Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Калужской области N 109 от 22.04.2005 “О Концепции системы индикативного государственного планирования в Калужской области“

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 апреля 2005 г. N 109

О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях создания системы индикативного государственного планирования в Калужской области, реализации Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 годы, утвержденной Законом Калужской области от 20.10.2004 N 362-ОЗ, Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию системы индикативного государственного планирования в Калужской области (прилагается).

2. Министерству экономического развития области разработать проект закона Калужской области об индикативном государственном планировании
в Калужской области, руководствуясь основными положениями, включенными в Концепцию системы индикативного государственного планирования в Калужской области.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра экономического развития области Любимова Н.В.

Губернатор области

А.Д.Артамонов

Приложение

к Постановлению

Правительства Калужской области

от 22 апреля 2005 г. N 109

КОНЦЕПЦИЯ

СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основные термины и определения, использующиеся

в настоящей Концепции

Индикативное государственное планирование - процесс формирования системы индикаторов (показателей) и разработка на их основе экономических мер государственного воздействия на экономические процессы для достижения установленных показателей.

Индикатор - показатель, качественно определяющий количественные характеристики того или иного процесса, состояния. Может являться результатом расчетов на основании нескольких показателей.

Элемент государственного планирования - программа, комплексный план, плановое задание.

Субъекты государственного планирования - органы государственной власти Калужской области.

Перспективное планирование - среднесрочное планирование (сроком до 4 лет).

Текущее планирование - краткосрочное планирование (сроком на 1 год).

Комплексный план - перечень организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на развитие экономики области и реализацию задач, увязанных по ресурсам, субъектам государственного планирования, срокам осуществления в соответствии с видами деятельности и ориентированных на конечный результат.

Государственная услуга - это услуга, предоставляемая гражданам и юридическим лицам органами государственной власти Калужской области и государственными организациями Калужской области.

1. Обоснование необходимости создания системы

государственного индикативного государственного

планирования в Калужской области

1.1. Текущая ситуация в государственном планировании

Сложившаяся на данный момент процедура и методология разработки программных документов не полностью соответствует требованиям административной реформы и реформы бюджетного процесса, не дает возможности оценить эффективность осуществляемых мероприятий, что выражается в отсутствии действенного механизма среднесрочного планирования экономики и социальной сферы Калужской области. Это проявляется в:

- отсутствии четких критериев и процедур оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области в соответствии с приоритетами социально-экономического
развития Калужской области;

- отсутствии индикаторов оценки качества и эффективности государственных услуг по отдельным видам деятельности;

- планировании функциональной деятельности органов исполнительной власти Калужской области на базе решения отдельных задач, в том числе в виде областных целевых программ, не позволяющих рассматривать в комплексе развитие той или иной сферы;

- ограниченности полномочий и ответственности субъектов государственного планирования при формировании областного бюджета.

1.2. Необходимость внедрения индикативного государственного

планирования в Калужской области

В девяностые годы интерес к государственному планированию снизился, так как возникло мнение о чрезмерности издержек государственной социальной политики и неэффективности госсектора в целом. При этом страны, в которых наиболее активно использовалось индикативное планирование, продолжали развивать его в более общей форме стратегического планирования на макроуровне. Макропрогнозы, увязанные со стратегией и конкретными программами социально-экономического развития, считаются достаточными для достижения целей государственной экономической политики. Такие страны, как Япония, Германия, Англия, Франция, применяют индикативное планирование. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации внедряется опыт Франции как максимально перспективный.

В целях создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, согласно которой формирование бюджета будет осуществляться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования будут иметь четкую взаимоувязку с функциями (услугами, видами деятельности), при их планировании основное внимание будет уделено обоснованию конечных результатов.

Индикативное государственное планирование позволит создать стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.) и оценивать деятельность субъектов государственного планирования по достигнутым результатам.

