Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Краснодарского края от 20.02.1997 N 50 “О социально - экономическом положении и программе первоочередных действий администрации Краснодарского края“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 1997 г. N 50

О СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПРОГРАММЕ

ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В аналитическом материале, рассмотренном правительством края, отмечается, что реформы, проводимые в стране с 1991 года, оказали разрушительное воздействие на экономику края, стали главной причиной снижения жизненного уровня населения.

Резкое сокращение федеральных ассигнований по всем направлениям государственной поддержки, громоздкая налоговая система, несовершенство бюджетной и финансовой политики, грабительская программа приватизации привели Кубань, в недалеком прошлом один из наиболее развитых регионов России, к разрухе и упадку.

В целях защиты интересов народа Кубани и в соответствии с Государственным Уставом Краснодарского края (ст. 51) постановляю:

1. Поручить правительству Краснодарского края (Мельников)
принять исчерпывающие меры по выполнению программы первоочередных действий.

2. Департаментам, комитетам, управлениям и отделам администрации края ежеквартально докладывать правительству края о ходе выполнения программы первоочередных действий до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

3. Направить Законодательному Собранию края программу первоочередных действий администрации края на 1997 год (приложения NN 1, 2).

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации (Мухина).

5. Координацию и контроль за выполнением данного постановления возложить на председателя правительства края Мельникова В.А.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации

Краснодарского края

Н.И.КОНДРАТЕНКО

Приложение N 1

к Постановлению главы

администрации края

от 20 февраля 1997 г. N 50

О СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПРОГРАММЕ

ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Анализ социально - экономического положения края показывает, что проводимые в России и на Кубани в 1991 - 1996 годах экономические реформы явились по сути механизмом разрушения и ухудшения отечественной экономики, ликвидации завоеваний в социальной сфере, достигнутых за многие годы упорного труда и лишений.

Резкое сокращение федеральных ассигнований по всем направлениям государственной поддержки, особенно в аграрном секторе, громоздкая и непосильная налоговая система, практически задавившая товаропроизводителей, несовершенство бюджетной и финансовой политики, грабительская программа приватизации привели Кубань, в недалеком прошлом один из наиболее развитых регионов, к разрухе и упадку.

Сегодня хозяйственный комплекс края, сопоставимый по своим возможностям с крупным государством, сплошь состоит из проблем, не позволяющих реально задействовать имеющийся производственный и трудовой потенциалы. Обвальное снижение основных показателей работы абсолютного большинства отраслей хозяйственного комплекса края с 1991 по 1996 годы характеризует устойчивость кризисных процессов.

Шквальный неуправляемый рост цен на энергоносители - основу экономики, разорительная кредитно - денежная и налоговая политика сделали дальнейшее производство бессмысленным, а продукцию неконкурентноспособной
не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

За этот период промышленные предприятия края в 2 раза сократили выпуск большинства видов продукции и товаров народного потребления.

Созданные на базе колхозов и совхозов акционерные общества и фермерские хозяйства не смогли нейтрализовать разрушающее воздействие рыночной стихии, диспаритета цен, сокращения государственной поддержки сельского хозяйства. Реформы не только не устранили главные причины, сдерживавшие развитие сельскохозяйственного производства, но многие из них обострили.

На конец 1996 года почти половина хозяйств - убыточные, а прибыль остальных настолько мизерна, что не позволяет вести не только расширенного, но и простого воспроизводства. А с учетом предстоящей переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года их дальнейшая перспектива вообще призрачна.

Необходимо отметить, что к началу либерализации цен в аграрном секторе за счет собственных ресурсов покрывалось более 80 процентов всех оборотных средств, а в 1996 году - только 33 процента.

В наибольшей степени экономический кризис отразился на инвестиционной сфере. Объемы вложений в экономику края ежегодно снижались высокими темпами и в 1996 году составили лишь 22 процента от уровня 1991 года. Особенно ощутим этот разрыв в производственной сфере, где объемы инвестиций уменьшились в семь раз.

Капитальные вложения в непроизводственные отрасли за прошедший период сократились в три раза. Значительно уменьшился ввод в эксплуатацию общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства.

Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительной индустрии повлекли за собой падение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта на 67,9 процента.

Уникальные курорты национального значения, некогда создававшие Кубани славу всесоюзной здравницы, запущены. Большинство курортных объектов, построенных за народные деньги, оказались в руках различных коммерческих структур и частных
лиц. Это привело к немыслимо высоким ценам на путевки, которые стали недоступными для рядового труженика.

