Законы и постановления РФ

Решение Думы города Костромы от 28.04.98 N 104 “О Программе реформирования жилищно - коммунального хозяйства г. Костромы“

Утратил силу в связи с изданием решения Думы города Костромы от 29.05.2003 N 152.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 1998 г. N 104

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА Г. КОСТРОМЫ

Рассмотрев проект Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы, разработанный администрацией города во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации“, в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг, и учитывая реальные финансовые возможности населения, Дума решила:

1. Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы на 1997 - 2010 годы принять за основу.

Ежегодно рассматривать и
вносить в Программу коррективы с учетом складывающейся экономической ситуации.

Рассмотреть вопрос о соответствии задач и функций Службы единого заказчика целям создания в городе рынка коммунальных услуг.

2. Считать приоритетной задачей администрации города, предприятий и организаций и организаций городского хозяйства проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда, перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствование системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с обеспечением действенных мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей.

Глава самоуправления

г. Костромы

Б.К.КОРОБОВ

Председатель Совета Думы

С.А.МЕЛЬНИК

Приложение N 1

Принята

решением

Думы города Костромы

от 28.04.98 г. N 104

ПРОГРАММА

РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. КОСТРОМЫ

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы разработана в соответствии с Указами Президента РФ “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“ N 425 от 28.04.97 г., “О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации“ N 528 от 27.05.97 г., постановлением Правительства РФ “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“ N 621 от 26.05.97 г., региональной Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и постановлением главы самоуправления г. Костромы “О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в г. Костроме“ N 1838 от 09.06.97 г.

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА

В настоящее время жилищный фонд г. Костромы составляет 5098 тыс. кв. м, общей площади, в том числе муниципальный жилищный фонд - 3924 тыс. кв. м.

За период 1992 - 1997 г.г. принято от ведомств 952 жилых дома общей площадью 1,5 млн. кв. м жилья или 80% от всего ведомственного жилищного фонда.

Продолжается приватизация муниципального и государственного жилищного фонда. По
состоянию на 01.01.97 г. приватизировано 37135 квартир (52% от общего количества, приватизация которых возможна в соответствии с действующим законодательством).

Снижаются объемы жилищного строительства. Если в 1990 году было введено 110 тыс. кв. м жилья, то в 1996 году - 90 тыс. кв. м. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 29 тыс. семей. При этом надо учитывать, что в городе появились сотни мигрантов, вынужденных переселенцев, а также остро нуждающихся в жилье (погорельцы, воспитанники детских домов, уволенные в запас офицеры, граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы).

Обострение жилищной проблемы в городе происходит не только из-за снижения объемов жилищного строительства, но и в результате сокращения объема финансирования по обеспечению сохранности существующего жилищного фонда. Если в 1990 году ремонт жилья осуществлялся на уровне 50 - 70% от потребности, то в 1996 году - 15 - 20%.

Ситуация усугубляется тем, что по состоянию на 01.07.97 г. в городе числится 336 ветхих жилых домов, где проживает 1666 семей.

Эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом муниципального жилищного фонда заняты 4 жилищно-эксплуатационных предприятия:

МП “Жилищник“ - обслуживаемая площадь жилья 3031 тыс. кв. м;

МУЖКП “Заволжье“ - обслуживаемая площадь жилья 502 тыс. кв. м;

МП “Коммунальник“ - обслуживаемая площадь жилья 356 тыс. кв.м;

МП “Волжский коммунальный комбинат“ - обслуживаемая площадь жилья 15 тыс. кв. м.

Начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий полное возмещение населением издержек жилищно-коммунальных предприятий, повлек за собой социальную напряженность в обществе. Понимая это, органы городского самоуправления, начиная с 1995 года пытаются сдерживать предельный уровень платежей граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 30% от фактических расходов,
а по отоплению и горячему водоснабжению - в размере 25%.

С 1 мая 1997 года в городе введена:

- дифференцированная оплата за излишнюю площадь занимаемого жилья, в том числе полное возмещение расходов по оплате за содержание и ремонт жилья и отопление при наличии второго жилья или сдаче жилья в аренду (поднаем);

- плата за наем жилья, для граждан, проживающих по договору найма. Максимальная доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (18 кв. м общей площади на 1 человека) и нормативов потребления коммунальных услуг на территории г. Костромы установлена в размере 10% от совокупного дохода семьи.

В 1996 году более 8 тысяч малообеспеченных семей получали компенсации (субсидии) по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Однако возможности местного самоуправления по социальной защите своих граждан, не беспредельны. Принятие в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда освободило предприятия от огромного груза забот, но значительно ухудшило финансово-экономическое положение жилищно-эксплуатационных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства города в целом.

Льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с федеральным законом “О ветеранах“ и другими законодательными актами были начислены 67 тыс. человек. Сумма начисленных расходов по предоставлению льгот составила 7351 млн. рублей. Все это легло тяжелым грузом на городской бюджет.

