Законы и постановления РФ

<Письмо> УМНС РФ по Краснодарскому краю от 21.01.2003 N 2.18-23/1-18@ <О едином сельскохозяйственном налоге>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ПИСЬМО

от 21 января 2003 г. N 2.18-23/1-18@

Управление МНС России по Краснодарскому краю направляет для использования в работе обзор наиболее характерных вопросов - ответов по тематике “Единый сельскохозяйственный налог“.

Вопрос: Организация занимается выращиванием бройлеров и реализацией мяса птицы, имеется собственная кормовая база, которая позволяет обеспечить потребность в кормах на 25 - 30%. В список организаций индустриального типа, которые не подлежат переводу на уплату ЕСХН, организация не включена.

Подлежит ли данная организаций переводу на уплату ЕСХН?

Какую сумму выручки следует отражать в декларации по ЕСХН по строке 4 ячейки 040 “Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на
сельскохозяйственных угодьях“ - общую выручку от производства и реализации мяса или только ту часть, производство которой обеспечено собственной кормовой базой?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 282 “О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа“, к сельскохозяйственным организациям индустриального типа относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие), не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства, или у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности (владении или пользовании), и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема используемых кормов.

В соответствии с Письмом МНС России от 16.05.2002 N НА-6-21/679, при определении доли израсходованных кормов собственного производства, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, в общем годовом расходе кормов налогоплательщика, расчет ведется исходя из питательной ценности кормов, выраженных в кормовых единицах.

Так как организация выращивает и использует для собственного производства 25 - 30% (более 20%) от общего объема кормов, то она не подпадает под
положение указанного Постановления Правительства Российской Федерации, а, следовательно, не является организацией индустриального типа и подлежит переводу на уплату единого сельскохозяйственного налога.

По вопросу, касающемуся отражению выручки в декларации по единому сельскохозяйственному налогу, следует руководствоваться Инструкцией по заполнению налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 13.08.2002 N БГ-3-21/432.

В соответствии с п. 3.4. Инструкции по строке 4 (ячейка 40) указывается полученная за предшествующий календарный год общая сумма выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях.

Вопрос: Наш рыбколхоз помимо основного вида деятельности (товарное производство рыбы) выращивает на собственных сельскохозяйственных угодьях зерновые культуры и реализует их.

В связи с введением главы 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации можем ли мы перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Ответ: В соответствии со ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 1).

Пунктом 2 названной статьи определено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации) и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, если доля выручки от реализации зерновых культур, производимых вами на сельскохозяйственных угодьях, за предшествующий год составляет более 70% в общем объеме реализации товаров (работ, услуг), то, в целях применения главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вы
являетесь сельскохозяйственным товаропроизводителем и должны быть переведены на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Вопрос: Остается ли у сельскохозяйственных товаропроизводителей после принятия главы 26.1 “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)“ право выбора - переходить или не переходить на новую систему налогообложения?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с настоящей главой сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст. 346.3 настоящего Кодекса), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов.

При этом, согласно п. 2 ст. 346.1, перевод осуществляется независимо от численности работников.

Таким образом, принятая Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ глава 26.1 НК РФ, не предоставляет добровольного права выбора системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая переход к ней или отказ от ее применения и возврат к принятым ранее системам налогообложения.

В случае невыполнения критериев перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, организация, крестьянское (фермерское) хозяйство, индивидуальный предприниматель не может быть, в целях главы 26.1 НК РФ, признан сельскохозяйственным товаропроизводителем, а, следовательно, плательщиком единого сельскохозяйственного налога, и должен исчислять и уплачивать налоги и сборы в общеустановленном порядке с момента введения законом субъекта Российской Федерации на своей территории единого сельскохозяйственного налога. Для Краснодарского края - с 01.04.2002 (Закон Краснодарского края от 28.12.2002 N 430-КЗ).

