Законы и постановления РФ

Решение Совета муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 20.10.2005 N 127 “Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета муниципального образования Новопокровский район“

Утратил силу в связи с изданием Решения Совета муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 24.04.2008 N 500.

Вступил в силу с 1 января 2006 года (пункт 7 данного документа).

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 октября 2005 г. N 127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ

КРЕДИТОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

Во исполнение статей 76, 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 8 апреля 2005 года N 295 “Об утверждении Положения о предоставлении бюджетных кредитов юридическими лицами на цели, не связанные с осуществлением инвестиционной деятельности“ и статьей 11 Решения Совета муниципального образования
Новопокровский район от 25 августа 2005 года N 103 “Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Новопокровский район“ Совет муниципального образования Новопокровский район решил:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета муниципального образования Новопокровский район (приложение N 1).

2. Утвердить форму заявления юридического лица на выдачу бюджетного кредита (приложение N 2).

3. Утвердить примерную форму кредитного договора о предоставлении бюджетного кредита юридическим лицам (приложение N 3).

4. Утвердить рекомендуемую методику анализа финансового состояния юридического лица, претендующего на получение бюджетного кредита (приложение N 4).

5. Редактору газеты “Сельская газета“ В.И. Верлину опубликовать настоящее Решение в газете “Сельская газета“ до 15 ноября 2005 года.

6. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию Совета муниципального образования Новопокровский район по налогам, бюджету и муниципальному хозяйству (Мищенко).

7. Настоящее Решение вступает в силу 1 января 2006 года.

Глава муниципального

образования

Новопокровский район

Краснодарского края

А.Н.МИЩЕНКО

Приложение N 1

Утверждено

Решением Совета

муниципального образования

Новопокровский район

Краснодарского края

от 20 октября 2005 г. N 127

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ ЮРИДИЧЕСКИМ

ЛИЦАМ ИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает общие принципы предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета муниципального образования Новопокровский район.

1.2. Бюджетные средства юридическим лицам могут быть предоставлены в виде целевых процентных или целевых беспроцентных кредитов.

1.3. Беспроцентные кредиты не предусматривают начисления процентов за пользование бюджетными средствами и предоставляются только муниципальным унитарным предприятиям, имущество которых находится в собственности муниципального образования Новопокровский район.

1.4. Процентные кредиты могут быть предоставлены муниципальным унитарным предприятиям, имущество которых находится в собственности муниципального образования, и иным юридическим лицам на условиях уплаты процентов за пользование бюджетными средствами в размере не менее одной десятой
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в течение срока их использования.

1.5. Бюджетные кредиты могут носить краткосрочный характер (до 12 месяцев включительно) и быть долгосрочными (свыше 12 месяцев).

2. Условия предоставления бюджетного кредита

2.1. Юридическое лицо может претендовать на получение бюджетного кредита при соблюдении следующих условий:

- юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке на территории муниципального образования Новопокровский район и осуществляет деятельность на территории муниципального образования Новопокровский район;

- юридическое лицо не находится в стадии реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства);

- юридическое лицо не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- юридическое лицо не имеет задолженности по зарплате;

- юридическое лицо предложило надлежащее обеспечение исполнения своих обязательств по возмещению долговых обязательств по кредиту;

- сообщило о себе достоверные сведения;

- представило необходимые документы в полном объеме.

2.2. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Новопокровском районе или по его поручению уполномоченным органом предварительной проверки финансового состояния юридического лица, претендующего на получение бюджетного кредита, с целью подтверждения его финансовой устойчивости.

2.3. Бюджетный кредит может быть выдан юридическому лицу, не являющемуся муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности муниципального образования Новопокровский район, при условии предоставления им высоколиквидного обеспечения исполнения своих обязательств по возврату кредита и выплате процентов за пользование им.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не
менее 100 процентов предоставляемого кредита и суммы, подлежащих начислению за период пользования кредитом процентов.

Оценка имущества, предоставляемого юридическим лицом в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, и определение степени его ликвидности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предоставление бюджетных кредитов под залог имущества, находящегося в собственности муниципального образования Новопокровский район, не допускается.

