Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Костромской области от 17.10.2005 N 625 “О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2006 год“

Утратил силу с 21 ноября 2008 года в связи с изданием постановления губернатора Костромской области от 17.11.2008 N 392.

Вступил в силу с 17 октября 2005 года (пункт 6 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2005 г. N 625

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2006 год, постановляю:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2006 год.

2. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области в срок до 1 января 2006 года разработать и представить в департамент экономического развития, промышленности и торговли администрации области предложения по выполнению прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2006 год.

3. Департаменту
экономического развития, промышленности и торговли администрации области (Шереметьев А.Н.) до 1 марта 2006 года внести план действий администрации области по выполнению прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2006 год на рассмотрение коллегии при губернаторе области.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области рассмотреть показатели прогноза развития муниципальных образований на 2006 год на заседаниях представительных (законодательных) органов муниципальных образований и разработать план мероприятий по выполнению показателей прогноза.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Максина В.Ф.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

Приложение

к постановлению

губернатора

Костромской области

от 17.10.2005 N 625

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД

Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития

Костромской области на 2006 год

Прогноз социально-экономического развития области на 2006 год разработан на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию с учетом анализа социально-экономического развития области за предшествующий период, обобщения прогнозных материалов департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации области, предприятий ведущих отраслей экономики и муниципальных образований области, а также с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.

Прогноз социально-экономического развития области разработан по классификатору ОКОНХ в двух вариантах. Различия в качественных оценках вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей в результате воздействия неблагоприятных условий и факторов экономического развития.

В 2006 году администрации области предстоит сконцентрировать свои усилия на следующих приоритетных направлениях социально-экономической политики.

Продолжится реформирование системы образования, в том числе дошкольного, совершенствование образовательных программ и стандартов, обеспечение ориентации образования потребностям рынка труда, реструктуризация сети образовательных организаций, совершенствование порядка финансирования образовательных учреждений с учетом перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрение образовательных кредитов, создание независимых систем контроля за качеством образования.

Будет
повышаться эффективность функционирования системы здравоохранения путем:

- реорганизации системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;

- совершенствование системы обязательного медицинского страхования;

- использования новых организационно-правовых форм медицинских организаций, способствующих эффективному использованию имеющихся ресурсов.

В целях снижения уровня бедности одной из основных задач является повышение эффективности программ в области социальной политики, совершенствование механизмов предоставления социальной помощи, обеспечение координации деятельности всех органов, предоставляющих жилищные субсидии и иные формы социальной помощи на основе совместного планирования и реализации программ помощи бедным, а также содействие повышению трудовой мобильности.

В инновационной сфере повышается роль научного потенциала, как одного из основных источников устойчивого экономического роста, будут создаваться благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий.

Усилия администрации области будут также направлены на развитие муниципальных образований, создание условий, стимулирующих муниципальные образования к мобилизации ресурсов экономического роста.

Администрация области будет способствовать модернизации производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу обрабатывающих производств при активном участии бизнеса, устранив ограничения инфраструктурного и технологического характера.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора в условиях совершенствования рыночных институтов будет способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Формирования рынка доступного жилья будут развиваться система ипотечного жилищного кредитования, создаваться условия для увеличения объемов жилищного строительства, повышаться доступность социального жилья.

Одной из приоритетных задач будет развитие агропромышленного комплекса, повышение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей, развитие механизмов лизинга сельскохозяйственной техники, повышение эффективности системы информационного обеспечения.

Основные общеэкономические показатели

В последние годы определяющими факторами роста ВРП по компонентам счета производства были рост промышленного производства, строительства, услуг транспорта и связи, торговли.

В прогнозируемом периоде в производстве ВРП наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли инвестиционной сферы,
производство товаров конечного потребления, в том числе строительство, торговля и промышленность (прежде всего, лесная и деревообрабатывающая, электроэнергетика), а также платные услуги.

Промышленность

Главной целью развития промышленности является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импорта продукции.

Увеличение объемов производства промышленными предприятиями области произойдет за счет загрузки производственных мощностей путем размещения областного заказа и внутриобластной кооперации, выпуска конкурентоспособной продукции, технического перевооружения производства, проведения реформирования и реорганизации предприятий, использования сырьевых ресурсов области, создания мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, организации новых производств и др.

В целом за 2005 год рост объемом промышленного производства ожидается на уровне 105,5% к 2004 году.

Прогнозом на 2006 год предусмотрено увеличение объемов производства промышленной продукции на 4,2-5,7%.

Изменяется отраслевая структура промышленного производства. В 2006 году по сравнению и 2004 годом увеличится доля черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Электроэнергетика

В 2005 году ожидается незначительное увеличение объемов производства к 2004 году.

Предприятия отрасли прошли процедуру реформирования в соответствии с планом мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003-2005 гг., одобренным Правительством Российской Федерации в июне 2003 года. На базе ОАО “Костромаэнерго“ созданы: ОАО “Костромская генерирующая компании“, ОАО “Костромская сбытовая компания“ и ОАО “Костромаэнерго“ (сетевая компания).

Черная металлургия

За 2 года (2005-2006 годы) в черной металлургии предусмотрено увеличение объемов производства в 1,6 раза (по 1 варианту) за счет реализации инвестиционного проекта ДЗАО “Костроматрубинвест“ “Создание производства насосно-компрессорных труб и труб с изоляционным покрытием“. Для ДЗАО “Костроматрубинвест“ освоение производства насосно-компрессорных труб, труб с наружной полиэтиленовой изоляцией и труб с хладо- и теплоизоляционным покрытием станет завершающим этапом по развитию на территории Костромской области металлургического промышленного
комплекса. Ввод в действие производственных мощностей, предусмотренных данным инвестиционным проектом, позволит выпускать высокорентабельную, конкурентоспособную на внутреннем и мировом рынках готовую продукцию.

Ассортимент продукции в рамках инвестиционного проекта позволит предприятию выйти на ранее недоступные отечественные и зарубежные рынки сбыта.

Машиностроение и металлообработка

В 2005 году в машиностроении и металлообработке ожидается увеличение объемов производства на 4% за счет выпуска новых видов продукции, внедрения прогрессивных технологий и установки новейшего оборудования на крупных предприятиях:

- ОАО “Судомеханический завод“ осуществляет модернизацию выпускаемых катеров; произведен опытный образец нового буксирного винтового катера с высокой тягой и малой осадкой. За последние годы разработаны и изготовлены проекты пожарного и скоростного катеров, которые заинтересовали МЧС России. Кроме того, ведется разработка технической документации по выпуску серийного катера для оперативного реагирования на аварийный разлив нефтепродуктов, а также перспективных моделей катеров различного предназначения;

- ОАО “Пегас“ планирует увеличение выпуска элементов микропроцессорной системы управления двигателем (регуляторы холостого хода, датчики положения коленвала и новые изделия - ротор датчика скорости, пульт дистанционного управления и другие);

- ОАО “Галичский автокрановый завод“ базируется на выпуске автокранов различной грузоподъемности. Программой модернизации предусмотрено увеличение номенклатуры выпуска производственных автомобильных кранов и освоение новых моделей грузоподъемностью 32 и 36 тонн на шасси МАЗ-630303;

- ЗАО “Завод имени Л.Б.Красина“ планирует увеличение объема выпуска оборудования для переработки резиновых смесей, для производства изделий из полиэтилена, для регенераторного производства, резательного оборудования и другого.

