Законы и постановления РФ

Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1349-КЗ “О внесении изменений в Закон Краснодарского края “Об охране труда“ (принят Постановлением ЗС Краснодарского края от 26.12.2007 N 119-П)

Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 2 данного документа).

29 декабря 2007 года N 1349-КЗ

ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

“ОБ ОХРАНЕ ТРУДА“

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Краснодарского края

от 26 декабря 2007 г. N 119-П

Статья 1

Внести в Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-КЗ “Об охране труда“ (с изменениями от 7 августа 2000 года N 311-КЗ; 6 апреля 2006 года N 1011-КЗ) следующие изменения:

1) в преамбуле слова “(далее - организации)“ исключить; слова “Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ заменить словами “иные нормативные правовые акты Российской Федерации“;

2) статьи 1 - 3 изложить в следующей
редакции:

“Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

2) условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

3) вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

4) опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

5) безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

6) рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

7) средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

8) сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

9) производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

10) требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

11) государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

12) аттестация
рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Статья 2. Законодательство Краснодарского края об охране труда и сфера его действия

Законодательство Краснодарского края об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Краснодарского края.

Гарантии права работников на здоровье и безопасные условия труда, определенные коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Краснодарского края, не могут быть ниже гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации и настоящим Законом.

Положения настоящего Закона распространяются на:

работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

проходящих производственную практику студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов;

лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;

членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;

работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ.

Статья 3. Реализация государственной политики в области охраны труда

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в Краснодарском крае обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны
труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.“;

3) в статье 4:

а) абзац девятый признать утратившим силу;

б) в абзаце десятом слова “, сертификации работ по охране труда в организациях“ исключить;

в) абзац одиннадцатый признать утратившим силу;

г) дополнить абзацами следующего содержания:

“содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

координация деятельности в области охраны труда на территории Краснодарского края;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

участие в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации“;

4) в статье 5:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Государственное управление охраной труда на территории Краснодарского края осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда в пределах их полномочий.“;

б) в пункте 3 слова “, ведающий вопросами охраны труда,“ заменить словами “в области охраны труда“; слова “Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ исключить;

в) в пункте 4:

абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

“4. Орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда:

проводит государственную политику в области охраны труда на территории Краснодарского края;“;

в абзаце четвертом слова “повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска“ заменить словами “профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников“;

абзацы шестой и седьмой изложить в следующей редакции:

“взаимодействует со службами охраны труда организаций и работодателей - физических лиц, расположенных
на территории края, оказывает им методическую помощь;

содействует организации обучения по охране труда;“;

в абзаце восьмом слова “федеральных органов надзора и контроля за охраной труда“ заменить словами “федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти Краснодарского края,“; слова “и исполнительных“ исключить;

дополнить абзацами следующего содержания:

“осуществляет государственную экспертизу условий труда;

осуществляет распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

запрашивает и получает информацию и документы, необходимые для осуществления своих полномочий.“;

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Должностные лица органа исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом.“;

д) в пункте 6 слова “обязаны координировать“ заменить словом “координируют“; слова “, ведающим вопросами“ заменить словами “в области“;

е) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7. Орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда, отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.“;

5) статьи 6 - 8 изложить в следующей редакции:

“Статья 6. Реализация государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях

1. Органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий.

2. Органы местного самоуправления:

1) принимают
нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

2) принимают и реализуют муниципальные целевые программы по улучшению условий и охраны труда;

3) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

4) осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

5) участвуют по согласованию в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);

7) содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

8) осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 7. Управление охраной труда в организации и у работодателей - индивидуальных предпринимателей

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

2. У работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда.

3. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста
по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

4. Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

5. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

6. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 8. Государственные нормативные требования охраны труда

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Краснодарского края, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.“;

6) в статье 9:

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Для всех поступающих на работу лиц, а также
для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

2. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.“;

б) в пункте 3 слова “где в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор,“ исключить;

в) пункт 4 признать утратившим силу;

7) статью 10 изложить в следующей редакции:

“Статья 10. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

2. Запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда.

3. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

4. В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

5. Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.“;

8) статьи 11 и 12 признать утратившими силу;

9) в статье 13:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Органы исполнительной власти Краснодарского края в пределах своих полномочий содействуют организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.“;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

10) статью 14 изложить в следующей редакции:

“Статья 14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

3. В крае, в отраслях экономики, в муниципальных образованиях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Работник не несет расходов
на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.“;

11) в статье 15:

а) в абзаце первом слова “Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ исключить; слова “настоящим Законом“ заменить словами “законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края“;

б) в абзаце втором слова “и гражданского правового договора“ исключить;

в) пункт “а“ изложить в следующей редакции:

“а) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;“

г) в пункте “б“ слова “работодателя или государственных и общественных органов“ заменить словами “работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций“;

д) пункт “в“ изложить в следующей редакции:

“в) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;“;

е) в пункте “г“ слова “законодательством и коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом)“ заменить словами “федеральными законами“;