В последние годы жилищно-коммунальное хозяйство переживает большие трудности, уровень его работы значительно отстает от предъявленных требований. Причины - хронический недостаток средств, выделяемых на нужды ЖКХ, кризис неплатежей, и также несовершенство структуры управления отраслью. Существующая - на начало реформирования система ЖКХ города являлась многоступенчатой, с наличием большого штата АУП, не контролируемой по целесообразности, приоритетности и законности расходования бюджетных
средств, монопольной по существу и не способной адаптироваться к рыночным условиям деятельности.

В настоящее время в г. Костроме сложилась достаточно благоприятная ситуация для изменения системы управления ЖКХ, для разделения функций собственника, управления и подрядчиков по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; развития конкуренции в сфере оказания услуг:

- проведено территориальное перераспределение жилищного фонда;

- образованы управления жилищного фонда и управление жилищно-коммунального хозяйства;

- образован расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальным услугам;

- начал деятельность городской центр регистрации граждан;

- комитет ЖКХ реорганизуется в муниципальное учреждение “Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству“;

- с 1996 года функционирует управление инспекций, куда входит жилищная инспекция, санитарная инспекция и инженерно-техническая инспекция;

- формируется нормативно-правовая база для перехода на договорные отношения между службой заказчика и предприятиями, оказывающими услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, выполняющими работы по благоустройству территорий города;

- созданы условия к переходу на конкурсный принцип отбора организаций - подрядчиков любой организационно-правовой формы для выполнения работ по эксплуатации и ремонту муниципального жилищного фонда.

Проведенный анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства города свидетельствует о настоятельной необходимости проведения в сжатые сроки реформирования системы ЖКХ.

В связи с этим одним из основных направлений деятельности администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства определено проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. КОСТРОМЫ НА 1997 - 2003 Г.Г.

Главное условие реформы:

- экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения;

Цель программы реформирования:

- обеспечение условий проживания граждан, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек по производству жилищно-коммунальных услуг при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Задачи программы реформирования:

- снижение стоимости и
повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

- совершенствование механизмов финансирования отрасли;

- усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечение действенного контроля за состоянием жилищного фонда.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Совершенствование управления и развитие конкурентной среды в системе жилищно-коммунального хозяйства:

3.1.1. Совершенствование системы управления отраслью осуществить в 1997 - 1998 гг. переход на двухуровневую систему управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, включающую в себе субъекты хозяйствования:

- СОБСТВЕННИК жилищного фонда и других объектов недвижимости - администрация города в лице комитета по управлению имуществом и комплекса жилищно-коммунального хозяйства;

- ЗАКАЗЧИК жилищно-коммунальных услуг в лице управления муниципального заказа по жилищно-коммунальным услугам;

- ПОДРЯДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

С этой целью планируется:

---------------------------------T------------------------------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Срок реализации ¦

¦ +-------T-------T-------T-------T----------+

¦ ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003 г.г. ¦

+--------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+

¦Образование управления муници- ¦ноябрь-¦ 1 кв. ¦ ¦ ¦ ¦

¦пального заказа по жилищно-ком- ¦декабрь¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мунальным услугам (Служба Едино-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦го Заказчика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Осуществление территориального ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦

¦перераспределения муниципального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жилищного фонда между муници- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦пальными жилищно-эксплуатацион- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ными предприятиями с целью приб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦лижения мастерских участков к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦населению, сокращению непроизво-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дительных затрат, повышению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦оперативности и удобства обслу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦живания жилья и прилегающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦территорий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Реорганизация муниципальных жи- ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦

¦лищно-эксплуатационных предпри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ятий “Жилищник“, “Коммунальник“,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦“Заволжье“ и “Волжский комму- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нальный комбинат“ и образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на их базе унитарных муниципаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ных жилищно-эксплуатационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Перевод на договорную основу ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦отношений между: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- администрацией города (собс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦твенник жилищного фонда) и упра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вляющим учреждением (Служба Еди-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ного Заказчика); ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦

¦- Службой Единого Заказчика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦субъектами хозяйствования (под- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рядчиками) по оказанию жилищно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦коммунальных услуг населению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦работам по благоустройству горо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дских территорий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- Службой Единого Заказчика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребителями жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ных услуг (договоры найма, арен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ды, обслуживания жилых помеще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ний); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка и принятие норма- ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тивно-правовых актов, регламен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тирующих порядок конкурсного от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бора подрядных организаций для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выполнения муниципального заказа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Проведение конкурсного отбора ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦подрядных организаций на выпол- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нение муниципального заказа по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживанию и ремонту жилищного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦фонда, благоустройство террито- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Развитие конкуренции между муни-¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦ципальными предприятиями и пред-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦приятиями других форм собствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ности в сфере оказания жилищно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦коммунальных услуг населению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выполнению работ по благоуст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ройству городских территорий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Введение государственной ре- ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦гистрации права собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на недвижимость в жилищной сфере¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация обучения и перепод- ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦готовки кадров по управлению, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживанию и ремонту жилищно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦го фонда для Службы Заказчика, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Подрядчиков и товариществ соб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ственников жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+

