Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Краснодарского края от 25.04.1995 N 235 “О некоторых мерах по стабилизации платежеспособности предприятий Краснодарского края“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 1995 г. N 235

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Кризис в платежно-расчетных отношениях предприятий способствовал тому, что все большие масштабы приобретают процессы, связанные с банкротством. По оперативным данным в крае имеют признаки неплатежеспособности 85 процентов предприятий (2680) от общего их числа, по которым отслеживается финансовое состояние. Согласно актам, утвержденным Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и его терагентством в Краснодарском крае, признаны неплатежеспособными 45 предприятий федеральной и краевой собственности.

Наряду с объективными причинами неплатежеспособности, ряд таких предприятий имеют субъективные моменты, приведшие к подобному положению, связанные с неэффективной деятельностью, зависимой от качества управления производством.

Однако краевые
органы исполнительной власти, администрации городов и районов осуществляют слабый контроль за этими процессами, происходящими в материальном производстве, особенно на предприятиях, относящихся к государственной собственности Краснодарского края. Институт представителей государства в органах управления приватизированных предприятий с долей государственной собственности, оказывает недостаточное влияние на стабилизацию платежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, значительные задолженности.

В целях оздоровления финансово-экономического положения неплатежеспособных предприятий и предотвращения их несостоятельности (банкротства) постановляю:

1. Принять к сведению докладную записку директора территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае А.А. Титовой о состоянии платежеспособности предприятий в Краснодарском крае рассмотренную на экономическом совете администрации края (прилагается).

2. Считать основной задачей департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации края, глав администраций городов и районов продолжение целенаправленной работы по разрешению платежного кризиса, повышению эффективности производства, стабилизации и улучшению финансового состояния предприятий.

3. Поручить территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае (Титова):

- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий“ выступать от имени администрации края как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий в случае неисполнения ими обязательств по платежам в краевой бюджет или внебюджетные фонды;

- подготовить проект постановления Законодательного Собрания Краснодарского края об утверждении нормативов распределения средств, порченных от продажи предприятий-должников краевой собственности;

- принимать участие в формировании программ по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям федеральной и краевой форм собственности за счет средств федерального и краевого бюджетов;

- участвовать в установленном порядке при выделении и осуществлении контроля за использованием средств, направленных на финансовую поддержку
(санацию) предприятий;

- на основе соглашений оказывать содействие администрациям городов и районов края при рассмотрении вопросов по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в отношении муниципальных предприятий, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) муниципальной собственности;

- организовать обучение специалистов по антикризисному управлению предприятиями и в установленном порядке предлагать арбитражному суду кандидатуры арбитражных и конкурсных управляющих, а также управляющих предприятиями-должниками по договору подряда с терагентством на период до их продажи новому собственнику;

4. Департаменту экономики и прогнозирования администрации края (Меняйлов), департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации края (Деменко), Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю (Митягин) совместно с коммерческими банками, управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю (Бибик), отраслевыми департаментами, управлениями администрации края активизировать работу по созданию на территории края различных форм вексельного обращения.

5. Территориальному агентству федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае (Титова), Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю (Перонко), департамента по финансам, бюджету и контролю администрации края (Деменко), департаменту экономики и прогнозирования администрации края (Меняйлов) совместно с отраслевыми департаментами, управлениями, ведомствами, администрациями городов и районов усилить работу по выявлению среди хозяйствующих субъектов наиболее крупных должников, организовывать совместные проверки их финансовой и хозяйственной деятельности.

Результаты проверок ежеквартально выносить на рассмотрение заседаний оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов администрации края.

Координацию вышеуказанной работы возложить на департамент экономики и прогнозирования администрации края (Меняйлов).

6. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю (Митягин):

- принять меры по ускорению внедрения внутрирегиональной системы электронных межбанковских расчетов и на ее основе проведения прямых расчетов по бюджетным счетам (день в день);

-
в месячный срок подготовить предложения об образовании клирингового центра или клиринговой палаты с долевым участием коммерческих банков для осуществления межбанковского клиринга в системе платежей и расчетов.

7. Департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации края (Деменко) совместно с территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае, департаментом экономики и прогнозирования администрации края, отраслевыми департаментами при уточнении краевого бюджета на 1995 год рассмотреть вопрос о возможности создания внебюджетного фонда администрации края для проведения реорганизации, санации или ликвидации неплатежеспособных предприятий краевой собственности, признанных в установленном порядке неплатежеспособными.

8. Департаментам, комитетам и управлениям администрации края:

- систематически проводить работу по анализу финансово-экономического состояния предприятий курируемых отраслей и выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью;

- обеспечивать в течение 15 дней со дня получения уведомления о признании предприятия неплатежеспособным подготовку и представление территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) обоснованных предложений от имени администрации края по восстановлению его платежеспособности, включая план финансового оздоровления, проведению реорганизационных или ликвидационных процедур в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации.

Оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов администрации края (Гладской) рассматривать положение на предприятиях, имеющих важное государственное и социальное значение, нуждающихся в особом контроле и финансовой поддержке в случаях необходимости.

Предложения, принятые на оперативной комиссии, сообщать терагентству для подготовки проектов решений по этим предприятиям.

Терагентству в месячный срок завершать подготовку проектов решений по рассматриваемым предприятиям и представлять их на утверждение в установленном порядке.

9. Территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)
в Краснодарском крае (Титова), департаментам экономики и прогнозирования (Меняйлов), по финансам, бюджету и контролю администрации края (Деменко), Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю (Митягин) в месячный срок рассмотреть возможности определения одного из крупных коммерческих банков края в качестве уполномоченного администрации края по санации неплатежеспособных предприятий.

10. Комитету по управлению государственным имуществом края (Спиридонов), департаментам администрации края, назначившим представителей государства в органы управления акционерных обществ, администрациям городов и районов края проводить анализ отчетности руководителей государственных предприятий краевого уровня собственности, действующих на основании контрактов, и представителей государства в органах управления акционерных обществ с целью выявления неплатежеспособных предприятий и ежеквартально представлять результаты анализа на рассмотрение оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов.

11. Главам администраций городов и районов:

- принять оперативные меры для погашения имеющейся на предприятиях региона просроченной задолженности, в том числе задолженности бюджету, за счет расширения введения на подведомственной территории взаиморасчетов с применением различных векселей, механизма уплаты налогов продукцией или услугами на сумму имеющейся задолженности, путем выпуска муниципальных займов и других новых форм расчетов с использованием опыта работы различных регионов Российской Федерации (Тульской, Ярославской, Тверской и других областей);

- на основе систематического анализа эффективности использования предприятиями собственных оборотных средств повысить их ответственность за состояние платежно-расчетной дисциплины, поддержание эффективной хозяйственной деятельности;

- совместно с департаментом экономики и прогнозирования администрации края, отраслевыми департаментами в двухмесячный срок рассмотреть вопрос о наличии в регионе неэффективных производств, возможности их перепрофилирования с ориентацией на выпуск продукции, пользующейся спросом, или выводу их из числа действующих в соответствии с законодательством;

- провести детальный анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности с целью
определения предприятий, не имеющих перспектив по погашению задолженности, и подготовки таких предприятий к процедурам банкротства.

При проведении данной работы обращаться в территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае по вопросам применения механизма выявления предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, и направления специалистов на обучение по антикризисному управлению;

- рассмотреть возможность делегирования на основе соглашений территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае права представлять интересы собственника предприятий муниципальной собственности;

- в случаях принятия актов о неплатежеспособности предприятий, расположенных на подведомственной территории, готовить обоснованные предложения по реорганизации, санации или ликвидации предприятий с учетом их государственной и социальной значимости и направлять их в территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае и департамент экономики и прогнозирования администрации края, отраслевые департаменты не позднее 10 дней со дня получения уведомлений для последующего рассмотрения на оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов администрации края.

12. Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю (Перонко):

- представлять территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае материалы по субъектам, имеющим задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, результаты их проверок и другие документы, необходимые территориальному агентству для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в краевом арбитражном суде;

- ужесточить контроль за применением на практике механизма взыскания в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов предприятий в случаях неиспользования таких счетов для погашения имеющихся задолженностей.

13. Краевому комитету статистики (Луняев)
в соответствии с предложениями территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае и установленными критериями определения неплатежеспособности и неудовлетворительной структуры баланса предприятий представлять ежеквартально администрации края, департаменту экономики и прогнозирования администрации края и территориальному агентству информацию по государственным предприятиям федеральной и краевой собственности, а также по предприятиям и организациям, имеющим долю (вклад) государственной собственности в уставном капитале более 25 процентов.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Краснодарского края, председателя оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов администрации края Гладского В.Ф.

15. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации

Краснодарского края

Е.М.ХАРИТОНОВ

Приложение

к Постановлению главы

администрации края

от 25 апреля 1995 г. N 235

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

О СОСТОЯНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Проблема неплатежей осложняет общеэкономическую ситуацию в крае. По состоянию на 1 января 1995 года суммы дебиторской и кредиторской задолженностей возросли по сравнению с началом года более чем в 2,6 раза и достигли соответственно 1876 и 1785 млрд. рублей. Треть этих объемов приходится на просроченные задолженности. Кризис в платежно - расчетных отношениях способствует неплатежеспособности предприятий.