При неспособности юридического лица, не являющегося муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности муниципального образования Новопокровский район, обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита в соответствии с требованиями, установленными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

3. Порядок предоставления бюджетного кредита

3.1. Решением о бюджете муниципального образования Новопокровский район на очередной финансовый год устанавливаются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, лимиты их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

3.2. Юридическое лицо, претендующее на получение бюджетного кредита, направляет в адрес главы муниципального образования Новопокровский район письменное заявление с указанием суммы, целевого назначения, срока, на который требуется кредит, и возможных способов обеспечения исполнения обязательств по кредиту (для юридического лица, не являющегося муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности муниципального образования Новопокровский район.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- нотариально удостоверенные копии учредительных документов, документы о государственной регистрации, лицензий на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- копии бухгалтерских балансов (форма 1) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;

- расшифровка кредиторской
и дебиторской задолженности к представленному бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием дат возникновения и окончания задолженности в соответствии с заключенными договорами;

- справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- справка налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справки банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу;

- в случае если юридическое лицо не является муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности муниципального образования Новопокровский район, предложение о способе обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им и документы, подтверждающие наличие предлагаемого юридическим лицом обеспечения.

3.3. В случае предоставления юридическим лицом банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, одновременно с банковской гарантией должна быть представлена копия лицензии Центрального банка Российской Федерации на совершение коммерческим банком банковских операций.

Банковская гарантия должна удовлетворять следующим требованиям:

- быть безотзывной;

- не содержать ограничения пределов ответственности суммой гарантии;

- установленный срок действия гарантии должен быть не менее срока, на который предоставляется кредит, увеличенного на 1 месяц.

3.4. В случае предоставления юридическим лицом поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, в целях оформления договора поручительства должны быть представлены:

- решение поручителя о предоставлении поручительства;

- копии учредительных документов поручителя;

- решение уполномоченного органа поручителя о совершении крупной сделки, если такое решение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации или учредительными документами поручителя;

- копии бухгалтерского баланса (форма
1) и отчета о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;

- расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности поручителя;

- справки о действующих кредитных договорах по кредитам, отраженным в балансе поручителя, с указанием суммы кредита, срока его возврата, процентной ставки и обеспечения по кредиту.

3.5. В случае если способом обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита является залог, юридическое лицо должно представить следующие документы, необходимые для оформления договора о залоге имущества:

- перечень и характеристики имущества, предлагаемого в залог;

- документы, подтверждающие право собственности на указанное имущество;

- акт оценки залога.

Оценка имущества, предоставляемого в обеспечение обязательств по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств соответствующего юридического лица.

При принятии в залог имущества финансовое управление ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе вправе требовать от юридического лица его страхования.

3.6. Представленные юридическим лицом, претендующим на получение бюджетного кредита, документы поступают на рассмотрение в финансовое управление ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе и орган местной администрации, курирующий отрасль, в которой осуществляет свою деятельность юридическое лицо.

При этом данные органы вправе затребовать дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита.

3.7. Финансовое управление ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе с учетом заключения органа местной администрации, курирующего отрасль, в которой осуществляет свою деятельность юридическое лицо, о целесообразности предоставления бюджетного кредита в запрашиваемой сумме, осуществляет проверку полного соблюдения юридическим лицом условий, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, анализ его финансового состояния.

3.8. Бюджетный кредит не предоставляется при
наличии заключения финансового управления ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе или уполномоченного им органа о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица.

Случаи отсутствия или недостаточности остатка бюджетных ассигнований в пределах лимитов предоставления бюджетных кредитов, установленных решением о бюджете муниципального образования Новопокровский район на соответствующий финансовый год, неполного представления юридическим лицом документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, являются основанием для отказа финансового органа местной администрации в рассмотрении возможности предоставления данному юридическому лицу бюджетного кредита.

Уведомление об отказе направляется финансовым органом в адрес юридического лица вместе с представленным им пакетом документов.