Остановка производства, работа на неполную мощность многих предприятий привели к сокращению занятости населения. Особенно ярко это проявилось в промышленности. Ежегодно численность работающих там уменьшается на 4,5 процента. Это стало основной причиной возникновения безработицы в крае. К концу 1996 года число безработных составило более 58 тысяч человек. Скрытая безработица вообще не поддается учету. За ворота промышленных предприятий с 1991 года выброшено более 150 тысяч квалифицированных работников, в том числе с АО “Кубаньтекс“ - 2,8 тыс. человек, с АО “Импульс“ - 3,8 тыс. человек, с АО “Ейский станкозавод“ и АО “Минудобрения“ - по 800 человек. В целом по предприятиям легкой промышленности в число безработных попала половина работников (18 тыс. человек), в лесопромышленном комплексе - более 40 процентов (24,7 тыс. человек). Многие люди отправлены в отпуска без содержания и практически оставлены без средств к существованию.

В условиях социально - экономического кризиса, дестабилизации потребительского рынка предприятия столкнулись с неизвестной прежде проблемой неплатежей. Как снежный ком растут задолженности по выплате заработной платы. Сегодня задолженность бюджета края по этому виду неплатежей составила 135 миллиардов рублей, долги хозяйствующих субъектов - более 479 миллиардов рублей.

В результате реформ уровень жизни населения снизился в 1991 - 1996 годах почти в два раза, около 700 тысяч человек оказались за чертой бедности.

Впервые за многие годы смертность превысила рождаемость и в 1996 году увеличилась по сравнению с 1991 годом в 1,6 раза.

Принимая на себя весь груз ответственности за дальнейшую судьбу жителей Кубани, администрация и правительство края в полной мере осознают
глубину негативных процессов, поразивших общество и экономику, и не тешат себя иллюзиями на быстрый успех.

Механизм разрушения экономики в России запущен и действует. Возможности администрации края в этих условиях крайне ограничены. Без изменения курса проводимых реформ и политики цен на энергоносители, а также налоговой, кредитной и инвестиционной политики серьезные положительные изменения в жизни населения края невозможны.

Поэтому первоочередной задачей является взаимодействие с Правительством страны по изменению политики реформ. На это будут направлены усилия администрации края.

Вместе с тем, понимая всю остроту и сложность ситуации, администрация и правительство края намерены в ближайшее время самыми решительными мерами, пусть даже порой не популярными, разворачивать ситуацию в сторону человека труда, на защиту его интересов.

В сложившихся условиях это многотрудная задача, но другого пути нет.

Поэтому настоящий документ является не программой развития и стабилизации, а программой первоочередных действий. На развитие средств уже нет, большая половина бюджета 1997 года израсходована авансом и заложена под долги 1996 года.

Администрация края не может согласиться с искусственно определенной кем-то в Москве жалкой ролью Кубани как дотационного региона и поэтому вынужденного постоянно выпрашивать трансферты (дотации). Специалисты подсчитали, что налоговых и других платежей, собираемых в крае, более чем достаточно для того, чтобы полностью сформировать краевой бюджет и не ходить с протянутой рукой.

Так, за 1996 год общая сумма налоговых и неналоговых поступлений на территории края составила 17 трлн. рублей. На нужды края потрачено 10,3 трлн. рублей. Всем остальным распорядились федеральные органы. В результате в крае задержки пенсий и заработной платы в бюджетной сфере составляют свыше двух месяцев. А пособия на детей не выдаются более шести месяцев.

Односторонними действиями Правительства
России, министерств и крупных компаний по централизации своих структур и финансовых потоков поставлены под угрозу нищенского существования бюджеты края и органов местного самоуправления. В такой ситуации действиями администрации края руководит не желание конфронтации с центральной властью по политическим мотивам, а, исключительно, желание защитить интересы Кубани и ее жителей.

