Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.07.2010 по делу N А33-7477/2010 <Так как заявитель является субъектом среднего предпринимательства и арендуемое им имущество находится в его временном пользовании непрерывно в течение более двух лет, то у администрации города отсутствовали основания для отказа в реализации заявителем преимущественного права на выкуп арендуемых нежилых помещений>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2010 г. по делу N А33-7477/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“

к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска

о признании недействительным отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 59 площадью 628,3 кв.м., N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, изложенного в уведомлении от 07.04.2010 N 14921; обязании принять решение
о возмездном отчуждении указанных нежилых помещений,

при участии:

представителей заявителя: Комлева М.В. на основании доверенности от 18.06.2010 N 21, Макаровой Т.В. на основании доверенности от 29.06.2010 N 129,

представителя ответчика: Хорошиловой Н.С. на основании доверенности от 01.02.2010 N 13,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании недействительным отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 59 площадью 628,3 кв.м., N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, изложенного в уведомлении от 07.04.2010 N 14921; обязании принять решение о возмездном отчуждении указанных нежилых помещений.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.05.2010 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 часов 00 минут 07.07.2010 до 15 час. 00 мин. 13.07.2010. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал судебного заседания N 316 с участием тех же представителей.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Центрального района г. Красноярска 12.02.1996. В Единый государственный реестр юридических лиц запись внесена инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска 02.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022402135744.

Между департаментом недвижимости администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ заключен договор аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N
8549, согласно пункту 1.1 которого департамент недвижимости администрации г. Красноярска (арендодатель) обязуется передать обществу с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ (арендатору), а общество (арендатор) обязуется принять во временное пользование нежилое помещение N 2 на первом этаже площадью 416,9 кв.м., подвальное помещение N 2 (комнаты N N 1, 2, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 и 22) реестровый номер СТР06472, общей площадью 971,9 кв.м., в том числе подвальное помещение площадью 542,8 кв.м., расположенное в г. Красноярске по адресу: ул. Академика Киренского, 25 “А“, для использования под магазин.

В соответствии с пунктом 2.1 договора срок его действия установлен с 01.04.2004 по 01.04.2007.

Указанные нежилые помещения (нежилое помещение N 2 на первом этаже площадью 416,9 кв. м. и подвальное помещение N 2), расположенные по адресу: ул. Академика Киренского, 25 “А“, переданы обществу с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ по акту приема-передачи от 01.04.2004.

Согласно дополнению от 18.07.2006 N 5 к договору аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549 пункт 1.1 договора аренды изложен в новой редакции: “арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения N 59 общей площадью 628,3 кв.м., N 60 общей площадью 91,9 кв.м., расположенные на первом этаже, и подвальное помещение N 58 общей площадью 543,4 кв.м., всего общей площадью 1263,6 кв.м., (реестровый номер СТР06472), расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“ для использования под магазин“.

Указанные нежилые помещения (N N 59 и 60 на первом этаже и подвальное помещение N 58), расположенные по адресу: ул. Академика Киренского, 25 “А“, переданы обществу с
ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ по акту приема-передачи от 25.07.2006.

В соответствии с дополнением от 18.07.2006 N 6 к договору аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549 срок действия названного договора аренды продлен с 05.07.2006 по 31.12.2010.

11 марта 2010 года общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, в котором просило продать в собственность нежилое помещение N 59 площадью 628,3 кв.м, нежилое помещение N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, арендуемые по договору N 8549 от 01.04.2004.

Уведомлением от 07.04.2010 N 14921 “Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 11.03.2010 N 60“ департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал обществу с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 59 общей площадью 628,3 кв.м., N 60 общей площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“ со ссылкой на пункт 1 статьи 3, пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, статью 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права заявителя, последний обратился в арбитражный
суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов,

органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По части 5 вышеуказанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение, в том числе муниципальным имуществом, расположенным на территории города Красноярска.

Пунктом 1.3. Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города предусмотрено, что департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 1.4. Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города департамент является правопреемником департамента недвижимости администрации города.