Появился спрос на качественное технологическое оборудование и запасные части к нему, оснастку, производимые предприятиями текстильного машиностроения. Продукция ОАО “Красная маевка“ по своим технологическим характеристикам не уступает импортному оборудованию, а по некоторым параметрам превосходит его. На предприятии постоянно совершенствуется оснастка для текстильных
машин.

В 2006 году прирост производства составит 4,4-5%. На рост объемов производства существенное влияние будет оказывать увеличение объемов производства на крупных предприятиях автомобильной промышленности, подъемно-транспортного машиностроения и машиностроения для легкой и пищевой промышленности.

Лесопромышленный комплекс

В 2005 году в лесопромышленном комплексе ожидается увеличение объема производства на 21% к 2004 году.

В лесозаготовительной отрасли ожидается увеличение вывозки на 15%, производства деловой древесины на 4,9% за счет выделения дополнительного лесосечного фонда предприятиям ОАО “Фанплит“, ОАО “Кроностар“ и увеличения объемов лесозаготовок ООО “Фория Обф-Кострома“.

В деревообрабатывающей отрасли прогнозируется рост производства клееной фанеры на 18,3% и ДВП в 2,4 раза.

В целлюлозно-бумажной отрасли ожидается рост производства бумаги на 15,9%, в связи с пуском нового производства бумаги для санитарно-гигиенических целей на ООО “Адищевская бумажная фабрика“.

В 2006 году прирост производства продукции составит 7,3-14,1% к предыдущему году в сопоставимой оценке.

В лесопромышленном комплексе в прогнозируемом периоде предусматривается привлечение инвестиций, внедрение новой техники, создание совместных лесозаготовительных предприятий в ряде районов области, освоение перспективных ресурсосберегающих технологий переработки древесины на нижних складах, увеличение производства конкурентоспособной продукции (плит, большеформатной фанеры), освоение прогрессивного оборудования, обеспечивающего повышение качества обработки, дальнейшая реализация инвестиционных проектов плитного и фанерного производств.

Легкая промышленность

В 2004 году ведущие предприятия легкой промышленности за счет средств новых собственников и инвесторов проводили техническое перевооружение, внедряли новые технологии, обновляли и расширяли ассортимент выпускаемой продукции, в 2005 году работа в этом направлении продолжается.

В структуре выпуска продукции наряду с товарами для населения (ткани, одежда, обувь, трикотажные, меховые изделия) и вещевым имуществом для силовых структур большое место занимает продукция производственно-технического назначения (технические ленты и шнуры специального назначения, брезент, ткани для транспортерных лет, фильтровальная сетка,
веревочные изделия).

В льняной промышленности продолжается реконструкция производства с модернизацией и установкой нового технологического оборудования на ООО “Льнообъединение им. И.Д.Зворыкина, ООО “БКЛМ-Актив“, ООО “Нерехтская льняная мануфактура“.

В кожевенной промышленности: на ЗАО “ТюльпанКожаПродукт“ проведена реконструкция, смонтировано новое технологическое оборудование итальянского производства, что позволило выпускать новый ассортимент полуфабриката кожи ВЕТ-БЛЮ. В 2005 году планируется строительство нового корпуса отмочно-зольного производства.

В швейной промышленности успешно работают три малых предприятия ООО “Швейный мир“, ООО “Сфера“ и ООО “Экспо-Стиль“, созданные на базе бывшего предприятия ОАО “Орбита“. Разработан совершенно новый ассортимент верхней детской одежды под торговой маркой “Орби“. Продукция пользуется повышенным спросом.

Общий объем производства продукции легкой промышленности и 2006 году увеличится на 2-2,5% к оценке 2005 года.

В прогнозируемый период основными задачами отрасли останутся:

- привлечение инвестиционных средств для технического перевооружения предприятий;

- увеличение объемов производства, разработка нового ассортимента и освоение новых технологий производства тканей костюмно-платьевого назначения, улучшение качества, повышение конкурентоспособности продукции, переход на широкие и облегченные ткани;

- привлечение средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для сезонной закупки сырья и материалов;

- повышение уровня научно-технического и кадрового обеспечения текстильных предприятий специалистами рабочих профессий.

Для стабильной работы льняного комплекса области и России в целом необходима государственная поддержка.

Пищевая промышленность

В пищевой промышленности, включая мукомольно-крупяную, в 2005 году индекс физического объема составит 101,1%.

В 2006 году объем производства к 2005 году увеличится на 4,5% по 2 варианту.

Развитие производства в мясной и молочной промышленности прогнозируется с учетом ситуации в сельскохозяйственном производстве.

В молочной промышленности ускоренными темпами предполагается рост производства цельномолочной продукции. Получит дальнейшее развитие производство йогуртов, десертов, творожков с биологическими и фруктовыми добавками, а также молочных продуктов (кефира, сметаны, творога).

За
счет привлечения инвестиций предполагается развитие сыродельного производства.

Развитие мукомольно-крупяной промышленности предполагается в направлении увеличения производства продукции с повышенной пищевой ценностью и пониженной углеводной составляющей, расширение ассортимента хлеба, хлебобулочных изделий с применением модифицированных крахмалов, белоксодержащих продуктов.

Положительное воздействие на развитие пищевой и мукомольно-крупяной промышленности в течение 2005 и 2006 годов будут оказывать: увеличение спроса на продовольствие, производимое в области, в связи с более высокими качественными характеристиками; увеличение объемов частных инвестиций в пищевую промышленность как отрасль, имеющую высокую отдачу по вложенным инвестициям; продолжение концентрации производственного потенциала в перерабатывающей промышленности ЛПК, что обеспечит более высокую эффективность работы сельхозтоваропроизводителей и стабилизацию на рынке сырья для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Отрицательное воздействие на развитие будет оказывать вывоз сельхозсырье (молока, мяса) за пределы области.

Сельское хозяйство

Объем производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств в 2004 году составил 8859,2 млн. руб. в сопоставимой оценке 93,8% к уровню предшествующего года, снижение произошло во всех категориях хозяйств.

В 2006 году прогнозируемый темп изменения объемов производства будет складываться из производства продукции сельскохозяйственными предприятиями (на 1,4% в сопоставимой оценке) и снижения его в хозяйствах населения.

