Законы и постановления РФ

<Разъяснение> УМНС РФ по Краснодарскому краю от 19.01.2002 <О контроле за соблюдением налогового и лесного законодательства Российской Федерации при пользовании лесным фондом>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 19 января 2002 года

“Легкие“ Кубани представлены широким спектром лесных массивов с высоким ресурсным потенциалом. Площадь лесов в Краснодарском крае занимает более 1,5 млрд. гектаров, общий запас древесины - более 325 млн. кубометров. Лесные богатства края представлены в том числе деревьями ценных пород - бука, дуба, каштана. Не секрет, что происходит их хищническое истребление, и проблема сохранения кубанских лесов настолько остра, что требует вмешательства не только административных, но и других правоохранительных и контролирующих органов.

С целью усиления государственного контроля и обеспечения эффективного управления, использования, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов постановлением главы администрации
края образован комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края под председательством Е.И. Муравьева. Разрабатываемые комитетом мероприятия направлены на скорейшее изменение негативной ситуации, сложившейся в лесном фонде края, в том числе пресечение контрабандного вывоза леса за пределы Кубани. Ведь ясно: от бездушного истребления страдают не только лесные массивы - краевая казна несет значительные потери от недопоступления средств лесного дохода.

Контроль за соблюдением налогового и лесного законодательства Российской Федерации лесозаготовительными предприятиями при заготовке древесины наравне с другими возложен на налоговые органы. А потому сегодня, уважаемые читатели, мы хотим познакомить вас с некоторыми аспектами данной проблемы. Точнее - с теми методическими рекомендациями, разработанными отделом прочих налоговых и неналоговых поступлений Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю, которые помогут не только налоговикам, но и налогоплательщикам четче ориентироваться в столь важном вопросе налогообложения.

Доведенные до всех инспекцией МНС России по городам и районам Кубани письмом N 02-04-24-202 от 03.05.2001 эти методические рекомендации могут быть востребованы законопослушными налогоплательщиками для ознакомления и руководства в территориальных налоговых органах по месту заготовки древесины с целью выполнения своих производственно-хозяйственных задач и пополнения краевого бюджета.

Итак, в соответствии со ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном фонде разрешаются следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пихтовых лапок, новогодних елок, дубовой коры со спиленных деревьев); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение пасек, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, технического сырья (например, ягод бузины для производства пищевых красителей), мха, камыша и др.; пользование участками лесфонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, спортивных, туристических целей.

В соответствии
со ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации пользование государственным лесным фондом и не входящими в состав лесфонда лесами является платным. Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации, деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей (при краткосрочном пользовании участком лесного фонда сроков до одного года) и арендной платы (при аренде участков лесфонда на срок более одного года).

При осуществлении лесопользования кроме лесных податей и арендной платы взимается налог за земли лесного фонда в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ (с изменениями и дополнениями).

Налог на земли лесного фонда взимается в следующем порядке: при заготовке древесины в размере 5 процентов от платы за отпускаемую на корню древесину, исчисленной по минимальным ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом минимальные ставки рассчитаны следующим образом: 95 процентов их величины составляет плата за древесину на корню и 5 процентов - плата за землю лесного фонда; при пользовании сельхозугодьями в составе лесного фонда налог устанавливается на период пользования участком леса по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному образованию (району, городу); при пользовании лесом в рекреационных целях устанавливается в размере 5 процентов от норматива платы за древесину на этой площади.

При других видах пользования лесом земельный налог не взимается.

Ставки лесных податей и арендной платы устанавливаются за единицу лесного ресурса (кубометр, гектар, килограмм).

Лесным кодексом Российской Федерации установлено два вида ставок: минимальные и конкретные. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждаются Правительством Российской Федерации. На основе минимальных ставок органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации утверждают конкретные ставки, которые должны быть не ниже минимальных (на территории Краснодарского края конкретные ставки лесных податей установлены значительно выше минимальных).