Сущностью новых подходов к индикативному государственному планированию является
необходимость смещения акцентов от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности субъектов государственного планирования в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Таким образом, возникла необходимость внесения кардинальных изменений в процесс планирования оказания государственных услуг населению и реализации мероприятий по развитию бюджетных отраслей на территории Калужской области с целью получения максимального результата на имеющейся ресурсной базе.

1.3. Основные принципы системы индикативного

государственного планирования

Основными принципами системы индикативного государственного планирования являются:

- единство системы индикативного государственного планирования Калужской области;

- сбалансированность государственных планов;

- полнота охвата всех видов деятельности, отнесенных к вопросам ведения Калужской области;

- финансовая обеспеченность плановых заданий;

- директивность плановых заданий;

- экономическая и социальная обоснованность государственных планов;

- объективная оценка итогов на основе индикативного метода;

- персональная ответственность субъектов государственного планирования за неисполнение планов и плановых заданий.

Важнейшим технологическим принципом индикативного государственного планирования является максимальное использование уже имеющихся элементов планирования, которые увязываются в общую систему, с приданием им определенного статуса. Это позволит ускорить внедрение системы и создать для субъектов государственного планирования более комфортные условия в переходный период, а также уменьшить количество нормативных правовых актов.

1.4. Цели и задачи индикативного государственного

планирования

Основной целью создания индикативного государственного планирования является обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, увеличение поступлений налоговых доходов в областной бюджет, стимулирование экономического роста и повышение на этой основе качества жизни населения.

Главное направление - переход преимущественно к индикативно-целевым методам государственного планирования, нацеленным на результативность и эффективность оказания государственных услуг.

Задачи индикативного государственного планирования:

- создание нормативной правовой базы для индикативного управления экономикой;

- внедрение методов индикативного управления экономикой области;

- построение иерархии элементов государственного планирования и определение уровня их подчиненности;

- повышение эффективности управления;

- определение новых
требований к элементам системы государственного планирования, формализация процесса государственного планирования;

- определение механизмов выбора приоритетов по развитию сфер деятельности на основе индикативной оценки;

- совершенствование системы межбюджетных отношений;

- стимулирование муниципальных образований в планировании оказания муниципальных услуг, ориентированных на количественные и качественные результаты, с встраиванием их в систему государственного планирования в целом по области.

2. Построение и функционирование системы индикативного

государственного планирования в Калужской области

2.1. Схема построения элементов индикативного

государственного планирования в Калужской области

----------------------------------------------¬ ----------------¬---------¬

¦ Стратегическая и методологическая основа ¦ ¦ Принимающий ¦¦ Срок ¦

¦ государственного планирования - ¦ ¦ орган ¦¦действия¦

¦Программа повышения качества жизни населения ¦ L----------------L---------

¦ Калужской области ¦

L---------------------T------------------------

¦ ----------------¬---------¬

/ ¦Законодательно妦 8 лет ¦

----------------------------------------------¬ ¦ Собрание ¦¦ ¦

¦ Перспективное планирование ¦ ¦ Калужской ¦¦ ¦

¦ Программа социально-экономического развития ¦ ¦ области ¦¦ ¦

¦ Калужской области ¦ L----------------L---------

L---------------------T------------------------

¦ ----------------¬---------¬

/ ¦Законодательно妦 4 года ¦-----------------------------------------------------------¬ ¦ Собрание ¦¦ ¦

¦ ¦ ¦ Калужской ¦¦ ¦

¦ ------------------¬ -------------¬ ----------------¬ -----------------¬ ---------------¬ -----------------¬ -------------¬ ¦ ¦ области ¦¦ ¦

¦ ¦Комплексный план ¦ ¦Комплексный ¦ ¦Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦Комплексный ¦ ¦ L----------------L---------

¦ ¦ развития ¦ ¦ план ¦ ¦план ¦ ¦ план ¦ ¦план развития ¦ ¦ план развития ¦ ¦ план ¦ ¦ ----------------¬---------¬

¦ ¦производственного¦ ¦ развития ¦ ¦социально- ¦ ¦ социального ¦ ¦ образования ¦ ¦ транспортной ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ Правительство ¦¦ 3 года ¦

