Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Костромской области от 30.03.2006 N 290 (ред. от 24.04.2007) “Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах“

Утратил силу с 4 декабря 2009 года в связи с изданием постановления губернатора Костромской области от 26.11.2009 N 269.

Изменения, внесенные постановлением губернатора Костромской области от 24.04.2007 N 191, вступают в силу со дня официального опубликования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2006 г. N 290

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ

(в ред. постановлений губернатора Костромской области

от 29.11.2006 N 743, от 24.04.2007 N 191)

В соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации постановляю:

(преамбула в ред. постановления губернатора Костромской области от 24.04.2007 N 191)

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.

2. Признать утратившим силу постановление
главы администрации Костромской области от 30 января 2001 г. N 40 “Об утверждении Правил пользования водными объектами Костромской области для плавания на маломерных плавательных средствах“.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора области Цикунова Ю.Ф.

(п. 3 в ред. постановления губернатора Костромской области от 24.04.2007 N 191)

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

Приложение

Утверждено

постановлением

губернатора

Костромской области

от 30 марта 2006 г. N 290

ПРАВИЛА

пользования водными объектами для плавания

на маломерных плавательных средствах

(в ред. постановлений губернатора Костромской области

от 29.11.2006 N 743, от 24.04.2007 N 191)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 “Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“, Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502 “Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации“ и устанавливают единый порядок пользования маломерными плавательными средствами на водных объектах и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

- самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

- прогулочные
суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

1.2. Под маломерным плавательным средством в настоящих Правилах понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные плавательные средства (моторные, парусные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности (далее именуются - маломерные суда).

1.3. Водные объекты могут использоваться для плавания на маломерных плавательных средствах юридическими лицами и гражданами для собственных нужд и для предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством.

(п. 1.3 в ред. постановления губернатора Костромской области от 29.11.2006 N 743)

1.4. Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в порядке, установленном законодательством, о чем население должно оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иным способом.

1.5. Руководители предприятий, учреждений и организаций, имеющие маломерные плавательные средства, перечисленные в пункте 1.2 настоящих Правил, и базы (сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз (сооружений).

1.6. Проведение на водоемах соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных плавательных средств разрешается в местах, устанавливаемых администрацией Костромской области (органом местного самоуправления) по согласованию с Государственной
инспекцией по маломерным судам МЧС России по Костромской области и соответствующими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.7. Контроль за выполнением требований настоящих Правил владельцами и судоводителями судов и баз (сооружений) для их стоянок, а также надзор за их правильным пользованием на водных объектах осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Костромской области.

2. Порядок эксплуатация маломерных плавательных средств

2.1. Эксплуатация на водных объектах маломерных плавательных средств разрешается после их государственной регистрации в судовой книге (реестре), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для него условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

2.2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных плавательных средств, осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Костромской области, а военных и спортивных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.

Под военными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные суда, принадлежащие воинским частям.

Под спортивными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные плавательные средства, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).

2.3. Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными (площадью парусов 5 и более кв. метров) плавательными средствами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области и имеющим действительные
удостоверения на право управления.

2.4. Использование водных объектов для плавания на маломерных судах разрешается на Горьковском водохранилище в границах Костромской области, за исключением Костромского разлива, с 20 апреля по 1 ноября, а на остальных несудоходных водоемах - после окончания ледохода (очистки водного объекта ото льда) до начала ледостава.

(п. 2.4 в ред. постановления губернатора Костромской области от 24.04.2007 N 191)

2.5. На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных плавательных средств при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

2.6. Безопасная скорость движения маломерных плавательных средств на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных плавательных средств устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам Костромской области применительно к местным условиям.

2.7. Использование маломерных плавательных средств во временно и постоянно закрытых районах, а также в период паводка возможно в случае получения разрешения в установленном порядке.

2.8. При эксплуатации маломерного плавательного средства для перевозки пассажиров в коммерческих целях необходимо дополнительно оборудовать его дистанционным управлением и электрозапуском двигателя.

2.9. При эксплуатации маломерных плавательных средств запрещается:

- управлять маломерным плавательным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, согласно приложению к настоящим Правилам; с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без удостоверения на право управления маломерным судном; в состоянии опьянения;

- передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

- превышать установленные скорости движения;

- нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

- наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и
навигационной обстановки;

- заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акватории (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

- приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) на расстояние менее 100 метров к купающимся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

- перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде;

- швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

- сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

- устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

- использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

- осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

- заправлять судно топливом, перекачивать с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить;

- выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости;

- осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах;

- двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

- нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и
при высадке их с судов.

3. Обязанности судоводителей и ответственность

3.1. Судоводители маломерных плавательных средств (далее - судоводители) должны предъявлять для проверки государственному инспектору по маломерным судам, следующие документы:

- удостоверение на право управления маломерным плавательным средством;

- судовой билет маломерного плавательного средства;

3.2. Судоводитель обязан:

- выполнять требования настоящих Правил, правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП), правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

- проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

- перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

- осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

- прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;

- оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России по Костромской области обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

- выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдения правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

- сообщать в органы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской
области, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;

- выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

4. Порядок эксплуатации баз (сооружений) для стоянок

маломерных плавательных средств

(в ред. постановления губернатора Костромской области от 24.04.2007 N 191)

4.1. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база) в настоящих Правилах понимается находящийся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта или его части (далее - территория базы) и предназначенных для стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов и других плавательных средств.

