административный орган просит в удовлетворении заявленного требования отказать.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования на основании следующего.

Статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Как следует из материалов дела, Общество приняло на себя обязательства осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома, ул. 1-я Загородная, в частности, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ
по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять собственникам коммунальные услуги, в стоимость которых включена плата за текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание и обслуживание данного жилого дома.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 N 491.

Требования к содержанию и ремонту жилых домов закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170.

Исходя из общего смысла Правил, различные разрушения жилых домов должны устраняться управляющей организацией по мере выявления, не должно допускаться их дальнейшее развитие.

Факт нарушения управляющей организацией требований пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.2.3.1, 4.6.1.25, 4.7.1, 5.5.6, 4.6.2.3 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, требований п.п. 10 (а, б, г), 11(з) “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 N 491, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 103-11 от 23.07.2009 (лист дела - 20), предписанием N 137-11 от 23.07.2009, протоколом об административном правонарушении N 35-11 от 23.07.2009, административным органом доказан.

Суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения указанных
Правил, однако им не были приняты для этого необходимые, достаточные и своевременные меры, что в силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о виновности Общества во вменяемом правонарушении.

Таким образом, административный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях управляющей организации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Общества о том, что в его действиях отсутствует субъективная сторона административного нарушения в силу того, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. не являются императивными правилами, о обязательны только в случае если они указаны в договоре, заключенном на содержание и обслуживание многоквартирного дома, суд отклоняет как несостоятельный.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170.

Поскольку обслуживание, содержание, эксплуатация, ремонт и обеспечение коммунальными услугами жилищного фонда должно соответствовать целям защиты жизни или здоровья граждан, то требования, установленные Правилами, утвержденными постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей указанным целям.

Доказательства того, что заявитель на момент проведения проверки принял все необходимые меры по соблюдению названных выше Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в деле отсутствуют.

Соответственно, обжалуемый заявителем акт является законным и обоснованным и поэтому правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Общества к ответственности, судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих вину за совершенное административное правонарушение и являющихся основанием для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью “Заволжье“, находящегося по адресу г. Кострома, ул. Московская, 96, о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области N 35-11-09 от 06.08.2009, которым оно привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей - отказать.

Решение по делу об оспаривании актов административных органов о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

О.А.СТРЕЛЬНИКОВА-----------