¦3.1.2. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере ¦

¦путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). В связи с ¦

¦этим предусматривается: ¦

+--------------------------------T-------T-------T-------T-------T----------+

¦Содействие становлению ТСЖ в ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦существующем жилищном фонде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(упрощение процедуры регист- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рации и частичного возмещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦расходов, связанных с этим, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦за счет средств местного бюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жета, предоставление налоговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льгот) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация ТСЖ в процессе ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Выделение земельных участков ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦в общую долевую собственность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦членов ТСЖ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка и внедрение меха- ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦

¦низмов льготного кредитования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и налогообложения ТСЖ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация обучения и стажи- ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦

¦ровки председателей ТСЖ с вы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дачей сертификата “Менеджер“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦по управлению недвижимостью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в жилищной сфере“ (На базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебно-производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦комбината и делового центра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦КГТУ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------------+-------+-------+-------+-------+-----------

3.1.3. Создание конкурентной среды

- Ввести практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе и довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, в 1998 г. до 20 процентов, в 1999 г. - до 40%, в 2000 г. - до 100 процентов.

- Привлекать на конкурсной основе подрядные организации для выполнения специализированных работ (прочистка дымоходов и вентканалов, уборка мусора, обслуживание лифтового хозяйства, антенн, электроплит и др.).

- Начиная с 1998 года проводить конкурсный отбор подрядных организаций различных форм собственности по вывозу твердых бытовых отходов.

- Начиная с 1998 года осуществлять формирование муниципальных заказов на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.

3.1.4. Завершение приемки ведомственного жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.

С целью обеспечения оптимального сочетания экономических и административных рычагов воздействия на комплекс жизнеобеспечивающих подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества содержания и эксплуатации жилищного фонда, планируется завершить приемку в 1997 - 1998 гг. в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда (инженерных сетей и объектов) в количестве 256 домов общей площадью 444,2 тыс. кв. м, в том числе: в 1997 году - 55 домов общей площадью 80 тыс. кв. м; в 1998 году - 201 домов общей площадью 364 тыс. кв. м.

3.2. Реформирование системы финансирования жилищно - коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг.

3.2.1. Совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью предусматривается:

- при формировании ежегодных бюджетов расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства выделять отдельной строкой и объем финансирования рассчитывать, исходя из единых областных стандартов;

- добиться, начиная с 1998 финансового года, установления областных стандартов по основным отраслям хозяйства (народное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная отрасль);

- учитывая напряженность финансово-экономической ситуации и существующее состояние отрасли, финансировать расходы жилищно-коммунального хозяйства, как минимум, на уровне исполнения бюджета города за предыдущий год;

- активизировать работу по сокращению задолженности предприятий - потребителей и поставщиков коммунальных услуг путем применения к неплательщикам штрафных санкций, выпуска ценных бумаг, проведения взаимозачетов долговых обязательств, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов, административных методов воздействия;

- в I квартале 1998 года выработать предложения по ликвидации перекрестного субсидирования коммунальных услуг ресурсо-снабжающим предприятиям, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей;

- до конца 1997 года решить вопрос об освобождении работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, коммунальных услуг от налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в областной и городской бюджеты;

3.2.2. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. С этой целью планируется:

- поэтапное увеличение предельного уровня платежей населения до полного возмещения фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе по годам:

-------------T----------------------------T-----------------------¬

¦ Период ¦Предельный уровень платежей ¦Максимально допустимая ¦

¦ ¦населения к уровню затрат ¦доля собственных расхо-¦

¦ ¦на жилищно-коммунальные ¦дов граждан на оплату ¦

¦ ¦услуги (в процентах) ¦жилищно-коммунальных ¦

¦ ¦ ¦услуг от совокупного ¦

¦ ¦ ¦дохода семьи ¦

+------------+----------------------------+-----------------------+

¦ 1997 ¦ 35 ¦ 10,0 ¦

¦ 1998 ¦ 40 ¦ 12,0 ¦

¦ 1999 ¦ 45 ¦ 13,0 ¦

¦ 2000 ¦ 50 ¦ 14,0 ¦

¦ 2001 ¦ 55 ¦ 15,0 ¦

¦ 2002 ¦ 60 ¦ 16,0 ¦

¦ 2003 ¦ 65 ¦ 17,0 ¦

¦ 2004 ¦ 70 ¦ 18,0 ¦

¦ 2005 ¦ 75 ¦ 19,0 ¦

¦ 2006 ¦ 80 ¦ 20,0 ¦

¦ 2007 ¦ 85 ¦ 21,0 ¦

¦ 2008 ¦ 90 ¦ 22,0 ¦

¦ 2009 ¦ 95 ¦ 24,0 ¦

¦ 2010 ¦ 100 ¦ 25,0 ¦

L------------+----------------------------+------------------------

Установить на территории города стандарты социальной нормы площади жилья:

- 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

- 42 кв. м - на семью из двух человек;

- для одиноко проживающих граждан - 33 кв. м или общая площадь занимаемой однокомнатной квартиры типовой планировки;

