Законы и постановления РФ

Кассационное определение Костромского областного суда от 17.09.2007 по делу N 33-838 Удовлетворяя требования участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, суд правомерно исходил из того, что суммы ежегодной компенсации за ущерб здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежат индексации с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда.

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 сентября 2007 г. по делу N 33-838

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу В. гражданское дело по иску К. к Отделу льготного обеспечения по городскому округу г. Кострома, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Костромской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью,

установила:

К. обратился в суд к Отделу льготного обеспечения населения по городскому округу г. Кострома, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Костромской области с заявлением об индексации сумм возмещения вреда здоровью. Просил проиндексировать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за ущерб здоровью, начиная с
01.07.2000 г., с учетом коэффициентов МРОТ и обязать ответчиков выплатить образовавшуюся задолженность. Указал, что состоит на пенсионном обеспечении в Государственном учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме “отдел N 1“, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 23.08.1986 г. по 05.10.1986 г., ежемесячно получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей, проиндексированную в 2006 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 163-2006 г., и компенсацию за ущерб здоровью в размере 393 рубля 86 копеек за 2006 года. Индексация с учетом коэффициентов МРОТ не применялась. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 26 от 20.12.2005 г. “О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. N 35“ предусмотрено для индексации компенсационных выплат применении коэффициентов по МРОТ с 01.01.2001 года с учетом коэффициента - 1,515, с 01.07.2000 г. - 1,581.

Решением Свердловского районного суда 5 июля 2007 года исковые требования К. удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу К. взыскана задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.05.2003 г. по 30.06.2007 г. в сумме 45 137 рублей 60 копеек и по ежегодной компенсации за вред здоровью с 2004 г. по 2007 г. в сумме 5 801 рубль 38 копеек. В остальной части исковых требований отказано.

Комитет социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома обязан начислять К. с 1 июля 2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по 1 371 рублю 27 копеек.

В кассационной жалобе и.о. руководителя Управления Федерального Казначейства по Костромской области
С. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на то, что финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов РФ. МФ РФ в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований МФ РФ Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства. Министерству здравоохранения и социального развития России с участием МФ РФ поручено давать разъяснения по вопросам применения Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на ежегодное возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Постановление Правительства РФ N 907 от 31.12.2004 г. не регламентирует МФ РФ порядок исполнения судебных решений, связанных с индексацией либо иным установленным судом размером выплат получателям компенсаций. Также указывает на то, что правовая позиция Верховного Суда РФ сводится к тому, что в силу ст. 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченных согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим
из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Считает Министерство финансов РФ ненадлежащим ответчиком по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Удовлетворяя требования К., суд правильно исходил из того, что К., как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 40 Закона РФ N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (с последующими изменениями и дополнениями) на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную единовременную материальную помощь на оздоровление и на индексацию указанных компенсаций в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ), согласно которой государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд, проанализировав положения ч. 3 ст. 2 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П), Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“...“,
Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и в статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, правомерно исходил из того, что суммы ежегодной компенсации за ущерб здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение товаров подлежат индексации с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“ с 1 июля 2000 г., равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515, с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации - Костромской области, и пришел к обоснованному выводу о том, что ежегодная компенсация за ущерб здоровью и ежемесячная компенсация на приобретение продтоваров истца индексируется в 2005-2006 гг. исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом суммы компенсаций судом обоснованно проиндексированы с 1 января 2005 года с применением коэффициента 1,11, с 1 января 2006 года - с применением коэффициента 1,09, с 1 января 2007 года - с применением коэффициента 1,08.

Расчеты подлежащих взысканию сумм судом сделаны с учетом периодов задолженности, с зачетом выплаченных сумм. Оснований для признания произведенных расчетов неправильными не имеется.

Принимая решение о взыскании образовавшейся задолженности, суд, обоснованно исходя из положения ст. 5 Закона РФ
“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, указал, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.04 года (в ред. 22.01.07 года) финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов РФ.

Министерство финансов РФ в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов РФ Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

С учетом этого суд обоснованно пришел к выводу о взыскании образовавшейся задолженности с Министерства финансов РФ.

В связи с этим доводы кассационной жалобы являются необоснованными. При рассмотрении данного дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 5 июля 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области С. - без удовлетворения.-----------