Администрация края предусматривает:

- дополнить Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края конкретными решениями в интересах края;

- изменить ряд позиций отраслевых соглашений, особенно в области финансовой политики, формирования межбюджетных отношений, достижения наиболее оптимальной схемы денежных потоков между краем и Москвой;

- добиться рассмотрения в Правительстве и Государственной Думе России итогов краевой конференции по вопросу конкурентоспособности продукции, производимой на сельскохозяйственных предприятиях края;

- решить вопрос о полном и своевременном выделении средств на пенсионное обеспечение и конкретных сроках погашения задолженности Пенсионного фонда России за 1996 год и январь 1997 года;

- добиваться финансирования в 1997 году из федеральных источников Федеральной целевой программы развития Краснодарского края на 1996 - 2000 годы, утвержденной Правительством РФ, многие проекты которой выходят за рамки сугубо местных интересов и требуют первостепенной государственной поддержки;

- добиться выполнения и финансирования из федерального бюджета федеральных программ по развитию курортов и туризма;

- найти решение вопроса о вхождении РАО “Газпром“ учредителем в АО “КраснодарГРЭС“ в рамках проекта строительства Краснодарской ГРЭС;

- добиться принятия решения о создании краевого таможенного управления;

- продолжить работу с Федеральным Собранием и Министерством путей сообщения по вопросу необходимости сохранения на территории края единого Краснодарского отделения железной дороги при проведении реорганизации управления Северо-Кавказской железной дороги;

- инициировать в Совете Федерации, Государственной Думе и
прокуратуре России принятие постановления о возбуждении уголовных дел по общероссийским финансовым компаниям - “Русский Дом Селенга“, “Хопер-Инвест“ и “Русская недвижимость“, нанесших наибольший ущерб вкладчикам края.

Кубань - неотъемлемая часть России. И администрация края будет делать все для сохранения этого единства, поддерживать все то конструктивное, что будет исходить от руководства страны.

Объективно оценивая сложившуюся экономическую ситуацию, ее безусловную зависимость от политики, проводимой Правительством России, понимая, что в настоящее время невозможно существенно улучшить положение дел в хозяйственном комплексе края, администрация и правительство считают необходимым уже в 1997 году осуществить локальные первоочередные меры по следующим основным направлениям.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Учитывая нестабильность поступлений денежных средств в бюджет, администрация края намерена:

- сформировать бюджет края на 1997 год, как чрезвычайный и направленный на спасение населения. Установить, что при исполнении бюджета в первоочередном порядке выплачиваются заработная плата, пособия и компенсации на детей, осуществляется финансирование здравоохранения, образования, культуры и коммунальной сферы;

- сохранить меры поддержки малообеспеченных семей;

- расходы на другие цели проводить по согласованию с Законодательным Собранием края, ежеквартально пересматривать структуру бюджета с учетом изменения его доходной части;

- обеспечить всемерную защиту прав и интересов ветеранов;

- улучшить обеспечение продовольственными товарами специализированных магазинов, обслуживающих ветеранов войны;

- упорядочить снабжение учреждений здравоохранения лекарственными препаратами, изменив схему их закупок для нужд бюджетных учреждений здравоохранения.

В целях гарантированного обеспечения населения края хлебом по регулируемым ценам:

- предусмотреть в проекте бюджета края на 1997 год средства для обеспечения кредитования производства и заготовок продовольственного зерна в региональный фонд края;

- запретить повышение цен на муку и хлеб, выработанных из зерна регионального фонда урожая 1996 года;

- с целью сокращения неоправданных расходов изменить схему заготовок
зерна и обеспечения населения хлебом.

Для оказания помощи населению по возрасту вкладов повысить ответственность руководителей властных и правоохранительных органов края за своевременное и качественное рассмотрение жалоб и обращений вкладчиков, исполнение судебных решений, расследование уголовных дел.

Для обеспечения поддержки и функционирования системы образования, сохранения научного, культурного и спортивного потенциала Кубани:

- всемерно способствовать интеллектуальному, физическому и духовному развитию населения края, самореализации молодых граждан;

- сконцентрировать усилия на сохранении культурно - исторического наследия, спортивной базы края, поддержки талантливых людей в сфере профессионального искусства, народного творчества и спорта;

- средствам массовой информации обеспечить преимущественно пропаганду отечественной и региональной культуры Кубани, ее исторических традиций и фольклорного наследия, противостоять культу насилия, жестокости, разврата, разложения личности, опираясь на понимание и взаимную поддержку русской православной церкви, других религий, духовенства, мирян;

- обеспечить принятие краевых законов по вопросам науки, образования, культуры, молодежной политики, защиты учреждений культурно - образовательной сферы от приватизации и перепрофилирования;

- создать условия для получения бесплатного образования и социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей;

- упорядочить присвоение почетных званий заслуженных работников различных отраслей, вручения наград, поощрительных грамот, придать гласность этому процессу;

- погасить задолженность по заработной плате работникам социальной сферы, платежам за коммунальные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, спорта;

- в случае, если из бюджета Российской Федерации не будет обеспечено финансирование мероприятий по социальной защите учащихся, студентов, аспирантов из малообеспеченных семей, предусмотреть использование на эти цели кредитов;

- разработать меры по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования.