¦ ¦ и научного ¦ ¦ ЖКХ ¦ ¦экономического ¦ ¦ обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ системы ¦ ¦ связи и ¦ ¦ ¦ Калужской ¦¦ ¦

¦ ¦ потенциала ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информатики ¦ ¦ ¦ области ¦¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------L---------

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L------------------ L------------- L---------------- L----------------- L--------------- L----------------- L------------- ¦

¦ ¦

¦ ------------------¬ -------------¬ ----------------¬ -----------------¬ ---------------¬ -----------------¬ ¦

¦ ¦Комплексный план ¦ ¦Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦ Комплексный ¦ ¦

¦ ¦ по обеспечению ¦ ¦ план ¦ ¦ план развития ¦ ¦ план развития ¦ ¦ план по ¦ ¦план управления ¦ ¦

¦ ¦ безопасных ¦ ¦ развития ¦ ¦ культуры и ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ обеспечению ¦ ¦ и распоряжения ¦ ¦

¦ ¦ условий ¦ ¦физкультуры ¦ ¦ искусства ¦ ¦ ¦ ¦экологической ¦ ¦государственным ¦ ¦

¦ ¦жизнедеятельности¦ ¦ и спорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ имуществом ¦ ¦

¦ L------------------ L------------- L---------------- L----------------- L--------------- L----------------- ¦

¦ ¦

L-------------------------------------------------------------T---------------------------------------------------------------

¦

/

-----------------¬

¦Плановые задания¦

L-----------------

2.2. Описание основных элементов индикативного

государственного планирования в Калужской области, схемы

построения и их взаимосвязь. Оценка результатов внедрения

индикативного государственного планирования

в Калужской области

Стратегическая и методологическая основа индикативного

государственного планирования

Программа повышения качества жизни населения Калужской области:

- определяет ключевые направления стратегического развития Калужской области;

- предусматривает новые социальные технологии, содержащие систему интегрированных показателей качества жизни населения Калужской области;

- определяет методологическую основу государственного планирования на перспективу.

Срок действия - 8 лет.

Разработчик: Правительство Калужской области.

Уровень утверждения: закон Калужской области.

Перспективное планирование

Программа социально-экономического развития Калужской области:

- дает оценку социально-экономическому положению области (в сравнении с аналогичными показателями по Российской Федерации, Центральному федеральному округу);

- определяет основные направления развития экономики области по видам деятельности и административно-территориальными единицами (районами);

- определяет основные пути достижения поставленных целей.

Срок действия - 4 года.

Разработчик: Правительство Калужской области.

Уровень утверждения: закон Калужской области.

Комплексные планы:

содержат конкретные мероприятия по развитию экономики области по видам деятельности на среднесрочную перспективу и по годам с финансовым обеспечением, а также систему индикаторов, ориентированных на конечный результат.

Перечень комплексных планов сформирован в соответствии с Программой повышения качества жизни населения Калужской области и включает в себя 13 комплексов:

1. Комплексный план социально-экономического развития сельских территорий Калужской области.

2. Комплексный план социального обеспечения.

3. Комплексный план развития образования.

4. Комплексный план развития здравоохранения.

5. Комплексный план развития физкультуры и спорта.

6. Комплексный план развития культуры и искусства.

7. Комплексный план по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.

8. Комплексный план по сохранению экологической безопасности.

9. Комплексный план развития производственного и научно-прикладного потенциала.

10. Комплексный план развития транспортной системы.

11. Комплексный план управления и распоряжения государственным имуществом.

12. Комплексный план развития ЖКХ.

13. Комплексный план развития связи и информатики.

Кроме того, в зависимости от целей планирования комплексные планы могут разделяться на две условные группы:

I группа - по оказанию государственных услуг (расходующие бюджетные средства);

II группа - по формированию условий для развития экономики, увеличения поступления налоговых доходов в областной бюджет, эффективного управления имущественным комплексом области.

