Законы и постановления РФ

Кассационное определение Костромского областного суда от 14.09.2009 по делу N 33-1118 Отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности по выплате пенсии, суд обоснованно пришел к выводу о том, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а доводы истца о перерасчете пенсии, исходя из данных продовольственного управления МО РФ, не основаны на законе.

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 г. по делу N 33-1118

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу К.И. дело по иску К. к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по выплате пенсии,

установила:

К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по выплате пенсии в размере 188 119 рублей 40 копеек. Обосновывая исковые требования, указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. С января 1999 года по 31 ноября 2007 года ему неправильно исчислялась пенсия, поскольку ответчик в нарушение ст. 43 указанного закона для исчисления брал суммы, которые были значительно ниже определенных законом сумм месячной стоимости продовольственного пайка, тогда как проводить расчет пенсии необходимо было исходя из данных Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ. В связи с этим сумма недополученной пенсии составила 100 237 рублей 38 копеек, а с учетом индексации - 188 119 рублей 40 копеек.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2009 года в удовлетворении иска К. отказано.

В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что недоплата пенсии произошла при ее исчислении, в связи с этим судом не был исследован вопрос о том, определялась ли месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемого для исчисления пенсии. Компенсационная выплата взамен положенного продовольственного пайка предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на пенсионеров военной службы не распространяется. Таким образом, суд при рассмотрении дела не применил ст. 43 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...“ и применил федеральные законы о федеральных бюджетах на 2000-2004 годы, не подлежащие применению.

В возражениях относительно кассационной жалобы военный комиссар Костромской области С. считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, изучив личное дело К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав К. и его представителя Ш., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая
заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем, при определении размера данной компенсации следует руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продпайка в размере 20 рублей в сутки и до настоящего времени эта сумма не изменилась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ в редакции, действовавшей до 1 декабря 2007 года, для исчисления пенсии в денежное довольствие пенсионеров включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. “б“ п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст.
49).

Названный порядок установлен пп. “б“ п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“, согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. “а“ п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд обоснованно руководствовался
специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

В силу ст. 162 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“ и соответствующих статей соответствующих Законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что письма Центрального продовольственного управления Минобороны РФ не являются основанием для определения денежной компенсации, поскольку указанному органу в установленном законом порядке не предоставлено право для установления размера данной компенсации, следует признать правильным.

Довод кассационной жалобы о том, что компенсационная выплата взамен положенного продовольственного пайка предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на пенсионеров военной службы не распространяется, основан на неверном толковании заявителем норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и является несостоятельным.

Ссылка представителя К. - Ш. в заседании кассационной инстанции на то, что судом не учтены правовые позиции, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 года N 429-О, не могут повлиять на сделанные судом выводы, поскольку конституционность соответствующих норм, связанных с исполнением Федерального
закона “О статусе военнослужащего“ и Закона Российской Федерации Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ заявителями при обращении в Конституционный Суд РФ не оспаривалась.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 5 августа 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.-----------