Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 03.11.2006 по делу N А31-1939/2006-12 в силу ст. 13 ГК РФ нормативный акт органа местного самоуправления об изъятии имущества из хозяйственного ведения предприятия признан недействительным, так как в результате изъятия имущества предприятие лишилось возможности вести производственно-хозяйственную деятельность, закрепленную Уставом предприятия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 ноября 2006 г. по делу N А31-1939/2006-12

Судья арбитражного суда Костромской области Поляшова Татьяна Михайловна, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Костромской области (г. Кострома) о признании распоряжений недействительными,

установил:

Прокурор Костромской области (г. Кострома) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования “Межевской район“, с. Георгиевское Межевской район Костромская область, Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Межевского района, с. Георгиевское Межевской район Костромская область, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области (г. Шарья Костромской области), о признании недействительными распоряжений главы местного самоуправления муниципального образования “Межевской район“ от 14 июня 2005
года N 103-1/р и от 11 августа 2005 года N 132-р.

Истец мотивирует свое обращение тем, что глава местного самоуправления муниципального образования “Межевской район“, как собственник имущества, в нарушение действующего законодательства изъял из хозяйственного ведения МУП ЖКХ Межевского района основную часть имущества в муниципальную собственность (распоряжение от 14.06.2005 N 103-1/р) и из муниципальной собственности передал его в хозяйственное МУП “Жилкомхоз“ (распоряжение от 11.08.2005 N 132-р).

В результате изъятия имущества МУП ЖКХ Межевского района лишилось возможности вести свою производственно-хозяйственную деятельность, виды, цель и предмет которой закреплены в уставе предприятий.

Мотивом передачи муниципального имущества является сохранение его от требований кредиторов.

Невозможность взыскания обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, обусловленная незаконным постановлением главы местного самоуправления и изъятием основных оборотных средств, противоречит законным интересам государства.

Заявитель считает обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов правомерным и соответствующим требованиям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование соблюдения (пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) трехмесячного срока для обращения в суд заявитель мотивирует тем, что прокурору стало известно о нарушении прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в результате проверки спорных распоряжений, о чем свидетельствует справка, утвержденная первым заместителем прокурора области старшим советником юстиции С.А.Охлопковым от 27 марта 2006 года. Заявление в суд направлено 18.04.2006, то есть в пределах процессуального срока.

Администрация муниципального образования Межевского муниципального района и МУП ЖКХ Межевского района требования заявителя не признает, мотивируя тем, что изъятие имущества в казну муниципального образования производилось с письменного согласия МУП ЖКХ Межевского района.

Согласно распоряжению главы местного самоуправления Межевского района от
14.06.2005 N 103-1/р изъято из хозяйственного ведения предприятия имущества на сумму 16476774 рубля. После изъятия на балансе МУП ЖКХ Межевского района осталось внебюджетных и оборотных активов на сумму 62967226 рублей. В эту сумму входит стоимость жилого фонда, оставшегося на балансе предприятия.

Таким образом, заинтересованные лица считают спорные ненормативные акты законными, не нарушающими права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Костромской области требования заявителя считает законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Администрацией Межевского района учреждено МУП жилищно-коммунальное хозяйство Межевского района, о чем свидетельствует устав предприятия, зарегистрированный постановлением главы администрации Межевского района от 17.02.1995 N 20-В, которое наделено имуществом на праве хозяйственного ведения.

Основными видами деятельности предприятия являются: обеспечение полного использования, сохранность, правильную эксплуатацию инженерных сетей жилищного фонда района; организует контроль за техническим состоянием и правильную эксплуатацию инженерных сетей, объектов коммунального хозяйства, обеспечивает приемку ведомственного жилья и коммунальных объектов района; по договорам с администрацией района разрабатывает схемы развития и размещения коммунальных объектов; разрабатывает титульные списки на проектирование и изыскательские работы и строительство этих объектов, согласовывает титульные списки на указанные виды работ по ведомственным объектам коммунального назначения, выдает технические задания на подключение объектов к коммунальным и инженерным сетям; осуществляет контроль за техническим состоянием и подготовкой к работе в зимних условиях объектов жилищно-коммунального хозяйства; обеспечивает работу по повышению уровня благоустройства и озеленения населенных пунктов, сохранению и расширению зеленых насаждений, санитарной очистки; обеспечивает охрану окружающей среды, рациональное использование, сохранение и восстановление природных ресурсов.