Эффективность использования бюджетных средств оценивается по индикаторам, установленным для каждого вида деятельности в составе комплексных планов, которые позволят оценить правильность выбранного направления развития и эффективность использования государственных ресурсов.

Внедрение комплексных планов позволит обеспечить:

- оптимизацию перечня предоставляемых государственных услуг;

- снижение издержек предоставляемых государственных услуг;

- переориентацию субъектов государственного планирования с “освоения“ выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеримых результатов;

- комплексный подход к развитию видов деятельности, отказавшись при этом от разработки областных целевых программ по отдельным проблемам;

- соответствие объемов государственных услуг финансовым ресурсам.

Основные параметры комплексных планов:

- наименование субъекта государственного планирования, участвующего в исполнении комплексного плана;

- указание целей планирования - плановых индикаторов;

- определение структуры планирования (направление, виды, стоимость оказания государственных услуг);

- перечень оценочных показателей (индикаторов) эффективности и социальной значимости планируемых государственных услуг.

Период реализации комплексных планов - 3 года, с ежегодной корректировкой и сдвигом планируемого периода на 1 год вперед.

Разработчики - исполнительные органы государственной власти Калужской области по видам деятельности в рамках их полномочий.

Экспертизу осуществляет министерство экономического развития области.

Уровень утверждения: нормативный правовой акт.

Текущее планирование

Плановые задания.

Ежегодной детализацией комплексных планов являются плановые задания, которые содержат конкретный перечень государственных услуг или мероприятий на очередной финансовый год и планируемый объем бюджетных средств на оказание государственных услуг или реализацию мероприятий.

Общая сумма финансовых затрат из средств областного бюджета на реализацию плановых заданий отражается в расходной части областного бюджета по субъектам государственного планирования (главным распорядителям средств областного бюджета).

Разработчики - исполнительные органы государственной власти Калужской области по видам деятельности в рамках их полномочий.

Срок действия - 1 год.

Уровень утверждения: нормативный правовой акт.

Выстраивание элементов системы индикативного государственного планирования осуществляется на основании ряда выше обозначенных важнейших документов. В первую очередь - Программы повышения качества жизни населения Калужской области, которая является стратегической и методологической основой государственного планирования. Далее - среднесрочная программа социально-экономического развития Калужской области, являющаяся элементом перспективного планирования. На следующем этапе органы исполнительной власти Калужской области разрабатывают комплексные планы по своим направлениям, затем - плановые задания, являющиеся детализацией комплексных планов.

В концепции применен принцип разделения принадлежности комплексных планов по отношению к определенному виду деятельности. Таким образом, обеспечивается стабильность системы государственного планирования.

Единицей системы индикативного государственного планирования является государственная услуга, которая предоставляется или предоставление которой организуется субъектом государственного планирования для населения Калужской области. Государственные услуги предоставляются в тех сферах жизнедеятельности, где коммерциализация не допускается или рынок предоставления услуг не сформирован. С помощью аккумулируемых в областном бюджете средств будут решаться задачи по доведению качества и количества государственных услуг до уровня, необходимого для удовлетворения потребностей населения Калужской области, а также снижения издержек на их представление при сохранении необходимого объема и качества.

2.3. Порядок разработки комплексных планов в системе

индикативного государственного планирования в Калужской

области (один год трехлетнего периода)

------T---------------------------------------------------------T-----------------------------------T-------------------¬

¦ N ¦ Этап ¦ Исполнитель ¦ Срок подготовки ¦

¦этапа¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 1 ¦Разработка и представление в министерство экономического ¦Исполнительные органы ¦март - 30 апреля ¦

¦ ¦развития Калужской области прогноза социально- ¦государственной власти Калужской ¦ ¦

¦ ¦экономического развития отраслей экономики Калужской ¦области - разработчики комплексных ¦ ¦

¦ ¦области на 3 года ¦планов ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 2 ¦Разработка и корректировка комплексных планов на 3 года ¦Исполнительные органы ¦март - 20 августа ¦

