Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 08.10.2008 по делу N А31-637/2008-27 Исковое требование о взыскании задолженности по договору энергоснабжения правомерно удовлетворено в спорном размере, так как абонент не представил доказательств несоответствия расчета, произведенного энергоснабжающей организацией, закону или иному правовому акту, а также доказательств завышения количества предъявленной к оплате энергии.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2008 г. по делу N А31-637/2008-27

Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Тетерин Олег Валерьевич

рассмотрел дело по иску Открытого акционерного общества “ТГК N 2“, г. Ярославль

к Обществу с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Кострома

третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие города Костромы “ИРКЦ по ОКП“, г. Кострома

о взыскании 12 500 рублей

при участии в судебном заседании:

от истца - Сайгушева Л.В. начальник отдела (доверенность от 10.05.2008 года), Тихонов А.В. - юрисконсульт (доверенность от 29.12.2007 года)

от ответчика - Самарина И.А. - юрисконсульт (доверенность от 01.09.2007 года N 2)

от третьего лица: Камодина Е.Н. - юрисконсульт
(доверенность от 01.09.2008 года)

установил:

открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 2“, г. Ярославль, (далее - ОАО “ТГК N 2“, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Кострома, (далее - ООО “ЖИЛСЕРВИС“, ответчик) о взыскании 12500 рублей задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде за период с ноября по декабрь 2007 года.

До принятия судебного акта по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика 138874 рубля 60 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде за период с ноября по декабрь 2007 года.

Уточнение исковых требований принято судом.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие “Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей“.

В судебном заседании представители истца требования поддержали.

Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 44-45).

Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями ст. 152-155 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца и ответчика, суд считает установленными следующие обстоятельства.

31.10.2007 года и 14.11.2007 года МУ “СМЗ по ЖКХ города Костромы“ направило в адрес ОАО “ТГК N 2“ уведомление о снятии с балансового счета и передаче в управление управляющей компании ООО “Жилсервис“ жилых домов в городе Костроме: N 23 по Речному проспекту, N 2 по Некрасовскому шоссе, N 29а по ул. Водяной (уведомления о снятии с учета - л.д. 8-9).

01.02.2008 года истец направил ответчику для подписания проект договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде, что подтверждается письмом
от 01.02.2008 года N 10-3-8/42 (л.д. 10).

Проект договора ответчиком не подписан.

Полагая, что между сторонами фактически сложились договорные отношения по поставке тепловой энергии, истец в период с ноября по декабрь 2007 осуществлял теплоснабжение домов, переданных в управление ответчика.

Неоплата отпущенной ответчику тепловой энергии послужила основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Из пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией в отношении следующих домов, расположенных в городе Костроме:

- улица Водяная, 29а;

- Речной проспект 23;

- Некрасовское шоссе, 2.

Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В период с ноября по декабрь 2007 истец осуществлял теплоснабжение указанных домов.

Количество поставленной тепловой энергии по данным истца составило 513,00 Гкал., задолженность ООО “Жилсервис“ перед ОАО “ТГК
N 2“ - 138874 рубля 60 копеек (расчет задолженности - л.д. 37).

Количество поставленной тепловой энергии по данным ответчика 513,00 Гкал., задолженность перед истцам - 16473 рубля 52 копейки (контррасчет задолженности - л.д. 102).

Исследовав вопрос об обязанности ответчика оплачивать потребленную населением, проживающим в указанных жилых домах, тепловую энергию, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает право населению напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных услуг. Заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ (далее - Правила, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), регулируются отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам.

Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании
договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 49 Правил исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.

Уставом ООО “ЖИЛСЕРВИС“ определены цели и предмет деятельности общества, в числе которых указаны управление эксплуатацией жилищного фонда и предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что именно ООО “ЖИЛСЕРВИС“ является абонентом в смысле статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, отсутствие письменного договора с ОАО “ТГК-2“ не освобождает ООО “ЖИЛСЕРВИС“ от обязанности оплатить стоимость тепловой энергии, потребленной объектами жилищного фонда, управление которым оно осуществляет.

