Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Костромской области от 05.05.2006 N 369 “О повышении устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях на территории Костромской области“ (Вместе с “Основными рекомендациями по повышению устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях на территории Костромской области“)

Утратил силу с 22 апреля 2011 года в связи с изданием постановления губернатора Костромской области от 18.04.2011 N 46.

Вступил в силу с 5 мая 2006 года (пункт 7 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2006 г. N 369

О ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения устойчивого функционировании организаций Костромской области в чрезвычайных ситуациях, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“,
Законом Костромской области от 5 мая 1995 г. N 7 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и постановлением губернатора Костромской области от 20 декабря 2005 г. N 783 “О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения “ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области“, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые основные рекомендации по повышению устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях на территории Костромской области.

2. Исполнительным органам государственной власти Костромской области обеспечить контроль за своевременной разработкой и реализацией планов мероприятий по повышению устойчивого функционирования в чрезвычайных ситуациях организаций.

3. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от организационно-правовых форм, руководствуясь утвержденными основными рекомендациями (приложение к постановлению), разработать планы мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях до 15 декабря 2006 года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:

4.1. Разработать планы мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций в муниципальных образованиях в чрезвычайных ситуациях до 1 января 2007 года.

4.2. Организовать разработку указанных планов организациями, находящимися в границах муниципального образования, и обеспечить контроль за ходом их разработки.

4.3. Информацию о завершении разработки планов направить в управление по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области до 20 января 2007 года.

5. Признать утратившим силу постановление главы администрации Костромской области от 10 июля 1996 года N 406 “О повышении устойчивости функционирования объектов экономики Костромской области в чрезвычайных ситуациях“.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Цикунова Ю.Ф.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

Приложение

Утверждено

постановлением

губернатора

Костромской области

от 5 мая 2006 года N 369

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА
ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные основные рекомендации по повышению устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по основам устойчивости функционирования экономики и территорий, разработанными Академией Гражданской обороны МЧС России, и носят рекомендательный характер.

1.1. Под устойчивой работой (функционированием) организаций в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для организаций непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).

1.2. Подготовка организации, независимо от организационно-правовых форм, к устойчивому функционированию в ЧС - это комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивого ее функционирования в ЧС.

1.3. Повышение устойчивого функционирования (далее - ПУФ) организаций достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведение работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечение жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ организаций осуществляют их руководители. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

1.4. Основными направлениями ПУФ организации являются:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производственных фондов организации на соответствующей территории;

- подготовка организации к работе в ЧС;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению организации в ЧС;

- подготовка системы управления организацией для решения задач в ЧС.

По основным направлениям в организациях
разрабатываются и осуществляются мероприятия по ПУФ с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

1.5. Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

1.6. Мероприятия по ПУФ организаций, включенные в план экономического и социального развития, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по ПУФ организаций.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения (на мирное и на военное время).

1.7. Контроль за выполнением мероприятий и заданий по ПУФ организаций, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами; осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в планах гражданской обороны и защиты населения, осуществляют соответствующие постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, территориальные органы, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны в составе
или при органах местного самоуправления.

С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения гражданской обороны.

1.8. В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на три основных этапа:

- исследовательский, на котором выявляются “слабые“, “узкие“ места в деятельности организаций, вырабатываются предложения по устранению этих “слабых“, “узких“ мест;

- этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных, условий (учения гражданской обороны);

- этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

2. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПУФ ОТРАСЛЕЙ

ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. При построении алгоритма действий по выработке плана основных мероприятий необходимо исходить из требований базовых нормативных документов по повышению устойчивого функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики, сельскохозяйственного производства и других отраслей в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:

2.2.1. Выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с аварийными химически опасными веществами (далее - АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

2.2.2. Анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе-источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

2.2.3. Выбор основных путей предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС;

2.2.4. Выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС, осуществляемый по следующим направлениям:

2.2.4.1. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения

Для обеспечения защиты производственного персонала (населения) и подготовки системы его жизнеобеспечения, определения основных путей реализации этих требований необходимо:

- выявление источников ЧС; прогнозирование последствий; уменьшение количества источников ЧС;

- совершенствование основных фондов и производственных процессов;

- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

- эффективный
контроль за состоянием основных производственных фондов (далее - ОПФ);

- проведение регулярного техобслуживания и ремонта ОПФ;

- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

- своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе);

- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;

- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

2.2.4.2. Рациональное размещение объектов и их элементов

При создании новых, реконструкции (расширении существующих) объектов организаций необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, выделены наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, а именно:

размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;

исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупнение, ограничение расширения крупных производств;

ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне;

2.2.4.3. Снижение тяжести (локализация) последствий ЧС

Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных мероприятий по снижению тяжести последствий ЧС.

