Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации муниципального района “Жиздринский район“ от 09.09.2009 N 488 “Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “ЖИЗДРИНСКИЙ РАЙОН“

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. N 488

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “ЖИЗДРИНСКИЙ РАЙОН“

В целях обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции при осуществлении полномочий органами местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“, в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Калужской области от 27.04.2007 N 305-ОЗ (в редакции от 28.05.2009) “О противодействии коррупции в Калужской области“

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и
их проектов органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“ (приложение N 1).

2. Утвердить Состав Экспертного совета по выявлению коррупционных факторов (приложение N 2).

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Глава администрации

муниципального района

“Жиздринский район“

Г.В.Павлов

Приложение N 1

к Постановлению

Главы администрации

муниципального района

“Жиздринский район“

от 9 сентября 2009 г. N 488

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

“ЖИЗДРИНСКИЙ РАЙОН“

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и их проектов, утвержденной Законом Калужской области от 27.04.2007 N 305-ОЗ (в редакции от 28.05.2009), и определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“ (далее по тексту - МПА) в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.

1.2. Под антикоррупционной экспертизой муниципальных нормативных правовых актов и их проектов понимается деятельность администрации муниципального района “Жиздринский район“ по выявлению и описанию коррупционно опасных факторов, содержащихся в муниципальных правовых актах и их проектах.

1.3. Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“, регулирующие правоотношения в сферах и полномочиях с повышенным риском коррупции.

1.4. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов администрации МР “Жиздринский район“, а также проекты муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующие:

1) контрольные, разрешительные полномочия органов местного самоуправления МР “Жиздринский район“;

2) порядок использования и распоряжения муниципальной собственностью МР “Жиздринский район“;

3) правоотношения в сфере бюджетного, налогового, земельного, лесного, градостроительного законодательства, законодательства о недропользовании;

4) вопросы прохождения муниципальной службы, статуса лиц, выборные должности в органах местного
самоуправления, должности муниципальной службы.

1.5. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов в МПА и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.

1.6. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:

- приоритет защиты прав и законных интересов человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления МР “Жиздринский район“;

- соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов местного самоуправления МР “Жиздринский район“;

- объективность, мотивированность и законность проведения экспертизы;

- обеспечение гласности и доступности информации и деятельности органов местного самоуправления.

1.7. При подготовке проекта МПА должностные лица структурных подразделений администрации МР “Жиздринский район“, осуществляющие подготовку проекта МПА (далее - разработчик МПА), или заинтересованная организация, осуществляющая подготовку проекта МПА (далее по тексту - разработчик МПА), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта МПА норм, содержащих коррупционные факторы.

1.8. Антикоррупционная экспертиза проводится Экспертным советом по выявлению коррупционных факторов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МР “Жиздринский район“ и их проектов.

2. Коррупциогенные факторы

В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления МР “Жиздринский район“, выражающиеся в:

- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

-
злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятии нормативного правового акта МР “Жиздринский район“ сверх компетенции, нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов МР “Жиздринский район“;

- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;

2) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствующие об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражающиеся в:

- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте МР “Жиздринский район“ или его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и
решений;

- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;

3) факторы системного характера, являющиеся факторами, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

3. Условия работы Экспертного совета по выявлению

коррупционных факторов

3.1. Экспертный совет по выявлению коррупционных факторов (далее - Экспертный совет) формируется в составе пяти членов из числа муниципальных служащих МР “Жиздринский район“.

3.2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Калужской области от 27 апреля 2007 г. N 305-ОЗ (с изменениями от 28 мая 2009 г. N 546-ОЗ) “О противодействии коррупции в Калужской области“, законодательством Калужской области, Уставом муниципального района “Жиздринский район“, настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами.

3.3 Основными задачами Экспертного совета являются:

- проведение антикоррупционной экспертизы;

- подготовка заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;

- внесение рекомендаций по устранению коррупционных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам.

3.4. Экспертный совет имеет право:

- запрашивать в установленном порядке у органов местного самоуправления, общественных объединений
и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы;

- привлекать в установленном порядке специалистов органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях реализации полномочий Экспертного совета.