Развитие отрасли животноводства в сельскохозяйственных предприятиях в основном будет обеспечиваться за счет повышения эффективности работы крупных сельскохозяйственных предприятий. Результат их работы будет определяться созданием и развитием кормовой базы для ведения животноводства и совершенствованием племенной работы в рамках реализуемой региональной комплексной программы “Развитие агропромышленного комплекса Костромской области до 2006 года“ и входящей в нее подпрограммы “Молоко“, а также стабильной работой птицефабрик.

Сдерживающими факторами развития аграрного производства в области в течение рассматриваемого периода останутся:

- неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями. За последние годы
цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию выросли в 1,5 раза, а цены на приобретенную сельхозпредприятиями промышленную продукцию и услуги в 2,4 раза;

- социальная нагрузка. За счет средств предприятий содержится большая часть социальной сферы, находящейся на территории хозяйств;

- последствия стихийных бедствий. В 2004 году по области погибло 46,2 тыс. гектар посевных площадей сельскохозяйственных культур;

- демографическая ситуация на селе. Ежегодно происходит уменьшение населения, проживающего в сельской местности. Происходит старение сельских жителей. За период с 2000 года по 2004 год среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, снизилась на 31%;

- отсутствие, начиная с федерального уровня, госзаказа на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;

- недостаточная государственная поддержка аграрного сектора экономики, не позволяющая покрыть убытки от роста тарифов естественных монополий;

- сокращение производственно-технического потенциала. В сельскохозяйственных предприятиях области выбытие основных фондов опережает их ввод;

- нехватка собственных оборотных средств для сезонного финансирования и недоступность банковского кредита.

Основными направлениями устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий на ближайшую перспективу являются;

- развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности и сферы обслуживания на базе современных и перспективных технологий, новой техники, достижений науки и практики, создания возможностей для формирования высококвалифицированных трудовых ресурсов;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры агропродовольственных рынков;

- финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- формирование финансовой инфраструктуры сельского хозяйства через систему страхования посевов сельскохозяйственных культур, льготного кредитования агробизнеса;

- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса, привлечение для работы в сельской местности кадров, обладающая высокой профессиональной подготовкой, деловыми качествами и адаптированных к рыночным преобразованиям. Этому будет способствовать принятое губернатором области постановление, которым предусматривается с 1 января 2005 года молодым специалистам, пришедшим на работу в сельскохозяйственные предприятия, увеличение выплаты единовременного пособия до
20 тыс. рублей и ежемесячной доплаты к должностному окладу в течение трех лет до 1000 рублей, а также реализация программы “Социальное развитие села Костромской области до 2010 года“, мероприятия которой предусматривают улучшение жилищно-бытовых условий на селе;

- обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса;

- развитие агропромышленной интеграции;

- формирование земельного рынка, обеспечивающего приоритет тех, кто непосредственно работает на земле, и вовлечение в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения;

- стимулирование привлеченных инвестиций в сельское хозяйство, пищевую промышленность путем предоставления гарантий, налоговых льгот и других финансовых инструментов;

- устойчивое развитие сельских территорий при условии увеличения валового регионального продукта, развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности, достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ.

Малое предпринимательство

Малый бизнес в области имеет в целом положительную динамику развития.

После резкого снижения количества малых предприятий в 2003 году (на 12%), связанного, в первую очередь, с перерегистрацией юридических лиц согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, количество малых предприятий к концу 2004 года увеличилось до 3031. Одновременно наблюдается увеличение среднесписочной численности работников по малым предприятиям на 16%.

Основной рост количества малых предприятий (на 14%) в среднесписочной численности (на 23%) в 2004 году наблюдался в сфере промышленности. В сфере строительства количество малых предприятий снизилось на 3%, а количество работающих - на 21%. В сфере розничной торговли и общественного питания количество малых предприятий осталось практически без изменений, численность выросла на 26%. Это связано с переориентацией деятельности малых предприятий в сторону производственных отраслей как наиболее привлекательной сферы для бизнеса.

Значительно, на 36,7%, увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом выпуск малыми предприятиями товаров и услуг в сопоставимых ценах и составил почти 5,5 млрд. руб. Основными причинами роста являются внедрение субъектами малого предпринимательства передовых технологий, оборудования, освоение конкурентоспособной продукции за счет привлечения инвестиций. Наибольший прирост произошел в промышленности - на 76,0% и сфере розничной торговли и общественного питания - на 73,7%. В сфере строительства на фоне снижения количества предприятий и численности работающих объем производства снизился на 31,7% в сопоставимых ценах.

Прогноз на 2006 год выполнен на основании условий стабилизации ситуации в малом бизнесе, сохранения положительной динамики его развития с учетом показателей развития экономики в целом.

Инвестиции

В настоящее время с учетом достаточно высокого уровня износа существующих производственных мощностей источником устойчивого экономического роста может быть только значительное увеличение инвестиций в основной капитал по сравнению с предшествующими годами.

Активизации инвестиционной деятельности будут способствовать увеличение динамики промышленного производства и развития экономики в целом, стабилизация и постепенное снижение инфляционной составляющей, наращивание объемов собственных средств предприятий.

Ожидается значительный рост инвестиций в отраслях транспорта, черной металлургии, лесопромышленного комплекса и химической промышленности. Особенно это касается второго варианта развития экономики области в связи с началом реализации крупных инвестиционных проектов, таких как строительство целлюлозно-бумажного комбината и завода “Саная“ по деревообработке. Продолжится также реализация крупнейшей региональной инвестиционной программы ООО “Кроностар“ по организации производства конкурентоспособных облицовочных плит, мебельных деталей и офисной мебели.

В черной металлургии на Волгореченском трубном заводе ведутся пусконаладочные работы установленного оборудования. Освоение производства насосно-компрессорных труб, труб с наружной полиэтиленовой изоляцией и труб с хладо- и теплоизоляционным покрытием станет завершающим этапом по созданию металлургического промышленного комплекса.

Существенными остаются суммы, направляемые предприятиями на инвестиционные цели из собственных финансовых ресурсов, т.е. за счет накопленной прибыли и амортизации. Планируемое увеличение объемов внутренних инвестиций предприятиями области должно произойти за счет более полной загрузки имеющихся производственных мощностей, технического перевооружения производства, проведения реформирования и реорганизации предприятий, организации новых производств.

По оценке в 2005 году ожидается привлечение инвестиционных ресурсов в основной капитал предприятий и организаций региона за счет всех источников финансирования на общую сумму 14338,7 млн. руб., что в абсолютных величинах составит 117,7% к объемам 2004 года, в сопоставимой оценке - 105,2%.

Согласно прогнозу на 2006 год темп роста объемов инвестиций в сопоставимых величинах составит по вариантам 105,7-115,9% к уровню 2005 года. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций по прежнему прогнозируется в промышленной сфере производства, в том числе: лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, электроэнергетике; значительно возрастет удельный вес черной металлургии по сравнению с 2004 годом. Также сохранится высокая доля инвестиций, направляемых в отрасли транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство.

