Законы и постановления РФ

Решение Калининградского областного суда от 27.05.2005 N 3-51/05 <По делу о признании Закона Калининградской области от 17.03.2005 N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ противоречащим нормам действующего федерального законодательства>

Определением Верховного Суда РФ от 27.05.2005 данное решение оставлено без изменения.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2005 г. N 3-51/05

Калининградский областной суд в лице судьи Науменко Б.И.

при секретаре Сычевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО “МираТорг-Калининград“ о признании Закона Калининградской области от 17.03.2005 N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ (далее - Закон N 513) противоречащим нормам действующего федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ООО “МираТорг-Калининград“ обратилось в суд с указанным выше заявлением, сославшись на то, что Закон N 513 принят в нарушение прав и свобод, предусмотренных федеральным законодательством
Российской Федерации, в частности, Конституцией Российской Федерации, согласно ст. 72, 76 которой принятие подобного нормативного правового акта находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так как существует федеральное законодательство, устанавливающее и обеспечивающее создание благоприятных условий для социально-экономического развития Калининградской области (Закон РФ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“, Постановление Правительства РФ N 830 и т.д.), то законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статьи 72 и 76 Конституции РФ закрепляют законодательную возможность субъектов регулировать общественные отношения, но не возлагают на них обязанности по реализации закрепленных полномочий.

Статьей 3 Закона N 513 установлен перечень требований для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, с целью признания их местными товаропроизводителями.

Пунктом 2 статьи 3 предусмотрено подтверждение соответствия требованиям технических регламентов производимой продукции, а также процессов производства продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, в соответствии с положениями Федерального закона “О техническом регулировании“. Однако ни в этом Законе, ни в других законах, действующих на территории Российской Федерации, перечень технических регламентов не содержится.

В пункте 3 статьи 3 Закона N 513 предусмотрено, что местными товаропроизводителями признаются только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи. Но так как технические регламенты на сегодняшний день не существуют, выполнение пункта 2 статьи 3 Закона невозможно, следовательно, ни одно юридическое лицо и индивидуальный предприниматель не могут быть признаны местными товаропроизводителями.

В официальном
тексте документа, видимо, допущена опечатка: одни и те же слова “осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, путем предоставления правовой защиты их деятельности“ повторяются дважды.

Согласно статье 6 Закона N 513 целью принятия указанного Закона является поддержка субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, путем предоставления правовой защиты их деятельности, осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, путем предоставления правовой защиты их деятельности, установления льготного порядка ведения местными товаропроизводителями хозяйственной деятельности, а также первоочередного учета интересов местных товаропроизводителей при разработке нормативных правовых актов по вопросам их деятельности и иные меры поддержки.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ предпринимательская деятельность в ОЭЗ пользуется правовой защитой государства, которая в первую очередь обеспечивается Конституцией РФ, другими федеральными законами и нормативными актами РФ.

Согласно подпункту “д“ пункта 1 статьи 3 Закона N 513 для внесения в реестр местных товаропроизводителей субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, должны являться участниками внешнеэкономической деятельности. Следовательно, компании, производящие продукцию из товаров, произведенных в РФ, или не являющиеся участниками ВЭД, не могут быть признаны местными товаропроизводителями и пользоваться предусмотренными в Законе мерами государственной поддержки, что ставит их в заведомо дискриминирующее положение, что свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Законам РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“, “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В судебном заседании представитель ООО “МираТорг-Калининград“ на основании доверенности Сорокин А.А. поддержал заявление в полном
объеме, дополнительно пояснил, что их позиция подтверждается письмом департамента правового обеспечения Минэкономразвития России. Кроме того, пояснил, что о дискриминационности оспариваемого Закона свидетельствует тот факт, что в Положение о проведении аукционов по продаже квот по товарам внесены изменения и к участию в аукционе на мясную группу товаров допускаются только местные товаропроизводители, зарегистрированные в соответствии с оспариваемым Законом.

Представитель Калининградской областной Думы Кузнецов А.В. и представитель администрации Калининградской области Каровайчик Д.В. заявленные требования не признали, пояснили, что оспариваемый Закон N 513 не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Калининградской областной Думой в пределах своей компетенции.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Законом области N 513 предусматривается осуществление органами государственной власти Калининградской области мер государственной поддержки в отношении субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории области, осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области.

Перечень указанных мер государственной поддержки, предоставляемых в том числе в форме льготного порядка ведения местными товаропроизводителями хозяйственной деятельности, определен статьей 6 Закона области N 513.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации установлены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 73 Конституции
Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации вопросы оказания мер государственной поддержки и стимулирования развития предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации, являющиеся предметом правового регулирования оспариваемого Закона, не отнесены ни к предмету исключительного ведения Российской Федерации, ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, утверждения заявителя о том, что вопросы принятия оспариваемого нормативного правового акта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, поскольку базируются на расширительном толковании положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным являются необоснованными и утверждения заявителя о противоречии оспариваемого Закона Калининградской области положениям Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 830 “Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области“.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ в Российской Федерации федеральными законами о свободных
экономических зонах может устанавливаться особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон.

Согласно преамбуле Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ указанный Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и функционирования режима Особой экономической зоны в Калининградской области и направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 830 принято в целях защиты местных товаропроизводителей и устанавливает количественные ограничения на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области. Кроме того, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден порядок проведения аукционов по продаже квот по вышеуказанным товарам.

В свою очередь, Закон Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 регулирует вопросы предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию области.

Очевидно, что указанный Закон Калининградской области, Федеральный закон N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ и Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 830 имеют различные предметы правового регулирования и применяются к различным правовым отношениям.

