Законы и постановления РФ

Разъяснения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 10.05.2007 “О мерах по совершенствованию работы органов социальной защиты населения в Краснодарском крае“

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 10 мая 2007 года

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Краснодарский край - один из крупнейших регионов России по числу граждан, которым предоставляются льготы, предусмотренные федеральным и краевым законодательством. Соответственно, внушительны и суммы бюджетных средств, которые ежегодно направляются на социальные выплаты.

В краевом бюджете в 2006 году на предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и другие меры социальной поддержки жителей края было направлено 5,1 млрд. руб., из них на краевые выплаты - 3,3 млрд. руб., на федеральные - 1,8 млрд. руб. В 2007 году на эти цели предусмотрено - 6,9 млрд. руб., из
них на краевые выплаты - 4,3 млрд. руб. (с учетом субвенций бюджетам муниципальных районов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг - 0,49 млрд. руб.), на федеральные - 2,6 млрд. руб.

На территории Краснодарского края меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2006 году предоставлялись федеральным и региональным льготникам в натуральной форме - в виде скидок с оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно жилищно-коммунальными организациями. Возмещение расходов организациям, оказывающим населению услуги с учетом льгот, производилось органами социальной защиты населения (таблица N 1).

Организация работы по предоставлению жителям края социальных выплат и льгот постоянно совершенствуется.

На основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, с 1 апреля 2006 года в трех муниципальных образованиях Краснодарского края был проведен эксперимент по предоставлению льготным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде компенсационных выплат.

Граждане, имеющие право на получение соответствующих мер социальной поддержки, получали в управлении социальной защиты населения упреждающую ежемесячную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг и затем оплачивали жилье и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.

Эксперимент дал положительные результаты, и с 1 января 2007 года на территории всего края осуществлен переход с предоставления скидок на денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг жителям Краснодарского края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы (таблица N 2).

Перевод на новую форму предоставления жилищно-коммунальных льгот потребовал больших организационных усилий. Органами социальной защиты населения проводилась широкая разъяснительная работа среди
населения через средства массовой информации, на сходах граждан, через общественные организации ветеранов, инвалидов, на собраниях ТСЖ, ЖСК и т.п. Изготовлены и распространены памятки о порядке замены натуральных льгот на оплату жилищно-коммунальных денежными компенсациями.

Для организации работы по приему граждан по вопросам, связанным с уточнением получаемых ими жилищно-коммунальных услуг, было открыто 474 дополнительных пункта, расположение которых максимально приближено к месту жительства льготников, работали телефоны “горячей линии“.

В целях сокращения документооборота, а также одновременной доставки гражданам и ежемесячной денежной выплаты, и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг разработана форма единого выплатного документа и извещения к нему, содержащая информацию о сумме компенсации по каждой из получаемых гражданами коммунальных услуг.

Замена натуральных скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг денежной компенсацией фактических расходов позволила обеспечить адресность предоставления мер социальной поддержки, контролировать обоснованность и правомерность их предоставления, органы социальной защиты населения располагают сведениями о фактических финансовых затратах на каждого получателя.

В краевом бюджете на 2007 год на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено 3,7 млрд. руб., в том числе 1,6 млрд. руб. - на предоставление компенсаций региональным льготникам, 2,1 млрд. руб. - федеральным.

На 1 апреля текущего года число получателей компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг составило 846798 человек, в том числе 434863 - федеральные льготники, 411935 - краевые.

В связи с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и изменением механизма финансирования социальных выплат на органы социальной защиты населения возложен значительный дополнительный объем работы.

Формирование с 1 января 2005 года новых подходов к реализации социальной политики существенно изменило функции органов социальной защиты населения. Существующий
сегодня объем льгот, социальных услуг и мер социальной поддержки, предоставляемых через органы социальной защиты населения, затрагивает интересы более половины населения края.

Практически ежегодно органам социальной защиты населения делегируются какие-либо новые государственные функции. Новые задачи должны быть выполнены своевременно и без ущерба для других направлений работы, которых в сфере соцзащиты очень много.