Согласно ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации плата за отпускаемую на корню древесину, исчисленная по минимальным ставкам, зачисляется в бюджет. Разница от превышения сумм платежей, исчисленных по ставкам, установленным органами власти в субъектах Российской Федерации или определенным по результатам лесных торгов (аукционов) над суммой, исчисленной по минимальным ставкам, уплачивается лесозаготовителями на счета лесхозов, выдавших лесорубочных билет. Эти суммы предназначены для целей дополнительного финансирования расходов, связанных с воспроизводством лесов.

В соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 19.04.1994 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню“, плательщиками лесного налога являются лесопользователи - юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом обложения лесными податями является объем древесины на корню либо количество других лесных ресурсов, отпускаемых лесопользователям на основании лесорубочных или лесных билетов.

Отпуск древесины на корню лесопользователям производится путем выписки лесофондодержателем лесорубочных билетов.

Лесорубочный билет является для лесозаготовителя первичным основным документом, на основании которого ведется учет разрешенной к заготовке древесины с распределением ее на деловую, дровяную, хворост, экстрактовую лесопродукцию. Ведется учет сумм платы, начисленных лесопользователю. Осуществляется контроль за соблюдением сроков заготовки, вывозки, обязательств по очистке лесосеки, сохранению подроста, семенных и других деревьев, не подлежащих рубке. Разрешаются споры по вопросам взыскания неустоек за нарушение Правил отпуска древесины на корню.

Лесные билеты выдаются на право заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочных видов лесопользования.

Контроль за соблюдением налогового и
лесного законодательства Российской Федерации при пользовании лесным фондом осуществляется налоговыми органами при выездных налоговых (или тематических) проверках предприятий, занимающихся заготовкой древесины и других видов лесных ресурсов.

Правовая база лесного налога:

Налоговый кодекс РФ;

Лесной кодекс РФ;

Инструкция ГНС РФ от 19.04.1994 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню“;

Правила отпуска леса на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 “Об утверждении Правил отпуска древесины на корню“;

Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 N 1199, от 30.07.1999 N 867, от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“;

Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 18 “О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород“;

Постановление Правительства РФ от 24.03.1998 N 345 “Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда“;

Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26.05.1998 N 903-П, от 24.03.1999 N 95-П, от 28.12.1999 N 381-П, от 26.04.2000 N 523-П “Об установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и арендной платы за пользование лесным фондом в Краснодарском крае“;

Постановление ЗСК от 27.10.1999 N 308-П “О внесении изменений и дополнений в Постановление ЗСК от 24.03.1999 N 95-П “Об установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и арендной платы за пользование лесным фондом в Краснодарском крае;

Постановление главы администрации Краснодарского края от 14.09.1998 N 516 “О порядке взимания платы за древесину, отпускаемую на корню“;

Постановление главы администрации Краснодарского края от 22.09.1999 N 679 “О рациональном режиме лесопользования и упорядочении системы платы за пользование лесным фондом“;

Письмо ГНС РФ от 15.01.1999 N 04-2-07 “О проведении налоговыми
органами документальных проверок лесопользователей“;

Телеграмма МНС РФ, МФ РФ, Федеральной службы лесного хозяйства от 31.05.1999 N 04-07-16/5, ИС-6-04-449, МГ-Т-3/399 об исчислении неустоек за нарушение лесозаготовительных требований при отпуске древесины на корню (направлена инспекция по городам и районам края письмом ГНС по Краснодарскому краю от 02.06.1999 N 07-2-05-1/179);

Постановление ЗСК от 25.04.2001 N 980-П “Об установлении ставок лесных податей в Краснодарском крае“;

Закон Краснодарского края от 17.04.1999 N 173-КЗ “Об управлении лесами на территории Краснодарского края“.

Пресс-служба и отдел прочих

налоговых и неналоговых

поступлений Управления МНС

России по Краснодарскому краю