Вопрос: Сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности нашего
фермерского хозяйства, расположены на территориях Краснодарского и Ставропольского краев. При этом единый сельскохозяйственный налог введен только в Краснодарском крае. Имеем ли мы право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога?

Ответ: Согласно ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) относится к специальным налоговым режимам (разд. VIII.1 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).

В связи с чем, Закон Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ о едином сельскохозяйственном налоге, вступивший в силу с 1 апреля 2002 года, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу, считается обоснованно вступившим в силу.

Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается квартал (ст. 346.5 НК РФ).

Таким образом, если сельскохозяйственные угодья, находящиеся в вашей собственности, расположены на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, то переход на уплату единого сельскохозяйственного налога, при выполнении всех условий, установленных главой 26.1 НК РФ, возможен только на территории Краснодарского края.

Вопрос: В связи с введением единого сельскохозяйственного налога обязана ли наша
организация, занимающаяся выращиванием и реализацией плодоовощной продукции в тепличном комбинате, переходить на его уплату?

Ответ: Пунктом 1 ст. 346.2 НК РФ (ред. 31.12.2001) определено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом, согласно п. 2 названной статьи, непременным условием признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем является производство сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях.

Частью 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ отмечено, что тепличный комбинат является сельскохозяйственной организацией индивидуального типа и, следовательно, не признается в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, в связи с чем не должен быть переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Перечень организаций, не признающихся сельскохозяйственными товаропроизводителями в Краснодарском крае, утвержден Законом Краснодарского края от 28.12.2002 N 430-КЗ, в соответствии с порядком, устанавливаемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 282.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель - плательщик единого сельскохозяйственного налога использует легковой автомобиль, находящийся в его собственности, для перевозки птицы.

В связи с принятием главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации будет ли указанный автомобиль являться объектом налогообложения в случае введения указанного налога в действие в субъекте Российской Федерации, где индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе?

Ответ: Пунктом 30 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ в разд. IX НК РФ введена глава 28 “Транспортный налог“, вступающая в силу 01.01.2003.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с
НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 358 НК РФ утвержден перечень объектов налогообложения, а также список транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Согласно указанному списку специальные машины для перевозки птицы, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения.

В связи с тем, что Ваша автомашина не является специальной, а лишь используется Вами в целях перевозки птицы, данный вид транспортного средства нельзя отнести к категории транспортных средств, освобожденных от уплаты транспортного налога в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ.

Следовательно, с принятием Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 550-КЗ о введении с 1 января 2003 года транспортного налога на территории края, Вы будете обязаны его уплачивать.

Вопрос: Где наша организация должна встать на налоговый учет в качестве плательщика единого сельскохозяйственного налога и производить оплату единого сельскохозяйственного налога, если мы осуществляем производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на территориях, подконтрольных разным налоговым органам?

Ответ: Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий.

Вместе с тем, налоговая декларация представляется налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Таким образом, организация, перешедшая на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, должна встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога в налоговом органе, которому подконтрольна территория нахождения сельскохозяйственных угодий.

В случае если организация осуществляет производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на территориях, подконтрольных разным
налоговым органам, то она должна встать на налоговый учет в каждом из них.

Оплата налога производится также по месту нахождения сельскохозяйственных угодий.

Вопрос: Индивидуальному предпринимателю (производителю сельскохозяйственной продукции) после сдачи налоговой декларации за III квартал 2002 года налоговый орган повысил на 35% размер налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу по сравнению со ставкой II квартала. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает увеличение размера налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога в случае, если у налогоплательщика сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость. Размер налоговой ставки в этом случае увеличивается на 35% (п. 3 ст. 346.6 НК РФ).

Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.5 НК РФ).

Действия налогового органа правомерны в том случае, если за III квартал сумма Вашего дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превысила ее кадастровую стоимость.