Согласно пункту 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города для выполнения возложенных задач департамент в установленном порядке выполняет, в том числе функции по приватизации муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенного на территории города Красноярска муниципального имущества в собственность заинтересованным лицам.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о реализации
преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, а именно нежилого помещения N 59 площадью 628,3 кв.м, нежилого помещения N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, арендуемых по договору N 8549 от 01.04.2004.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее по тексту - Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Из буквального толкования части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ следует, что под арендуемым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу указанного закона.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской
Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий - 60 млн. рублей; малых предприятий - 400 млн. рублей; средних предприятий - 1000 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 9 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия“, утвержденных Постановлением Росстата от 14.01.2008 N 3 средняя численность работников малого предприятия включает: среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Как следует из материалов дела (устава общества, его учредительного договора, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2008, бухгалтерских балансов по состоянию на 31.12.2008 и на 31.12.2009, отчетов о прибылях и убытках за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 по 31.12.2009, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2008 и 2009 годы, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2009 и на 01.01.2010), учредителями заявителя являются физические лица; средняя численность работников за предшествующий год (2009 год) составляет двести пятнадцать человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 год составила 593 305 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ является субъектом среднего предпринимательства. Данное обстоятельство департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не оспаривается.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение является исчерпывающим.

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ разъяснено, что при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества.

Таким образом, реализация преимущественного права арендатора на приобретение недвижимого имущества осуществляется при условии соблюдения всех требований Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в том числе соответствия арендуемого имущества условиям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, которые уполномоченный орган должен проверить при рассмотрении заявления по существу.

В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 30.10.2008 N 7-2279 “Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение“ предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения государственного имущества Красноярского края или имущества муниципальных образований путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства установлено в размере не более 1000 квадратных метров.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2009 на нежилые помещения N 59 площадью 628,3 кв.м, N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности за муниципальным образованием г. Красноярск, а также на указанные нежилые помещения зарегистрированы существующие ограничения (обременение) права - аренда (регистрация N 24-24-01/109/2006-952 от 21.12.2006, срок с 21.12.2006 по 31.12.2010).

Из договора аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549, акта сверки по арендной плате по состоянию на 17.05.2010 следует, что имущество (нежилое помещение N 59 общей площадью 628,3 кв. м. и N 60 общей площадью 91,9 кв.м, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“) находится у общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ во временном владении и пользовании непрерывно в течение более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (05.08.2008) в соответствии с договором аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549; задолженность по арендной плате за указанное имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи (11.03.2010) заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества отсутствует; площадь арендуемых помещений не превышает установленное Законом Красноярского края предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (1000 кв.м.).

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети “Интернет“ на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.2. статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Доказательства включения арендуемых заявителем помещений в перечень государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены, о наличии указанных доказательств не заявлено.

Таким образом, исходя из изложенного, общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ на момент обращения с заявлением соответствовало требованиям законодательства, в связи с чем имело преимущественное право на приватизацию арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

Отказывая заявителю в реализации преимущественного права, ответчик сослался на пункт 1 статьи 3, пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, статью 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества, в том числе из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ предусматривает государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании фактической причиной отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 59 общей площадью 628,3 кв.м., N 60 общей площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского 25 “А“, явилась произведенная обществом реконструкция помещений NN 59 и 60, в результате которой указанные помещения были объединены в одно помещение N 61 с увеличением общей площади на 225,3 кв. м. По мнению ответчика, преимущественное право на выкуп арендуемого нежилого помещения N 61 у общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ не возникло, поскольку на момент рассмотрения департаментом обращения общества указанное помещение находится у общества в аренде менее двух лет.

В обоснование довода представителем ответчика передана в материалы дела копия кадастрового паспорта на помещение от 30.03.2010.

Указанный довод ответчика отклоняется арбитражным судом на основании следующего.

