Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Красноярскому краю от 05.04.2010 по делу N 067-10-10 <О прекращении производства по данному делу в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. по делу N 067-10-10

Резолютивная часть решения объявлена на заседании комиссии 22 марта 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 апреля 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Мироненко Т.Г., главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело N 067-10-10, возбужденное по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) ОАО “М“ (660021, г.
Красноярск, ул. Бограда, д. 144а) (далее - ОАО “М“), установила.

В адрес антимонопольного управления поступило заявление гражданки <...> с жалобой на действия ОАО “М“ (далее - ОАО “М“), выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании строительства объектов электросетевого хозяйства (установка КТП 10 кВ с трансформатором мощности 16 кВА, строительство питающей линии электропередачи 10 кВ от точки присоединения до объекта) для электроснабжения ее жилого дома <...> (пункт 12.2 проекта технических условий, выданных ОАО “М“).

По данному заявлению Красноярским УФАС России Приказом N 73 от 18.02.2010 возбуждено дело N 067-10-10 по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в отношении ОАО “М“.

В рассмотрении дела N 067-10-10 объявлялся перерыв с 16.03.2010 до 22.03.2010 для предоставления <...> времени для изучения измененного проекта договора на технологическое присоединение ее объекта, представленного ОАО “М“ на заседании комиссии 16.03.2010.

На заседании комиссии присутствовали от ОАО “М“ - <...> (доверенность N 415 от 16.12.2009), <...> (паспорт).

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, комиссия установила следующие обстоятельства.

<...> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Для осуществления электроснабжения жилого дома 14.07.2009 она обратилась в адрес ОАО “М“ с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15кВт).

14.09.2009 <...> получила в ОАО “М“ проект договора на технологическое присоединение объекта. В пункте 12.2 приложения N 2 к проекту данного договора (технические условия) на <...> возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства (установка КТП 10 кВ с трансформатором мощности 16 кВА, строительство питающей линии электропередачи 10 кВ от точки присоединения до объекта) для электроснабжения жилого дома.

Рассмотрев
предложенный ОАО “М“ проект договора <...> 24.09.2009 направила в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания этого проекта договора с требованием привести его в соответствие с действующим законодательством, который был проигнорирован ОАО “М“.

03.12.2009 <...> обратилась в адрес ОАО “М“ с письмом, в котором напоминала обществу о том, что 24.09.2009 она направляла отказ от заключения договора и требовала привести его в соответствие с действующим законодательством, в этом письме <...> повторно просила сетевую организацию подготовить и представить ей для подписания новую редакцию проекта договора на технологическое присоединение.

15.02.2010 <...> обратилась в ОАО “М“ с просьбой “аннулировать оферту и отозвать проект договора на технологическое присоединение объекта“, а также оформила новую заявку на технологическое присоединение объекта. В соответствии с письменными пояснениями <...> эти действия были вызваны устной просьбой сотрудника ОАО “М“ <...> об оформлении новой заявки на технологическое присоединение.

ОАО “М“ на заседании комиссии 22.03.2010 представило новый проект договора на технологическое присоединение объекта, 17.03.2010 <...> подписала указанный проект и направила его в ОАО “М“.

ОАО “М“ считает свои действия правомерными по следующим основаниям:

- в инвестиционной программе ОАО “М“ на 2008 - 2010 гг. не предусмотрено строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома <...>;

- законодательство не устанавливает запрета на выполнение заявителем каких-либо мероприятий по техническим условиям;

- согласно п. п. 16, 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), обязательства по выполнению технических условий возлагаются
не только на сетевую организацию, но и на заявителя.

Комиссия не учитывает указанные доводы ОАО “М“ о правомерности своих действий по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - ФЗ “Об электроэнергетике“) настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья
2 ФЗ “Об электроэнергетике“).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ “Об электроэнергетике“ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих
устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 14 Правил под заявителем понимается физическое лицо, обратившееся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Таким образом, гражданка <...> подпадает под понятие лица, указанного в пункте 14 Правил.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и
представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.

Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, у ОАО “М“ имеется обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта <...> до границ ее участка.

Кроме того, согласно пункту 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 71 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более
550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация согласно действующему законодательству имеет возможность включить расходы, связанные с выполнением мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих объектов <...> к своим электрическим сетям, в расчет платы на передачу электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО “М“, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО “М“ электрических сетей.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих
услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям“, Федеральная антимонопольная служба (наряду с Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений
относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Подпункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает нарушать установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Правилами регламентирован порядок заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, согласования разногласий и предусмотрено распределение обязанностей по исполнению условий договора. Указанный порядок был нарушен ОАО “М“.

Уклонение хозяйствующего субъекта (ОАО “М“) от согласования спорных положений проекта договора, оставление без рассмотрения мотивированных отказов <...> от заключения первоначального проекта договора на технологическое присоединение от 24.09.2009 (новый проект договора на технологическое присоединение на указанное обращение <...> был направлен только в процессе рассмотрения дела N 067-10-10 в Красноярском УФАС России) и, таким образом, настаивание занимающей доминирующее положение организации на включении в договор на технологическое присоединение к электрическим сетям условий об обязанности <...> осуществить мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства, не предусмотренных действующим законодательством, свидетельствует о навязывании невыгодных контрагенту условий договора.

В случае выполнения требований по строительству объектов электросетевого хозяйства, содержащихся в проектах договора на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, не предусмотренных действующим законодательством, <...> должна была понести определенные финансовые издержки, ее интересы были бы ущемлены.

Таким образом, ОАО “М“ нарушило часть 1 статьи 10, подпункты 3, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что ОАО “М“ представило новый проект договора на технологическое присоединение, направленный <...> 15.12.2009, в соответствии с условиями которого ОАО “М“ осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома (п. 10.4.2, п. 10.4.3, п. 10.4.4 приложения N 2 к проекту договора (технические условия), руководствуясь статьями 23, 41, 48 Закона о защите конкуренции, комиссия

решила:

Прекратить производство по делу N 067-10-10 в отношении ОАО “М“ в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

В.М.ЗАХАРОВ

Члены комиссии

А.В.БАРАНОВА

А.В.КОВАЛЕНКО

Т.Г.МИРОНЕНКО