Цели должны достигаться путем:

- защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;

- проведения специальных природоохранных мероприятий.

Защита ОПФ:

- повышение физической стойкости ОПФ;

- установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения аварийных и
чрезвычайных ситуаций;

- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Природоохранные мероприятия:

- очистка стоков, газов;

- герметизация оборудования, трубопроводов;

- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

2.2.4.4. Подготовка к работе в условиях ЧС

Подготовка объектов организаций к работе в условиях ЧС должна осуществляться путем:

- обеспечения выпуска важнейших видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

- обеспечения безопасности работающей, смены.

С учетом этих требований, мероприятиями в этой области являются:

- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

- совершенствование производственных связей с поставщиками;

- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

- подготовка к работе по упрощенной технологии;

- создание минимально необходимых запасов материально-технических ресурсов;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

- использование кабельных линий электропередач (далее - ЛЭП);

- электроснабжение объекта от двух и более источников;

- подготовка к централизованному отключению отельных потребителей;

- обеспечение аварийного освещения территории и помещений;

- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

- своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);

- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

2.2.4.5. Подготовка системы управления, сил и средств функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС

Подготовка системы управления, сил и средств функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствии аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:

- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

- проведение спасательных и других неотложных работ (далее - СДНР).

Цели достигаются путем:

- заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС;

Типовыми мероприятиями по
подготовке сил и средств являются:

- создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;

- создание резервных фондов материально-технических ресурсов;

- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными энерго-, водоисточниками;

- создание и сохранность страхового фонда документации;

- подготовка системы управления функциональных подсистем РСЧС.

Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

- разработка и постановка задач отраслевым звеньям на ликвидацию последствий аварии (далее - ЛПА), ЧС;

- обеспечение отраслевых органов управления нормативно-технической документацией;

- создание сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) на территории объектов отрасли и прилегающей местности;

- создание и поддержание в готовности систем оповещения;

- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

- создание системы пунктов управления;

- развитие системы связи в отрасли;

- уточнение прогнозов возможных ЧС и планов действий;

- организация взаимодействия отраслевых органов управления с территориальными и функциональными подсистемами, включающей:

- подготовку отраслевых и объектовых автоматизированных систем управления (далее - АСУ) к работе в ЧС;

- подготовку персонала органов управления отрасли и объекта;

- обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;

- обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

3. ТИПОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПУФ В ОТРАСЛЯХ С ОПАСНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ (ПРОИЗВОДСТВАМИ)

3.1. РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

3.1.1. обеспечение производственного персонала защитными сооружениями (далее - ЗС);

3.1.2. обеспечение производственного персонала средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3.1.3. защита водоисточников, систем водоснабжения от радиоактивных веществ (РВ);

3.1.4. создание систем оповещения персонала и населения;

3.1.5. контроль за радиационной обстановкой на объекте и в санитарно- защитной зоне;

3.1.6. подготовка к эвакуации не занятого персонала в ЛПЛ;

3.1.7. подготовка к укрытию персонала в ЗС (вода, питание и т.п.);

3.1.8. накопление медицинских средств для экстренной профилактики;

3.1.9. подготовка к санитарной обработке
производственного персонала;

3.1.10. обучение персонала способам действий при ЧС;

3.1.11. регулярный медицинский контроль и соблюдение режима;

3.1.12. установление оптимальных расстояний между элементами объекта;

3.1.13. создание санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения вокруг объекта;

3.1.14. использование дублированных последовательных систем и устройств предохранения на потенциально опасном оборудовании;

3.1.15. создание на оборудовании локализующих систем безопасности;

3.1.16. внедрение систем безопасности (пассивные устройства и с внутренней самозащищенностью), функционирующих при различных природных ЧС;

3.1.17. поддержание уровня пожаробезопасности, обеспечение безаварийной остановки работы предприятий;

3.1.18. обеспечите дистанционного автоматического управления при нормальных условиях;

3.1.19. совершенствование средств и способов хранения радиоактивных отходов, систем очистки;

3.1.20. непрерывный контроль за безопасностью функционирования и периодический отчет перед органами госнадзора и контроля;

3.1.21. рациональный выбор мест хранения отходов с учетом риска;

3.1.22. предотвращение взрывоопасного энерговыделения в активной зоне;

3.1.23. строгий учет количества, мест нахождения и перемещения радиоактивных веществ;

3.1.24. запрещение затопления радиоактивных отходов и материалов;

3.1.25. запрещение ввоза в целях хранения и захоронения радиоактивных веществ;