Наличие Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“, обеспечивающего создание благоприятных условий для социально-экономического развития Калининградской области, не может служить основанием для запрета субъекту Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам его ведения.
Обратное противоречило бы положениям пункта 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, утверждения заявителя о том, что статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации не возлагают на субъекты Российской Федерации обязанности по реализации закрепленных Конституцией полномочий по законодательному регулированию общественных отношений, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку отрицают право субъектов Российской Федерации на какое-либо законодательное регулирование, что не соответствует положениям статей 73 и 76 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ установлено, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, подтверждают соответствие производимой ими из ввезенных на территорию Калининградской области товаров продукции, а также процессов производства такой продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями Федерального закона “О техническом регулировании“.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 7 указанного Федерального закона технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе биологическую, промышленную, техническую, химическую безопасность и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании“
требования технических регламентов являются обязательными для исполнения всеми субъектами предпринимательской деятельности.

Аналогичная норма со ссылкой на Федеральный закон “О техническом регулировании“ закреплена и в абзаце 1 пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“.

Тот факт, что федеральным законодателем до настоящего времени не принят ни один технический регламент, не может служить основанием для признания Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 не соответствующим законодательству Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 является отсылочным к нормам законодательства Российской Федерации в области технического регулирования и применяется с учетом наличия соответствующих технических регламентов, разработка которых производится федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года N 1421-р.

Таким образом, подтверждение субъектами предпринимательской деятельности соответствия процессов производства ими продукции требованиям технических регламентов будет производиться после утверждения в установленном порядке соответствующих технических регламентов.

Так, Постановлением администрации Калининградской области от 31 марта 2005 года N 155 “О реестре местных товаропроизводителей“ установлен перечень документов, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для внесения в реестр местных товаропроизводителей.

Согласно указанному Постановлению администрации области предоставление сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, претендующими на включение в реестр местных товаропроизводителей, требований технических регламентов в настоящее время не требуется.

Таким образом, утверждения заявителя о том, что ни одно юридическое лицо и индивидуальный предприниматель не могут быть признаны местными товаропроизводителями в связи с невозможностью выполнения пункта 2
статьи 3 Закона Калининградской области от 31 марта 2005 года N 513 из-за отсутствия технических регламентов, не соответствуют действительности и тем более не нарушает права заявителей.

Необоснованными являются утверждения заявителя о нарушении положениями оспариваемого Закона Калининградской области норм Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ и Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Так, Федеральный закон от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ признан утратившим свою силу статьей 54 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, в связи с чем ссылки на положения Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ являются неоправданными.

Кроме того, Законом Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ не осуществляется правовое регулирование отношений в области внешнеэкономической деятельности, поскольку в соответствии с пунктом “л“ статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование внешнеэкономических отношений находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Оспариваемый Закон Калининградской области не распространяется на указанную сферу отношений, имеет иной предмет правового регулирования, не затрагивает вопросы внешнеторговой деятельности, в связи с чем не является противоречащим Федеральному закону от
8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“.

Учитывая, что Закон Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 не распространяется на отношения в сфере внешнеторговой деятельности, а направлен на стимулирование развития предпринимательской деятельности по производству продукции из товаров, ввозимых на территорию области, то есть на производственные отношения, возникающие в Калининградской области как одном из субъектов Российской Федерации, утверждение заявителя о нарушении положениями данного Закона Калининградской области принципа равенства участников внешнеторговой деятельности не основано на нормах законодательства Российской Федерации, поскольку никаких льгот и преимуществ одним участникам внешнеторговой деятельности по сравнению с другими указанный Закон не предоставляет.

Закон Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ направлен на развитие отдельной отрасли производства - производства продукции из импортных товаров.

В целях реализации указанной задачи органы государственной власти Калининградской области способствуют развитию субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство продукции из товаров, ввозимых на территорию области, путем осуществления ряда мероприятий, указанных в статье 6 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513.

При этом установленный статьей 1 Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Особой экономической зоны не препятствует органам государственной власти Калининградской области устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если установление таких льгот относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Запрет на установление подобных льгот либо льготного порядка ведения отдельными категориями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хозяйственной деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрен, в связи с чем утверждение заявителя о нарушении положениями статьи 6 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 норм Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“ является необоснованным.

Нельзя согласиться и с доводами заявителя о несоответствии статьи 6 Закона Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ положениям статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Согласно статье 7 указанного Закона РСФСР федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Закон Калининградской области от 21 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ не предоставляет отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Калининградской области каких-либо льгот, ставящих их в более выгодное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами. Статья 6 указанного Закона устанавливает возможность предоставления иными нормативными актами мер государственной поддержки отдельной категории хозяйствующих субъектов в целях содействия развитию их деятельности.

Таким образом, статьей 6 оспариваемого Закона Калининградской области конкретные льготы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не предоставляются. Более того, указанной статьей устанавливается возможность оказания мер государственной поддержки целой отрасли по производству продукции из импортных комплектующих материалов, что не нарушает положения статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, запрещающей необоснованно предоставлять льготы отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам.

В то же время пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещено издание только тех нормативных правовых актов, которые имеют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В соответствии с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Закон N 513 не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, и не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения его заявления не имеется.

Доводы представителя заявителя о том, что в связи с принятием оспариваемого Закона они не могут участвовать в проведении аукциона по продаже квот на мясную группу товаров, не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителя Законом N 513, поскольку ограничения на участие в аукционе установлены не оспариваемым Законом, а Правилами проведения аукционов по продаже квот, которые не являются предметом настоящего судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО “МираТорг-Калининград“ о признании Закона Калининградской области от 17 марта 2005 года N 513 “О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию Калининградской области“ противоречащим нормам действующего федерального законодательства оставить без удовлетворения.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации через Калининградский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 8 июня 2005 года.

Судья

Б.И. Науменко