Для предотвращения роста числа безработных на территории края ввести порядок согласования руководителями предприятий и организаций предполагаемого сокращения работников с администрациями городов (районов) и координационными советами по профсоюзной
работе для принятия совместного решения.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАЯ

В отрасли сельского хозяйства в первоочередном порядке предусматривается:

- провести в феврале текущего года научно - практическую конференцию с целью определения конкурентоспособности производимой в крае сельскохозяйственной продукции. Обсудить результаты конференции в коллективах акционерных обществ и других структур отрасли, на сходах граждан;

- оказывать поддержку развитию всех организационно - правовых форм хозяйствования на селе, в том числе фермерам и крестьянским хозяйствам;

- в целях повышения ответственности руководителей предприятий сельскохозяйственного производства выработать систему оценки и аттестации этой категории кадров;

- поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о введении на территории края единого продовольственного налога;

- восстановить оптовый продовольственный рынок края, создав современную инфраструктуру, которая бы соответствовала интересам товаропроизводителей в эффективной реализации продовольствия, сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;

- создать фонд финансовой поддержки сельского хозяйства;

- обеспечить помощь производителям сельскохозяйственной продукции в приобретении нефтепродуктов посредством товарного кредита, а минеральных удобрений и средств защиты растений - под поставки зерна в федеральный и региональный фонды;

- считать задачей особой важности, в условиях действия разрушительного экономического механизма, сохранение промышленных технологий в отрасли животноводства - птицефабрик, откормочных комплексов для крупного рогатого скота и свинопоголовья, - как источника наиболее дешевых высококалорийных продуктов. Направить на эти цели в первоочередном порядке материальные и финансовые ресурсы, предназначенные для АПК, изменить организационные формы деятельности названных предприятий отрасли;

- экономическими и административными мерами остановит спад поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец, в первую очередь, маточного стада;

- выработать систему воспроизводства дойного стада в частном секторе с использованием генофонда края;

- выработать систему закупки скота у сельского населения, обеспечивающую крестьянским хозяйствам (личным подсобным хозяйствам) получение основной части рыночной
стоимости производимой ими продукции. Максимально исключить на пути реализации сельскохозяйственной продукции звенья перекупщиков;

- коренным образом изменить порядок производства и реализации алкогольной продукции в крае, руководствуясь при этом следующими принципами: сохранение здоровья населения; поддержка отрасли виноградарства и виноделия; увеличение поступлений в бюджет края.

Однако главной проблемой отрасли является судьба ее тружеников, которые брошены на произвол судьбы. Защита их интересов - основная цель сегодняшней политики администрации края.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

Для улучшения работы предприятий промышленности края:

- провести инвентаризацию промышленных предприятий, определить их возможности и конкурентоспособность в целях расширения позиций края на существующих товарных рынках;

- разработать механизм бюджетного заказа промышленным предприятиям для обеспечения продукцией муниципальных структур, финансируемых из краевого и местных бюджетов;

- определить в целях поддержки товаропроизводителей края действенные механизмы ограничения вывоза деловой древесины твердолиственных пород в круглом виде за пределы Краснодарского края;

- создать систему поддержки формирования финансово - промышленных групп в наиболее значимых отраслях хозяйственного комплекса края;

- изыскать способы реанимации предприятий, продукция которых является жизненно важной для края и конкурентоспособной на мировом рынке (АО “Краснодарский ЗИП“, МАО “Седин“, ОАО “Компания Импульс“, ОАО “Ейский станкозавод“, завод “Краснодаррисмаш“, ОАО “Минудобрения“, Крымский йодный завод, АО “Сатурн“, предприятия перерабатывающей, деревообрабатывающей и легкой промышленности);

- содействовать организации на свободных производственных площадях предприятий малого бизнеса совместных производств с участием иностранных партнеров на взаимовыгодных условиях;

- в целях наполнения потребительского рынка края товарами местного производства и ускорения оборачиваемости оборотных средств регулярно проводить оптовые и розничные ярмарки.

ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Основной проблемой топливно - энергетического комплекса края является дефицитность энергосистемы. Для ее решения необходимо:

- ускорить создание собственных источников производства электроэнергии путем строительства крупных энергетических мощностей, таких как Краснодарская ГРЭС в Мостовском районе, Новороссийская ТЭЦ, осуществить реконструкцию Краснодарской ТЭЦ и произвести размещение парогазовой электростанции в поселке Афипском;

- развивать ведомственную локальную малую энергетику на основе кооперирования усилий конкурентоспособных промышленных и нефтегазодобывающих предприятий края с использованием углеводородного сырья местной добычи;

- осуществлять режим жесткой экономии энергоресурсов, на этой основе формировать средства для финансирования мероприятий по внедрению энергосберегающего оборудования, в том числе широкого применения современных бытовых счетчиков газо-, электро-, водопотребления, технологий и нетрадиционных источников энергии;

- в целях обеспечения потребности в нефтепродуктах учреждений и организаций, финансируемых из муниципальных и краевого бюджетов, создать фонд “первичных энергоносителей“ для централизованной закупки сырой нефти и ее переработки на краевых нефтеперерабатывающих заводах;

- учитывая большую задолженность за поставленный в край уголь и отсутствие необходимых средств в бюджете, проработать вариант обеспечения населения (в том числе льготных категорий) дровами из лесных ресурсов края.

В строительстве до появления средств в бюджете или реальных инвестиционных источников приостановить строительство новых объектов, по возможности законсервировать начатые, упорядочить использование средств дорожного фонда, всемерно содействовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

ФИНАНСОВАЯ, БЮДЖЕТНАЯ, ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

В рамках принятия мер по ликвидации неплатежей, как основы улучшения финансового состояния предприятий:

- активизировать использование механизма взаимозачетов и других неденежных форм погашения неплатежей;

- осуществить комплекс мер, обеспечивающий снижение недоимки и увеличение собираемости платежей в бюджет, укрепление платежной и налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов.

В целях повышения эффективности работы банковской системы, ориентации на интересы экономики края:

- обеспечить усиление координации деятельности банков со стороны администрации края;

- повысить эффективность работы краевой комиссии по финансовой и денежно - кредитной политике.

В целях формирования доходов бюджета на 1997 год определить комплекс мер, направленных на увеличение поступлений налогов за счет сокращения или полной ликвидации необоснованных льгот по платежам в бюджет, повышения собираемости налогов, укрепления налоговой дисциплины, привлечения доходов от управления имуществом, являющимся краевой и муниципальной собственностью, введения в обращение краевых ценных бумаг.

Построение расходной части бюджета будет базироваться на принципах разумной достаточности, экономии и, прежде всего, устранении негативных явлений, сложившихся в социальной сфере. Будут предприняты жесткие меры по обеспечению сохранности бюджетных средств, их целевому применению. Самым решительным образом предусматривается пресекать попытки использования государственных средств в коммерческих целях через различные частные структуры.

Предполагается задействовать контрольно - счетную палату Краснодарского края для осуществления контроля за расходованием бюджетных средств, постоянно информировать Законодательное Собрание края и общественность о расходовании средств бюджета.

При разработке бюджета края особое внимание будет уделено проблемам формирования межбюджетных отношений, направленных на выравнивание экономического развития регионов, качества жизни их населения, достижения бюджетной самостоятельности края.

Администрация и правительство края отчетливо представляют, что никакие, даже самые решительные, меры не дадут результата, если не будут обеспечены законность и порядок, если за любым правонарушением не последует справедливая реакция Закона, не будут защищены честь и достоинство граждан.

С этой целью:

- будет существенно усилен контроль со стороны администрации за деятельностью правоохранительных органов;

- будут приниматься самые решительные меры по избавлению от работников, злоупотребляющих служебным положением;

- руководителям краевой прокуратуры, Главного управления внутренних дел рекомендовано в целях предотвращения возможности коррупции проводить перемещение кадров по горизонтали, сохраняя за ними социальные и бытовые условия;

- предусматривается ввести в практику регулярные встречи руководителей правоохранительных органов с населением для информирования о проводимой работе.

Большая роль отводится казачеству в привлечении его к службе на уровне государственной власти края и местного самоуправления, в вопросах охраны населенных пунктов, объектов жизнеобеспечения, природных ресурсов, рыболовных, охотничьих, лесных угодий, экологии, борьбы с организованной преступностью, со всякого рода другими преступлениями и правонарушениями в районах и городах, неукоснительного соблюдения законов края о прописке и пребывании иностранных граждан.