За период 2005-2006 годов ожидается увеличение объема инвестиций в сопоставимой оценке по сравнению с 2004 годом в 1,1-1,2 раза.

Труд

На ситуацию на рынке труда в области существенное влияние оказывают такие факторы, как сокращение численности населения, особенно в трудоспособном возрасте, рост инвестиций в основной капитал, реструктуризация отдельных отраслей промышленности (металлургия, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая), темпы развития малых форм хозяйствования.

В 2005 году численность занятых в экономике по оценке составит 320,2 тыс. чел. По прогнозу предполагается, что численность занятых сократится по сравнению с 2004 годом на 1,5% и составит 318,1 тыс. чел. Сокращение численности занятых произойдет в основном в сфере материального производства.

Численность регистрируемых безработных увеличится в 2005 году до 6,0 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы составит 1,62%. К 2006 году численность регистрируемых безработных сократится до 5,6 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы снизится до 1,52.

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы выражено в том, что работодатели предъявляют высокие требования к рабочей силе, предлагая при этом низкую заработную плату.

Сгладить негативные процессы на рынке труда позволит дальнейшая реализация государственной политики в области занятости населения и программ занятости населения на территории области.

В сфере оплаты труда сохранится тенденция роста номинальной и реальной заработной платы.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2004 году увеличилась к предыдущему году на 23,4%, по оценке в 2005 году возрастет на 24,1%. Фонд заработной платы составил в 2004 году 13805 млн. рублей с ростом к предыдущему году 120,0%.

По прогнозу в 2006 году номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в целом по области увеличится к уровню 2004 года в 1,5 раза и составит соответственно 7066 и 7185,8 рублей. Рост реальной начисленной заработной платы при условии сохранения прогнозируемых темпов инфляции составит в 2005 году 11% к базовому 2004 году, в 2006 году 35,5-37,4% (по вариантам соответственно).

На рост заработной платы окажут влияние рост ВРП и объемов промышленного производства, реализация мероприятий по легализации заработной платы, рост заработной платы работников бюджетной сферы.

Денежные доходы и расходы

В 2004 году номинальные денежные доходы населения области сложились в сумме 32640,6 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2003 годом на 20,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 104,9% к уровню 2003 года. Денежные расходы населения области в 2004 году составили 33187,3 млн. руб., что на 26,4% выше, чем в 2003 году. В структуре использования денежных доходов доминируют расходы на покупку товаров и оплату услуг - 63,5%. Затраты населения на приобретение недвижимости, валюты, сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам и средств на счетах физических лиц - предпринимателей составили 30,6%. На обязательные платежи население области израсходовало 7,6%. Средний размер назначенных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составил в 2004 году 1967,94 руб. и по сравнению с 2003 годом увеличился на 14,4%.

По оценке 2005 года денежные доходы населения увеличатся по сравнению с 2004 годом на 21,9% и составят 39780 млн. руб., из них оплата труда наемных работников - 17900 млн. руб., а доходы от предпринимательской деятельности - 4040 млн. руб., или соответственно 45 и 10,2% в общей сумме доходов населения. Денежные расходы населения области в текущем году оцениваются в сумме 39980 млн. руб., т.е. на 20,5% выше, чем в 2004 году. С учетом темпов экономического роста и прогнозируемой инфляцией реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут по сравнению с 2004 годом на 8,5%, а средний размер пенсий в реальном выражении - на 7,1%. Численность населения, проживающего за чертой бедности, снизится с 32,1 до 25,6%.

В 2006 году доходы населения прогнозируются в сумме 46550-47380 млн. руб. по вариантам, с ростом к оценке 2005 года на 17-19,1% соответственно. Расходы и сбережения населения по прогнозу 2006 года составят 46760-47600 млн. руб. Из них доля потребительских расходов составит 65 (64,7)%, доля расходов на обязательные платежи и разнообразные взносы - 7,4 (7,3)%. Реальные располагаемые денежные доходы увеличатся по сравнению с 2005 годом на 7,2-8,9%. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 22,7-21,7% (по вариантам).

Потребительский рынок

В основу развития потребительского рынка и услуг заложены тенденции стабилизации в экономике области, развития конкурентной среды по товарам и услугам, сохранения примерного соответствия между объемами предложений товаров и уровнем платежеспособного спроса населения, укрепления положительной динамики розничного товарооборота, интенсивного развития структуры розничной торговли, общественного питания и обеспечения устойчивого роста собираемости налогов.

Главными факторами роста товарооборота в прогнозируемом периоде предполагаются увеличение уровня доходов населения, рост покупательского спроса, изменение и уточнение идеологии существующей структуры сети, продуманная ассортиментная и ценовая политика, совершенствование технологии продаж, применение дополнительных и сервисных услуг населению.

Оборот розничной торговли в 2005 году ожидается в размере 20252,8 млн. руб., с ростом к предыдущему году 113% в сопоставимых ценах. В 2006 году по 1 варианту он достигнет 23622,8 млн. руб. с ростом к 2004 году 108,1%, по 2 варианту - 23863,7 млн. руб., рост составит 109% в сопоставимых ценах.

За счет повышения уровня жизни населения в макроэкономической структуре розничной торговли произойдет увеличение удельного веса продаж непродовольственных товаров. Население будет больше тратить средств на приобретение предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования: сложно-бытовой и компьютерной техники, мебели, электротоваров, спорттоваров и другое.

Продолжится процесс переориентации спроса населения на товары отечественного производства, в том числе местных товаропроизводителей, особенно на продовольственную продукцию. За счет местных товаропроизводителей население области будет обеспечено яйцом, мясом птицы, сырами, хлебом и х“ебобулочными изделиями, алкогольной продукцией, минеральной водой, овощами.

В прогнозируемом периоде рынок непродовольственных товаров продолжит испытывать давление со стороны дешевой и низкокачественной продукции, продаваемой на открытых рынках из стран Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного регионов.

Продолжится работа по восстановлению оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, которая позволит оптимизировать накопление товара и товародвижение в области, исключить многочисленных посредников и сделать потребительский рынок более доступным для социально-незащищенных слоев населения за счет значительных скидок и установления в области уровня цен, адекватного платежеспособному спросу большинства населения.

Продолжится дальнейшее совершенствование инфраструктуры отрасли за счет нового строительства, реконструкции действующих предприятий. Произойдет упорядочение неорганизованной торговли, формирование комплексов мелкорозничной торговли, рынков различной специализации. Дальнейшее развитие получит фирменная торговля, специализированная сеть, обеспечивающая высокое качество торгового обслуживания, повышение территориальной доступности товаров и услуг, в том числе и сельским жителям.

Развитие инфраструктуры торговой отрасли приведет к сокращению удельного веса продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Продолжится работа по созданию крупных торговых сетей, в том числе экономического класса, что позволит централизовать и автоматизировать управление, проводить единую закупочную политику, добиваться наибольших скидок от поставщиков.