¦ ¦на основе прогноза социально-экономического развития ¦государственной власти Калужской ¦ ¦

¦ ¦отраслей экономики Калужской области ¦области - разработчики комплексных ¦ ¦

¦ ¦ ¦планов ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 3 ¦Разработка прогноза социально-экономического развития ¦Министерство экономического ¦апрель - 20 августа¦

¦ ¦Калужской области на 3 года и баланса финансовых ¦развития Калужской области ¦ ¦

¦ ¦ресурсов Калужской области на основе прогнозов развития ¦ ¦ ¦

¦ ¦экономики, разработанных исполнительными органами ¦ ¦ ¦

¦ ¦государственной власти Калужской области ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 4 ¦Разработка перспективного финансового плана на 3 года на ¦Министерство финансов Калужской ¦июнь - 20 августа ¦

¦ ¦основании прогноза социально-экономического развития ¦области ¦ ¦

¦ ¦Калужской области на 3 года ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 5 ¦Уточнение объемов финансирования трехлетних комплексных ¦Исполнительные органы ¦20 августа - ¦

¦ ¦планов на основании перспективного финансового плана ¦государственной власти Калужской ¦30 сентября ¦

¦ ¦ ¦области - разработчики комплексных ¦ ¦

¦ ¦ ¦планов ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 6 ¦Согласование трехлетних комплексных планов с ¦Министерство экономического ¦20 августа - ¦

¦ ¦исполнительными органами государственной власти ¦развития Калужской области ¦30 сентября ¦

¦ ¦Калужской области - разработчиками комплексных планов ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 7 ¦Разработка плановых заданий на предстоящий год на ¦Исполнительные органы ¦июнь - 20 августа ¦

¦ ¦основании трехлетних комплексных планов, включение ¦государственной власти Калужской ¦ ¦

¦ ¦финансовых затрат на выполнение плановых заданий в ¦области - разработчики комплексных ¦ ¦

¦ ¦областной бюджет на предстоящий год ¦планов ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 8 ¦Разработка проекта областного бюджета на предстоящий год ¦Министерство финансов Калужской ¦июнь - 20 августа ¦

¦ ¦ ¦области ¦20 августа - ¦

¦ ¦ ¦ ¦30 декабря ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 9 ¦Подготовка отчетов по исполнению трехлетних комплексных ¦Исполнительные органы ¦20 января - ¦

¦ ¦планов по итогам прошедшего года, включая анализ ¦государственной власти Калужской ¦10 апреля ¦

¦ ¦выполнения плановых заданий ¦области - разработчики комплексных ¦ ¦

¦ ¦ ¦планов ¦ ¦

+-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+-------------------+

¦ 10 ¦Расчет эффективности выполнения плановых заданий ¦Министерство экономического ¦20 января - ¦

¦ ¦прошедшего года трехлетних комплексных планов на основе ¦развития Калужской области ¦20 апреля ¦

¦ ¦установленных индикаторов за прошедший год, рассчитанных ¦ ¦ ¦

¦ ¦по данным исполнительных органов государственной власти ¦ ¦ ¦

¦ ¦Калужской области и статистическим данным. Подготовка ¦ ¦ ¦

¦ ¦сводного отчета по исполнению трехлетних комплексных ¦ ¦ ¦

¦ ¦планов по итогам прошедшего года. Выработка рекомендаций ¦ ¦ ¦

¦ ¦по финансированию направлений комплексных планов на ¦ ¦ ¦

¦ ¦основании расчета эффективности выполнения комплексных ¦ ¦ ¦

¦ ¦планов за прошедший год ¦ ¦ ¦

L-----+---------------------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------

2.4. Организация финансового планирования в рамках

индикативного государственного планирования

в Калужской области

Перспективное планирование на 3 года с разбивкой по годам

------------¬ ---------------------------------¬

¦ ¦ ¦Прогноз социально-экономического¦

¦ ¦ ¦ развития Калужской области ¦

¦ ¦<------------------------+ ------------------¬ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Баланс финансовых¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ресурсов области ¦ ¦