С целью усиления контроля за соблюдением указов Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также нормативных актов, принятых законодательными и исполнительными органами края, привлечения общественности, использования опыта и мудрости ветеранов труда и войны создать контрольно - аналитическое управление с развитой сетью в городах и районах. Администрация и правительство края будут принимать меры по привлечению населения к осуществлению контроля за работой всех властных структур.

Учитывая униженное состояние армии, администрация и правительство края будут всемерно способствовать гарантированному обеспечению военнослужащих необходимым довольствием, вместе с главами органов местного самоуправления оказывать помощь в решении социально - бытовых проблем.

В целях конструктивной работы с Законодательным Собранием края осуществлять регулярные обсуждения наиболее острых проблем с непосредственным участием высших должностных лиц исполнительной власти перед депутатами.

Изложенные выше первоочередные действия администрации края не являются окончательными. Правительство намерено постоянно дополнять и корректировать основные направления деятельности с учетом меняющейся ситуации в экономике.

Любые конструктивные предложения, от кого бы они не исходили, будут тщательно рассматриваться.

Первый заместитель

главы администрации

Краснодарского края,

председатель правительства

В.А. МЕЛЬНИКОВ

Приложение N 2

к Постановлению главы

администрации края

от 20 февраля 1997 г. N 50

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРАЯ

ЗА 1991 - 1996 ГОДЫ

-------------------------------T---------T-------T-------T-------¬

¦ ¦ Единицы ¦1990 г.¦1996 г.¦1996 г.¦

¦ Показатели ¦измерения¦ отчет ¦(опер. ¦в % к ¦

¦ ¦ ¦ ¦отчет, ¦1990 г.¦

¦ ¦ ¦ ¦оценка)¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Демографические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Рождаемость ¦тыс. чел.¦ 62,3¦ 47,9 ¦ 76,9 ¦

¦Смертность ¦тыс. чел.¦ 62,0¦ 74,6 ¦ 120,0 ¦

¦Естественный прирост, убыль ¦тыс. чел.¦ +0,3¦ -26,7 ¦ -26,4 ¦

¦(+,-) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Социальная сфера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Реальная среднемесячная зара- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ная плата (в ценах 1990 г.) ¦ руб. ¦ 261 ¦ 109,0 ¦ 41,8 ¦

¦Число пенсионеров в крае ¦тыс. чел.¦ 1203,9¦1341,9 ¦ 111,5 ¦

¦Обеспеченность выплаты пенсий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦с дотацией краевым отделением ¦млрд.руб.¦обеспе-¦-744,0 ¦ x ¦

¦пенсионного фонда РФ ¦ ¦чены ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Потребление продуктов питания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в крае (на душу населения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Мясо и мясопродукты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(в пересчете на мясо) ¦ кг ¦ 74 ¦ 46 ¦ 62,2 ¦

¦Молоко и молокопродукты ¦ кг ¦ 313 ¦ 223 ¦ 71,2 ¦

¦Товарная пищевая рыбная про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дукция, включая консервы рыб- ¦ кг ¦ 16,9¦ 6,6 ¦ 39,1 ¦

¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Производство продукции перера-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦батывающей промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Макаронные изделия ¦ тыс. т ¦ 32,0¦ 9,1 ¦ 28,4 ¦

¦Масло животное ¦ тыс. т ¦ 26,9¦ 16,5 ¦ 61,3 ¦

¦Мясо, включая субпродукты 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦категории ¦ тыс. т ¦ 392,3¦ 102,7 ¦ 26,2 ¦

¦Цельномолочная продукция ¦ тыс. т ¦ 834,0¦ 341,3 ¦ 28,9 ¦

¦Сыры жирные ¦ тыс. т ¦ 34,6¦ 15,2 ¦ 43,9 ¦

¦Товарная пищевая рыбная про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дукция, включая консервы рыб- ¦ тыс. т ¦ 201,6¦ 68,9 ¦ 34,2 ¦

¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Ввод в действие объектов соци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦альной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Дошкольные учреждения ¦ мест ¦ 5575 ¦ 140 ¦ 2,5 ¦

¦Общеобразовательные школы ¦ мест ¦ 5145 ¦ 440 ¦ 8,6 ¦

¦Больницы ¦ коек ¦ 840 ¦ 490 ¦ 58,3 ¦

¦Амбулаторно - поликлинические ¦посещений¦ 2090 ¦ 350 ¦ 16,7 ¦

¦учреждения ¦в смену ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Трудовые ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Количество безработных на ко- ¦тыс. чел.¦ - ¦ 58,3 ¦ x ¦

