Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Калужской области N 137 от 03.11.1997 “О Калужской областной целевой программе “Отходы“

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 ноября 1997 г. N 137

О КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЕ “ОТХОДЫ“

Рассмотрев разработанный Государственным комитетом по охране окружающей среды Калужской области (Алдушкин М.И.) совместно с АОЗТ “Регион - Центр - Экология“ (Решитько В.Ф.) проект Калужской областной целевой программы “Отходы“ на 1998-2001 годы, Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить проект Калужской областной целевой программы “Отходы“ на 1998-2001 годы (прилагается).

2. Представить указанную программу на утверждение в Законодательное Собрание Калужской области.

3. Контроль за
выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Вице-Губернатор Калужской области

А.Д.Артамонов

Приложение

к Постановлению

Правительства Калужской области

от 3 ноября 1997 г. N 137

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ОТХОДЫ“

ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “ОТХОДЫ“

Наименование программы:

Калужская областная целевая программа “Отходы“

Основание принятия решения о разработке Программы:

Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды“

Федеральная целевая программа “Отходы“, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098.

Федеральная целевая программа “Возрождение Волги“, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 95.

Концепция экономического и социального развития Калужской области на 1997-2000 г.г., утвержденная Постановлением Правительства Калужской области от 6 июня 1997 г. N 70.

Государственные заказчики и координаторы:

Правительство Калужской области

Департамент экономики и промышленности Калужской области

Государственный комитет по охране окружающей среды Калужской области.

Основные разработчики Программы:

Департаменты Правительства области, Государственный комитет по охране окружающей среды Калужской области, АОЗТ “Регион - Центр - Экология“, Калужский областной Центр Госсанэпиднадзора, научные и проектные организации области.

Цели и задачи Программы:

- создание нормативной и технологической базы для реализации региональных задач в системе единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;

- обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращение и ликвидация загрязнения окружающей среды отходами;

- экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

- создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно - управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;

- концентрация финансовых, материально - технических и других ресурсов, концентрация производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;

- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в области отходов.

Сроки и этапы реализации Программы:

1998-2001 гг.

Перечень подпрограмм и
основных мероприятий.

1. Мероприятия по нормативно - правовому и научно - техническому обеспечению Программы.

2. Мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий:

Правительство Калужской области, органы местного самоуправления, акционерное общество “Регион - Центр - Экология“, промышленные предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности в том числе гг. Обнинска, Балабаново, Москвы, С-Петербурга.

Объемы и источники финансирования:

общий объем финансирования 388,399 млрд. руб.

(в ценах 1996 года), в том числе:

за счет средств Федерального бюджета 56,66 млрд. руб. 14,6%

Областного бюджета 38,1 млрд. руб. 9,8%

Бюджета муниципального образования 4,5 млрд. руб. 1,2%

г. Калуга

Бюджета муниципального образования 0,11 млрд. руб. 0,03%

г. Жиздра

Бюджета муниципального образования 0,11 млрд. руб. 0,03%

г. Юхнов

Бюджета муниципального образования 0,09 млрд. руб. 0,02%

Перемышльский район

Бюджета муниципального образования 0,09 млрд. руб. 0,02%

Бабынинский район

Федерального экологического фонда РФ 11,3 млрд. руб. 2,9%

Областного и местного 24,1 млрд. руб. 6,2%

экологических фондов

средств предприятий и 253,339 млрд. руб. 65,2%

привлеченных ими средств

По направлениям затрат:

капитальные вложения 356,25 млрд. руб.

научно - исследовательские и 32,149 млрд. руб.

опытно - конструкторские работы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- снижение на 20-30% негативного воздействия образования, складирования и захоронения отходов на окружающую природную среду;

- разработка и внедрение новых технологий по переработке и обезвреживанию более 18 видов отходов;

- увеличение ресурсно - сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции;

- производство более 10 видов пользующейся спросом продукции, изготовленной из (или) с применением отходов;

- прибыль от реализации продукции в объеме 60 млрд. руб. в год, начиная с 2000 года, предотвращенный экологический ущерб в объеме 254 млрд. руб. в год;

- эффективный контроль и организация системы мониторинга воздействия отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения;

- экологизация технологических процессов на предприятиях области на основе внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Система управления и контроля за исполнением Программы:

Управление и контроль за исполнением программы осуществляют Государственный заказчик, Правительство Калужской области, администрации муниципальных образований и Государственный комитет по охране окружающей среды Калужской области.

Текущее управление исполнением Программы осуществляет дирекция Программы, определяемая Правительством области на конкурсной основе, и Наблюдательный совет.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ

РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Сложившаяся в Калужской области
ситуация в области образования, использования, размещения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений области.

