Законы и постановления РФ

Разъяснения ИФНС РФ по г. Анапа Краснодарского края от 17.10.2006 “Обзор некоторых вопросов налогового законодательства“

ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ГОРОДУ АНАПА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 17 октября 2006 года

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Налог на прибыль ТСЖ

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 “Налог на прибыль организаций“ НК РФ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в статье 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие
безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены и осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы.

Членами товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов (далее - ТСЖ) вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

Средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 Кодекса не являются.

Учитывая изложенное, плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и соответственно учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Вместе с тем в случае, если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и
ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги.

Налог на прибыль организаций

ФНС России Письмом от 30.06.2006 N ГВ-6-02/664 сообщила следующее.

Организации, перешедшие с 1 января 2006 года на уплату налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют корректирующие (уточненные) налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за прошедшие отчетные (налоговые) периоды до 1 января 2006 года по обособленным подразделениям, находящимся на территории соответствующих субъектов РФ, в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.

Если налогоплательщик принял решение, что он сам будет уплачивать налог на прибыль за все свои обособленные подразделения, расположенные в том же субъекте Российской Федерации, что и головная организация, то уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям, находящимся на территории этого же субъекта Российской Федерации, представляются в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика (головной организации).

Согласно подпункту 2 пункта 3.2
Раздела 111 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, уточненные налоговые декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.

При этом в Разделе 1 уточненных налоговых деклараций указываются те же коды ОКАТО, которые были указаны в первичных налоговых декларациях, представленных по месту нахождения обособленных подразделений.

В указанном письме сообщается о порядке перерасчета налоговых обязательств в отношении местных бюджетов, а также порядок отражения данных в карточках “РСБ“.

НДФЛ и порядок представления декларации

В соответствии с Письмом Минфина России от 27.04.2006 N 03-05-01-04/105 стандартные налоговые вычеты, установленные пп. 1 - 3 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

При этом Кодекс не требует, чтобы такое заявление подавалось налогоплательщиком ежегодно. В связи с этим впредь до изменения у налогоплательщика права на тот или иной стандартный налоговый вычет возможно бессрочное заявление, которое будет являться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно пункту 2 данной статьи Кодекса, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме.

Налогоплательщики - физические лица на основании пункта
1 статьи 83 Кодекса подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Кодекса, под местом жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданам, зарегистрированным по месту жительства, производится отметка в паспортах о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Гражданам, зарегистрированным по
месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Статьями 227 и 228 главы 23 “Налог на доходы физических лиц“ Кодекса установлен перечень лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 229 Кодекса, лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства, в том числе для получения налоговых вычетов, установленных статьями 219 и 220 Кодекса.

Учитывая изложенное, граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.

Граждане, зарегистрированные по месту пребывания, но не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, имеющие обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляют такую декларацию в налоговый орган по месту пребывания. Однако указанные граждане не вправе претендовать на получение социальных и имущественных налоговых вычетов в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 219 и 220 Кодекса.

Отчетность по земельному налогу

В соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса, с 1 января 2006 года индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно исчислять земельный налог в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога самостоятельно за отчетные периоды и налоговый период по участкам, используемым в предпринимательской деятельности.

За отчетные периоды сумма авансового платежа рассчитывается как 1/4 произведения кадастровой стоимости земельного участка по
состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н. Форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена Приказом Минфина России от 19.05.2006 N 66н.

Индивидуальные предприниматели, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам в установленном порядке. Это касается и налогоплательщиков, у которых отсутствует налоговая база по налогу в связи с применением налоговых вычетов, в соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса.

По земельным участкам, находящимся в одном муниципальном образовании, представляется одна налоговая декларация. Если земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, находятся в нескольких муниципальных образованиях в ведении одного налогового органа, налогоплательщик подает одну декларацию с разделами, заполненными по соответствующим кодам ОКАТО.

Если у индивидуального предпринимателя имеется несколько объектов налогообложения на территории разных муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, предприниматель представляет одну налоговую декларацию. На каждый объект налогообложения заполняется отдельный раздел 2 декларации по земельному налогу: При этом раздел 1 заполняется по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований.

Декларации по земельному налогу представляются предпринимателем не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу - в течение налогового периода за каждый отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Обращаем внимание,
что Минфин России Приказом от 12.04.2006 N 64н внес изменения в форму налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу. Форма с изменениями применяется, начиная с представления расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за второй отчетный период 2006 года.

Инспекция ФНС России

по городу Анапа