- установить в 1997 - 1998 гг. дифференцированные (повышенные) ставки оплаты за жилье и коммунальные услуги для граждан:

а) имеющих второе жилье и жилье, превышающее установленные социальные нормативы;

б) потребляющих коммунальные услуги (электроэнергию, теплоэнергию, газ и воду) сверх установленных социальных нормативов;

в) имеющих жилье повышенного уровня комфортности (в двух уровнях соотношение общей площади к жилой более чем 2:1, два туалета);

- введение с 1997 года полной оплаты расходов за техническое обслуживание и ремонт жилого здания для юридических лиц, имеющих в собственности жилые помещения в домах муниципального, государственного жилого фонда;

- на первом этапе реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг (1997 - 1998 г.г.) предусматривать в пределах единого уровня платежей граждан ускоренные темпы роста доли оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции: содержание (техническое обслуживание) жилья, вывоз мусора, обслуживание лифтов, электроплит, имея целью первоочередное доведение платежей за данные услуги до их фактической стоимости;

- с целью дополнительной защиты граждан и регулирования мер принуждения к злостным неплательщикам за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными предприятиями образовать комиссию по нестандартным ситуациям, возникающим при оплате жилищно-коммунальных услуг, в компетенцию которой входит решение следующих вопросов:

а) работа с должниками, выработка и реализация конкретных мер по погашению задолженности;

б) помощь семьям в выборе вариантов погашения долга;

в) организация добровольного обмена жилья, сдача помещений в поднаем;

г) формирование обменного жилищного фонда для переселения;

д) определение семей, дела по которым передаются в суд, организация подачи судебного иска;

- формирование единой системы страхования жилищного фонда.

3.2.3. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ.

С этой целью планируется:

---------------------------------T------------------------------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Срок реализации ¦

¦ +-------T-------T-------T-------T----------+

¦ ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦2001- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003 г.г. ¦

+--------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------+

¦Образование городской комиссии ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦по тарифам на жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ные услуги для населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Введение дифференцированной ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦платы за сверхнормативную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦площадь жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Введение дифференцированной ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ ¦

¦платы за найм жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Введение дифференцированной ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦

¦платы за жилье в зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦от уровня благоустройства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦этажности и зон расположения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в городской черте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Ввести в структуру оплаты ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ ¦

¦коммунальных услуг накопления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на развитие основных фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦коммунального хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(инвестиционная составляющая) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в размерах, утвержденных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦постановлением Главы самоуп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦равления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Ведение в структуру оплаты ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ ¦

¦содержания и ремонта жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦доли затрат на капитальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ремонт жилищного фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Отработать порядок страхова- ¦ ¦ ¦ * ¦ ¦ ¦

¦ния муниципального жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦фонда на территории города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Костромы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------------+-------+-------+-------+-------+-----------

3.2.4. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг. С этой целью планируется:

- образовать городскую комиссию по ценам, в задачи которой должно входить рассмотрение предлагаемых к утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на основные виды энергии, анализ обоснованности затрат в структуре тарифов, внесение предложений в региональную энергетическую комиссию по пересмотру тарифов на электроэнергию и газ;

- в 1998 году пересмотреть действующие для населения нормативы электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью сокращения расходов названных ресурсов и стимулирования установки приборов учета;

- совершенствовать тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливать на основе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций с учетом действующей нормативной базы, эффективности работы и ресур“осбережения;

- проводить мониторинг фактических затрат производителей услуг с анализом влияния тарифов на коммунальные услуги на экономику предприятий города;

- разработать методические указания о порядке определения нормативов отдельных статей расходов, включаемых в себестоимость жилищно-коммунальных услуг;

- установить порядок расчета и уровень наценок для теплоснабжающих предприятий за перепродажу теплоэнергии;

- не принимать решений о предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источника их финансирования;

- продолжить работу по реализации программы мероприятий по энергосбережению с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования, в том числе:

- оптимизация систем теплоснабжения для жилого фонда;

- установка приборов учета и регулирования контроля расхода воды, тепловой энергии и газа, а также автоматизированных систем управления и сбора информации;

- окончание перевода котельных на природный газ;

- применение высокоэффективных теплоизоляционных материалов в жилищно-коммунальном секторе;

- устройство автономных (крышных) газовых котельных на жилых домах и объектах соцкультбыта;

- приступить к внедрению с 1997 года программы “Энергосбережения“ в жилищной и социальной сфере;

- создать условия экономической заинтересованности потребителей тепловой энергии, а также ее производителей и поставщиков в снижении затрат и экономии энергии;

- осуществить на территории города постепенный переход (в течение 1998 - 1999 гг.) на автоматизированную систему расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги. При формировании бюджета на 1998 год предусмотреть выделение средств на приобретение оргтехники расчетно-кассовому центру, выполняющему расчеты платежей. Ввести в 1998 г. для населения единые унифицированные формы квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг;

- при вводе в эксплуатацию жилых домов муниципального и государственного жилищных фондов предусматривать квоту для предоставления жилья на условиях коммерческого найма;

- в 1998 году разработать систему мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая стимулирование населения за досрочную оплату, а также порядок экономического стимулирования работников жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих полноту сборов.