Сегодня в Калужской области образуется более 500 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых используется лишь 14 тыс. тонн, или 2,8 процента. На территории области в отвалах и хранилищах накоплено около 11,2 млн. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных отходов, общее количество которых достигло 240 тыс. тонн.

Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно в области занимается около 25 га пригодных для использования земель, в том числе площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.

Часть токсичных отходов хранится на территории промышленных предприятий в неприспособленных для того местах, складах, открытых площадках, загрязняя окружающую среду.

Система сбора и переработки вторичных ресурсов, ранее существовавшая, разрушена в связи с тем, что многие перерабатывающие предприятия оказались за пределами России.

Неиспользуемые отходы - это миллионы тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов.

До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной, а следовательно и областной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.

Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно - технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятий по строительству пилотных (опытно - промышленных,
экспериментальных, демонстрационных) установок, реализация которых требует системной увязки по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в области. В дальнейшем предполагается тиражирование предприятиями технологии и техники, отработанных на реализуемых в рамках Программы пилотных проектах.

Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной (областной) политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на областном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей, муниципальных образований, для социального развития и улучшения условий проживания населения.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Калужской областной целевой программы “Отходы“ являются:

- создание нормативно - правовой и технологической базы для реализации единой политики на территории Калужской области в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;

- обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами;

- экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:

- создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно - управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;

- концентрация финансовых, материально - технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;

- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

- организация и обеспечение научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и
малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

- экологизация технологических процессов на предприятиях области на основе малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Реализация Программы рассчитана на 1998-2001 годы. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 4 лет.

По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные разработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно - монтажные работы (новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.

Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1998-2000 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия сформированы на основе предложений промышленных предприятий, департаментов Калужской области, природоохранных органов, общественных экологических организаций, исследований и разработок научных и проектных организаций и включают:

Мероприятия по нормативно - правовому и научно - техническому обеспечению. (Приложение 1).

Мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов. (Приложение 2).

Мероприятия по научно - техническому и нормативно - правовому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно - правовых актов, необходимых для развития государственной (областной) системы управления в сфере обращения с отходами.

Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

Мероприятия, направленные на развитие областной системы управления в сфере обращения с
отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно - методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управление отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно - методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.

Одной из задач Программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшения ресурсообеспечения экономики, является реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых средозащитными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферу. Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки, древесные отходы, отходы целлюлозно - бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод.

При включении пилотных проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели:

- наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов;

- наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия;

- готовность областных и органов местного самоуправления оказать на возвратной основе финансовую и организационную поддержку реализации пилотного проекта.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов, Федерального экологического фонда РФ, региональных и местных экологических фондов, средств предприятий и привлеченных ими средств.

В целом для реализации Программы в 1998-2001 гг. требуется финансирование в объеме 388,399 млрд. рублей (в ценах 1996 года),

в т.ч.

за счет средств федерального бюджета - 56,66 млрд. руб.,

бюджета области - 38,1 млрд. рублей,

бюджета муниципального образования - 4,5 млрд. руб.,

г. Калуга

бюджета муниципального образования - 0,11 млрд. руб.,

г. Жиздра

бюджета муниципального образования - 0,11 млрд. руб.,

г. Юхнов

бюджета муниципального образования - 0,09 млрд. руб.,

Перемышльский район

бюджета муниципального образования - 0,09 млрд. руб.,

Бабынинский район

средств Федерального экологического - 11,3 млрд. рублей,

фонда РФ

областного и местных экологических - 24,1 млрд. рублей,

фондов

предприятий и привлеченных ими - 253,339 млрд. рублей,

средств

Объем финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ составляет в 1998-2001 годах - 32,149 млрд. рублей.

Объем финансирования пилотных проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов - 356,25 млрд. рублей.

В таблице приведены объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по органам местного самоуправления и областного бюджета. Выделение средств из областного бюджета по ряду мероприятий осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 744 “О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе“ и Постановления Правительства РФ N 1098
от 13 сентября 1996 г. “О Федеральной целевой Программе “Отходы“.

Расходуемые средства на выполнение Программы могут уточняться исходя из возможностей федерального, областного и местного бюджетов.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ

ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Государственным заказчиком Программы является Правительство Калужской области, которое в случае необходимости в установленном порядке может передавать части функций Государственного заказчика органам местного самоуправления, на территории которых реализуются мероприятия Программы.

Мероприятия Программы, связанные с реализацией пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются только при наличии положительного заключения экологической экспертизы.

Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, определяемой государственным заказчиком на конкурсной основе.