В целях повышения культуры обслуживания и качества услуг, создания комфортных условий для покупателей в предприятиях торговли, продолжится процесс восстановления и внедрения современных форм торговли (самообслуживание, по образцам, каталогам, заказам, предоставление разнообразных скидок, использование дисконтных карт, кредиты и др.).

Опережающими темпами продолжится развитие сети быстрого питания с малым количеством посадочных мест (закусочные, шашлычные, летние кафе), как в черте города, так и на автодорогах. Получит развитие специализированная сеть массового питания, открытие диетических столовых, пельменных, блинных, пончиковых, пирожковых и др. Увеличится продажа кулинарной продукции и полуфабрикатов, готовой продукции. Самая сильная конкуренция в предприятиях общедоступной сети будет в области сервиса.

Оборот общественного питания по 1 варианту планируется на 2006 год в размере 888,0 млн. руб. с ростом к оценке 2005 г. 106,1% в сопоставимых ценах, по второму - соответственно 892,2 млн. руб. и 106,4%.

Деятельность торговли, общественного питания на прогнозируемый период будет строиться в соответствии с основными направлениями деятельности администрации области и приоритетными направлениями будут:

- увеличение объемов производства продовольственных и непродовольственных товаров, расширение их ассортимента, улучшение качества;

- разработка оперативных балансов важнейших продовольственных и других социально-значимых товаров, а также сырья для их производства и выработка предложений о завозе;

- изучение ситуации на потребительском рынке посредством мониторинга;

-создание условий для формирования крупных оптовиков на потребительском рынке области, сокращение неоправданного числа посредников;

- развитие эффективной конкурентной среды на сельском потребительском рынке, увеличение товарного предложения за счет заготовительной, производственной, торговой деятельности, общественного питания, надомного производства, сферы бытовых услуг.

В 2005 году объем платных услуг оценивается в сумме 4920,9 млн. руб. (в сопоставимых ценах прошлого года рост 106%).

Стабильность рынка платных услуг в прогнозируемом периоде сохранится, объем платных услуг населению будет увеличиваться на 4,5-6,3%. Больших изменений в структуре платных услуг не произойдет, будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспортные, связи, бытовые услуги.

Продолжается рост объемов услуг жилищно-коммунального хозяйства. В 2005 году уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением по области установлен в размере 95%, при этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в среднедушевом доходе не должна превышать 22%. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг требует дополнительных мер по социальной защите семей с низкими доходами.

Прогнозируемый рост объема транспортных услуг связан с увеличением пассажиропотока в связи с развитием частного бизнеса в сфере пассажирских перевозок и приобретением нового подвижного состава в рамках реализации программы “Развитие транспортного комплекса Костромской области на период 2004-2010 годов“.

Услуги связи имеют ежегодную тенденцию к увеличению. Одним из факторов, влияющих на рост объемов данного вида услуг, является планомерное развитие мобильных систем связи в области.

Ежегодно увеличиваются платные услуги в системе образования - это вызвано востребованностью данных услуг со стороны населения. Спектр предоставляемых платных образовательных услуг ежегодно расширяется. Сюда относится изучение отдельных предметов сверх утвержденных учебных планов, получение дополнительных профессий, раннее изучение иностранных языков, услуги репетиторства, подготовка детей к школе, различные курсы, переподготовка, повышение квалификации и обучение профессии полностью на коммерческой основе.

Учреждения здравоохранения постоянно расширяют перечень платных медицинских услуг населению по причине недостаточного бюджетного финансирования.

В целом по области около 8% объема платных услуг приходится на бытовые услуги.

Меры, принимаемые на региональном уровне по поддержке к сохранению бытового обслуживания населения, способствуют тому, что этот сектор экономики постепенно стабилизируется. Объем бытовых услуг на душу населения в 2004 году составил 414 рублей, по сравнению с 368 рублями в 2003 году.

Наблюдаются изменения в структуре бытовых услуг населению области. Значительный рост объемов услуг зафиксирован по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, ремонту и строительству жилья, ремонту и изготовлению мебели, снижается объем услуг по ремонту обуви, часов, одежды.

Приоритетным направлением развития сферы бытовых услуг является сохранение бытового обслуживания сельского населения. Идет процесс восстановления сети комплексных приемных пунктов, выездной формы обслуживания. За прошедший год введено 25 единиц комплексных приемных пунктов. Для финансовой поддержки сельской службы быта из местных бюджетов в 2004 году было выделено около 1,0 млн. руб., представлено льгот по налогообложению на 600,0 тыс. руб.

Функционирование рынка платных услуг будет во многом зависеть от степени участия региональных органов управления в регулировании происходящих процессов в сфере услуг. Это участие будет выражено в контроле за ценами на отдельные виды услуг, в частности транспорта и ЖКХ, сертификации и лицензировании услуг в соответствии с принятыми и разрабатываемыми нормативными актами, а также в финансовой поддержке региональными и местными органами управления организаций и предпринимателей, оказывающих социально значимые виды услуг.

Развитие отраслей социальной сферы

Демографическая ситуация в области будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Поскольку миграционное сальдо в области практически нулевое, а рождаемость, несмотря на значительный рост в последние годы, не перекрывает показатели смертности, продолжается тенденция к сокращению численности населения из-за естественной убыли.

Прирост численности населения в трудоспособном возрасте закончится в 2005 году и с 2006 года начнется ее снижение.

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам для всех жителей региона, независимо от их социального положения и места проживания - главная задача органов управления образованием. Образовательные ресурсы в регионе выстраиваются так, чтобы власти всех уровней, бизнес и общественность, каждый житель могли воспользоваться ими для решения своих задач.

Сеть образовательных учреждений области направлена на обеспечение образовательных потребностей более чем 145 тысяч воспитанников учреждений дошкольного образования, учащихся и студентов.

В 2004/2005 учебном году контингент учащихся сократился по сравнению с предыдущим учебным годом на 7217 человек.

Число общеобразовательных учреждений образования уменьшилось на 22 единицы или на 4,3%.

По прогнозным оценкам в 2005-2006 учебном году сохранится тенденция к сокращению числа общеобразовательных учреждений и контингента обучающихся в них.

В Костромской области основная доля общеобразовательных учреждений расположена в сельской местности, большинство из которых являются малочисленными.

В этих условиях органы исполнительной власти всех уровней планомерно реализуют программу структурной оптимизации школ, в основе которой принцип движения ученика от маленькой и малокомплектной школы к крупной, хорошо организованной и оснащенной. При этом учитываются как необходимость сохранения сельского социума, так и интересы детей, ведь плохая сельская школа негативно влияет на будущее ребенка.

В системе образования области снижается численность обучающихся во второй смене. Эта тенденция, обусловленная демографической ситуацией в регионе, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Сеть учреждений профессионального образования остается стабильной. С 1 января 2005 года 25 учреждений начального профессионального образования перешли на финансирование из бюджета региона.