3.3. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливать, исходя из реальной стоимости, социально-экономической ситуации в области с учетом уровня доходов населения и его платежеспособности.

3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низким доходом в виде жилищных субсидий.

С этой целью предполагается:

- совершенствование и упрощение процедуры предоставления субсидий;

- установление социальной нормы площади жилья, соответствующих федеральному стандарту;

- внесение изменений в порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, с учетом прожиточного минимума;

- сохранить на 1997 - 1998 гг. для одиноких граждан и семей, имеющих доход на члена семьи менее 4 минимальных размеров оплаты труда в месяц долю предельно допустимых расходов, исходя из социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг в размере 10% совокупного дохода семьи;

- разработать подходы к порядку замены гражданам жилых помещений площадью, превышающей социальную норму на жилые помещения на помещения в пределах социальной нормы;

- применение механизма жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, как основной формы использования выделяемых бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу;

- образование жилищного фонда социального использования (без права приватизации), предназначенного исключительно для заселения по договорам социального найма, в том числе жилищного фонда, предоставляемого для заселения граждан, выселенных из занимаемых помещений в установленном законом порядке;

- придание общежитиям квартирного типа статуса жилых домов, реконструкция иных общежитий с целью перевода в жилищный фонд социального использования, упорядочение использования общежитий;

3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ. В этом направлении предусматривается:

- упорядочение льготных категорий граждан и размера предоставляемых льгот в рамках компетенции местного самоуправления;

- обеспечить своевременное финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.

3.3.3. Защита прав потребителей услуг.

Внести изменения в действующий “Порядок предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории г. Костромы“, повышающий ответственность производителя услуг за несвоевременное и некачественное их предоставление и оплату за реально полученные услуги со стороны потребителей. Регламентировать отношения между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг путем заключения договоров найма, аренды или обслуживания жилого помещение.

Обеспечить организационную поддержку со стороны администрации города в образовании и деятельности общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления, объединений жилищных товариществ и домовладельцев, других форм некоммерческих организаций в сфере жилищного хозяйства.

Установление партнерских отношений с объединениями граждан, участвующими в жилищном движении и защите прав потребителя путем:

- поддержки общественно-полезных инициатив объединений граждан;

- заключения и выполнения договоров о совместной деятельности, направленной на достижение целей, определенных Программой реформирования ЖКХ.

3.3.4. Обеспечение доступности приобретения жилья Костромичами:

- В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.

- Осуществить реализацию мероприятий по снижению стоимости строительства жилья в целях доведения ее до размера, который реален к возмещению гражданами за 15 - 20 лет, при условии расходования ими на эти цели не более 30% семейного дохода.

- В целях доступности приобретения жилья в г. Костроме гражданами со средним уровнем доходов разработать и внедрить с 1998 года механизм целевых накопительных вкладов и привлечения средств коммерческих банков в виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты на длительный (15-20 лет) срок.

- В целях перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения дополнительной площади на нужды города разработать порядок, стимулирующий обмен квартир большей площади на меньшую с согласия граждан.

IV. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Реализация программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города проводится в соответствии с законодательными актами, принятыми на уровне Правительства РФ и субъекта федерации (Костромской области). Кроме того предусматривается разработка и принятие нормативных актов на уровне местного самоуправления.

Перечень нормативных документов, подлежащих разработке

для реализации реформы жилищно - коммунального хозяйства

-----------------------------------T----------------T----------------¬

¦ Наименование документа (акта) ¦Срок исполнения ¦Исполнитель ¦

+----------------------------------+----------------+----------------+

¦1. Положение “О Службе Единого ¦ ¦Комплекс ЖКХ ¦

¦Заказчика“ по оказанию жилищно- ¦ ¦КУИ ¦

¦коммунальных услуг в г. Костроме“,¦ ¦ ¦

¦контракт с руководителем Службы ¦ ¦ ¦

¦Заказчика ¦ 1997 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2. Положение “О муниципальном ¦ ¦КУИ ¦

¦унитарном жилищно-эксплуатационном¦ ¦ ¦

¦предприятии“. Устав. Контракт с ¦ ¦ ¦

¦руководителем. ¦ 1997 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3. Примерные формы договоров: ¦ ¦Администра- ¦

¦- на управление муниципальным ¦ ¦тивно-право- ¦

¦жилищным фондом; ¦ ¦вое управл., ¦

¦- подряда на техническое обслужи- ¦ ¦комплекс ЖКХ ¦

¦вание жилищного фонда; ¦ ¦ ¦

¦- на оказание услуг по теплоснаб- ¦ ¦ ¦

¦жению; ¦ ¦ ¦

¦- на оказание услуг по водоснаб- ¦ ¦ ¦

¦жению и водоотведению; ¦ ¦ ¦

¦- на эксплуатацию дорожно-мостово-¦ ¦ ¦

¦го хозяйства; ¦ ¦ ¦

¦- на благоустройство территории; ¦ ¦ ¦

¦- найма; ¦ ¦ ¦

¦- обслуживания жилья ¦ 1997-1998 г.¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4. Положение о порядке конкурсного¦ ¦Комплекс ¦