3.1.26. запрещение взрывных работ вблизи объекта;

3.1.27. подбор, подготовка (переподготовка) персонала, тренажеры;

3.1.28. защита систем безопасности от разрушения при запроектных ЧС;

3.1.29. подготовка к аварийному отводу тепла;

3.1.30. подготовка к дезактивации территории, зданий, техники и оборудования;

3.1.31. предотвращение распространения радиоактивного заражения транспортных средств и т.п.;

3.1.32. усиление контроля за радиоактивным загрязнением окружающей среды при возникновении ЧС;

3.1.33. разработка мер по усилению контроля за работой систем безопасности в случае возникновения (угрозы) опасных природных явлений;

3.1.34. разработка режимов работы персонала в случае аварии с выбросом радиоактивных веществ.

3.2. ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

3.2.1. обеспечение персонала ЗС;

3.2.2. обеспечение персонала СИЗ;

3.2.3. защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;

3.2.4. создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;

3.2.5. обеспечение вытяжными системами и аспирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

3.2.6.
подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ЛПА;

3.2.7. подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и пр.;

3.2.8. подготовка к санитарной обработке персонала;

3.2.9. накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;

3.2.10. обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;

3.2.11. подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

3.2.12. регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах;

3.2.13. размещение объектов с подветренной стороны относительно городов и населенных пунктов;

3.2.14. размещение складов с АХОВ с подведенной стороны основных цехов объектов, где работает наибольшее число персонала;

3.2.15. создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объектов;

3.2.16. ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории объекта;

3.2.17. подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны;

3.2.18. сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;

3.2.19. применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

3.2.20. герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;

3.2.21. регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

3.2.22. своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов объекта;

3.2.23. строгий учет количества, мест нахождения и перемещения АХОВ;

3.2.24. подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;

3.2.25. обеспечение объектовых формирований материально-техническими средствами (далее - МТС) для локализации ЧС;

3.2.26. устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;

3.2.27. оснащение технологических линий, трубопроводов системой экстренного опорожнения;

3.2.28. внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;

3.2.29. внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

3.2.30. обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;

3.2.31. разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий объекта экономики и местности;

3.2.32. разработка режимов работы персонала в условиях заражения объекта;

3.2.33. регулирование (контроль) импорта и экспорта АХОВ.

3.3. ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ

3.3.1. обеспечение персонала ЗС;

3.3.2. обеспечение персонала СИЗ;

3.3.3. изоляция взрывоопасных зон прочными степами;

3.3.4. использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

3.3.5. подготовка к эвакуации персонала, не занятого ЛПА, ЧС;

3.3.6. подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;

3.3.7. накопление медицинских средств первой медицинской помощи;

3.3.8. обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

3.3.9. размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

3.3.10. создание во взрывопожароопасных зонах инертной среды;

3.3.11. предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

3.3.12. автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);

3.3.13. установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожара);

3.3.14. разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

3.3.15. обеспечение грозозащитными устройствами;

3.3.16. установка предохранительных клапанов для сброса давления;

3.3.17. обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;

3.3.18. использование несгораемых конструкций и материалов;

3.3.19. создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

3.3.24. обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

3.3.25. подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

3.4. ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЗОНАХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

(лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение

температуры атмосферного воздуха)

3.4.1. создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;

3.4.2. создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;

3.4.3. утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

3.4.4. обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;

3.4.5. создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств;

3.4.6. размещение рабочих помещений объекта на возвышенностях (гидрологические ЧС);

3.4.7. установление режима поведения персонала при получении информации о ЧС;

3.4.8. запрещение (ограничение) размещения объекта и их элементов с учетом возможного затопления;

3.4.9. размещение объекта и ах элементов с учетом снижения эффективности воздействия ЧС;

3.4.10. проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

3.4.11. применение бесшовных труб для транспорта нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;

3.4.12. регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования водостока;

3.4.13. обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

3.4.14. создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);

3.4.15. строительство на возвышенностях объектов (в зонах гидрологических ЧС);

3.4.16. повышение физической стойкости (демонтаж) не стойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений;

3.4.17. защита уникального и особо ценного оборудования;

3.4.18. создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;

3.4.19. берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

3.4.20. подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

3.4.21. локальная защита объектов и небольших участков территории;

3.4.22. подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

3.4.23. стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

3.4.24. подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

3.4.25. гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамически опасных объектах;

3.4.26. подготовка плавсредств для эксплуатации объекта в зонах затопления.