В ближайшие 5 лет численность выпускников, как основной, так и средней школы, будет неуклонно сокращаться.

Начальное и, отчасти, среднее профессиональное образование - это наиболее проблемные области, которые требуют продуманных и серьезных мер. Основные проблемы:

- утрата связей с базовыми предприятиями;

- обремененность системы начального профессионального образования социальными обязательствами, зачастую в ущерб профессиональной подготовке;

- средний уровень квалификации выпускников по рабочим специальностям составляет второй и третий разряды. В то же время, промышленность нуждается в рабочих кадрах пятого и шестого разрядов.

В этой связи необходимо создать условия для взаимовыгодной интеграции производства и профобразования, в том числе за счет стимулирования инвестиций.

Уменьшение количества больничных коек и увеличение посещений в амбулаторно-поликлинических учреждений, койко-дней дневных стационаров обусловлено проводящейся реструктуризацией объемов медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Костромской области бесплатной медицинской помощи. По Программе акцент переносится с оказания дорогостоящей стационарной (а также скорой) помощи на амбулаторно-поликлиническую и стационаро-замещающую помощь. По-прежнему планируется обучение врачей общей практики для работы в участковых больницах.

Количество врачей планируется в целом на прежнем уровне, что соответствует федеральным нормативам обеспеченности, с переносом акцента на сельское здравоохранение.

Дальнейшее развитие таких нестационарных форм социального обслуживания так специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения временного проживания, специальные дома малой вместимости позволит сохранить гражданам пожилого возраста и инвалидам “комфортную обстановку“, и обеспечить достаточный уровень социально бытовой, медико-социальной помощи, культурный досуг.

Охрана окружающей среды

Экологическая обстановка на территории области характеризуется как удовлетворительная.

Воздействие предприятий основных отраслей экономики на окружающую среду в количественном выражении в отчетном 2004 году по сравнению с предыдущим годом по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения снизилось на 0,8 тыс. тонн или на 1,6%, объем выбросов составил 48,6 тыс. тонн. Снизили количество выбросов наиболее крупные источники загрязнения воздуха - предприятия электроэнергетики и промышленности стройматериалов. Уменьшение объемов выбросов крупных энергетических установок произошло за счет увеличения доли использования газа в качестве топлива, которая колеблется от 85 до 95%. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства увеличили количество выбросов на 3,8%.

Значительного увеличения массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не ожидается, рост на 2,9% в 2005 году и на 1-4% в 2006 году произойдет только за счет роста производственно-хозяйственной деятельности.

Объем водопотребления области в 2004 году составил 1654,4 млн. куб. м. По сравнению с предыдущим годом водопотребление увеличилось на 28,1 млн. куб. м или на 1,7%. Дальнейшее увеличение водопотребления будет происходить за счет увеличения производства электроэнергии на Костромской ГРЭС.

Из общего сброса сточных вод к категории загрязненных сточных вод отнесено 65,3 млн. куб. м. Основной объем загрязненных сточных вод сбрасывается предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в прогнозируемом периоде значительного увеличения объемов сбросов загрязненных сточных вод не предполагается.

Источником загрязнения поверхностных вод является смыв загрязнений с территорий населенных пунктов (в том числе осадками и талыми водами). Негативное влияние на состояние водоемов оказывают вес крупные населенные пункты. На загрязнение водных ресурсов области негативно влияет отсутствие очистных сооружений ливнестоков в отдельных городах области, а также отсутствие поселковых очистных сооружений в ряде райцентров.

Решение этих проблем требует проведения системных мероприятий по защите водных объектов от загрязнений, поступающих с водосборной территории, что требует значительных вложений денежных средств.

В 2004 году объем инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования составил 383,9 млн. руб. - в 4,6 раза больше, чем в предыдущем году (в сопоставимой оценке). Рост инвестиций обусловлен вложением собственных средств и привлечением кредитов в общем объеме 323,4 млн. рублей (рост в сопоставимой оценке в 72 раза). В г. Шарье на ООО “Кроностар“ в 2004 году на строительство производственных очистных сооружений и очистных сооружений, ливневых стоков за счет привлеченных средств (кредитов) объем инвестиций в основной капитал составил 308,1 млн. руб.

В 2004 году продолжались работы по реконструкции защитных сооружений Костромской низины, главного канализационного коллектора в г. Костроме, канализационного коллектора по Некрасовскому шоссе и по ул. 2-я Волжская в г. Костроме, канализационного коллектора в г. Солигаличе, строительство коллектора в п. Караваево, реконструкция очистных сооружений в Буйском районе и других объектах. Работы на этих и других объектах продолжатся и в последующие годы.

Основные параметры

социально-экономического развития

Костромской области на 2006 год

Валовый региональный продукт

------------------------------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L-----------------------------+-------+-------+-------+--------

Валовой региональный продукт, 39795,1 46008,9 52776,5 53068,4

млн. руб.

Темпы роста ВРП

в сопоставимой оценке, % 104,9 105,0 105,2 105,8

Структура ВРП

Производство товаров, % 46,9 47,4 48,7 48,6

в том числе:

- промышленность, % 23,8 24,5 25,7 25,6

- сельское и лесное хозяйство 16,0 15,8 15,9 15,9

Производство услуг, % 48,2 47,8 46,7 46,7

Чистые налоги на продукты, % 4,9 4,8 4,6 4,7

Промышленность

Производство продукции предприятиями промышленности

----------------------------T-----------T-------T--------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г. ¦ 2006 г. ¦

¦ ¦ измерения ¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+-----------+-------+--------+-------+--------

Продукция промышленности

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 28652,7 34855,4 39339,5 40009,4

в сопоставимых ценах в % к 104,6 105,5 104,2 105,7

пред. году

Электроэнергетика

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 9139,1 10399,5 11360,7 11503,0

в сопоставимых ценах в % к 96,7 100,7 100,5 101,2

пред. году

Черная металлургия

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 654,0 855,4 1323,4 985,8

в сопоставимых ценах в % к 119,2 110,0 145,0 105,2

пред. году

Машиностроение и

металлообработка

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 5208,6 5937,0 6669,3 6813,6

в сопоставимых ценах в % к 113,8 104,0 104,4 105,0

пред. году

Лесная,

деревообрабатывающая,

целлюлозно-бумажная

промышленность

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 5249,9 8112,0 9426,6 9940,7

в сопоставимых ценах в % к 104,3 121,0 107,3 114,1

пред. году

Легкая промышленность

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 1585,7 1684,0 1837,9 1833,1

в сопоставимых ценах в % к 98,9 100,0 102,0 102,5

пред. году

Пищевая промышленность

(включая

мукомольно-крупяную)

