Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 22.08.2008 по делу N А31-2934/2008-19 В удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, отказано правомерно, так как событие административного правонарушения и вина заявителя доказаны материалами дела.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2008 г. по делу N А31-2934/2008-19

Резолютивная часть объявлена 22 августа 2008 г.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Костромы, г. Кострома

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области, г. Кострома

3-е лицо: МУП г. Костромы “Костромагорводоканал“, г. Кострома

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.07.2008 г. N 07/5-08

протокол вел: судья

при участии в заседании:

от заявителя: гл. специалист судебно-правового отдела Филимонова Г.В., доверенность от 30.07.2008 N 50-3840/08, удостоверение N 543,

от ответчика: начальник отдела административно-правовой работы Красавин А.Г., доверенность
от 28.07.2008 N 02-18/1109, удостоверение N 1456.

от МУП г. Костромы: юрисконсульт Бондарев Ю.С., доверенность от 05.06.2008 N 8

установил:

Администрация города Костромы обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области от 11.07.2008 N 07/5-08 о признании муниципального образования городской округ город Кострома (Администрация города Костромы) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Администрации города Костромы наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.

Заявитель в судебном заседании пояснил суду, что по результатам административного расследования по факту истечения по рельефу и далее в Горьковское водохранилище канализационных стоков из колодца коллектора около дома N 7/2 по улице Московской в городе Костроме старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области в отношении муниципального образования город Кострома составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2008 N 07/5-08. Постановлением государственного инспектора Росприроднадзора по Костромской области от 11.07.2008 N 07/5-08 Администрация города Костромы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. Заявитель считает указанное постановление незаконным, вынесенным без учета вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения. Также, по мнению заявителя, состав правонарушения не доказан административным органом. С соответствующим заявлением Администрация города Костромы обратилась в суд.

Административный орган заявленные требования не признал, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.

Привлеченное для участия в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований муниципальное
унитарное предприятие города Костромы “Костромагорводоканал“ поддержало требование заявителя, просит суд признать обжалуемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования в связи с обнаружением факта истечения канализационных стоков из колодца коллектора около дома N 7/2 по улице Московской города Костромы. В результате проверки установлено, что в результате повреждения участка канализационного коллектора улиц Нижне-Набережная и Верхне-Набережная происходит истечение неочищенных канализационных стоков из указанного колодца по рельефу и далее в Горьковское водохранилище.

Постановлением Администрации города Костромы от 18.02.2000 N 616 канализационный коллектор по улице Верхне-Нижне-Набережная передан на баланс МУП города Костромы “Костромагорводоканал“. Письмом от 18.07.2005 N и/2332 Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы разрешил списать канализационный коллектор по улицам Верхне-Набережной и Нижне-Набережной, инвентарный номер 300736. Указанный коллектор был списан муниципальным предприятием с баланса из-за 100% износа и неработоспособности согласно акту о списании объекта основных средств. Выписка из реестра муниципальной собственности от 16.07.2008 N 3812 свидетельствует о том, что спорный коллектор не числится в реестре муниципальной собственности. На момент проверки коллектор является бесхозным. Мероприятия по обеспечению требований природоохранного законодательства не выполнены, жители домов частного сектора используют данный коллектор для отведения канализационных вод.

По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2008 N 07/5-08, согласно которому Администрация города Костромы не принимает мер по вопросу организации водоотведения в районе улиц Верхне-Набережная и Нижне-Набережная и по предотвращению негативного влияния на окружающую среду.

Постановлением старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Костромской области от 11.07.2008
N 07/5-08 муниципальное образование городской округ город Кострома (Администрация города Костромы) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.

Администрация города Костромы считает указанное постановление незаконным, с соответствующим заявлением обратилась в арбитражный суд.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, третьего лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“).

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В порядке статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов
Российской Федерации, должны соответствовать данному Кодексу.

Пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского округа водоотведения и организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Во исполнение указанных требований действующего законодательства статья 7 Устава муниципального образования городского округа город Кострома предусматривает решение вопросов по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города и организацию в границах города водоснабжения населения (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 7 Устава).

Как следует из материалов дела коллектор по улицам Верхне-Набережная и Нижне-Набережная списан муниципальным предприятием с баланса с разрешения собственника. При этом вопросы по организации водоотведения 79 абонентов расположенного в границах улиц частного сектора не решены, мероприятия по выводу из эксплуатации канализационного коллектора не проведены.

Как пояснил представитель МУП города Костромы “Костромагорводоканал“, при решении вопроса о списании канализационного коллектора в адрес 79 пользователей направлены уведомления. Однако, указанные физические лица не решили в индивидуальном порядке вопросы по сбору сточных вод и продолжают пользоваться неисправным коллектором. При этом с 18.07.2005 начисления за прием стоков указанным лицам не производится (л.д. 72-74).

Неочищенные сточные воды перетекают через канализационный колодец неисправного самотечного коллектора и попадают в водный объект, что может повлечь засорение, загрязнение и истощение водного объекта реки Волга и далее Горьковского водохранилища.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела подтверждают вину администрации города
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимаемые администрацией города меры по строительству новой линии канализационного коллектора по улицам Верхне-Набережная и Нижне-Набережная в рамках муниципальной целевой программы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города Костромы“ на 2007-2010 годы не снимает с администрации муниципального городского округа ответственности за надлежащее решение вопроса по сбору сточных вод жителей указанных улиц и недопущения сброса неочищенных сточных вод в водные объекты в настоящее время.

Также отклоняется довод заявителя о недоказанности административным органом наличия события административного правонарушения, так как не представлены соответствующие пробы воды, доказывающие превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

По мнению суда, факт стекания в водный объект неочищенных сточных вод нарушает правила эксплуатации водохозяйственной системы с учетом принципа недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Нарушений процедуры привлечения виновного лица к административной ответственности судом не установлено.

Мера ответственности применена административным органом с учетом того, что правонарушение носит систематический характер (03.04.2008 был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды по жалобе гражданина Флегонтова В.В. по факту загрязнения сточными водами реки Волга, также ранее Управлением Росприроднадзора по Костромской области за сброс в реку Волга неочищенных сточных вод выносились постановления о назначении административного наказания).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по делу об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд
апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

Л.А.МАКСИМЕНКО-----------