Законы и постановления РФ

Закон Костромской области от 14.10.97 N 11 (ред. от 04.12.2002) “Об участии населения в охране общественного порядка на территории Костромской области“ (принят Костромской областной Думой 07.10.1997)

Утратил силу с 19 ноября 2008 года в связи с принятием Закона Костромской области от 07.11.2008 N 387-4-ЗКО.

Изменения, внесенные Законом Костромской области от 04.12.2002 N 83-ЗКО, вступили в силу с 17 декабря 2002 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. законов от 10.12.2001 N 34-ЗКО, от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

Статья 1. Правовая база закона

Правовую основу настоящего закона составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы “Об общественных объединениях“, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, “О противодействии экстремистской деятельности Указ Президента Российской Федерации “О дополнительных мерах по укреплению
правопорядка в Российской Федерации“, постановления Правительства Российской Федерации “О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации“, “О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации“, Устав (Основной закон) Костромской области, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Костромской области.

(статья в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Статья 2. Предмет регулирования и пределы действия закона

Настоящий закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, приостановления деятельности, ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности, основы управления, права и обязанности их учредителей, членов, участников, формы участия органов государственной власти и местного самоуправления в организации и деятельности данных объединений.

Действие закона распространяется на создаваемые, созданные общественные объединения правоохранительной направленности и обязателен для исполнения гражданами, а также предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности на территории Костромской области.

Статья 3. Формы участия населения в охране общественного порядка на территории Костромской области

В соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом население Костромской области для участия в охране общественного порядка может создавать общественные объединения в организационно-правовых формах - общественные организации и органы общественной самодеятельности, использовать иные формы участия в охране общественного порядка, не противоречащие действующему федеральному и областному законодательству.

Статья 4. Общественное объединение правоохранительной направленности

Общественные объединения правоохранительной направленности являются самоуправляемыми некоммерческими формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на территории муниципальных образований.

Граждане вправе добровольно вступать в такие общественные объединения и беспрепятственно выходить из них.

Основными задачами общественных объединений правоохранительной направленности являются: содействие защите конституционных прав
и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности граждан и юридических лиц.

Статья 5. Правовое положение общественного объединения правоохранительной направленности

Общественные объединения правоохранительной направленности являются местными общественными объединениями, их деятельность осуществляется в пределах территории муниципального образования.

В своих наименованиях они обязаны указывать название города, района, на территории которого оно действует.

Общественные объединения правоохранительной направленности могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

(абзац в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Деятельность общественных объединений правоохранительной направленности осуществляется гласно, а информация об их учредительных документах является общедоступной.

(абзац исключен законом от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Объединения не могут создаваться по партийному признаку, в них не допускается организация и деятельность партийных организаций.

Статья 6. Учредители общественных объединений правоохранительной направленности

Учредителями общественных объединений правоохранительной направленности являются дееспособные физические лица в количестве не менее трех человек, собравшие организационное собрание, а также могут выступать юридические лица - общественные объединения.

(абзац дополнен законом от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Порядок привлечения граждан для участия в общественных объединениях правоохранительной направленности не должен противоречить принципам организации деятельности таких организаций, установленных настоящим законом.

Статья 7. Обязанности членов и участников общественных объединений правоохранительной направленности

Члены и участники общественных объединений правоохранительной направленности при осуществлении уставной деятельности обязаны:

- строго соблюдать действующее законодательство, требования положения (устава) общественной организации правоохранительной направленности;

- активно участвовать в охране общественного порядка, предупреждении правонарушений;

- защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц;

- при исполнении обязанностей иметь и предъявлять удостоверение установленного образца.