В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 134 от 05.11.2009 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ по смыслу Закона объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ о“язательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Таким образом, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом, в том числе сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

По пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет, в том числе помещений.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ предусмотрено, что сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости. Таким образом, наличие кадастрового паспорта лишь подтверждает постановку объекта недвижимости на кадастровый учет и внесение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Пунктами 3 и 4 статьи 24 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ предусмотрено, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Из материалов дела (в том числе кадастрового паспорта помещения от 30.03.2009 на помещение N 61, писем департамента от 29.04.2004 N 6047 “О реконструкции“, от 15.12.2004 N 10736, извещения департамента от 21.09.2004 N 18980, Распоряжения администрации г. Красноярска от 24.04.2006 N 936-арх., письма администрации Октябрьского района г. Красноярска от 11.10.2004 N 2120, акта проверки от 23.12.2008 N 2544, уведомления департамента от 10.02.2009 N 4796, письма общества от 19.01.2010) следует, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что обществом с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ с согласия департамента осуществлена реконструкция помещений NN 59 и 60.

Образованное в результате реконструкции помещение N 61 площадью 945,5 кв.м поставлено ответчиком на кадастровый учет.

Вместе с тем, право муниципальной собственности за муниципальным образованием г. Красноярск на нежилое помещение N 61 площадью 945,5 кв. м. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями о приостановлении внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок за ним от 06.04.2010 NN 01/052/2010-688 и 01/052/2010-689.

Доказательства, подтверждающие право муниципальной собственности на помещение N 61 площадью 945,5 кв.м, а также прекращения права муниципальной собственности на помещения N 59 площадью 628,3 кв. м. и N 60 площадью 91,9 кв. м. департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска суду не представлены.

Переданный ответчиком в материалы дела кадастровый паспорт на помещение N 61, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, также не подтверждает вышеуказанные обстоятельства.

Из материалов дела следует, что предметом договора аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549, в редакции дополнений от 18.07.2006 N 5 и от 18.07.2006 N 6, являются нежилые помещения NN 59 и 60, указанные помещения арендуются обществом с 05.07.2006. Нежилое помещение N 61 предметом договора аренды нежилого помещения от 01.04.2004 N 8549 не является.

Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ непрерывно, в течение более двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ арендует спорные нежилые помещения.

Таким образом, законодательно установленное требование о нахождении арендуемого имущества во временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ обществом соблюдено.

Следовательно, на дату обращения с заявлением от 11.03.2010 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества общество соответствовало всем условиям и имело преимущественное право на приватизацию помещений NN 59 и 60 в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в связи с чем у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отсутствовали основания для отказа в реализации обществом преимущественного права на выкуп нежилых помещений N 59 общей площадью 628,3 кв. м. и N 60 общей площадью 91,9 кв.м, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений, изложенный в уведомлении от 06.08.2009 N 40903 “Об отказе в реализации преимущественного права“, не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“; нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В качестве способа восстановления нарушенных прав общество с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ заявило об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска принять решение о возмездном отчуждении нежилых помещений N 59 площадью 628,3 кв.м., N 60 площадью 91,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“.

Последовательность действий уполномоченного органа при получении от заинтересованного лица заявления о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о наличии преимущественного права на приобретение арендуемого имущества установлена частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, согласно которой уполномоченные органы обязаны:

- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, в двухмесячный срок с даты получения заявления;

- принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

- направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в качестве меры, восстанавливающей нарушенное право заявителя, обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска произвести действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2 000 рублей.

Согласно платежному поручению от 17.05.2010 N 2293 обществом с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены, понесенные им судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ удовлетворить.

Признать недействительным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений N 59 общей площадью 628,3 кв. м. и N 60 общей площадью 91,9 кв.м, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25 “А“, изложенный в уведомлении от 07.04.2010 N 14921 “Об отказе в реализации преимущественного права по заявлению от 11.03.2010 N 60“.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“, а именно, произвести действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью “Торговая Сеть “КАРАВАЙ“ 2000 рублей судебных расходов.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М.ЧУРИЛИНА