Для координации контроля выполнения Программы при Правительстве учреждается наблюдательный совет, в состав которого войдут специалисты Государственного комитета по охране окружающей среды Калужской области, управления “Калугакомвод“, Калужского управления лесами, управления геологии и использования недр, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, управления охотничьего хозяйства, областной инспекции рыбоохраны, Калужского областного центра санэпидемнадзора, департаментов Правительства Калужской области, научных, финансовых и общественных организаций, муниципальных образований.

На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнование из областного бюджета для финансирования указанной программы.

Дирекция Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с органами местного самоуправления, областным и местными экологическими фондами и предприятиями.

Источником финансирования мероприятий Программы могут быть целевые кредиты коммерческих банков, предоставляемые под гарантии Правительства области.

Департамент экономики и промышленности с участием департамента финансов и бюджета, отраслевых департаментов, Государственного комитета по охране окружающей среды Калужской области, местных органов власти организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения программных мероприятий и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств.

По результатам экспертных проверок подготавливаются заключения и предложения о продолжении работ и финансирования Программы, о продлении сроков по другим вопросам реализации Программы.

Дирекция программы ежегодно направляет в департамент экономики и промышленности, департамент финансов и бюджета доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.

6. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Результаты реализации Программы должны обеспечить:

- создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной (областной) политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;

- экологизацию технологических процессов, рабочих мест при тиражировании оборудования и создании новых технологий;

- уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;

- увеличение ресурсно-сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции;

- создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов;

- эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Эколого - и социально - экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются:

- снижение на 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов;

- сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища отходов после реализации пилотных проектов;

- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл, накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов;

- создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов;

- насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или) с применением отходов.

В результате реализации пилотных проектов будет перерабатываться более 150 тыс. тонн в год отходов и производиться более 10 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 80 тыс. тонн продукции в год.

Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 60 млрд. руб. в год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 254 млрд. руб. в год.

Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии, в том числе отработан техпроцесс и типовая конструкция высокотемпературной установки переработки твердых бытовых и промышленных отходов, которая позволит обеспечить создание энергостроительных комплексов на территории области и Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будет разработано более 50 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов областного уровня, две областные информационные системы (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов), более 20 учебных пособий для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.

Приложение 1

к Калужской областной целевой программе

“Отходы“

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО НОРМАТИВНО - ПРАВОВОМУ И

НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

--------------------------------------T--------T----------------------------------------------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦ Объемы финансирования, млрд. рублей ¦

¦ ¦выполне-¦ (в ценах 1996 г.) ¦

¦ ¦ния +-------T---------T-------T--------------------------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦Областной¦Прочие ¦ Исполнитель ¦

¦ ¦ ¦ ¦бюджет и ¦источ- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ники ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦г.Калуги ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Создание системы управления отходами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦АОЗТ “Регион - ¦

¦производства и потребления, включая:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦентрЭкология“ далее АО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦“РЦЭ“ ЗАО “Проектный ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦институт-8“ далее АО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦“ПИ-8“ Гос. комитет по ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охране окружающей среды ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Калужской области (далее ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГК ООСКО) ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Разработка нормативно - правовой базы¦1998 г. ¦0,06 ¦ - ¦0,06 ¦АО “РЦЭ“ ¦

¦системы управления отходами, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГК ООСКО ¦

¦числе механизмов экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦стимулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Разработка программы “Обучение“: ¦1998 г. ¦0,07 ¦ - ¦0,07 ¦ ¦

¦в системе дошкольного, школьного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦среднеспециального и высшего ¦1998 г. ¦0,02 ¦ - ¦0,02 ¦АО “РЦЭ“, ГК ООС КО ¦

¦образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в системе переподготовки кадров ¦1998 г. ¦0,05 ¦ - ¦0,05 ¦ ¦

¦и аттестации специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Инвентаризация и сертификация ¦1998 г. ¦0,189 ¦ - ¦0,189 ¦Предприятия ГКООСКО ¦

¦отходов производства и потребления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦АО “РЦЭ“ ¦

¦создание кадастра отходов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вторичных ресурсов, разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦удельных нормативов образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Организация системы мониторинга ¦1998 г. ¦0,2 ¦ - ¦0,2 ¦АО “РЦЭ“ ¦

¦воздействий на окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГК ООС КО ¦

¦среду при размещении, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Исследовательская ¦

¦складировании и размещении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лаборатория по ¦

¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качеству пищевых ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продуктов и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологии (ИЛКППЭ) ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Создание системы управления ТБО, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦включая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка и внедрение технологии ¦1998 г. ¦0,25 ¦ - ¦0,25 ¦Администрация ¦