Вопрос: Уплачивает ли сельскохозяйственный товаропроизводитель, переведенный на уплату единого сельскохозяйственного налога, единый налог на вмененный доход (в случае, если он занимается дополнительным видом деятельности, который попадает под уплату единого налога на вмененный доход)?

Ответ: Статьей 346.1 главы 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень налогов, обязанность по уплате которых сохраняется у организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Учитывая, что единый налог на вмененный доход не вошел в установленный перечень обязательных для уплаты налогов и сборов, поименованных в пункте 4 статьи 346.1 Кодекса, на плательщиков единого сельскохозяйственного налога не
распространяется действие главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Сохраняются ли льготы для крестьянского (фермерского) хозяйства, образованного в 2000 году?

Ответ: В соответствии с Земельным кодексом РФ, использование гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, юридическими и физическими лицами сельскохозяйственных угодий осуществляется только в целях, связанных с сельскохозяйственным производством.

Согласно Закону РФ от 11.10.1994 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ), в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. При выделении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства граждане, получившие такие участки, вправе заниматься деятельностью как с образованием КФХ, так и в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае образования КФХ, согласно вышеуказанному Закону, граждане, с момента его образования, пользуются в течение пяти лет льготой по уплате земельного налога. В случае ведения предпринимательской деятельности, без образования КФХ, льгот по уплате земельного налога действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

С 1 апреля 2002 года на территории Краснодарского края, на основании принятой в Налоговом кодексе РФ главы 26.1, введен единый сельскохозяйственный налог (Закон Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ). В соответствии с главой 26.1 НК РФ на уплату ЕСХН переводятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов.

Льгот по уплате ЕСХН действующим законодательством не предусмотрено.

Вопрос:
Организация имеет в общедолевой собственности 10000 га сельскохозяйственных угодий. В августе 2002 года площадь сельхозугодий увеличилась на 50 га, а в сентябре 2002 года уменьшилась на 2000 га. Какую площадь налогоплательщик должен указать в декларации по ЕСХН по состоянию на 10.10.2002?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ “О едином сельскохозяйственном налоге“ (с последующими изменениями и дополнениями) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности, во владении и (или) пользовании сельскохозяйственные угодья на территории Краснодарского края и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%.

Экономической составляющей данного налога являются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании, которые в соответствии с Законом, признаются объектом налогообложения.

Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.04.2002 N 1460-П на территориях всех муниципальных образований Краснодарского края, приняты постановления глав администраций, в которых содержатся сведения по каждому административному району о площадях сельскохозяйственных угодий (объектах налогообложения), находящихся в собственности, во владении и (или) пользовании каждого юридического и физического лица, и кадастровая стоимость этих земель.

Таким образом, при определении площади сельскохозяйственных угодий следует пользоваться данными вышеуказанных Постановлений по состоянию на 01.01.2002 и решениями, принятыми главами муниципальных образований в 2002 году, по изъятию, либо выделению сельскохозяйственных угодий в собственность, во владение и (или) пользование.

Вопрос: Глава КФХ является инвалидом II группы. Имеет ли он право на льготу при исчислении единого сельскохозяйственного и единого социального налогов?

Ответ: Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ для целей налогообложения члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 15 октября 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 3 статьи 28 вышеназванного Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ) для страхователей - индивидуальных предпринимателей установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц, который является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Освобождение индивидуальных предпринимателей (в том числе как пенсионеров, так и инвалидов) от уплаты минимального размера фиксированного платежа Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрено.

Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 57-ФЗ, действие указанных выше положений данного Федерального закона, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Главой 26.1 части II Налогового кодекса Российской Федерации “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)“ льгот по уплате единого сельскохозяйственного налога не предусмотрено.

Вопрос: Между ЗАО N 1 и ЗАО N 2 заключен договор простого товарищества о совместной деятельности. В качестве вклада в СД ЗАО N 1 внесло сельхозугодья, а ЗАО N 1 - технику. Ведение бухгалтерского учета возложено на ЗАО N 1.

Кто из участников СД является плательщиком ЕСХН?