3.9. Решение о предоставлении бюджетного кредита принимается главой муниципального образования Новопокровский район на основании представленного финансовым органом местного самоуправления итогового заключения о возможности предоставления юридическому лицу бюджетного кредита.

В постановлении главы муниципального образования Новопокровский район о предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита в обязательном порядке указываются сумма, целевое назначение, порядок и сроки возврата кредита, размер платы за пользование кредитом (для процентных кредитов), способ обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им (для юридического лица, не являющегося муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности муниципального образования Новопокровский район.

В случае принятия главой муниципального образования решения об отказе в выдаче бюджетного кредита финансовый орган местной администрации направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе вместе с представленным им для рассмотрения вопроса о выдаче кредита пакетом документов.

3.10. Бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу - получателю бюджетного кредита согласно договору о предоставлении бюджетного кредита, заключенному между юридическим лицом и Администрацией муниципального образования Новопокровский район.

3.11. Обязательными условиями договора о предоставлении бюджетного кредита являются:

- цель предоставления кредита;

- сумма предоставляемого
кредита;

- срок возврата кредита;

- размер процентов за пользование бюджетным кредитом (при предоставлении кредита на условиях возмездности);

- ответственность сторон;

- для юридических лиц, не являющихся муниципальными унитарными предприятиям муниципального образования Новопокровский район, - способ обеспечения исполнения обязательств.

3.12. В случаях использования залога имущества и поручительства в качестве обеспечения исполнения организацией обязательств по бюджетному кредиту администрация муниципального образования Новопокровский район одновременно с заключением договора о предоставлении бюджетного кредита заключает с юридическим лицом или третьим лицом, выступающим залогодателем или поручителем, соответствующие договоры залога или поручительства, которые должны соответствовать требованиям параграфов 3 и 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.13. Средства бюджетного кредита перечисляются юридическому лицу - получателю бюджетного кредита на его расчетный счет, указанный в договоре о предоставлении бюджетного кредита.

Обязательным условием перечисления средств бюджетного кредита является представление юридическим лицом дополнительных соглашений ко всем действующим договорам банковского счета, заключенным с соответствующими кредитными организациями, предусматривающих право финансового управления ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе бесспорное (безакцептное) списание находящихся на счете денежных средств в случаях нецелевого использования, несвоевременного возврата кредита или несвоевременной уплаты процентов за пользование им.

3.14. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита производится юридическим лицом самостоятельно в соответствии с целевым назначением кредита и условиями договора о предоставлении бюджетного кредита.

4. Контроль за целевым использованием средств бюджетного кредита

4.1. Контроль за целевым использованием средств бюджетного кредита осуществляется в течение всего срока его действия финансовым органом местной администрации, контрольным органом муниципального образования Новопокровский район.

4.2. Финансовый орган или по его поручению уполномоченные органы вправе провести проверку текущего финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита в любое время действия
кредита.

4.3. В целях обеспечения контроля за целевым использованием бюджетного кредита, юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано предоставлять в финансовый орган местной администрации и контрольный орган представительного органа муниципального образования Новопокровский район в сроки, установленные соответствующим договором о предоставлении бюджетного кредита, или по первому требованию указанных органов отчет об использовании средств бюджетного кредита и документы, подтверждающие их фактическое расходование по целевому назначению.

4.4. Использование не по целевому назначению средств бюджетного кредита влечет их изъятие путем списания в бесспорном порядке в соответствии с условиями договора о предоставлении бюджетного кредита и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Исполнение юридическим лицом - получателем бюджетного

кредита обязательств по возврату бюджетного кредита и

выплате процентов за пользование им

5.1. Юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано возвратить средства бюджетного кредита и осуществить уплату процентов за пользование ими на счет бюджета муниципального образования Новопокровский район в сроки, установленные соответствующим договором о предоставлении бюджетного кредита.