По оперативным данным в крае имеют признаки неплатежеспособности 85 процентов предприятий (2680) от общего их числа, по которым отслеживается финансовое состояние.

Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и его терагентством в Краснодарском крае признаны неплатежеспособными 45 предприятий федеральной и краевой собственности. По 130 предприятиям проводится уточнение и мониторинг финансового состояния. По 13 предприятиям в арбитражном суде рассматриваются дела о несостоятельности. На 5 предприятиях назначено внешнее управление.

Территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Краснодарском крае проанализировало причины неплатежеспособности предприятия. Проведенные аналитические исследования показали,
что наряду с внешними причинами, ведущими к неплатежеспособности и независящими от деятельности предприятий, на многих из них имеются внутренние причины, ухудшающие финансовое состояние. Выявлена четко прослеживающаяся тенденция нерациональной хозяйственной деятельности, неэффективного, а порой недобросовестного использования собственных и заемных средств.

Анализ структуры оборотных фондов неплатежеспособных предприятий показал, что большая доля оборотных средств отвлекается от производства. Средства, вложенные в материальное и финансовое обеспечение производственного процесса, итогом которого должна быть прибыль, сократились.

Соответственно повысилась другая часть оборотных фондов, находящаяся на счетах, в т.ч. валютном, вложенная в ценные бумаги, ссуженная в денежной или товарной форме, которая временно выводится, отвлекается от производственного процесса, то есть “лежит“, “путешествует“, но не работает.

Если в доперестроечный период (1982 год) внепроизводственная часть оборотных фондов составляла 40% - 50% от производственной, в настоящий период ситуация резко изменилась. Внепроизводственная часть оборотных фондов, например, по элеваторам составила 81.3%, а по нефтеперерабатывающему комплексу выросла в 3,2 раза по сравнению с производственной.

Предприятия нефтеперерабатывающего комплекса имеют устойчивый сбыт продукции, работают практически в непрерывном режиме стабильно, и логично было бы ожидать от этих предприятий устойчивого финансового положения.

Вместе с тем большинство предприятий комплекса по своему финансовому положению неплатежеспособны и имеют неудовлетворительную структуру баланса.

Из четырех анализируемых предприятий нефтяного комплекса по итогам полугодия 1994 года, два предприятия акционерное общество открытого типа “Краснодарнефтеоргсинтез“ и Северо-Кавказское объединение магистральных нефтепродуктов сработали без прибыли. Убытки их соответственно составили 4,6 млрд. руб. и 3,4 млрд. руб.

Производственное объединение “Краснодарнефтепродукт“ отразило прибыль 1 млрд. руб. и в то же время убытки прошлого года - 3 млрд. руб.

Рассмотрены внутренние причины по группе предприятий нефтяного комплекса.

Наиболее существенную роль в “разбухании“ внепроизводственной
части оборотных фондов сыграла дебиторская задолженность или, фактически, товарные ссуды потребителям продукции, которые составили 82.7% общей дебиторской задолженности.

При наличии в дебиторской задолженности долгов сельского хозяйства, на что часто ссылаются руководители предприятий, в то же время значительную часть задолженности составляет задолженность коммерческих структур, которая, например, по Туапсинскому НПЗ составила на 01.09.94 - 24,4% от всей задолженности (4,2 млрд. руб.).

Платежеспособность предприятий характеризуется долей собственного капитала в оборотных фондах, в среднем по рассматриваемой группе предприятия она составила незначительную величину: 4,4%.

Некоторые предприятия такие, например, как АООТ “Краснодарнефтеоргсинтез“, ПО “Краснодарнефтепродукт“, оперируют только заемными средствами, которые покрывают не только отсутствие собственных, но и полученные убытки.

Утрата собственного капитала - это, как правило, результат его утечки в неэффективные долгосрочные финансовые вложения, инвестиции другим предприятиям, незавершенное строительство, в сферу потребления с последующим выбытием из баланса.

Например, АООТ “Краснодарнефтеоргсинтез“ по состоянию на 01.07.94 в Уставный капитал банков, страховых компаний, коммерческих структур вложило 451,5 млн. руб.

Предприятия нефтяного комплекса стали тотальными заемщиками. Структура заемных средств показывает преобладание в заемных средствах средств других предприятий - партнеров (64,9%). Предприятия формируют оборотные фонды в основном ресурсами других предприятий, избегая банковские кредиты. Часто они этих ресурсов имеют значительно больше, чем им необходимо, то есть уже берут не столько для себя, сколько для транзита ресурсов к другому пользователю.

Так, по данная группе предприятий на 76 млрд. ру6. дебиторской задолженности приходилось 134 млрд. руб. заемных средств. В дебиторской задолженности удельным вес задолженности покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию гораздо выше среднекраевого и составляет 83,0%, в то время как, по предприятиям края она составляет 22,0%.