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 3379,3 3840,1 4190,9 4346

в сопоставимых ценах в % к 99,1 101,1 100,4 104,5

пред. году

Прочие отрасли

промышленности

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 3436,1 4027,4 4530,7 4583,2

в сопоставимых ценах в % к 103,4 102,7 102,7 103,7

пред. году------------

Агропромышленный комплекс

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Валовая продукция

сельского хозяйства

- всего

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 8859,2 9499,7 9998,9 10119,1

в сопоставимых ценах в % к 93,8 98,5 97,8 99,1

пред. году

Из общего объема валовой

продукции -

продукция

сельскохозяйственных

предприятий

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 2747,6 3016,1 3245,3 3287,7

в сопоставимых ценах в % к 98,0 100,8 100,0 101,4

пред. году

Из общего объема

валовой продукции -

продукция личных

подсобных хозяйств

населения

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 6073,8 6442,4 6710,2 6787,1

в сопоставимых ценах в % к 92,2 97,4 96,8 98,0

пред. году

Из общего объема

валовой продукции -

продукция крестьянских

хозяйств

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 37,8 41,2 43,4 44,3

в сопоставимых ценах в % к 77,7 100,0 97,8 100,0

пред. году-----------------

Инвестиции в основной капитал

----------------------------T---------T-------T--------T-----------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г. ¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦отчет ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +--------T--------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант ¦вариант ¦

L---------------------------+---------+-------+--------+--------+---------

Инвестиции в основной

капитал

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 12177,4 14338,68 16638,55 18250,87

в сопоставимых ценах в % к 190,3 105,2 105,7 115,9

пред.

году

Из общего объема

инвестиций

промышленность млн. руб. 7728,3 9030,58 10141,38 11514,19

в % к 354,5 104,4 102,3 116,1

пред.

году в

сопост.

ценах

в том числе

по отраслям

электроэнергетика млн. руб. 506,7 582,87 652,15 657,91

в % к 164,7 102,8 101,9 102,8

пред.

году в

сопост.

ценах

черная металлургия млн. руб. 46,3 300,0 500,0 800,0

в % к 31,9 579,0 151,8 242,9

пред.

году в

сопост.

ценах

машиностроение и млн. руб. 144,8 162,03 177,91 296,15

металлообработка в % к 106,4 100,0 100,0 166,5

пред.

году в

сопост.

ценах

лесная, млн. руб. 6771,4 7682,0 8468,3 9009,5

деревообрабатывающая и в % к 530,0 101,4 100,4 106,8

целлюлозно-бумажная пред.

промышленность году в

сопост.

ценах

легкая млн. руб. 86,7 97,21 108,55 109,51

промышленность в % к 65,2 100,2 101,7 102,6

пред.

году в

сопост.

ценах

сельское млн. руб. 269,9 308,06 145,01 347,04

хозяйство в % к 81,4 102,0 102,0 102,6

пред.

году в

сопост.

ценах

транспорт млн. руб. 985,3 1316,59 2139,01 2238,64

в % к 107,9 119,4 148,0 154,9

пред.

году в

сопост.

ценах

связь млн. руб. 828,4 944,59 1056,87 1065,17

в % к 168,1 101,9 101,9 102,7

пред.

году в

сопост.

ценах

жилищно-коммунальное млн. руб. 631,8 817,97 917,36 928,54

хозяйство в % к 79,2 115,7 102,1 103,4

пред.

году в

сопост.

ценах

здравоохранение, млн. руб. 141,7 173,94 195,38 196,34

физическая культура и в % к 71,6 109,7 102,3 102,8

спорт, пред.

социальное обеспечение году в

сопост.

ценах

образование млн. руб. 63,6 79 94,2 94,98

в % к 73,9 111,0 108,6 109,5

пред.

году в

сопост.

ценах

культура и искусство млн. руб. 48,4 55,46 61,99 62,54

в % к 210,0 102,4 101,8 102,7

пред.

году в

сопост.

ценах

Инвестиции в основной

капитал

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 12177,4 14338,68 16638,55 18250,87

в сопоставимых ценах в % к 190,3 105,2 105,7 115,9

пред.

году

в том числе за счет:

- собственные средства

предприятий, организаций млн. руб. 3273,9 4113,4 4901,1 5059,7

- средства внебюджетных

фондов млн. руб. 50,6 56,7 62,5 63,3

- средства населения на

индивидуальное жилищное

строительство млн. руб. 193,2 227,2 255,7 263,7

- прямых иностранных

инвестиций млн. руб. 1725,4 2042,6 2389,4 2418,5

- кредитов банка млн. руб. 3431,7 3843,9 4271,3 4879,0

- средств бюджетов млн. руб. 732,1 784,4 866,1 1388,5

в том числе за счет:

средства областного и

местных бюджетов млн. руб. 341,7 347,1 383,1 385,3

средства федерального

бюджета млн. руб. 390,4 437,3 483,0 1003,2

- других источников млн. руб. 2770,5 3270,48 3892,45 4178,17-----------

Потребительский рынок

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Оборот розничной торговли

во всех каналах реализации

- всего

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 16146,7 20252,8 23622,8 23863,7

в сопоставимых ценах в % к 115,9 113,0 108,1 109,0

пред.

году

Объем платных услуг (с

учетом оценки по

недоучтенным предприятиям

и оказываемых

физическими лицами)

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 3907,8 4920,9 5903,4 6046,9

в сопоставимых ценах в % к 105,8 106,0 104,5 106,3

пред.

году

Оборот общественного

питания

в действующих ценах

каждого года млн. руб. 659,1 775,7 888,0 892,2

в сопоставимых ценах в % к 107,4 107,0 106,1 106,4

пред.

году--------

Объем платных услуг населению

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Объем платных услуг

населению

В действующих ценах

каждого года млн. руб. 370,8 4920,9 5903,4 6046,9

в сопоставимых ценах в % к 105,8 106,0 104,5 106,3

пред.

году

в том числе:

транспортные услуги млн. руб. 672,5 858,1 1038,3 1039,3

в % к 113,8 116,0 110,0 110,1

пред.

году

в сопостав.

ценах

услуга связи млн. руб. 770,2 973,4 1096,6 1199,0

в % к 118,7 106,1 104,5 111,4

пред.

году

в сопостав.

ценах

жилищно-коммунальные

услуги млн. руб. 1388,0 1803,4 2284,1 2288,2

в % к 100,6 103,1 102,3 102,4

пред.

году

в сопостав.

ценах

услуги учреждений культуры млн. руб. 60,3 66,1 77,4 79,4

в % к 94,9 100,0 103,9 106,4

пред.

году

в сопостав.

ценах

туристические услуги млн. руб. 29,2 33,5 38,1 38,6

в % к 95,3 102,4 100,9 102,1

пред.

году

в сопостав.

ценах

услуги физической культуры

и спорта млн. руб. 5,2 6,5 7,9 8,5

в % к 110,2 105,8 110,8 115,4

пред.