5.2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении установленного для их возврата срока, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами влечет применение к юридическому лицу - получателю бюджетного кредита мер принуждения, предусмотренных условиями договора о предоставлении бюджетного кредита и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5.3. В случае невозможности осуществить возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в установленный для их возврата срок, юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано направить в адрес Главы муниципального образования Новопокровский район письменное ходатайство о продлении срока действия договора о предоставлении бюджетного кредита. В данном ходатайстве должны быть указаны причины, препятствующие исполнению юридическим лицом - получателем бюджетного
кредита своих обязательств по его возврату.

Решение о продлении срока действия бюджетного кредита принимается главой муниципального образования Новопокровский район путем издания постановления, в случае, если финансовое управление представило положительное заключение о возможности продления срока действия бюджетного кредита, предоставленного соответствующему юридическому лицу из бюджета муниципального образования Новопокровский район.

6. Учет бюджетных кредитов

6.1. Финансовое управление ДФБК Краснодарского края в Новопокровском районе ведет реестр всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов, обеспечивает учет и финансовый контроль операций, связанных с предоставлением, погашением бюджетных кредитов и осуществлением платежей за пользование ими.

6.2. На основании данных этого учета администрация муниципального образования Новопокровский район ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования Новопокровский район представляет Совету муниципального образования Новопокровский район отчет о предоставленных за счет средств бюджета муниципального образования Новопокровский район бюджетных кредитах (с указанием юридических лиц - получателей бюджетных кредитов), их погашении и осуществлении платежей за пользование ими.

Заместитель главы

муниципального образования

по экономике, финансам,

бюджету, налогам и сборам

Р.А. ШЕВЧЕНКО

Приложение N 2

Утверждено

Решением Совета

муниципального образования

Новопокровский район

Краснодарского края

от 20 октября 2005 г. N 127

ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВЫДАЧУ КРЕДИТА

1. Наименование юридического лица:________________________________

2. Почтовый адрес ________________________________________________

3. Рабочие телефоны: ______________ Факс: ________________________

4. Сумма требуемого кредита: _____________________________________

5. Срок, на который требуется кредит: ____________________________

6. Целевое назначение кредита: ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Представляемое обеспечение (залог, банковская гарантия,

поручительство):

__________________________________________________________________

8. Должность, Ф.И.О., представителя юридического лица, от которого

поступила информация: ____________________________________________

9. Другие сведения: ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель

/______________/ __________________________

Главный бухгалтер

/______________/ __________________________

М.П.

Заместитель главы

муниципального образования

по экономике, финансам,

бюджету, налогам и сборам

Р.А.ШЕВЧЕНКО

Приложение N 3

Утверждена

Решением Совета

муниципального образования

Новопокровский район

Краснодарского края

от 20 октября 2005 г. N 127

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА

КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР N ____

____ (наименование муниципального образования) “___“ ____ 200 _ г.

Администрация ____ (наименование муниципального образования),

именуемая в дальнейшем “КРЕДИТОР“, в лице руководителя финансового

органа местной администрации (ФИО), действующего на основании

Распоряжения главы местной администрации (ФИО) от “___“ _______

200_ г. N ____, с одной стороны, и (наименование юридического

лица), именуемое в дальнейшем “ЗАЕМЩИК“, в лице (должность,

Ф.И.О.), действующего на основании _____________________, с другой

стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет кредитного договора

1.1. Кредитор предоставляет Заемщику бюджетный кредит на

следующих условиях:

1.1.1. Цель кредитования ____________________________________.

1.1.2. Общая сумма кредита __________________________________.

1.1.3. За пользование предоставленным бюджетным кредитом

Заемщик уплачивает Кредитору (установленный размер) процентов

годовых. <*>

1.1.4. Окончательная дата погашения кредита “__“_____200_года.

1.1.5. График погашения кредита и уплаты процентов за

пользование им:

--------------------------------T--------------------------------¬

¦ Дата погашения ¦ Сумма ¦

¦ ¦ (руб.) ¦

+-------------------------------+--------------------------------+

¦ ¦ ¦

+-------------------------------+--------------------------------+

¦ ¦ ¦

+-------------------------------+--------------------------------+

¦ ¦ ¦

L-------------------------------+---------------------------------

2. Права и обязанности Заемщика

2.1. Заемщик гарантирует использовать предоставленный

бюджетный кредит в соответствии с целевым назначением.