На основании устава предприятие наделено полномочиями по оказанию следующих услуг: коммунально-бытовые
(баня, прачечная, гостиница); транспортные услуги; услуги по тепловодоснабжению. Предприятие также наделено осуществлять торгово-закупочную деятельность, производить ремонтные и строительные работы объектов жилищно-коммунального хозяйства.

МУП ЖКХ Межевского района 10.06.2005 обратилось к главе администрации Межевского района с ходатайством об изъятии имущества из хозяйственного ведения предприятия в целях сохранения муниципального имущества, необходимого для обеспечения функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства в Межевском районе (с приложением перечня имущества - 101 ед.).

Глава местного самоуправления Межевского района вынес распоряжение от 14.06.2005 N 103-1/р об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП ЖКХ Межевского района на основании поступившего ходатайства.

Согласно акту приема-передачи от 14.06.2005 состоялась передача муниципального имущества от МУП ЖКХ Межевского района в казну муниципального образования “Межевской район“ (перечень имущества тот же).

Глава местного самоуправления Межевского района вынес распоряжение от 11.08.2005 N 132-р о передаче имущества в хозяйственное ведение (вновь образованного) МУП “Жилкомхоз“ (цели, виды деятельности те же, что и у МУП ЖКХ).

По акту приема-передачи от 11.08.2005 из казны муниципального образования “Межевской район“ передано поступившее имущество от МУП ЖКХ Межевского района МУП “Жилкомхоз“.

В связи с изъятием основного имущества из МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района Постановлением главы муниципального образования “Межевской муниципальный район“ от 10.07.2006 N 141 внесены изменения в устав МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района в раздел “Цели и виды деятельности“. Доказательств регистрации изменений в устав суду не представлено.

После изъятия имущества из МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района составлен администрацией Межевского района перечень имущества, оставшегося на балансе этого предприятия после передачи в казну. Согласно перечню, имущество у МУП ЖКХ состоит из 8 единиц и жилой фонд (стр. 81, том 2 дела).

Суд
установил, что заявитель не нарушил трехмесячный срок подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными.

Исследовав материалы дела, заслушав полномочных представителей сторон, суд делает вывод об обоснованности требования заявителя, подлежащему удовлетворению по следующим основаниям.

Положения статей 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают возможность прекращения по решению собственника права хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за предприятием, но лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, а также при правомерном изъятии имущества у предприятия по решению собственника.

Пунктом 1 статьи 235 и пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальному унитарному предприятию предоставляется право отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать с учетом требований статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

Норма статьи 18, основанная на положениях статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации о специальной (целевой) правоспособности, устанавливает, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, считаются ничтожными.

В качестве доказательства нарушения названной нормы Закона, является постановление главы муниципального образования “Межевской муниципальный район“ от 10.07.2006 N 141, которым внесены изменения в устав МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района в раздел “Цели и виды деятельности“ (виды деятельности сокращены).

Материалами дела подтверждается, что отчуждение основной части закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе, привело к
невозможности ведения его уставной деятельности, а впоследствии к сокращению целей и видов деятельности у МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района.

Кроме того, в пункте 40 постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ разъясняется, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Посчитав, что сделки по передаче муниципального имущества от существующего муниципального предприятия муниципальному образованию и от муниципального образования вновь образованному муниципальному предприятию ничтожны, поскольку совершены на основании противоречащих действующему законодательству распоряжений главы местного самоуправления, Прокурор правомерно обратился в суд с настоящим заявлением с соблюдением требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства прекращения у МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района права хозяйственного ведения на спорное имущество свидетельствуют о том, что действительным мотивом передачи находившегося у него на балансе (на праве хозяйственного ведения) имущества в казну Межевского района является избежание обращения взыскания на него по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия.

Невозможность взыскания обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, обусловленная незаконными постановлениями главы местного самоуправления и изъятием основных оборотных средств, противоречит законным интересам государства.

Оспариваемые ненормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы граждан, организации и государства, поскольку кредиторами МУП жилищно-коммунального хозяйства администрации Межевского района являются налоговый орган и пенсионный фонд.

В силу положений статьи
13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации спорные акты подлежат признанию недействительными, как не соответствующие закону и нарушающие права, и законные интересы граждан, организации и государства.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении искового заявления у суда не имеется.

Заявитель на основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительными распоряжения главы местного самоуправления муниципального образования “Межевской район“ от 14 июня 2005 года N 103-1/р и от 11 августа 2005 года N 132-р.

Взыскать с Администрации муниципального образования “Межевской район“ 2000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

3. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

Т.М.ПОЛЯШОВА-----------