Статья 8. Виды деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

Общественные объединения правоохранительной направленности
могут осуществлять соответствующие целям создания и предусмотренные положением (уставом) один или несколько видов деятельности:

- оказание содействия органам внутренних дел в укреплении общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

- участие в охране общественного порядка на улицах, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах и других общественных местах, а также во время проведения различных массовых мероприятий;

- участие в предупреждении детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- оказание помощи Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции) в контроле за безопасностью движения транспорта и в предупреждении дорожно - транспортных происшествий; (абзац в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, сохранности урожая и сельхозпродукции, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства;

- участие в проведении индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями, лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, а также состоящими на учете в органах внутренних дел;

- оказание неотложной помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии;

- спасание людей, имущества и поддержание общественного порядка при стихийных бедствиях, других чрезвычайных обстоятельствах;

- другие виды деятельности правоохранительной направленности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Права и обязанности общественных объединений правоохранительной направленности при осуществлении деятельности по охране общественного порядка

При осуществлении деятельности по охране общественного порядка общественные объединения правоохранительной направленности имеют право:

- требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

- требовать от нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность;

- направлять в органы, имеющие право на возбуждение дел об административных правонарушениях, а также
должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, материалы, содержащие данные, указывающие на событие административного правонарушения;

(абзац в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

- в случаях, не терпящих отлагательства, использовать любые транспортные средства (кроме специальных и дипломатических) для доставления в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи (только дружинники);

(абзац в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Полномочия, предусмотренные настоящей статьей, члены общественных организаций правоохранительной направленности осуществляют самостоятельно.

Орган общественной самодеятельности при осуществлении деятельности по охране общественного порядка действует коллегиально и оформляет определенные настоящей статьей полномочия коллективным решением.

(абзацы исключены законом от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Статья 10. Общественные организации правоохранительной направленности

Общественной организацией правоохранительной направленности является основанное на членстве общественное объединение, созданное для участия объединившихся граждан в правоохранительной деятельности.

Членами общественной организации могут быть дееспособные физические лица, достигшие 18 лет, которые по своим моральным и деловым качествам способны успешно выполнять установленные в соответствии с настоящим законом и предусмотренные положением (уставом) задачи по охране общественного порядка.

Высшим руководящим органом общественной организации правоохранительной направленности является общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации правоохранительной направленности является избранный и подотчетный общему собранию коллегиальный орган (штаб дружины, совет отряда и др.)

Общественные организации правоохранительной направленности могут создаваться в трудовых коллективах предприятий, организаций, учреждений, в гаражных кооперативах, в садоводческих товариществах, по месту жительства.

Статья 11. Члены общественной организации правоохранительной направленности

Членами общественной организации правоохранительной направленности являются физические лица, признающие и исполняющие положение (устав) организации и оформившие членство в ней.

Оформление членства в организации правоохранительной направленности обязательно.

Членство
в общественной организации правоохранительной направленности оформляется удостоверением установленного образца. Обязательными реквизитами удостоверения являются: наличие фотографии, указание на организационно-правовую форму и территорию деятельности.

Члены общественной организации правоохранительной направленности:

- имеют равные права и несут равные обязанности;

- имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы организации;

- должны иметь и предъявлять для обозрения гражданами удостоверение установленного образца,

- могут быть исключены из общественной организации в порядке, установленном положением (уставом).

Статья 12. Учредительные документы общественной организации правоохранительной направленности

Учредительным документом общественной организации правоохранительной направленности является положение (устав), утвержденное решением общественного собрания учредителей и зарегистрированное соответствующим органом местного самоуправления.

Положение (устав) общественной организации правоохранительной направленности должно содержать:

- наименование, содержащее указание на характер ее деятельности, организационно-правовую форму, место нахождения;

- порядок управления и формирования руководящих органов;

- предмет и цели деятельности;

- права и обязанности учредителей и членов;

- условия и порядок приема в члены общественной организации правоохранительной направленности, выхода и исключения из нее;

- вид и описание символики и удостоверения;

- иные положения, предусмотренные настоящим законом и действующим законодательством.

Изменения в положение (устав) вносятся по решению общего собрания общественной организации правоохранительной направленности.

Статья 13. Орган общественной самодеятельности правоохранительной направленности

Органом общественной самодеятельности правоохранительной направленности является не имеющее членства общественное объединение.

Целью деятельности органа общественной самодеятельности правоохранительной направленности является совместное решение социальных проблем: пьянства, алкоголизма, наркомании, детской безнадзорности, профилактика правонарушений.

Орган общественной самодеятельности правоохранительной направленности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления, в соответствии с положением (уставом), принятом на общем собрании учредителей.

