Законы и постановления РФ

Закон Краснодарского края от 28.06.2007 N 1267-КЗ (ред. от 06.02.2008) “Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае“ (принят Постановлением ЗС Краснодарского края от 20.06.2007 N 3199-П)

Начало действия редакции - 28.02.2008 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с первой официальной публикацией и исчислением срока вступления в силу изменяющего документа. Изменения, внесенные Законом Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в “Информационном бюллетене ЗС КК“ - 12.02.2008, в “Кубанских новостях“ - 18.02.2008). Подробнее см. Справочную информацию.

28 июня 2007 года N 1267-КЗ

ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В
КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Краснодарского края

от 20 июня 2007 г. N 3199-П

(в ред. Закона Краснодарского края

от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей Краснодарского края в охране общественного порядка и оказании содействия правоохранительным органам.

Статья 1. Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка

1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края, правовые акты органов местного самоуправления в Краснодарском крае.

2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе прав граждан на необходимую оборону и действия в условиях крайней необходимости, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

Статья 2. Цель и принципы участия граждан в обеспечении общественного порядка

1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае, правоохранительным и иным государственным органам в решении задач по обеспечению правопорядка, защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

2. Участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

3. Граждане оказывают содействие органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае и правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в рамках, установленных законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, правовыми актами органов местного самоуправления в Краснодарском
крае.

Статья 3. Основные полномочия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае при организации участия граждан в обеспечении общественного порядка

1. К основным полномочиям органов исполнительной власти Краснодарского края в сфере участия граждан в охране общественного порядка относятся:

1) правовое обеспечение основ участия граждан в охране общественного порядка;

2) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим в охране общественного порядка;

3) решение иных вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению и полномочиям органов государственной власти Краснодарского края.

2. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут:

1) устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты для граждан, участвующих в охране общественного порядка;

2) применять меры поощрения к гражданам за участие в охране общественного порядка;

3) предоставлять помещения и технические средства, необходимые для осуществления деятельности народных дружин.

Статья 4. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка

1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем информирования правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений, содействия в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных действующим законодательством.

2. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.

Статья 5. Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка

Коллективное участие граждан
в обеспечении общественного порядка реализуется путем создания в установленном действующим законодательством порядке общественных формирований, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка (далее - общественные формирования).

Статья 6. Виды деятельности общественных формирований

Общественные формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут оказывать содействие органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае и правоохранительным органам в:

1) пропаганде правовых знаний;

2) защите жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка, мероприятиях по предупреждению преступлений, пресечению административных правонарушений в форме участия в добровольных народных дружинах;

3) профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) в других направлениях деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Краснодарского края.

Статья 7. Добровольные народные дружины

1. Граждане, состоящие в общественных формированиях, при наличии соглашения между общественным формированием и соответствующим правоохранительным органом (далее - соглашение), могут осуществлять свою деятельность в форме добровольных народных дружин.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

2. Добровольная народная дружина - объединение граждан, состоящих в общественном формировании, достигших возраста 18 лет, добровольно изъявивших желание вступить в добровольную народную дружину и активно участвовать в обеспечении общественного порядка, способных по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности члена добровольной народной дружины. Порядок создания, структура, принципы деятельности, задачи и функции добровольной народной дружины определяются Уставом общественного формирования.

3. Члены добровольной народной дружины выполняют свои обязанности совместно с сотрудниками правоохранительных органов.

Статья 8. Требования к члену добровольной народной дружины

1. Членами добровольной народной дружины могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности общественного формирования, способные по своим моральным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности по охране общественного порядка.

2. Требования к члену добровольной народной дружины с учетом положений законодательства Российской Федерации об общественных объединениях устанавливаются Уставом общественного формирования и соглашением.

(часть вторая в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

3. К участию в добровольной народной дружине не привлекаются граждане:

1) имеющие судимость;

2) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;

3) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие административные наказания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;

5) имеющие заболевания или физические недостатки, которые по заключению медицинского учреждения препятствуют выполнению обязанностей народного дружинника.