4.2. Территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причальных сооружений, служебных помещений и других сооружений, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомобилей к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу. На базе вместимостью более 100 единиц маломерных судов должны быть предусмотрены станции заправки моторным топливом этих судов либо организованы передвижные пункты заправки топливом с соблюдением требований по охране окружающей среды.

На территории базы должны быть оборудованы площадки с контейнерами для бытовых отходов и емкостями для сбора отработанных горючих и смазочных материалов.

4.3. Территория базы должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

4.4. База должна иметь оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории.

Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, должны находиться в исправном состоянии.

4.5. На территории базы оборудуются стенды с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах
(выписки из законодательных и нормативных правовых актов; расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы; схемы безопасного движения и маневрирования судов на акватории базы; телефоны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области, пожарных, спасателей, скорой медицинской помощи и милиции; приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде и др.).

4.6. Техническое оснащение и оборудование базы должно обеспечивать:

безопасность круглосуточной стоянки маломерных судов и их сохранность;

экологическую безопасность на территории базы: соблюдение природоохранных требований при осуществлении действий по заправке моторных судов топливом и выполнении судовладельцами профилактических, ремонтных, судоподъемных и иных работ, связанных с эксплуатацией объектов базы и маломерных судов;

пожарную безопасность на территории базы;

безопасность посадки и высадки людей, а также их передвижения по причальным сооружениям;

информирование судоводителей о гидрометеорологической и навигационной обстановке на водных объектах;

радиосвязь с приписанными к базе маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции, а также прием от них сигналов бедствия;

охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание, транспортировке (вывозе) за пределы базы и их прибытии;

постоянную связь со спасательными подразделениями, органами внутренних дел, медицинскими учреждениями, подразделением Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Костромской области.

4.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причалах, пирсах или иных сооружениях должны выступать на высоте не менее 2 м от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 град. С на расстоянии не менее 4 км. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не
более, чем через 50 м, и должны гореть от захода до восхода Солнца.

4.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства базы, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

4.9. Акватория базы и подходы к пирсам (причалам) по ширине подходов и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой.

4.10. Причалы и пирсы, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

прочно закрепленные швартовные устройства (кнехты, битенги, утки, рымы и др.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

надежное леерное ограждение высотой не менее 90 см при расстоянии между стойками не более 1,5 м и между леерами - не более 45 см;

спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 м;

комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс;

трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие по ширине одновременный проход не менее двух человек и имеющие сплошной настил и леерное ограждение.

4.11. Сплошной настил на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках должен быть рассчитан на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации и ежегодно до начала навигации испытываться комиссией, создаваемой водопользователем (владельцем базы). Акт с результатами испытаний, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, представляется при техническом освидетельствовании базы.

4.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и безопасную стоянку всех приписанных к данной базе судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.

4.13. Расстояние между судами при стоянке у причала (пирса) должно быть не менее 0,5 м для гребных и не менее 1,0 м для моторных и парусных судов.

4.14. Плавучие причалы (понтоны, швартовые бочки) должны быть надежно закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.

4.15. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе (приписаны к базе), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы с указанием бортового номера, типа и названия (если имеется) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества судовладельца, его адреса и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты.

Суда, прибывшие на базу для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел этого журнала, при этом дополнительно указывается пункт основной приписки судна, планируемый и фактический срок убытия.

4.16. На базе должен быть установлен выпускной режим, предусматривающий контроль за выходом и возвращением с плавания маломерных судов, их транспортировкой за пределы базы, а также за исправным состоянием судов, наличием у судоводителей действительных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм по пассажировместимости и грузоподъемности, установленной скорости движения на акватории базы.

4.17. При выходе из базы судна в плавание (транспортировке за пределы базы) в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия, имя, отчество судоводителя, количество людей на борту, дата и время выхода (вывоза), маршрут, предполагаемое время возвращения на базу. При возвращении судна на базу в журнале фиксируется фактическое время и дата прибытия.

4.18. Выпуск маломерного судна в плавание не допускается в случаях:

при отсутствии у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета (или его копии, заверенной в установленном порядке), технического талона;

без нанесенного на судне бортового номера или его несоответствия записи в судовом билете;

при обнаружении неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;

при нарушении установленных норм по пассажировместимости и грузоподъемности или при опасном крене (дифференте);

при отсутствии на судне предписанных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

при наличии на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено для их перевозки;

если прогнозируемая и фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;

при нахождении судоводителя в состоянии опьянения.

В случае самовольного выхода в плавание на маломерном судне с указанными выше нарушениями об этом сообщается в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России по Костромской области и делается соответствующая запись в журнале учета выхода (прихода) судов.

4.19. О судах, которые прибыли на базу в аварийном состоянии или на которых произошла гибель людей, сообщается в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России по Костромской области с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) судов.

Приложение

к Правилам пользования водными

объектами для плавания на маломерных

плавательных средствах

утвержденным постановлением

губернатора Костромской области

от 30 марта 2006 г. N 290

ПЕРЕЧЕНЬ

неисправностей, при наличии которых запрещается

эксплуатация маломерных судов

1. По корпусу:

- имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения);

- отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2. По рулевому устройству:

- не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

- повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

- отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

3. По двигателю, подвесному мотору:

- топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы питания;

- имеется значительная вибрация;

- отсутствует или неисправен глушитель;

- повреждена система дистанционного управления двигателя;

- не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс - редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях “вперед“, “назад“, “нейтрально“ (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено инструкцией.

4. По отличительным огням:

- отличительные огни не соответствуют требованиям ППВВП (МППСС) или неисправны.-----------