Фактическое пользование жителями домов услугами теплоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт ООО “ЖИЛСЕРВИС“ оферты, предложенной ОАО “ТГК-2“, поэтому такие отношения квалифицируются судом как договорные.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы права ООО “ЖИЛСЕРВИС“ не представлено доказательств отсутствия у него статуса абонента, в частности, прямых договоров, заключенных между собственниками жилых помещений в домах, управление которыми осуществляет ответчик и ОАО “ТГК-2“ как энергоснабжающей организацией.

С учетом изложенного, суд отклоняет возражение ответчика об отсутствии у него обязанности
оказывать коммунальные услуги населению как основанный на неправильном толковании норм права.

При указанных обстоятельствах требования истца к ответчику обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд отклоняет возражения ответчика о необоснованности представленного истцом расчета суммы задолженности вследствие невозможности определения фактического объема поставленной тепловой энергии.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что расчет суммы задолженности произведен истцом на основании постановлений Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 05.12.2006 N 06/95 и от 15.12.2006 N 06/121 с учетом тепловых нагрузок, указанных в проектно-технической документации жилых домов. Данные нагрузки применялись при осуществлении расчетов за поставленную тепловую энергию по договору энергоснабжения, заключенному между истцом и муниципальным учреждением “Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству“, ранее выполнявшим функции управляющей организации в отношении переданных ответчику домов.

В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Как видно из материалов дела, у ответчика отсутствуют приборы учета и контроля параметров теплоносителя, обязанность установления которых на границе раздела тепловых сетей в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 (далее - Правила учета тепловой энергии), возложена на абонента.

В соответствии с пунктом 1.1 Правил учета тепловой энергии содержащиеся в них требования распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

В пункте 9.9 Правил учета тепловой энергии указано, что при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы
узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов источника теплоты.

Взаиморасчеты энергоснабжающей организации с потребителями, у которых временно отсутствуют узлы учета, осуществляются на основании нормативных документов Главгосэнергонадзора.

Письмом от 20.12.1995 N 42-4-2/18 Главгосэнергонадзор России довел до сведения региональных управлений Главгосэнергонадзора сообщение о введении в действие с 26.10.1995 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и об утрате силы Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, одновременно указав, что до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Правила учета тепловой энергии, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954, не содержат порядка определения количества тепловой энергии, по вопросу определения такого количества отсылают к нормативным документам Главгосэнергонадзора, который, в свою очередь, по данному вопросу рекомендовал руководствоваться Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Правомерность и обоснованность применяемой истцом методики определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета подтверждены Региональной службой по тарифам Костромской области.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о правомерности использования ОАО “ТГК-2“ расчетного метода определения количества поставленной ответчику тепловой энергии с применением Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Суд отклоняет ссылки ответчика на положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения
по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам названные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Потребителем применительно к указанным Правилам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3 Правил).

По смыслу приведенных норм Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению в том случае, когда предоставление услуги по отпуску тепловой энергии осуществляется гражданам-потребителям.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам
регулируют отношения, участниками которых истец и ответчик не являются.

Помимо изложенного суд принимает во внимание, что ответчик в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств фактического получения тепловой энергии в меньшем объеме, чем заявил истец и представленном в материалы дела контррасчете задолженности (л.д. 102) фактически согласился с объемом поставленной тепловой энергии.

Суд отклоняет возражение ответчика о том, что при определении стоимости услуг по теплоснабжению в спорных правоотношениях следует руководствоваться тарифами на коммунальные услуги, установленные органами местного самоуправления для населения.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в указанном Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

В силу статьи 6 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на тепловую энергию. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Органом исполнительной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов является департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (ранее - региональная служба по тарифам Костромской области.)

При указанных обстоятельствах истец при расчете стоимости поставленной ответчику тепловой энергии обоснованно применил тариф, установленный названным органом.

Доводы ответчика о необходимости применения тарифов, установленных органом местного самоуправления для населения является несостоятельными, так как ООО “ЖИЛСЕРВИС“ является юридическим лицом, коммерческой организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Кострома в пользу открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 2“ 138874 рубля 60 копеек задолженности, 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Кострома в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3777 рублей 49 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

О.В.ТЕТЕРИН-----------