3.5. НЕФТЯНАЯ И ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

3.5.1. перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

3.5.2. создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;

3.5.3. резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;

3.5.4. разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

3.5.5. размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;

3.5.6. подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги;

3.5.7. размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

3.5.8. создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

3.5.9. оборудование объекта байпасами и клапанами-отсекателями в защитных колодцах;

3.5.10. подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоянии;

3.5.11. регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем;

3.5.12. создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

3.6. ТРАНСПОРТ

На всех видах транспорта:

3.6.1. подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

3.6.2. обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

3.6.3. подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;

3.6.4. обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

3.6.5. разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

3.6.6. повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

3.7. НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.7.1. создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

3.7.2. создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

3.7.3. подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

3.7.4. подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

3.7.5. подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также погрузочно-выгрузочных районов для работы в условиях ЧС;

3.7.6. разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений ж.д. транспорта;

3.7.7. проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам -дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

3.7.8. осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов ж.д. транспорта.

3.8. НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.8.1. подготовка объездов возможных зон ЧС;

3.8.2. подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

3.8.3. установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики государства;

3.8.4. подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

3.8.5. рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

3.8.6. разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

3.8.7. создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и спецобработки зараженной автотехники;

3.8.8. накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;

3.8.9. совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенный в зонах опасных природных явлений;

3.8.10. строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС; подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

3.8.11. подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

3.8.12. совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

3.8.13. разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

3.9. НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.9.1. подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;

3.9.2. подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения СДНР в ЧС;

3.9.3. подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения самолетного парка в ЧС;

3.9.4. создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

3.9.5. подготовка экипажей и воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;

3.9.6. сове“шенствование системы технического прикрытия аэропортов.

3.10. НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.10.1. подготовка запасных перегрузочных пунктов, причалов, судоремонтных баз и стоянок для плавучих доков к работе в условиях ЧС;

3.10.2. подготовка к использованию в условиях ЧС судов, которые могут работать на малых глубинах и необорудованном побережье;

3.10.3. дооборудование контейнеровозов для использования вертолетов при выполнении погрузочно-выгрузочных работ на рейдах в условиях ЧС;

3.10.4. подготовка портов и судов к перевозкам эвакуируемого населения раненых, больных из зон ЧС;

3.10.5. совершенствование системы технического прикрытия объектов речного транспорта;

3.10.6. подготовка судов для хранения продуктов питания и использования их в качестве источников электро- и теплоснабжения прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий;

3.10.7. подготовка речного флота к работе в условиях разрушения крупных гидроузлов, а также к организации переправ для обеспечения непрерывности перевозок на ж.д. и автомобильном транспорте.

3.11. НА ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

3.11.1. реконструкция и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;,

3.11.2. ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;

3.11.3. строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта; сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;

3.11.4. создание и совершенствование автоматических систем обнаружении утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

3.11.5. подготовка к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС в обход компрессорных станций в случаях нарушения их работы;

3.11.6. заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;

3.11.7. создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

3.11.8. создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств (автономных);

3.11.9. строительство отводов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

3.11.10. повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабелей.

3.12. НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

3.12.1. распределение энергоисточников по районам и потребителям;

3.12.2. внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;

3.12.3. кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

3.12.4. организация технологического цикла тепловых электростанций с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

3.12.5. создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;

3.12.6. внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных ЛЭП;

3.12.7. подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

3.12.8. подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС;

3.12.9. подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

3.13. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

3.13.1. обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

3.13.2. создание и внедрение в производство закрытых технологический линий (защищенных);

3.13.3. автоматизация технологических процессов от подачи сырья до упаковки;

3.13.4. подготовка предприятий пищепрома к временному переходу на упрощенные технологии;

3.13.5. разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объекта;

3.13.6. дублирование основных видов продукции для обеспечения потребностей в ЧС;

3.13.7. организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

3.13.8. защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары и увеличения выпуска продовольствия, расфасованного в защитную мелкую тару;

3.13.9. разработка и внедрение защитной тары и не токсичных тароупаковочных материалов;

3.13.10. совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;

3.13.11. обеспечение предприятий пищевой промышленности необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

3.13.12. обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в наиболее употребляемых растительных продуктах;

3.13.13. совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экспрессного определения загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами пищевых продуктов;

3.13.14. снижение взрыво- и пожароопасности мукомольных предприятий, подготовка к бестарной приемке муки, исключающей загрязнение радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами;

3.13.15. накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей в хлебопекарной промышленности и использование их в условиях ЧС;

3.13.16. оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания сточных вод;

3.13.17. разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;

3.13.18. создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и др.) в условиях ЧС.-----------