¦отбора предприятий для выполнения ¦ ¦ЖКХ ¦

¦работ по содержанию и ремонту ¦ ¦ ¦

¦жилищного фонда, благоустройству ¦ ¦ ¦

¦городских территорий, эксплуатации¦ ¦ ¦

¦дорожно-мостового хозяйства. ¦ 1998 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5. Положение о порядке конкурсного¦ ¦Комплекс ЖКХ ¦

¦отбора предприятий для проведения ¦ ¦администр.- ¦

¦капитального ремонта жилищного ¦ ¦правовое упр. ¦

¦фонда ¦ 1997 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦6. Порядок образования товариществ¦ ¦Комплекс ЖКХ, ¦

¦собственников жилья во вновь соз- ¦ ¦управл. по ор- ¦

¦даваемом кондоминиуме ¦ 1997-1998 г.¦ганиз.стр-вом ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦7. Порядок передачи товариществам ¦ ¦Комитет по ¦

¦собственников жилья земельных уча-¦ ¦земельным ¦

¦стков, занимаемых домовладением и ¦ ¦ресурсам ¦

¦определения их нормативов ¦ 1998 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦8. Порядок оформления паспортов ¦ ¦МП “БТИ“ ¦

¦домовладения (кондоминиума) ¦ 1997-1998 г.¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦9. Порядок финансирования из ¦ ¦Комплекс ЖКХ, ¦

¦городского бюджета расходов по ¦ ¦Горфинуправлен. ¦

¦содержанию объектов, находящихся ¦ ¦ ¦

¦в собственности ТСЖ ¦ 1997 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦10. Положение “О страховании ¦ ¦Администрат. ¦

¦жилищного фонда на территории ¦ ¦правовое ¦

¦города Костромы“ ¦ 1998 г. ¦управление, ¦

¦ ¦ ¦Комплекс ЖКХ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦11. Порядок регистрации догово- ¦ ¦Администрат. ¦

¦ров найма и аренды муниципаль- ¦ ¦правовое упр. ¦

¦ного жилищного фонда ¦ 1998 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦12. Положение “О предоставлении ¦ ¦Комплекс ЖКХ ¦

¦жилых помещений в домах муници- ¦ ¦Администрат. ¦

¦пального жилищного фонда на усло- ¦ ¦правовое ¦

¦виях коммерческого найма“ и раз- ¦ ¦управление ¦

¦работка методики оценки определе- ¦ ¦ ¦

¦ния стоимости 1 кв. м площади ¦ ¦ ¦

¦коммерческого найма ¦ 1998 г. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦13. Порядок перевода жилых поме- ¦ ¦Администрат. ¦

¦щений в нежилые, нежилых помеще- ¦ ¦правовое упр. ¦

¦ний в жилые ¦ 1998 г. ¦Архитектура ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦14. Порядок придания зданиям ¦ ¦Адм. прав. упр. ¦

¦общежитий квартирного типа ¦ ¦Управление ¦

¦статуса жилых домов ¦ 1998 г. ¦по учету и ¦

¦ ¦ ¦распред. жилья ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦15. Порядок обмена жилья, пре- ¦ ¦Администр. ¦

¦вышающего социальную норму ¦ ¦прав. управл., ¦

¦площади на жилье в пределах ¦ ¦управл. по уче- ¦

¦социальной нормы. ¦ 1997 г. ¦ту и распредел. ¦

¦ ¦ ¦жилья ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦16. Программа ликвидации ¦ ¦КУИ, архитекту- ¦

¦ветхого жилищного фонда города ¦ 1997 г. ¦ра, управление ¦

¦ ¦ ¦организации ¦

¦ ¦ ¦строительства ¦

¦ ¦ ¦управление по ¦

¦ ¦ ¦учету и распред.¦

¦ ¦ ¦жилой площади ¦

¦ ¦ ¦Комплекс ЖКХ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦17. Комплект нормативно-пра- ¦ ¦Комплекс ЖКХ, ¦

¦вовых актов, стимулирующих ¦ ¦администр.- ¦

¦ресурсосбережения при предос- ¦ ¦правовое упр. ¦

¦тавлении жилищно-коммунальных ¦ ¦ ¦

¦услуг населению. ¦ 1997-1998 г.¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦18. Городская программа ¦ ¦ ¦

¦“Энергосбережение“ ¦ Разработана ¦ -“- ¦

L----------------------------------+----------------+-----------------

Примечание. Приведенный перечень нормативно-правовых актов не носит исчерпывающего характера и подлежит уточнению на этапах реформирования ЖКХ.

V. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА

Организация работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства предполагает:

- образование в структуре администрации города постоянно действующей рабочей группы для координации работы по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города;

- реорганизация структуры комитета жилищно-коммунального хозяйства в Управление жилищно-коммунального хозяйства, основными задачами которого являются:

а) обеспечение тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг;

б) формирование и реализация программ реконструкции и модернизации жилищного фонда, энергосбережения, развития водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидации ветхого жилищного фонда и др.;

в) расчет нормативов средств, необходимых для функционирования жилищно-коммунального хозяйства города, распределение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ;

г) создание системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;

д) формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья;

е) контроль за деятельностью предприятий - естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг;

ж) формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья;

з) формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья и оказания коммунальных услуг;

- разделение функций: собственника муниципального жилья - управляющей организации по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, городских территорий - подрядных организаций;

- завершение в течение 1997 - 1998 г.г. передачи из государственной в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;

- организация взаимоотношений и координация действий при реализации программы реформирования ЖКХ с администрацией Костромской области, антимонопольным управлением, организациями, общественными организациями и движениями;

- организация подготовки и переподготовки кадров специалистов для Службы Заказчика, подрядных организаций и предприятий, правлений товариществ собственников жилья;

- организация обмена опытом и консультаций по вопросам реформирования ЖКХ с близлежащими городами и регионами.

VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОДА РЕФОРМ

В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Успешное проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве невозможно без целенаправленной работы по обеспечению информирования населения о целях и задачах реформ, о ходе и путях ее реализации.

Реформа должна базироваться на политике вовлечения населения в обсуждение и решение возникающих проблем, на учете отношений населения к предлагаемым органами местного самоуправления мерам по обеспечению жизнедеятельности городского жилищно-коммунального хозяйства, исходя из складывающейся социально-экономической ситуации и возможностей городского бюджета.

Для реализации данной цели предлагается:

- организация семинаров, конференций, “прямого эфира“, “круглых столов“, проведение собраний граждан по месту работы, жительства по проблемам реализации реформы;

- систематическое доведение до населения города через все имеющиеся средства массовой информации сведений о принимаемых органами местного самоуправления нормативно-правовых актах по проведению реформы в жилищно-коммунальной сфере, разъяснение их содержания и механизма исполнения;

- разработать и осуществить долгосрочную программу взаимодействия органов местного самоуправления и населения города по вопросам проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, эффективного учета и согласование интересов и возможностей различных групп населения, обеспечения доступности информации каждому гражданину города;

- привлечение общественных объединений, союзов, движений, ассоциаций, партий, инициативных групп граждан к обсуждению хода реформ и решению возникающих проблем;

- проведение социологических исследований, опросов, общественного мнения, анкетирования по отдельным проблемам реформ.

VII. МОНИТОРИНГ ХОДА РЕФОРМЫ ЖКХ

Предусматривается формирование следующих основных показателей мониторинга хода реформы:

7.1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

7.2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим тарифам и ставкам на 1 кв. метр.

7.3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением:

- доля семей, имеющих просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе до 3-х месяцев, до 6-ти месяцев, свыше 6-ти месяцев;

- фактический сбор жилищно-коммунальных платежей в отношении к начислению за тот же период.

7.4. Жилищные субсидии:

- число семей, которым предоставлены жилищные субсидии;

- доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде;

- сумма начисленных жилищных субсидий (за отчетный месяц);

- сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно-коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде.

7.5. Бюджетные дотации:

- общая сумма дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в расходной части бюджета города, в том числе:

- доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья;

- доля дотаций на капитальный ремонт;

- доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию;

- доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования.

7.6. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе.

7.7. Общая площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд) в процентах к общей площади государственного и муниципального жилищного фонда.

7.8. Товарищества собственников жилья:

- общее число зарегистрированных ТСЖ;

- число зарегистрированных ТСЖ, которым здание передано в управление;

- число зарегистрированных ТСЖ, которым передан в собственность земельный участок.

7.9. Справочная информация:

- данные о среднедушевом доходе;

- величина прожиточного минимума;

- доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума.

VIII. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагается три этапа реализации реформы:

I этап: 1997 - 1998 г.г. предусматривается:

- разработка нормативно-правовой базы реализации концепции;

Срок - IV квартал 1997 г. - 1998 г.

- разграничение функций собственника, управляющей организации (Служба Заказчика) и обслуживающих предприятий в муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

Срок - IV квартал 1997 г. - I полугодие 1998 г.

- Создание единого центра по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги;

- введение для населения единой унифицированной формы квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг.

Срок 1 п.г. 1998 г.

- переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма и обслуживания жилья;

Срок - 1997 - 1998 г.г.

- организация конкурсов среди предприятий и организаций на предоставление услуг населению:

а) уборка территорий: начиная со 2 квартала

б) капитальный ремонт жилищного фонда: 1998 г.

в) обслуживание лифтов: _“_

г) обслуживание электроплит: _“_

д) обслуживание антенного хозяйства: _“ _

ж) сбор и вывоз твердо-бытовых отходов: _“_

з) обслуживание и содержание жилья - со 2 полугодия 1998 г.

Доведение доли муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе к концу 1998 года до 20%;

- начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг, затрат на капитальный ремонт, дифференциация платы за найм;

Срок с 01.01.98 г.