¦ ¦ L-------+--------T--------+-------

¦ ¦ ¦

¦ ¦ --------------+------------¬

¦ ¦ ----------+---------¬ ¦ ---------+-------------¬

¦Комплексные¦ ¦ Прочие источники ¦ ¦ ¦Средства бюджетов всех¦

¦ планы ¦ ¦ финансирования, ¦ ¦ ¦ уровней ¦

¦ ¦ ¦включая средства ¦ ¦ L-------------T---------

¦ ¦ ¦внебюджетных фондов+---+-----------------+-¬

¦ ¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ / ¦ ¦

¦ ¦ ------------------------------¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Перспективный финансовый план¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- составляется по укрупненным¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦показателям бюджетной ¦ ¦ ¦

¦ ¦<--------------------------+классификации; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- предусматривает средства ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦областного бюджета ¦ ¦ ¦

L------------ L-----------------------T------ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

Текущее планирование на очередной финансовый год ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

------------¬ / ¦ ¦

¦ ¦ ---------------------¬ ¦ ¦

¦ ¦<----------------------------------+ Областной бюджет ¦<--- ¦

¦Финансовое ¦ L--------------------- ¦

¦обеспечение¦ /

¦ плановых“¦ -------------------------¬

¦ заданий ¦<--------------------------------------+ Внебюджетные фонды ¦

¦ ¦ L-------------------------

¦ ¦

¦ ¦

L------------

Финансовое планирование является подсистемой индикативного государственного планирования.

Основной задачей финансового планирования является финансовое обеспечение утвержденных комплексных планов и плановых заданий.

Основным принципом финансового планирования должно стать гарантированное обеспечение предоставления государственных услуг.

Финансовое планирование осуществляется на среднесрочный (перспективное планирование) и краткосрочный (текущее планирование) периоды в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики.

2.5. Описание финансового планирования в Калужской области

Финансовое планирование осуществляется в процессе подготовки и утверждения:

- прогноза социально-экономического развития Калужской области;

- баланса финансовых ресурсов Калужской области;

- перспективного финансового плана Калужской области;

- прогноза консолидированного бюджета Калужской области;

- областного бюджета Калужской области.

Среднесрочное финансовое планирование на трехлетний период с разбивкой по годам осуществляется при разработке следующих документов:

Прогноза социально-экономического развития Калужской области, который содержит экономические показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.

Показатели прогноза являются основой для разработки баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана Калужской области.

Разработчик - министерство экономического развития Калужской области.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Калужской области на основе отчетных данных разрабатывается баланс финансовых ресурсов Калужской области, который отражает объем доходов (включая средства бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области) и направления их расходования.

В расходной части баланса финансовых ресурсов отражаются расходы на текущее содержание и расходы на инвестиции.

Разработчик - министерство экономического развития Калужской области.

Основным элементом финансового планирования является перспективный финансовый план Калужской области.

Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях областного бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований, финансированию основных расходов бюджета.

В целях повышения роли среднесрочного финансового планирования должен быть определен порядок разработки перспективного финансового плана, состав показателей, процедура пересмотра его параметров в зависимости от достижения показателей результативности отдельных комплексов.

При этом с точки зрения распределения финансовых ресурсов в зависимости от конечных результатов основополагающее значение имеет включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между комплексами на трехлетний период. Это создаст стимул для оптимизации расходов, будет способствовать формированию системы индикаторов результативности расходов по комплексам.

Показатели перспективного финансового плана должны утверждаться постановлением Правительства Калужской области.

Разработчик - министерство финансов Калужской области.

Краткосрочное финансовое планирование осуществляется в процессе подготовки и утверждения на очередной финансовый год:

1. Прогноза социально-экономического развития Калужской области.

Разработчик - министерство экономического развития Калужской области.

2. Основных параметров областного бюджета по доходам и расходам, которые определяются на основе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Калужской области.

Разработчик - министерство финансов Калужской области.

