Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2006 по делу N А31-4009/2005-16 <По иску ООО “Костромская региональная компания по реализации газа“ (г. Кострома) к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области (г. Кострома)>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2006 г. по делу N А31-4009/2005-16

Судья арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “Костромская региональная компания по реализации газа“ (г. Кострома) к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области (г. Кострома) о взыскании 97994 руб. 21 коп.,

установил:

ООО “Костромская региональная компания по реализации газа“ (ООО “Костромарегионгаз“) обратилось с требованием к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании 97994 руб. 21 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате потребленного газа гражданами, согласно Закону Российской Федерации
“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.

По ходу судебных заседаний истцом заявлено ходатайство об увеличении суммы иска до 129733 руб. 80 коп. за счет расширения списка муниципальных образований Костромской области, где проживают граждане, подвергшиеся воздействию радиации, пользующиеся льготами.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ увеличение суммы иска принято судом.

Ответчик с иском не согласен по основаниям, указанным в отзыве на иск и дополнениях к нему.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.

ООО “Костромская региональная компания по реализации газа“ (далее - ООО “Костромарегионгаз“) в 2004 г. гражданам (пенсионерам из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ), проживающим на территории г. Костромы и муниципальных образований Костромской области (частный сектор): “г. Нерехта и Нерехтский район“, “Костромской район“, “г. Волгореченск“ - предоставило льготы по оплате услуг газоснабжения в соответствии с Законом.

В результате предоставления указанных льгот, ООО “Костромарегионгаз“ получило (недополучило из бюджета) убытки в размере 129733 руб. 80 коп., что подтверждается актами сверки расчетов с финансовым управлением администрации г. Костромы и МУП “ИРКЦ“, списками абонентов, пользующихся льготами, которые сверены с силовыми ведомствами (УВД, Военкомат, УФСИН Минюста России), ответами этих ведомств об отсутствии их финансирования из бюджета для предоставления льгот данной категории граждан.

Ответчик в своих отзывах на иск и дополнениях к нему указал, что порядок компенсации недополученных доходов предприятиям, предоставляющим льготы, в том числе “чернобыльцам-силовикам“ в 2004 г. регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310, в соответствии с которым департамент финансов администрации Костромской области, муниципальные образования, органы социальной
защиты населения должны были учитывать данную категорию граждан, осуществлять финансирование расходов на предоставление льгот за счет средств местных бюджетов с последующим их возмещением из федерального бюджета с предоставлением отчетности по форме N 2-ЧАЭС. Поскольку учет “чернобыльцев-силовиков“ в отделах льготного обеспечения не велся, заявки в Министерство финансов не направлялись, то отсутствует его вина в недофинансировании компенсации льгот.

Привлеченные в дело в качестве 3-х лиц финансово-казначейское управление администрации г. Костромы, департамент финансов администрации Костромской области в своих отзывах и пояснениях по иску указали, что Письмом Министерства финансов РФ от 06.03.2003 N 10-5-11/1-32 разъяснено, что Постановление Правительства РФ от 13.05.2002 N 310, определяющее порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов по предоставлению льгот, распространяется на организации, предоставляющие льготы категориям граждан, которые получают пенсию в отделениях Пенсионного фонда РФ.

Порядок финансирования расходов на предоставление льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относящимся к “силовым“ ведомствам и получающим пенсии через эти ведомства, регулируется Постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 N 506.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен
не по его вине (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В статьях 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон) предусмотрено предоставление 50-процентной скидки с установленной платы за пользование газом спорной категории лиц. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым; производится с учетом расходов, связанных с доставкой всех видов денежных выплат (статья 5 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 утвержден специальный Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций в соответствии с Законом военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц. Согласно пункту 4 данного Порядка выплаты этим лицам производятся через федеральные органы исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации, Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации. Реализация льгот производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.

Истец обращался за компенсацией предоставленных льгот в УВД Костромской области, в Военный комиссариат Костромской области, на что получил ответ из этих ведомств об отсутствии выделения денежных средств из федерального бюджета на эти цели.

Заявленный по делу ответчик - Министерство финансов РФ - обратного не доказало.

Таким образом, ООО “Костромарегионгаз“, исполнившему свою обязанность по предоставлению льгот, понесенные им расходы
возмещены не были, в связи с чем, у него возникли убытки. Причиной их возникновения является уклонение государства от исполнения своих обязательств, невыделение средств на эти цели.

В силу статей 16, 1071 Гражданского кодекса РФ возмещение таких убытков должно производиться за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, и ответственность должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации.

Вместе с тем, суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению лишь в части, из стоимости предоставленных льгот, подлежащей возмещению, и в части недофинансирования составляющей размер требования истца, следует исключить сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Абзацем 2 п. 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Суммы, получаемые из
бюджета, в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.

С ответчика подлежит взысканию 109943 руб. 90 коп. (без учета НДС).

В соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом госпошлина - 4094 руб. 67 коп. подлежит распределению между сторонами пропорционально обоснованно заявленным истцом и удовлетворенным судом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 216 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ул. Ильинка, 9) за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Костромская региональная компания по реализации газа“ (г. Кострома, ул. Лесная, 37) - 109943 руб. 90 коп. убытков и 3698 руб. 88 коп. расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

А.В.СИЗОВ-----------