В форме органа общественной самодеятельности могут создаваться советы общественности при общественных пунктах охраны порядка, общественные инспекции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и
другие формирования.

Статья 14. Участники органа общественной самодеятельности

Участниками органа общественной самодеятельности являются дееспособные граждане, достигшие 18 - летнего возраста, выразившие поддержку целям данного органа и принимающие участие в его деятельности. Оформление участия в органе общественной самодеятельности является обязательным.

Участники органа общественной самодеятельности имеют равные права и несут равные обязанности.

Статья 15. Учредительные документы органа общественной самодеятельности правоохранительной направленности

Учредительным документом органа общественной самодеятельности правоохранительной направленности является положение (устав), утвержденное решением общего собрания учредителей.

В положении (уставе) органа общественной самодеятельности правоохранительной направленности определяется:

- наименование органа общественной самодеятельности правоохранительной направленности, содержащее указание на характер его деятельности, полномочия при осуществлении правоохранительной деятельности, организационно-правовую форму, местонахождения;

- порядок принятия решений, цель и предметы деятельности;

- права и обязанности участников;

- условия и порядок оформления участия и выхода из органа общественной самодеятельности;

- описание символики и удостоверение участника;

- иные положения, предусмотренные настоящим законом и иными нормативными актами.

Статья 16. Приостановление деятельности, ликвидация, ответственность общественных объединений правоохранительной направленности

Нарушение общественным объединением правоохранительной направленности законодательства, положения (устава), отход от целей деятельности, неоднократное грубое нарушение его членами или участниками общепринятых норм и правил поведения, превышение установленных настоящим законом полномочий по осуществлению правоохранительной деятельности является достаточными основаниями для приостановления деятельности таких общественных объединений.

Приостановление и ликвидация деятельности общественных объединений правоохранительной направленности осуществляется на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области.

(часть в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации общественные объединения правоохранительной направленности несут в порядке, установленном законом Российской Федерации “Об общественных объединениях“.

Статья 17. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения правоохранительной направленности

Органы местного самоуправления:

- координируют деятельность действующих на
их территории общественных объединений правоохранительной направленности.

Органы государственной власти разрабатывают и реализуют целевые программы по укреплению общественного порядка, борьбе с преступлениями и правонарушениями, осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение этих программ.

Органы местного самоуправления, территориального общественного самоуправления в пределах своей компетенции организуют на соответствующей территории охрану общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан, взаимодействуя в этой работе с общественными объединениями, выделяя для осуществления специальных программ правоохранительной направленности финансовые и материально-технические ресурсы, предоставляют помещения, оборудование для размещения пунктов охраны общественного порядка, создают необходимые условия для общественных организаций в реализации их уставных целей.

(статья в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Статья 18. Методическое и практическое обеспечение деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

Территориальные органы внутренних дел оказывают методическую и практическую помощь общественным формированиям правоохранительной направленности, организуют их обучение формам и методам работы, оказывают всемерное содействие в их деятельности в соответствии с положениями (уставами) общественных объединений правоохранительной направленности, планируют и проводят совместные мероприятия по охране общественного порядка.

(статья в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Статья 19. Гарантии правовой и социальной защищенности членов и участников общественных объединений правоохранительной направленности

Членам и участникам общественных объединений правоохранительной направленности предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 959 от 22.09.93 г. “О мерах по усилению общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации“.

Членам и участниками общественных объединений правоохранительной направленности, активно участвующим в охране общественного порядка, могут вручаться денежные премии, ценные подарки, предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск. Средства на эти цели могут выделяться из местного бюджета в пределах сумм, предусмотренных на соответствующий финансовый год, а
также за счет средств целевого сбора на содержание милиции.

По решению органа местного самоуправления им может быть предоставлено право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте либо установлены иные льготы.

Статья 20. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений правоохранительной направленности

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями правоохранительной направленности осуществляют органы прокуратуры.

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации, то есть территориальным органом юстиции.

(часть в ред. закона от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

(части исключены законом от 04.12.2002 N 83-ЗКО)

(см. текст предыдущей редакции)

Статья 21. Вступление закона в действие

Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования в газете “Северная правда“.

Глава администрации

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

14 октября 1997 года

N 11