Органы социальной защиты населения осуществляют предоставление мер социальной поддержки региональным льготникам - ветеранам труда и ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий, труженикам тыла; ежемесячных пособий на ребенка и государственной социальной помощи малоимущим семьям; ежегодной денежной выплаты многодетным семьям, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Органы социальной защиты населения реализуют и значительный объем федеральных полномочий, в том числе назначение компенсаций чернобыльцам и другим лицам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий; ежегодных денежных выплат почетным донорам; пособий и компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсаций семьям погибших военнослужащих на оплату жилищно-коммунальных услуг и многих других выплат.

Для реализации перечисленных и других направлений социальной защиты населения в органах социальной защиты населения Краснодарского края создана база данных почти о 950 тысячах получателей мер социальной поддержки (вместе с семьями - более 3 миллионов человек). Внедрено программное назначение и выплата социальных пособий, льгот и компенсаций, государственной социальной помощи, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и других социальных выплат.

В крае обеспечена возможность реализации прав и социальных гарантий гражданам всех категорий, адресная поддержка малоимущих, семей с детьми, инвалидов, ветеранов войны и труда, всех, кто нуждается в адресной социальной помощи.

В такой ситуации сама жизнь заставляет нас искать более прогрессивные формы управления и социального обслуживания населения, чтобы успешно справляться с постоянно возрастающими объемами, активно воплощать
в жизнь стоящие перед нами задачи.

В целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на меры социальной поддержки с января 2006 года в органах социальной защиты населения внедрен принцип “одного окна“. Этот принцип с успехом используется и в некоторых других регионах России.

Суть его состоит в том, что специалист управления социальной защиты населения закрепляется за определенной территорией и граждане, проживающие на этой территории, по всем вопросам, касающимся социальных выплат и льгот, обращаются к одному специалисту. Этот специалист поможет решить весь комплекс проблем, связанных с предоставлением не только заявителю, но и его семье мер социальной поддержки, например, подскажет и поможет оформить государственную социальную помощь, ежемесячное пособие на ребенка, субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг и т.п. Теперь не нужно стоять в очереди за назначением государственной социальной помощи - в один кабинет, за оформлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг - в другой, за оформлением ежемесячного пособия на ребенка или иной выплаты - в третий. Заявители избавились от необходимости обращаться к различным специалистам в управлении социальной защиты населения, чтобы встать на учет, получить справки и другие требующиеся им документы. Все вопросы должен знать и разрешить один специалист. Внедрение такой системы обеспечивает “окнам“ открытость, доступность и максимальное удобство для населения, позволяет оперативно решать проблемы текущего характера, получать в полном объеме консультации по вопросам, касающимся предоставления органами социальной защиты населения всего объема мер социальной поддержки.

Последовательное повышение уровня жизни населения, усиление адресности социальной поддержки и обеспечение доступности людям основных общественных благ являются приоритетными направлениями социальной политики администрации Краснодарского края.

Руководитель

департамента социальной

защиты населения

Л.Н.ЕГОРОВА

Приложение N 1

МОДЕЛЬ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖКУ

В ВИДЕ СКИДОК

--------------¬

--------+ Льготники +-------¬

¦ L-------------- ¦

Регистрация¦ ¦50% оплата

¦ ¦

¦ ¦

--------------¬ ¦ ¦ -----------------¬

¦ УСЗН ¦<- Списки L>¦ Предприятия ¦

¦ ¦<--------------------------------+ ЖКХ ¦

L-------------+-------------------------------->L-----------------

Возмещение

Приложение N 2

МОДЕЛЬ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖКУ

В ФОРМЕ УПРЕЖДАЮЩИХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ

--------------¬

------------+ Льготники +---------¬

¦ L-------------- ¦

Регистрация¦ /Компенсация / ¦ Справка с

¦ ¦ ¦ ¦характеристикой

/ ¦ ¦100% / ЖКУ

--------------¬ ¦ ¦оплата -----------------¬

¦ УСЗН +---------- L---------+ Предприятия ¦

¦ ¦ ¦ ЖКХ ¦

L-------------- L-----------------