2.2. Заемщик предоставляет обеспечение исполнения своих

обязательств. <**>

Бюджетный кредит обеспечивается (залогом/поручительством)

согласно договору (залога/поручительства) N _____ от

“__“______200_ года.

или:

Бюджетный кредит обеспечивается банковской гарантией N ____,

выданной (наименование банка) “____“ ________ 200 _ года.

2.3. Заемщик производит погашение бюджетного кредита и

процентов за пользование бюджетным кредитом в размере и сроки,

предусмотренные настоящим Договором, путем перечисления денежных

средств на соответствующие реквизиты Кредитора.

2.4. Заемщик вправе досрочно полностью или частично погасить

бюджетный кредит и проценты за пользование им, предварительно

получив на это согласие Кредитора.

2.5. Заемщик представляет Кредитору документы и сведения,

необходимые для проведения проверок целевого использования кредита

и финансового состояния.

3. Права и обязанности Кредитора

3.1. Перечислить денежные средства на счет заемщика.

3.2. Требовать исполнение условий бюджетного кредита.

3.3. Проводить проверки заемщика на предмет целевого

использования кредита и финансового состояния.

3.4. Расторгнуть договор в одностороннем порядке по

основаниям, предусмотренным бюджетным и гражданским

законодательством Российской Федерации, а также нормативными

правовыми актами ____ (наименование муниципального образования).

4. Ответственность сторон

4.1. Заемщик и Кредитор обязуются выполнять требования

настоящего Договора.

4.2. Стороны несут ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

4.3. В случае нарушения условий целевого использования

бюджетного кредита к Заемщику применяются санкции, предусмотренные

статьями 289, 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Сроки действия договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и

действует до исполнения сторонами принятых на себя настоящим

Договором обязательств.

5.2. Споры и разногласия, возникшие при исполнении настоящего

Договора или в связи с ним, рассматриваются в порядке,

предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5.3. Заемщик и Кредитор при изменении своих юридических

статусов и юридических адресов обязуются в 3-дневный срок

уведомить об этом соответствующие стороны.

5.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу и хранящихся по одному экземпляру у

Кредитора и Заемщика.

6. Юридические адреса и реквизиты сторон

ЗАЕМЩИК: КРЕДИТОР:

____________________ ____________________ ________________________

____________________ ____________________ ________________________

____________________ ____________________ ________________________

Подписи сторон:

Кредитор _________________________________________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Заемщик

__________________________________________________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

--------------------------------

<*> В случае предоставления процентных кредитов.

<**> В случае если юридическое лицо не является муниципальным унитарным предприятием, имущество которого находится в собственности (наименование муниципального образования).

Заместитель главы

муниципального образования

по экономике, финансам,

бюджету, налогам и сборам

Р.А.ШЕВЧЕНКО

Приложение N 4

Утверждена

Решением Совета

муниципального образования

Новопокровский район

Краснодарского края

от 20 октября 2005 г. N 127

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИКА

АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Для оценки финансового состояния юридического лица, претендующего на получение бюджетного кредита, используются три группы оценочных показателей:

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

- показатели оборачиваемости и рентабельности.

Коэффициенты ликвидности

Характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела V баланса за вычетом строк 640 - “доходы будущих периодов“, 650 - “резервы предстоящих расходов“):

К1 = (стр. 260 + стр. 253 (частично)) / Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650)

Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги, ценные бумаги Сбербанка России. При отсутствии соответствующей информации строка 253 при расчете К1 не учитывается.

Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как отношение:

(денежные средства + краткосрочные финансовые вложения и расчеты) / краткосрочные обязательства

К2 = (стр. 260 + стр. 250 + стр. 240) / (Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей “краткосрочные финансовые вложения“ и “дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)“. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные (итог раздела II баланса):

К3 = Раз. II (стр. 290) / (Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

Для расчета К3 предварительно корректируются уже названные группы статей баланса, а также “дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)“, “запасы“ и “прочие оборотные активы“ на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету “Доходы будущих периодов“.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4

Является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется как отношение собственных средств (итог раздела III баланса) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам (итог разделов IV и V баланса) за вычетом строк 640 - “доход“ будущих периодов“, 650 - “резервы предстоящих расходов“:

К4 = Раз. III (стр. 490) / (Раз. IV (стр. 590) + Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

Показатели оборачиваемости и рентабельности

Оборачиваемость разных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных продаж (однодневной выручки от реализации).

Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360).

Средние (за период) величины оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на начальную и конечную даты периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.

Оборачиваемость оборотных активов:

средняя стоимость оборотных активов (по стр. 290 баланса) / объем дневных продаж.

Оборачиваемость дебиторской задолженности:

средняя стоимость дебиторской задолженности (по стр. 230 + 240 баланса) / объем дневных продаж.

Оборачиваемость запасов:

средняя стоимость запасов (по стр. 210 баланса) / объем дневных продаж

Аналогично при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов (готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов) и кредиторской задолженности.

Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.

Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5:

1. для неторговых предприятий: отношение прибыли от реализации (стр. 050 формы N 2) к выручке от реализации (стр. 010 формы N 2).

2. для торговых организаций: отношение прибыли от реализации (стр. 050 формы N 2) к валовой прибыли (стр. 029 формы N 2).

Рентабельность вложений в предприятие: отношение балансовой прибыли (стр. 140 формы N 2) к валюте баланса (стр. 700 баланса).

Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении Контрагенту категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:

-----------------T--------------T--------------T-----------------¬

¦ Коэффициенты ¦ 1 категория ¦ 2 категория ¦ 3 категория ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ К1 ¦ 0,2 и выше ¦ 0,15 - 0,2 ¦ менее 0,15 ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ К2 ¦ 0,8 и выше ¦ 0,5 - 0,8 ¦ менее 0,5 ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ К3 ¦ 2,0 и выше ¦ 1,0 - 2,0 ¦ менее 1,0 ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ К4 ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ кроме торговли ¦ 1,0 и выше ¦ 0,7 - 1,0 ¦ менее 0,7 ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ для торговли ¦ 0,6 и выше ¦ 0,4 - 0,6 ¦ менее 0,4 ¦

+----------------+--------------+--------------+-----------------+

¦ К5 ¦ 0,15 и выше ¦ менее 0,15 ¦ нерентаб. ¦

L----------------+--------------+--------------+------------------

Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.

Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Таблица весов для каждого из показателей:

-----------------T-----------------¬

¦ Показатель ¦ Вес ¦

¦ ¦ показателя ¦

+----------------+-----------------+

¦ К1 ¦ 0,11 ¦

+----------------+-----------------+

¦ К2 ¦ 0,05 ¦

+----------------+-----------------+

¦ К3 ¦ 0,42 ¦

+----------------+-----------------+

¦ К4 ¦ 0,21 ¦

+----------------+-----------------+

¦ К5 ¦ 0,21 ¦

+----------------+-----------------+

¦ Итого ¦ 1 ¦

L----------------+------------------

Формула расчета суммы баллов S имеет вид:

S = 0,11 x Категория К1 + 0,05 x Категория К2 + 0,42 x Категория К3 + 0,21 x Категория К4 + 0,21 x Категория К5.

Сумма баллов S влияет на класс кредитоспособности юридического лица следующим образом:

S = [1; 1,05] - первый класс кредитоспособности (кредитование не вызывает сомнений);

S = (1,05; 2,42) - второй класс кредитоспособности (кредитование требует взвешенного подхода);

S = [2,42; 3,00] - третий класс кредитоспособности (кредитование связано с повышенным риском).

Заместитель главы

муниципального образования

по экономике, финансам,

бюджету, налогам и сборам

Р.А.ШЕВЧЕНКО