Решение Районного Собрания МО “Ферзиковский район“ от 15.07.2009 N 276 “Об утверждении Положения “О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и иных проектов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“
Утратил силу в связи с изданием Решения Районного Собрания МО “Ферзиковский район“ от 07.07.2010 N 29, вступающего в силу со дня официального опубликования.КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ “ФЕРЗИКОВСКИЙ РАЙОН“
РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. N 276
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ПРОЕКТОВ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
“ФЕРЗИКОВСКИЙ РАЙОН“
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции“, руководствуясь Законом Калужской области от 27 апреля 2007 года N 305-ОЗ (с изменениями от 28 мая 2009 года N 546-ОЗ) “О противодействии коррупции в Калужской области“, в целях обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции при осуществлении полномочий органами местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“, должностными лицами муниципальных учреждений и предприятий муниципального района, предупреждения включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также выявления и устранения таких положений Районное Собрание муниципального района “Ферзиковский район“
РЕШИЛО:
1. Утвердить Положение “О проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных проектов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ (прилагается).
2. Рекомендовать представительным органам местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района “Ферзиковский район“, принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых органами местного самоуправления поселений.
3. Опубликовать настоящее Решение в газете “Ферзиковские вести“.
Глава муниципального района
“Ферзиковский район“
В.А.Козлов
Утверждено
Решением
Районного Собрания
муниципального района
“Ферзиковский район“
от 15 июля 2009 г. N 276
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “ФЕРЗИКОВСКИЙ РАЙОН“
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Калужской области от 27 апреля 2007 года N 305-ОЗ (с изменениями от 28 мая 2009 года N 546-ОЗ) “О противодействии коррупции в Калужской области“.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ на коррупциогенность, порядок составления заключений о коррупциогенности правовых актов и их проектов.
1.3. Антикоррупционная экспертиза - это деятельность, направленная на выявление и устранение явлений или совокупности явлений в нормативных правовых актах и их проектах органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“, порождающих или способствующих ее распространению.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области и их проектов, утвержденными Законом Калужской области от 27 апреля 2007 года N 305-ОЗ (с изменениями от 28 мая 2009 года N 546-ОЗ) “О противодействии коррупции в Калужской области“.
1.5. Антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат проекты нормативных правовых актов, регулирующих:
1) контрольные, разрешительные полномочия органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“;
2) порядок использования и распоряжения муниципальной собственностью;
3) правоотношения в сфере бюджетного, налогового, земельного, лесного, градостроительного законодательства, законодательства о недропользовании;
4) вопросы прохождения муниципальной службы, статуса лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления, должности муниципальной службы.
В иных случаях решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта принимается Районным Собранием муниципального района “Ферзиковский район“ (далее - Районное Собрание) или Главой муниципального района “Ферзиковский район“ (далее - Глава района).
1.6. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти нормативные правовые акты не были внесены изменения.
2. Коррупционные факторы
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
7. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного усыновления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
9. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ и их проектов проводится по решению Районного Собрания и (или) Главы района.
2.2. Структурные подразделения администрации муниципального района “Ферзиковский район“ вправе внести предложение в Районное Собрание и (или) Главе района о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта нормативного правового акта или действующего нормативного правового акта.
2.4. С целью проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ и их проектов Главой района организуется рабочая группа и утверждается ее состав.
2.5. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Калужской области от 27 апреля 2007 года N 305-ОЗ (с изменениями от 28 мая 2009 года N 546-ОЗ) “О противодействии коррупции в Калужской области“, законодательством Калужской области, Уставом муниципального района “Ферзиковский район“, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами.
2.6. Основными задачами рабочей группы являются:
- проведение антикоррупционной экспертизы;
- подготовка заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;
- внесение рекомендаций по устранению коррупционных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам.
2.7. Рабочая группа имеет право:
- запрашивать в установленном порядке у органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы;
- привлекать в установленном порядке специалистов органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях реализации полномочий рабочей группы.
2.8. Рабочая группа состоит из председателя, секретаря и членов рабочей группы.
2.9. Состав рабочей группы утверждается распоряжением Главы района.
2.10. Председатель рабочей группы:
- руководит работой рабочей группы;
- председательствует на заседаниях рабочей группы;
- подписывает заключения рабочей группы;
- несет ответственность за выполнение возложенных на рабочую группу задач.
2.11. Секретарь рабочей группы:
- информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседания рабочей группы;
- организует подготовку материалов к заседаниям;
- оформляет протоколы заседаний;
- рассылает принятые решения.
2.12. Заседания рабочей группы проводятся по мере поступления на антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ и их проектов.
2.13. Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более 2/3 ее состава.
2.14. Решения рабочей группы считаются принятыми, если все присутствующие на заседании члены рабочей группы проголосовали единогласно.
2.15. Решение рабочей группы оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами рабочей группы.
2.16. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района “Ферзиковский район“ проводится в срок до 15 рабочих дней со дня поступления нормативного правового акта или проекта на экспертизу.
2.17. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет администрация муниципального района “Ферзиковский район“.
4. Заключение антикоррупционной экспертизы
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности документа.
3.2. В заключении отражаются следующие сведения:
- дата и место подготовки заключения;
- основание для проведения экспертизы;
- реквизиты нормативного акта, проходящего экспертизу;
- данные о проводящих экспертизу лицах;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков;
- указание соответствующих статей (пунктов, подпунктов, абзацев) нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;
- предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.
3.3. Заключение подписывается председателем рабочей группы.
3.4. Заключение антикоррупционной экспертизы направляется в Районное Собрание, Главе района.
3.5. В случае установления коррупциогенности действующих нормативных правовых актов Районного Собрания заключение антикоррупционной экспертизы направляется председателю Районного Собрания для организации работы по внесению в нормативные правовые акты поправок, направленных на устранение коррупциогенности изданных ими нормативных правовых актов.
3.6. В случае установления коррупциогенности действующих нормативных правовых актов Главы района заключение антикоррупционной экспертизы направляется Главе района для организации работы по внесению в нормативные правовые акты поправок, направленных на устранение коррупциогенности изданных нормативных правовых актов.
3.7. Заключение о коррупциогенности проекта нормативного правового акта вместе с проектом возвращается руководителю структурного подразделения администрации муниципального района “Ферзиковский район“, представившему проект нормативного правового акта для проведения антикоррупционной экспертизы, для устранения выявленных коррупциогенных факторов.