- обеспечение контроля за обоснованностью и уровнем тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;

Срок - начиная с 3 квартала 1997 года;

- начало дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от качества и места расположения жилья;

Срок - с IV квартала 1997 г.

- реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями, являющимися естественными монополистами;

- начало работы по установке приборов учета потребления ресурсов в жилищном фонде (согласно утвержденной городской программы “Энергосбережение“);

- организация подготовки и переобучения кадров для работы в Службе Заказчика, подрядных организациях и товариществах собственников жилья;

Срок - с IV квартала 1997 г. - постоянно;

- организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья.

2 этап. 1999 - 2000 г.г. предусматривается:

- переход на обслуживание государственного и муниципального жилищного фонда на конкурсной основе;

- организационное и методическое содействие массовому созданию ТСЖ, включая помощь в обучении кадров;

- переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения. Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения;

- начало постепенного включения затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость жилищных услуг;

- переход к повсеместной установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде.

3 этап. 2001 - 2003 г.г. предполагается:

- завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) и коммунальных услуг, в части покрытия экономически обоснованных затрат;

- повсеместная установка счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде;

- ТСЖ становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами;

- завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;

- создание условий для привлечения кредитных средств на развитие городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных форм и источников инвестиций.

Приложение N 2

к решению

Думы города Костромы

от 28.04.98 г. N 104

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ “СЛУЖБЫ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ПО ЖКУ“

1. Основные задачи службы:

- подбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде;

- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление ЖКУ заданного качества, количества и стоимости;

- обеспечение контроля за предоставление ЖКУ их оплаты;

- обеспечение условий по устойчивому функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города;

- организация содержания, обслуживания и ремонта объектов жилищного фонда, благоустройства и инженерных сетей;

- обеспечение взаимодействия предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

2. Основные функции службы

2.1. Принимает от комитета по управлению имуществом объекты жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности в оперативное управление (жилищный фонд с придомовыми территориями, дороги, тротуары, газоны улиц и проездов, набережные, парки, скверы, объекты внешнего благоустройства, кладбища, свалки мусора, инженерные сети и объекты).

2.2. Заключает договоры:

- подряда с жилищно-эксплуатационными предприятиями на содержание, текущее обслуживание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий;

- подряда с ремонтно-эксплуатационными, специализированными организациями на обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, внутридомовых систем газообеспечения, электроплит в жилых домах, систем телерадиовещания, телефонной связи, дымоудаления и пожаротушения, городских дорог, тротуаров, проездов, газонов, улиц, магистралей, набережных, парков, скверов, пляжей, объектов внешнего благоустройства, кладбищ, свалок мусора;

- подряда с предприятиями на аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей;

- подряда со специализированными организациями на санитарную очистку, благоустройство, озеленение города, ритуальные услуги населению;

- с ресурсоснабжающими предприятиями на предоставление услуг населению по водоснабжению и водоотведению, тепло-, газо-, электроснабжению;

- найма жилых помещений в муниципальной собственности, технического обслуживания жилых и нежилых приватизируемых или арендуемых помещений;

- подряда с ремонтно-строительными предприятиями на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы;

2.3. Организует расчет, сбор и распределение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;

2.4. Осуществляет консолидацию финансовых потоков для формирования денежных средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами;

2.5. Организует работу по регистрационному учету населения в паспортно-визовой службе города, ведет учет населения, проживающего в муниципальном и обслуживаемом жилищном фонде;

2.6. Предоставляет гражданам субсидии на оплату ЖКУ (передается от комитета по приватизации жилья и жилищным субсидиям по мере становления службы - в 1998 году);

2.7. Готовит предложения о финансировании из городского бюджета работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства;

2.8. Участвует в работе по приемке вновь построенных домов, а также жилых домов государственного (ведомственного) жилья в муниципальную собственность города;

2.9. Организует взаимодействие предприятий и организаций при решении оперативных вопросов сохранности жилья, подготовки к сезонной эксплуатации, обеспечения стабильной и безаварийной работы систем жизнеобеспечения города;

2.10. Разрабатывает предложения по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и организаций;

2.11. Организует сбор, обработку и анализ оперативной информации о состоянии объектов городского хозяйства, систем жизнеобеспечения;

2.12. Координирует разработку и внедрение автоматизированных систем обработки информации, управления, учета и контроля за деятельностью предприятий;

2.13. Рассматривает предложения, заявления и жалобы организаций и граждан по жилищным вопросам.

3. Для обеспечения эффективности своей деятельности служба Заказчика:

- заключает договоры на управление и обслуживание товариществ собственников жилья, ЖСК, МЖК;

- обеспечивает централизованное материально-техническое снабжение подрядчиков по содержанию и ремонту жилья, объектов социальной сферы, благоустройства;

- готовит специалистов по управлению домовладениями товариществ собственников жилья, ЖСК;

- оказывает платные услуги по поставкам материалов, сбору платежей, обработке бухгалтерской документации и др.;

- оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам по изготовлению копий документов, справок, ксерокопированию.