Статья 9. Обязанности члена добровольной народной дружины

Член добровольной народной дружины обязан:

1) участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в проведении профилактической работы с правонарушителями;

2) строго соблюдать действующее законодательство;

3) быть дисциплинированным, при исполнении обязанностей по охране общественного порядка добросовестно выполнять поручения руководителя добровольной народной дружины, сотрудников органов внутренних дел;

4) применять предоставленные действующим законодательством права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств и других антиобщественных проявлений, быть вежливым и предупредительным в общении с гражданами;

5) повышать уровень правовых знаний, овладевать современными методами борьбы с правонарушителями;

6) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение дружинника и внешние атрибуты, предусмотренные Уставом общественного формирования;

7) выполнять иные обязанности, предусмотренные Уставом общественного формирования.

Статья 10. Права члена добровольной народной дружины

Член добровольной народной дружины осуществляет свою деятельность совместно с сотрудниками правоохранительных
органов и имеет право:

1) требовать от граждан прекращения правонарушений;

2) требовать от нарушителей общественного порядка предъявления документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения;

3) в целях пресечения правонарушений доставлять нарушителя в общественные пункты охраны порядка или в соответствующие органы внутренних дел;

4) входить в зрелищные, увеселительные и другие общественные места в случаях преследования скрывающихся нарушителей;

5) доставлять в медицинские вытрезвители либо отделения милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться или нарушающих общественный порядок.

Статья 11. Общественные пункты охраны порядка

1. Общественные пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, общественных формирований, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, органов внутренних дел, созданные в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.

2. Общественные пункты охраны порядка создаются решением органов местного самоуправления в Краснодарском крае по инициативе общественного формирования, согласованной с органами внутренних дел, с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.

3. При общественных пунктах охраны порядка могут объединяться граждане, представители общественных формирований, органов внутренних дел и органов местного самоуправления в Краснодарском крае для выполнения задач охраны общественного порядка.

4. Порядок создания и ликвидации общественных пунктов охраны порядка определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае с учетом требований законодательства Российской Федерации в пределах установленных полномочий.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

Статья 12. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка

1. Насилие или угроза его применения, иные посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан, участвующих в охране общественного порядка, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. В случае
гибели (смерти) члена общественного формирования в связи с его участием в охране общественного порядка членам семьи погибшего (умершего) (лицам, находившимся на его иждивении) выплачивается единовременное пособие в размере 120 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

3. В случае причинения члену общественного формирования телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в охране общественного порядка, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие в размере 60 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

4. В случае причинения члену общественного формирования телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в охране общественного порядка, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие в размере 30 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.02.2008 N 1389-КЗ)

5. Порядок выплаты единовременных пособий, предусмотренных настоящей статьей, определяется главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

6. Органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае вправе с учетом имеющихся у них возможностей устанавливать для членов общественных формирований дополнительные гарантии социальной защиты и меры социальной поддержки.

7. Предприятия всех форм собственности, организации, а также индивидуальные предприниматели вправе предоставлять своим работникам, участвующим в охране общественного порядка, дополнительный оплачиваемый отпуск и иные льготы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором.

Статья 13. Формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка

1. Органы исполнительной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут использовать различные формы поощрения граждан, активно участвующих в
охране общественного порядка, в том числе:

1) объявление благодарности;

2) награждение ценным подарком;

3) награждение почетной грамотой.

2. За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, могут представляться к государственным наградам Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 14. Финансирование и материально-техническое обеспечение общественных формирований

1. Финансирование и материально-техническое обеспечение общественных формирований осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2. Финансирование и материально-техническое обеспечение общественных формирований также может осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также за счет иных поступлений, если это не противоречит действующему законодательству.

3. Органы исполнительной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае, организации и предприятия могут предоставлять общественным формированиям, общественным пунктам охраны порядка в безвозмездное пользование помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 15. Контроль и надзор за деятельностью общественных формирований, участвующих в обеспечении общественного порядка

Контроль за деятельностью общественных формирований, участвующих в обеспечении общественного порядка, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, исполнительные органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

2. Главе администрации (губернатору) Краснодарского края в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить порядок выплаты единовременных пособий, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

г. Краснодар

28 июня 2007 года

N 1267-КЗ