¦нец года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Уровень безработицы ¦ % ¦ - ¦ 2,3 ¦ x ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Потребительский рынок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Сводный индекс потребительских¦ ¦ ¦ ¦ в ¦

¦цен на товары и услуги ¦ ¦ ¦ ¦3709,8 ¦

¦(декабрь к декабрю) ¦ % ¦ 106,0¦ 121,5 ¦раза ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Розничный товарооборот по всем¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦каналам реализации в сопоста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вимых ценах в % к предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦году, “ ¦ % ¦ 108,0¦ 98,3 ¦ 44,9 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- кооперативная торговля в со-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ поставимых ценах в % к пре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ дыдущему году ¦ % ¦ 108,7¦ 74,0 ¦ 8,5 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Платные услуги населению по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦всем каналам реализации в со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦поставимых ценах в % к преды- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дущему году, ¦ % ¦ 116,0¦ 83,0 ¦ 18,6 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- бытовые услуги по всем кана-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ лам реализации в сопостави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ мых ценах в % к предыдущему ¦ % ¦ 111,0¦ 1,5 ¦ 42,5 ¦

¦ году ¦ ¦ ¦ р. в ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Агропромышленный комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Валовая продукция сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйства во всех категориях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хозяйств в сопоставимых ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в % к предыдущему году ¦ % ¦ 95,9¦ 87,0 ¦ 51,1 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Посевная площадь основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦культур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Зерновые ¦ тыс. га ¦ 1976,2¦1759,2 ¦ 89,0 ¦

¦Пшеница озимая ¦ тыс. га ¦ 1147,0¦ 970,2 ¦ 84,6 ¦

¦Рис ¦ тыс. га ¦ 144,5¦ 106,9 ¦ 74,0 ¦

¦Сахарная свекла ¦ тыс. га ¦ 197,4¦ 181,7 ¦ 92,0 ¦

¦Подсолнечник ¦ тыс. га ¦ 308,8¦ 452,3 ¦ 146,5 ¦

¦Овощи ¦ тыс. га ¦ 71,7¦ 63,2 ¦ 88,1 ¦

¦Виноград ¦ тыс. га ¦ 48,7¦ 37,8 ¦ 77,6 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Урожайность основных культур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Зерновые ¦ ц/га ¦ 49,4¦ 25,7 ¦ 52,0 ¦

¦Пшеница озимая ¦ ц/га ¦ 55,0¦ 28,1 ¦ 51,1 ¦

¦Рис ¦ ц/га ¦ 35,6¦ 27,1 ¦ 76,1 ¦

¦Сахарная свекла ¦ ц/га ¦ 336,0¦ 208,8 ¦ 62,1 ¦

¦Подсолнечник ¦ ц/га ¦ 23,5¦ 12,8 ¦ 54,5 ¦

¦Овощи ¦ ц/га ¦ 125,0¦ 54,0 ¦ 43,2 ¦

¦Виноград ¦ ц/га ¦ 82,0¦ 57,5 ¦ 71,1 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Валовой сбор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Зерно (в весе после доработки)¦ тыс. т ¦ 9769,8¦4523,1 ¦ 46,3 ¦

¦Сахарная свекла ¦ тыс. т ¦ 6638,7¦3793,6 ¦ 57,1 ¦

¦Подсолнечник ¦ тыс. т ¦ 729,0¦ 580,0 ¦ 79,6 ¦

¦Овощи ¦ тыс. т ¦ 929,5¦ 351,2 ¦ 37,8 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Поголовье скота на конец года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦во всех категориях хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Крупный рогатый скот, ¦ тыс.гол.¦ 1778,0¦ 1132,2¦ 63,8 ¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- коровы ¦ тыс.гол.¦ 588,0¦ 457,9¦ 77,9 ¦

¦Свиньи ¦ тыс.гол.¦ 2967,0¦ 1587,3¦ 53,5 ¦

¦Овцы ¦ тыс.гол.¦ 830,0¦ 212,7¦ 25,6 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Продуктивность (общественный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сектор) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Средний удой молока от одной ¦ кг ¦ 3655 ¦ 2746 ¦ 75,1 ¦

¦коровы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Средняя яйценоскость одной ку-¦ шт. ¦ 223 ¦ 191 ¦ 85,6 ¦