3.5. Экспертный совет состоит из председателя, секретаря и членов Экспертного совета.

3.6. Председатель Экспертного совета:

- руководит работой Экспертного совета;

- председательствует на заседаниях Экспертного совета;

- подписывает заключения Экспертного совета;

- несет ответственность за выполнение возложенных на Экспертный совет задач.

3.7. Секретарь Экспертного совета:

- информирует членов Экспертного совета о месте и времени проведения заседания Экспертного совета;

- организует подготовку материалов к заседаниям;

- оформляет протоколы заседаний;

- рассылает принятые решения.

3.8. Заседания Экспертного совета проводятся по мере поступления на антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“ и их проектов.

3.9. Заседание Экспертного совета правомочно, если на нем присутствует более 2/3 ее состава.

3.10. Решения Экспертного совета считаются принятыми, если все присутствующие на заседании члены Экспертного совета проголосовали единогласно.

3.11. Решение Экспертного совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами Экспертного совета.

4. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы

проектов муниципальных нормативных правовых актов

4.1. Антикоррупционная экспертиза проводится Экспертным советом.

4.2. Антикоррупционную экспертизу проходят все проекты муниципальных нормативных правовых актов, регулирующие правоотношения, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка.

4.3. При направлении проекта муниципального нормативного правового акта, подлежащего антикоррупционной экспертизе, на согласование Экспертному совету разработчик прикладывает к нему пояснительную записку.

В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:

- наименование проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого на визу Экспертному совету;

- полный перечень положений (статей, пунктов) федеральных и региональных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия муниципального нормативного правового акта;

- вывод об отсутствии (наличии) в проекте муниципального нормативного
правового акта типичных коррупционных факторов.

4.4. По результатам антикоррупционной экспертизы Экспертным советом составляется заключение в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

5. Антикоррупционная экспертиза ранее принятых

(утвержденных) муниципальных нормативных правовых актов

5.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Жиздринский район“ проводится в срок до 15 рабочих дней со дня поступления нормативного правового акта или проекта на экспертизу.

5.2. Результатами проведенной антикоррупционной экспертизы ранее принятых (утвержденных) муниципальных нормативных правовых актов являются выявленные в муниципальном нормативном правовом акте коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.

Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы оформляются в виде заключения.

6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

6.1. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором должны быть отражены:

- дата и место подготовки заключения;

- основание для проведения экспертизы;

- реквизиты нормативного акта, проходящего экспертизу;

- данные о проводящих экспертизу лицах;

- наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте МР “Жиздринский район“ или его проекте коррупционных факторов с указанием соответствующих статей (пунктов, подпунктов, абзацев) нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;

- рекомендации по устранению выявленных коррупционных факторов или нейтрализации вызываемых ими негативных последствий;

- наличие в нормативном правовом акте МР “Жиздринский район“ или его проекте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.

6.2. Экспертное заключение представляется разработчику проекта нормативного правового акта МР “Жиздринский район“, органу, принявшему нормативный правовой акт МР “Жиздринский район“, и инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.

6.3. Положения проекта нормативного правового акта МР “Жиздринский район“, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта МР
“Жиздринский район“ его разработчиками.

В случае выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах МР “Жиздринский район“, требующих внесения в них изменений, подготовка таких изменений осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МР “Жиздринский район“.

Приложение N 2

к Постановлению

Главы администрации

муниципального района

“Жиздринский район“

от 9 сентября 2009 г. N 488

СОСТАВ

ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

Денисова Татьяна Григорьевна - председатель совета

заместитель Главы администрации

МР “Жиздринский район“, управляющая

делами

Карпов Роман Алексеевич - секретарь совета

главный специалист администрации

МР “Жиздринский район“, юрист

Перепелицина Татьяна Ивановна - член совета

заведующая отделом экономического

развития администрации МР “Жиздринский

район“

Лесюнина Елена Ивановна - член совета

заведующая отделом финансов администрации

МР “Жиздринский район“

Зуева Татьяна Николаевна - член совета

главный специалист администрации

МР “Жиздринский район“, архитектор