Ответ: В соответствии со статьей 346.2 главы 26.1 НК РФ “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)“ налогоплательщиками признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Расширенному толкованию названный перечень налогоплательщиков не подлежит.

В целях реализации норм главы 26.1 НК РФ и Закона Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ (в ред. изменений и дополнений), Постановлением главы администрации района ЗАО N 2 может быть переведено на уплату ЕСХН по основаниям, установленным указанным Законом: объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) пользовании, что в обязательном порядке подтверждается наличием правоудостоверяющих документов, которыми являются: акт, свидетельство на право собственности на землю и (или) договор аренды на землю. В данном случае, правоудостоверяющие документы на землю оформлены Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на ЗАО N 2.

Перевод на уплату ЕСХН ЗАО N 2 правомерен при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельхозпродукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке ЗАО N 2 от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов.

По тем же основаниям может быть переведен на уплату ЕСХН ЗАО N 1.

Статьей 1041 Гражданского кодекса РФ (ч. II) определено, что деятельность простого товарищества осуществляется на основании заключаемого договора о совместной деятельности, по которому участники (товарищи) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей определяются договором простого товарищества. Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности (ст. 1047 ГК РФ), товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность предусмотрена договором.

При осуществлении совместной деятельности, по которой ЗАО N 1 ведет отдельный учет, выручка от реализации сельхозпродукции, выращенной на сельхозугодьях, принадлежащих ЗАО N 2, составила за 2001 год 100%.

Вместе с тем, перевод на уплату ЕСХН возможен только в соответствии с нормами, установленными главой 26.1 НК РФ и Законом Краснодарского края, изложенным выше. Поскольку ЗАО N 1 не имеет на праве собственности или аренды сельскохозяйственных угодий, общество не может являться плательщиком ЕСХН, при этом исполняя обязанности по уплате налогов в прежнем режиме налогообложения.

Таким образом, по сельхозугодьям, внесенным вкладом в совместную деятельность, на уплату ЕСХН должно быть переведено ЗАО N 2.

Вопрос: Законность требований об уплате ЕСХН, и уплате земельного налога собственниками, сдающими земельные участки (паи) в аренду, нет ли здесь двойного налогообложения?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 01.10.1991 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Закона, основанием для установления налога и арендной платы за землю являются документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельными участками.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В связи с принятой Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ главой 26.1 НК РФ, у собственников, владельцев, пользователей сельскохозяйственных угодий возникает с 01.04.2002, при выполнении всех условий главы 26.1 НК РФ, обязанность перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога. В иных случаях, уплата за сельскохозяйственные угодья осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона РФ “О плате за землю“.

Единый сельскохозяйственный налог не является вновь введенным, так как предусматривает замену для организаций, КФХ и индивидуальных предпринимателей совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст. 13, 14, 15 НК РФ, за исключением предусмотренными п. 4 ст. 346.1 НК РФ.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности, во владении и (или) в пользовании сельскохозяйственные угодья и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Таким образом, начиная с 01.04.2002, в случае неиспользования собственником сельхозугодий в производстве сельскохозяйственной продукции и передаче их в аренду, у собственника нет права перехода на уплату ЕСХН и остается обязанность по уплате земельного налога. В свою очередь, арендатор уплачивает собственнику, согласно договору, арендную плату за пользование землей.

Законодательством о налогах и сборах арендная плата за землю как налог (сбор) не установлена, в связи с чем, уплачиваемая собственнику на основании договора, не отвечает принципам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, определяющим понятие налога (сбора), и, следовательно, является неналоговым платежом. Таким образом, доводы в отношении двойного налогообложения в виде арендной платы и ЕСХН при переводе на уплату ЕСХН необоснованны.

Начальник отдела прочих

налоговых и неналоговых

поступлений УМНС России

по Краснодарскому краю,

советник налоговой

службы РФ II ранга

Л.Ф.КАНАРЕВА