году

медицинские услуги млн. руб. 154,2 191,0 226,0 231,0

в % к 95,6 105,0 105,0 107,0

пред.
году

в сопостав.

ценах

бытовые услуги млн. руб. 298,5 361,0 423,8 439,8

в % к 95,4 102,0 104,0 106,3

пред.

году

в сопостав.

ценах

услуги в системе

образования млн. руб. 217,0 268,9 318,8 320,6

в % к 101,7 105,0 105,2 105,5

пред.

году

в сопостав.

ценах-----

Социальное развитие

----------------------------T----------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения ¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+----------+-------+-------+-------+--------

Среднегодовая численность

постоянного населения тыс. чел. 721,5 713,8 707,3 707,3

Средняя обеспеченность

населения общей площадью кв. м

жилых домов (на конец года) на чел. 22,9 23,2 23,2 23,2

Обеспеченность:

больничными койками коек на 150,0 151,4 152,7 152,1

10 тыс.

жителей

амбулаторно- посещ. в

поликлиническими смену на

учреждениями 10 тыс. 205,7 208,6 209,9 211,9

жителей

врачами на 10 тыс. 36,5 36,5 36,5 36,5

жителей

средним медицинским на 10 тыс.

персоналом жителей 127,3 128,1 122,1 122,1

стационарными

учреждениями социального

обслуживания престарелых мест

и инвалидов (взрослых и на 10 тыс. 26,5 27,3 27,6 27,6

детей) жителей

общедоступными учрежд. на

библиотеками 100 тыс. 67,9 68,0 68,0 68,0

населения

учреждениями культурно- учрежд. на

досугового типа 100 тыс. 67,7 68,3 68,3 68,9

населения

дошкольными мест на

образовательными 100 детей

учреждениями дошк. 86,9 84,9 80,7 80,7

возраста

Численность обучающихся в

первую смену в дневных

общеобразовательных

учреждениях в % к общему

числу обучающихся в этих

учреждениях % 86,8 88,5 90,0 90,0

- город % 82,3 85,0 87,0 87,0

- село % 96,1 98,1 99,0 99,0-----

Оплата труда

----------------------------T----------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения ¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+----------+-------+-------+-------+--------

Оплата труда

Среднемесячная заработная

плата 1 работника - всего руб. 4775,5 5927,9 7066 7185,8

в % к предыдущему году 123,4 124,1 119,2 121,2

в производственных

отраслях руб. 5205,8 6492,7 7783,7 7916

в % к предыдущему году 123 124,7 119,9 121,9

в непроизводственной

сфере руб. 4218,3 5209,9 6168,9 6273,1

в % к предыдущему году 125 123,5 118,4 120,4

Фонд заработной платы по

территории - всего млн. руб. 13805 16930 19994 20333

в % к предыдущему году 120 122,6 118,1 120,1

из него:

в материальном

производстве млн. руб. 8489,4 10378 12236 12444

в % к предыдущему году 111,9 122,2 117,9 119,9

в непроизводственной

сфере млн. руб. 5315 6552 7758 7889

в % к предыдущему году 125,3 123,3 118,4 120,4

Выплаты социального

характера млн. руб. 158 186 220 22,4-----

Денежные доходы и расходы населения

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Доходы - всего млн. руб. 32640,4 39780,0 46550,0 47380,0

в том числе:

доходы от

предпринимательской

деятельности млн. руб. 3300,0 4040,0 4740,0 4850,0

оплата труда наемных

работников млн. руб. 14700,0 17900,0 20900,0 21500,0

социальные выплаты - всего млн. руб. 6600,0 7900,0 9250,0 9380,0

пенсии и пособия млн. руб. 6450,0 7750,0 9100,0 9230,0

стипендии млн. руб. 58,0 69,0 79,0 80,0

прочие доходы млн. руб. 8040,6 9940,0 11660,0 11650,0

Реальные располагаемые

денежные доходы <*> % 104,9 108,5 107,2 108,9

Расходы и сбережения -

всего млн. руб. 33187,3 39980,0 46760,0 47600,0

в том числе:

покупка товаров и оплата

услуг млн. руб. 20713,6 25949,4 30414,2 30802,8

из них:

покупка товаров млн. руб. 16805,8 21028,5 24510,8 24755,9

обязательные платежи и

разнообразные взносы млн. руб. 2477,5 2950,0 3450,0 3470,0

недвижимость, валюта,

вклады, ц/б млн. руб. 9996,2 11080,6 12895,8 13327,2----

-------------------------------

<*> Денежные доходы населения за минусом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен за соответствующий период

Трудовые ресурсы и занятость

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Трудовые ресурсы тыс. чел. 444,7 443,5 441,2 441,2

Численность занятых в

экономике - всего тыс. чел. 322,9 320,2 318,1 318,1

из них:

в материальном

производстве - всего тыс. чел. 214,8 212,1 210,2 210,2

в непроизводственной

сфере - всего тыс. руб. 108,1 107,9 107,9 107,9

Учащиеся (с отрывом от

производства) тыс. чел. 38,5 38,5 38,5 38,5

Численность безработных,

зарегистрированных в службе

занятости

- среднегодовая тыс. чел. 5,2 6,0 5,6 5,6

- на конец года тыс. чел. 6,3 5,7 5,5 5,4

Уровень безработицы

- среднегодовая % 1,39 1,62 1,52 1,52

- на конец года % 1,69 1,54 1,49 1,46

Численность работников

предприятий и организаций тыс. чел. 240,9 238,0 235,8 235,8

из них:

в материальном

производстве тыс. чел. 135,4 133,2 131,0 131,0

в непроизводственной сфере тыс. чел. 105,0 104,8 104,8 104,8----

Охрана окружающей среды

----------------------------T---------T-------T-------T---------------¬

¦ ¦ единица ¦2004 г.¦2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦измерения¦оценка ¦оценка ¦ прогноз ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦

L---------------------------+---------+-------+-------+-------+--------

Инвестиции в основной

капитал, направленные на

охрану окружающей

среды и рациональное

использование природных

ресурсов за счет всех

источников финансирования млн. руб. 383,9 121,0 135,0 138,0

в % к 461,5 28,2 101,6 103,9

пред.

году

в сопост.

оценке

Объем сброса загрязненных млн. 65,3 65,5 65,5 66,0

сточных вод куб. м

в % к 102,8 100,3 100,3 100,8

пред.

году

Объем вредных веществ,

выбрасываемых в атмосферный

воздух стационарными

источниками загрязнения тыс. т. 48,6 50,0 50,5 52,0

в % к 98,4 102,9 101,0 104,0

пред.

году

Объем водопотребления млн. 1654,4 1745,0 1762,0 1832,0

куб. м

в % к 101,7 105,5 101,0 105,0

пред.

году

Объем оборотного и

повторно-последовательного

использования воды млн. 184,5 186,3 188,0 193,0

куб. м

в % к 100,1 101 100,9 103,6

пред.

году--------------------