¦раздельного сбора и предварительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципального ¦

¦сортировки твердых бытовых отходов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования “г. Калуга“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Экологический фонд г. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Калуга ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка технологии компостиро- ¦1998- ¦0,5 ¦ 0,2 ¦0,3 ¦Департамент ¦

¦вания пищевых отходов после сорти- ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦сельского хозяйств ¦

¦ровки твердых бытовых отходов с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и продовольствия ¦

¦применением отходов растениеводства ¦ ¦0,3 ¦ - ¦0,3 ¦МП “Полигон ТБО“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГК ООСКО ¦

¦ ¦ ¦0,2 ¦ 0,2 ¦- ¦Победитель конкурса ¦

¦ ¦1999 ¦0,2 ¦ 0,1 ¦0,1 ¦ ¦

¦ ¦2000 ¦0,3 ¦ 0,1 ¦0,2 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка технологии санации ¦1998- ¦ ¦ ¦ ¦Администрация ¦

¦полигонов ТБО и защиты окружающей ¦2000 ¦3,0 ¦ 2,0 ¦1,0 ¦муниципального ¦

¦среды от выбросов и сбросов ¦ ¦1,0 ¦ - ¦1,0 ¦образования “г. Калуга“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦МП “Полигон ТБО“, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Программа Tacis ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦2,0 ¦ 2,0 ¦- ¦Победитель конкурса ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ 1998 ¦0,2 ¦ 0,2 ¦- ¦ ¦

¦ ¦ 1999 ¦1,0 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ ¦

¦ ¦ 2000 ¦1,8 ¦ 1,3 ¦0,5 ¦ ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+--------------------------+

¦Технологии переработки токсичных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленных отходов, включая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Созданию опытно - промышленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Миннауки РФ, ¦

¦установки по переработке твердых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦АО“Технолига“, ¦

¦бытовых и промышленных отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительство Москвы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Разработка проекта. ¦ 1998 ¦ 1,5 ¦ - ¦ 1,5 ¦ ¦

¦Создание опытной установки ¦ 1999 ¦ 21,0 ¦ 9,0 <**>¦ 12,0 ¦“Гинцветмет“ ¦

¦ ¦ ¦ 12,0 ¦ - ¦ 12,0 ¦АО “РЦЭ“ ¦

¦ ¦ ¦ 9,0 ¦ 9,0 ¦ - ¦Победитель конкурса ¦

+-------------------------------------+--------+-------+---------+-------+-----“--------------------+

¦Разработка технологий по переработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- мышья“изводства и потребления, в том числе разработка нормативно - правовой базы и механизмов экономического стимулирования;

- разработку технологий переработки токсичных промышленных, твердых бытовых, сельскохозяйственных и медицинских отходов;

- снижение отрицательного воздействия на окружающую среду;

- реализацию пилотных проектов, создание опытных установок, участков и цехов по переработке отходов гальванического производства: ртуть, мышьяк и хромсодержащих отходов;

- строительство и реконструкцию полигонов ТБО.

Реализация запланированных целей кроме решения поставленных целей и задач позволит:

- снизить на 20-30% негативное воздействие отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов;

- сократить площади отчуждаемых земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного пользования, под полигоны, отвалы и хранилища отходов;

- обеспечить экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов, за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл;

- насытить рынок недорогими, пользующимися спросом товарами, изготовленными из отходов или с их применением;

- перерабатывать ежегодно более 150 тыс. тонн твердых отходов, в том числе 24 тыс. тонн промышленных и 130 тыс. тонн твердых бытовых отходов;

- производить более 10 видов товарной продукции различного назначения в том числе:

- электрическую энергию

- тепловую энергию

- жидкий азот

- жидкий и газообразный кислород

- жидкий и газообразный аргон

- красящий пигмент

- стеновые гипсовые блоки

- стеновые древесно - цементные блоки

- медь цементационную

- дубитель хромовый

- натрий сернокислый

- натрий хлористый

- шлак гранулированный

- керамзит

- шлаковату

- компост.

Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов составит 60,0 млрд. рублей в год.

Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба 254 млрд. рублей в год.

Финансирование программы осуществляется из следующих источников:

Федеральный бюджет 56,66 млрд. руб. 14,5%

Областной бюджет 38,1 млрд. руб. 9,8%

Бюджет г. Калуга и муниципальных 4,9 млрд. руб. 4,3%

образований

Федеральный экологический фонд 11,3 млрд. руб. 2,9%

Областной и местные экофонды 24,1 млрд. руб. 6,2%

Средства предприятий и привлеченные 253,339 млрд. руб. 65,2%

ими средства

Общий объем финансирования 388,399 млрд. руб.