3. Плановых заданий по предоставлению государственных услуг, которые устанавливаются в процессе разработки бюджета каждому распорядителю бюджетных средств и государственному бюджетному учреждению в зависимости от цели функционирования конкретного распорядителя бюджетных средств, государственного бюджетного учреждения, государственного унитарного предприятия.

Кроме того, планируется объем бюджетных средств, направляемых на государственные инвестиции по комплексам. Планирование указанных средств осуществляется в целях доведения до необходимого объема и качества предоставления государственных услуг и уменьшения издержек при их предоставлении.

Разработчики - исполнительные органы государственной власти Калужской области.

Финансовое планирование осуществляется в рамках среднесрочного планирования при формировании комплексных планов по следующим этапам:

1 этап - подготовка параметров прогноза социально-экономического развития Калужской области на 3 года, включая разработку баланса финансовых ресурсов.

На данном этапе производится оценка финансовых ресурсов области за счет бюджетных и внебюджетных источников и определяются направления их использования. Показатели баланса финансовых ресурсов могут служить ориентиром при разработке финансового обеспечения мероприятий комплексных планов за счет всех источников финансирования.

2 этап - разработка перспективного финансового плана. На данном этапе в общем объеме финансовых ресурсов области определяется объем средств областного бюджета. Расходная часть перспективного финансового плана формируется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета по фактически сложившейся структуре. Объем средств, предусмотренных перспективным финансовым планом по соответствующим направлениям, доводится до субъектов государственного планирования для разработки комплексных планов.

3 этап - разработка комплексных планов и их утверждение. На данном этапе разработчики комплексных планов определяют объем предоставляемых государственных услуг, их стоимость, мероприятия комплексных планов, индикаторы (объемно-стоимостные, качественные и рейтинговые) по видам услуг исходя из объемов финансовых ресурсов в соответствии с перспективным финансовым планом.

4 этап - разработка плановых заданий по комплексам. На данном этапе выделяются затраты на мероприятия комплексных планов, подлежащие финансированию в очередном финансовом году. Объем средств, необходимый для их реализации, устанавливается областным бюджетом Калужской области.

По итогам выполнения комплексных планов за первый год их реализации производится оценка эффективности использования бюджетных средств субъектами государственного планирования на основании индикативного метода.

3. Механизм реализации концепции

Важнейшим вопросом реализации настоящей Концепции является определение места в государственном планировании действующих областных целевых программ. В системе государственного планирования, основанного на индикативно-целевом методе, все преимущества областных целевых программ учтены, таким образом, существование программ является излишним, к тому же по целому ряду программ практически невозможно оценить эффективность вложения бюджетных средств. В настоящее время одномоментный отказ от всех принятых и действующих областных целевых программ невозможен по следующим причинам:

- ряд программ увязан с возможностью получения ассигнований из средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ;

- срок реализации ряда программ завершается в ближайшие год-два.

Мероприятия этих программ должны войти составной частью в комплексные планы, и их реализация будет проводиться в соответствии с плановыми заданиями.

В рамках разработки проекта закона Калужской области об индикативном государственном планировании в Калужской области на основе данной Концепции необходимо будет провести изменение нормативной правовой базы с целью отмены законов Калужской области, которыми утверждены областные целевые программы. Кроме того, необходимо разработать законодательные акты, совершенствующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения в Калужской области.

Для создания объективной и действенной системы оценки эффективности формирования и исполнения комплексных планов должна быть создана система индикаторов. Работа над ее созданием будет осуществляться рабочей группой, сформированной из представителей субъектов государственного планирования. Координация деятельности осуществляется министерством экономического развития области. Также планируется привлечь к этой работе специализированные научные организации, обладающие разработками по созданию в органах государственной власти механизмов, ориентирующих их деятельность на результат, позволяющих использовать механизмы стратегического планирования на повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Целесообразно назначение субъекта государственного планирования, на базе которого система индикативного государственного планирования будет адаптирована к условиям Калужской области.