Для сравнения:

на содержание дебиторской задолженности в
целом по краю требуется такой же, а по нефтеперерабатывающему комплексу - больший объем кредиторской задолженности. Таким образом, образуется кругооборот средств, отвлеченных от производства, не работающих на прибыль.

Главной функцией оборотных фондов при такой структуре баланса становится не производство собственной прибыли, а содержание дебиторов или тех, кому предприятие отгружает продукцию или оказывает услуги без предоплаты.

Хотя многие неплатежеспособные предприятия выглядят “успешно“ работающими - не останавливают производство и не испытывают особых трудностей со сбытом.

Аналогичное положение наблюдается и на предприятиях АПК, хотя причины возникновения неплатежеспособности другие.

Ряд предприятий работают по затратному принципу, т.е. любой ценой давать объемы продукции, не взирая есть или нет спрос на нее. Продолжая производственную деятельность, они направляют оборотные средства в сферу производства: готовую продукцию, незавершенное производство, производственные запасы. Однако, не имея достаточного рынка сбыта, не реализуя продукцию, “замораживают“ таким образом средства и превращают их из “активов производства прибыли“ в отвлеченные средства.

Так на Усть-Лабинском маслоэкстракционном заводе АО “Флорентина“ львиная доля оборотных средств была отвлечена в готовую продукцию - кориандровое масло, а завод продолжал его производить. Сейчас, там новый директор. Перепрофилировали на выпуск подсолнечного масла и дела пошли. Но еще не весь механизм оздоровления предприятия задействован, чтобы оно прочно стало на ноги.

На элеваторах в статье “незавершенное производство“ отражаются объемы госресурсов зерна, находящиеся на хранении и требующие дополнительных средств на их содержание. Так, на Ангелинском элеваторе до сентября 1994 года хранился рис урожая 1992, 1993 годов. В результате задержки реализации, отвлечения оборотных средств, задолженность по кредиту, взятому под рис и проценты составили 21 млрд. рублей, что в 3,4 раза больше собственных средств в стоимости имущества предприятия.

На ряде предприятий наблюдается процесс “капитализации“ своих или заемных оборотных фондов, которые идут на увеличение незавершенного строительства, неустановленного оборудования.

Имеет место когда предприятие по каким-то причинам строит свою внешнеэкономическую деятельность в пользу зарубежных партнеров, уступая им на длительное время существенную часть своих оборотных фондов, то есть зарубежное предприятие должно нашему, но задолженность не считается просроченной - просто так составлены договоры.

На предприятиях плохо организован контроль дебиторской задолженности, не осуществляется четкое отслеживание сроков, размеров, географии долгов. Бездействуют юридические службы. Претензии предъявляются в среднем на 0,3% от суммы задолженности.

Объемы, характер и состав дебиторской задолженности подводят к выводу, что имеет место предпочтение (подыгрывание) в пользу некоторых дебиторов. Так осуществляется регулярная отгрузка без предоплаты некоторым ТОО, коммерческим фирмам.

Понятно, что чем дольше дебитор задерживает оплату полученного товара, тем выше его интерес и доход.

Конечно рост дебиторской задолженности может быть вынужденным, когда производитель не может ни выбрать покупателя, ни остановить отгрузку без существенного ущерба для производства.

Это имеет место для сельскохозяйственных предприятий и предприятий, перерабатывающих их сырье.

Имеются и другие примеры неэффективного использования капитала предприятий со стороны управляющих.

Основная черта данных явлений заключается в стремлении безвозвратно тратить капитал, либо “эвакуировать“ в другие структуры, не накапливая его в пользу собственника.

Качество управления и интересы руководителей являются существенными двигателями накопления или утраты собственного капитала.

Управление может преодолеть неблагоприятные обстоятельства и обратить их в пользу собственника, но может использовать ситуацию и в личных целях управляющих. Наконец, имеются случаи руководства, когда управляющий, уступая обстоятельствам, обеспечивает собственнику убытки, себе нулевые выгоды, но крупные выгоды сторонним субъектам, пользующимся ситуацией.

Одной из главных внешних причин является неоптимальное налогообложение, которое не стимулирует вкладывать деньги в производство. Отсюда снижение объемов производства и его прибыльности.

Анализ показал, что причины неплатежеспособности предприятий разные, что соответственно требует индивидуального подхода к каждому конкретному предприятию при разработке мер, направленных на восстановление его финансового состояния.

В то же время наглядно видны общие меры решения проблем неплатежеспособности предприятий, которые изложены в прилагаемом проекте.

Директор территориального агентства

Федерального управления по делам

о несостоятельности (банкротстве)

в Краснодарском крае

А.А.ТИТОВА