Законы и постановления РФ

<Разъяснения> Управления ФНС РФ по Красноярскому краю от 01.04.2010 “Урегулирование задолженности“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 1 апреля 2010 года

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Вопрос: Изменился ли с 1 января 2010 года порядок возбуждения уголовных дел при неуплате налогоплательщиком сумм недоимок, пеней, налоговых санкций?

Ответ: Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 383-ФЗ) внесены изменения в порядок направления материалов в органы внутренних дел для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Новая редакция пункта 3 статьи 32 НК РФ предусматривает направление материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.

Соответственно в пункт 4 статьи 69 НК РФ добавлен новый абзац, согласно которому, в случае если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 383-ФЗ), в требование включается предупреждение о том, что налоговый орган в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок обязан направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обращаем внимание, что в пункте 3 статьи 108 НК РФ теперь подчеркивается, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является именно установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 4 статьи 1 Федерального закона N 383-ФЗ).

Важными для налогоплательщиков являются вновь введенные пункты 2 примечаний к статьям 198, 199, 199.1 УК РФ. Согласно им уголовной ответственности можно избежать тем, кто совершил предусмотренное вышеназванными статьями преступление впервые, а также при условии полной уплаты всей недоимки и соответствующих пеней и штрафов.

После передачи материалов в органы внутренних дел в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 НК РФ не позднее следующего дня
после передачи материалов налоговый орган должен вынести решение о приостановлении исполнения принятых решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. Одновременно приостанавливается и течение сроков взыскания.

Однако все это возобновляется не позднее того дня, когда будет получено уведомление от органов внутренних дел об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор.

Если же лицу был вынесен обвинительный приговор, налоговый орган отменяет это решение в части привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 383-ФЗ).

Вопрос: Должна ли инспекция произвести отзыв инкассовых поручений, предъявленных к расчетному счету налогоплательщика для взыскания сумм, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки, если впоследствии решением арбитражного суда решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения признано частично недействительным?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя - в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, - поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).

В соответствии с пунктом 2.17 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П, плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок“.

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Учитывая изложенное и принимая во внимание арбитражную практику в пользу налоговых органов, в случае признания решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения частично недействительным, инспекция не производит отзыв “спорных“ инкассовых поручений, а направляет в кредитное учреждение информационное письмо об изменении (уменьшении) сумм налогов, пеней, налоговых санкций, предъявленных к взысканию по инкассовым поручениям.