¦рицы - несушки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Производство сельскохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦венной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс. т ¦ 825,8¦ 372,1¦ 45,2 ¦

¦Молоко ¦ тыс. т ¦ 2065,5¦ 1351,1¦ 65,4 ¦

¦Яйца ¦ млн. шт.¦ 1702,9¦ 1289,2¦ 75,7 ¦

¦Шерсть (в физическом весе) ¦ т ¦ 3719,0¦ 742,0¦ 19,9 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Внесено минеральных удобрений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на 1 га посева с/х культур ¦ кг ¦ 167,0¦ 26,0¦ 15,6 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Валовой внутренний продукт в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сопоставимых ценах в % к пре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дыдущему году ¦ % ¦ 102,0¦ 87,0¦ 55,3 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Продукция промышленности (ра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бот и услуг) в сопоставимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ценах в % к предыдущему году ¦ % ¦ 103,4¦ 89,0¦ 54,3 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Производство важнейших видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Электроэнергия ¦млн.квт ч¦ 6552,0¦ 6676,0¦ 101,9 ¦

¦Нефть, включая газовый конден-¦ тыс. т ¦ 1995,0¦ 1579,3¦ 79,2 ¦

¦сат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Добыча газа естественного ¦млн.куб.м¦ 1476,6¦ 1738,6¦ 117,7 ¦

¦Удобрения минеральные в перес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦чете на 100 % питательн. ¦ тыс. т ¦ 310,2¦ 25,9¦ 8,3 ¦

¦веществ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Станки металлорежущие ¦ шт. ¦ 3237 ¦ 439 ¦ 13,6 ¦

¦Комбайны зерноуборочные ¦ шт. ¦ 64 ¦ 25 ¦ 39,0 ¦

¦Древесина деловая ¦тыс.куб.м¦ 1082,6¦ 122,3¦ 11,3 ¦

¦Пиломатериалы ¦тыс.куб.м¦ 786,7¦ 76,2¦ 9,7 ¦

¦Плиты древесностружечные ¦тыс.куб.м¦ 264,5¦ 28,8¦ 10,9 ¦

¦Цемент ¦ тыс.т ¦ 5107,7¦ 1663,9¦ 32,6 ¦

¦Листы асбоцементные (шифер) ¦ млн.усл.¦ 243,1¦ 40,0¦ 16,4 ¦

¦ ¦ плит ¦ ¦ ¦ ¦

¦Материалы стеновые ¦ млн. шт.¦ 1293,5¦ 1034,9¦ 80,0 ¦

¦ ¦усл.кирп.¦ ¦ ¦ ¦

¦Производство товаров народного¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребления в сопоставимых це-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нах в % к предыдущему году ¦ % ¦ 103,8¦ 81,0¦ 37,8 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Производство непродовольствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ных товаров народного потреб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Лакокрасочные материалы ¦ тыс. т ¦ 64,6¦ 15,0¦ 23,2 ¦

¦Мебель в сопоставимых ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в % к предыдущему году ¦ % ¦ 106,4¦ 66,1¦ 24,7 ¦

¦Обувь кожаная - всего ¦ тыс.пар ¦ 9544,0¦ 331,0¦ 3,5 ¦

¦Ткани шерстяные ¦ млн.кв.м¦ 15,4¦ 1,6¦ 10,4 ¦

¦Ткани хлопчатобумажные ¦ млн.кв.м¦ 59,4¦ 14,6¦ 24,6 ¦

¦Трикотажные изделия - всего ¦ тыс.шт. ¦ 7244,0¦ 178,0¦ 2,5 ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Транспорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Объем перевозок грузов всеми ¦ млн.т ¦ 192,6¦ 61,9¦ 32,1 ¦

¦видами транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Грузооборот всех видов трансп.¦млрд.т-км¦ 283,8¦ 149,1¦ 52,5 ¦

¦Пассажирооборот всех видов ¦млн. ¦19667,4¦12000,0¦ 61,0 ¦

¦транспорта ¦пасс.-км ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+-------+-------+-------+

¦Инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Капитальные вложения - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦по краю сопоставимых ценах ¦млрд.руб.¦ 5,6¦ 1,23¦ 22,0 ¦

¦1991 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------+---------+-------+-------+--------

Первый заместитель

главы администрации

Краснодарского края,

председатель правительства

В.А.МЕЛЬНИКОВ