ж) пункты “ж“ - “л“ изложить в следующей редакции:

“ж) обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы;

з) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

и) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

к) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

л) сохранение места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления деятельности или в связи с временным запретом деятельности вследствие нарушений государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника;“;

з) пункт “м“ признать утратившим силу;

и) пункт “н“ изложить в следующей редакции:

“н) компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя;“;

12) в статье 16:

а) наименование статьи изложить в следующей редакции:

“Статья 16. Обязанности работника в области охраны труда“;

б) пункты “а“ и “б“ изложить в следующей редакции:

“а) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований по охране труда;

б) соблюдать требования охраны труда;“;

в) пункт “г“ признать утратившим силу;

г) пункты “д“ - “е“ изложить в следующей редакции:

“д) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

е) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;“;

13) в статье 17:

а) наименование статьи изложить в следующей редакции:

“Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда“;

б) пункты “б“ и “в“ изложить в следующей редакции:

“б) организацию контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

в) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;“;

в) в пункте “г“ слова “сырья и материалов, а также исправность и эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты“ заменить словами “инструментов, сырья и материалов, а также применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты“;

г) пункт “д“ изложить в следующей редакции:

“д) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;“;

д) пункт “е“ признать утратившим силу;

е) пункт “ж“ изложить в следующей редакции:

“ж) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;“;

ж) пункт “з“ изложить в следующей редакции:

“з) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;“;

з) пункты “и“ - “л“ изложить в следующей редакции:

“и) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

к) приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

л) хранение, стирку, сушку, ремонт и замену специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты за счет собственных средств;“;

и) пункты “м“ - “о“ изложить в следующей редакции:

“м) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

н) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;

о) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;“;

к) пункт “п“ признать утратившим силу;

л) пункт “р“ после слов “меры по“ дополнить словами “предотвращению аварийных ситуаций при их возникновении,“; слова “при возникновении аварийных ситуаций“ исключить;

м) пункт “у“ изложить в следующей редакции:

“у) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органу исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;“;

н) пункт “х“ изложить в следующей редакции:

“х) выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами сроки;“;

о) пункт “ц“ после слов “осмотров (обследований),“ дополнить словами “обязательных психиатрических освидетельствований,“;

п) пункт “ш“ изложить в следующей редакции:

“ш) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;“;

р) дополнить пунктом “ы“ следующего содержания:

“ы) выдачу работникам на работах с вредными условиями труда бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а на работах с особо вредными условиями труда предоставление бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактического питания“;

14) статьи 18 и 19 изложить в следующей редакции:

“Статья 18. Права работодателя

Работодатель имеет право:

1) устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;

2) устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) создавать фонд охраны труда для финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

4) обращаться в орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда об осуществлении государственной экспертизы условий труда работников.

Статья 19. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда

Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда регулируются законодательством Российской Федерации.“;

15) статьи 21 и 22 изложить в следующей редакции:

“Статья 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда.

2. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

3. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Краснодарского края, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами Краснодарского края.

Статья 22. Государственная эксперт“за условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

1) качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

4) фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

2) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

3) проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

5. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

1) составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

3) обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.“;

16) в статье 23:

а) наименование статьи, пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“Статья 23. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда

1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений по охране труда. Территориальные объединения организаций профсоюзов вправе создавать в этих целях правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов.

2. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов в установленном порядке имеют право беспрепятственно проверять в организациях и у работодателей - индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены данного профессионального союза, или профсоюзов, входящих в объединение, соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.“;

б) в пункте 3:

в абзаце первом слова “Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы“ заменить словами “Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов“;

в подпункте “б“ слово “организации“ исключить;

в подпункте “в“ слова “, а также осуществлять самостоятельное их расследование“ исключить;

подпункт “г“ после слова “организации“ дополнить словами “, работодателей - индивидуальных предпринимателей“; слова “подлежащих регистрации“ исключить;

подпункты “е“ и “ж“ изложить в следующей редакции:

“е) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

ж) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;“;

в подпункте “з“ слово “приемке“ заменить словом “приему“, слова “производственных объектов и“ исключить;

подпункт “и“ изложить в следующей редакции:

“и) принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Краснодарском крае, содержащих нормы трудового права;“;

в подпункте “к“ слово “должностных“ исключить;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.“;

17) статью 24 признать утратившей силу;

18) в статье 25 слова “привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством“ заменить словами “несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации“;

19) в статье 26:

а) в абзаце первом слова “привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством“ заменить словами “несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации“;

б) абзац второй признать утратившим силу;

20) в статье 27:

а) в абзаце первом после слова “подразделений“ дополнить словами “вследствие нарушения требований охраны труда“;

б) в абзаце втором слова “руководителя органа исполнительной власти Краснодарского края, ведающего вопросами охраны труда, или органов федеральной инспекции труда“ заменить словами “государственных инспекторов труда“.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

г. Краснодар

29 декабря 2007 года

N 1349-КЗ